Научная статья на тему 'Библиотечные кадры Красноярского края в 1930-1980-х гг.: состояние, проблемы, динамика'

Библиотечные кадры Красноярского края в 1930-1980-х гг.: состояние, проблемы, динамика Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
349
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / БИБЛИОТЕЧНЫЕ КАДРЫ / КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ПОДГОТОВКА БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / КАДРОВАЯ ДИНАМИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сулейманова Фируза Хуббидтиновна

Рассмотрена кадровая проблема как один из основных факторов развития библиотечного дела Красноярского края. Изучена история становления системы обеспечения библиотек края кадрами в советский период, отличавшийся активизацией библиотечного дела. Описана система подготовки специалистов, повышения квалификации работников библиотек, показана количественная и качественная кадровая динамика в крае в разные годы данного периода. Предпринята попытка анализа взаимовлияния динамики библиотечных кадров и развития научного потенциала края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Библиотечные кадры Красноярского края в 1930-1980-х гг.: состояние, проблемы, динамика»

Библиотековедение

УДК 023.5 (091) (571.51)

ББК 78.33 (2Рос - 4Крн) + 78.3п

БИБЛИОТЕЧНЫЕ КАДРЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В 1930-1980-х гг.: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ДИНАМИКА

© Ф.Х. Сулейманова, 2007

Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края 660049, г. Красноярск, пр. К. Маркса, 114

Рассмотрена кадровая проблема как один из основных факторов развития библиотечного дела Красноярского края. Изучена история становления системы обеспечения библиотек края кадрами в советский период, отличавшийся активизацией библиотечного дела. Описана система подготовки специалистов, повышения квалификации работников библиотек, показана количественная и качественная кадровая динамика в крае в разные годы данного периода. Предпринята попытка анализа взаимовлияния динамики библиотечных кадров и развития научного потенциала края.

Ключевые слова: история, библиотечные кадры, кадровые проблемы, подготовка библиотечных специалистов, повышение квалификации, кадровая динамика.

Важным показателем динамики библиотечного дела в крае и его места в народном хозяйстве территории в 1930-1980-х гг. (с момента образования Красноярского края в 1934 г.) является рост числа работников библиотек, изменение их качественного состава, а также число в общей численности рабочих и служащих, занятых в государственной и кооперативной промышленности края [1]. Некоторые вопросы состояния библиотечных кадров в крае рассматривались рядом исследователей в отдельные исторические периоды [2].

Из множества библиотечных проблем в крае наиболее остро в 1930-х гг. встал кадровый вопрос. В довоенный период проблема заключалась в отсутствии специалистов, что сказывалось на уровне работы и тормозило процесс развития библиотечного дела.

По результатам Всесоюзной библиотечной переписи 1934 г., в крае было выявлено 196 платных библиотечных работников на 291 массовую библиотеку [3]. То есть обеспеченность кадрами составляла здесь 67%. В библиотеках сельской местности и профсоюзных библиотеках более 50% учреждений не имело оплачиваемых работников: к работе привлекались библиотекари-общественники, ряд библиотек располагался при клубных учреждениях и обслуживание осуществляли клубные работники: так, на 92 колхозные и сельские библиотеки приходилось всего 44 работника, при 9 совхозных работало лишь 3 библиотекаря, а в 115 профсоюзных библиотеках - только 58 оплачиваемых человек [4]. В г. Красноярске тогда было

сконцентрировано чуть более 16% библиотекарей от их общего числа в крае - это 32 оплачиваемых работника на 23 массовые библиотеки [5]. Среди работников библиотек были комсомольские активисты, учителя, люди, имевшие общее образование или просто владеющие грамотой. О специальном образовании тогда речи не шло.

Проблема подготовки и повышения квалификации библиотечных специалистов в 30-х гг. ХХ в. поднималась на страницах местной печати: «Нельзя наладить библиотечную работу без культурных квалифицированных библиотекарей. У нас же в крае главная масса библиотекарей - это люди без всякой подготовки, не имеющие никакого опыта библиотечной работы. Обучать библиотекаря, заботиться о нем - одна из важнейших культурных задач на селе» [6]. В отчете Красноярского горсовета за 1934 г. в разделе политико-просветительной работы были подытожены недостатки в работе сети политпросветучреждений, среди которых наиболее остро стоит все тот же кадровый вопрос: «Основной недостаток заключается в недоброкачественном состоянии кадров избачей, библиотекарей, слабой материальной базе, в отсутствии пригодных помещений для развертывания работы, в недостаточной методической помощи кадрам массовой сети, в недостатках общих забот на месте

о кадрах политпросветработников» [7, с. 146].

Существующих на тот момент библиотечных резервов и возможностей города было явно недостаточно для удовлетворения потребностей жителей активно растущего Красноярска, признанного в 1934 г. краевым административным центром с

населением в 220 тыс. человек [8]. Тогда в городе работало 89 библиотек всех типов, из которых на долю массовых приходилось 26% учреждений (23 библиотеки) и 18% книг, т.е. пятая часть краевого фонда (115 440 экз.). В то же время каждый пятый житель города был читателем библиотеки, 55% из них посещали именно массовые библиотеки [9].

В целях удовлетворения разносторонних запросов тружеников края назрела необходимость подготовки специалистов-библиотекарей, в связи с чем в 1936 г. открывается библиотечный техникум в г. Канске, а также его отделения при Красноярском и Минусинском педагогических техникумах (отделения просуществовали недолго и вскоре были закрыты). Первый выпуск Канского техникума в 1939 г. составил 25 библиотечных специалистов [10]. В том же 1936 г. открывается краевая публичная библиотека, ставшая с 1938 г. официально методическим центром для массовых библиотек края. Это позволило решить другую кадровую проблему - повышение квалификации работающих библиотекарей, оказание им методической помощи. Так, в 1936 г. краевая библиотека проводит краевые месячные курсы для заведующих районными библиотеками, в 1938 г. - первое краевое совещание библиотечных работников. Осуществлялись выезды в города и районы края в целях оказания методической помощи.

Таким образом, в 1930-40-х гг. была проделана большая и серьезная работа по созданию базы по подготовке и повышению квалификации библиотечных специалистов в крае. К 1940 г., через шесть лет после Всесоюзной библиотечной переписи, число платных библиотекарей выросло в 3 раза, из них 70% работало в сельских библиотеках. (Так, из 1 162 массовых библиотек в сельской местности находилось 1 035 единиц (89%). В общей сети работало 573 платных библиотекаря (49%), в том числе в сельской местности 400 человек. Бюджетных библиотек в общей сети насчитывалось 843 (73%), из которых 807 учреждений являлось сельскими. На бюджетную сеть приходилось 444 платных библиотекаря, из них в сельских библиотеках работало 326 человек.) В табл. 1 приведены количественные сведения о массовых библиотеках в крае и их работниках в 1940 г.

Немаловажно отметить, что число работников просвещения и культуры среди представителей других отраслей народного хозяйства края в 1940 г. составляло 26 966 человек из 329 166 рабочих и служащих в целом - т.е. 8,2%, и находилось на четвертом месте среди 10 отраслей [12]. В Российской Федерации работники просвещения составили 7,8% и занимали пятое место среди прочих отраслей [13]. По Восточной Сибири Красноярский край уступал лишь Якутии - там этот показатель составил 9,8%,

Т а б л и ц а 1

Число массовых библиотек и платных библиотекарей в крае (на 1.10.1940 г.) [11]

Библиотеки Число

библиотек платных библиотекарей

Массовые 1 162 573

В том числе в сельской местности 1 035 400

Бюджетные 843 444

В том числе в сельской местности 807 326

в Бурятии - 7,7%, Иркутской области - 7,5% и т.д. [14] Данный показатель также свидетельствует о значении сферы культуры и просвещения в народно-хозяйственном комплексе края.

В период Великой Отечественной войны произошло сокращение сети массовых библиотек в крае: с 1940 по 1945 г. на 63% [15]. Резко ухудшилась и кадровая ситуация: опытные кадры, наряду с тысячами земляков, уходили на фронт: «Трех подруг - В.Э. Эрлих, А.Н. Стародубцевой и

В.Д. Кубякиной - не было в библиотеке (краевой научной. - Ф.С.) в течение четырех лет: в первые дни войны они ушли на фронт в качестве медицинских сестер» [16]. На смену опытным работникам приходили люди без специальной подготовки. И все же библиотеки продолжали работу, теперь уже соответственно задачам военного времени -осуществлялась воспитательная и политико-просветительная деятельность. Тяготы военных лет и сокращение кадров заметно усложнили режим и увеличили объем работы библиотекарей. Так, например, директор и заведующие отделами краевой библиотеки «трудились в не топленных неделями комнатах, с негнущимися пальцами. Работу нельзя было прервать: число посетителей абонемента превышало в годы войны шесть с половиной тысяч человек, в читальном зале нельзя было найти свободного места» [17]. Если в 1940 г. в библиотеке работало 29 библиотекарей [18], то после войны (в 1945 г.) ее штат насчитывал 14 сотрудников [19], а через два года (в 1947 г.) - уже 30 библиотекарей [20]. В годы войны краевая библиотека продолжала осуществлять методическую работу в форме методических писем, консультаций, совещаний, семинаров, рабочих выездов на места [21]. Только за 1944 г. было осуществлено около 20 командировок [22].

Не прерывал работу в годы войны и Канский библиотечный техникум. Из сохранившихся ранних сведений о его деятельности известно, что в

конце 1941/42 учебного года числилось 54 учащихся. Из них дипломные проекты защитило 30 человек. Обучение было платным, в тот год от платы было освобождено 29 человек. А в ноябре 1942 г. в техникуме обучалось 80 учащихся [23]. В 1942/43 учебном году было выпущено 19 учащихся [24], в 1943/44 г. - 20 библиотекарей, в 1944/45 г. - 21 [25].

В послевоенный период вопрос с подбором и подготовкой библиотечных кадров встал не менее остро. Подбором и расстановкой кадров занимались партийные и советские органы. Состав работников обновлялся, проблема решалась на местах за счет местных резервов. К работе приступали люди без специальной подготовки, опыта работы и более того - без специального образования. Основное число библиотекарей имело школьное образование, хотя предпочтение отдавалось среднему специальному (любому).

Кадровыми проблемами в крае в данный период являлись малочисленность библиотечных специалистов, отсутствие высококвалифицированных кадров, отсутствие профессионализма, недостаток деловых качеств, частая сменяемость работников, наблюдавшаяся и в последующие годы. Основной состав работников имел стаж работы от двух до пяти лет. Причинами такой ситуации являлись как семейные обстоятельства, перемена места жительства, так и низкая заработная плата, бытовая неустроенность, неудовлетворенность работой. Известна среднемесячная заработная плата работников культпросветучреждений (КПУ) в крае в тот период. Приведем сравнительные данные по оплате труда работников в различных отраслях народного хозяйства края, в том числе в КПУ, в 1948 г.

Уже в 1950 г. труд работников КПУ оказался самым низкооплачиваемым и составлял 381 р., в то время как среднемесячная заработная плата по краю тогда была 524 р. [27].

Более того, необходимо отметить, что, несмотря на низкую оплату труда, в тот период в крае имела место невыплата зарплаты. Например, в 1947 г. краевой отдел КПР принимал меры через следственные органы Емельяновского района по факту «устранения нарушений в части выдачи зарплаты заведующему избой-читальней Шыверского с/совета этого района тов. Тоисашкову С. Б., который на протяжении всего 1947 г. не получал зарплаты...» [28]. В том же году замечены систематические задержки в выдаче зарплаты преподавателям и стипендии студентам Канского библиотечного техникума [29].

В первые послевоенные годы краевой методический центр в лице Красноярской краевой библиотеки активизировал работу с кадрами. Наиболее активно использовались обучающие мероприятия с новыми работниками-неспециалистами: практикумы, стажировки, семинары. Так, в 1947 г. библиотека допустила перерасход средств по двум статьям из семи: на литературу и командировки (отправлено на Крайний Север в течение года восемь специалистов, в Москву - три заведующих отделами краевой библиотеки, продлен обучающий семинар) [30]. В 1949 г. было обследовано 38 библиотек края, проведено 11 методических совещаний [31], в 1954 г. по вопросам работы библиотек и продвижению книги «выезжало 47 работников краевой библиотеки, книготорга, управления культуры» [32]. В 1950-х гг. начинает развиваться методическая помощь на периферии: в библиотеках городов и райцентров края. Из докладной записки районного инспектора Ярцевского района мы узнаем, что «В 1950 году на курсах никто не учился. А в 1952 году прошли курсы библиотечных работников в городе Енисейске 5 человек» [33].

В послевоенные годы Канский библиотечный техникум увеличивает массовую подготовку квалифицированных библиотечных специалистов. Согласно распоряжению Совета Министров РСФСР [34] в 1946 г. в техникуме открывается заочное отделение [35]. На начало 1945/46 учебного года на заочном отделении техникума обучается 36 человек [36], в 1946/47 г. - уже 69 человек: на первом курсе - 16 человек, на втором - 18, на третьем - 35 учащихся [37]. В те годы Канский техникум более чем в 2 раза увеличил показатели по сравнению с довоенным периодом, заняв свою нишу в образовательном процессе края: так, число учащихся в целом на начало 1947 г. составило 243 человека [38]. В ряду других учебных заведений края он выглядел не самым худшим образом,

Т а б л и ц а 2

Заработная плата работников в различных отраслях народного хозяйства края в 1948 г. [26]

Сфера деятельности Заработная плата (р.)

Январь Декабрь

Культпросветучрежде- ния 341 352

Крайотдел КПР 475 434

Рабочие и служащие 209

Детсады 302 355

Здравоохранение 400 424

Средние и начальные школы 620 748

Строительство 750 679

Промышленность 463 604

Сельское хозяйство 438 471

учитывая его узкий профиль (приведем цифры по 1947 г.): Канский техникум механизации сельского хозяйства насчитывал 257 человек, Красноярское музыкальное училище - 171, Красноярский строительный техникум - 333, Красноярский лесотех-никум - 228, Красноярский речной техникум - 305, Красноярский техникум физической культуры -110, Канское педагогическое училище - 287 и т.д. [39]. Средние специальные учебные заведения края насчитывали в среднем около 260 человек, не считая Ачинского техникума советской торговли (612 человек) и Норильского горно-металлургического техникума (490). В том же году происходит перерасход средств, о чем мы узнаем из «Объяснительной записки» (1947 г.): «в связи с увеличением контингента учащихся потребовалось заново расширять в некоторой части общежитие.» [40].

Таким образом, в послевоенный период удалось решить острую библиотечную проблему -обеспечение библиотек края кадрами. Увеличило объем работы единственное в крае специальное учебное заведение - Канский библиотечный техникум; была активизирована помощь работникам библиотек в крае, как методическая, так и практическая, оказываемая краевой, а также районными и городскими библиотеками.

В дальнейшем - с середины 1950-х по 1980-е гг. - в кадровом вопросе выявились новые проблемы - количественное укомплектование библиотек штатными единицами сменилось качественной составляющей. Требовалась координация в работе по профессиональной подготовке и повышению квалификации библиотечных кадров, создание единой системы в этом направлении.

Подчеркнем, что численность работников просвещения Красноярского края в рассматриваемый период являлась самой высокой в Восточной и Западной Сибири, за исключением 1940 г.: тогда край показал третий результат, уступив Алтайскому краю и Новосибирской области [41].

Известна численность работников библиотек края в середине 50-х гг. ХХ в., которая демонстрирует общую картину кадровой динамики (табл. 3).

По стажу работы библиотечные кадры в 1956 г. распределялись следующим образом: до года работающих - 317 человек, от 1 года до 5 лет - 400 человек, свыше 5 лет - 150 человек [43].

Итак, качественный состав кадров оставлял желать лучшего. Заметим, что Канский техникум не решал проблему в масштабе края. Так, в 1946 г. было выпущено 30 человек, в 1948 г. - 48 [44]. Добавим, что среди них были специалисты-дипломники из других регионов. Кадровые проблемы усугублялись большой текучестью работников, возникала проблема закрепления кадров на местах. Работа краевой библиотеки по повышению квалификации, стимулированию труда также терялась в

Т а б л и ц а 3

Кадровая динамика в библиотеках края (1953-1956 гг.) [42]

Образование 1953 1954 1956

Высшее и незаконченное высшее 21 24 9

В том числе высшее библиотечное - - 6

Среднее 130 372 647

В том числе среднее специальное - 208 373

Семилетнее и незаконченное среднее 221 290 215

Начальное 238 31 -

Итого 610 717 871

масштабе края. В целом, после проведенной в 1949-1951 гг. аттестации работников массовых библиотек страны, Красноярский край был объявлен одной из территорий с наиболее низким образовательным уровнем [45].

Система профессиональной подготовки и повышения квалификации библиотечных кадров более четко стала оформляться с середины 1950-х гг. Ее организация перешла под эгиду краевого управления культуры, открытие которого совпало с завершением послевоенного периода. С 1954 г., с образованием Министерства культуры РСФСР (МК РСФСР), развивается сеть массовых библиотек (самостоятельных библиотек Министерства культуры, а также колхозов, профсоюзных и других организаций) и уделяется более пристальное внимание библиотечным работникам. С 1955 г. краевое управление культуры организует и проводит курсы повышения квалификации, семинары для библиотекарей. Выпускников Канского библиотечного техникума в полном составе оставляют для работы в библиотеках края, в культпросвет-учреждения направляются комсомольцы - всего 127 человек [46]. В 1960-х гг. происходит ряд важных событий в жизни библиотекарей, способствующих их профессиональному росту (первая научно-практическая конференция, создание постояннодействующей курсовой базы для повышения профессиональной квалификации работников культуры и др.), усиливаются требования к образованию библиотекарей [47].

В 1950-60-х гг. формируется система методического обеспечения библиотечной деятельности. На краевом совещании библиотечных работников края, состоявшемся 26 ноября 1957 г., прозвучала идея создания краевого методического центра для

детских библиотек. С таким пожеланием выступила заведующая Ачинской городской библиотекой тов. Томилина: «Наша методическая библиотека для меня лично является вторым домом. На протяжении 10 лет работы я всегда обращалась в краевую библиотеку и никогда не отказывали в помощи. Но там работают со взрослыми читателями, а нам необходимо иметь свою детскую библиотеку со своими методистами, и тогда работа пойдет гораздо лучше» [48]. В 1958 г. создается краевая детская библиотека с функциями методического центра по совершенствованию библиотечного обслуживания детского населения края. В 1976 - краевая юношеская библиотека, курирующая обслуживание в крае юношества.

С 1963 г. краевая научная библиотека начала готовить себе методическое звено - укреплялись районные библиотеки как методические центры, а также опорные сельские библиотеки (за лучшими сельскими библиотеками, расположенными на центральных усадьбах совхозов, колхозов или сельсоветов, закреплялись методические функции для оказания помощи приклубным библиотекам, передвижкам). В дальнейшем - с проведением централизации - методические функции на местах были закреплены за центральными районными и городскими библиотеками.

В 1950-60-х гг. в результате работы по подготовке и переподготовке кадров заметно уменьшается текучесть кадров, увеличивается количество работников массовых библиотек со специальным образованием, при этом с 1960-х гг. библиотечное образование среди них начинает преобладать. Специалистов высшей квалификации для Красноярского края готовят региональные институты культуры (Восточно-Сибирский, Кемеровский, Алтайский). К 1980 г. кадровая ситуация немного улучшилась [49]. Более подробно кадровая динамика в этот период представлена в табл. 4.

Данные сведения по уровню образования библиотекарей края явились для исследователя самы-

ми ранними, из которых следует, что рост специа-листов-библиотекарей шел очень медленно: сказывалось отсутствие своего вуза по подготовке библиотечных кадров, специальность была малопрестижной. Так, в 1957 г. количество библиотекарей с высшим образованием составило 1,9% от общего числа работников библиотек системы Министерства культуры РСФСР, спустя 12 лет, в 1969 г., оно увеличилось в 3 раза и составило 6%. В целом данный период отличается активным развитием системы образования, науки и культуры в крае. Число вузов в крае с 1940 по 1980 г. увеличилось в 2 раза, число студентов за тот же период - в 29 раз [51]. После войны стал формироваться научный потенциал: открывались научные учреждения, росло число научных работников. Публичные библиотеки значительно отставали от темпов научного развития края, недостаток библиотечных специалистов сказывался на уровне обслуживания специалистов-читате-лей [52].

Хуже обстояли дела с развитием и обеспечением культуры в автономных округах края: Таймырском и Эвенкийском, Хакасии. Работа учреждений культуры находилась на низком уровне. Проблема кадров до войны не поднималась и начала решаться лишь в послевоенный период. Так, например, в Эвенкийском автономном округе сеть массовых библиотек начала развиваться с 1927 г. - тогда была открыта библиотека при «доме туземца» в поселке Тура, в 1932 г. - в Байките. Но первые сведения о кадрах относятся к 1952 г. В тот период в округе действовало 10 массовых библиотек, в которых работало 14 библиотекарей [53]. В 1965 г. состав работников насчитывал 13 человек, из которых 6 человек имело библиотечное образование (1 - высшее, 5 - среднее специальное) [54].

В Таймырском автономном округе в 1934 г. работала 1 библиотека и 2 платных работника [55]. В Хакасском округе в 1967 г. из 224 библиотечных работников было 79 специалистов (35%) [56].

Т а б л и ц а 4

Численность и уровень образования работников массовых библиотек края системы МК РСФСР

с 1957 по 1980 г. [50]

Год Сеть библиотек на конец года Всего платных библиотечных работников В том числе % специалистов

с высшим образованием со средним образованием

небиблиотечным библиотечным небиблиотечным библиотечным

1957 824 1 088 21 21 442 383 37

1959 872 1 241 29 44 418 466 41

1969 1 055 1 763 102 107 593 692 45

1980 1 299 3 186 233 401 929 1 581 62

Во второй половине ХХ в. на данных территориях ситуация значительно улучшилась в связи с увеличением финансирования северных террито-

В целом в изучаемый период была заложена кадровая основа для библиотек края. Был открыт профессиональный техникум, сформирована система методической помощи, налажена система непрерывного образования и повышения квалификации работников публичных библиотек с учетом их образования, стажа, участка работы, позволившая им регулярно обновлять профессиональные знания, обмениваться опытом работы. Государственные массовые библиотеки были полностью укомплектованы кадрами.

Бурное развитие науки, культуры, с одной стороны, стимулировало рост библиотек, повышало требования к уровню работы, библиотечным работникам. Но, с другой стороны, кадровая проблема - недостаточная обеспеченность квалифицированными кадрами - для библиотек края на протяжении всего периода оставалась актуальной.

Список литературы

1. Сулейманова, Ф. Х. Библиотечные ресурсы Красноярского края в 1950-1980-е годы // Книжная культура Сибири: новые имена, неизвестные страницы. -Новосибирск, 2005. - С. 105-106.

2. Рукосуева, В. В. Культурно-просветительная работа в Красноярском крае в годы послевоенного восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства (1946-1958 гг.) // Вопросы историографии и социально-политического развития Сибири (XIX-XX вв.). - Красноярск, 1978. - Вып. 2. - С. 105-118 ; Исаев, Ю. К. Сельские культурно-просветительные учреждения Восточной Сибири в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) // Культурное развитие советской сибирской деревни. - Новосибирск, 1980. - С. 205-215 ; Приходько, Л. Н. Культурно-просветительная работа в сибирской деревне в годы Великой Отечественной войны // Социально-

рий. Состояние кадров библиотек автономных округов более четко по уровню образования вырисовывается в 1980 г.

культурные преобразования в сибирской деревне. 1917-1980 гг. - Новосибирск, 1982. - С. 78-101 ; Карпунина, И. Б. Сельские библиотеки Сибири в годы Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления народного хозяйства (1941-1950 гг.) / И. Б. Карпунина, Л. Н. Приходько // Книжное дело Сибири советского периода. - Новосибирск, 1983. -С. 133-161 ; Лукинский, Ф. А. Культурно-просветительная работа в Сибири и на Дальнем Востоке накануне и в годы Великой Отечественной войны (1937-1945 гг.) // Вопросы истории социально-экономической и культурной жизни Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск, 1968. - Вып. 1. - С. 354374 ; Шилко, Е. В. Библиотеки системы Министерства культуры в Сибири во второй половине 50-х -60-х гг. // Развитие библиотечного дела в Сибири (советский период). - Новосибирск, 1992. - С. 116142 ; Калугин, А. П. Из истории развития сети учреждений культуры в Красноярском крае // Исторические этапы социально-экономического развития Красноярского края : материалы краевед. чтений. -Красноярск, 1998. - С. 79-81.

3. Государственный архив Красноярского края (далее ГАКК), ф. 1300, оп. 1, ед.хр. 4569, л. 125.

4. Там же.

5. Там же, ед.хр. 4571-а, л. 8.

6. Книгу в колхозное село // Краснояр. рабочий. - 1936. -

1 нояб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Народное хозяйство и культура Красноярска и района за три года : материалы к отчету горсовета. -Красноярск : Изд. Краснояр. горсовета, 1934. - 250 с.

8. ГАКК, ф.р. 1511, оп. 1, ед.хр. 6, л. 67.

9. Там же, оп. 1, ед.хр. 4571-а, л. 8.

10. Канский библиотечный техникум : буклет. - Зелено-горск : МУП «Зеленогорская типография», [б. г.].

11. ГАКК, ф. 1300, оп. 1, ед.хр. 4640, л. 1.

12. Там же, оп. 12, д. 895, с. 94.

13. Там же, с. 16.

14. Там же, с. 93-99.

15. Там же, д. 841, л. 21 (подсчитано).

Т а б л и ц а 5

Численность и уровень образования работников массовых библиотек Таймырского, Эвенкийского,

Хакасского округов в 1980 г.

Округ Сеть библиотек системы МК СССР (на конец года) Всего платных библиотечных работников В том числе % специалистов

с высшим образованием со средним образованием

небиблиотечным библиотечным небиблиотечным библиотечным

Таймыр- ский 32 68 7 17 12 32 72

Эвен- кийский 27 40 2 13 8 17 75

Хакас- ский 196 458 34 50 150 221 59

16. Сибирский, Н. Сокровищница знаний / Н. Сибирский // Краснояр. рабочий. - 1948. - 25 апр. - С. 4.

17. Там же.

18. ГАКК, ф. 1300, оп. 1, ед.хр. 4640, л. 7.

19. Красноярский край в истории Отечества. Кн. 3. 1941-1953 / Краев. ком. по делам архивов ; Упр. образования ; КГПУ ; ГАКК. - Красноярск, 1996. -

С. 381.

20. ГАКК, ф. 2084, оп. 1, ед.хр. 1, л. 37.

21. Рукосуева, В. В. Культурно-просветительная работа в Красноярском крае в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Вопросы историографии и социально-политического развития Сибири (XIX-XX вв.). - Красноярск, 1976. - Вып. 1. - С. 90.

22. ГАКК, ф. 1511, оп. 1, ед.хр. 7, л. 12.

23. Там же, ф. 1300, оп. 1, ед.хр. 4653, л. 30.

24. Там же, ф. 1383, оп. 1, д. 654, л. 459.

25. Книга приказов Канского библиотечного техникума. Приказ № 151 от 30.07.1944 г.; № 25 от 03.07.1945 г.

26. ГАКК, ф. 1300, оп. 2, ед.хр. 2056, л. 1, 2, 22.

27. Рассчитано по данным: ГАКК, ф. 1300, оп. 2, ед.хр. 2077, л. 1, 70, 72.

28. Там же, ф. 2084, оп. 1, ед.хр. 1, л. 224.

29. Там же, л. 231.

30. Там же, л. 2, 37, 71.

31. Библиотеки Красноярского края за 31 год (19171949) : [альбом] / Краснояр. краев. науч. б-ка. -Красноярск, [1950]. - 29 с. - Неопубл.

32. ГАКК, ф. 2084, оп. 1, д. 37, л. 91.

33. Там же, ф. 1300, оп. 2, ед.хр. 2235, л. 61.

34. Распоряжение Совета Министров РСФСР от 18.05.1946 г. «Об открытии заочных отделений при библиотечных техникумах» // Библиотечное дело в Российской Федерации в послевоенный период (июнь 1945 - март 1953) : док. и материалы : в 2 ч.

Ч. 2 / [авт.-сост. А. Л. Дивногорцев]. - М. : Пашков дом, 2005. - С. 141-142.

35. Библиотечное дело в Российской Федерации в послевоенный период (июнь 1945 - март 1953) : док. и материалы : в 2 ч. Ч. 2 / [авт.-сост. А. Л. Дивногорцев]. - М. : Пашков дом, 2005. - С. 142 ; О библиотечных техникумах РСФСР // Библиотекарь. - 1946. -№ 4. - С. 44.

36. Библиотечное дело в Российской Федерации в послевоенный период (июнь 1945 - март 1953) : док. и

материалы : в 2 ч. Ч. 2 / [авт.-сост. А. Л. Дивногорцев]. - М. : Пашков дом, 2005. - С. 142.

37. ГАКК, ф. 1300, оп. 1, ед.хр. 4661, л. 4, 12.

38. Там же, ед.хр. 4667, л. 21.

39. Там же, л. 5, 11, 21, 26, 27, 32, 51, 53.

40. Там же, ф. 2084, оп. 1, ед.хр. 1, л. 71.

41. Там же, ф. 1300, оп. 12, д. 895 : Труд в РСФСР : стат.

сб. / ЦСУ при Совете Министров РСФСР. - М., 1961. - С. 87-93, 95, 96. - (Экз. № 231).

42. Там же, ф. 2084, оп. 1, д. 37, л. 32, 155.

43. Там же, л. 32.

44. Там же, ф. 1300, оп. 1, ед.хр. 4667, л. 42, 21.

45. Библиотечное дело в Российской Федерации в послевоенный период (июнь 1945 - март 1953) : док. и

материалы : в 2 ч. Ч. 2 / [авт.-сост. А. Л. Дивногор-цев]. - М. : Пашков дом, 2005. - С. 211.

46. ГАКК, ф. 2084, оп. 1, д. 37, л. 32.

47. Сулейманова, Ф. Х. Библиотечные ресурсы Красноярского края в 1950-1980-е годы // Книжная культура Сибири: новые имена, неизвестные страницы. -Новосибирск, 2005. - С. 105-106.

48. ГАКК, ф. 2084, оп. 1, д. 37, л. 41.

49. Текущий архив НМО ГУНБ Красноярского края: статистические сводные отчеты о работе библиотек края за 1972-1980 гг. (сводка годовых отчетов библиотек МК СССР за 1980 г.).

50. Текущий архив НМО ГУНБ Красноярского края: статистические сводные отчеты о работе библиотек края (форма № В-Ш-с за 1957-1969 гг.; сводка годовых отчетов библиотек МК СССР за 1980 г.).

51. Подсчитано по данным: Народное хозяйство Красноярского края : (юбил. стат. сб.). - Красноярск : Краснояр. кн. изд-во, 1967. - С. 162.

52. Калугин, А. П. Из истории развития сети учреждений культуры в Красноярском крае // Исторические этапы социально-экономического развития Красноярского края : материалы краевед. чтений. - Красноярск, 1998. - С. 79-81.

53. ГАКК, ф. 1300, оп. 2, ед.хр. 2235, л. 41-42.

54. Текущий архив НМО ГУНБ Красноярского края: статистические сводные отчеты о работе библиотек края за 1957-1969 гг. (сводка годовых отчетов массовых библиотек МК СССР за 1965 г.).

55. ГАКК, ф. 1300, оп. 1, ед.хр. 4571-а, л. 8.

56. Там же, ф. 1386, оп. 1, д. 4121, л. 149.

Материал поступил в редакцию 04.10.2007 г.

Сведения об авторе: Сулейманова Фируза Хуббидтиновна - аспирантка ГПНТБ СО РАН, тел.: (391-2) 23-27-13, e-mail: nmomail@kraslib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.