Научная статья на тему 'Психологическая структура личностно-профессиональных качеств муниципальных служащих'

Психологическая структура личностно-профессиональных качеств муниципальных служащих Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
210
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ / MUNICIPAL EMPLOYEES / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хаидов Сергей Курбанович

Статья посвящена психологической структуре личностно-профессиональных качеств муниципальных служащих. Представлены компоненты и входящие в них личностно-профессиональные качества, обусловливающие их личностно-профессиональное развитие. Раскрыто психологическое содержание личностно-профессиональных качеств муниципальных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF MUNICIPAL EMPLOYEES

The article is devoted to the psychological structure of personal and professional qualities of municipal employees. The components and their constituents of personal and professional qualities determining their personal and professional development are presentedin the article. Psychological content of personal and professional qualities of municipal employees are disclosed.

Текст научной работы на тему «Психологическая структура личностно-профессиональных качеств муниципальных служащих»

менеджера. Это: низкий «когнитивный горизонт», не позволяющий отрефлексировать и осознать роль СоУД как одного из важнейших факторов интегральной управленческой эффективности (самой главной причиной является недостаток или слабая структурированность опыта реальной управленческой деятельности, среди более редких, но и более устойчивых -личностный эгоцентризм, дефицитарность социального и/или эмоционального интеллекта, близость к психологическому портрету реалистического типа личности в понимании Д. Холланда); несформированность личностно-профессиональ-ной позиции сотрудничества (установка на следование авторитарным либо абдикратическим сценариям взаимодействия, неготовность и неспособность выстраивать партнерские отношения с окружающими, стремление к охране собственных ресурсов и активному заимствованию-хищению чужих); дефицитарность репертуара операциональных средств управленческого взаимодействия (о распространенности этой «помехи» свидетельствует характерный для более чем 80% руководителей модус восприятия СоУД как значимой, но слабо субъективно контролируемой области своей профессиональной активности); личностно-обусловленное предпочтение малопродуктивных (но субъективно комфортных) манипулятивных и/или силовых сценариев взаимодействия в системе отношений «руководитель-руководитель».

Характерный для каждой конкретной организации, группы взаимосвязанных руководителей и определенного («вот этого») менеджера симптомокомплекс «помех» развития коллективного или индивидуального субъекта совместной управленческой деятельности всегда носит вертикально-интегрированный характер, объединяя в уникальной конфигурации факторы организационной, социально-психологической и личностной природы. Поэтому психологическая помощь в преодолении и профилактике данных «помех» должна учитывать эту закономерность.

Литература

[1]. Деркач А.А. Роль организационной среды в становлении личности профессионала // Акмеология. 2011. № 3(39). С. 8-18.

[2]. Журавлёв А.Л., Нестик Т.А. Психология управления совместной деятельностью: Новые направления исследования. М.: Ин-т психологии РАН, 2010.

[3]. Флоровский С.Ю. Совместная управленческая деятельность и общение руководителей: Личностные факторы и механизмы регуляции. Краснодар: Кубанский гос. ун-т; Ярославль: Междунар. Акад. Психол. Наук, 2000.

[4]. Флоровский С.Ю. Совместная управленческая деятельность руководителей как источник угроз для безопасности организации // Человек. Сообщество. Управление. 2010. № 3. С. 4-13.

[5]. Katzenbach J. The Wisdom of Teams: Creating the High Performance Organization: European Version. N.Y. - L.: McGraw-Hill Professional, 2005. 378 p.

[6]. Yukl G.A. Leadership in Organizations. Englewood Cliffs. New Jersey: Prentice-Hall, 1994.

MANAGERS AS SUBJECTS OF JOINT MANAGERIAL ACTIVITIES: PSYCHOLOGICAL «HINDRANCES» OF DEVELOPMENT

Florovski Sergey Yurievich (Krasnodar, Russia) - PhD Psychology, Associate Professor, Kuban State University; Stavropol'skaya str., 149; florowsky@mail.ru

Abstract

The phenomenon of psychological «hindrances» of development of managers as subjects ofjoint managerial activity (JMA) is analyzed. JMA is considered as the special psychological «measurement» of managerial activity setting an independent vector of personal and professional development of the manager. Three types of such «hindranc-es» are allocated: organizational, social and psychological, personal. Key words: joint managerial activities, subject, managers, development, psychological «hindrances».

УДК 159.922

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Хаидов Сергей Курбанович (Тула, Россия) - кандидат психологических наук, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; пр. Ленина, 125, Тула, 300026; e-mail: tgpu@tula.net

Аннотация

Статья посвящена психологической структуре личностно-профес-сиональных качеств муниципальных служащих. Представлены компоненты и входящие в них личностно-профессиональные качества, обусловливающие их личностно-профессиональное развитие. Раскрыто психологическое содержание личностно-про-фессиональных качеств муниципальных служащих. Ключевые слова: муниципальные служащие, личностно-про-фессиональное развитие, личностно-профессиональные качества.

Результаты психолого-акмеологических исследований показывают, что личностно-профессиональное развитие муниципальных служащих обеспечивают высокоразвитые лич-ностно-профессиональные качества.

«Личностно-профессиональные качества - это обобщенные устойчивые личностные свойства, которые оказывают сильное влияние на эффективность выполнения профессиональной деятельности».

Данные качества присваиваются или формируются на основе имеющихся сложных частных способностей в процессе обучения, а далее развиваются и совершенствуются в процессе профессиональной деятельности с накоплением профессионального опыта. Часть из них являются психическими функциями, часть - свойствами личности, а часть обусловливаются спецификой профессиональной деятельности [1].

Эмпирические исследования, проведенные по личностно-профессиональному развитию муниципальных служащих [2;3;5;6;7;8;9] позволяют определить компоненты, обусловливающие данное развитие: мотивационно-целевой; когнитивно-оценочный; регуляторно-волевой; инструментально-поведенческий.

В мотивационно-целевой компонент входят следующие личностно-профессиональные качества: целеустремленность; понимание личных ценностей; понимание личных целей; самостоятельность выдвижения целей; планирование целей; мотивация достижений; мотивация оказания помощи другим; мотивация к достижению Я-идеального.

Данные личностно-профессиональные качества имеют следующее психологическое содержание: наличие хорошо осознанных целей в жизни, стремление планировать свое время и порядок выполнения дел, наличие ясного понимания своих личных ценностей, потребность в ясном осознании целей своей личности или профессиональной деятельности. Автономность в организации профессионально-личностной активности. Выдвижение и удержание целей с их достижением. Осознанное планирование профессиональной деятельности, реалистичность планов и их детализированность, иерархичность и устойчивость. Система осознанной саморегуляции произвольной активности. Потребность в осознанном выдвижении и достижении поставленных целей, гибкое и адекватное реагирование на изменение условий. Наличие высокой мотивации достижения, мотива помощи другим, развитое чувство ответственности за достижение общих целей, великодушие, осознанных целей к преодолению своих недостатков и развитию своих достоинств. Понимание идеальных позитивных целей своего личностного развития. Мотивация к самоизменению, самосовершенствованию.

Когнитивно-оценочный компонент включает в себя такие личностно-профессиональные качества как: оценка деловых и личностных качеств наиболее предпочитаемых коллег по профессиональной деятельности; оценка деловых и личностных качеств наименее предпочитаемых коллег по профессиональной деятельности; самооценка своих деловых и личностных качеств; умение решать проблемы; знание науки управления; наличие творческого подхода; способность формировать коллектив; реалистичность базы суждений и поступков; гибкость профессиональных планов и действий;

моделирование профессиональной деятельности; программирование профессиональной деятельности; оценивание результатов профессиональной деятельности.

Указанные личностно-профессиональные качества включают в себя следующие психологические характеристики: умение увидеть, объективно оценить недостатки предпочитаемого коллеги, достоинства непредпочитаемого коллеги, свои личные и профессиональные качества, наличие стратегии, необходимой в принятии решений, знание закономерностей управления, умение генерализировать достаточное количество новых идей, принимать нестандартные творческие решения, сформировать дружную команду единомышленников, наличие реалистичной базы суждений и поступков, способность перестраивать, вносить коррекции в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий, умение осознано и адекватно представлять внешние и внутренние значимые условия, осознанное программирование своих действий, адекватная оценка себя и результатов своей профессиональной деятельности и поведения.

Регуляторно-волевой компонент объединяет следующие личностно-профессиональные качества: ответственность; инициативность; решительность; самостоятельность приятия решений; выдержка; настойчивость; общий уровень развития волевых качеств; сдержанность; энергичность; умение управлять собой.

Составляющими психологического содержания личност-но-профессиональных качеств данного компонента являются: ответственность, обязательность в исполнении своих функциональных обязанностей, наличие высоких лидерских тенденций, быстрое и уверенное принятие решений, умение контролировать свои эмоции, способность преодолевать препятствия на пути к достижению цели, активность, деятельность, высокая работоспособность, оптимистичность, способность в полной мере использовать свое время, энергию, умения, умение, проявлять искренность, непосредственность, настойчивость в достижение поставленной цели.

Инструментально-поведенческий компонент состоит из следующих личностно-профессиональных качеств: внимательность; продолжающееся саморазвитие; умение оказывать влияние на окружающих; наличие навыков руководства; умение обучать; адекватный макиавеллизм; уверенность в себе; независимость поведения; этичность поведения; принимающее поведение; кооперативность; развитость социального самоконтроля.

Личностно-профессиональные качества этого компонента имеют следующее психологическое содержание: способность произвольно концентрировать внимание и стабильно его удерживать при необходимости, высокая восприимчивость к новым ситуациям и возможностям, наличие практической способности добиваться результата от работы подчиненных, качеств наставника, лидера и авторитета, честность, надежность, проявление уверенности в себе, умение быть хорошим советчиком, наставником и организатором, скромность, этичность поведения, стремление к тесному сотрудничеству с референтной группой, дружелюбные отношения с окружающими, гибкость и компромиссность при решении проблем и в конфликтных ситуациях, сознательная конформность, умение эффективно контролировать свое поведение, отсутствие стремления к созданию у окружающих нужного впечатления о себе.

Таким образом, психологическая структура личностно-профессиональных качеств позволяет использовать психоло-го-акмеологические технологии, способствующие личностно-профессиональному развитию муниципальных служащих.

Литература

[1] Мудрость Конфуция: истоки психологии и акмеологии управления / В.Г. Зазыкин, Е.А. Смирнова, Ю.В. Грузов - Иваново: Ивановский филиал РАНХ и ГС; 2014. - 112 с.

[2] Хаидов С.К. Стимулы личностно-профессионального развития муниципальных служащих //Акмеология. Специальный выпуск по материалам секции «Акмеология» V Съезда Российского психологического общества. М, 2012, С. 174—175.

[3] Хаидов С.К. Требования органов местного самоуправления к профессионально-важным качествам муниципальных служащих (статья) // Акмеология 2013. № 4 (48). С. 113—118.

[4] Хаидов С.К. Сущностные признаки личностно-профессиональ-ного развития муниципальных служащих // Акмеология 2014. № 1—2

(специальный выпуск) Материалы IX Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (Москва, 1-15 июня, 2014). С. 232-234

[5] Хаидов С.К. Диагностический комплекс исследования профессионально-важных качеств муниципальных служащих // Акмеология

2013. Специальный выпуск по материалам XXI акмеологических чтений аспирантов, магистрантов и молодых ученых (Москва, декабрь 2013 г.). С. 243-244.

[6] Хаидов С.К. Использование методики интерперсональной диагностики Т. Лири для выявления потенциального стремления муниципальных служащих к личностно-профессиональному развитию. // Акмеология 2014. № 1-2 (специальный выпуск) Материалы IX Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (Москва, 1-15 июня, 2014). С. 230-232

[7] Хаидов С.К. Социальный самоконтроль как показатель личностно-профессионального развития муниципальных служащих // Акмеоло-гия № 4 (2014). С. 269-274.

[8] Хаидов С.К. Роль макиавеллизма личности в личностно-про-фессиональном развитии муниципальных служащих// Акмеология

2014. № 3-4 (специальный выпуск) Материалы XXII Международных акмеологических чтений (Москва, Санкт_ Петербург 1-15 декабря, 2014). С. 178-179

[9] Хаидов С.К. Влияние волевых качеств личности на личностно-профессиональное развитие муниципальных служащих // Акмеология 2014. № 3-4 (специальный выпуск) Материалы XXII Международных акмеологических чтений (Москва, Санкт-Петербург 1-15 декабря, 2014). С. 180-181

PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF MUNICIPAL EMPLOYEES

Sergey Kurbanovich Khaidov (Tula, Russia) is Ph.D., Department of Special Psychology, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University (Leo Tolstoy TSPU); Lenin Avenue, 125, Tula, 300026; e-mail: tgpu@tula.net

Abstract

The article is devoted to the psychological structure of personal and professional qualities of municipal employees. The components and their constituents of personal and professional qualities determining their personal and professional development are presentedin the article. Psychological content of personal and professional qualities of municipal employees are disclosed.

Keywords: municipal employees, personal and professional development, personal and professional qualities.

УДК 159.9

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Хамизова Ильяна Хусеновна (Нальчик, Россия) — кандидат психологических наук, старший преподаватель, Нальчикский институт кооперации Белгородского университета кооперации, экономики и права; г. Нальчик, ул. Кулиева 9; lana.2707@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу структуры акмеологической готовности выпускников вуза к профессиональной деятельности, и основных факторов влияющих на формирование этой готовности. Ключевые слова: психолого-акмеологические факторы; акмео-логическая готовность к профессиональной деятельности.

Современные профессии предъявляют высокие требования к готовности специалистов, к его компетентности, целеустремленности, мобильности, быстроте и точности выполнения профессиональных задач в заданных условиях и за определенный промежуток времени. Повысилась роль психо-лого-акмеологической готовности выпускников вуза к профессиональной самореализации. Несмотря на многочисленные исследования, проблема профессиональной подготовки специалистов не становится менее актуальной. От акмеологической готовности выпускников вуза к профессиональной деятель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.