УДК 021(571.51) Л. Г. Каракулова
РОЛЬ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ТЕХНИКУМА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
Ключевые слова: социокультурный подход, социокультурная ситуация, библиотечное дело, воспроизводство кадрового потенциала.
Эффективность государственного управления библиотечным делом зависит от многих факторов, но в качестве определяющего исследователи, как правило, выделяют качество социокультурной связи библиотек и местного сообщества, библиотек и государства (его представителей на местной территории). Исследования социокультурной ситуации и определяемых ею особенностей социального управления проводятся и в духе философско-социологических традиций М. Вебера, поставившего в центр понимания социокультурной ситуации этическую проблематику. В результате социологического исследования ценностной системы людей в 1994 г. Н. И. Лапин [1] применительно к современному российскому обществу ввел понятие «универсальный социокультурный кризис», которое объемлет как совокупность социальных отношений, так и культуру, т. е. совокупность способов и результатов деятельности людей [2]. Другая особенность современной социокультурной ситуации — российской общество есть не только кризисное, но и реформируемое — это кризисно-реформируемое общество [3]. Реализуя потенциалы среды, изменяя связи и отношения человека со средой его обитания, совершенствуя деятельность учреждений или создавая новые, управление социокультурными процессами должно обеспечить рост качественных параметров образа жизни человека, создать дополнительные возможности для развития и самореализации личности. В этом и заключается основной смысл и целевая установка управления социокультурным развитием. Представляет интерес методология исследования общественных процессов, получившая название «социокультурный подход», которая может быть применена в государственном управлении социокультурным развитием. Социокультурный подход наиболее адекватен характеру проблем современной российской социокультурной трансформации, так как обеспечивает понимание общества как единства культуры и социальности, образуемых деятельностью человека. Под культурой в данном случае понимается совокупность как способов, так и результатов деятельности человека (материальных и духовных), а под социальностью — совокупность отношений каждого человека и коллективного социального субъекта с другими субъектами во всех сферах бытия — экономической, социальной, идеологической, политической, которые возникают под влиянием интересов и потребностей людей и формируются в процессах деятельности коллективного субъекта на основе существующих в обществе культурных традиций [4]. С позиции социокультурного подхода трансформация общества предстает как весьма динамическая, сложная и многоаспектная проблема, а ее вектор тем менее определен, чем радикальнее ее характер и чем на более ранней стадии она находится [5]. При включении культуры в социальное управление важно, чтобы изучение культурных фактов, их динамики, многообразия феноменов культуры учитывалось при анализе проблем общества в целом и управления его развитием.
Таким образом, социокультурное развитие представляет собой закономерное, целенаправленное изменение социокультурной ситуации под воздействием обоюдного влияния общества и культуры как программы его развития. Цели и задачи
такого изменения определяются культурной и социальной политикой государства. Социокультурная ситуация, выступая в качестве объекта государственного управления социокультурным развитием, включает в себя социокультурную среду (поля) жизнедеятельности и соответствующие сферы жизнедеятельности, где формируются и реализуются основные составляющие образа жизни различных социокультурных субъектов (ценности, мотивы и цели деятельности, человеческий потенциал и др.)
Социокультурная ситуация небольшого города является ключевой в технологии социокультурного проектирования в силу того, что она поддается изменению, преобразованию. Оказывая решающее воздействие на развитие и формирование личности, среда в то же время изменяется, преобразуется под влиянием творческой активности человека, благодаря которой потенциалы среды становятся реальными возможностями развития личности, условиями её самореализации.
В 2007 году, в рамках повышения качества жизни населения Красноярского края за счет усиления роли культуры как фактора социально-экономического развития региона, разработан региональный национальный проект «Культура».
В настоящее время крупнейший культурный регион России насчитывает более 4 тысяч объектов культуры. В крае работают 9 государственных, 5 муниципальных театров, краевая филармония, Красноярский государственный академический симфонический оркестр, государственный академический ансамбль танца Сибири им. М. С. Годенко, 9 организаций творческих союзов и обществ, художественный фонд Красноярской организации ВТОО «Союз художников России», отделение «Урал, Сибирь, Дальний Восток» Российской академии художеств, 38 музеев, картинных галерей и выставочных залов, 1136 библиотек, 1336 учреждений клубного типа. На государственной охране находится 1854 памятников истории и культуры.
В связи со сложившейся ситуацией в Красноярском крае в проекте «Культура» выделен такой раздел, как кадровый потенциал отрасли [6, с.113-114].
Система воспроизводства кадрового потенциала края состоит из 118 детских школ искусств, 6 средних специальных учебных заведений, 2 высших учебных заведений, научно-учебного центра кадров культуры.
Среди средних специальных учебных заведений Красноярского края особое место занимает КГБОУ СПО «Красноярский краевой библиотечный техникум», осуществляющее подготовку специалистов в области культуры. Выпускники успешно работают в самых различных учреждениях культуры края и за его пределами.
В настоящее время наблюдаются значительные перемены в обществе при наличии определённых стабилизационных процессов. Это позволяет достаточно оптимистично оценивать современное состояние и перспективы различных сфер общественной жизни, в том числе и тех, к которым относится библиотека и библиотечная профессия. Признание особой роли библиотек и библиотечной профессии, их значимости свидетельствует о том, что они нашли своё место в новом общественном развитии, доказали свою необходимость. Трансформация библиотечной профессии прямо пропорциональна изменениям, происходящим в библиотечной деятельности. Именно поэтому возникла необходимость соединения инновационных проблем библиотечной среды, её обучающего и функционирующего аспектов. Эти и другие факторы во многом определяют сегодня деятельность Красноярского краевого библиотечного техникума [8, с. 63], начавшего свою деятельность в ноябре 1936 года. Так в географическом центре России появилось учебное заведение, которое на протяжении десятков лет участвует в формировании культуры в огромном Сибирском регионе. В 1939 году техникум выпустил первых 25 специалистов. За 70 лет подготовлено более 20 тыс. библиотекарей, 80 % выпускников работают в библиотеках Красноярского края. Сегодня техникум сохраняет свой профиль и по-прежнему отдает предпочтение специальности «Библиотековедение»[7, с. 2].
Реализация базовых национальных программ развития библиотечного дела в стране — Программы ЛИБНЕТ и Программы сохранения библиотечных фондов — напрямую зависит от уровня профессиональной готовности работников библиотек к решению поставленных программами задач. Исходя из этого, кадровое обеспечение программной деятельности в отрасли диктует необходимость модернизации национальной системы высшего, среднего и дополнительного профессионального библиотечно-информационного образования с учетом не только перехода на европейскую систему образования в рамках Болонского процесса, но и реалий библиотечной практики в контексте реализуемых национальных программ.
Одной из главных целей непрерывного библиотечно-информационного образования в современных условиях, по мнению Кузнецовой Т. Я., должно стать создание согласованной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации библиотечно-информационных кадров, владеющих знаниями, умениями и навыками работы в режиме функционирования национальной компьютерной библиотечно-информационной сети, но при этом ориентированных на сохранение и приумножение документного культурного наследия, хранящегося в библиотечно-информационных центрах страны.[9, с. 18-19]
Техникум, решая многие проблемы, опираясь на определённые достижения сегодня готов с учётом новейших образовательных технологий к выпуску конкурентоспособного специалиста, востребованного в современных информационно-библиотечных учреждениях. Педагогический коллектив понимает, что изменение социокультурного пространства формирует новые требования к уровню подготовки кадров и объёму интеллектуального багажа, которые могли бы гарантировать выпускникам конкурентоспособность в современных условиях. Поэтому главную задачу в новой профессионально-образовательной политике в области подготовки библиотечных кадров техникум видит в реформировании образовательной системы техникума на основе расширения номенклатуры профессиональных специализаций подготовки кадров, в использовании образовательных стандартов, в реализации принципа непрерывности библиотечного образования. Это даёт возможность педагогическому коллективу активно углублять и обновлять теоретические и практические направления обучения в соответствии с новыми требованиями к молодым специалистам, главным мотивом обучения рассматривать приоритет развивающейся личности.
При подготовке специалистов библиотечного дела техникум содействует реализации общегосударственных и региональных национальных проектов, внедряя в учебно-воспитательный процесс обновленное содержание специальностей в соответствии с потребностями общества и образовательного стандарта. Моделирование новых квалификационных требований потребовало расширения перечня учебных курсов, обновления содержания традиционных дисциплин, поиск современных форм проведения занятий.
На пороге 75-летнего юбилея коллективом техникума проведена работа по аккумулированию и обобщению его деятельности, одним из важнейших результатов которой стал библиографический указатель «Красуйся, град Библиотечный!». В него включены материалы из книг и периодических изданий об истории техникума, отдельных направлениях работы в образовательном учреждении, о выпускниках учебного заведения, публикации педагогов и студентов, освещающих актуальные вопросы преподавания отдельных предметов, научно — исследовательской и методической деятельности.
Материал в пособии расположен в соответствии со специально разработанной системой. В нем выделены четыре раздела: раздел 1 «Я хочу, чтобы Вы были всегда...» (публикации о Красноярском краевом библиотечном техникуме общего характера); раздел 2 «Среда формирования специалиста» (публикации преподава-
телей техникума); раздел 3 «Навигаторы знаний: будущее библиотечной и информационной профессий» (публикации студентов); раздел 4 «Образование — шаг к карьере» (публикации о выпускниках техникума).
В пособие включено 280 библиографических записей документов, представленных в сплошной нумерации. Библиографическое описание документов составлено в соответствии с ГОСТом 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание: общие требования и правила составления». При составлении записи применяется сокращение слов и словосочетаний согласно ГОСТ 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила». В тех случаях, когда один и тот же источник имеет отношение к нескольким разделам, он помещается в данных разделах.
Библиографический указатель составлен на основе каталогов и картотек библиотеки и методических кабинетов КГБОУ СПО «Красноярский краевой библиотечный техникум», отдела экскурсионно-краеведческой информации им. Ю. Р. Кисловского ЦГБ им. А. П. Чехова МУК «ЦБС г. Канска», отдела краеведческой информации ГУНБ Красноярского края. Хронологический охват материала — с 1984 года по 2010 год.
Библиографическое пособие снабжено именным указателем для оперативного поиска информации по фамилиям авторов и составителей документов, а также упоминаемых в публикациях лиц (персоналии). Номера записей, относящихся к фамилии лиц, отраженных по признаку персоналии, приводятся в круглых скобках.
Библиографический указатель будет интересен преподавателям, студентам библиотечных факультетов, библиографам, библиотековедам, библиотекарям, и всем, тем, кто интересуется развитием библиотечного образования в Красноярском крае и позволит совмещать традиции и инновации в подготовке специалистов нового поколения в области культуры.
Библиографический список
1. Динамика ценностей населения реформируемой России / Лапин, Н. И. и др. - М.: Эдито-риал УРСС, 1996. - С. 10.
2. Иванов, В. Н. Социальные технологии /
B. Н. Иванов, В. И. Патрушев. - М., 2004. -357 с.
3. Молодых-Нагаева, Е. Г. Социокультурное развитие северного региона: современное состояние, тенденции и перспективы: Дис. ... канд. социол. наук. - Тюмень, 2004.
4. Добрынина, В. И. Социокультурный подход как базисное основание современных социальных технологий / В. И. Добрынина, Т. Н. Кухте-вич // Социально-технологическая культура как феномен XXI века. - Белгород, 2006. - Т. 1. -
C. 35.
5. Малиев, И. В. Социокультурные основания современного управления: Дис. . канд. социол. наук. - Москва, 2004. - С. 23.
6. Приоритетные национальные проекты. Красноярский край. 2006. Итоги и перспективы. - Красноярск: Платина, 2006. - 119 с.
7. Борисова, Г. М. Библиотечному техникуму г. Канска 70 лет [Текст] / Г. М. Борисова, Т. И. Русских, И. В. Колесникова // Специалист. - 2006. - № 9. - С. 2 - 3.
8. Файзулина, Н. С. Библиотечные кадры: новое качество профессии и библиотечного образования / Н. С. Файзулина // Развивающаяся библиотека в информационном обществе: матер. Первой регион. конф. «Красноярье -2008» (с. Парная, Шарыповский район, Красноярский край, 16-20 июня 2008 г.). - Красноярск, 2008. - С. 63 - 68.
9. Кузнецова, Т. Я. Кадровое обеспечение национальных библиотечных программ: новые задачи непрерывного профессионального образования / Т. Я. Кузнецова // Научн. и техн. б-ки. - 2008. - № 2. - С.18 - 24.
Каракулова Лариса Габидуловна - соискатель ГПНТБ СО Дата поступления статьи
РАН, преподаватель специальных дисциплин КГБОУ СПО в редакцию:
Красноярский краевой библиотечный техникум 03.04.2010
© Л.Г. Каракулова, 2010