го эффекта. Приведём пример постановки той и другой задачи.
Задача конкретно-практическая: напишите наименование единицы коэффициента.
Задача учебная: как получить наименование единицы коэффициента.
Для обеспечения сознательного изучения учебных предметов необходимо обучение учащихся подобной методологии. Оче-
Библиографический список
видно, она может внедряться в сознание учеников постепенно, по мере изучения фактического материала учебных предметов. Но для этого она должна быть известна учителям и признана ими.
Как показал наш длительный эксперимент, наиболее успешно методологическое знание усваивается учащимися, если обучение ему начинается одновременно с началом изучения учебного предмета. Если говорить про физику, то это с седьмого класса.
1. Разумовский В.Г., Майер В.В., Вараксина Е.И. ФГОС и изучение физики в школе: о научной грамотности и развитии познавательной и творческой активности школьников: монография. Москва-Санкт-Петербург: Нестор-История, 2014.
2. Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования физических понятий: учебное пособие к спецкурсу. Челябинск: Челябинский государственный педагогический институт, 1988.
3. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. Москва: Педагогика, 1978.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
5. Крутский А.Н. Психодидактика. Часть 1. Теоретические основы психодидактики Проблемное обучение: учебное пособие. Барнаул: Издательство БГПУ, 1994.
6. Крутский А.Н. Психодидактическая технология системного усвоения знаний. Барнаул: Издательство БГПУ, 2002.
7. Гибельгауз О.С. Методологические проблемы психодидактики. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012; 2 (6): 50 - 54.
8. Гибельгауз О.С. Психодидактические технологии системного усвоения знаний. Школьные технологии. 2012, 1: 66 - 77.
9. Косихина О.С., Крутский А.Н. Понятие о психодидактике. Физика в школе. 2010; 3: 30 - 34.
10. Крутский А.Н. Технология системного усвоения знаний по физике и управление учебной деятельностью учащихся. Физика в школе. 2010, 3: 34 - 45.
11. Крутский А.Н. Психодидактика и перспективы её дальнейшего развития. Школьные технологии. 2011, 2: 73 - 77.
12. Крутский А.Н., О.С. Гибельгауз. Дискретный подход к обучению и усвоению знаний. Наука и школа. 2013, 6: 110 - 113.
References
1. Razumovskij V.G., Majer V.V., Varaksina E.I. FGOS i izuchenie fiziki v shkole: o nauchnoj gramotnosti i razvitii poznavatel'noj i tvorcheskoj aktivnostiShkolnikov: monografiya. Moskva-Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2014.
2. Usova A.V. Psihologo-didakticheskie osnovy formirovaniya fizicheskih ponyatij: uchebnoe posobie k speckursu. Chelyabinsk: Chelyabinskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut, 1988.
3. Zorina L.Ya. Didakticheskie osnovy formirovaniya sistemnosti znanij starsheklassnikov. Moskva: Pedagogika, 1978.
4. Federal'nyjgosudarstvennyj obrazovatel'nyjstandart osnovnogo obschego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministra obrazovaniya i nau-ki Rossijskoj Federacii ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897.
5. Krutskij A.N. Psihodidaktika. Chast' 1. Teoreticheskie osnovy psihodidaktiki Problemnoe obuchenie: uchebnoe posobie. Barnaul: Izdatel'stvo BGPU, 1994.
6. Krutskij A.N. Psihodidakticheskaya tehnologiya sistemnogo usvoeniya znanij. Barnaul: Izdatel'stvo BGPU, 2002.
7. Gibel'gauz O.S. Metodologicheskie problemy psihodidaktiki. Professional'noe obrazovanie vRossiiiza rubezhom. 2012; 2 (6): 50 - 54.
8. Gibel'gauz O.S. Psihodidakticheskie tehnologii sistemnogo usvoeniya znanij. Shkol'nye tehnologii. 2012, 1: 66 - 77.
9. Kosihina O.S., Krutskij A.N. Ponyatie o psihodidaktike. Fizika vshkole. 2010; 3: 30 - 34.
10. Krutskij A.N. Tehnologiya sistemnogo usvoeniya znanij po fizike i upravlenie uchebnoj deyatel'nost'yu uchaschihsya. Fizika vshkole. 2010, 3: 34 - 45.
11. Krutskij A.N. Psihodidaktika i perspektivy ee dal'nejshego razvitiya. Shkol'nye tehnologii. 2011, 2: 73 - 77.
12. Krutskij A.N., O.S. Gibel'gauz. Diskretnyj podhod k obucheniyu i usvoeniyu znanij. Nauka ishkola. 2013, 6: 110 - 113.
Статья поступила в редакцию 09.03.17
УДК 378
Popova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Bases of Physical Education, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Bayankina D.E., senior teacher, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES AS CONDITION OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELORS OF INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT. The material presented in the article is a theoretical analysis and practical experience of formation of professional competence of bachelors of institute of physical culture and sport. The article reveals a number of the problems connected with transition to two-level system of the higher education and introduction of competence-based approach. The work notes that efficiency of use of innovative pedagogical technologies, which are a condition of formation of professional competence of bachelors of institute of physical culture and sport, is caused by variety and expediency of methods, receptions and means by means of which special conditions of their formation are created. Fundamental difference of the authors' approach is that the professional expert has to possess not only a set of necessary knowledge and skills of activity, but also that core on which all this is constructed.
Key words: formation process, competence, professional competence, professional orientation, professional activity, innovative pedagogical technologies, training in cooperation.
Н.В. Попова, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Д.Е. Баянкина, ст. преп. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
БАКАЛАВРОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Представленный в коллективной статье материал - это теоретический анализ и практический опыт формирования профессиональной компетенции бакалавров института физической культуры и спорта. В статье выявлен ряд проблем, связанных с переходом на двухуровневую систему высшего образования и введением компетентностного подхода. В работе
отмечено, что эффективность использования инновационных педагогических технологий, которые являются условием формирования профессиональной компетенции бакалавров института физической культуры и спорта, обусловлена многообразием и целесообразностью методов, приемов и средств, с помощью которых создаются специальные условия их становления. Принципиальным отличием авторского подхода является то, что специалист-профессионал должен обладать не только набором необходимых знаний и навыков деятельности, но и тем стержнем, на котором все это строится - устойчивой профессиональной направленностью и профессиональной компетентностью.
Ключевые слова: процесс формирования, компетентность, профессиональная компетенция, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, инновационные педагогические технологии, обучение в сотрудничестве.
Российское образование последние десятилетия переживает бурный период перемен, проявляются многообразные педагогические инициативы и происходят инновационные процессы: Россия интегрировалась в мировое образовательное пространство, созданы новые типы образовательных учреждений (федеральные и национальные исследовательские университеты), введена двухуровневая система образования (бакалавриат - магистратура), разработаны образовательные программы нового поколения на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Совершенствуются традиционные и внедряются в педагогическую практику новые методы и технологии обучения и воспитания, развиваются новые формы организации обучения, изменяется характер организации и управления в образовательной сфере.
В современных условиях существует множество вариантов организации учебно-воспитательного процесса. Какие бы методы и технологии ни применялись, все они ориентированы на повышение эффективности вузовского обучения, на создание таких психолого-педагогических условий, в которых студент может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности.
Современные реформы в области преподавания направлены на усиление инициативы и творчества студентов, развитие их способности работать в группах, вести дискуссии, общаться друг с другом и использовать новые информационные технологии. Развитие инновационной деятельности предполагает создание в образовательной системе новых элементов: новых образовательных технологий, новых методик обучения, новых организационных форм образовательной деятельности.
В связи с модернизацией отечественного образования, обусловленной требованиями Болонского соглашения, обеспечивающими вступление России в современное образовательное пространство, происходят изменения требований к качеству образования и системе её оценки. Учреждениям высшего профессионального образования необходим поиск, разработка и применение современных систем и технологий оценок качества подготовки выпускников. Это влечет необходимость постановки следующих целей: повышение качества образовательных услуг с учетом требований потребителей и социально-экономической среды, а также обеспечение единого образовательного пространства.
Анализ проблемы формирования профессиональной компетенции бакалавров института физической культуры и спорта немыслим без рассмотрения психолого-педагогических характеристик профессиональной деятельности будущих специалистов в современных условиях. Среди современных российских психологов труда, инженерных психологов, психологов в области управления и специалистов в области профессионального самоопределения, немало сделавших за последнее время для развития указанных направлений.
Понятие «компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, саморазвитии личности [1]. Традиционно под опытностью педагога подразумевается его стаж педагогической деятельности, глубокое знание предмета, умение контактировать с учащимися, знание и владение разнообразными технологиями обучения.
Между тем, такой обобщенный подход не исключает явления недостаточной компетентности преподавателя. При этом компетенцию можно определить не только как его стремление и готовность применять знания, умения и личностные качества для успешной педагогической деятельности, но и как соблюдение установленных наукой норм и правил проявления строго необходимых индикаторов компетенций на каждом занятии.
Профилирующие кафедры педагогических вузов, выпускавшие многие десятилетия учителей, сегодня выпускают бакалавров, а работодатели - привлекают их для решения педагогических задач. Поэтому важно осмыслить особенности их
подготовки, определяемые нормативными документами, определиться с возможными проблемами, чтобы находить конструктивное их решение в условиях новой социально-экономической и технологической реальности.
Общепризнано, что высшее образование должно ориентироваться на подготовку бакалавров, обладающих высоким уровнем профессиональной компетенции, которая обобщенно рассматривается как характеристика качества теоретической и практической подготовки выпускника вуза, его знаний, а также актуальных и потенциальных способностей.
Двухуровневая система образования вызывает вопросы не только у сотрудников вузов, но и у работодателей, студентов. Многие работодатели не в полной мере представляют себе компетенции будущих бакалавров, воспринимая их как «недоучившихся специалистов». Это, в свою очередь, вызывает растерянность абитуриентов, которые не могут быть уверены в своем трудоустройстве после четырёхлетнего обучения. Уже сейчас многие выпускники-бакалавры сталкиваются с проблемой: работодатель не всегда считает четырехлетний срок обучения законченным высшим образованием, на этом основании отказывая в трудоустройстве.
Формально ФГОС определяет образование бакалавров как «профессиональное», в действительности же примерно 50% учебного времени (что соответствует и трудоемкости изучения) в вузе отдано общим дисциплинам двух циклов: 1) «Гуманитарный и социально-экономический»; 2) «Математический и естественнонаучный». С одной стороны, дисциплины указанных циклов, безусловно, важны, они носят общенаучный и мировоззренческий характер, предупреждают однобокость, с другой стороны, в процессе обучения не остается достаточного места для дисциплин профессионализации.
Примечательно, что большинство (60%) формулировок компетенций в ФГОС начинаются со слова «способность», остальные - со слова «готовность». Известно, что способности определяются как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения деятельности. А обнаруживаются они в процессе овладения этой деятельностью. Формирование способностей происходит на основе задатков. Очевидно, что обнаружение и развитие профессиональных способностей («компетенции») выпускника возможно лишь в самой деятельности по выбранной профессии. Кафедры вуза могут заложить лишь основы для развития потенциальных профессиональных способностей. Но, могут, и обязаны сформировать актуальные способности бакалавра, обеспечивающие ему успешность самостоятельного применения знаний, формирования умений и навыков в профессиональной сфере, оперативно осваивать новшества и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства, обеспечивать саморегуляцию поведения и добиваться трудовых успехов.
Поэтому «формирование» следует понимать как процесс и результат направленных, продуманных, закономерных, предметно обусловленных количественных и качественных изменений в организационном строении, содержании учебной деятельности студентов, преемственно следующих друг за другом и объединяемых в узлы и стадии посредством функционирования процессов накопления и микроразвития, источником которых выступают неравнозначные по своей значимости и интенсивности противоречия [2].
Изучение ряда работ по проблемам профессиональной подготовки бакалавров, анализ педагогической практики дают основание утверждать, что важной составляющей этапа становления бакалавра является период обучения в вузе. Где он получает необходимые знания и умения, знакомится со старшими коллегами, уточняет своё исходное представление о той деятельности, которой решил посвятить себя, поступая в данное учебное заведение. Поэтому считаем, что действительно важной задачей университетского образования, помимо передачи знаний и умений,
является формирование личности профессионала, содействие его самоидентификации с профессией.
Сложность процесса профессиональной деятельности является объективной характеристикой, а трудность овладения им - это субъективная характеристика, зависящая от обучаемого. Его природных задатков и общих (интеллектуальных) способностей, опыта, мотивации, или, - в обобщенной форме, - ресурсов личности. В свою очередь, более или менее успешная реализация индивидуальных ресурсов человека зависит от среды. Соответственно, успешность профессионализации на этапе обучения бакалавров зависит от особенностей организации образовательной среды в вузе, и прежде всего, на профилирующей кафедре.
Профессиональная деятельность - это основной вид деятельности человека, труд. Его результатом является создание общественно полезного продукта, материальных и духовных ценностей. Труд будущего специалиста требует наличия интереса, знаний, способностей, развитого воображения, а главное -настойчивости и упорства, т. е. профессиональной направленности [3].
В условиях перехода на двухуровневую систему обучения «бакалавр- магистр», предполагается, что качество подготовки выпускника бакалаврской программы за четырехлетний период обучения должно соответствовать качеству подготовки специалиста за пятилетний период обучения. Процесс подготовки таких выпускников-бакалавров должен выражаться как в обновлении содержания профессионального образования, так и в выборе подходов, обеспечивающих оптимизацию образовательного процесса.
Мы определяем профессиональную направленность применительно к личности студентов, как сложное личностное образование, которое характеризуется динамично изменяющимися, противоречивым единством мыслей, чувств, желаний, действий, реализуемых в адекватном поведении. А это, в свою очередь, позволяет утверждать, что в основе профессиональной направленности лежит желание в интеллектуально эмоционально-поведенческом единстве, которое становится её сущностной характеристикой [4].
Общим результатом внедрения этих подходов должно быть повышение качества профессиональной подготовки бакалавров.
Условиями повышения качества подготовки бакалавров мы рассматриваем:
- компетентностный подход к проблеме профессиональной подготовки студентов и идею формирования профессиональных компетенций как одной из ключевых компетенций в их подготов-
- педагогическое проектирование учебных курсов как системообразующий принцип формирования профессиональных компетенций студентов;
- конкретное содержание и технология формирования профессиональных компетенций бакалавров института физической культуры и спорта;
- оценочные критерии сформированности профессиональных компетенций.
Для управления процессом подготовки бакалавров в вузе необходимо получение оперативной информации о результатах на различных стадиях этого процесса.
Как показали проведенные исследования ряд отечественных педагогов практиков, движущим противоречием образовательного процесса по физической культуре на данном этапе выступает, прежде всего, конфликт между интересом и учебно-тренировочной деятельностью. Прогрессивное разрешение означенного противоречия осуществляется за счет приложения студентом нравственно-волевых усилий для реализации «неинтересной» для него деятельности во имя стремления к осуществлению необходимой деятельности. Для устранения данного противоречия ученые внедрили в учебно-воспитательный процесс элементы дистанционного обучения, которые способствовали исключению «неинтересной» деятельности из учебного процесса [5].
На основе анализа и обобщения литературных источников по проблеме мы рассматриваем инновационные педагогические технологии как условие формирования профессиональной компетенции бакалавров института физической культуры и спорта как часть целостного образовательного процесса. Важную роль в данной технологии необходимо отвести формированию теоретических знаний, практических навыков, развитию творческого образного мышления, рефлексии. Ее характерными чертами выступают обучение на основе организации
профессиональной проектной деятельности и ориентации на личностное развитие.
Целью разработанной нами технологии формирования профессиональной компетенции является создание системы формирования личностной, проектной компетенций будущего специалиста института физической культуры и спорта.
Реализация данной технологии осуществлялась путем совершенствования образовательного процесса в соответствии со следующими принципами, которые отвечают характерным чертам эффективной технологии, а именно: системности, концеп-туальности, воспроизводимости, научности, интегративности, эффективности, новизны, алгоритмичности, оптимальности и законосообразности.
Таким образом, педагогическая технология формирования профессиональной компетенции будущего бакалавра института физической культуры и спорта включает в себя:
- более крупные звенья в виде упорядоченных в рамках учебного плана направления дисциплин;
- логично структурированного содержания в контексте дисциплины (модулей);
- пошагового формирования профессиональной компетенции внутри каждой изучаемой темы, посредством активных, творчески направленных форм деятельности студентов.
Предлагаемая технология позволяет оценивать и качество самой выстроенной на профилирующей кафедре обучающей системы и ориентирует субъектов педагогического процесса на планирование, и осуществление мер, адекватно направленных на формирование и развитие личностной и функциональной компетенции до оптимального уровня, может также использоваться при отслеживании динамики развития данных компетенций[6].
Выбранная нами для апробации инновационная педагогическая технология - обучение в сотрудничестве - относится к гуманистическому направлению и разработанной в университете Джона Хопкинса «Обучение в команде». Наш выбор был обусловлен желанием сплотить коллектив студентов, обеспечить им возможность заниматься педагогической деятельностью даже на теоретических занятиях, повысить уровень обученности предмету. Кроме того, нас привлекла физиологичность подхода работы в микрогруппах. Таким образом, правомерно выбрать те варианты, когда обучаемые должны выполнять совместные действия, обучая друг друга [7].
Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Вся микрогруппа заинтересована в усвоении учебного материала каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, совместного решения поставленной перед ними проблемы. Награду, в виде оценочного балла, группа получает одну на всех. Каждый участник заинтересован в успехе другого. Можно выделить следующие основные преимущества метода:
- каждый работает в индивидуальном темпе;
- формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей;
- обсуждение информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей и обеспечивает прочное усвоение материала.
В зависимости от цели и задач, сложности материала и наличия учебного оборудования, педагог выбирает одну из разновидностей метода:
1. Группа разбивается на однородные по степени подготовленности микрогруппы (4 человека). Каждая из них получает отдельное задание. Внутри группы студенты сами определяют роли для каждого. С самого начала команда имеет двойную задачу: с одной стороны академическую - познавательную, а с другой - социальную - осуществление продуктивной культуры общения. В результате совместной работы достигается усвоение всего материала. Проверка знаний осуществляется в виде выполнения индивидуального теста. Группа получает единую оценку, зависящую от достижений каждого отдельного члена.
2. Команда работает над одним и тем же материалом, но при этом каждый дополнительно получает тему, по которой становится экспертом. В процессе подготовки организуется встреча экспертов, на которой они уточняют и углубляют свои знания. Оценивание предполагает индивидуальный контроль. Результаты студентов внутри каждой группы суммируется.
3. В этом варианте каждый член команды получает отдельное задание. После его подготовки начинается обучение друг друга - «цепная реакция». При этом все заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это
отразится на их итоговой оценке. На заключительном этапе преподаватель может попросить любого студента команды ответить на любой вопрос по изучаемой теме.
Основные идеи, присущие всем описанным вариантам -общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равная возможность успеха. Сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды зависит от вклада каждого студента. Равные возможности означают возможность каждого совершенствовать свои собственные достижения. Каждый учится в силу собственных возможностей и поэтому имеет шанс оценивать себя, наравне с другими, ведь оцениваются усилия, которые затрачивают студенты в группе для достижения общего результата.
Если одаренный студент затрачивает определенные усилия для достижения своего уровня, а слабый затрачивает также максимум усилий для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково, при условии, что в обоих случаях каждый сделал все что мог. Конечно, мы понимаем условность такого подхода, а также и то, что уровень обученности студентов остается ровным, однако на новый, высокий уровень поднимается мотив ученья, его осознанное проявление и стремление каждого к успеху команды. Это очень похоже на суть деятельности в спортивных командах.
Принципиальным отличием нашего подхода является то, что обучающая деятельность педагога подчинена идеи «препарирования» учебной информации - выделение главного и второстепенного, уменьшение объема знаний, требующих заучивания.
Рассмотренные варианты обучения в сотрудничестве - это социальное общение на занятиях в ином, чем прежде, качестве, поскольку в ходе общения студенты поочередно выполняют разные социальные роли - лидера, исполнителя, докладчика, организатора, эксперта, исследователя и т.д., имея при этом повышенную меру ответственности за свой успех. Роль преподавателя при этом тоже меняется, он не столько учит, сколько организует самостоятельную деятельность студентов, консультирует, помогает при ролевом распределении.
Цель применения данной методики продиктована не столько желанием осуществления контроля за деятельностью педагога, сколько стремлением повысить образовательный эффект занятий.
Проделанный нами анализ использования резервов повышения качества обучения позволяет утверждать, что именно результаты обучения, а не дидактические единицы содержания образования становятся нормой качества, которые позволяют выступать своеобразными катализаторами успешной деятельности педагога. В данном подходе акцентируются не столько параметры, задаваемые «на входе» (содержание, объем материала, процесс преподавания), сколько ожидаемые результаты, которые необходимо получить «на выходе» - сохранение студентами
Библиографический список
произвольного внимания, объем выполненных заданий, проявление мотивов учения, удовлетворенность процессом обучения.
В работах отечественных ученых рассматриваются организационные вопросы в обеспечении развития и совершенствования самостоятельной работы, которое является стержневым средством стимулирования познавательной активности студентов. Раскрываются сущность понятия, функции и требования к самостоятельной работе как формы организации учебной деятельности. Принципиальным отличием авторского подхода является то, что для опыта преподавателей-мастеров характерно: проведение самостоятельных работ от работы по образцу до творческой на одном занятии, на другом усложнение работы студентов, сочетая коллективные формы их выполнения с самостоятельными; осуществление поэтапного моделирования процесса обучения, разделяя его на определенные фазы или ступени [8].
На основе сочетания традиционных и инновационных методов обучения выстраивается учебный процесс со студентами института физической культуры и спорта. Инновационные технологии в образовательном процессе института физической культуры и спорта применяются не первый год, они способствуют подготовке студентов к самостоятельной проектной работе, к работе в малых группах, к творческому отношению в своей деятельности. Такой подход дает возможность формировать компетентност-но-ориентированную подготовку будущих специалистов, соответствовать профессиональным требованиям к обучению, сочетать теорию, практику и инновации. Ведь инновационные технологии и научная работа, а также практическая направленность в учебном процессе со студентами института физической культуры и спорта формирует знания, навыки, умения и те компетенции, которые сегодня востребованы на рынке труда.
Эффективность использования инновационных педагогических технологий, которые являются условием формирования профессиональной компетенции бакалавров института физической культуры и спорта, обусловлена многообразием и целесообразностью методов, приемов и средств, с помощью которых создаются специальные условия их становления. Специалист-профессионал должен обладать не только набором необходимых знаний и навыков деятельности, но и тем стержнем, на котором все это строится - устойчивой профессиональной направленностью и профессиональной компетентностью.
Обобщая все вышесказанное, отметим, что большой вклад в подготовку бакалавров института физической культуры и спорта вносят именно вузы, формируя личность, направленную на саморазвитие в профессиональной деятельности. Развитие уровневой подготовки в педагогическом вузе может быть реальным, эффективным, социально значимым при условии реализации концепции методической подготовки бакалавров института физической культуры и спорта, удовлетворяющего потребностям общества посредством компетентностного подхода, ориентированного на личность студента.
1. Талызина Н.Ф. Вопросы профессиональной компетентности учителя. Москва: Проспект, 2009.
2. Попова Н.В. Социально-педагогические проблемы формирования физической культуры студентов. Форум молодых ученых. 2016; 3 (3): 297 - 210.
3. Алеева Ю.В., Казанцева В.В. Психолого-педагогическая характеристика профессиональной деятельности социально-культурного работника в современных условиях. Мир науки, культуры, образования. 2016; Т. 61; № 6: 120 - 123.
4. Попова Н.В. Профессиональная и патриотическая направленность личности студентов. Теория и практика современной науки. 2016; Т. 2; № 12 (18): 716 - 719.
5. Попова Н.В. Практический опыт использования средств дистанционного обучения в процессе занятий физической культурой. Теория и практика современной науки. 2016; № 11 (17): 1038 - 1042.
6. Алеева Ю.В., Чижикова Н.В. Педагогическая технология как условие формирования профессиональной компетенции бакалавров конструирования и моделирования одежды. Мир науки, культуры, образования. 2016; Т. 61; № 6: 107 - 112.
7. Шадрин А.Н., Баянкин О.В., Попова Н.В. Использование инновационных технологий в компетентностно-ориентированном обучении студентов института физической культуры и спорта. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 3 (52): 129 - 131.
8. Попова Н.В., Баянкина Д.Е. Организационные особенности самостоятельной работы студентов в процессе стимулирования познавательной активности. Мир науки, культуры, образования. 2016; Т. 61; № 6: 126 - 129.
References
1. Talyzina N.F. Voprosyprofessional'nojkompetentnostiuchitelya. Moskva: Prospekt, 2009.
2. Popova N.V. Social'no-pedagogicheskie problemy formirovaniya fizicheskoj kul'tury studentov. Forum molodyh uchenyh. 2016; 3 (3): 297 - 210.
3. Aleeva Yu.V., Kazanceva V.V. Psihologo-pedagogicheskaya harakteristika professional'noj deyatel'nosti social'no-kul'turnogo rabotnika v sovremennyh usloviyah. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; T. 61; № 6: 120 - 123.
4. Popova N.V. Professional'naya i patrioticheskaya napravlennost' lichnosti studentov. Teoriya ipraktika sovremennojnauki. 2016; T. 2; № 12 (18): 716 - 719.
5. Popova N.V. Prakticheskij opyt ispol'zovaniya sredstv distancionnogo obucheniya v processe zanyatij fizicheskoj kul'turoj. Teoriya ipraktika sovremennoj nauki. 2016; № 11 (17): 1038 - 1042.
6. Aleeva Yu.V., Chizhikova N.V. Pedagogicheskaya tehnologiya kak uslovie formirovaniya professional'noj kompetencii bakalavrov konstruirovaniya i modelirovaniya odezhdy. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; T. 61; № 6: 107 - 112.
7. Shadrin A.N., Bayankin O.V., Popova N.V. Ispol'zovanie innovacionnyh tehnologij v kompetentnostno-orientirovannom obuchenii studentov instituta fizicheskoj kul'tury i sporta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; № 3 (52): 129 - 131.
8. Popova N.V., Bayankina D.E. Organizacionnye osobennosti samostoyatel'noj raboty studentov v processe stimulirovaniya poznavatel'noj aktivnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; T. 61; № 6: 126 - 129.
Статья поступила в редакцию 22.03.17
УДК 37.013.42
Shatalova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul Russia),
E-mail: [email protected]
Sviridov A.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Pedagogical University (Barnaul Russia),
E-mail: [email protected]
SOCIO-PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES FOR THE PREVENTION OF DRUG ADDICTION IN THE STUDENT ENVIRONMENT. The article updated issues of prevention of drug use among students, causes of substance use of young students, work with students at risk (students with depressive feelings, nervous and mental strain, excessive emotional excitability, etc.) and provide them with psychological and educational assistance. The paper presents what activities of the Department of Pedagogy at AltGPU letting the prevention of substance use of young students are. The paper shows how to realize preventive tasks through the educational process and in the work of curators of student groups. Particular attention is paid to the development and implementation of a set of preventive measures in the social and educational activities. The research gives characteristics of the work of the Department of Pedagogy for the prevention of negative social phenomena through the educational process. A socio-educational program for the prevention of drug use among students, which is implemented by social educators and curators of student groups, as well as so-cio-pedagogical project, realized by students, during the passage of pedagogical practice.
Key words: socio-pedagogical activity, technology, prevention, drugs, deviant behavior, risk group, design method of prevention.
Е.А. Шаталова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический
университет», г. Барнаул, E-mail: [email protected]
А.Н. Свиридов, канд. пед. наук, проф. каф. педагогики, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический
университет», E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
В статье актуализируются проблемы профилактики употребления психоактивных веществ в студенческой среде, причины употребления психоактивных веществ студенческой молодёжью, деятельность со студентами группы риска (студенты с депрессивными переживаниями, нервно-психическим перенапряжением, излишней эмоциональной возбудимостью и т.п.) и оказание им психолого-педагогической помощи. Подробно представлена деятельность выпускающей кафедры педагогики АлтГПУ в области профилактики употребления психоактивных веществ студенческой молодёжью, представлена реализация всех превентивных задач через образовательный процесс и в рамках работы кураторов студенческих групп. Особое внимание уделяется разработке и реализации комплекса превентивных мероприятий в социально-педагогической деятельности. Дана характеристика результатов деятельности кафедры педагогики по профилактике негативных социальных явлений через учебно-воспитательный процесс. Предложена социально-педагогическая программа профилактики употребления психоактивных веществ в среде студенческой молодёжи, которая реализована социальными педагогами и кураторами студенческих групп, а также социально-педагогический проект, реализованный студентами, в процессе прохождения педагогической практики.
Ключевые слова: студенческая молодёжь, педагогические технологии, профилактика, психоактивные вещества, девиантное поведение, «группа риска», проектный метод профилактики.
Наркоситуация в России в последние годы характеризуется новыми признаками: «омоложение» наркозависимых, расширение географии подростковой наркомании, появление новых синтетических наркотиков. По мнению социологов, наркотики становятся атрибутом молодёжной субкультуры, компонентом общения в подростково-молодёжной среде. В процесс наркотизации вовлекается заметная часть молодёжи. Особую тревогу вызывает наркотизация студенческой среды.
Решить проблему употребления психоактивных веществ детьми и подростками только с помощью медицинских, юридических и запретительных ограничений невозможно. Основное сосредоточение усилий должно быть связано с воспитанием личностной устойчивости к соблазну употребления ПАВ [2]. Это обуславливает необходимость применения социально-педагогического подхода к профилактике употребления психоактивных веществ. Назрела необходимость в создании социально-педагогической модели профилактики наркомании, построенной на основе интеграции и координации усилий педагогов, психологов, родителей, специалистов социальной защиты и правозащитных органов, ресурсов самой формирующейся личности молодого человека.
Добиться положительного результата удается не отдельными воспитательными мероприятиями, а применением целой системы средств, используемых на протяжении длительного
периода. Профилактика употребления психоактивных веществ будет мало эффективной, если учащегося рассматривать лишь как объект, а не субъект воспитания, если он не будет сам стремиться к преодолению своих личностных недостатков и тех трудностей, с которыми он встречается в жизни. Поэтому вовлечение несовершеннолетних и студентов, склонных к употреблению психоактивных веществ в организованную, активную работу по самоисправлению является обязательным условием успеха превентивных мероприятий [3].
Современные социально-педагогические программы профилактики дают возможность молодёжи обучаться новым формам поведения, повышать стрессоустойчивость, развивать способность самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь.
В рамках программы АлтГПУ «Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление психического и физического здоровья молодёжи», утвержденной Ученым Советом АлтГПУ, ведется работа по трем основным направлениям:
1. Работа кафедры социальной педагогики и педагогических технологий (с 2013 года в составе кафедры педагогики) по профилактике социально-негативных явлений в студенческой среде.
2. Работа лаборатории социально-педагогических технологий по проблеме адаптации студентов к обучению в вузе.