9. Абузярова E.H. Социально-культурное партнёрство как фактор формирования имиджа учреждения дополнительного образования детей. Диссертация... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2009.
10. Лаптинская H.A. Социально-культурное партнёрство в учреждениях досуговой сферы Мир науки, культуры, образования. 2011; 6-1: 193 - 195.
11. Милькевич O.A. Социально-культурное партнёрство в профилактике детского неблагополучия (проблемный анализ) Проблемы современного педагогического образования. 2016; 53-4: 90 - 96.
References
1. Shain E.G. Detskoe i semejnoe neblagopoluchie kak fenomeny sovremennogo obschestva Sociokul'turnye i psihologicheskie problemy sovremennojsem'i: aktual'nye voprosy soprovozhdeniya ipodderzhki: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tul'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. L.N. Tolstogo. 2015: 169 - 176.
2. Seppyanen T.P. Social'no-pedagogicheskaya profilaktika neblagopoluchiya detej v usloviyah sel'skogo municipal'nogo rajona. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2014.
3. Kosyrev V.P., Kozlenkova E.N. Koncepciya razvitiya sistemy social'no-pedagogicheskoj profilaktiki detskogo i semejnogo neblagopoluchiya Vestnik Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya Moskovskij gosudarstvennyj agroinzhenernyj universitet im. V.P. Goryachkina. 2010; 3: 75 - 78.
4. Reprinceva G.I. Metodologicheskie podhody k izucheniyu tendencij garmonizacii detsko-roditel'skih otnoshenij kak faktora social'nogo vospitaniya detej v sovremennoj sel'skoj sem'e Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2008; 12 (68): 159 - 164.
5. Romanova L.L. Social'no-pedagogicheskaya harakteristika semejnogo neblagopoluchiya po otnosheniyu k detyam Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 1-1: 882.
6. Social'naya pedagogika: monografiya. Pod redakciej V.G. Bocharovoj. Moskva: VLADOS, 2004.
7. Noskova N.A. Sovremennoe sostoyanie sfery kul'tury v regionah rossijskoj federacii. Peterburgskij 'ekonomicheskijzhurnal. 2015; 1: 25 - 31.
8. Nohrin V.V., Panachev V.D. Kul'tura i obrazovanie: aktual'nye problemy vzaimodejstviya. Tradicii i innovacii v obrazovatel'nom prostranstve Rossii, HMAO-Yugry, NVGU. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otvetstvennyj redaktor Yu.V. Bezborodova. 2014: 82 - 87.
9. Abuzyarova E.N. Social'no-kul'turnoe partnerstvo kak faktor formirovaniya imidzha uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Dissertaciya. kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2009.
10. Laptinskaya H.A. Social'no-kul'turnoe partnerstvo v uchrezhdeniyah dosugovoj sfery Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011; 6-1: 193 - 195.
11. Mil'kevich O.A. Social'no-kul'turnoe partnerstvo v profilaktike detskogo neblagopoluchiya (problemnyj analiz) Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2016; 53-4: 90 - 96.
Статья поступила в редакцию 31.03.17
УДК371.1.013
Gibelgauz O.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Krutskiy A.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
THE ROLE OF THE STUDY OF THE STRUCTURE OF SCIENTIFIC THEORIES AND FUNCTIONS OF ITS ELEMENTS IN THE SYSTEM OF ASSIMILATION OF KNOWLEDGE. The authors present their views on the process of systematic assimilation of knowledge of school students. In accordance with the teaching of L.Y. Zorina, systemic knowledge is recognized as adequate structure study of scientific theory. To do this, one must know the structure of a scientific theory and the structure of each of its elements. It is proposed to structure-manual discharge theory, consisting of six elements: the scientific facts, hypotheses, common objects (models), the values, laws, practical application. The turn-mechanical practical application has internal structure, consisting of three elements: the use of theory for calculations, the use of positive properties of the phenomenon in the art and everyday life, to find ways to combat the negative effects properties. The work raises a problem of teaching students according to the methodological knowledge of scientific theory and some of its elements.
Key words: systemic absorption of knowledge, structure of scientific theory, training school students, structure of a scientific theory.
О.С. Гибельгауз, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
А.Н. Крутский, д-р пед. наук, проф. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ СТРУКТУРЫ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ И ФУНКЦИЙ ЕЁ ЭЛЕМЕНТОВ В СИСТЕМНОМ УСВОЕНИИ ЗНАНИЙ
В статье авторы излагают свои взгляды на процесс системного усвоения знаний учащимися школы. Системными в соответствии с учением Л.Я. Зориной признаются знания, адекватные структуре изучаемой научной теории. Для этого необходимо знать структуру научной теории и структуру каждого её элемента. Предлагается структура научной теории, состоящая из шести элементов: научные факты, гипотезы, идеальные объекты (модели), величины, законы, практическое применение. В свою очередь, практическое применение имеет внутреннюю структуру, состоящую из трёх элементов: использование теории для расчётов, использование положительных свойств явления в технике и быту, поиск способов борьбы с отрицательными свойствами явления. Поднимается проблема обучения учащихся данным методологическим знаниям о научной теории и некоторых её элементах.
Ключевые слова: системное усвоение знаний, структура научной теории, обучение учащихся школы структуре научной теории.
Вопросам системного усвоения знаний посвящено достаточно много работ различных авторов: В.Г. Разумовский, А.В. Усова, Л.Я. Зорина и др. [1; 2; 3]. Степень важности этого вопроса в современном образовании подчёркивает тот факт, что в федеральном государственном образовательном Стандарте основного общего образования отмечено, что в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию, непрерывному обра-
зованию [4]. Далее в Стандарте в разделе, посвящённом естественнонаучным предметам, неоднократно подчёркивается необходимость формирования представлений о взаимной связи и познаваемости явлений природы, формирования научных знаний о живой природе [4].
Значительное внимание системному усвоению знаний уделяется в работах общественной лаборатории, организованной в рамках средней школы №103 г. Барнаула и Алтайского госу-
дарственного педагогического университета. В них развивается идея психодидактики, в структуру которой сотрудниками лаборатории включается система методологических подходов к обучению [5], четыре из которых посвящены системному усвоению знаний. Это подходы дискретный, системно-функциональный, системно-структурный [6].Данные идеи
опубликованы в основных научно-педагогических журналах России ишироко иепольнсютсявпроцене о бечеуия нтуденыов Алтайского государственного педагогического университета [7; 8; 9; 10; 11; 12].
В настоящей статье мы поставили цель изложить свои взгляды на формирование мировоззрения учащихся посредством из-ученуя сиытенына^ныхсео^ин езависимоотыигт.набауека-ких учебных предметах они развивается. Для этого необходимо имеиычдысевуыдставлуние не тотакоострукту-е и функоиях элементов получаемого знания по предметам, но и о структуре и функцитх нануноНтеооти в ылом-
Основная когнитивная задача школьного обучения - это формивавансе матеоналиыеинескухпзгляровсанир. Метдуиа-листическое представление о мире складывается в результате изучения системы учебных предметов: физики, химии, биологии, геогрефди, аснуондруи и др. Каждый уеебныууредфет надставляет собой систему адаптированных к потребностям школьного обуеенуя нтучнытуторий, кет-ыые вмдютодтнокоыую структуру. Для того, чтобы сознательно их усваивать, эта структура должна быть из^^стнан^с^н^с^н^ауаи^уы^ет
В школьных учебных предметах учащиеся знакомятся с яв-ленияып,пpоycоидямнмy в пруреоеуобществе . А(тыносоАуу явлением называется всякие изменения, происходящее в окружающем мире. Физика изучает явления физические. Это самые проотыеявхенуы, кыторые придсходятбыз узмтнеыуя си^ва вещества. Более сложные явления изучает химия. Она имеет дело с туогочусвеннииты pрек6НимУы поикттауыхыусеаввт-щества меняется. Либо из простых веществ образуются более слоыве1е,луыо счджные вещества распашаютсяну боыее пустые. Ещё более сложные процессы изучает биология. Они связана с туаoждeнyeы,уaзвyоyнмкы6аыть ютpгaнyычoо мнватсых и растений. Наиболее сложные явления изучают общественные науки. Они изучают явления, происходящие в человеческом об-щеcнеe(гoтyфaPвтноннoeопаaвшанyв, выборы, вовлеку д-.-
Для изучения явлений науками создаются научные тео-рии.Структура уаачныхтеонвыпаУФе pнoвыннaкoнтя.Ы неи может быть выделено два уровня её развития: качественный и кол ичшттвeныыУ. Haаыдaятыыpyянayyнсeы рыдвунтттыя там, где человек сталкивается с новым непонятным фактом. Факт трекyeе0быяcнeния.ытlхeг0 0быяcнeнчнвеlфнyгыeтряпи поее-за. Гипотеза - это научное предположение, объясняющее данный факт. Если гипотеза подтверждается экспериментально, то следоющоыымгом разиутуя теории является выбор идеального
объекта, позволяющего абстрагироваться от излишней сложности и упростить процесс изучения явления. Далее появляется возможность перейти к количественному изучению явления. Количественный уровень требует измерений. Поэтому вводятся соответствующие величины, например, скорость, плотность и у.д. НалучАе yзмepткхыxеapaыттуев рознечнывыооеон явления позволяет установить зависимость, связи между ними, которые явJuяютcтздуoнoыи.[Зеlивлтнвыe зеконы позволяют перейти к конечной цели развития теории - к поиску практического при-менуния явленyуылАнyждыилoввкт. 1В у^г^а^ы^1^уг^етктическо-го применения также целесообразно выделить определённую структуру.
1.пыyтуаeнyымтcыyыeпyы тыо^у дляpвcчëтты (пути, скорости и т. д.).
ф Kaж.тoeрвыeнхтометт кек пoJ^oжyтeльныe,еaк у отрицательные для человека свойства, поэтому:
1) раысмауавваытсу нcпельыoнaннтполoжyсeл1Уь.x свойств явления в различных технических и бытовых установках, кон-сттукдуях;
2) осуществляется поиск способов борьбы с отрицательными свойствами явлений.
Смысд ноатовоу стутьу в тои, что в ней федлтгается обучать учащихся школы не только фактическому предметному знанию, но и структуре его элементов и структуре научной теории в целом, их содержащей [6].
Кавревеыждает а,а.3уруну,сисуемоымуяахяютыя знания, адекватные структуре изучаемой научной теории [3].
ыутого мтжно cдалaтнвывнды,чыo тля фтрыутования системных знаний школьников следует обучать не только фактическим, но и методологическим знаниям, а именно:
- аауку yдyчнитывлeluyч ф-родшу общестна;
- для изучения явлений создаются научные теории;
-тыpyк^ну наачвыо тынууу улeыyющaя:нayч-Фe факты,
гипотезы, идеальные объекты, величины, законы, практи-ееcк-ытыимeнсниы;
- каждый элемент структуры научной теории имеет свои фонытуу;
- функция научного факта в том, что он служит основанием для развития научной теории;
- ф^кценгипотееов тоф,ч тоона обънсняечнууаные факты;
ыфyнтцтмëыeaлыюгм объечоав тум.веотн позволяет абстрагироваться от излишней сложности и упростить процесс узучектя явленуяр
- функция величины в том, что она является количествен-нудме|ес^Ньн остинт для узыереноя;
- функция закона в том, что он выявляет связь между различными сторонами явления и устанавливает зависимость между ними;
Объективные явления окружающего мира
__^ физика
-——~ химия
Отрасли научного знания ~~ -► биология
—география
история
Идеальные объекты
Величины Законы
Практическое применение
Рис. 1. Элементы структуры научной теории
- функция практического применения состоит в поиске путей использования достижений разработанной теории на практике.
Таким образом, становится ясной функция научной теории в целом, как средства выявления, объяснения, теоретической разработки и адаптации изучаемого явления к практическим нуждам человека.
Следует отметить, что не мене важным является обучение учащихся и структуре каждого из шести элементов научной теории. Особое значение придаётся изучению структуры знания о величинах и законах. Следует выделить тот минимальный состав знания о величинах и законах, который обеспечивает их понимание. Рассмотрим сначала минимальную структуру и содержание знания о физической величине.
Конечно, о физической величине надо знать многое: кто ввёл данную величину, когда, в какой стране, для какой цели, при изучении каких явлений она стала необходима и многое другое. Но подобное историко-библиографическое знание не представляет труда для его усвоения. Сложнее обстоит дело с системной знания о величине, обеспечивающей понимание её сущности. Один из вариантов состава знания о величине дан в пособии А.В. Усовой. Приведём его.
Обобщённый план изучения физических величин [2]
1. Какое свойство тел (или вещества) характеризует данная величина.
2. Определение величины.
3. Специфические свойства этой величины. Какая это величина: основная или производная; векторная или скалярная?
4. Определительная формула (для производной величины).
5. Единица величины.
Способы измерения величины.
Но есть минимальный состав зланияимплицичного характера, общий для всех велитан рида Ы = — , который обеспечивает
B
глубокое рх пониманиа. Ото нОситдртдктивныахарактеч-При-
ведём данную структуру знания из шести элементов на примере величири«акоаость».
Технология получения приведённых ответов разработана в пособии А.Н.Крутского«Психодидактическая технология системного усвоения знаний» [6].
Учащиеся зи среми нбучеиия изучаютасооестоо законивпа физике.химс, ииорнгии, истсвдх в т.я« Непузо ртср° е«х щи оеа рабатывается общего понятия о законе и его функциях. Вопрос, «Что такое закдя?», ихи «Что еаяываетяя здкаоомЯ. или хбако-вы функции закона» ставят в тупик не только учащихся школы, но и стоиентоввыхов. Ныиии яссяедхванаи пуыём а нсзоирсвохие, проводимые в одной из школ, дали полностью отрицательный результат. Рсоиин ученхк издвух дееятые елхссолна сяог лтс ветить на данный вопрос. Заслуживает внимание классический ответ омноотченицы:«Лакоб - эве яебое стое.к^'^о^ргадо^с-помнитм».
Надо объяснять учащимся, что есть различные формы представления закона. Закон - это устойчивая повторяющаяся связь одних явлений, объектов, величин и т. д. с другими, это зависимость их друг от друга. Закон определяет что, от чего и как зависит. Эта связь может быть представлена в различной форме: вербально, аналитически, графически, в виде таблицы, диаграммы. В школьной практике преимущественно используется аналитическая и графическая формы представления закона. Если рассматривать в качестве примера физику, то там можно найти свыше восьмидесяти формул, которые носят функции законов. Далеко не всем им «повезло» называться законами, но тем не менее, по их роли в содержании рассматриваемой научной теории они носят функции законов, так как выражают устойчивую повторяющуюся взаимосвязь различных физических объектов. Знать о законе надо довольно много. Например, кто его открыл, когда, в какой стране, при каких обстоятельствах и др. Так, например, академик А.В. Усова предлагает следующую структуру знания о законе, называемую ею «План изучения законов» [2].
1. Связь между какими явлениями или величинами выражает закон.
2. Формулировка закона.
3. Математическое выражение закона
4. На основе каких опытов и кем был сформулирован закон, или какими опытами подтверждается справедливость закона (если он предсказан теоретически).
5. Примеры использования закона на практике
Согласно нашей технологии изучения закона для его глубокого понимания в структуру знания целесообразно включить сведения о коэффициенте пропорциональности, входящем во многие законы при его аналитическом представлении [6].
Поэтому в дополнение можно предложить другой вариант структуры знания о законе, обеспечивающий глубокое понимание его сущности. Для этого целесообразно иметь о нём, как минимум, 8 элементов знания, обеспечивающих более прогрессивный дедуктивный путь.
1. Формула.
2. Зависимость между какими величинами выражает закон?
3. Как зависит величина, стоящая в левой части уравнения, отвеличин,стоящих вправойегочасти?
4. Формулировка закона.
5. Как называется коэффициент пропорциональности в законе?
6. Каков его физический смысл?
7. Получитьнаименованиеединицыкоэффициента.
8. Чему равен коэффициент пропорциональности.
В случае отсутствия в формуле закона коэффициента пропорциональности можно ограничиться первыми четырьмя элементами знания. Они отражают понимание сущности закона, но неограничиваютобластьзнанияо нём.
Продемонстрируем систему ответов на данный вопрос на примерезаконаКулона.
1. Формула. S д U = —, гди U - чклрлчин иила, S - прлйдинный пуин, t t - рримя.
2. Опридилини и: Склрлчиню назыраиичя физичичкая риличина, равная ли-нлшинию пуии кл рримини.
3. Физичичкийй чмыял. Склрлчиц плказыраии, каклй пуин прлмлыщи иилл за идиницу рримини.
4. Чил принято зла идиницу чнлрл-чии рллбщи, р любой чичиими иди-ниц? За идиницу чклрлчии принмиа иакая чклрлчин, при клилрлй иили за иыщницу рримини прлмлдии идиницу пуии.
5. Чил приняил за идиницу чклрл-чии р СИ? За идиницу чклрлчии р СИ приняиа иакая чклрлчин, при клилрлй иилл за лдну чикунду прлмлдии лдин миир.
6. Пллучиин наиминл.ании идини-цы чклрлчии р СИ. И с
1. Формула закона Кулона г = к-, где Р - сила взаимодействия зарядов, q1 и Г q2- значения зарядов, г - расстояние между ними, к- коэффициент пропорциональности.
2. От чего зависит сила взаимодействия зарядов? Сила взаимодействия зарядов зависит от значений зарядов и расстояния между ними.
3. Как зависит сила от значений зарядов? Как зависит сила взаимодействия зарядов от расстояния между ними? Сила взаимодействия прямо пропорциональна их произведению. Сила взаимодействия зарядов обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.
4. Сформулиррвать закон Кулона (ответив на второй и третий! вопрос, мы автоматически создали формулировку). Сила взаимодействия зарядов прямо пропорциональна их произведению и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.
5.Как назычвается коэффициент в этом законе? Коэффициент не имеет наименования.
6. Чему равен коэффициент? К = 9-109 Н ■ ^ Кл2
7. Получить наименование единицы коэффициента. •"-Ü г2' q 2 и 2
8. Каков физический смысл коэффициента пропорциональности в данном законе? Для этого можно использовать простейший приём, который может предупредить зазубривание ответа и обеспечить имплицитный способ выявления физического смысла. Надо накрыть в формуле справа всё, что стоит рядом с коэффициентом и читать оставшуюся надпись в обратную сторону: коэффициент численно равен силе... А какой силе? что значит, что мы закрыли часть формулы? Есть ли такие числа, что умножение на них не меняет результата? Есть. Это единица. Поэтому можно продолжить начатую нами фразу: Коэффициент численно равен силе, с которой взаимодействуют два заряда по одной единице по одной единице на расстоянии один метр. В международной системе это будет выглядеть так: Коэффициент численно равен силе, с которой взаимодействуют два заряда по одному кулону на расстоянии один метр. К = 9409 Н■ Кл2
Остаётсяпояснить, почему мы говорим «численно равен», а не просто «равен».
Это потомучттри /тумеютравыи1еччсленные значения, но у них различные наименования единиц; F измеряется в ньюто-
нах, а кв
Н ■ м2
Кл2
Величин в курсе физики много, ещё больше законов, но структура знания о них одинаковая. Говорить про них надо одно и то же [6]. Освоив структуру знания, мы сможемв десятки раз сократить объём информации для механического запоминания.
Это полностью согласуется с психологическими учениями о решении задач. В психологии выделяют задачи конкретно-практические и задачи учебные. Решение задачи конкретно-практической распространяется на данный конкретный объект (в данном случае на одну конкретную формулу), а решение задачи учебной приводит к разработке технологии решения целого ряда объектов подобной структуры (в данном случае на десятки подобных формул). Попытки учащихся заучивать содержание элементов знания, опираясь на память без усвоения его структуры, не дают нужного педагогическо-
го эффекта. Приведём пример постановки той и другой задачи.
Задача конкретно-практическая: напишите наименование единицы коэффициента.
Задача учебная: как получить наименование единицы коэффициента.
Для обеспечения сознательного изучения учебных предметов необходимо обучение учащихся подобной методологии. Оче-
Библиографический список
видно, она может внедряться в сознание учеников постепенно, по мере изучения фактического материала учебных предметов. Но для этого она должна быть известна учителям и признана ими.
Как показал наш длительный эксперимент, наиболее успешно методологическое знание усваивается учащимися, если обучение ему начинается одновременно с началом изучения учебного предмета. Если говорить про физику, то это с седьмого класса.
1. Разумовский В.Г., Майер В.В., Вараксина Е.И. ФГОС и изучение физики в школе: о научной грамотности и развитии познавательной и творческой активности школьников: монография. Москва-Санкт-Петербург: Нестор-История, 2014.
2. Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования физических понятий: учебное пособие к спецкурсу. Челябинск: Челябинский государственный педагогический институт, 1988.
3. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. Москва: Педагогика, 1978.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
5. Крутский А.Н. Психодидактика. Часть 1. Теоретические основы психодидактики Проблемное обучение: учебное пособие. Барнаул: Издательство БГПУ, 1994.
6. Крутский А.Н. Психодидактическая технология системного усвоения знаний. Барнаул: Издательство БГПУ, 2002.
7. Гибельгауз О.С. Методологические проблемы психодидактики. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012; 2 (6): 50 - 54.
8. Гибельгауз О.С. Психодидактические технологии системного усвоения знаний. Школьные технологии. 2012, 1: 66 - 77.
9. Косихина О.С., Крутский А.Н. Понятие о психодидактике. Физика в школе. 2010; 3: 30 - 34.
10. Крутский А.Н. Технология системного усвоения знаний по физике и управление учебной деятельностью учащихся. Физика в школе. 2010, 3: 34 - 45.
11. Крутский А.Н. Психодидактика и перспективы её дальнейшего развития. Школьные технологии. 2011, 2: 73 - 77.
12. Крутский А.Н., О.С. Гибельгауз. Дискретный подход к обучению и усвоению знаний. Наука и школа. 2013, 6: 110 - 113.
References
1. Razumovskij V.G., Majer V.V., Varaksina E.I. FGOS i izuchenie fiziki v shkole: o nauchnoj gramotnosti i razvitii poznavatel'noj i tvorcheskoj aktivnostiShkolnikov: monografiya. Moskva-Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2014.
2. Usova A.V. Psihologo-didakticheskie osnovy formirovaniya fizicheskih ponyatij: uchebnoe posobie k speckursu. Chelyabinsk: Chelyabinskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut, 1988.
3. Zorina L.Ya. Didakticheskie osnovy formirovaniya sistemnosti znanij starsheklassnikov. Moskva: Pedagogika, 1978.
4. Federal'nyjgosudarstvennyj obrazovatel'nyjstandart osnovnogo obschego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministra obrazovaniya i nau-ki Rossijskoj Federacii ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897.
5. Krutskij A.N. Psihodidaktika. Chast' 1. Teoreticheskie osnovy psihodidaktiki Problemnoe obuchenie: uchebnoe posobie. Barnaul: Izdatel'stvo BGPU, 1994.
6. Krutskij A.N. Psihodidakticheskaya tehnologiya sistemnogo usvoeniya znanij. Barnaul: Izdatel'stvo BGPU, 2002.
7. Gibel'gauz O.S. Metodologicheskie problemy psihodidaktiki. Professional'noe obrazovanie vRossiiiza rubezhom. 2012; 2 (6): 50 - 54.
8. Gibel'gauz O.S. Psihodidakticheskie tehnologii sistemnogo usvoeniya znanij. Shkol'nye tehnologii. 2012, 1: 66 - 77.
9. Kosihina O.S., Krutskij A.N. Ponyatie o psihodidaktike. Fizika vshkole. 2010; 3: 30 - 34.
10. Krutskij A.N. Tehnologiya sistemnogo usvoeniya znanij po fizike i upravlenie uchebnoj deyatel'nost'yu uchaschihsya. Fizika vshkole. 2010, 3: 34 - 45.
11. Krutskij A.N. Psihodidaktika i perspektivy ee dal'nejshego razvitiya. Shkol'nye tehnologii. 2011, 2: 73 - 77.
12. Krutskij A.N., O.S. Gibel'gauz. Diskretnyj podhod k obucheniyu i usvoeniyu znanij. Nauka ishkola. 2013, 6: 110 - 113.
Статья поступила в редакцию 09.03.17
УДК 378
Popova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Bases of Physical Education, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Bayankina D.E., senior teacher, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES AS CONDITION OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELORS OF INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT. The material presented in the article is a theoretical analysis and practical experience of formation of professional competence of bachelors of institute of physical culture and sport. The article reveals a number of the problems connected with transition to two-level system of the higher education and introduction of competence-based approach. The work notes that efficiency of use of innovative pedagogical technologies, which are a condition of formation of professional competence of bachelors of institute of physical culture and sport, is caused by variety and expediency of methods, receptions and means by means of which special conditions of their formation are created. Fundamental difference of the authors' approach is that the professional expert has to possess not only a set of necessary knowledge and skills of activity, but also that core on which all this is constructed.
Key words: formation process, competence, professional competence, professional orientation, professional activity, innovative pedagogical technologies, training in cooperation.
Н.В. Попова, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Д.Е. Баянкина, ст. преп. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
БАКАЛАВРОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Представленный в коллективной статье материал - это теоретический анализ и практический опыт формирования профессиональной компетенции бакалавров института физической культуры и спорта. В статье выявлен ряд проблем, связанных с переходом на двухуровневую систему высшего образования и введением компетентностного подхода. В работе