ВКЛАД М.Н.СКАТКИНА В РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
А.А. Орлов
Ключевые слова:
методология, педагогическое исследование, методы научного исследования, педагогический опыт, педагогический эксперимент, уровни методологического исследования.
РОЛЬ М.Н. СКАТКИНА В РАЗВИТИИ МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
В статье на основе анализа основных публикаций М.Н. Скаткина по проблемам методологии педагогики показана его роль в становлении и развитии новой для второй половины ХХ века отрасли педагогической науки. Представлена характеристика важнейших методологических проблем, исследованных М. Н. Скаткиным с учетом развития философии и гуманитарных наук. Подчеркнуто, что особое внимание ученый уделял анализу методологических идей и регулятивов.
В многогранном научном наследии М.Н. Скаткина работы в области методологии педагогической науки занимают особое место. При этом необходимо подчеркнуть наличие нескольких направлений исследований Михаила Николаевича в этой области.
Одно из них связано с разработкой общих вопросов методологии педагогической науки, которой в 60-70-е годы прошлого века стали уделять особое внимание, рассматривая ее как систему знаний об исходных положениях, об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах и способах добывания знаний, отражающих педагогическую реальность [2]. Это нашло воплощение в изучении теоретических проблем совершенствования учебного процесса в школе, разработке с коллегами культурологической теории содержания обра-
92
I А.А. Орлов
зования в отечественной школе, а также такой актуальной для педагогической теории и образовательной практики 60-х годов ХХ столетия темы, как обновление методов обучения на основе стимулирования познавательной самостоятельности и активности обучающихся.
Впрочем, эти исследования в настоящее время в большей степени можно отнести к теоретическим проблемам дидактики, хотя они имели и большой методологический резонанс, оказав существенное влияние на повышение научного уровня и качества педагогических исследований. Хотелось бы особо отметить, что личный жизненный и профессиональный практический и исследовательский опыт М.Н. Скаткина, сотрудничество с С. Т. Шацким во многом определили гуманистическую направленность его педагогических воззрений, которым он был верен всю свою жизнь.
Именно эта позиция определила место Михаила Николаевича в ряду сторонников нетоталитарной педагогики [5], что в значительной мере способствовало появлению «островов утопии» в советский период жизнедеятельности отечественной школы и педагогики [6].
М.Н. Скаткин много внимания уделял не только структурированию имеющегося научного знания, но и решению проблемы поиска путей и средств получения нового педагогического знания. 70-е годы были временем активной разработки методологических проблем педагогической науки. Преодоление догматического марксизма 40-50-х годов стимулировало наполнение новым содержанием основных категорий педагогики с учетом развития философии и гуманитарных наук. Особое место в теоретико-методологических исследованиях в области педагогических наук занимал анализ методологических идей и регулятивов, выработанных философией. К ним, в первую очередь, можно отнести системный и структурно-функциональный подходы. При этом важно было наполнить новым смыслом проблемы реализации описательной и объяснительной функций педагогической науки. Наиболее полно задачи разработки методологических проблем в 70-е годы изложил М. А. Данилов: «Разработка специальной методологии педагогики заключается в раскрытии тех специфических методов познания, которые были бы адекватны задачам теоретического обоснования и построения педагогической теории, определения способов добывания знаний, правильно отражающих педагогическую действительность (выделено - А.О.), и давали верное направление в вопросах использования методов и результатов исследования смежных наук» [2, с. 69-70]. В данном контексте не только осуществлялся поиск ответов на вопрос о соотношении общей методологии науки и методологии педагогики, но решались
93
Роль М.Н. Скаткина в развитии методологии педагогической науки I
проблемы обоснования логики и структуры педагогического исследования, поиска методов добывания нового научного знания с позиций системного подхода. В связи с этим актуализировался вопрос о предмете методологии педагогики с целью ориентации методологической деятельности на преобразование педагогической практики. И хотя понятие «предмет методологии педагогики» охарактеризовал значительно позже младший коллега М.Н. Скаткина академик В.В. Краевский как «определение соотношения между педагогической действительностью и ее отражением в педагогической науке» [3, c.19], Михаил Николаевич еще в 70-е годы одним из первых подчеркнул роль изучения реальной педагогической практики в развитии педагогической науки. Выделив в своей работе «Изучение педагогического опыта» в качестве важнейшего критерия оценки лучшего педагогического опыта его результативность, он убедительно показал значение анализа педагогического опыта как метода научного исследования. Такой анализ, по мнению Михаила Николаевича, играет важную роль в обосновании актуальности темы педагогического исследования на основе выявления причин типичных недостатков, рисков и пробелов в учебно-воспитательной работе, а также при разработке гипотезы исследования, при проектировании и опытной проверке усовершенствованной системы учебной или воспитательной работы. Определяя два основных пути получения новых научных знаний в области педагогических наук: изучение педагогического опыта с помощью специальных методов и проведение педагогического эксперимента на основе предварительно разработанного проекта, М.Н. Скаткин отмечал: «Изучение опыта происходит в двух направлениях. С одной стороны, это изучение опыта многих школ...<...> Такое изучение позволяет сравнивать между собой полученные данные ... представить состояние дел в практике в общем виде.
С другой стороны, происходит более углубленное изучение состояния опыта в одной или небольшом количестве типичных школ. Это изучение необходимо для того, чтобы глубже вникнуть в суть явления, понять закономерные связи, которые наметились при изучении многих школ» [7, с. 69].
В качестве основных методов изучения и анализа педагогического опыта М.Н. Скаткин выделяет анкетирование, беседу, изучение документации школы. «Под анализом опыта понимают мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие его элементы: без такого расчленения нельзя познать, осмыслить ни одного сложного явления. Выделяемые путем анализа элементы педагогического опыта подвергаются оценке с точки зрения их педагогической эффективности», - констатирует он. [7, с.75]. В
94
I А.А. Орлов
качестве объектов анализа опыта обучения Михаил Николаевич предлагает педагогические задачи; содержание обучения; деятельность учителя; учебную деятельность учащихся на уроках, во внеклассных занятиях, дома; материальное оснащение деятельности учителя и учащихся; внешние условия, в которых происходит процесс обучения; результаты обучения [7, с.75-77].
Среди основных организационных форм выявления и изучения педагогического опыта он называет педагогические чтения и педагогические экспедиции. «Изучение опыта, - отмечает он, - позволяет непосредственно ознакомиться с педагогической реальностью, описать ее в научных терминах» [7, с.67]. В этой работе М.Н. Скаткина в определенной мере отразилось начало перехода педагогической науки к освоению неклассической рациональности, для которой, согласно В.С. Степину, характерна идея относительности объекта к средствам и операциям исследовательской деятельности.
Михаил Николаевич не только плодотворно разрабатывал теоретические и методологические проблемы педагогической науки, но вел большую научно-организационную работу по повышению качества и эффективности педагогических исследований в области педагогических наук. В начале 70-х годов он был научным руководителем одного из первых в Академии педагогических наук СССР методологического семинара для аспирантов при Институте общей педагогики. Под его научной редакцией вышел ряд сборников научных трудов по проблемам методологии и методов научных исследований [1]. Он принимал активное участие в работе Всесоюзных семинаров по проблемам методологии педагогических исследований.
Особое внимание Михаил Николаевич уделял работе с молодыми исследователями, обращая внимание на развитие их методологической культуры. Решению этой задачи и посвящена его книга «Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю», изданная в 1986 году, многие положения книги сегодня не потеряли своей актуальности и значимости [8].
Научная идеология этой книги ориентирует внимание молодых ученых не только на объект исследования, но и на ценностно-целевые позиции субъектов и средства их научной деятельности. Книга как бы предваряет начало процесса перехода педагогической науки к парадигме постнеклассической рациональности. В монографии в полной мере реализуется ранее сформировавшаяся тенденция целостного подхода к изучению педагогических процессов и явлений, «идея системно-структурного анализа их свойств как в качественном, так и количественном отношении... Названная тенденция есть прямое следствие зрелого методологического осмысления самого
95
Роль М.Н. Скаткина в развитии методологии педагогической науки I
понятия научного знания, которое понимается как один из важнейших системных объектов науки» [4, с.5].
Содержание монографии в полной мере показывает пути реализации в научных исследованиях описательной, объяснительной и прогностической функций педагогической науки. Автор развивает свои взгляды на изучение и анализ передового педагогического опыта как важнейший метод описания педагогической реальности с целью получения новых научных знаний. При этом он уточняет важнейшие признаки и показатели передового опыта, выделенные им в более ранних работах. К ним автор относит: соответствие тенденциям общественного развития; устойчивые положительные результаты; оптимальное расходование сил и средств педагогов и учащихся; наличие в нем элементов новизны.
Считая главной задачей анализа и обобщения передового педагогического опыта выявление способов и средств, которые обусловливают получение положительных результатов в учебно-воспитательной работе, М.Н. Скаткин уделяет много внимания (говоря современным языком) технологической стороне фиксации и передачи педагогического опыта. При этом он акцентирует внимание на высказывании К.Д. Ушинского, о том, что передается не сам опыт, а мысль, идея, выведенные из него.
Объяснительная функция науки, как правило, реализуется в процессе проведения педагогического исследования. Его проектированию, определению логики и структуры, выбору методов исследовательской деятельности, организации опытной работы, научного педагогического эксперимента и оформлению полученных результатов посвящена вторая глава монографии.
Считая, что цель деятельности ученого педагога «исследовать объективные закономерности учебно-воспитательного процесса; результата деятельности; раскрытая сущность, научная классификация, закономерные связи педагогический явлений» [6, с. 66], Михаил Николаевич ищет ответы на вопросы: подчиняется ли субъективная педагогическая деятельность объективным законам и между какими группами явлений педагогика должна открывать закономерные связи.
Отвечая на первый вопрос, он, опираясь, естественно, на методологию марксизма-ленинизма, пишет, что субъективные цели и стремления обусловлены законами общественного развития, которые, подобно законам природы, действуют как слепые бессознательные силы. Поэтому важнейшая «задача педагогического исследования состоит в том, чтобы за внешними проявлениями субъективных действий учителя и учеников обнаружить объективную основу, закономерную связь явлений» [8,с. 68]. Думается, что
96
I А.А. Орлов
достижения современных социальных и гуманитарных наук позволяют не во всем разделить позицию автора. По нашему мнению, в искусственных системах, коими являются созданные человеческим сообществом обучение и воспитание, не могут существовать закономерные связи, хотя причинные зависимости имеются. Поэтому в педагогических исследованиях в настоящее время достаточно эффективно можно изучать не педагогические закономерности, а условия и степень влияния познанных социологических и психологических закономерностей на качество учебно-воспитательного процесса.
Значительный интерес представляет материал книги, в котором описаны основные методологические характеристики педагогического исследования. Для того времени это представляло особую ценность, т. к. автор одним из первых систематизировал логическую цепочку проектирования исследовательской деятельности: выявление проблемы и выбор темы исследования, определение ведущей идеи, построение гипотезы, разработка логики исследования, определение методов исследовательской работы и др.
Особое место в монографии занимает характеристика опытной работы исследователя и научного эксперимента в педагогике. Суть опытной работы исследователя автор определяет так: «Опираясь на опыт передовых школ и учителей и научные данные, исследователь намечает возможные пути преобразования, дальнейшего усовершенствования существующей школьной практики, разрабатывает способы преодоления типичных недостатков и затруднений, изобретает новые, еще отсутствующие в школах методы и приемы учебно-воспитательной работы и организует их проверку на опыте одной или нескольких школ» [8, с.96]. Важно отметить, что подобный подход к организации опытной работы исследователя не устарел и в настоящее время.
Рассматривая научный эксперимент как целенаправленное наблюдение в специально созданных условиях, М.Н. Скаткин утверждает, что в его организации важную роль играет тщательно выверенная гипотеза. Само же наблюдение направлено на выявление причинных связей для научного объяснения педагогических явлений, что позволяет предвидеть результаты педагогических воздействий.
Рассмотрев эмпирический и теоретический уровень педагогического исследования, автор в заключительной главе книги перешел к анализу задач методологических исследований и их роли в развитии педагогической науки. Это важная для того времени проблема, т.к. остро стоял вопрос о целесообразности разработки специальной методологии педагогики. Поддержав
97
Роль М.Н. Скаткина в развитии методологии педагогической науки I
своим авторитетом позиции В. Е. Гмурмана, М.А. Данилова и других исследователей, доказывающих необходимость такого элемента педагогической науки, Михаил Николаевич ускорил разработку многих проблем методологии и методов педагогических исследований, что в значительной мере способствовало продуктивному развитию этой отрасли педагогического знания. Очень важно то, что он показал необходимость методологии как рефлексии самой педагогической науки, без чего невозможно ее дальнейшее развитие [9].
Прогностическую функцию науки М.Н. Скаткин в полной мере реализовал как научный руководитель и консультант лаборатории педагогического прогнозирования НИИ общей педагогики АПН СССР, где он с коллегами успешно проектировал модели школы будущего.
Особую актуальность для сегодняшнего дня представляют проблемы, рассмотрению которых М.Н. Скаткин уделял значительное внимание. К ним, в первую очередь, относятся: вопрос о роли методологических знаний в повышении теоретического уровня и качества педагогических исследований; проблема соотношения уровней методологии научного исследования применительно к педагогическим исследованиям; вопрос об объекте и предмете педагогики и о взаимоотношении педагогики и психологии.
Многие из этих вопросов были предметом изучения младших коллег Михаила Николаевича и его учеников и сегодня требуют дальнейшего исследования в контексте общемировых тенденций развития социально-экономических, политических, демографических и культурно-исторических процессов человеческого сообщества.
Литература
1. Вопросы методов педагогических исследований: Сб. науч. тр. / Под ред. М.Н. Скаткина. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1973. - 217 с.
2. Данилов М.А. Взаимосвязь всеобщей методологии науки и специальной методологии педагогики // Проблемы социалистической педагогики. М.: Педагогика, 1973. - С. 53 - 77.
3. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап. М.: Академия, 2006. - 400 с.
4. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 256 с.
5. Мудрик А.В. Лики отечественной педагогики советского периода: Заметки дилетанта // Семь искусств. - 2013. - №6.
98
I А.А. Орлов
6. Острова утопии: Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940-1980-е): Коллективная монография. М.: Новое литературное обозрение, 2015. - 720 с.
7. Скаткин М.Н. Изучение педагогического опыта// Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - С. 58 - 84.
8. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю. М.: Педагогика, 1986. - 152 с.
9. Скаткин М. Н. О школе будущего. М.: Знание, 1974.
99