КНИЖНЫЙ КОМПАС
4 (97) - 2011
малое предпринимательство в странах содружества независимых государств и его роль в международной интеграции
а. в. истомин,
доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации, заведующий отделом прогнозирования развития хозяйственных систем севера E-mail: kvp_ruk@mail. ru
Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина Кольского научного центра РАН
Устойчивый экономический рост непосредственно зависит от эффективности использования основных факторов производства — земли, труда, капитала, — а также предпринимательской активности. Недостаточный учет предпринимательской функции ведет к тому, что научно-технические достижения не внедряются, капиталы, земля и труд используются нерационально. Раскрытие предпринимательского потенциала определяет наполнение доходной части государственного бюджета и в конечном счете влияет на уровень жизни в стране.
В развитых рыночных экономиках место и роль малого и среднего предпринимательства определяются его вкладом в общественный прогресс. Сегодня малый бизнес является локомотивом всех позитивных процессов, которые происходят в экономике и являются основой ее устойчивого роста. В книге1 предложена концепция развития малого бизнеса как социально-экономического института, имеющего решающее значение для успеха проводимых в России, Украине и других странах СНГ постсоциалистических структурных реформ и для полноценной интеграции их в мировую экономику.
Эффект развития малого бизнеса проявляется не только на микроэкономическом уровне (увеличение объема продаж и прибыли), но прежде всего
1 Дятченко Л. Я., Ляшенко В. И., Павлов К. В. Малое предпринимательство в странах СНГ М.: Изд-во «Магистр», 2010. 508 с.
68 -
в масштабных преобразованиях общества в целом. Малый бизнес стабилизирует рынок, вовлекая в оборот местные сырьевые ресурсы, содействует развитию малых городов и поселков, приближая место работы людей к месту жительства, уменьшает общие транспортные расходы, снижает нагрузку на природную среду, рассредоточивая производство по регионам страны.
Количественные показатели определяют не статус малого и среднего бизнеса (МСБ) как социально-экономического института, а всего лишь его разделение на средний (преимущественно в виде закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью), малый (преимущественно в виде хозяйственных обществ и кооперативов) и мелкий бизнес (преимущественно в виде предпринимательства без образования юридического лица). Кроме того, в России зарегистрировано около 350 тыс. некоммерческих организаций. Многие из них самоокупаемые, они оказывают местному населению социально значимые услуги (образовательные, медицинские, информационные и др.). Поскольку роль общественного сектора экономики в постиндустриальном обществе существенно возрастает, включение некоммерческих организаций в состав малого бизнеса при условии информационной открытости будет содействовать развитию предпринимательства в сфере социальных услуг.
Одной из форм малого бизнеса является самозанятость — предпринимательство без образования
юридического лица и в большинстве случаев без использования наемной рабочей силы. В странах Европейского Союза в последние годы оно обеспечивало работой каждого восьмого жителя. В развивающихся странах 30—70 % экономически активного населения занято на «микропредприятиях» с количеством работников от двух до десяти человек, которые производят до 20 % ВВП, а к 2020 г., согласно прогнозам, этот показатель может вырасти более чем вдвое. Что касается качественных характеристик малого бизнеса, то главная среди них — соединение функций собственника (распорядителя) имущества и менеджера, который управляет этим имуществом и обеспечивает самоокупаемость бизнеса (как показывает зарубежный опыт, именно с этим качественным отличием и связаны основные преимущества и ограничения в развитии малого бизнеса).
Стабилизирующая роль малого и среднего бизнеса (МСБ) обусловлена тремя основными причинами: на эту сферу меньшее влияние оказывают ажиотажный рост цен и спекулятивные посредники; малый бизнес в меньшей степени зависит от импорта, динамика цен здесь в большей мере обусловлена соотношением спроса и предложения; отраслевой рынок труда в данной сфере более гибок и поэтому уменьшение спроса сопровождается не ликвидацией рабочих мест, а введением неполной рабочей недели, сокращенного рабочего дня и т. д.
Обобщение зарубежного опыта показывает, что для развития малого бизнеса (и, следовательно, раскрытия предпринимательского потенциала) целесообразно: согласовать политику развития малого бизнеса с ключевыми экономическими и социальными целями государства; проводить благоприятную для малого бизнеса налоговую политику; сформировать систему сотрудничества крупных и малых предприятий; определить вклад малого бизнеса в оптимизацию структуры производства и собственности; выработать эффективную систему привлечения граждан к индивидуальной трудовой деятельности; популяризовать предпринимательскую культуру; добиться толерантного отношения общества к частным предпринимателям.
В РФ малый бизнес развивается относительно недолго—около 20 лет. Если еще в середине 1980-х гг. в стране действовало около 40 тыс. предприятий и все они были государственными, то к 1994 г. количество зарегистрированных предприятий достигло 900 тыс., 90 % из которых были частными. Пик роста малых предприятий (МП) пришелся на 1991—1992 гг., что обусловливалось либерали-
зацией процедуры регистрации предприятий и появлением Закона РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР» (с последующими изменениями) и Закона РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (с последующими изменениями). Зарубежными экономистами он был оценен как «астрономический». И действительно, если процесс становления и развития малого бизнеса в зарубежных странах проходил десятилетиями, то в России буквально за несколько лет появился миллионный класс предпринимателей-собственников, которые имеют желание и возможности обеспечивать себя сами.
Малые предприятия в России определяются не только количественными, но и качественными признаками: доля государства, а также общественных и религиозных организаций и фондов в уставном капитале МП не должна быть более 25 %; доля, принадлежащая юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не должна превышать 25 %. В ходе реформ в РФ еще со времен перестройки малые предприятия играли роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор в российской экономике формировался именно в сфере малого бизнеса. И это вполне закономерно, так как при переходе от государственной экономики к рыночной крупный частный капитал отсутствует, а частный сектор представляют в основном малые предприятия.
Началом возрождения малого предпринимательства в России следует считать 1987 г. С тех пор его развитие шло неравномерно в различные периоды времени, что дало основание ученым выделять отдельные этапы его развития.
Первый этап, характеризующийся стремительным ростом малых предприятий, начался с известных постановлений об индивидуальной трудовой деятельности и развитии кооперативов в 1987 г. и продолжался до 1995 г. — последнего всплеска роста малых предприятий. Этому способствовали многие факторы. Приватизация проводилась сверху, происходило разгосударствление предприятий и потому малые предприятия пользовались большими льготами, в том числе и из госбюджета. Тотальный дефицит конца 1980-х гг. способствовал развитию малого бизнеса и в производстве товаров широкого потребления, бытовых услуг и розничной торговле. 1992 г. характеризовался галопирующей инфляцией, огромным ростом налогов, которые иной раз составляли 70—90 % доходов малых предприятий, резким сокращением доли малых предприятий в
- 69
реальном секторе экономики и ростом торговых предприятий, специализирующихся на импорте дешевого ширпотреба, главным образом из Китая и Турции.
Второй этап — с середины 1990-х гг. по настоящее время — характеризуется как замедлением роста малых предприятий, так и уменьшением их количества. Это связано не только с исчерпанием возможностей получения сверхприбылей от торговли, посреднической деятельности и всякого рода спекуляций, но и с объективным процессом концентрации и централизации производства и капитала. Этому способствовали и субъективные факторы — перерегистрация предприятий малого бизнеса согласно принятому в 1995 г. Гражданскому кодексу РФ (оказалось, что почти треть зарегистрированных предприятий не приступала к реальной хозяйственной деятельности), снижение «потолка численности занятых» для промышленных предприятий с 200 до 100 чел. Несмотря на это увеличилось количество МП в строительстве (на 18 %) и на транспорте (на 19 %), возросла инвестиционная активность (капиталовложения малых предприятий в промышленность увеличились в 4 раза, в промышленности — в 7,4 раза), что позволяет говорить о начале становления нормальной рыночной среды. В значительной мере это связано с использованием системы мер государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Впервые Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе России был образован в марте 1992 г., но просуществовал очень недолго из-за очередной реорганизации структуры федеральных органов. Затем в 1995 г. президентским указом был образован Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП). Его функциями стали:
• разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства в области государственной поддержки малого предпринимательства;
• анализ состояния и эффективности мер применения государственной поддержки;
• подготовка предложений по устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в вопросах создания и развития субъектов малого предпринимательства;
• контроль за эффективным использованием средств и выполнением мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства.
70 -
В октябре 1998 г. Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства был упразднен, а его функции переданы Министерству по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП).
Постановлением Правительства РФ от 04.12.1995 №1184 в соответствии с Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» был создан Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), который призван осуществлять финансовое обеспечение реализации мероприятий федеральных программ и контроль за целевым использованием субъектами малого предпринимательства финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета; выполнять функции залогодателя, поручителя и гаранта по обязательствам субъектов малого предпринимательства; финансировать проведение научных исследований по проблемам малого предпринимательства; осуществлять финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства.
Как справедливо считают Л. Я. Дятченко, В. И. Ляшенко, К. В. Павлов, большое значение для формирования государственной системы поддержки малого предпринимательства имел Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в котором были определены общие положения, формы и методы государственного стимулирования и регулирования субъектов малого предпринимательства, разграничены полномочия между Федерацией и ее субъектами.
На уровне Федерации определяются общие принципы и приоритетные направления государственной поддержки; разрабатываются и реализуются федеральные программы, финансируемые не менее чем на 50 % за счет федерального бюджета и других фондов; установлением льготы для субъектов малого предпринимательства по федеральным налогам; определяются критерии отнесения предприятий к малому предпринимательству, порядок их регистрации и отчетности и др. (субъекты РФ решают все вопросы в области поддержки малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов.
В Федеральном законе определены направления государственной поддержки малого предпринимательства: формирование соответствующей инфраструктуры; создание льготных условий ис-
пользования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности и сертификации продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным, производственным связям с зарубежными государствами; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Постановлениями Правительства РФ были приняты также федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ. Федеральные программы предусматривали мероприятия по финансово-кредитной, инвестиционной и информационной поддержке малого предпринимательства, по развитию инфраструктуры, кадрового и научного обеспечения, социальной защищенности и безопасности в малом предпринимательстве. Однако осуществление всех этих очень своевременных и правильных мер требует больших финансовых средств, изыскать которые в период кризиса экономики и дефицита государственного бюджета было весьма сложно. Поэтому многие планы остались лишь на бумаге.
Наряду с государственными и региональными органами поддержки малого предпринимательства существует множество общественных организаций, фирм, банков, кредитных и страховых компаний, технопарков и разного рода образовательных структур. Например, это Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, созданное в рамках соглашения между правительствами России и Великобритании, основная цель которого — содействие развитию предпринимательской активности населения, предоставление ему необходимой информации и консультаций. Агентство как представитель России участвует в реализации проекта Европейского Союза по формированию сети региональных агентств по поддержке малого предпринимательства. Создание таких агентств поддерживается на всех уровнях: и региональными властями, и федеральными путем включения создания региональной сети в федеральные программы.
В Украине правительство воздействует на сферу малого бизнеса путем обеспечения общих социаль-
но-экономических условий предпринимательской деятельности (меры в области налогообложения, приватизации, трудового законодательства), максимально способствующих проявлению и реализации частного интереса и частной инициативы граждан, а также используя разнообразные экономические, организационные, правовые формы и методы непосредственной поддержки (учреждение специальных служб и программ стимулирования деловой активности, предпринимательских курсов, льготные условия финансирования и т. п.).
Деятельность предпринимателей, функционирующих в сфере малого бизнеса, зависит от социально-психологических, финансово-экономических и организационно-правовых условий. К ним следует добавить и научно-технологические, информационно-коммуникационные и рыноч-но-конъюнктурные. Последние — наиболее значимы, и прежде всего для тех предпринимателей, которые используют в своей деятельности методы маркетинга. Что касается организационно-правовых условий, то важнейшим из них в переходный период является государственное регулирование. Об этом красноречиво свидетельствует опыт развитых стран, где малый и средний бизнес получил свое развитие и достиг определенных успехов при значительной поддержке государства.
Государственное регулирование базируется на совокупности принципов, среди которых важнейшими являются: дифференцированно-долевой подход и мотивационная ориентация, сочетание текущих и стратегических интересов общества, коррелятивность объемов оказываемой поддержки с ответственностью за ее использование, баланс между протекционизмом и рыночными свободами. Последовательное соблюдение этих принципов обеспечивает создание многомерной системы, в которой смогут гармонично сочетаться социально-экономические цели государства и интересы малых (средних) предприятий.
Таким образом, для формирования сектора малого предпринимательства необходимы определенные условия: организационные, экономические, социальные, правовые и др. Так как предпринимательство относится к новаторской экономической деятельности особого рода — комбинированию производственных факторов, то речь идет о создании, изменении и развитии организационных форм и структур в целях открытия или роста производства тех или иных товаров и услуг. Подобное изменение может принимать множество форм: создание нового предприятия или реорганизация старого, установление новых, модификация или
- 71
ликвидация существующих связей и т. д. Главное же состоит в формировании организационно-экономических условий как для количественного роста субъектов предпринимательской деятельности, так и для обеспечения эффективного взаимодействия между ними с помощью конкуренции. В связи с этим особую актуальность приобретают организационно-экономические условия как самостоятельный фактор развития малого бизнеса.
В экономике Украины появлению малого бизнеса предшествовало образование кооперативов в период с 1988 по 1990 г. Именно они и положили начало развитию малого предпринимательства. Однако государственная политика, реально направленная на поддержку малого предпринимательства и формирование организационно-экономических условий для его развития, начала формироваться с 1991 г. В соответствии с законом Украины «О предпринимательстве» и иными законодательно-нормативными документами государственные органы обязаны: предоставлять субъектам предпринимательской деятельности государственное имущество, земельные участки, целевые кредиты; содействовать организации материально-технического обеспечения предпринимателей; стимулировать с помощью экономических рычагов (целевых субсидий, налоговых льгот и т. п.) модернизацию технологии и инновационную деятельность; обеспечивать информационное обслуживание и повышение квалификации кадров для работы в сфере бизнеса и другие виды помощи. В законах Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» (ноябрь 2000 г.) и «О Национальной программе содействия развитию малого предпринимательства в Украине» (декабрь 2000 г.) развиваются правовые основы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства независимо от формы собственности.
Главной целью государственной поддержки и правового обеспечения развития предпринимательства в Украине на этапе рыночных преобразований, как справедливо считают авторы монографии, является создание равных условий для всех субъектов хозяйствования, содействие развитию малого бизнеса, укреплению позиций предприятий, осуществляющих свою деятельность в приоритетных направлениях: производстве товаров народного потребления и сельскохозяйственной продукции, обслуживании агропромышленного комплекса, изготовлении строительных материалов, оказании коммунально-бытовых услуг населению, научной и инновационной деятельности и т. д.
В Республике Беларусь (РБ) — стратегическом
72 -
экономическом и политическом партнере России — согласно Республиканскому закону от 28.05.1991 № 813-ХП «О предпринимательстве в Республике Беларусь» предпринимательство (предпринимательская деятельность) трактуется как самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).
Законодательная формулировка категории предпринимательства в Беларуси соответствует общепринятому в мировой экономической практике понятию как деятельности, не связанной с какой-либо определенной формой собственности или размерами производства. Вместе с тем в указанном законе в качестве ключевой характеристики предпринимательства принято только получение прибыли или дохода, и в этом смысле понятие предпринимательства фактически совпадает с понятием коммерческой деятельности. Однако предпринимательство может быть лишь косвенно направлено на получение прибыли, а главной его характеристикой является инновация. Следовательно, и анализ развития предпринимательства в стране следует проводить на основе не только показателей, характеризующих динамику численности субъектов хозяйствования, но и инновации.
Критерии определения субъектов малого предпринимательства в разных странах СНГ весьма существенно отличаются друг от друга. Так, например, в Беларуси к ним относятся только юридические лица, причем в разных отраслях в них должно быть задействовано не более определенного количества сотрудников, а именно: промышленность и транспорт — не более 100 чел., сельское хозяйство и научно-техническая сфера — 60, строительство и оптовая торговля — 50, другие отрасли производственной сферы, в системах общественного питания, бытового обслуживания и розничной торговли — 30, другие отрасли непроизводственной сферы — 25 чел.
В Азербайджане к субъектам малого предпринимательства относятся предприятия с небольшим количеством сотрудников: в промышленности — не более 50 чел., на транспорте — 15, в строительстве, розничной торговле и сфере услуг — не более 10 чел. В Армении к таковым относятся только юридические лица со следующими ограничениями численности сотрудников: в промышленности и строительстве — не более 200 чел., в других сферах производства — не более 50, в сфере науки и науч-
ного обслуживания — не более 50, в прочих отраслях — не более 25 чел. В Казахстане к субъектам малого бизнеса относятся физические лица без образования юридического лица и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью со среднегодовой численностью работников не более 50 чел. и общей стоимостью активов в среднем за год не выше 60-тысячекратного расчетного показателя. В Таджикистане к таковым относятся предприятия и организации, в уставном капитале которых отсутствует доля государства и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает: в промышленности и строительстве — 50 чел., в других сферах экономики — 15 чел.
Таким образом, монография Л. Я. Дятченко, В. И. Ляшенко, К. В. Павлова посвящена особенностям организационной и экономико-правовой
поддержки субъектов малого предпринимательства в условиях формирования развитых рыночных отношений в странах СНГ. Определен вклад малых фирм в развитие экономики этих стран, осуществлена оценка их эффективности, выявлен вклад малого бизнеса в реализацию научно-технического прогресса, а также рассмотрены основы государственной политики, направленной на поддержку малых фирм. Кроме этого, выявлены особенности поддержки и развития малого и среднего бизнеса в странах СНГ, проанализированы основные тенденции, проблемы и перспективы его развития, обобщен опыт в этой области. Монография может представлять существенный интерес для научных работников, преподавателей и студентов, работников местных органов управления, предпринимателей, руководителей и менеджеров предприятий.
В издательстве «Рид-Групп» (г. Москва) вышла в свет книга Ендовицкого Д.А. и Рахматулиной P.P.
«Малое предприятие»
Эта книга будет исключительно полезна предпринимателям, только начинающим работать в сфере малого и среднего бизнеса и уже создавшим свои фирмы, но стремящимся добиться большего успеха.
Она поможет наладить бухгалтерский учет и объяснит, как правильно платить налоги, научит грамотно составлять бухгалтерскую и налоговую отчетность, разъяснит порядок регистрации и ликвидации фирм, расскажет о бизнес-инкубаторах и правилах получения займов, подскажет, как проанализировать деятельность фирмы и сделать правильные выводы.
Немаловажно также знать правовые основы малого и среднего бизнеса, которым в данной книге уделено отдельное внимание.
Издание адресовано начинающим и опытным предпринимателям, бухгалтерам, работающим в сфере малого и среднего бизнеса, студентам экономических вузов и факультетов, слушателям специальных курсов.
Ендовицкий Дмитрий Александрович - проректор по экономическому развитию и инновациям Воронежского государственного университета, заведующий кафедрой экономического анализа, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН, директор НП «Консультативный совет по корпоративному образованию, инновациям и бизнесу», аттестованный аудитор, член Общественной палаты Воронежской области, эксперт в области финансово-инвестиционного анализа, инновационной деятельности и региональной экономики.
Рахматулина Римма Равеловна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и аудита Воронежского государственного университета, ведущий преподаватель Центра бухгалтеров, налоговых консультантов и аудиторов ВГУ, главный бухгалтер Центрально-Черноземного регионального филиала ЗАО «Сбербанк Лизинг», аттестованный аудитор, эксперт в области налогообложения и учета субъектов малого предпринимательства.
http://www. econ. vsu.ru/eaa/
Д. Л_Ендоаиц*и* Р. Р. Рахматулина
г МАЛОЕ
предприятие
¡¿¡" Бухгалтерский учет taj* Налогообложение (Й* Документооборот Ф, финансовое право <ё" Анализ деятельности