УДК 94(470)«18/19»
ББК (Т)63.3(0)53
Р.В. МАКАРОВА, С.Ю. МИХАЙЛОВА
ПУБЛИКАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДИРЕКТОРА НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНИИ И.В. ИШЕРСКОГО
Ключевые слова: региональная образовательная политика, Симбирская губерния, народные училища, дирекция училищ, И.В. Ишерский, публикаторская деятельность.
Дана историческая оценка публикаторской деятельности директора народных училищ Симбирской губернии И.В. Ишерского в конце XIX - начале ХХ вв. Впервые определены основные направления публикаторской работы губернского деятеля образования, раскрыто их содержание на основе архивных первоисточников. Обоснован вывод о значении публикаторской деятельности И.В. Ишерского для реализации региональной образовательной политики в Симбирской губернии.
R.V. MAKAROVA, S.Yu. MIKHAYLOVA PUBLISHING ACTIVITY OF PUBLIC SCHOOLS OF THE SIMBIRSK PROVINCE WARDEN I.V. ISHERSKY
Key words: regional education policy, Simbirsk province, public schools, schools management, I.V. Ishersky, publishing activity.
The article presents a historical evaluation to publishing activity of director of Simbirsk province public schools I.V. Ishersky in the end of XIX - beginning of XX century. Main directions of publishing activity of province education worker are defined for very first time, also their contents are revealed according to archival source materials. Reasoned conclusion about meaning of publishing activity of I.V. Ishersky around realization of regional education policy in Simbirsk province.
В 2013 г. исполняется 170 лет со дня рождения Ивана Владимировича Ишерского - видного деятеля губернского образования, преемника Ильи Николаевича Ульянова на посту директора народных училищ Симбирской губернии и единомышленника Ивана Яковлевича Яковлева - великого просветителя чувашского народа, инспектора чувашских школ Казанского учебного округа.
Уроженец Казанской губернии и выходец из среды духовенства И.В. Ишерский 36 из 75 лет, отведенных ему жизнью, проработал на ниве народного просвещения и воспитания подрастающих поколений. После 5 лет педагогической деятельности в г. Вятка Вятской губернии Иван Владимирович трудился 9 лет инспектором народных училищ третьего района, 22 года директором народных училищ Симбирской губернии и дослужился до чина действительного статского советника. За продолжительную педагогическую деятельность, отличную многолетнюю усердную службу и особые труды он был награжден правительственными наградами: орденами Святого Станислава III, II степеней, Святой Анны III, II степеней, Святого Владимира III степени.
Важнейшими составляющими профессиональной деятельности И.В. Ишерского были подготовка и издание разнообразных по форме и содержанию публикаций по насущным проблемам образования. В публикаторской работе директора народных училищ Симбирской губернии прослеживаются два основных направления - публикация официальных документов и публикация авторских статей. Первое из них было нацелено на обобщение и распространение опыта реализации региональной образовательной политики в Симбирской губернии. Второе было ориентировано на выражение взглядов И.В. Ишерско-го как педагога-просветителя и общественного деятеля по вопросам развития образования в регионе.
Будучи директором народных училищ Симбирской губернии с 1886 г. по 1908 г., Иван Владимирович несколько раз в год выезжал осматривать подчиненные ему учебные заведения. По результатам рабочих поездок он писал отчеты, адресованные попечителю Казанского учебного округа или местным органам власти Симбирской губернии. В общей сложности И.В. Ишерский опубликовал 22
«Отчета о состоянии начальных народных училищ Симбирской губернии» в журнале «Вестник Симбирского земства» - печатном органе Симбирской губернской земской управы, а также созданные на их основе материалы, например, «Отчет об осмотре начальных народных училищ Симбирской губернии, произведенных директором», «Извлечения из отчета по осмотру народных училищ Симбирской губернии, произведенных директором» [9, 14]. Публикация отчетов налагала на И.В. Ишерского огромную ответственность, поскольку на обозрение всего населения Симбирской губернии выставлялась вся работа дирекции народных училищ Симбирской губернии.
Не меньший интерес вызывают опубликованные отношения и ходатайства директора народных училищ. И.В. Ишерский часто ходатайствовал и писал отношения в Симбирский губернский училищный совет, губернскую и уездные земские управы, попечителю Казанского учебного округа о выделении денежных средств на учреждение библиотеки при дирекции народных училищ, об устройстве вечерних и воскресных курсов, об отпуске денежных средств на расширение приспособления Карсунского уездного училища в городское трехклассное и др. Все отношения и ходатайства И.В. Ишерского были опубликованы им в журнале «Вестник Симбирского земства» [18-21].
И.В. Ишерский печатал также свои предложения, мнения, заключения по развитию народного образования в Симбирской губернии, направленные в форме ответов на запросы попечителя и управляющего Казанским учебным округом. Рукописи сначала отправлялись в Казанский учебный округ, потом публиковались. Например, работа И.В. Ишерского «О профессиональных училищах и классах в Симбирской дирекции училищ» была написана 1 марта 1894 г., направлена попечителю Казанского учебного округа 3 марта 1894 г., после чего опубликована в журнале «Городской и сельский учитель».
Статьи И.В. Ишерского преследовали разъяснительные цели, содержали методические рекомендации. Так, Иван Владимирович подготовил и опубликовал целый цикл статей о полезности наделения начальных народных училищ земельными участками, о целях занятий по так называемым «необязательным предметам» (садоводство и огородничество), о проведении праздников древонасаждения: «Усадебные земельные участки при начальных народных училищах Симбирской губернии в 1893 году и их эксплуатация»; «К вопросу о выполнении праздников древонасаждения при народных училищах Симбирской губернии» [10, 11, 15, 16].
Другим примером может служить публикация статьи с целью привлечения внимания общественности и учебного начальства к проблеме управления народным образованием в Симбирской губернии. У И.В. Ишерского было 5 по-мощников-инспекторов народных училищ. Симбирская губерния делилась на 5 инспекторских районов. Количество народных училищ в каждом районе росло из года в год. Инспекторам становилось все труднее уделять достаточное внимание новым училищам. Необходимы были еще новые инспектора. Этой проблеме И.В. Ишерский посвятил статью «К вопросу об усилении инспекторского надзора за училищами Симбирской губернии» [12].
Особые отношения сложились у И.В. Ишерского с журналом «Городской и сельский учитель». В 1893 г. инспектор народных училищ первого района Симбирской губернии А.И. Анастасиев просил Ивана Владимировича ходатайствовать перед «Высшим Учебным начальством о разрешении издавать в Симбирске с начала 1894 г. педагогический журнал под названием «Городской и сельский учитель», мотивируя это тем, что в последнее время издается очень много литературы по общим вопросам обучения и воспитания, составляющей по большей части плод кабинетского труда, нередко встретишь учителя, теоретически знакомого с педагогикой, но плохо ведущего преподавание. Для таких преподавателей нужны простые и ясные советы и указания по преподаванию отдельных предметов. «Но
если начальные учителя, при довольно значительной литературе по вопросам, касающимся народной школы, испытывают нужду в практических советах людей опытных, то в этом гораздо более нуждаются учителя городских, по положению 31 мая 1872 г., училищ. Существующие сравнительно недавно, эти училища остаются как бы в стороне от общего внимания и не имеют не только специальной литературы по части их воспитательной и учебной организации, но и хорошо составленных учебников по некоторым предметам курса», - писал А.И. Анастасиев [2].
И.В. Ишерский поддержал инспектора, и в 1894 г. в Симбирске появился педагогический журнал «Городской и сельский учитель». В нем размещались правительственные распоряжения по городским и сельским начальным училищам; статьи по вопросам воспитания и обучения в городских и сельских школах, педагогическая хроника, критика и библиография. Целью этого издания было удовлетворять потребности учителей начальных школ в специальном самообразовании и в то же время служить справочным руководством.
Первыми публикациями И.В. Ишерского в журнале «Городской и сельский учитель» стали статьи «О необходимости некоторых изменений в устройстве городских училищ по Положению 31 мая 1872 г.», и «Несколько слов по поводу "Проекта распределения учебного материала в городских училищах"» [6, 7]. Вслед за ними были опубликованы работы «О профессиональных училищах и классах в Симбирской дирекции училищ» [8], «Усадебные земельные участки при начальных народных училищах Симбирской губернии в 1893 году и их эксплуатация» [15], «К вопросу об усилении инспекторского надзора за училищами Симбирской губернии» [12], в которых большое внимание было уделено профессиональному образованию, преподаванию необязательных предметов, открытию новых учебных заведений.
В 1896 г. издание журнала «Городской и сельский учитель» было переведено в Казань, куда перешел на службу его редактор-издатель А.И. Анастасиев. После переезда журнала в Казань И.В. Ишерский продолжал принимать участие в его издании.
Среди публикаций И.В. Ишерского отдельное место принадлежит мемориальным изданиям. Когда в 1886 г. умерли друг за другом И.Н. Ульянов - директор народных училищ Симбирской губернии, после него заменивший его, исполняющий обязанности директора народных училищ Симбирской губернии В.М. Стржалковский - инспектор народных училищ первого района Симбирской губернии, И.В. Ишерский написал некролог, посвященный В.М. Стржал-ковскому. Автор включил в некролог очень подробное жизнеописание В.М. Стржалковского, показал горечь утраты и потери дирекции народных училищ Симбирской губернии и лично семьи В.М. Стржалковского. Некролог был опубликован в «Циркуляре по Казанскому учебному округу» и в приложении к «Отчету о состоянии начальных народных училищ Симбирской губернии, Симбирского и Сенгилеевского уездов за 1886 г.» [3, 4].
И после выхода в отставку И.В. Ишерский продолжил публикацию работ по проблемам образования. В 1909 г. он был избран председателем Симбирской городской исполнительной училищной комиссии, которая ведала начальными народными училищами, содержавшимися на средства города [1]. Как председатель комиссии И.В. Ишерский делал доклады по проблемам функционирования начальных народных училищ городской управе, губернскому земскому собранию. Как и прежде, его волновали вопросы открытия новых учебных заведений в г. Симбирск. Эти сюжеты он развил в статьях: «Об учреждении второй гимназии в городе Симбирске»; «Доклад об учреждении в г. Симбирске городской женской гимназии Мин. нар. просвещения» [5, 13].
И.В. Ишерский неоднократно обращался к проблеме получения учащимися профессионального образования. 13 августа 1909 г. он как губернский гласный и
представитель Симбирской губернской земской управы был командирован на Казанский областной съезд представителей губернских гласных. Здесь Иван Владимирович выступил с докладом «Учебные заведения для распространения в населении Симбирской губернии ремесленных познаний и навыков», Текст доклада был издан отдельной брошюрой в г. Казань [17].
Подводя итог, можно оценить публикаторскую деятельность И.В. Ишерско-го как достаточно уникальное историческое явление. Ее своеобразие состояло в том, что она способствовала, с одной стороны, утверждению незыблемости охранительных принципов образовательной политики Российской империи, а с другой - обеспечению публичности и открытости региональной образовательной политики, приближению ее к практическим нуждам, что соответствовало требованиям капиталистической модернизации конца XIX - начала ХХ вв., в недрах которой вызревали зачатки гражданского общества. Наряду с этим публикаторская деятельность И.В. Ишерского была нацелена на повышение профессионального уровня местных учительских кадров, усвоение ими передового образовательного опыта, формирование у них профессиональных ценностей.
Литература и источники
1. Государственный архив Ульяновской области. Ф. 137. Оп. 1. Д. 273. Л. 2.
2. Государственный архив Ульяновской области. Ф. 99. Оп. 1. Д. 1009. Л. 1, 1 об.
3. Ишерский И. Владимир Михайлович Стржалковский: некролог // Циркуляр по Казанскому учебному округу. 1886. № 4. С. 182-186.
4. Ишерский И. Владимир Михайлович Стржалковский: некролог // Отчеты о состоянии начальных народных училищ Симбирской губернии Симбирского и Сенгилеевского уездов за 1886 г. с приложениями. Симбирск: Губернская типография, 1887. С. 55-59.
5. Ишерский И. Доклад об учреждении в г. Симбирске городской женской гимназии Мин. нар. просвещения. Симбирск: Типо-литография А.Т. Токарева, 1910. 21 с.
6. Ишерский И. Несколько слов по поводу «Проекта распределения учебного материала в городских училищах» // Городской и сельский учитель. 1894. Вып. 5. С. 575-580.
7. Ишерский И. О необходимости некоторых изменений в устройстве городских училищ по Положению 31 мая 1872 г. // Городской и сельский учитель. 1894. Вып. 5. С. 565-574.
8. Ишерский И. О профессиональных училищах и классах в Симбирской дирекции училищ. 1 марта 1894 г. // Городской и сельский учитель. 1895. Вып. 6-7. С. 740-747.
9. Ишерский И.В. Извлечение из отчета по осмотру народных училищ Симбирской губернии, произведенных директором в 1886/87 учебном году // Вестник Симбирского земства. 1887. № 10. С. 50-77.
10. Ишерский И.В. К вопросу о выполнении праздников древонасаждения при народных училищах Симбирской губернии // Симбирские губернские ведомости. 1901. 12 дек., 15 дек.
11. Ишерский И.В. К вопросу о выполнении праздников древонасаждения при народных училищах Симбирской губернии // Отчет о состоянии начальных народных училищ и частных учебных заведений Симбирской губернии за 1902 год. Симбирск: Типография А. и М. Дмитриевых, 1904. С. 97-102.
12. Ишерский И.В. К вопросу об усилении инспекторского надзора над училищами Симбирской губернии // Городской и сельский учитель. 1895. Вып. 7-8. С. 673-676.
13. Ишерский И.В. Об учреждении второй гимназии в городе Симбирске. Симбирск: [Б.и.],1909. 9 с.
14. Ишерский И.В. Отчет об осмотре народных училищ Симбирской губернии, произведенных директором в 1887/88 учебном году // Вестник Симбирского земства. 1889. № 10. 41 с.
15. Ишерский И.В. Усадебные земельные участки при начальных народных училищах Симбирской губернии в 1893 году и их эксплуатация // Городской и сельский учитель. 1895. № 1. С. 82-91; № 2. С. 175-180; № 3-4. С. 265-271.
16. Ишерский И.В. Усадебные земельные участки при начальных народных училищах Симбирской губернии в 1893 году и их эксплуатация. Симбирск: Типо-литография А.Т. Токарева, 1895. 24 с.
17. Ишерский И.В. Учебные заведения для распространения в населении Симбирской губернии ремесленных познаний и навыков. Казань: Лито-типография И.Н. Харитонова, 1909. 21 с.
18. Ишерский И. Отношение директора народных училищ Симбирской губернии от 18 августа 1893 г. за № 1383. Его сиятельству, Господину Председателю Симбирского губернского училищного Совета (об учреждении при дирекции библиотеки) // Вестник Симбирского земства. 1894. № 1. С. 421-422.
19. Отношение Директора народных училищ Симбирской губернии 20 сентября 1895 г. за № 1411 в Симбирскую уездную Земскую Управу (По поводу устройства вечерних и воскресных курсов рисования и черчения для ремесленников) // Вестник Симбирского земства. 1897. № 7. С. 38-41.
20. По ходатайству г. Директора народных училищ Симбирской губернии, об ассигновании Губернским Земством 150 р. на 1897 г. на содержание при дирекции библиотеки учебных пособий и руководств // Вестник Симбирского земства. 1897. № 1, 2. С. 537-539.
21. По ходатайству директора народных училищ Симбирской губернии об отпуске 1500 руб., на расширение и приспособление Карсунского уездного училища под будущее городское трехклассное // Вестник Симбирского земства. 1899. № 10. С. 190-191.
МАКАРОВА РОЗА ВЛАДИМИРОВНА - соискатель ученой степени кандидата исторических наук кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
MAKAROVA ROZA VLADIMIROVNA - a competitor of scientific degree of Historical Sciences candidate of Records Management, Information Resources and Auxiliary Historical Subjects Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
МИХАЙЛОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
MIKHAYLOVA SVETLANA YURIEVNA - doctor of historical sciences, professor of Records Management, Information Resources and Auxiliary Historical Subjects Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 394 ББК 63.5
А.Б. МЯСНИКОВА
МЕСТО ФИННО-УГОРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Ключевые слова: Международное финно-угорское движение, финно-угорские народы.
На конкретных примерах рассмотрены механизмы взаимодействия Международного финно-угорского движения с ведущими мировыми и европейскими организациями и объединениями в системе международных отношений (с Европейским Союзом, Европарламентом, ПАСЕ, ООН и др.).
A.B. MYASNIKOVA
PLACE OF THE FINNO-UGRIC MOVEMENT IN SYSTEM OF THE INTERNATIONAL RELATIONS Key words: International Finno-Ugric movement, Finno-Ugric people.
In the article on case studies examined the mechanisms of interaction of the International Finno-Ugric movement with leading international and European organizations and associations in the international system (the European Union, European Parliament, PACE, UN, etc.).
В конце XX в. Россия оказалась перед необходимостью выстраивать отношения с новым транснациональным субъектом политики - Европейским Союзом (ЕС). Европейская интеграция берет свое начало в 1950-е гг., однако только Маастрихтский договор 1992 г. юридически оформил новое образование на территории Европы. Он наделил ЕС не только экономическими инструментами, но и полномочиями в политической сфере. Изначально эти полномочия были весьма ограниченны и требовали консенсуса всех стран-участниц для принятия реальных решений. Однако каждый новый договор между членами ЕС фиксировал все более высокую степень интеграции, постепенно передавая часть функций наднациональному образованию. К началу XXI в. ситуация сложилась таким образом, что Россия больше не может строить отношения с европейскими странами только на двусторонней основе. Деятельность институтов ЕС приобретает все большую важность для понимания процессов, происходящих на Европейском континенте. Европейский Союз сегодня также является инициатором и спонсором многих программ сотрудничества, в которых России отведена важная роль.
Членами ЕС являются три финно-угорские страны: Финляндия вошла в Европейский Союз в январе 1995 г., а Венгрия и Эстония - в мае 2004 г. Поговаривали и о возможности включения финно-угров России в ЕС, но не о России в