УДК 37.01
К.В.Бутинов
РОЛЬ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОФИЦЕРА ПОЛИЦИИ: ПРОБЛЕМА ПОИСКА ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ
В статье рассматривается проблема формирования и развития гражданско-патриотических качеств курсантов системы вузов МВД России, будущих офицеров полиции. Осмысливаются понятия «патриотизм», «граж-данско-патриотические ценности», «патриотическое сознание». Отмечается роль, педагогические возможности и основные направления деятельности современных культурно-досуговых учреждений в плане формирования гражданско-патриотических качеств офицера полиции. Актуализируется проблема поиска инновационных форм патриотического воспитания курсантов, предлагается один из возможных путей её решения.
Ключевые слова: гражданско-патриотические качества офицера полиции; культурно-досуговые учреждения; патриотизм; духовные ценности; новые формы патриотического воспитания личности.
Konstantin Butinov THE ROLE OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES IN THE DEVELOPMENT OF CIVIL AND PATRIOTIC QUALITIES OF A POLICE OFFICER: THE CHALLENGE OF FINDING INNOVATIVE FORMS
This article deals with the problem of formation and development of civil and patriotic qualities of students of universities of the Russian Ministry of internal affairs system, future police officers. To absorb the notion of "patriotism", "civil patriotic values", "patriotic consciousness". The role, educational opportunities and the basic directions of activity of the modern cultural and recreational institutions in terms of the formation of civil and patriotic qualities of a police officer. Updated problem finding innovative forms of patriotic education of students is invited to one of the possible ways of its solution
Keywords: civil patriotic quality police officers; cultural and recreational facilities; patriotism; spiritual values; new forms of patriotic education of the individual
Сложный характер задач, решаемых правоохранительной системой в современный период ее реформирования, обусловил исключительно высокие требования к профессиональным и моральным характеристикам современного офицера полиции, особенно к его гражданско-патриотическим качествам. Этому способствует также предложенный к обсуждению на государственном уровне вопрос о признании патриотизма духовным основанием российской национальной идеи и российской гражданской идентичности [12].
По мнению Л.В.Наливайко и В.И.Паршикова в современном обществе наблюдается тенденция «возрастающей зависимости возрождения России от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в образовании и воспитании», и именно «достигнутый уровень воспитанности членов общества» выступает гарантией соблюдения конституционно-правовых норм, «предотвращения национальных и иных конфликтов» [10, с.96]. С особой остротой в этой связи в научной литературе ставится вопрос о поиске оптимальных педагогических методов и форм воспитания и развития личности курсанта вуза системы МВД, формирования лучших духовных качеств и ценностных ори-ентаций [3, 9].
А.Г.Здравомыслов и В.А.Ядов в своей теории ценностей справедливо отмечают, что в сознании человека принятые им ценностные установки определяют социальное и профессиональное поведение, выступая специфической «осью сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека» [7, с.199]. Такой осью сознания в системе профессиональной подготовки будущего офицера полиции являются воспитанные за годы обучения гражданско-патриотические качества, которые в проекте новой государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» признаются нравственной основой гражданского и профессионального становления личности [11]. При этом роль гражданского и патриотического воспитания в проекте документа связывается с повышением «престижа военной и правоохранительной служб, положительной мотивации к прохождению службы», и, главное, «с сознательным принятием гражданами российского патриотизма как духовного ориентира и важнейшего ресурса развития современного российского общества» [11].
Понятие «сознательное принятие гражданами российского патриотизма» представляется очень важным, в связи с чем актуализируется проблема поиска современных инновационных форм гражданско-патриотического воспитания курсантов вузов МВД России на базе культурно-досуговых учреждений, имеющих ещё с советских времён большой опыт идеологического становления личности (Б.Г.Ананьев, Н.К.Гончаров, Б.П.Есипов, А.В.Запорожец, Ф.Ф.Королев, А.С.Макаренко, Л.Е.Раскин, В.А.Сухомлинский, Т.М.Ярошевский и др. Как свидетельствуют данный опыт и педагогическая прак-
тика ряда военных вузов и вузов системы МВД, формирование и развитие гражданско-патриоти-ческих качеств, как правило, связывается со следующими компонентами:
- с овладением ценностями и идеалами российской государственности;
- с развитием мировоззрения, включающего в себя гражданско-правовые, конституционные и нравственные нормы;
- с усвоением национально-исторических ценностей, отражающих специфику развития нашей страны;
- с формированием у курсантов гражданско-патриотических качеств и свойств характера в процессе социокультурной деятельности, способствующей осмыслению гражданского и профессионального долга защитника Отечества [см.2].
Особенностями осмысления гражданского и профессионального долга в процессе формирования и развития гражданско-патриотических качеств в рамках культурно-досуговой деятельности является, по мнению А.В.Деникина и Т.С.Сливина, создание на психогенном уровне своего рода корреляций гражданско-патриотических ценностей и интересов курсантов к историческому наследию своей Родины, к ее героическому прошлому, которые окрашиваются значимыми эмоциями и, вступая во взаимодействие с оценками окружающей действительности, переходят на социогенный уровень в виде осознанной и осмысленной системы ценностей, норм и идеалов служения Отечеству [6].
В то же время хотели бы заострить внимание на мнении И.П.Гладилиной, которая считает серьёзной проблемой гражданско-патриотического воспитания молодёжи отсутствие связи истории (с которой, как правило, у молодых людей ассоциируется патриотизм) с современной геополитической и социокультурной ситуацией [4]. Не случайно в своё время ещё В.А.Сухомлинский активно утверждал мысль о том, что истинное патриотическое сознание всегда связано с глубоким осмыслением современности [13].
В этой связи одним из важнейших и действенных направлений развития гражданско-патри-отических качеств курсантов, будущих офицеров полиции, представляется активизация внимания молодых людей к героическому прошлому страны через эмоциональное личностно значимое восприятие. Примером может служить прошедшая в контексте празднования 70-летия Победы патриотическая акция «Бессмертный полк», собравшая более 10 миллионов участников в России и за рубежом [1]. Эта акция, на наш взгляд, может лечь в основу патриотического проекта «Наш бессмертный батальон, наш бессмертный взвод, отряд» где речь идёт о родственниках курсантов и преподавателей вуза, погибших в годы Великой Отечественной войны. В рамках проекта возможно также создание виртуального музея с привлечением возможностей сетевых ресурсов и цифровых технологий.
Следует также отметить, что в рамках, проходящих в России миграционных процессов, утверждающихся на сегодня гражданских идеях мультикультурализма и толерантности отмеченный патриотический проект будет способствовать также межкультурному диалогу в многонациональной семье курсантов системы вузов МВД России, в том числе и с применением в культурно-досуговой деятельности виртуальных экскурсий по местам боевой славы разных народов бывшего Советского Союза.
Визуализация славного исторического прошлого, бессмертного подвига народа способствует возникновению у курсантов чувства сопричастности, переживаемого на эмоциональном уровне. Особую значимость при этом приобретают фестивали гражданско-патриотических песен, заседания литературных гостиных с тематикой фронтовой поэзии, конкурсы гражданско-патриотических плакатов, слоганов, проводимые на базе культурно-досуговых учреждений.
Подобная работа может стать основой разрабатываемых курсантов социокультурных проектов гражданско-патриотической направленности с привлечением к сотрудничеству местных органов государственного управления молодёжной политикой (сохранение или восстановление памятников, добровольное патрулирование, работа с неблагополучными подростками, а также с учащейся молодёжью, желающей проходить службу во Внутренних войсках МВД России и т.п.).
Применение конкретных лично значимых форм гражданско-патриотического воспитания, как убедительно доказано в работах В.В.Давыдова и М.С.Кагана [5, 8], способствуеткачественным изменениям субьекта в познавательной (гносеологической), коммуникативной, творческой (креативной) и ценностно-ориентационной (аксиологитческой) деятельности. Все эти виды деятельности, на наш взгляд, органично сочетаются в педагогическом процессе развития гражданско-патриоти-ческих качеств молодёжи средствами культурно-досуговых учреждений.
Литература
1.Акция "Бессмертный полк" в день 70-летия Победы собрала 12 миллионов участников / Рейтинг новостей NEWS. URL: http://www.topnews.ru/news_id_77684.html (дата обращения: 16.03.2016).
2.Алехин И. А., Гожиков В. Я. Методология модернизации гуманитарной подготовки в системе высшего военного образования / / Мир образования — образование в мире. 2011. № 2. - С.32-39.
3. Боева О.М. Педагогические условия нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел в учреждениях культуры: аксиологический подход: дис. канд. пед. наук: 13.00.05. Москва, 2015. - 231 с.
4. Гладилина И.П. Проблемы воспитания патриотизма в педагогической науке и практике // Инновационные проекты в воспитании детей, подростков и молодёжи: сб. статей и тезисов по материалам Межд. науч.-практ. конф. [под ред. И.П.Климантович и др.]. М.: Коллаж, 2007. - С.145-162.
5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. - 542 с.
6. Деникин А.В., Сливин Т.С. Цивилизационно-культурные основания образования / / Мир образования — образование в мире. 2012. № 2. - С.7-10.
7. Здравомыслов А.А., Ядов Г.В. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. М.: Наука, 1965. Т.2. - 312 с.
8. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1997. - 205с.
9. Морозов В.А., Заречнев Д.О. Чернов Ю.Н., Калинин С.В. Развитие духовно-нравственной направленности личности сотрудника полиции в контексте требований компетентностного подхода/Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13909 (дата обращения: 18.03.2016)
10. Наливайко Л.В., Паршиков В.И. Духовные ценности образования и аксиологические основы формирования патриотизма молодежи/Профессиональное образование в современном мире. 2011. - №3. - С.93-98.
11. Проект госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» /Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации «Госпатриотпрограмма РФ». URL:http://gospatriotprogram ma.ru/orgkomitet/gosprogramma-2016-2020/proekt-gosprogrammy.php (дата обращения: 16.03.2016)
12. Путин: патриотизм — «это и есть национальная идея». / Информационное агентство России. URL: http://tass.ru/politika/2636647 (дата обращения: 16.03.2016).
13. Сухомлинский В.А. Родина в сердце / сост. А.И.Сухомлинская, Л.В.Голованов. М.: Молодая гвардия, 1978. - 175 с.
УДК 378
Г.М.Ильдуганова
УРОВНИ СФОРМИРОВАНОСТИ ЭТИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СООТВЕТСТВИИ С ОБЩЕКУЛЬТУРНЫМИ, ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ
Актуальность проблемы обусловлена стремлением вывести национальное российское образование на международный уровень, позволить вузам конкурировать наравне с крупнейшими образовательными учреждениями мира. На данный момент идет активное внедрение в процессы обучения образовательных стандартов нового поколения. В статье делается попытка разделить этико-культурологические качества личности студента в соответствии с различными компетенциями и тем самым создать актуальную модель формирования данных качеств и компетенций в процессе изучения иностранного языка.
Ключевые слова: этико-культурологические качества, качества личности, компетенции, общекультурная компетенция, общепрофессиональная компетенция, профессиональная компетенция, профессионально значимые качества.
Ilduganova M. Gulnara STUDENT ETHIC AND CULTURAL QUALITIES FORMATION IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGES STUDYING ACCORDING TO CORE, CULTURAL AND COMMON PROFESSIONAL COMPETENCES
The timeliness of this research is determined by ambition to propel the national education system to the international level and to make national educational institutions competitive on equal footing with the main foreign universities. The active integration of educational standards of new generation into the process of education is realized nowadays. In the article the author tends to categorize ethic and cultural personal qualities of students according to different competences and to make an actual model of such qualities and competences formation in the process of teaching foreign languages.
Keywords: ethic and cultural qualities, personal qualities, competences, cultural competences, core competences, professional qualities.
Любой иностранный язык следует рассматривать не только как систему лингвистических норм, но и как систему социальных норм и поведения, духовных ценностей; язык имеет первостепенное значение для исторических и социальных изменений в каждом обществе [3].
Изучение иностранного языка не сводится лишь к набору знаний, умений и навыков в рамках данного предмета. Потенциал иностранного языка гораздо шире и влияет на развитие всего спектра общекультурных, общепрофессиона-льных и профессиональных компетенций в рамках всего на-