ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М.Н. СКАТКИНА
ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ М.Н. СКАТКИНА И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена исследованию общественных и педагогических воззрений выдающегося советского ученого и педагога М.Н. Скаткина. Также автором рассматривается вклад М.Н. Скаткина в развитие отечественной педагогической науки и образования.
Начав свою педагогическую деятельность в качестве скромного учителя сельской школы в переломный и судьбоносный для страны 1919 год (пик противостояния в Гражданской войне), патриарх отечественной педагогики, академик Академии педагогических наук СССР Михаил Николаевич Скаткин (19001991 ) с честью пронес через всю свою долгую и плодотворную жизнь идеалы высокого общественного служения. Уже через год после начала своей педагогической работы в 1920 г. молодой учитель М.Н. Скаткин был принят на работу в Калужское отделение Первой Опытной станции по народному образованию Народного комиссариата просвещения РСФСР. Первой Опытной станцией руководил крупнейший отечественный педагог-гуманист и реформатор образования С.Т. Шацкий, яркий продолжатель дела дореволюционной и зарубежной демократической педагогики.
20-е гг. ХХ столетия в истории отечествен-
К.Ю. Милованов
Ключевые слова:
педагогическая наука, российское образование, история образования, педагогическое знание, приоритеты и перспективы педагогических исследований.
45
Общественно-педагогические воззрения М.Н. Скаткина ... I
ного образования - эпоха широчайшего педагогического эксперимента общегосударственного масштаба, время великих надежд и свершений. Молодые педагоги были свидетелями и участниками крупнейшего социального переворота за всю историю российской государственности. Они находились под влиянием преобразовательных идей «новой педагогики» и работали для созидания советской «новой школы» [12, с. 34], живым олицетворением которой и был на тот момент руководитель Первой Опытной станции Наркомпроса РСФСР С.Т. Шацкий.
Главной особенностью наставнического подхода С.Т. Шацкого к молодым педагогическим кадрам, работающим на Опытной станции, было то, что он поручал начинающим педагогам-исследователям ответственную работу в школе, параллельно вел активную просветительскую и образовательную деятельность, распространяя среди учительской молодежи передовые педагогические идеи. Согласно С.Т. Шацкому коренная реформа отечественной школы не могла быть осуществлена без создания передовой системы профессиональной подготовки научно-педагогических и учительских кадров. Это мнение выдающегося реформатора школы не потеряло своего актуального значения и в наши дни [11].
В настоящий момент, в условиях формирования кадрового сегмента креативного образования, делается ставка на «творческий поиск, развитие мотивации к работе по созданию нового интеллектуального продукта, выработку и накопление научно-творческого капитала, готового для его успешного применения в практической деятельности» [5, с. 48-49]. Различного рода достижения в рамках деятельности Первой Опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР во многом объясняются созданием оптимальной системы по подготовке педагогических кадров.
Прогрессивные педагогические принципы организации школьного дела и учебного процесса, подготовки кадров, сформулированные С.Т. Шацким, глубоко запали в душу молодого ученого-педагога М.Н. Скаткина. Эти передовые вневременные идеи, такие как представления о школе как о деятельностной среде, которая развивает учащихся и организует их жизнедеятельность, подлинный демократизм, педагогический гуманизм и творчество, мастерство, приходящее с годами, открытость, присущая учительской профессии, заложили крепкие основы его дальнейшей научно-педагогический деятельности. Авторы «Очерков по истории советской школы и педагогики. 1921-1931», вышедших в свет в 1961 г., особо выделяют М.Н. Скаткина в яркой плеяде деятелей коммунистического воспитания Первой Опытной
46
I К.Ю. Милованов
станции Наркомпроса РСФСР, которые «под руководством С.Т. Шацкого и вместе с ним внесли свой вклад в теорию и практику советской педагогики» [8, с. 474].
Первые исследовательские работы М.Н. Скаткина носили явный практикоориентированный характер и были посвящены описанию и обобщению опыта работы в сельской школе по комплексным программам ГУСа, созданным под руководством Н.К. Крупской, при активном участии С.Т. Шацкого, который фактически и разрабатывал эти программы. К концу 20-х гг. в связи с окончанием процесса оформления советской модели административно-командной и мобилизационной системы (связанной с именем И.В. Сталина) данное поисковое направление в педагогике было фактически заморожено. А в первой половине 30-х гг. программы ГУСа были и вовсе отменены, и советская школа вернулась к дореволюционной практике - приступила к работе по программам и учебникам по отдельным учебным предметам.
Особого внимания заслуживает деятельность М.Н. Скаткина по развитию теории обучения и образования. Так в 50-х гг. ХХ в. им был сформулирован фундаментальный принцип научности в дидактике, который включал в себя следующие положения: научная достоверность сообщаемых ученикам сведений; раскрытие сущности описываемых явлений, отображение явлений в их взаимосвязи и скачкообразного характера развития; ознакомление школьников с важнейшими научными теориями, ведущими методами, способами и средствами научного познания; формирование у учеников представлений о познаваемости мира, об абсолютной и относительной истине.
Дидактическое знание для М.Н. Скаткина - это не догматическая и незыблемая данность, а исторически содержательная, обновляющаяся и совершенствующаяся система дидактических идей, построенная на основе развития отечественной и зарубежной педагогики, философских и психологических наук, различных исследований в области общей дидактики и проблемном поле частных методик, а также передового опыта педаго-гов-новаторов. Как справедливо и точно заметил В.И. Загвязинский, «дидактические подходы и проблемы Михаил Николаевич всегда анализировал с общепедагогических и общегуманистических позиций в единстве многих аспектов, в тесной связи с проблемами воспитания и развития личности, и приобщения ее к культуре, и в целом развития общества» [6, с. 5].
Основания, на которых базировалась дидактическая концепция М.Н. Скаткина и которые он отстаивал в своих научных публикациях и
47
Общественно-педагогические воззрения М.Н. Скаткина ... I
выступлениях, в самом общем виде можно свести к тому, что процесс обучения не является только лишь сообщением некоей учебной информации учителем учащимся. Процесс обучения следует рассматривать как активную деятельность школьников в творческом содружестве и под руководством педагога. Таким образом, по глубокому убеждению М.Н. Скаткина, ученик отнюдь не объект воздействия со стороны учителя, а активный субъект педагогического процесса. Безусловно, «дидактическая концепция М.Н. Скаткина относится к ведущим парадигмам, вполне согласующимся со стратегической линией гуманистической педагогики» [1, с. 107].
Ключевыми педагогическими приоритетами для М.Н. Скаткина являлись: создание гармонической системы рационально-логических и чувственно-эмоциональных компонентов в учебно-воспитательном процессе (для того, чтобы детям было интересно учиться), внедрение демократического стиля в сферу взаимоотношений между педагогом и учащимися, формирование взаимоуважения и внимания к личности другого. Необходимо отметить, что «выбор в качестве ведущего основания организации образования творческой деятельности учителя, основанной на гуманистической личностно-ориентированной системе ценностей, может обеспечить адекватную этой системе реализацию дидактической концепции образования выдающегося педагога ХХ века М.Н. Скаткина» [1, с. 111].
Сущность культурологической концепции содержания общего среднего образования, созданной М.Н. Скаткиным в соавторстве с В.В. Краевским и И.Я. Лернером, заключается в том, что содержание образования раскрывается как адаптированный педагогический опыт всего человечества, изоморфный культуре во всей ее структурной полноте. Следовательно, оно должно включать в себя, помимо «готовых» знаний, также опыт осуществления деятельности и ценностно-эмоциональных отношений. Таким образом, М.Н. Скаткин шел по культурно-антропологической стезе, проторенной великим русским педагогом, ученым и мыслителем К.Д. Ушинским, который еще в 60-е гг. XIX в. «творчески обосновал психологическую сущность интереса к знаниям, показав, что в основе интереса к учению лежит естественное стремление человека к деятельности» [10, с. 27].
Так как М.Н. Скаткин придавал огромное значение повышению удельного веса творческой и поисковой активности в педагогической деятельности, он активно боролся против «зубрежки», понимая под этим словом бездумное механическое заучивание учебных текстов, которое служило питательной средой для развития такого негативного явления, как формализм в знаниях учащихся. По мнению В.В. Давыдова, «М.Н. Скаткин полагал, что
48
I К.Ю. Милованов
неправильно понимать усвоение знаний детьми только как пассивное восприятие и заучивание сообщаемых в готовом виде истин» [4, с. 326]. Борьбе с этой тенденцией был посвящен целый ряд книг, научных статей и публицистических работ, написанных выдающимся ученым-педагогом. По мнению М.Н. Скаткина, настоятельно необходимо было предпринять все меры для активизации потребности в знаниях и четкого определения мотивов учения у школьников.
В деле преодоления знаниевого формализма значительную роль играл школьный учебник. Для М.Н. Скаткина учебник являлся не только печатным носителем информации, но и специфическим сценарием учебной и образовательной деятельности, который ставил как для учащихся, так и для учителей определенную планку личностного развития. Передовые дидактические идеи выдающегося ученого-педагога заставили искать новые подходы к исследованию структурных элементов и сущностных компонентов процесса обучения, а именно его ведущих целей, содержания, методов, способов и форм организации. Как отмечал В.В. Давыдов, теоретические постулаты М.Н. Скаткина имели также фундаментальное значение для исследования феномена Детства, проблематики возрастной и педагогической психологии и были призваны «вместе эффективно решать вопросы развивающего начального обучения» [4, с. 327].
В СССР новые теоретические подходы в области дидактики нашли свое отражение во многих научных работах, в учебно-методических пособиях и рекомендациях для учителей, учебниках для средней школы, а также в изданиях словарно-справочного и энциклопедического типа как образовательно-педагогического, так и общенаучного характера. Многие произведения отечественных ученых-педагогов в области теории обучения и образования были переведены и изданы за рубежом.
Еще одно значительное направление научной работы М.Н. Скаткина -это его плодотворная деятельность по исследованию проблем политехнического обучения в средней школе и трудового воспитания. Как и великий русский педагог К.Д. Ушинский, но уже в новых исторических и идейно-политических условиях М.Н. Скаткин «поставил педагогическую теорию на службу систематизированного человековедения» [3, с. 16]. Советский ученый творчески развил известную идею К.Д. Ушинского о трудовом воспитании и обучении в рамках своей деятельности по теоретико-методическому сопровождению советской системы политехнического образования. М.Н. Скаткин утверждал, что политехническое обучение, погружаясь в состояние искусственной оторванности от производительного труда, неми-
49
Общественно-педагогические воззрения М.Н. Скаткина ... I
нуемо приобретает абстрактный характер, а в самом «процессе производительного труда учащиеся должны учиться применять политехнические знания и умения» [7, с. 42].
По сути, в сложных историко-политических реалиях периода позднего сталинизма (со второй половины 40-х гг. по 1953 г.) М.Н. Скаткин постепенно подготавливал реабилитацию советской школы политехнизма, возвратив из небытия термин «политехническое обучение», который к этому времени уже давно выбыл из стратегических документов и педагогического официоза. Методично возрождая традиции запрещенной и ошельмованной педагогики 20-х гг., М.Н. Скаткин и его единомышленники разрабатывали современную теорию политехнического образования, его содержание, средства, методы и формы организации в новых исторических условиях.
Также трудно переоценить ту роль, которую сыграл М.Н. Скаткин в области методологии педагогического исследования. Преодолевая косность официальной идеологии, выдающийся ученый ставил своей целью научить педагога-исследователя пользоваться богатым инструментарием теории и методологии педагогической науки. Активное участие М.Н. Скаткина в работе Всесоюзного семинара по методологии педагогики, безусловно, способствовало значительному повышению теоретического уровня отечественных научно-педагогических исследований.
Следует отметить, что научные изыскания М.Н. Скаткина по важнейшим теоретическим и практическим проблемам педагогического знания, таким как принципы и методы обучения, политехническое обучение, прочно легли в основу ряда исследовательских работ в сфере образования, проводимых как в нашей стране, так и за рубежом. Выдающийся ученый одним из первых в отечественной педагогике высказал мысль о разработке ведущей теории конструирования учебных программ. По мнению М.Н. Скаткина, предметная структура учебного плана таит в себе опасность того, что целое будет заслонено отдельными структурными элементами и, чтобы избежать данной опасности, в содержании образования следует обеспечить синтез, интеграцию, соединение различных частей в единое целое.
М.Н. Скаткин широко известен как исследователь, сформулировавший ряд важнейших теоретических принципов дидактики (в том числе, им был сформулирован принцип научности обучения), а также он является соавтором прогрессивных концепций методов обучения и содержания образования. Немаловажная роль принадлежит выдающемуся педагогу в выявлении путей совершенствования процесса обучения. Научные работы, вышедшие из-под пера М.Н. Скаткина, отличались высоким уровнем
50
I К.Ю. Милованов
мастерства, которое было точечно направлено на систематизацию дидактического знания, разработку его сущностно содержательных и структурных проблем, что всегда придавало научным трудам выдающегося ученого-пе-дагога концептуальную целостность.
Академик АПН СССР, доктор педагогических наук, профессор М.Н. Скаткин - крупнейший отечественный педагог ХХ века, создатель более 300 научных работ, среди которых - монографии, статьи, учебные пособия и методические рекомендации для учителей, учебники для средней школы. Автору данных строк М.Н. Скаткин запомнился, прежде всего, как создатель замечательного учебника по природоведению для 3-х, 5-х классов средней школы (в соавторстве с Л.Ф. Мельчаковым) [9]. Эта прекрасная учебная книга к 1991 г. выдержала семь изданий. На страницах учебника М.Н. Скаткин вдохновенно рассказывал младшим школьникам о природе родного края и всей нашей Родины, об ученых - пламенных борцах за науку, о планетах солнечной системы и о многом другом.
М.Н. Скаткину были присущи государственно-патриотическое мышление, принципиальность, щепетильность в научных и повседневных вопросах, а также удивительная скромность, природный такт и врожденная интеллигентность. Так Д.И. Фельдштейн в книге своих воспоминаний охарактеризовал М.Н. Скаткина (научного руководителя по своей кандидатской диссертации) как «изумительного человека» [13, с. 49]. Для отечественной психолого-педагогической науки он являлся олицетворением живой и нерасторжимой связи в цепи преемственности поколений, гуманистической педагогической традиции и духовно-нравственной силы нашего общества.
Академик М.Н. Скаткин, «с большой открытостью и заинтересованностью откликающийся на перспективные исследования, с удовольствием открывающий новые имена в педагогической науке» [2, с. 87], внес значительный вклад в развитие сферы научно-педагогического прогнозирования. Обладая даром стратегического предвидения в области научно-педагогического прогнозирования и футурологии образования, М.Н. Скаткин сформировал теоретическую базу для создания адекватных ответов многим вызовам, которые на сегодняшний день периодически возникают в системе отечественного образования и от решения которых во многом зависит судьба нашей страны. М.Н. Скаткин сумел проницательно заглянуть в будущее отечественной школы и педагогической науки, а его фундаментальные труды надолго обозначили пути, сформулировали теоретические и практические принципы и определили стимулы развития национальной системы образования.
51
Общественно-педагогические воззрения М.Н. Скаткина ... I
Имя М.Н. Скаткина всегда служило неким нравственным маяком для всех представителей педагогической науки, ибо он был подлинным воплощением научного этоса. Вполне закономерно, что вопросы об увековечении памяти выдающегося ученого, а также знаменательные и юбилейные даты, связанные с жизнью и творчеством патриарха отечественной педагогики, всегда вызывали живейший и неподдельный интерес со стороны научно-педагогического сообщества. Тому подтверждение две проведенные масштабные всероссийские научно-практические конференции в 2000 и 2010 гг., а также запланированная на октябрь 2015 г. беспрецедентная по своей значимости юбилейная международная научная конференция.
В этой связи нам представляется интересной многолетняя эпопея, посвященная проблеме достойного увековечения памяти М.Н. Скаткина. Так еще с конца 90-х гг. прошлого века в Российской академии образования (РАО) обсуждался вопрос об учреждении трех именных ведомственных премий: одной - действительного члена АПН СССР М.Н. Скаткина (в области методологии педагогической науки и теории обучения), двух других -К.Д. Ушинского (в области теории и истории образования и педагогической науки) и члена-корреспондента АПН СССР В.А. Сухомлинского (в области теории и методики государственного, общественного и семейного воспитания). Лауреату - ученому, награжденному одной из этих премий, полагалась денежная выплата из средств бюджетного финансирования Президиума РАО, вручение диплома и почетного нагрудного знака. Показательно, что, хотя проекты положений о трех ведомственных именных премиях были полностью разработаны и готовы для утверждения на Президиуме РАО, ни одна из них так и не была учреждена.
Однако несколько лет тому назад вопрос об увековечении памяти патриарха отечественной педагогики был поднят вновь. И в 2012 году на базе ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» Российской академии образования (ныне - ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования») была начата сложнейшая и трудоемкая работа по созданию не имеющего аналогов в нашей стране Научно-мемориального центра деятелей теории и истории педагогики имени М.Н. Скаткина. Знаменательно, что в том же году Президиум Российской академии образования принимает давно ожидаемое решение об учреждении медали имени М.Н. Скаткина. Официальное открытие Научно-мемориального центра деятелей теории и истории педагогики имени М.Н. Скаткина приурочено к торжествам по случаю празднования 115-летия со дня рождения выдающегося отечественного ученого-педагога и просветителя.
52
I К.Ю. Милованов
Литература
1. Асташова Н.А. Развитие творчества учителя как основа реализации дидактической концепции М.Н. Скаткина // М.Н. Скаткин и современное образование: Материалы научно-практической конференции в двух томах / Под ред. В.А. Мясникова; сост. Л.Б. Прокофьева. М.: ИТОП РАО, 2000. - Том
II. - С. 107-111.
2. Богуславский М.В. Педагогика длиною в жизнь: к 110-летию со дня рождения М.Н. Скаткина // Проблемы современного образования. - 2010. - №4. - С. 85-89.
3. Богуславский М.В., Милованов К.Ю. Педагогическая судьба К.Д. Ушинского // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. - № 2. - С. 6-18.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
5. Дрига В.И., Милованов К.Ю. Развитие профессиональной карьеры современного педагога в условиях креативного образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - № 4. - С. 48-51.
6. Загвязинский В.И. Дар предвидения: М.Н. Скаткин - выдающийся дидакт и методолог // М.Н. Скаткин и перспективы развития отечественной педагогики: Материалы Всерос. научно - практ. конф., посвященной 110-летию со дня рождения выдающегося отечественного ученого-педаго-га Михаила Николаевича Скаткина (27-28 сентября 2010г.) / Под ред. Е.Н. Пузанковой, А.И. Умана, М.А. Федоровой. Орел: ГОУ ВПО «ОГУ», 2010. - С. 5-8.
7. Занаев С.З. Идеи трудового воспитания в педагогической системе К.Д. Ушинского и их развитие в деятельности М.Н. Скаткина // Проблемы современного образования. - 2014. - №3. - С. 37-44.
8. Королев Ф.Ф., Корнейчик Т.Д., Равкин З.И. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921-1931 / Под ред. Ф.Ф. Королева и В.З. Смирнова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 508 с.
9. Мельчаков Л.Ф., Скаткин М.Н. Природоведение: Учебник для 3,5 кл. средн. школы. - 7-е изд., испр. М.: Просвещение, 1991. - 240 с.
10. Милованов К.Ю. К.Д. Ушинский и эпоха Великих реформ в России (к истокам модернизации отечественного образования) // Проблемы современного образования. - 2014. - № 3. - С. 22-28.
11. Милованов К.Ю. Проблемные аспекты развития профессиональной карьеры педагога новейшего времени в контексте креативного образования // Ценности и смыслы. - 2014. - № 3. - С. 71-76.
12. Милованов К.Ю. Теоретико-методологические подходы к изучению
53
Общественно-педагогические воззрения М.Н. Скаткина ... I
стратегии модернизации государственной образовательной политики в начале ХХ века // Проблемы современного образования. - 2015. - № 2. - С. 19-37.
13. Фельдштейн Д.И. События. Люди. Жизнь. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009. - 304 с.
54