Научная статья на тему 'Роль личности в процессах модернизации народного образования Симбирской губернии в последней трети XIX века'

Роль личности в процессах модернизации народного образования Симбирской губернии в последней трети XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
166
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССИОНАРНАЯ ТЕОРИЯ ЭТНОГЕНЕЗА / Л.Н.ГУМИЛЕВ / И.Н. УЛЬЯНОВ / И.В. ВИШНЕВСКИЙ / И.В. ИШЕРСКИЙ / МОДЕРНИЗАЦИЯ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СИМБИРСКАЯ ГУБЕРНИИЯ XIX ВЕКА / L.N.GUMILEV / I.N.ULYANOV / I.V.VISHNEVSKY / I.V.ISHERSKY / PASSIONARY THEORY OF ETHNOGENESIS / MODERNIZATION / PUBLIC EDUCATION / SIMBIRSK PROVINCE / XIX CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Илья Петрович

На примере исследования процессов модернизации системы народного образования Симбирской губернии в последней трети XIX века исследуется роль пассионарных личностей в руководстве этими процессами. Процессы рассматриваются в терминах теории динамических систем и пассионарной теории этногенеза Л.Н. Гумилёва. Утверждается пассионарность И.Н. Ульянова, гармоничность И.В. Вишневского в рамках старой системы, пассионарно индуцированная гармоничность И.В. Ишерского. Делаются выводы, актуальные для современной ситуации в российском образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Personality in the Process of Modernization of Public Education in Simbirsk Province in the Last Third of XIX Century

On the example of research of modernization processes of public education of Simbirsk province in the last third of the XIX century the role of passionary personalities in leadership of these processes is explored. The Processes are considered in terms of the theory of dynamical systems and the L.N. Gumilev passionary theory of the ethnogenesis. The passionarity of I.N. Ulyanov, harmonity of I.V. Vishnevsky under the old system and passionarity-induced harmonicity of I.V. Ishersky are approved. The conclusions are relevant to the current situation in Russian education.

Текст научной работы на тему «Роль личности в процессах модернизации народного образования Симбирской губернии в последней трети XIX века»

РУКОВОДИТЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

И.П. Иванов

Ключевые слова:

пассионарная теория этногенеза, Л.Н.Гумилев, И.Н. Ульянов, И.В. Вишневский, И.В. Ишерский, модернизация народного образования, Симбирская Губерниия XIX века.

роль личности в процессах модернизации народного образования симбирской губернии в последней трети XIX века

На примере исследования процессов модернизации системы народного образования Симбирской губернии в последней трети XIX века исследуется роль пассионарных личностей в руководстве этими процессами. Процессы рассматриваются в терминах теории динамических систем и пассионарной теории этногенеза Л.Н. Гумилёва. Утверждается пассионарность

И.Н. Ульянова, гармоничность И.В. Вишневского в рамках старой системы, пассионарно индуцированная гармоничность И.В. Ишерского. Делаются выводы, актуальные для современной ситуации в российском образовании.

В последние годы активно говорится о необходимости модернизации российского образования, модернизации как основе перехода к высокотехнологичной, инновационной, наукоёмкой экономике. Реальность дела, к сожалению, отстает от декларирования. Не учитывается человеческий фактор, основа модернизационного процесса; открытым остаётся вопрос: кто те люди, которые внутренне (а не вследствие политической конъюнктуры) мотивированы на инновации и являются теми, кто может стать локомотивами реальных изменений.

В связи с этим представляется актуальным историческое исследование процессов, происходивших в последней трети XIX века в России, когда страна начала реформы. В данной статье рассмотрим эти явления на примере системы народного образования в Симбирской губернии.

Для исследования процессов реформирования, внедрения инноваций можно использовать термины теории динамических систем, некоторые понятия из которой мы будем использовать в данной статье, а потому, предварительно дадим некоторые пояснения. Динамическую систему можно представить в виде ключевых параметров (фазовых координат), которые откладываются по осям координат и образуют в совокупности фазовое пространство. В системе образования такими параметрами могут быть: количество учеников, количество школ, количество учителей, успеваемость, профессиональный уровень учителей, количество часов по тем или иным предметам, количество денег, выделяемых на образование, количество учебных пособий и.т.д. Состояние системы отражается точкой в фазовом пространстве, а эволюцию системы во времени можно представить в виде некоторой кривой в фазовом пространстве - фазовой траектории. В устойчивой системе фазовые траектории группируются вблизи некоторой замкнутой фигуры, называемой аттрактором (англ. attract — привлекать, притягивать). Аттрактор как бы притягивает фазовые траектории систем, которые под влиянием некоторых случайных причин отклонились от него (рис.1.).

Рис.1. Примеры фазовых пространств, фазовых траекторий и аттракторов в них

Аттрактор олицетворяет устойчивость, стабильность, динамическое равновесие системы. Замкнутость аттрактора отражает цикличность процессов, происходящих в системе. В частности, в системе образования это могут быть циклы, связанные с повторяемостью образовательного процесса в каждом новом учебном году, но не только.

С точки зрения теории динамических систем, реформы, модернизация - это переход от одного устойчивого состояния (аттрактора) к другому, лучшему, более совершенному, который происходит через возможные катастрофы, точки бифуркации, а также через потерю устойчивости, через состояние хаоса. Для нас интересно мифологическое представление о том, что хаос не сам по себе творит Космос (т.е., порядок), а делает это некий демиург - творческая личность, обладающая предвидением нового порядка (нового аттрактора), с достаточно большой энергией и антиэнтропийной направленностью и действующая вследствие этого как Созидатель, Творец. Для описания таких личностей, на наш взгляд, хорошо подходит представление о пассионар-ности, развитое Л.Н.Гумилёвым в рамках его теории этногенеза [2, 7]. Понятие пассионарности является ключевым в данной теории и обозначает избыток «биохимической энергии живого вещества», порождающий «непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели» [1], «всегда связанной с изменением окружения, общественного или природного...» [4].

В зависимости от степени выраженности пассионарности люди, по Л.Н.Гумилёву, помимо пассионарных (т.е. тех, у кого пассионарность значительно выражена), могут быть гармоничными и субпассионарными.

Гармоничность означает наличие пассионарности на уровне нормы, вследствие чего её носитель пребывает в равновесии с окружающей средой, характеризуется способностью к полноценной адаптации к среде, но не проявляет повышенной целенаправленной активности, свойственной пассионариям [1].

Субпассионарность - означает уровень пассионарности ниже нормы, что вызывает склонность такого человека к лени, пассивности, паразитизму и предательству к преобладанию витальных потребностей. Субпассионарии имеют лозунг «Жизнь для себя» [1, 4].

Возвращаясь к теории динамических систем, можно сказать, аттрактор, соответствующий старой системе, обладает устойчивостью и он не может самостоятельно перейти к новому, более совершенному аттрактору. Для инноваций необходима внешняя антиэнтропийная сила, и этой силой, по нашему представлению, являются пассионарные личности.

Рассмотрим под этим углом зрения трёх руководителей системы народного образования Симбирской губернии (директоров народных училищ) последней трети XIX века:

• Иван Васильевич Вишневский (1860 - 1874);

• Илья Николаевич Ульянов (1874 - 1886);

• Иван Владимирович Ишерский (1886 - 1908).

Иван Васильевич Вишневский, на наш взгляд, являлся гармоничной личностью, действовавшей в рамках старого аттрактора. «Это был образцовый по тому времени администратор, зоркий, необыкновенно деятельный, строгий и к себе, и к другим. Многие имели причины его побаиваться, а потому исподтишка иногда на него клеветали. Теперь, вспоминая факты и спокойно беспристрастно обсуждая их, можно и должно сказать по совести, что этот человек был в сущности доброжелательный, искренне любивший и гимназию, и гимназистов, содержавший гимназию в надлежащем порядке, при котором учиться было удобно» [5].

И чиновником Вишневский тоже был удобным. Однако делопроизводство при нём было крайне запущено. «При нём (Вишневском) даже самое незначительное дело, например о ремонте забора, разбухало до громаднейших размеров, разрешалось на протяжении многих лет и приводило в движение весь государственный механизм. Во многих училищах заработная плата учителям составляла - 25 руб. в год и меньше, поэтому учительские должности занимались дьячками, полуграмотными солдатами и сельскими писарями, исключёнными со службы канцеляристами и т. п.». [3, с. 89-107]. В 1869 г. в Симбирской губернии было 462 народные школы, правда только 89 из них имели более или менее удобное помещение, остальные ютились в сторожках, караулках, избах, которые топились по-чёрному и из которых учителей и учеников выносили полумёртвых на снег; учащихся в них было только 10 564, да и они посещали школу нерегулярно.

Налицо - хорошая приспособляемость И.В.Вишневского, работа по уже готовым образцам, по проверенной веками системе воспитания, требовавшей от детей беспрекословного подчинения. Он был всем удобен, начальством признан и обласкан - типичная гармоничная личность.

Как уже отмечалось выше, для инноваций необходима внешняя антиэнтропийная сила, и этой силой, по нашему представлению, являются пассионарные личности. Такой личностью в деле народного просвещения Симбирской губернии последней трети XIX века стал Илья Николаевич Ульянов.

Будучи выходцем из не самых высоких слоёв общества (несмотря на заслуженное на педагогическом поприще дворянство), Ульянов уде-

лял большое внимание развитию именно народного образования. Это человек, безусловно имевший с детства способности к точным наукам. Об этом говорит его упорство в получении естественного образования и благоволение к нему гениального математика Н.И. Лобачевского.

С другой стороны, трудное детство и препятствия в получении образования сформировало в нём сверхцель - дети из низших слоёв общества должны иметь возможность получать образование. Именно наличие сверхцели, выходящей за узкоэгоистичные рамки и даже порой противоречащей эгоистическим (корыстным, карьеристским и т.п.) соображениям, и характеризует человека как пассионарного. Поэтому он принял предложение о переезде из Нижнего Новгорода в провинциальный Симбирск - потому, что увидел в этом способ для реализации своей сверхцели.

Отмечаемое его учениками «отвращение к карьеризму и к материальной наживе» является одним из важных признаков пассионарного человека, нацеленного на нечто, выходящее за рамки узкоэгоистических целей, а потому действующего, по меткому выражению Л.Н.Гумилёва, антиинстинктивно.

И.Н. Ульянов был сторонником гуманистической педагогики (в духе Ушинского) и всячески пытался провести её основы в педагогическую практику Симбирской губернии. Это выразилось, в частности, в отмене телесных наказаний, в подготовке учителей в духе гуманистической педагогики на созданных им же (И.Н.Ульяновым) курсах. Как и все шестидесятники-разночинцы, он верил в науку (прежде всего, в естествознание) и в прогресс - что они смогут привести к улучшению общества, к освобождению людей от всего прогнившего. Как многие шестидесятники-разночинцы, он отличался определённым свободомыслием и не страдал избытком верноподданнических чувств. Как человек, имевший сверхцель, он более ценил реальное дело, а не гладкие бюрократические отчёты и не представление желаемого за действительное. Он понимал, что церковноприходские школы открывать легче, а значит, их можно открыть больше и поставить потом большую цифру в отчётах; но эти школы дают неудовлетворительное образование в естественнонаучной области. В этом он расходился с К.П. Победоносцевым, что, конечно, не способствовало доброжелательному отношению к нему со стороны вышестоящего начальства. За 16 лет работы И.Н.Ульянова число действующих школ Симбирской губернии было доведено до 434. Построено более 200 новых школьных зданий,

многие из них по чертежам и сметам самого Ильи Николаевича, создан ряд библиотек. К 1886 г. большинство народных училищ имели удовлетворительное помещение.

Отношение бюрократической системы к пассионарным личностям также весьма характерно. По мнению М.И.Коваленко (ученик Л.Н.Гумилёва), отношение к пассионарию, оценка его деятельности может служить мерой пассионарности самого оценивающего. Для непассионария жизнь пассионарной личности - бессмысленная, противоестественная трата сил [3]. Отсюда понятно, что такие люди редко бывают обласканы властно-бюрократической системой, поскольку в последней (особенно, в периоды социальной стабильности) доминируют люди гармоничные. В лучшем случае пассионариев терпят, поскольку те своей деятельностью позитивно изменяют какие-то стороны общественной жизни. Всё это в полной мере проявилось в отношении И.Н.Ульянова.

В таком же духе воспитывались и дети в семье Ульяновых. Высокая пассионарность, по теории Л.Н.Гумилёва, является наследуемым признаком (правда, рецессивным). Косвенным доказательством пассио-нарности И.Н.Ульянова является гораздо более очевидная пассионар-ность его сыновей - В.И.Ульянова (Ленина) и А.И.Ульянова.

И.Н.Ульянов стоял у истоков создания Порецкой учительской семинарии, открытой при финансовом содействии земства. Сама организация таких курсов говорит о стремлении И.Н.Ульянова к концентрации вокруг себя единомышленников - пассионариев. Он тратил на курсы большую часть своей энергии и личного времени.

Л.Н. Гумилёвым описан феномен так называемой пассионарной индукции, т.е. воздействия пассионарных личностей на окружающих гармоничных людей, в результате чего последние увлекаются энергией первых и обретают некоторые свойственные им черты. Л.Н.Гумилёв говорил, что пассионарность заразительна.

Как пассионарная индукция выглядела в деятельности И.Н.Ульянова, ярко описано в очерке Назарьева: «Небывалое оживление тотчас же проявилось в деятельности училищного совета, до сего времени существовавшего единственно для перевода бумаги и какой-то никому не нужной систематизированной лжи. Завязались иные, более искренние и тёплые отношения не только между членами совета, но и между всеми тружениками школы. Атмосфера искренности мигом одушевила всех и каждого, насильно вторгаясь даже туда, где её не хотели знать,

где давно уже отвыкли дышать этой атмосферой. ... Все принялись за новое дело со свойственной русскому человеку на первых порах горячностью и всё быстрей и быстрей завертелось только что пущенное новое колесо» [6].

После смерти И.Н.Ульянова директором народных училищ Симбирской губернии стал его коллега Иван Владимирович Ишерский. Именно ему предстояло последующие 22 года руководить народным образованием Симбирской губернии.

Мы считаем И.В.Ишерского, как минимум, гармоничной личностью, подвергшейся пассионарной индукции со стороны И.Н.Ульянова. Ульянов оказал большое влияние на педагогические взгляды инспектора Ишерского. В первые годы работы эти взгляды представляли по некоторым вопросам начального народного образования (народная школа и духовенство, народная школа и земство) полную противоположность взглядам Ильи Николаевича. Постепенно в ходе острейшей борьбы Ульянова за народную школу Ишерский в основном занял ульяновскую линию, допуская порой непоследовательность и колебания при решении сложных вопросов, «стремясь примирить крайние взгляды». Непоследовательность и колебания Ишерского возросли в конце 80-х - начале 90-х годов, когда реакция ставила задачей взамен земской школы повсеместную организацию церковноприходских школ. Ишерский не сумел отстоять ульяновскую линию в работе народных школ.

Таким образом, именно И.Н.Ульянов положил начало качественной перестройке народного образования Симбирской губернии (в духе гуманистической и демократической педагогики Ушинского), а Ишерский обеспечил дальнейший количественный рост уже обновлённой системы народного образования. Ишерский не был реформатором и модернизатором, как Ульянов. Для этого требуется определённый масштаб личности (внутренней энергетики, если угодно), которым обладал Ульянов, но не обладали Ишерский и, тем более, Вишневский.

Какие же выводы можно сделать из рассмотренного материала? Какие исторические уроки для современности можно из него извлечь?

1. Необходимость руководства процессами модернизации (особенно, в начале этих процессов, при выходе из старого аттрактора) пассионарными личностями, которые вследствие генетических и психологических причин мотивированы на инновации, стремятся сконцентрировать вокруг себя других пассионариев, а также индуци-

Iи.п. иванов

руют гармоничных личностей на инновации; обычными бюрократическими приёмами качественную модернизацию провести невозможно, поскольку основную массу бюрократии составляют гармоничные личности, ориентированные на старую систему.

2. Модернизация предполагает на первом этапе большие затраты человеческих и материальных ресурсов и приводит к некой хаотиза-ции, что поначалу ухудшает ситуацию в модернизируемой области, особенно, с точки зрения формальных количественных показателей, принятых в качестве критериев в предшествующий модернизации период стабильности-застоя. Модернизация предполагает ликвидацию плохо работающей части системы. И лишь по мере приближения к новому аттрактору новые механизмы вступают в силу и приводят к существенному улучшению ситуации по сравнению с состоянием до модернизации. Если провести параллель с теорией этногенеза Л.Н.Гумилёва, то это напоминает этапы подъёма и акматическую фазу (фазу перегрева) с их внутренний борьбой, катаклизмами и общим снижением резистентности этнической системы. Поэтому модернизация всегда поначалу затратна, но эти затраты со временем с лихвой окупаются, если, конечно, выполняется главное условие, т.е. если процессом управляют мотивированные на качественное улучшение пассионарные личности; если же им управляют только корыстолюбцы, то и улучшения не произойдёт и средства, отпущенные на модернизацию, будут растрачены впустую.

3. После ухода от старого аттрактора и приближения к новому необходимы уже более массовые усилия гармоничных людей, индуцированных пассионариями, по удержанию, стабилизации этого процесса вблизи нового аттрактора и приданию ему устойчивости. Этому в максимальной степени способствует стремление гармоничных личностей к стабильности, но уже в рамках нового аттрактора. Когда наиболее болезненная часть перестройки проведена, дальше возникают новые «рельсы», по которым уже можно опять обычными бюрократическими методами толкать обновлённую систему, наращивая количественные показатели выпуска уже новой, более качественной продукции. Это напоминает переход к фазе надлома и инерционной фазе в теории этногенеза Л.Н.Гумилёва. Именно в этих фазах вместе со спадом пассио-нарности происходит расцвет культуры как реализация, воплощение всего того лучшего, что было заложено в потенции нового этноса, родившегося в муках предыдущих этапов этногенеза.

Литература

1. Богданов Я.В. Типология личностей Л.Н. Гумилёва с позиций концепции акцентуаций личности // http://psysphera.narod.ru/Public/ Kirov/bogdanov-gum.htm

2. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001.

3. 3. Журнал министерства народного просвещения. 1880. Май. Кн. 209.

4. Коваленко М.И. Пассионарность как психологический феномен // http://gumilevica.kulichki.net/debate/Article13.htm

5. Макеева И.Ф. О гимназии с любовью // Мономах. 2007, сентябрь.

6. Назарьев В.Н. Современная глушь // Вестник Европы,1876. - №3.

7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Пассионарная_теория_этногенеза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.