вестник уральского юридического института мвд россии
Удк 343.953
Роль криминологической педагогики в правовоспитательной работе с населением
Пенионжек Евгения владимировна, доцент кафедры общей психологии, гуманитарных и социальных дисциплин Уральского юридического института МвД России, кандидат философских наук
e-mail: penionzhec@yandex.ru
В статье рассматриваются криминогенные недостатки в сформированности педагогических свойств личности, криминогенные недостатки в развитии педагогических характеристик группы, коллектива, отражающихся в личностном развитии человека, а также факторы непедагогического характера, но влияющие на криминализацию личности.
Ключевые слова: правовоспитанность граждан; правовоспитательная работа с населением; принципы правовоспитательной работы; социально-педагогические факторы среды жизни граждан; криминологическая педагогика.
The role of criminological pedagogy in provospalitionah work with population
Penionzhek Evgeniya Vladimirovna, Associate Professor of the Department of General Psychology, Humanitarian and Social Disciplines of the Ural Law Institute of the Ministry of Interior Affairs of the Russian Federation, Candidate of philosophical sciences
The article considers the crime deficiencies in the formation of teaching properties of the person, criminal shortcomings in the development of pedagogical characteristics of the group, team, reflected in the personal development of the person, and also factors of the book of nature, but affecting the criminalization of identity.
Key words: рropositonal citizens; provospalitionah work with the population; principles of the provospalitionah work; socially-pedagogical factors of environment of life of citizens; criminological pedagogy.
непосредственную работу каждого сотрудника органов внутренних дел отличают многообразные контакты с населением, связанные с проведением правовоспитательной работы, осуществляемой на основании соблюдения прав человека. так, одной из специфических сторон службы в органах внутренних дел является целенаправленный характер защиты прав человека. Правоохранительные органы обеспечивают защиту конкретного человека и общества в целом от посягательств правонарушителей на право на жизнь, здоровье, имущество и др. При этом соблюдаются права всех граждан, с которыми сотрудники органов внутренних дел взаимодействуют, в т. ч. задержанных лиц и подозреваемых. При ограничении свободы лица органы внутренних дел берут на себя обязательства по уважению и защите прав человека, обеспечивая правовые и гуманные условия содержания, защиту от запугивания, насилия, издевательств. также органы внутренних дел разделяют обязанность защиты свидетелей и
потерпевших и социальной коррекции осужденных для формирования социально безопасного их образа жизни, исправления противоправных установок их действий на нарушение прав других людей.
сотрудники органов внутренних дел, воздействуя на граждан, формируют поле соблюдения прав человека в правовой сфере общества. При этом действия конкретного сотрудника зависят от законодательства, правовой базы органов внутренних дел, финансирования деятельности подразделений, материально-технического и кадрового обеспечения, эффективности общественного контроля. объективное состояние соблюдения прав человека в органах внутренних дел находится в прямой зависимости от возможностей применения психолого-педагогических знаний в действиях сотрудника, которые он демонстрирует при осуществлении воспитательной работы и реализует путем самовоспитания в работе с гражданами на основании профессиональной информированности, обученности
и воспитанности, опосредующих действия сотрудника в контексте соблюдения прав человека.
Правовоспитательная работа с гражданами осуществляется на основании изучения комплекса документов по соблюдению прав человека: от Всеобщей декларации прав человека до конкретных международных и внутригосударственных нормативных правовых актов и ведомственных нормативных правовых актов. также важную роль играет использование в практической деятельности алгоритмизации применения правовых норм и комплекс профессиональных, нравственных, гражданских качеств личности сотрудника, формирующих правовое сознание, выраженное в способности к верной профессиональной самооценке. однако граждане часто не поддаются правовому воспитанию, будучи не в полной мере информированы о деятельности органов внутренних дел, не доверяя правоохранительным органам, стремятся разрешить ситуацию вне правовой области. некоторые граждане принципиально не идут на сотрудничество с органами внутренних дел, пытаясь манипулировать сотрудниками, например, провоцируя на определенные действия, дискредитирующие органы внутренних дел. При проведении оперативно-разыскных, следственных или иных мероприятий граждане могут быть не информированы о проведении правовоспитательной работы. так, например, при получении ориентировки на перемещение наркокурьера сотрудники транспортной полиции не вправе оглашать гражданам обоснованность проверки документов пассажиров поезда дальнего следования. Можно утверждать, что любое взаимодействие сотрудника органов внутренних дел с гражданами имеет педагогический аспект правовоспитательной работы, связанный с правовым просвещением граждан, коррекцией их сознания и поведения, налаживанием с ними контактов для сотрудничества.
сотрудник органов внутренних дел, занимающий любую должность, должен понимать, что в своей деятельности он осуществляет педагогические меры, имеющие социально-педагогическое, управленческое, воспитательное и обучающее назначение в работе с гражданами. Педагогические меры связаны с правовым просвещением, правовым воспитанием граждан, что характеризует работу с гражданами по разъяснению их законных прав и прав сотрудников органов внутренних дел в процессе взаимодействия. Важно сформировать у граждан объективно-понимающее отношение к деятельности правоохранительных органов. Формой такой работы может стать взаимодействие со средствами массовой информации, с общественными, в частности, правозащитными организациями, организация встреч сотрудников органов внутренних дел с населением. так, например, встречи участкового уполномоченного с населением, будучи подкрепленными непосредственным опытом профессионального взаимодействия участкового с гражданами, имеют важный правовоспитательный смысл. также важной стороной правовоспитательной работы с гражданами является умение сотрудников органов внутренних дел действовать в нестандартных ситуациях. сотрудник должен уметь правомерно и грамотно вести себя в ситуациях
попыток манипулирования собой другими лицами, провокаций, склонения к даче взятки, шантажа.
решение конкретных педагогических задач в работе с гражданами способствует укреплению контактов органов внутренних дел с населением, общественными организациями для совершенствования работы правоохранительных органов, т. к. противодействие преступности и правопорядок являются утверждением законности, что одобряется и поддерживается гражданами, а значит, необходимо активно привлекать их к участию в этой работе. каждый человек имеет определенный уровень правовоспитанности. Построение правового общества основывается на правовой культуре населения, уровень которой в настоящее время нуждается в повышении. Правомерное поведение граждан невозможно при отсутствии у них правовоспитанности, выражающейся в уважении к законности, отношении к ней как высшей социальной ценности, норме жизни. Правовая воспитанность не только формирует правовой идеал жизни, социально-правовой идентифициро-ванности личности с законопослушными гражданами, но и позволяет активно взаимодействовать с правоохранительными органами в устранении причин и условий совершения правонарушений, реализации принципа неотвратимости наказания.
социально-педагогическое влияние сотрудников органов внутренних дел не должно быть стихийным. сотрудник должен осуществлять свою деятельность целесообразно правовоспитательной работе с гражданами: осознавать и самостоятельно ставить правовоспитательные цели и задачи, осмысливать содержательные этапы правовоспитательной работы, избирая обоснованные педагогические формы, методы. контакты сотрудника не должны иметь деформирующий или негативный характер. необходимо помнить, что правовоспитательное влияние сотрудника на гражданина должно завершаться правовым самовоспитанием гражданина.
При проведении правовоспитательной работы сотрудник органов внутренних дел должен четко различать социально-педагогические факторы среды жизни граждан того региона, где он осуществляет свои полномочия: что способствует достижению результата и что противостоит результату правовоспитательной работы. также необходимо понимать, что ответственность за результаты правовоспитательной работы является общей социальной ответственностью законодателя, представителей исполнительной власти, родителей, образовательных организаций, самих граждан. так, социально-педагогическими факторами правовоспитательной работы могут быть собственно педагогические, связанные с особенностями функционирования различных педагогических систем, и педагогически значимые, которые, не являясь собственно педагогическими, выражаются в правовоспитанности граждан.
Можно выделить общественные, правовые, криминогенные и криминальные факторы, которые могут проявляться на федеральном, региональном, локальном и групповом уровнях. к общественным факторам можно отнести следующие: состояние экономики, уровень жизни населения, исторические, культурные, этнические, национальные, религиозные и иные осо-
вЕстник УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД России
бенности населения, отношение населения к происходящему в государстве, уровень социальной справедливости в обществе, моральные ориентации в обществе, социальную ориентированность деятельности органов федеральной и местной власти, общественные мнения, настроения, представления о перспективах жизни, социальные устремления, социальный оптимизм, систему оказания медицинской помощи, социальную дифференциацию населения, деятельность средств массовой информации, способы проведения досуга, гендерные отношения, систему образования. К правовым факторам относятся: состояние законодательства, его соответствие реальному уровню законности, уровень преступности в стране, развитие новых видов преступлений, уровень правовой культуры в обществе, реальная обеспеченность прав граждан, реальная защищенность граждан от преступных посягательств, обеспечение правосудия, общественное мнение граждан по вопросам совершенствования законодательства и справедливости уголовных наказаний, степень организованности и успешности деятельности правоохранительных органов по укреплению правопорядка, законности, защите прав, свобод и имущества граждан, по реализации принципа неотвратимости наказания, правовая грамотность населения, развитость и эффективность связей правоохранительных органов с общественностью, общественное мнение об эффективности деятельности правоохранительных органов, имидж и авторитет профессии сотрудника органов внутренних дел, активность граждан и общественных формирований в содействии правоохранительным органам.
От степени учитывания этих социально-педагогических факторов зависит направленность и эффективность правовоспитательной работы сотрудников органов внутренних дел с населением при решении профессиональных задач. Педагогическая подготовленность, высокий уровень воспитанности, профессионального мастерства, образованности и развитости сотрудников органов внутренних дел позволят внести в жизнь общества правовую составляющую. В нашем государстве постепенно реализуются государственно-законодательные, образовательные, массово-информационные, общественно-правозащитные меры правового воспитания граждан. И важное значение имеют правоохранительно-воспитывающие меры, связанные с вовлечением граждан в правотворческую деятельность, созданием пунктов общественной охраны правопорядка, формированием устойчивых представлений о ведущей роли правоохранительных органов в организации правовоспитательной работы, обеспечением целенаправленного и педагогически компетентного использования каждым сотрудником правовоспитательных ресурсов профессиональных действий.
Каждый сотрудник органов внутренних дел должен выстраивать свою деятельность на основании принципов правовоспитательной работы. Принцип поступательности связан с укреплением законности и правопорядка в духе предупреждения. Принцип всеохватности и непрерывности выражается в необходимости охватывать правовоспитательной работой по возможности все факторы, влияющие на ее эффек-
тивность, и проводить такую работу постоянно, а не время от времени. Принцип государственно-правового подхода характеризуется не просто трансляцией правовых знаний гражданам, но стремлением помочь им стать достойными гражданами правового общества. например, в своей повседневной деятельности при общении с гражданами участковый уполномоченный может использовать речевые формулы регулирующего правовоспитательного воздействия: «Право морально», «Право обеспечивает справедливость людям и защищает их», «Право - благо, а не насилие», «Без соблюдения законности жить невозможно», «Сила права - в его поддержке населением, в слиянии усилий государства, правоохранительных органов и граждан», «судить имеет право только суд», «Никто не может быть признан виновным без решения суда».
Принцип единства нравственного и правового воспитания связан с формированием у граждан правовых норм как моральных ценностей, как ориентиров для действий, регулирующих человеческие отношения на основании прочувствованного. Для этого, например, инспектор ГИБДД может процитировать гражданину слова И. Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли совпадала с принципом всеобщего законодательства», показывая взаимосвязь личной и общественной ценности. Принцип социально-правового обслуживания направлен на раскрытие правовых норм как блага, как защиты, как условия обеспечения успешности действий человека в обществе, что требует уважительного отношения к правоохранительным органам и их сотрудникам и предполагает поддержку работы сотрудников органов внутренних дел со стороны граждан. такая правовоспитательная работа может проявляться в сотрудничестве с союзами кинематографистов, чья продукция (хотя сегодня и оставляет желать лучшего) демонстрирует примеры реальной защиты граждан, примеры отваги и героизма сотрудников. Однако было бы лучше, если бы эти примеры пусть и не были взяты из жизни, но хотя бы были жизненными. И если вспомнить опыт советского кинематографа, то в состав режиссерской группы всегда входил консультант - специалист в данной области работы органов внутренних дел, оживляющий художественный фильм, что делает последний запоминающимся гражданам. Если же с экрана демонстрировать неверие в честность сотрудников органов, ситуации, когда несоблюдение законов - это путь к богатству, а нравственность, в свою очередь, - ловушка, то результаты правовоспитательной работы никогда не войдут в нашу жизнь. Современная кинопродукция может показать, как правовая система обеспечивает защиту гражданина, как восстанавливается справедливость, как ломается судьба человека, если он входит в противоречие с требованиями закона, надеясь на безнаказанность.
Принцип единства прав и ответственности направлен на выявление связи, соединяющей личные права гражданина с ответственностью за собственный выбор, за нарушение прав других. Инспектор подразделения по делам несовершеннолетних должен втолковать неблагополучной матери, что «нет прав без ответственности». Оперуполномоченный уголовного розыска может убедительно разъяснить единство прав и ответ-
ственности в виде формулы: «Моя свобода и права кончаются там, где начинаются права и свобода другого человека». И чем больше у человека прав, тем больше обязанностей и тем выше ответственность. Поэтому с возрастом человека возрастают его гражданские права и одновременно ответственность: с 14 лет появляется первичная уголовно-правовая, с 16 лет она возрастает, а в 18 лет наступает полная правовая ответственность.
Принцип активного участия граждан в социальной, правоохранительной и правозащитной деятельности направлен на сформированность и развитие правовых навыков, умений, привычек человека на основании полной поддержки гражданами деятельности государства и органов внутренних дел по укреплению законности и правопорядка. В сотрудничестве с образовательными организациями можно организовывать правовоспитательную работу, обеспечивающую накопление социально-правового опыта.
И наконец, принцип правового самовоспитания реализуется в умении человека видеть правовой аспект поступков, вырабатывать привычки уважать правовые нормы, отстраняться от криминальной среды и удерживать других людей от криминализации взглядов и личностных свойств, активно содействовать устранению криминогенных проявлений в жизни.
Направлениями правовоспитательной работы с населением могут быть: юридическое образование, правовое обучение, правовая пропаганда, правовая агитация, участие граждан в обеспечении правопорядка, правовое самовоспитание - все они нуждаются в педагогическом сопровождении правовой социализации гражданина сотрудниками органов внутренних дел, осуществляющими специальные интенсивные педагогические технологии.
В правовоспитательной работе со всеми категориями граждан важную роль играет криминологическая педагогика, которая связана с выявлением и последующим устранением причин и условий в жизни общества, порождающих правонарушения лиц социально, психологически, педагогически запущенных. При любом взаимодействии сотрудников органов внутренних дел с гражданами необходим педагогический взгляд на причины и условия совершения преступлений, чтобы обеспечить работу по их предупреждению и устранению. Задачами такого отношения являются выявление и оценка:
- роли недостаточного развития педагогических свойств личности: воспитанности, обученности, образованности и развитости - в криминализации личности;
- конкретных недостатков в воспитанности, обучен-ности, образованности и развитости личности, играющих ведущую роль в ее криминализации;
- роли в девиантном поведении недостатков в правовой культуре личности, ее правовой воспитанности, правовой обученности, правовой образованности и правовой развитости;
- недостатков в политических, социально-экономических, нравственных, культурных факторах жизни людей по месту жительства, имеющих криминогенно-педагогическое значение;
- недостатков образа жизни, рода занятий, способов проведения досуга, ближайшего окружения, вредных привычек в криминализации личности;
- недостатков в нормативно-правовой базе, не отвечающих уровню общей и правовой воспитанности, обученности, образованности и развитости граждан и их культурному опыту и социальным ожиданиям;
- недостатков в деятельности правоохранительных органов, затрудняющих формирование правовой культуры населения и вызывающих деформации в правовой воспитанности части граждан;
- недостатков, имеющих криминогенное значение, в функционировании педагогических систем в семьях, образовательных организациях, на производстве, в сфере культуры, досуга, сервиса, быта.
Всякий участковый уполномоченный, ожидая практических результатов по предупреждению преступности, осуществляет педагогический мониторинг криминальной обстановки на вверенной ему территории, может сообщить оперуполномоченному уголовного розыска, следователю или инспектору подразделения по делам несовершеннолетних результаты педагогической экспертизы криминологического характера, например, о жизни той или иной неблагополучной семьи. такой анализ осуществляется на основании изучения криминогенных недостатков в сформированности педагогических свойств личности, которыми могут быть общие и правовые. На противоправное поведение лица могут повлиять самые разные факторы: заниженный уровень общественной морали; проявления криминализации и сексуализации досуга, художественные выражения культа насилия, жестокости, неуважения к человеку, самосуда; распространенный уголовный жаргон; социальная дифференциация групп по образцу уголовно-исправительных учреждений; педагогическая запущенность и безнадзорность подростков, криминальная деформированность правосознания, потребностей, нравственности и криминальная «образованность» лиц, занимающихся преступной деятельностью; собственно криминальная субкультура, влияющая на криминальное воспитание и развитие членов преступных группировок, настойчиво входящая сейчас в массовую культуру. сформированные в условиях таких криминогенных признаков педагогические свойства личности характеризуются деформацией и способствуют выбору, как правило, криминальной модели поведения.
Каждый сотрудник органов внутренних дел должен видеть связь между криминализацией личности и уровнем образования, нравственной воспитанности, трудовой невоспитанности, правовой воспитанности. Нигде не учащийся, не работающий человек неустойчиво руководит своими правовыми действиями и таким образом ориентируется на нормы ближайшей, часто наполненной негативными криминогенными факторами микросреды, допускающей и не осуждающей различные аморальные поступки и правонарушения. слабый в нравственном плане человек не в состоянии дать правильную правовую оценку явлениям и, не находя законных способов решения жизненных проблем, начинает нарушать правовые нормы. следователи часто видят в человеке еще сохраняющиеся внутренние
вестник УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
барьеры на пути к совершению противоправного деяния, но отмечают при этом значительную деформацию правосознания. Педагогическая деятельность следователя может иметь эффект в том случае, если он возобновляет регулятивное воздействие правовых запретов в правовом сознании человека. Педагогическая запущенность в этом плане характеризуется импульсивным поведением лица, полностью зависящим от ситуации, или, что хуже, поведением, детерминированным этими дефектами правосознания как динамическим движущим элементом.
При осуществлении правовоспитательной работы с населением необходимо видеть криминогенные недостатки в развитии педагогических характеристик группы, коллектива, отражающиеся в личностном развитии человека, где ведущую роль играет общение, доставляющее человеку наибольшее удовольствие, на основании чего он испытывает наибольшую привязанность к этой группе. В первую очередь это семья или семейная группа. Семейные криминогенные недостатки могут характеризоваться родительской властью; родительской любовью; структурой семьи или семейной группы, где отсутствуют отношения супружества или (и) родитель-ства, или (и) родства; динамикой семейных отношений и процессом идентификации семьи. Необходимо ориентировать родителей и детей на соблюдение ценностей общечеловеческой значимости, формирующей навыки правовой ответственности и демонстрацию примера в этом, что является основанием моральной ответственности за действия. Необходимо разъяснять, что потакание, вседозволенность, представление об исключительности, несправедливость, жестокость, скупость в проявлениях любви, частые утверждения об «уродстве», «глупости», «неспособности», физическое насилие, распадающаяся или уже распавшаяся семья, открытые конфликты - все это способствует криминализации личности.
Другим коллективом, имеющим криминогенные недостатки, может стать школа. Плохая успеваемость, школьная недисциплинированность, намеренные помехи учебе других, повышенная возбужденность, задиристость являются такими недостатками, находящими свое проявление в школьном коллективе. Школьный коллектив может усилить желание не преодолевать трудности, не развивать эмоционально-волевую сферу и способствовать социальной дезадаптации. В дальнейшем вовлечение в криминальные группы помогает преодолеть страх перед намеренным нарушением правовых норм с помощью оправдания преступного поведения всей группой, где вина разделяется всеми и формируется коллективная ответственность за совершение правонарушения, что является худшим из криминогенных недостатков.
Такие криминогенные недостатки часто подкрепляются факторами непедагогического характера, но влияющими на криминализацию личности. Среди них может быть экономический уровень жизни; социальное расслоение населения; недостаточный уровень заработной платы; безработица; увеличение числа лиц без определенных занятий или места жительства; политический, социальный, правовой, жизненный нигилизм;
обман социальных ожиданий; неверие в возможность удовлетворять даже умеренную потребность в достойной жизни законопослушным трудом; склонность к потребительскому, иждивенческому образу жизни; утрата потребности к труду; высокий уровень и негативные последствия распространения вредных привычек; криминализация и сексуализация досуга; аддикции в проведении досуга; высокий уровень преступности; низкий уровень раскрываемости преступлений; слабость системы профилактической работы с освобожденными из мест лишения свободы; распространение религиозно-идеологических течений (адвентистов, свидетелей Иеговы, сайентологов, кришнаитов и др.), имеющих антиправовое значение. Противодействовать таким факторам можно правовоспитательной работой сотрудников органов внутренних дел, которые должны оказывать влияние на нравственное, патриотическое, правовое, трудовое воспитание населения. Таким образом, нужно поддерживать систему внешкольного воспитания, ценности семейного воспитания, пропагандировать здоровый образ жизни, про-филактировать преступность, делать привлекательной работу общественных формирований, информировать о фактах педагогической запущенности и безнадзорности несовершеннолетних, не допускать фактов сексуальной пропаганды и антиценностей криминальной среды, противодействовать моральному, культурному и правовому разложению граждан, вовлечению в преступную деятельность.
Знание криминогенных факторов позволит сотрудникам органов внутренних дел принять во внимание тот факт, что преступность характеризуется не только социальными, правовыми, психологическими признаками, но и педагогическими. Педагогические признаки преступности способствуют не только объяснению состояния криминальной обстановки, но и изменению условий успешности деятельности сотрудников органов внутренних дел. Знание педагогических признаков преступности является важной криминальной, криминологической, оперативной, служебной, управленческой информацией, необходимой сотрудникам для успешного выполнения возложенных на них задач, при решении которых можно воздействовать на эти признаки для укрепления законности и правопорядка. Следует признать, что в настоящее время арсенал знаний этого раздела юридической педагогики не используется в востребованном объеме, но в нем заложен потенциал для изменения работы правоохранителей, что способствует совершенствованию деятельности правоохранительных органов. Если сотрудник на основании самовоспитания предъявляет к самому себе требования профессиональной подготовленности в вопросах криминологической педагогики, то его деятельность в рамках правовоспитательной работы с гражданами оказывается достаточно успешной.
Список литературы
1. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. - М., 2011.
2. Социальная педагогика: учебник / Л. В. Мардаха-ев. - М., 2011.
3. Юридическая педагогика: учебник / под ред. В. Я. Кикотя. - М., 2004.