Е. А. Мазур, Н. М. Полетаева
(Санкт-Петербург)
РОЛЬ КУРАТОРОВ в РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ
THE ROLE OF CURATORS IN THE IMPLEMENTATION AND DEVELOPMENT OF THE PROGRAM OF STUDENTS" PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT
Раскрывается значимость составления и реализации программы личностно-профессионально-го развития для успешной профессиональной подготовки и профессиональной деятельности. Показаны структура программы личностно-профессионального развития и роль куратора в ее составлении и реализации студентами филиала университета.
Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие, личностно-профессиональное развитие студента, куратор, программа личностно-профессионального развития, самоорганизация, профессиональная зрелость, планирование процесса личностно-профессионального развития студента.
The author reveals the importance of forming and implementing programs of personal and professional development for successful professional training and professional activity. The structure of the program of personal and professional development and the role of the curators in its forming and implementation by the students of the university branch are shown.
Keywords: personal and professional development, students' personal and professional development, curator, program of personal and professional development, self-organization, professional maturity, planning of process of student's personal and professional development.
Ключевым интегративным показателем профессиональной зрелости специалиста является его готовность к непрерывному личностно-профессиональному развитию и самосовершенствованию. Профессиональное самосовершенствование тесно связано с самоорганизацией, которая, по мнению С.Д. Пожарского и В.П. Бранского, включает готовность к самообразованию, самовоспитанию, творческой самореализации и самоутверждению, презентации результатов своей профессиональной деятельности. Профессиональное самосовершенствование представляет собой самоорганизацию, направленную на восходящий тренд развития, стремящуюся к акте, моделирую-
щую новые вершины и «подтягивающую» профессиональную среду до своего уровня развития. Готовность к непрерывному лич-ностно-профессиональному самосовершенствованию требует наличия у человека личностных качеств, знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективный самоменеджмент по направлениям: самообразование, самовоспитание, самореализация и самоутверждение. Формирование готовности специалиста к личностно-профессиональ-ному развитию осуществляется в процессе профессиональной подготовки и совершенствуется на протяжении всей трудовой деятельности. Личностно-профессиональное развитие - это процесс, ориентированный
на высокие профессиональные достижения, осуществляемый в условиях профессиональной деятельности, профессионального обучения и самообразования. Результатом лич-ностно-профессионального развития можно считать изменения в когнитивной, деятель-ностной и личностной сферах человека, которые обеспечивают повышение качества профессиональной деятельности.
Одним из требований ФГОС 3+ по подготовке специалистов среднего звена является формирование общекультурной компетенции ОК-8, связанной с готовностью самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации [4]. На протяжении всего обучения для студента важно правильно расставить приоритеты своего обучения и развития, максимально использовать свой потенциал и возможности, предоставляемые учебным заведением. В процессе предпрофильной подготовки в школе ученик должен наметить первоначальный вариант своего профессионального развития. Для этого предназначены курсы профориентации и профдиагностики, на которых школьник знакомится с миром профессий, с требованиями к специалистам различных направлений, осуществляет самодиагностику и планирует траекторию профессиональной подготовки.
В учреждении профессионального образования важно продолжить планирование и реализацию своего личностно-профессио-нального развития. Профессиональное развитие не может осуществляться без личностных изменений, оно происходит только в деятельности, и сам характер этой деятельности определяет специфику качеств личности человека. Поэтому важно использовать термин личностно-профессиональное развитие, что акцентирует внимание на взаимосвязи профессионального и личностного развития и обеспечивает качество планирования и реализации этого процесса. В учреждении профессионального образования студент может выбирать индивидуальную траекторию подготовки и заниматься своим профессиональным самовоспитанием.
Помощь в планировании индивидуальной программы личностно-профессиональ-ного развития может осуществлять куратор группы, который на протяжении всего процесса обучения сопровождает студентов. Куратор (от лат. curator) в энциклопедическом словаре определяется как попечитель, опекун, лицо, которому поручено наблюдение за кем-либо [2]. В обязанность куратора группы входит изучение индивидуальных учебных возможностей студента, особенностей его учебной мотивации, изучение индивидуальных черт характера студента, наблюдение за ним в различных жизненных ситуациях. Он изучает потребности студентов, их интересы и возможности путём проведения индивидуальных бесед, тестирования и сбора информации у педагогов [1].
Куратор должен спланировать и организовать совместно со студентами деятельность, которая будет способствовать их лич-ностно-профессиональному развитию. Он может проводить консультации по вопросам адаптации к условиям профессионального обучения, выбору методов социализации и составлению индивидуальной программы личностно-профессионального развития, формировать совместно со студентом индивидуальный образовательный маршрут, налаживать отношения с участниками образовательного процесса, ориентировать студента в возможностях образовательной среды вуза, показывать варианты сотрудничества с другими организациями в целях личностно-профессионального развития.
Эффективность взаимодействия куратора и студента зависит от отношений между ними, от готовности куратора мотивировать студентов к личностно-профессиональному развитию и от условий образовательной среды вуза, в первую очередь от доминирующей системы ценностей. Если доминирует акмеологическая система ценностей, связанная с престижностью успешной учебы и качественной профессиональной деятельностью, то эффективность личностно-про-фессионального развития студентов будет выше.
Для выявления проблем взаимодействия кураторов и студентов в Выборгском
филиале «ЛГУ им. А.С. Пушкина» (2017 год) было проведено анкетирование среди студентов 1-4 курсов «Куратор глазами студентов» (205 опрошенных). На основании анкетирования были получены следующие результаты:
- нуждаются и обращаются за помощью к куратору 89,5% опрошенных;
- считают, что куратор помог им наладить отношения с коллективом и педагогами, 94% студентов;
- отмечают помощь куратора в приобщении к активной студенческой жизни 70%; 95% - в осознании особенностей обучения в филиале и возможных вариантах развития во внеурочной деятельности института;
- 64% студентов разработали совместно с куратором программу своего личност-но-профессионального развития, и 86% отмечают положительное влияние куратора на свою мотивацию к успешному обучению;
- большинству студентов (93,2%) нравится участвовать в мероприятиях, которые проводит с ними куратор.
Таким образом, можно сделать вывод, что куратор - наиболее приближенное к студентам лицо, которое оказывает эффективное воздействие на эмоциональный фон группы, ее активность и успешность в учебном процессе, позиционирование группы в институте. Куратор способствует реализации личностного потенциала каждого студента, его профессиональному становлению. Куратор может и должен способствовать развитию ключевых качеств личности студентов, определяющих характер индивидуальной траектории личностно-профес-сионального развития. Такая траектория может быть одновершинной, безвершинной и многовершинной. Наиболее приветствуется в современных социальных условиях многовершинная модель, для которой характерны множественные достижения и перенос успешного опыта работы из одной сферы профессиональной деятельности в другую. Задача куратора - настроить студентов именно на многовершинную траекторию личностно-профессионального развития и показать ее востребованность и эффективность при усилении темпов инновационных процессов в обществе.
Куратор высшего учебного заведения должен создавать условия для становления профессиональной зрелости студентов через обеспечение:
- понимания менталитета и системы нравственных ценностей специалистов выбранной профессии;
- формирования акмеологической позиции личности;
- поддержки веры в успех в учебной и профессиональной деятельности;
- способности к самоорганизации в процессе профессиональной подготовки и деятельности;
- ориентации на гуманистическую систему ценностей в профессиональной деятельности;
- мотивации к личностно-профессио-нальному развитию, профессионального оптимизма и позитивного отношения к выбранной профессиональной деятельности;
- способности к постановке целей лич-ностно-профессионального развития и созданию индивидуальной программы лич-ностно-профессионального развития;
- профессиональной гибкости и мобильности, готовности к инновационной деятельности;
- способности к концентрации усилий и релаксации; личностно-профессиональной рефлексии,
- моделирования образа профессионального идеала;
- ответственности за результат и процесс личностно-профессионального развития и деятельности;
- формирования способности к профессиональному самосохранению через овладение методами профилактики профессионального выгорания и снижения качества деятельности.
Сформированная в студенческие годы готовность к личностно-профессиональ-ному развитию является условием осознанного карьерного роста и становления профессиональной зрелости. Программа личностно-профессионального развития студента может включать: информацию о себе (образование, опыт работы, место учебы, курс, направление профессиональной подготовки); описание образа профессио-
нального идеала на основе анализа ФГОС, профессиограммы и биографий выдающихся людей, работающих в выбранной сфере; цели личностно-профессионального развития и критерии эффективности их достижения; перечень учебно-профессиональных достижений; результаты профдиагностики и выделение недостающих качеств и компетенций, которые необходимо развивать для успешной учебы и профессиональной деятельности; необходимые навыки работы в «команде»; методики достижения целей личностно-профессионального развития; план самосовершенствования; анализ факторов, тормозящих процесс личностно-про-фессионального развития.
Студенты, заполняющие программы личностно-профессионального развития, имеют более высокий уровень мотивации на осознанное освоение профессии с учетом личностных особенностей и потребностей. Они отмечают, что программа помогает им достигать более высоких результатов в учебе, повышает уверенность в правильности своего профессионального выбора. Уже на 1 курсе студентам предлагается ряд мероприятий, которые способствуют пониманию сущности и специфики выбранной профессии, происходит мотивация к написанию плана личностно-профессионально-го развития:
1 этап - семинар «Что я знаю о своей будущей профессии», на данном этапе обсуждаются трудности и страхи, которые испытывают студенты по отношению к будущей профессии;
2 этап - встреча «Лучший выпускник», организация встречи с выпускниками прошлых лет, успешно развивающихся в профессии;
3 этап - индивидуальные консультации куратора и мотивация к написанию программ личностно-профессионального развития;
4 этап - разработка индивидуальных программ личностно-профессионального развития.
На 2 курсе студенты начинают учебный год с пониманием задач своего личност-но-профессионального развития. Студенты, обучающиеся по направлению «Физическая
культура» в филиале ЛГУ им. А.С. Пушкина и имеющие свою программу личност-но-профессионального развития, посещали дополнительные курсы иностранного языка, семинары и тренинги ораторского мастерства. У них повысилась успеваемость, многие начали совмещать учебу с профессиональной деятельностью и принимать участие в студенческих конкурсах.
Для диагностики мотивационной направленности личности студентов была использована методика Т. Элерса. Результаты исследования показали, что у студентов преобладает средний или умеренно высокий уровень мотивации к успеху, что, безусловно, способствует успешному составлению и реализации программы личност-но-профессионального развития. Студенты часто ставили завышенные цели, были готовы рисковать и были настроены использовать предоставленные возможности.
А.Р. Фонарев выделяет три уровня профессионального развития: исполнительский, планирования и проектирования [5]. Исполнительский уровень характеризуется способностью копировать существующие образцы. На этапе планирования появляются представления о профессиональной деятельности в целом, ее структуре и критериях качества.
На уровне проектирования происходит понимание перспектив развития предприятия, отрасли и работника, этот уровень характеризуется способностью к инновационной деятельности, к опережающему мышлению и формированию новых потребительских потребностей. Уже на этапе профессиональной подготовки студенты включаются в исследовательскую деятельность, связанную с профессией, и поэтому программа личностно-профессионального развития студентов может содержать блок, отражающий цели, задачи и результаты исследовательской, инновационной деятельности.
Процесс профессионального развития включает в себя подъемы и спады, которые связаны с появлением и разрешением противоречий: между изменяющимися условиями среды и устоявшимися способами профессиональной деятельности; между
изменяющейся системой ценностей, взглядов, установок работника и доминирующим менталитетом представителей профессиональной среды; между новыми знаниями и привычным взглядом на содержание профессиональной деятельности; между изменившимся состоянием здоровья, обстоятельствами жизни и возрастающими требованиями к работоспособности специалиста.
Путь личностно-профессионального развития связан с непрерывным появлением противоречий, их осознанием и преодолением. Преодоление возникающих противоречий ведет к профессиональному развитию, желание оставить все как есть -либо снижает уровень профессионализма, либо провоцирует появление новых проблем. Масштаб преодолеваемых противоречий с ростом профессионализма растет, происходит выход за пределы привычных рамок профессиональной деятельности, профессиональное творчество становится потребностью человека.
Работа студента по составлению и реализации программы личностно-професси-онального развития позволяет накопить опыт осознания и преодоления возникающих профессиональных противоречий, что создает условия для карьерного роста и достижения профессиональной зрелости.
Кроме программ личностно-професси-онального развития куратор может предложить студентам заполнить карты достижений за учебный год и составить сводную таблицу, отражающую успехи группы. Карта достижений должна содержать максимально возможный список достижений, которые могут иметь студенты. Она выполняет не только диагностическую, но и мотиваци-онную функцию, ориентируя на новые направления личностно-профессионального развития.
Профессиональное развитие человека -это поэтапный, многофакторный, нелинейный процесс, охватывающий периоды подъемов и спадов результативности профессиональной деятельности [3].
Личностно-профессиональное развитие человека может включать следующие этапы:
^ профессиональной ориентации и профессионального выбора,
^ профессиональной подготовки, ^ профессиональной адаптации, характерной для молодых специалистов со стажем менее трех лет в занимаемой должности;
^ стабилизации профессиональной деятельности, получения первых профессиональных достижений и удовольствия от процесса профессиональной деятельности;
^ индивидуализации профессиональной деятельности, на котором вырабатывается характерный для данного работника стиль профессиональной деятельности;
^ мастерства, на котором работник владеет всеми необходимыми в профессии технологиями;
^ осознания индивидуальной профессиональной миссии, на котором у работника появляется цель инновационной деятельности;
^ творческой профессиональной самореализации, у человека появляются продукты инновационной деятельности, признанные в профессиональной среде;
^ профессиональной зрелости - гарантированно высокое и стабильное качество профессиональной деятельности, авторитет, выполнение роли наставника, «подтягивание» профессионального сообщества до своего высокого уровня;
^ эпизодических спадов (кате) в профессиональной деятельности, снижение работоспособности и мотивации к профессиональным достижениям;
^ личностно-профессиональных деформаций, появление эмоционального выгорания, снижение результативности, трудого-лизм, избегание инноваций;
^ личностно-профессиональной дезадаптации, отставание от вводимых инноваций, снижение результативности и авторитета, консерватизм, устойчивые негативные изменения личности;
^ катаболический этап - потеря смыслов в профессиональной деятельности и уход из профессии.
На этапе профессиональной подготовки будущий специалист проходит этапы, аналогичные этапам личностно-профес-сионального развития. Сначала студент адаптируется к условиям обучения в вузе,
затем появляются стабильные результаты учебной деятельности, вырабатывается индивидуальный стиль профессиональной подготовки. Уже на этапе профессиональной подготовки может начаться осознание своей миссии в предстоящей профессиональной деятельности, могут появляться первые инновационные продукты при участии в исследовательской деятельности вуза (СНО), студент может участвовать и побеждать в различных конкурсах, получая общественное признание своей деятельности. В структуре профессиональной подготовки может быть предусмотрено кураторство старших студентов над младшими или помощь школьникам в выборе профессии, тогда у студента появляется возможность получить опыт наставничества, что является предпосылкой к становлению профессиональной зрелости. Куратору важно раскрыть студентам характеристики этапов личностно-профессионального развития, помочь определить свой этап, мотивировать к достижениям и наметить цели и пути самосовершенствования.
Эффективность разработки и реализации программ личностно-профессиональ-ного развития студентов зависит от готовности кураторов к этому виду деятельности, от качества образовательной среды вуза, от наличия целостной акмеологической поддержки студентов и от мотивации достижений самих студентов. Для формирования готовности кураторов к планированию процесса личностно-профессионального развития необходимо организовать корпоративную учебу, разработать научно-методиче-
ское сопровождение и включить в показатели качества профессиональной деятельности кураторов: процент учащихся, имеющих программы личностно-профессионального развития; уровень мотивации студентов к профессиональным достижениям, групповую карту достижений и вовлеченность студентов в инновационную деятельность.
Опыт составления программ личност-но-профессионального развития показывает, что студенты, имеющие такие программы, более успешны в учебе, чаще других участвуют в конкурсах, занимаются инновационной работой и более удовлетворены своей учебой и жизнью в целом. Навыки планирования нужны не только в профессиональной, но и в личной жизни, без осознанного движения вперед нет ни успехов, ни уверенности в завтрашнем дне. Студента важно научить не только планировать, но и преодолевать возникающие в процессе учебы и профессиональной деятельности трудности. Вооружение человека способами преодоления трудностей, а не их избегания повышает мотивацию к активным действиям и достижениям, повышает жизнеспособность. Обучение алгоритмам успешной профессиональной деятельности не только приводит к процветанию предприятия, но и мотивирует сотрудников к ведению здорового образа жизни.
Таким образом, куратор, помогающий в планировании и реализации программ личностно-профессионального развития, способствует не только формированию профессиональных компетенций, но и сохранению здоровья студентов.
Литература
1. Гришаев О.В., Щербакова М.В. Записная книжка куратора студенческой группы: методические рекомендации по организации воспитательной деятельности куратора. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1989.
3. Полетаева Н.М., Родина Е.А., Сиялова И.А., Лукина Л.Е. и др. Стажировка молодых педагогов как условие становления профессиональной зрелости: моногр. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014.
4. ФГОС СПО 3+ http://edu.ru/
5. Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005