ВКЛАД М.Н.СКАТКИНА В РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИДЕИ М.Н. СКАТКИНА И ИХ РАЗВИТИЕ
В статье показаны основные вехи научной деятельности М.Н.Скаткина, выделены основные дидактические идеи, концепции, теоретические положения, разработанные им, представлено развитие этих идей в исследованиях современных дидактов. Освещено представление М.Н.Скаткина о нерешенных дидактических проблемах.
И.М. Осмоловская
М.Н.Скаткин - это эпоха в дидактике. Величие его личности и вклада в науку трудно переоценить. Поднимаясь до высоких теоретических обобщений, он никогда не отрывался от практики, всегда знал ее потребности и перспективы развития. Важную роль в этом сыграло то, что он прошел трудовой путь от сельского учителя до ученого-дидакта, пользовавшегося заслуженным авторитетом в научном мире. Большой удачей в жизни считаю, что мне довелось некоторое время работать в одной лаборатории вместе с М.Н. Скаткиным - лаборатории общих проблем дидактики Института общей педагогики АПН СССР (ныне - это Институт стратегии развития образования РАО). Поражало, что в нем не было пафоса, он не был окружен ореолом величия, был открыт общению, и свои мысли излагал очень четко, точно, простым языком, так что все было понятно нам, аспирантам.
С этим связана достаточно показательная ситуация. Я отчитывалась в лаборатории о ходе работы над диссертацией и, очень гор-
Ключевые слова:
принцип научности, концепция содержания образования, теоретические представления об учебных предметах, классификация методов обучения, нерешенные проблемы дидактики.
55
Дидактические идеи М.Н. Скаткина и их развитие I
дясь приобщением к фундаментальной науке, с удовольствием «жонглировала» научными терминами, очевидно, излишне расцвечивая ими свою речь. Заведующий лабораторией Николай Михайлович Шахмаев после того, как я закончила свое выступление, как бы размышляя, сказал: «Удивительное дело, слушаю я сейчас аспирантку и с трудом понимаю, а вчера отчитывался Михаил Николаевич Скаткин, действительный член АПН СССР, и все, до мелочей, было понятно». Этот случай наглядно показал мне, как велико расстояние от псевдонаучности до настоящей науки. И умение выразить свою мысль ярко, точно и понятно - это признак высокого профессионализма ученого.
Трудовая деятельность М.Н. Скаткина началась в 1919 году: он - учитель сельской малокомплектной школы. В это же время Михаил Николаевич начинает обучаться на курсах при Первой опытной станции по народному образованию под руководством С.Т. Шацкого. В летнее время молодые учителя обучаются педагогическому мастерству, а зимой учительствуют в окрестных селах. Работа курсов продолжалась и в течение зимы, все учителя съезжались на два дня один раз в месяц на Опытную станцию для получения научных заданий, которые они решали в своей практической деятельности, и для обмена опытом.
Когда М.Н. Скаткин после 10 лет работы на Первой опытной станции переходил в Программно-методический институт Наркомпроса РСФСР, С.Т.Шацкий дал ему характеристику, в которой отмечал большой интерес и способности М.Н.Скаткина к практической деятельности, а также, что в работе он «систематичен и отчетлив», что к его достоинствам следует отнести «ясный литературный слог, большую работоспособность и тщательность выполнения взятых на себя заданий». И в заключение: «К работе исследовательской весьма способен».
В те годы труд и личность М.Н. Скаткина были высоко оценены крупнейшими представителями Советского государства и педагогической науки. Н.К. Крупская писала: «М.Н. Скаткин - очень ценный сотрудник, хорошо защищает то, в чем убежден». Ряд статей Скаткина был опубликован в тот период в журнале «На путях к новой школе», редактором которого была Н.К. Крупская.
Начиная с 1930 г. М.Н. Скаткин работает в Москве в научно-исследовательских и педагогических институтах,одновременно занимаясь преподавательской деятельностью на Высших педагогических курсах при
2-м Московском государственном университете и в Центральном институте повышения квалификации учителей, выступая с лекциями в различных аудиториях. В 1942-1945 гг. он занимал должность ученого секретаря
56
I И.М. Осмоловская
Учебно-методического совета Наркомпроса РСФСР, а в 1944-1948 гг. - ученого секретаря АПН РСФСР. В 70-х гг. М.Н. Скаткин возглавляет отдел методологических и теоретических проблем педагогики НИИ общей педагогики АПН СССР, где и работал до последних дней.
Интересно сказал о нем В.В. Краевский:
«Есть люди, умеющие сохранять мудрость, ясность духа, доброжелательность, профессионализм и другие нормальные человеческие качества в любых самых сложных обстоятельствах. В образовательной сфере таким человеком был М.Н. Скаткин. Обычные мерки к нему не подходили. Нельзя было сказать о нем, что он защитник устаревшего, отжившего. Но и подхватывать лозунги, в которых не было недостатка в любые времена, он не торопился, хотя всегда помогал в продвижении нового, если только оно не было имитацией творческой деятельности. Новое и старое - это два измерения мира образования. Скаткин же принадлежал третьему - непреходящему, вечному в жизни и педагогике, для которого и старое, и новое не больше, чем разные стороны одной медали, моменты движения.
Таким людям дано видеть глубинную суть вещей, с которыми соприкасается педагогика. По ясности мышления никто не мог с ним сравниться. Он всегда работал. В большую тетрадь каллиграфическим почерком записывал до деталей все, что говорилось на любых совещаниях и заседаниях» [1].
Исследования Михаила Николаевича Скаткина по фундаментальным проблемам дидактики (политехническое образование, принципы и методы обучения) легли в основу работ, проводимых в СССР, России и в других странах, в области образования. Он одним из первых начал разработку теории конструирования учебных программ. Михаил Николаевич - автор ряда новых принципов дидактики, в частности, принципа научности обучения; он является соавтором дидактических концепций содержания образования и методов обучения. Значительна его роль в выявлении путей совершенствования процесса обучения. Его работы отличаются мастерством систематизации состояния дидактики и отдельных её проблем, что придаёт их совокупности концептуальную целостность.
В 30-50-е годы М.Н. Скаткин исследует проблемы методики обучения естествознанию в младших классах, пишет учебник «Неживая природа» для 5-го класса, который переиздается до середины 80-х годов ХХ века, готовит пособие «Внеклассная работа по естествознанию в начальной школе», публикует «Научные основы методики естествознания».
М.Н. Скаткиным создана методическая система занятий по основам наук, включавшая их связь с жизнью, при этом сохранялась научно обо-
57
Дидактические идеи М.Н. Скаткина и их развитие I
снованная дидактическая последовательность изучения этих дисциплин. Методологические и теоретические основы связи труда школьников и их общеобразовательной подготовки выражены в следующих положениях: освещение труда наукой, усвоение науки с использованием наглядно-действенного материала, полученного в труде, применение научных знаний на практике.
В 30-х годах М.Н. Скаткин принимал активное участие в разработке учебных планов общеобразовательной школы. В частности, он показал необходимость естествознания как отдельной дисциплины, указывал на перцептивно-развивающее влияние этой дисциплины, так как в процессе ее изучения учащиеся накапливают представления о природе. У них развивается наблюдательность. В 40-х годах им разрабатывалась теория учебных планов и программ начальной, неполной средней и средней школы, теория учебника [2].
Его интересы в области дидактики охватывают широкий круг теоретических и сугубо практических проблем: требования к современному уроку, преодоление формализма в знаниях учащихся, борьба с перегрузкой и т.д. Важнейшим вопросам дидактики посвящены книги «Совершенствование процесса обучения», «Проблемы современной дидактики», «Дидактика средней школы».
М.Н. Скаткин является одним из основоположников научной школы «Дидактика общего образования». Необходимо отметить его вклад в развитие дидактического принципа научности, который определял такие требования к содержанию образования, как его соответствие уровню современной науки, создание у учащихся представлений об основных методах научного познания, показ его закономерностей. Вместе с тем важно, чтобы научные трактовки изучаемых явлений соответствовали реальным учебно-познавательным возможностям школьников. Особое внимание М.Н. Скаткин уделял приобщению учащихся к посильной исследовательской деятельности. Сегодня в лаборатории общих проблем дидактики ведутся исследования, позволяющие представить принцип научности по-новому, в частности, исследуются возможности включения в содержание образования не только давно открытого, устоявшегося научного знания, но и знания, существующего в виде научных гипотез, а также знания, которое еще даже гипотетически не оформилось [3].
Вместе с И.Я.Лернером, В.В. Краевским, И.К. Журавлевым, Л.Я. Зориной, В.С. Цетлин М.Н. Скаткин разрабатывал культурологическую концепцию содержания образования, которая включает представления о социальном
58
I И.М. Осмоловская
опыте человечества как источнике содержания образования; уровнях формирования содержания; структурных элементах содержания образования. Эта концепция, будучи подлинно революционной для своего времени, продолжает развиваться и сегодня: исследуется уровень теоретических представлений о содержании образования, на котором формируется допредметное, не разделенное на отдельные предметы, содержание; отбор содержания на этом уровне осуществляется на основании предметности обучения, которая в свернутом виде «вбирает в себя» и специфику содержания образования, и его состав, и структуру; в ходе исследований показано, что в условиях различных дидактических подходов процедура отбора содержания образования различна, как и исходный, отправной пункт процесса -характер предметности обучения [4].
М.Н. Скаткин принимал участие в разработке концепции учебного предмета, который является средством реализации содержания образования с помощью педагогического инструментария. Сегодня дидактика продвигается и в этом направлении, расширяя само понимание и типологию учебных предметов (включая элективные курсы, тренинги, индивидуальные проекты). Исследуется возможность построения одного и того же предмета по-разному, в зависимости от избранной предметности обучения (и как когнитивно-ориентированного с основным компонентом «знания», и как деятельностно-ориентированного, в котором во главе угла способы деятельности) [5]. Более того, сейчас появились учебные предметы, прямо нацеленные на реализацию такого компонента содержания образования, как опыт творческой деятельности [6]. В ходе разработки концепции учебника были определены функции учебника, структура, содержательное оформление, способы отбора и представления материала, требования к изложению текста, содержанию, логическим связям внутри параграфов и учебника в целом, аппарату усвоения. Исследования лаборатории общих проблем дидактики, в которых активное участие принимал М.Н. Скаткин, позволили разработать такие положения теории учебника, которые возможно в полной мере реализовать сегодня, в ходе определения теоретических оснований построения учебников нового типа, предназначенных для процесса обучения в информационно-образовательной среде [7].
М.Н. Скаткин вместе с И.Я. Лернером разрабатывал теорию методов обучения, методов и средств активизации познавательной деятельности школьников, развития их творческого потенциала. Были разработаны типологии методов обучения, основанные на деятельности субъектов учебного процесса - учителя и ученика, характере изучаемого материала, задачах
59
Дидактические идеи М.Н. Скаткина и их развитие I
развития учащихся и т.д. В настоящее время классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности, в которой выделяются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский методы, широко распространена в практике обучения. Ни один учитель, разрабатывая урок, не ограничивается выделением только словесных, наглядных, практических методов, а старается выявить специфику организации познавательной деятельности, тем самым обращаясь к классификации И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина.
М.Н. Скаткин много работал с аспирантами, докторантами, обогащая ценными научными идеями многие работы. Он был одним из организаторов и руководителей Всесоюзного семинара по методологии педагогики и методики педагогических исследований. Вот что он предлагал в своем докладе на 5-й сессии семинара в Москве (1972 г.):
- более гармонично сочетать в учебном плане предметы гуманитарного, естественно-математического и трудового политехнического цикла; значительно увеличить время, отводимое на физическое, трудовое и эстетическое воспитание;
- включить в учебный план некоторые новые учебные предметы (например, основы логики, основы психологии, основы кибернетики), не допуская перегрузки памяти разрозненными знаниями, имеющими второстепенное значение;
- усовершенствовать дифференцированное обучение как за счет факультативных занятий, так и в виде классов с углубленным изучением цикла предметов;
- обогатить содержание учебных предметов, включая гуманитарные, системой поисковых задач, направленных на развитие творческого мышления учащихся, учить самостоятельному обновлению знаний и их творческому применению;
- расширяя и совершенствуя практику программированного обучения, не стремиться превратить все обучение в программированное, сочетать это обучение с традиционными формами организации учебного процесса.
М.Н. Скаткин - автор более 300 книг, брошюр, статей и школьных учебников. Его труды в области дидактики, теории политехнического образования, прогнозирования развития школы, методологии педагогики получили широкую известность как в нашей стране, так и за рубежом.
На праздновании своего 90-летия М.Н. Скаткин говорил о нерешенных проблемах дидактики, которые будущим ученым предстоит решить. Назвал он это своим научным завещанием.
60
I И.М. Осмоловская
Это - проблема превращения ученика из объекта в субъект педагогического процесса; выявление роли жизнедеятельности детей в развитии личности; отбор базисного содержания образования; подготовка педагогов, которые должны превратиться из передатчиков знаний в организаторов жизнедеятельности детей; совершенствование системы управления народным образованием.
Мы видим, что поставленные им проблемы актуальны и сегодня, они активно решаются, дидактика продвигается в области ориентации на личность ученика, организации его целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности, что способствует превращению ученика из объекта в субъект педагогического процесса. Вечной проблемой дидактики остается проблема отбора содержания образования, которая каждый раз ставится на новом, более высоком уровне теоретических обобщений. А проблема совершенствования управления образованием не только не решена, но еще больше обострилась: как должны учитывать дидактические знания чиновники, принимающие решения?
Убедительность и принципиальность, умение откликаться на то, что нужно именно сегодня, и одновременно заглядывать вперед, в будущее школы, педагогической науки - вот главная черта педагога-ученого М.Н. Скаткина. Михаил Николаевич Скаткин создал свою педагогику - педагогику, впитавшую лучшие идеи и практический педагогический опыт двадцатого столетия. А, следовательно, его педагогическое наследие является тем фундаментом, на основании которого может успешно развиваться педагогика XXI века.
Литература
1. Краевский В.В. Три измерения педагогики // М.Н. Скаткин и современное образование: Материалы научно-практической конференции в двух томах / Под ред. В.А. Мясникова. Т.1. М.,2000. - С.7-23.
2. Рязанова Д.В. К 60-летию Института. Лаборатория дидактики: история, концепции// Институт теории и истории педагогики (1994-2004) / Под общ. ред. В.А. Мясникова. М., 2004. - С.57-72.
3. Краснова Л.А. Отражение научного знания в содержании школьного образования// Педагогика. - 2014. - № 4. - С.20-23
4. Предметность обучения в школьном образовательном процессе/ Под ред. Е.О. Ивановой, И.М.Осмоловской. М., 2012.
5. Осмоловская И.М. Предметность обучения и учебные предметы в
61
Дидактические идеи М.Н. Скаткина и их развитие I
контексте различных дидактических подходов // Образование и наука. -2012. - № 7. - С. 67-78.
6. Гин А.А. ТРИЗ-педагогика. М., 2015.
7. Осмоловская И.М. Учебники нового поколения: поиск дидактических решений // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. - № 4 (10). - С. 45-53.
62