Научная статья на тему 'Использование телекоммуникационных технологий при подготовке будущих учителей математики'

Использование телекоммуникационных технологий при подготовке будущих учителей математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ / СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / DIDACTIC TOOLS / DIDACTIC POTENTIAL OF TELECOMMUNICATIONS / NETWORK TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машевская Юлия Александровна

В данной статье представлен анализ стандартов и дидактического потенциала дисциплин подготовки будущих учителей математики в области использования информационных технологий, необходимых для успешного освоения профессиональных компетенций, а также организация взаимодействия между участниками учебного процесса в Волгоградском государственном социальнопедагогическом университете средствами телекоммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Машевская Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE MATHEMATICS TEACHERS’ TRAINING

The article studies standards and didactic resources of subjects training future mathematics teachers to apply information technologies, which help to master their professional skills. The author also considers organization of the educational communication in the Volgograd State University for Social and Education Science by means of telecommunication technologies.

Текст научной работы на тему «Использование телекоммуникационных технологий при подготовке будущих учителей математики»

УДК 378.147 Машевская Юлия Александровна

старший преподаватель кафедры информатики и информатизации образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

Mashevskaya Yulia Aleksandrovna

Senior Lecturer of the Informatics and Computerization of Education Department, Volgograd State University for Social and Education Science [email protected]

APPLICATION OF TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE MATHEMATICS TEACHERS’ TRAINING

Аннотация:

В данной статье представлен анализ стандартов и дидактического потенциала дисциплин подготовки будущих учителей математики в области использования информационных технологий, необходимых для успешного освоения профессиональных компетенций, а также организация взаимодействия между участниками учебного процесса в Волгоградском государственном социальнопедагогическом университете средствами телекоммуникационных технологий.

Ключевые слова:

информационные технологии, дидактические средства, дидактический потенциал телекоммуникаций, сетевые технологии.

Summary:

The article studies standards and didactic resources of subjects training future mathematics teachers to apply information technologies, which help to master their professional skills. The author also considers organization of the educational communication in the Volgograd State University for Social and Education Science by means of telecommunication technologies.

Keywords:

information technologies, didactic tools, didactic potential of telecommunications, network technologies.

Информатизация современного общества предъявляет новые требования к человеку, который должен уметь ориентироваться в информационной среде, быть готовым к быстрому освоению совершенствующихся технологий.

Процесс информатизации, как отмечает Я.А. Ваграменко, затронул в первую очередь образование. Анализ образовательной практики позволяет нам выделить тенденции, характерные для современного образования: широкая информатизация образования, трансформация содержания в задачные надпредметные и метапредметные ситуации, предполагающие активное их разрешение обучающимися, приоритетность использования проектно-исследовательских заданий, разработка и использование дидактических образовательных сред. Одной из главных целей информатизации образования, исходя из Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации, является повышение качества российского образования на основе использования новых информационных технологий. Достижение этой цели возможно только при условии, что современный учитель способен эффективно строить процесс образования в условиях информатизации общества, информатизации образования.

Информатизация образования является следствием происходящего процесса информатизации общества. Как отмечает Т.К. Смыковская [1], современное общество ставит перед школой и вузом задачу подготовки специалиста, способного эффективно действовать в современных условиях. Повышению качества и доступности образования способствует использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя.

Так как процесс информатизации общества влияет на процесс образования, то система требований к учителю в условиях информатизации общества постоянно обновляется.

И.В. Роберт отмечает, что «...школьному педагогу требуются знания информационных технологий более глубокие и более разносторонние, чем работникам других профессий, в силу того простого факта, что в образовании диапазон видов и форм учебной информации, технологий ее обращения в знания намного шире, чем в любой иной отрасли» [2]. Нам близка ее позиция, что любому специалисту сферы образования необходимо обеспечить такую подготовку в области информатизации образования, использования средств ИКТ в его профессиональной деятельности, которая будет гарантировать определенный уровень информационной культуры члена современного информационного общества и уровень профессиональной подготовки, ориентированной на специалиста некоторого профиля сферы образования.

Ведущими специалистами в области информатизации образования (В.А. Извозчиков, М.П. Лапчик, И.В. Роберт и др.) были определены принципы подготовки учителей в области использования ИКТ. В соответствии с этими принципами в учебные планы профессиональной подготовки специалистов в сфере образования был введен курс, которой направлен на подготовку будущих педагогов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности и учитывает указанные принципы.

В соответствии со стандартами подготовки бакалавров, которые существуют сегодня в высшем профессиональном образовании Российской Федерации, этот курс называется «Информационные и коммуникационные технологии в физико-математическом образовании» (государственный образовательный стандарт - ГОС) и «Информационные технологии в образовании» (федеральный государственный образовательный стандарт - ФГОС).

Согласно концепции современного российского образования бакалавр направления «Педагогическое образование» должен: знать: 1) современные информационные технологии, используемые в образовании; 2) основные способы математической обработки информации; уметь: 1) использовать современные информационно-коммуникационные технологии в процессе образовательной деятельности; 2) оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач; владеть: 1) основными методами математической обработки информации; 2) навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения.

Говоря о специальных компетенциях бакалавров профиля «Математика», нужно отметить следующие: 1) способен понимать универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности, роль и место математики в системе наук, значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике, общекультурное значение математики; 2) владеет математикой как универсальным языком науки, средством моделирования явлений и процессов, способен пользоваться построением математических моделей для решения практических проблем, понимать критерии качества математических исследований, принципы экспериментальной и эмпирической проверки научных теорий; 3) способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; 4) способен ориентироваться в информационном потоке, использовать рациональные способы получения, преобразования, систематизации и хранения информации, актуализировать ее в необходимых ситуациях интеллектуально-познавательной деятельности.

Целью освоения дисциплины «Информационные технологии в образовании» (ФГОС) являются формирование у студентов базовых знаний в области информатики, основам алгоритмизации и программирования; формирование основных теоретических и практических знаний по алгоритмическим конструкциям, структурам данных, принципам программирования; овладение приемами построения и анализа эффективности алгоритмов и структур данных, разработки программ на алгоритмическом языке; выработка навыков решения типичных задач с использованием ЭВМ; подготовка в области применения современной вычислительной техники для решения практических задач обработки данных, математического моделирования, информатики, успешно работать в избранной сфере деятельности с применением современных компьютерных технологий.

В результате освоения дисциплины будущий учитель математики должен: знать методы и технологии структурного программирования, основные алгоритмические структуры; основные типы и структуры данных; способы отладки программ; способы обработки данных; уметь разрабатывать алгоритмы, реализовывать алгоритмы на языке программирования высокого уровня, применять алгоритмические структуры при решении задач на компьютере; моделировать задачи с помощью структур данных; обрабатывать данные, применяя методы сортировки и поиска; работать в средах программирования; владеть методами и технологиями разработки алгоритмов, описания структур данных и других базовых представлений данных, программирования на языке высокого уровня, работы в различных средах программирования. Таким образом, будущий учитель математики при изучении данной дисциплины осваивает те знания по использованию ИКТ, которые необходимы для решения дальнейших профессиональных задач.

Целью изучения дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в физико-математическом образовании» (ГОС) является формирование у студента знаний об использовании информационных и коммуникационных технологий для построения открытой системы образования, для реализации активных методов обучения и самостоятельной деятельности учащихся, в обучении математике; подготовка к проектированию, разработке и реализации в школьном образовательном процессе информационных ресурсов учебного назначения; готовности применения дистанционных технологий в образовании как средства расширения информационного образовательного пространства. Можно сказать, что знания, полученные при

изучении указанной дисциплины, позволяют подготовить будущего учителя математики к дальнейшему освоению профессиональных компетенций, связанных с использованием ИКТ.

Все указанные выше дисциплины направлены на формирование у студентов умений работы с информацией, которая становится необходимой для успешного овладения как общепрофессиональными, так и специальными компетенциями. Кроме того, актуальной остается проблема взаимодействия между участниками учебного процесса. С этой целью в рамках указанных курсов будущим учителям математики предлагается изучить потенциал телекоммуникационных технологий, способных улучшить обмен информацией между всеми субъектами учебного процесса.

В качестве средства обмена информацией между участниками учебного процесса О.Г. Смолянинова предлагает рассматривать сети различного уровня: локальные и глобальные. С их помощью учащиеся и преподаватели могут использовать такие формы общения, как: теле-, видео- и почтовые конференции; чаты; форумы; доски объявлений; системы электронного голосования; электронная почта; ICQ; заполнение активных электронных форм; Wiki-технологии для реализации групповых проектов; публикация или вещание в Интернете [3]. Указанные технологии позволяют осуществлять взаимодействие между преподавателями и студентами как в режиме реального времени, так и отложенное.

Таким образом, в инструментальном активе преподавателя появляются новые средства, использующие дидактический потенциал телекоммуникаций.

Рассмотрим возможности, предоставляемые различными телекоммуникациями, способствующие повышению качества образовательного процесса.

Телеконференции и форумы позволяют: транслировать информацию любого формата непосредственно каждому пользователю, который является участником данной конференции или форума; принимать любую информацию от любого участника конференции или форума; обеспечить доступ информации пользователю в любое удобное для него время, то есть как в режиме реального времени, так и в отсроченном режиме; процесс обработки, хранения и передачи информации любого формата. Достоинством телеконференция является то, что к ней может подключиться любое количество участников.

Если говорить о дидактических свойствах электронной почты, то можно выделить следующие моменты: возможность одновременной передачи файлов большому числу участников учебного процесса; длительное хранение информации; получение уведомления о том, что информация доставлена (или не доставлена); распространение информации между участниками учебного процесса (распечатка, демонстрация графических, видео- и аудиофайлов).

Электронные доски объявлений дают возможность: размещения и хранения сообщения на доске объявлений, адресованного всем пользователям; поиска интересующей пользователя информации и вступления в контакт с обладателем этой информации; позволяют представлять необходимую информацию на бумажном носителе.

Системы электронного образования и заполнения активных форм обладают следующими дидактическими свойствами: краткий экспресс-опрос по одной теме большого числа учащихся; автоматизированная оценка получаемых ответов; распечатка результатов голосования на принтере для последующей работы.

Различие между этими средствами заключаются в том, что системы электронного голосования предполагают ответить только на один вопрос, заполнение активных форм предполагает сбор большого объема информации.

Одним из популярных средств коммуникации среди интернет-пользователей в последнее время стали социальные сети. Возникающие в социальных сетях сообщества становятся не только средством общения между людьми, но также играют роль хранилища информации, обменника файлами. Именно эти особенности сообществ социальных сетей можно использовать в учебном процессе. Сообщество позволяет персонифицировать общение между участниками, не смотря на статус. При этом такое общение направляется на удовлетворение потребностей членов сообщества, так как позволяет создать привычную среду общения, которая была бы комфортна каждому участнику.

Особое место среди сообществ социальных сетей занимают группы, которые объединены по принципу «корпорации», то есть принадлежности к большому обществу людей, объединенных общими «корнями», традициями, значимостью этой корпорации. Примером таких групп может служить сообщество одноклассников, учеников одной школы, одного вуза и т.д. Именно эти особенности взаимодействия студентов в уже ставшей привычной для них виртуальной среде мы и предлагаем использовать в дидактических целях. Примером этого может служить созданный в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете образовательный портал - социальная образовательная сеть преподавателей и студентов Волгоград-

ского государственного социально-педагогического университета (http://edu.vspu.ru/). Использование этого портала позволяет общаться с друзьями - коллегами по обучению в университете; работать с материалами учебных курсов; получать дистанционную поддержку преподавателей.

Используя возможности образовательного портала, преподаватели Волгоградского государственного социально-педагогического университета размещают учебно-методические комплексы, разработанные по учебным дисциплинам бакалавриата, и аннотации своих курсов, особенно, если такой курс является курсом по выбору, проводят просветительскую работу среди студентов [4]. Кроме того, возможности образовательного портала активно используют сами студенты, так как портал позволяет им размещать свои документы, отзывы, впечатления по различным вопросам. Студенты очень активно используют новостную ленту для обмена информацией. Такое телекоммуникационное взаимодействие не является новым для студентов, так как здесь они используют имеющийся у них опыт информационной деятельности в социальных сетях различного уровня. Студенты и преподаватели активно используют форум портала, в котором обсуждаются вопросы самого разного содержания: учеба, факультетские и университетские мероприятия, поездки студентов, олимпиады и т.д. Также здесь же можно познакомиться с критериями аттестации студентов, выкладываются отчеты студентов о прошедших практиках, мероприятиях, проводится рефлексия.

Портал университета используется преподавателями и студентами также и для личного общения. Кроме того, преподаватель может добавлять и редактировать материалы, оставлять комментарии, знакомить с рейтингами результатов обучения, осуществлять рассылки участникам группы, предоставлять возможность рефлексии.

Таким образом, приведенная нами в тексте статьи модель использования телекоммуникационных технологий при обучении бакалавров профиля «Математика» является инструментом в процессе формирования профессиональных компетенций будущих учителей математики в области информатизации образования. Знания, получаемые студентами в рамках изучения дисциплины «Информационные технологии в образовании», служат базой для дальнейшего профессионального роста и позволяют повысить уровень профессиональной подготовки бакалавров.

Ссылки:

1. Кузибецкий А., Смыковская Т. Информационно-коммуникационные технологии в управлении образованием // Народное образование. 2008. № 1.

2. Роберт И.В., Козлов О.А. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования // ИНФО. 2005. № 11-12.

3. Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании. Теоретические основы и методика использования. Красноярск, 2002.

4. Сергеев А.Н. Использование технологий социальных сетей при разработке образовательных ресурсов сетевых сообществ в Интернете // Образование и общество. 2012. № 5 (76).

References (transliterated):

1. Kuzibetskiy A., Smykovskaya T. Informatsionno-kommunikatsionnie tekhnologii v upravlenii obrazovaniem // Narodnoe obrazovanie. 2008. № 1.

2. Robert I.V., Kozlov O.A. Kontseptsiya kompleksnoy, mnogourovnevoy i mnogoprofil'noy podgotovki kadrov informatizatsii obrazovaniya // INFO. 2005. № 11-12.

3. Smolyaninova O.G. Mul'timedia v obrazovanii. Teoreticheskie osnovy i metodika ispol'zovaniya. Krasnoyarsk, 2002.

4. Sergeev A.N. Ispol'zovanie tekhnologiy sotsial'nykh setey pri razrabotke obrazovatel'nykh resursov setevykh soobshchestv v Internete // Obrazovanie i obshchestvo. 2012. № 5 (76).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.