УДК 376.1
Аспекты правового воспитания в деятельности следователя
Ретюнских Ирина Алексеевна, доцент кафедры уголовного процесса Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент
e-mail: [email protected]
Пенионжек Евгения Владимировна, доцент кафедры общей психологии, гуманитарных и социальных дисциплин Уральского юридического института МВД России, кандидат философских наук e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются особенности правового воспитания, осуществляемого следователем при производстве предварительного следствия, анализируются методы правовоспитательной работы в отношении участников уголовного судопроизводства, характеризуется правовое просвещение как правовое разъяснение, раскрывается значимость ресоциализации как результата правовоспитательной работы следователя.
Ключевые слова: правовое воспитание; правовоспитательная работа следователя; методы правовоспитательной работы; правовое просвещение; методика правового разъяснения; ресоциализация.
Aspects of legal education in the activities of theinquirer
Retunskih Irina Alekseevna,
Associate professor of the Department of criminal
process of the Ural Law Institute of the
Ministry of the Interior Affairs of the Russian Federation,
Candidate of juridical sciences, Associate professor
Penionzhek Evgeniya Vladimirovna,
Senior Lecturer of the Department of General psychology,
humanitarian and social disciplines
of the Ural Law Institute of the Ministry
of the Interior Affairs of the Russian Federation,
Candidate of philosophical sciences
The article considers the peculiarities of legal education in the framework of the preliminary investigation, the methods previouspicture work against participants of the procedure of the production, characterized by legal education as a legal explanation, the significance of the re-socialization as a result previouspicture work of the investigator.
Key words: legal education; previouspagelink work of the investigator; methods previouspicture work; education; legal method legal clarification; resocialization.
Правовоспитательная работа с гражданами на стадии предварительного расследования характеризуется правовым просвещением участников уголовного процесса, которые, имея процессуальные права, нуждаются в разъяснении того, как ими воспользоваться, каково их содержание и правовые последствия.
При осуществлении правовоспитательной работы следователь руководствуется ч. 1 ст. 11 УПК РФ, которая обязывает следователя разъяснить гражданину его права и обеспечить их реализацию. Следователь должен объяснить гражданину, что весь комплекс прав и обязанностей участвующих в уголовном производстве
лиц разделяется на две группы: права и обязанности, касающиеся в целом процессуального статуса обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, свидетеля и других участников уголовного процесса; и во-вторых, права и обязанности, которые имеет лицо при осуществлении или участии в конкретных следственных и иных процессуальных действиях (во время допроса, производства обыска, опознания, ареста, ознакомления с материалами дела по окончании расследования и т. д.).
Так, правовоспитательная работа может осуществляться следователем минимум в двух случаях: при разъяснении прав гражданину при получении опреде-
№ 1 • 2015
ленного процессуального статуса (обвиняемому - при объявлении постановления о привлечении в качестве обвиняемого (ст. 172 УПК РФ), потерпевшему - при объявлении постановления о признании потерпевшим (ст. 42 УПК РФ), ответчику - при объявлении ему постановления о привлечении в качестве такового (ст. 54 УПК РФ), понятому - перед началом следственного действия (ч. 4 ст. 170 УПК РФ), а во-вторых, при разъяснении прав гражданину до начала или в процессе осуществления конкретных процессуальных действий (при объявлении обвиняемому или подозреваемому постановления (определения) о применении к нему меры пресечения (ч. 3 ст. 101 УПК РФ), перед осуществлением следственных действий (ст. 164 УПК РФ), например, допросом, экспертизой и др.). Правовоспитательная работа осуществляется в содержательной стороне разъяснений; это должны быть не просто увещевания, но формулировка определенного порядка действий (при прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям или при постановлении оправдательного приговора орган дознания, следователь, в соответствии со ст. 11 УПК РФ, обязаны разъяснить гражданину порядок восстановления его нарушенных прав и принять предусмотренные законом меры к возмещению ущерба, причиненного гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу). Осуществление такого рода правовоспитательной работы является обязанностью сотрудника органов внутренних дел, в ином случае - показания лиц признаются судом полученными с нарушением закона и не могут являться доказательствами виновности.
Разъяснение прав участникам уголовного процесса может быть устным, письменным, с выдачей информации в виде документа или без этого. Такие формы являются важной частью правовоспитательного воздействия, т. к. зрительное восприятие информации и восприятие ее на слух для большинства людей неодинаково - поэтому человек имеет возможность обдумать полученную информацию. Правовоспитательная работа таким образом включает самовоспитание как последнюю по времени возникновения функцию воспитательного процесса. В некоторых случаях информация о правах или обязанностях участников процесса вписывается в те или иные процессуальные документы, которые даются им для ознакомления на определенном этапе расследования преступлений (в постановление о привлечении в качестве обвиняемого, в постановление о признании потерпевшим, в протокол допроса свидетеля или потерпевшего). Если гражданин знакомится с разъяснением устно, то следователем делается удостоверенная подписью гражданина отметка в процессуальном документе (в протоколе устного заявления о преступлении - об ответственности заявителя за заведомо ложный донос; в протоколе об отказе свидетеля от дачи показаний - о предусмотренных правах и обязанностях понятых; в протоколе допроса свидетеля - о его обязанностях и об ответственности за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложного показания).
Методика правового разъяснения исключает выполнение следователем этой обязанности формально, шаблонно, быстро, почти скороговоркой, перечислением, только предлагая поставить подпись. С позиций правовоспитательной работы такое выполнение будет неэффективным. С позиций правовоспитательной работы разъяснение - это раскрытие содержания нормы и объяснение правовых последствий реализации своих прав и неисполнения своих обязанностей. Правовоспитательная работа сотрудников органов внутренних дел будет успешна тогда, когда граждане будут уверены, что им оказываются профессиональные юридические услуги помощи и защиты их личности, какого бы характера действия не были ею осуществлены.
При ведении правовоспитательной работы следователь должен быть активен, демонстрировать решимость в борьбе с преступностью. Положительно воспринимаются гражданами гуманность, справедливость, непредвзятость, понимание человека, моральность, культурность в общении, стремление ликвидации морального ущерба, если это выразилось в стойких отрицательных психических состояниях, а также стремление ликвидировать общественный вред, наносимый преступностью. Правовоспитательная работа следователя способствует адекватному формированию общественного мнения о преступности. Все действия, высказывания следователя должны вызывать у граждан уважение к закону, к деятельности органов следствия, способствовать воспитанию правосознания. Следователь должен помогать овладевать навыками дисциплинированности, ответственности, честности, доверительности, добросовестности. Следователь должен создавать основу правового самовоспитания лица, организовывать и активизировать воспитательное воздействие на правонарушителя со стороны семьи, трудового коллектива, начинать процессы ресоциали-зации. Любое следственное действие необходимо сочетать с правовоспитательной работой. Важную роль играет педагогическое воздействие следователя, возбуждающее чувство вины за совершенные преступные действия. Методом убеждения нужно доказать ошибочность расчетов на безнаказанность, опровергать доводы о причинах, приведших к совершению преступления, произвести детальный разбор образа жизни, системы социальных связей, потребностей, привычек, самого процесса подготовки, совершения, сокрытия следов преступления - все это будет осуществляться путем разъяснения действительной сущности противоправных действий, их опасности для общества, причин, которые повлекли за собой совершение преступления. Необходимо добиваться морального осуждения проступков, осознания противоправности действий, правильного понимания причин неправомерного образа жизни, повлекших эти действия. Также важным средством могут стать факты того, что имеющиеся личностные дефекты правосознания, асоциальные связи и образ жизни принесли и в дальнейшем принесут вред обществу и самому человеку.
Также с помощью метода убеждения следует вызывать отрицательное отношение к своим преступным действиям, образу жизни, сознание личного вреда и
вреда для других граждан. Необходимо развивать в личности стремление стать законопослушным человеком, показывать пути, посредством которых человек мог бы доказать себе, своим близким, следователю, суду действительное желание исправиться, которое выразимо в активном действии по возмещению ущерба, содействии следствию, разработке жизненной программы, формулировке мер, которые необходимо предпринять для устранения причин и условий, вызвавших совершение преступления, сознательном изменении принятых решений к тому, чтобы пересмотреть линию своего поведения, которое противоречит интересам общества и целям правосудия.
Правовоспитательная работа следователя завершается, намечая пути ресоциализации, в оформлении процессуального документа постановления о привлечении в качестве обвиняемого или в обвинительном заключении в виде указания на то, осознало ли данное лицо тяжесть совершенного преступления или не раскаялось, а в отношении обвиняемого в повторных преступлениях - встал или не встал он на путь исправления. Составленная следователем характеристика помогает суду определить возможности правовоспитательной работы, а при направлении его в орган, исполняющий наказание, продолжать работу по ресоциализации. В этой характеристике помимо психологических особенностей (биографических данных, сведений об условиях формирования личности, структуры личности - особенностях психических процессов и состояний, направленности, темперамента, характера, способностей) должны быть отражены и результаты правовоспитательной работы как достигнутые цели процесса педагогического воздействия. Ими могут быть:
- изменение неправильно избранной линии поведения (противодействия, уклонения от дачи правдивых показаний) и преодоление на этой основе установки на ложь;
- изменение системы отношений к различным фактам, людям, к самому себе;
- укрепление в сознании нравственных убеждений, повышение уровня правосознания и правовой осведомленности;
- усиление и рост активности в содействии правосудию, предупреждении преступных проявлений со стороны лиц с антиобщественной направленностью.
В заключительной части характеристики следователем указывается прогноз ожидаемых действий от данного лица, условия жизни и труда, необходимые для достижения лучших результатов правовоспитательной работы. Оптимальным результатом правовоспитательной работы при завершении предварительного следствия может считаться такое психическое состояние, отношение и само решение, при котором последующее правовоспитательное воздействие суда и исправительных учреждений будут восприниматься им наиболее полно.
Список литературы
1. Егошин И. В. Защитная функция полиции в отношении граждан России: сущность и содержание / И. В. Егошин // Правоохранительные органы: теория и практика. - 2011 - № 1.
2. Кравчук А. Р. Вопросы совершенствования дознания сквозь призму следствия / А. Р. Кравчук, Л. А. Кравчук, И. А. Ретюнских // Следователь. - 2004. - № 12.
3. Пенионжек Е. В. Роль криминологической педагогики в правовоспитательной работе с населением / Е. В. Пенионжек // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2014. - № 2.
4. Пенионжек Е. В. Методы правовоспитательной работы следователя / Е. В. Пенионжек // Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики: сб. ст. Международ. науч.-практ. конференции. -Уфа, 2014.