Научная статья на тему 'Дидактические идеи М. Н. Скаткина и их развитие'

Дидактические идеи М. Н. Скаткина и их развитие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7705
1543
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП НАУЧНОСТИ / КОНЦЕПЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТАХ / КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ / НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИДАКТИКИ / SCIENTIFICITY PRINCIPLE / CONCEPT OF EDUCATIONAL CONTENT / THEORETICAL VIEWS OF ACADEMIC SUBJECTS / CLASSIFICATION OF TEACHING METHODS / UNSOLVED PROBLEMS OF DIDACTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осмоловская Ирина Михайловна

В статье показаны основные вехи научной деятельности М.Н. Скаткина, выделены основные дидактические идеи, концепции, теоретические положения, разработанные им, представлено развитие этих идей в исследованиях современных дидактов. Освещено представление М.Н. Скаткина о нерешенных дидактических проблемах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Didactic Ideas of Mikhail N. Skatkin and Their Development

The main landmarks of scientific activity of Mikhail N. Skatkin are shown, the main teaching ideas, concepts, theoretical principles developed by him are highlighted, the development of these ideas in the study of contemporary didactians is presented. The views of Mikhail N. Skatkin about unsolved didactical problems are highlighted.

Текст научной работы на тему «Дидактические идеи М. Н. Скаткина и их развитие»

ВКЛАД М.Н.СКАТКИНА В РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИДЕИ М.Н. СКАТКИНА И ИХ РАЗВИТИЕ

В статье показаны основные вехи научной деятельности М.Н.Скаткина, выделены основные дидактические идеи, концепции, теоретические положения, разработанные им, представлено развитие этих идей в исследованиях современных дидактов. Освещено представление М.Н.Скаткина о нерешенных дидактических проблемах.

И.М. Осмоловская

М.Н.Скаткин - это эпоха в дидактике. Величие его личности и вклада в науку трудно переоценить. Поднимаясь до высоких теоретических обобщений, он никогда не отрывался от практики, всегда знал ее потребности и перспективы развития. Важную роль в этом сыграло то, что он прошел трудовой путь от сельского учителя до ученого-дидакта, пользовавшегося заслуженным авторитетом в научном мире. Большой удачей в жизни считаю, что мне довелось некоторое время работать в одной лаборатории вместе с М.Н. Скаткиным - лаборатории общих проблем дидактики Института общей педагогики АПН СССР (ныне - это Институт стратегии развития образования РАО). Поражало, что в нем не было пафоса, он не был окружен ореолом величия, был открыт общению, и свои мысли излагал очень четко, точно, простым языком, так что все было понятно нам, аспирантам.

С этим связана достаточно показательная ситуация. Я отчитывалась в лаборатории о ходе работы над диссертацией и, очень гор-

Ключевые слова:

принцип научности, концепция содержания образования, теоретические представления об учебных предметах, классификация методов обучения, нерешенные проблемы дидактики.

55

Дидактические идеи М.Н. Скаткина и их развитие I

дясь приобщением к фундаментальной науке, с удовольствием «жонглировала» научными терминами, очевидно, излишне расцвечивая ими свою речь. Заведующий лабораторией Николай Михайлович Шахмаев после того, как я закончила свое выступление, как бы размышляя, сказал: «Удивительное дело, слушаю я сейчас аспирантку и с трудом понимаю, а вчера отчитывался Михаил Николаевич Скаткин, действительный член АПН СССР, и все, до мелочей, было понятно». Этот случай наглядно показал мне, как велико расстояние от псевдонаучности до настоящей науки. И умение выразить свою мысль ярко, точно и понятно - это признак высокого профессионализма ученого.

Трудовая деятельность М.Н. Скаткина началась в 1919 году: он - учитель сельской малокомплектной школы. В это же время Михаил Николаевич начинает обучаться на курсах при Первой опытной станции по народному образованию под руководством С.Т. Шацкого. В летнее время молодые учителя обучаются педагогическому мастерству, а зимой учительствуют в окрестных селах. Работа курсов продолжалась и в течение зимы, все учителя съезжались на два дня один раз в месяц на Опытную станцию для получения научных заданий, которые они решали в своей практической деятельности, и для обмена опытом.

Когда М.Н. Скаткин после 10 лет работы на Первой опытной станции переходил в Программно-методический институт Наркомпроса РСФСР, С.Т.Шацкий дал ему характеристику, в которой отмечал большой интерес и способности М.Н.Скаткина к практической деятельности, а также, что в работе он «систематичен и отчетлив», что к его достоинствам следует отнести «ясный литературный слог, большую работоспособность и тщательность выполнения взятых на себя заданий». И в заключение: «К работе исследовательской весьма способен».

В те годы труд и личность М.Н. Скаткина были высоко оценены крупнейшими представителями Советского государства и педагогической науки. Н.К. Крупская писала: «М.Н. Скаткин - очень ценный сотрудник, хорошо защищает то, в чем убежден». Ряд статей Скаткина был опубликован в тот период в журнале «На путях к новой школе», редактором которого была Н.К. Крупская.

Начиная с 1930 г. М.Н. Скаткин работает в Москве в научно-исследовательских и педагогических институтах,одновременно занимаясь преподавательской деятельностью на Высших педагогических курсах при

2-м Московском государственном университете и в Центральном институте повышения квалификации учителей, выступая с лекциями в различных аудиториях. В 1942-1945 гг. он занимал должность ученого секретаря

56

I И.М. Осмоловская

Учебно-методического совета Наркомпроса РСФСР, а в 1944-1948 гг. - ученого секретаря АПН РСФСР. В 70-х гг. М.Н. Скаткин возглавляет отдел методологических и теоретических проблем педагогики НИИ общей педагогики АПН СССР, где и работал до последних дней.

Интересно сказал о нем В.В. Краевский:

«Есть люди, умеющие сохранять мудрость, ясность духа, доброжелательность, профессионализм и другие нормальные человеческие качества в любых самых сложных обстоятельствах. В образовательной сфере таким человеком был М.Н. Скаткин. Обычные мерки к нему не подходили. Нельзя было сказать о нем, что он защитник устаревшего, отжившего. Но и подхватывать лозунги, в которых не было недостатка в любые времена, он не торопился, хотя всегда помогал в продвижении нового, если только оно не было имитацией творческой деятельности. Новое и старое - это два измерения мира образования. Скаткин же принадлежал третьему - непреходящему, вечному в жизни и педагогике, для которого и старое, и новое не больше, чем разные стороны одной медали, моменты движения.

Таким людям дано видеть глубинную суть вещей, с которыми соприкасается педагогика. По ясности мышления никто не мог с ним сравниться. Он всегда работал. В большую тетрадь каллиграфическим почерком записывал до деталей все, что говорилось на любых совещаниях и заседаниях» [1].

Исследования Михаила Николаевича Скаткина по фундаментальным проблемам дидактики (политехническое образование, принципы и методы обучения) легли в основу работ, проводимых в СССР, России и в других странах, в области образования. Он одним из первых начал разработку теории конструирования учебных программ. Михаил Николаевич - автор ряда новых принципов дидактики, в частности, принципа научности обучения; он является соавтором дидактических концепций содержания образования и методов обучения. Значительна его роль в выявлении путей совершенствования процесса обучения. Его работы отличаются мастерством систематизации состояния дидактики и отдельных её проблем, что придаёт их совокупности концептуальную целостность.

В 30-50-е годы М.Н. Скаткин исследует проблемы методики обучения естествознанию в младших классах, пишет учебник «Неживая природа» для 5-го класса, который переиздается до середины 80-х годов ХХ века, готовит пособие «Внеклассная работа по естествознанию в начальной школе», публикует «Научные основы методики естествознания».

М.Н. Скаткиным создана методическая система занятий по основам наук, включавшая их связь с жизнью, при этом сохранялась научно обо-

57

Дидактические идеи М.Н. Скаткина и их развитие I

снованная дидактическая последовательность изучения этих дисциплин. Методологические и теоретические основы связи труда школьников и их общеобразовательной подготовки выражены в следующих положениях: освещение труда наукой, усвоение науки с использованием наглядно-действенного материала, полученного в труде, применение научных знаний на практике.

В 30-х годах М.Н. Скаткин принимал активное участие в разработке учебных планов общеобразовательной школы. В частности, он показал необходимость естествознания как отдельной дисциплины, указывал на перцептивно-развивающее влияние этой дисциплины, так как в процессе ее изучения учащиеся накапливают представления о природе. У них развивается наблюдательность. В 40-х годах им разрабатывалась теория учебных планов и программ начальной, неполной средней и средней школы, теория учебника [2].

Его интересы в области дидактики охватывают широкий круг теоретических и сугубо практических проблем: требования к современному уроку, преодоление формализма в знаниях учащихся, борьба с перегрузкой и т.д. Важнейшим вопросам дидактики посвящены книги «Совершенствование процесса обучения», «Проблемы современной дидактики», «Дидактика средней школы».

М.Н. Скаткин является одним из основоположников научной школы «Дидактика общего образования». Необходимо отметить его вклад в развитие дидактического принципа научности, который определял такие требования к содержанию образования, как его соответствие уровню современной науки, создание у учащихся представлений об основных методах научного познания, показ его закономерностей. Вместе с тем важно, чтобы научные трактовки изучаемых явлений соответствовали реальным учебно-познавательным возможностям школьников. Особое внимание М.Н. Скаткин уделял приобщению учащихся к посильной исследовательской деятельности. Сегодня в лаборатории общих проблем дидактики ведутся исследования, позволяющие представить принцип научности по-новому, в частности, исследуются возможности включения в содержание образования не только давно открытого, устоявшегося научного знания, но и знания, существующего в виде научных гипотез, а также знания, которое еще даже гипотетически не оформилось [3].

Вместе с И.Я.Лернером, В.В. Краевским, И.К. Журавлевым, Л.Я. Зориной, В.С. Цетлин М.Н. Скаткин разрабатывал культурологическую концепцию содержания образования, которая включает представления о социальном

58

I И.М. Осмоловская

опыте человечества как источнике содержания образования; уровнях формирования содержания; структурных элементах содержания образования. Эта концепция, будучи подлинно революционной для своего времени, продолжает развиваться и сегодня: исследуется уровень теоретических представлений о содержании образования, на котором формируется допредметное, не разделенное на отдельные предметы, содержание; отбор содержания на этом уровне осуществляется на основании предметности обучения, которая в свернутом виде «вбирает в себя» и специфику содержания образования, и его состав, и структуру; в ходе исследований показано, что в условиях различных дидактических подходов процедура отбора содержания образования различна, как и исходный, отправной пункт процесса -характер предметности обучения [4].

М.Н. Скаткин принимал участие в разработке концепции учебного предмета, который является средством реализации содержания образования с помощью педагогического инструментария. Сегодня дидактика продвигается и в этом направлении, расширяя само понимание и типологию учебных предметов (включая элективные курсы, тренинги, индивидуальные проекты). Исследуется возможность построения одного и того же предмета по-разному, в зависимости от избранной предметности обучения (и как когнитивно-ориентированного с основным компонентом «знания», и как деятельностно-ориентированного, в котором во главе угла способы деятельности) [5]. Более того, сейчас появились учебные предметы, прямо нацеленные на реализацию такого компонента содержания образования, как опыт творческой деятельности [6]. В ходе разработки концепции учебника были определены функции учебника, структура, содержательное оформление, способы отбора и представления материала, требования к изложению текста, содержанию, логическим связям внутри параграфов и учебника в целом, аппарату усвоения. Исследования лаборатории общих проблем дидактики, в которых активное участие принимал М.Н. Скаткин, позволили разработать такие положения теории учебника, которые возможно в полной мере реализовать сегодня, в ходе определения теоретических оснований построения учебников нового типа, предназначенных для процесса обучения в информационно-образовательной среде [7].

М.Н. Скаткин вместе с И.Я. Лернером разрабатывал теорию методов обучения, методов и средств активизации познавательной деятельности школьников, развития их творческого потенциала. Были разработаны типологии методов обучения, основанные на деятельности субъектов учебного процесса - учителя и ученика, характере изучаемого материала, задачах

59

Дидактические идеи М.Н. Скаткина и их развитие I

развития учащихся и т.д. В настоящее время классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности, в которой выделяются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский методы, широко распространена в практике обучения. Ни один учитель, разрабатывая урок, не ограничивается выделением только словесных, наглядных, практических методов, а старается выявить специфику организации познавательной деятельности, тем самым обращаясь к классификации И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина.

М.Н. Скаткин много работал с аспирантами, докторантами, обогащая ценными научными идеями многие работы. Он был одним из организаторов и руководителей Всесоюзного семинара по методологии педагогики и методики педагогических исследований. Вот что он предлагал в своем докладе на 5-й сессии семинара в Москве (1972 г.):

- более гармонично сочетать в учебном плане предметы гуманитарного, естественно-математического и трудового политехнического цикла; значительно увеличить время, отводимое на физическое, трудовое и эстетическое воспитание;

- включить в учебный план некоторые новые учебные предметы (например, основы логики, основы психологии, основы кибернетики), не допуская перегрузки памяти разрозненными знаниями, имеющими второстепенное значение;

- усовершенствовать дифференцированное обучение как за счет факультативных занятий, так и в виде классов с углубленным изучением цикла предметов;

- обогатить содержание учебных предметов, включая гуманитарные, системой поисковых задач, направленных на развитие творческого мышления учащихся, учить самостоятельному обновлению знаний и их творческому применению;

- расширяя и совершенствуя практику программированного обучения, не стремиться превратить все обучение в программированное, сочетать это обучение с традиционными формами организации учебного процесса.

М.Н. Скаткин - автор более 300 книг, брошюр, статей и школьных учебников. Его труды в области дидактики, теории политехнического образования, прогнозирования развития школы, методологии педагогики получили широкую известность как в нашей стране, так и за рубежом.

На праздновании своего 90-летия М.Н. Скаткин говорил о нерешенных проблемах дидактики, которые будущим ученым предстоит решить. Назвал он это своим научным завещанием.

60

I И.М. Осмоловская

Это - проблема превращения ученика из объекта в субъект педагогического процесса; выявление роли жизнедеятельности детей в развитии личности; отбор базисного содержания образования; подготовка педагогов, которые должны превратиться из передатчиков знаний в организаторов жизнедеятельности детей; совершенствование системы управления народным образованием.

Мы видим, что поставленные им проблемы актуальны и сегодня, они активно решаются, дидактика продвигается в области ориентации на личность ученика, организации его целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности, что способствует превращению ученика из объекта в субъект педагогического процесса. Вечной проблемой дидактики остается проблема отбора содержания образования, которая каждый раз ставится на новом, более высоком уровне теоретических обобщений. А проблема совершенствования управления образованием не только не решена, но еще больше обострилась: как должны учитывать дидактические знания чиновники, принимающие решения?

Убедительность и принципиальность, умение откликаться на то, что нужно именно сегодня, и одновременно заглядывать вперед, в будущее школы, педагогической науки - вот главная черта педагога-ученого М.Н. Скаткина. Михаил Николаевич Скаткин создал свою педагогику - педагогику, впитавшую лучшие идеи и практический педагогический опыт двадцатого столетия. А, следовательно, его педагогическое наследие является тем фундаментом, на основании которого может успешно развиваться педагогика XXI века.

Литература

1. Краевский В.В. Три измерения педагогики // М.Н. Скаткин и современное образование: Материалы научно-практической конференции в двух томах / Под ред. В.А. Мясникова. Т.1. М.,2000. - С.7-23.

2. Рязанова Д.В. К 60-летию Института. Лаборатория дидактики: история, концепции// Институт теории и истории педагогики (1994-2004) / Под общ. ред. В.А. Мясникова. М., 2004. - С.57-72.

3. Краснова Л.А. Отражение научного знания в содержании школьного образования// Педагогика. - 2014. - № 4. - С.20-23

4. Предметность обучения в школьном образовательном процессе/ Под ред. Е.О. Ивановой, И.М.Осмоловской. М., 2012.

5. Осмоловская И.М. Предметность обучения и учебные предметы в

61

Дидактические идеи М.Н. Скаткина и их развитие I

контексте различных дидактических подходов // Образование и наука. -2012. - № 7. - С. 67-78.

6. Гин А.А. ТРИЗ-педагогика. М., 2015.

7. Осмоловская И.М. Учебники нового поколения: поиск дидактических решений // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. - № 4 (10). - С. 45-53.

62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.