ence. Organizational Dynamics Working Papers (University of Pennsylvania? 2007). 07-01.
Gamble John E. Management Commitment to Innovation and ESOP Stock Concentration. // Journal of Business Venturing. 2000. № 15 (5-6).
Gunn C. Workers' Participation in Management, Workers' Control of Production: Worlds Apart // Review of Radical Political Economics. 2011. № 43.
Lamberg J.-A., Savage G.T., Pajunen K. Strategic Stakeholder Perspective to ESOP Negotiations: The Case of United Airlines // Management. 2003. № 41. P. 383-394.
Menke J.D., Buxton D. C. The Origin and History of the ESOP and Its Future Role as a Business Succession Tool // Journal of Financial Service Professionals. 2010. May.
Nelson D., Quick J. Organizational Behavior. St. Paul: West Publishing Company, 1996.
Park S., Song M. Employee Stock Ownership Plans, Firm Performance and Monitoring of Effects by Outside Blockholders // Financial Management. 1995. Vol. 24. № 4 (Winter). P. 52-65.
Scholes M.S., Wolfson M.A. Employee Stock Ownership Plans and Corporate Restructuring: Myths and Realities // Financial Management. 1990. № 19 (1). P. 12-28.
Stretcher R., Henr S. The ESOP Performance Puzzle in Public Companies // The Journal of Employee Ownership Law and Finance. 2006. № 4.
Ward B. The Firm in Illirya: Market Syndicalism // American Economic Review. 1958. № 68.
Wirtz R.A. Employee Ownership: Economic Miracle or ESOPs Fable? // The Region (June). Minneapolis: Federal Reserve Bank of Minneapolis, 2007.
Zuckerman L. Divided, an Airline Stumbles // The New York Times. 2001. 24 March.
Рукопись поступила в редакцию 13.05.2014 г.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ1
О.А. Андрюшкевич, И.М. Денисова
На примере некоторых развитых стран анализируются проблемы формирования предпринимательских университетов как одного из элементов новой инновационной модели развития - модели «тройной спирали». Особое внимание уделяется России, в которой процесс становления предпринимательских университетов находится на начальной стадии. Показаны особенности этого процесса, обусловленные специфическими социально-экономическими факторами.
Ключевые слова: модель «тройной спирали», предпринимательский университет, инновационная инфраструктура.
ВВЕДЕНИЕ
На рубеже XXI в. начали развиваться процессы, в дальнейшем существенно изменившие основной вектор мирового экономического развития и сформировавшие экономику нового типа (инновационную экономику), в которой решающую роль стали играть знания, а их «производство» превратилось в источник новых форм организации бизнеса и экономического роста. Наиболее полное воплощение идея инновационной экономики получила в концепции «тройной спирали» (Ицковиц, 2011). В на-
© Андрюшкевич О.А., Денисова И.М., 2014 г.
1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проекты № 14-02-00036, № 14-02-00234а).
стоящее время лишь немногие развитые страны вступили на такой путь развития.
В последнее время в научной литературе стали появляться работы, посвященные проблемам формирования как модели «тройной спирали» в целом, так и ее отдельных элементов, включая развитие предпринимательских и корпоративных институтов (Иц-ковиц, 2010; Дежина, Киселева, 2008). Этим институтам уделяется особенное внимание по ряду причин, связанных с проведением реформ высшего образования, необходимостью повышения конкурентоспособности вузов и их международных рейтингов, коммерциализации научных разработок, перехода к инновационной модели развития (Рубин, 2011; Акинфеева, Голиченко, 2013; Голиченко, Клейнер и др., 2011).
В данной работе на примере некоторых стран рассматриваются проблемы развития предпринимательских университетов как элемента модели «тройной спирали». Особое внимание уделяется начавшемуся процессу формирования таких университетов в России.
ПОНЯТИЕ МОДЕЛИ «ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ» И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Теория «тройной спирали», созданная в начале XXI в. Г. Ицковицем и Л. Лейдес-дорфом, базируется на синтезе ряда социологических теорий с использованием аналогий из биологии и физики. Применительно к инновационному развитию модель «тройной спирали» описывает взаимодействие трех институтов: наука (или университет) - государство - бизнес по типу сцепления спиральных структур ДНК, позволяющее институтам перенимать и удерживать некоторые характеристики друг друга. Ее основными характеристиками являются: 1) в обществе, основанном на научном знании, характерно
усиление роли университетов во взаимодействии с промышленностью и правительством; 2) три института (университет - государство -бизнес) стремятся к сотрудничеству, при этом инновационная составляющая генерируется из данного взаимодействия, а не по инициативе государства; 3) в дополнение к традиционным функциям каждый из трех институтов частично берет на себя функции других институциональных сфер, а способность выполнять нетрадиционные функции является источником инноваций. На практике это выражается в том, что университеты, занимаясь образованием и научными исследованиями, вносят свой вклад в развитие экономики через создание новых компаний в университетских инкубаторах, бизнес частично оказывает образовательные услуги, а государство выступает как общественный предприниматель и венчурный инвестор в дополнение к своей традиционной законодательной и регулирующей роли. В данной модели ведущая роль отводится университетам, которые превращаются в предпринимательские университеты или университеты промышленного типа, применяя знания на практике и развивая новые образовательные дисциплины (Ицковиц, 2011; Катуков, Малыгин и др., 2012).
В отличие от классических вузов предпринимательские университеты совмещают преподавательскую, научно-исследовательскую и предпринимательскую деятельность и получают от нее доход, а также имеют в своей структуре объекты инновационной инфраструктуры. Тем самым университет выстраивает модели подготовки специалистов, которые нацелены, с одной стороны, на подготовку и выпуск поколений инноваторов, а с другой - на производство инновационных идей и продуктов для разных отраслей экономики.
Термин «предпринимательский университет» (далее - ПУ) ввел Б. Кларк, сформулировав в 1998 г. его основные характеристики: 1) усиление управленческого ядра университета; 2) расширение связей с группами и организациями за пределами вуза; 3) диверсификация источников финансирования;
4) стимулирование предпринимательской активности подразделений вуза; 5) развитие всеобъемлющей предпринимательской культуры (Грудзинский, 2003).
По мнению российских экономистов, под «предпринимательской организацией» (применительно к университету) понимают организацию: 1) базирующуюся в своей деятельности на целевой инновации, способную работать в условиях риска и динамичного спроса; 2) экономически эффективную, занимающуюся прибыльной деятельностью; 3) в которой ключевыми факторами являются люди, группы и их компетентность, а их деятельность основана на балансе выгоды и риска; 4) руководство которой максимально делегирует права и ответственность исполнителям; 5) которая повернута лицом к потребителю и позволяет своевременно реагировать на изменение его требований (Грудзинский, 2003).
Указанные выше черты подразумевают: развитие предпринимательской культуры, формирование объектов инновационно-предпринимательской инфраструктуры; расширение финансовых источников для собственного развития; формирование зависимости оплаты труда основного профессорско-преподавательского состава от результатов их деятельности (создание совместных с вузом малых предприятий, выполнение перспективных для внедрения научно-исследовательских проектов и т.д.), расширение программ обучения за счет курсов по основам предпринимательской деятельности.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ
УНИВЕРСИТЕТОВ
Еще в середине прошлого века, задолго до появления концепций инновационной экономики и «тройной спирали», в некоторых развитых странах стала формироваться тенденция перестройки классических вузов на
предпринимательский тип, что определялось целым набором социально-экономических, политических, культурных и прочих факторов.
Классическим примером этого процесса считается создание Силиконовой Долины в США. История развития Силиконовой Долины связана с желанием властей штата Массачусетс преодолеть влияние Великой депрессии 1930-х гг. при помощи совместного диалога бизнеса и науки в лице Мас-сачусетского технологического института (МТИ). Первоначально это было двойное взаимодействие «университет - предприятие» и «государство - университет». В университете акцент был сделан на развитие не только фундаментальных наук (физика и химия), но и прикладных, ориентированных на практическое применение результатов в производственной деятельности. Основой успеха стали многолетние усилия по созданию фирм, государственной поддержке НИОКР и выработке политики поддержки бизнеса. Постепенно двойные взаимоотношения переросли в отношения «тройной спирали». Особую роль в ее становлении сыграли поправки к закону о патентах и торговых знаках 1980 г., согласно которым университетам и другим исследовательским учреждениям стали принадлежать права интеллектуальной собственности на разработки, проведенные ими при финансовой поддержке государства (Ицковиц, 2010).
В настоящее время основой предпринимательских университетов США являются 235 университетов (так называемые исследовательские университеты категорий I и II), представляющих ядро американской системы высшего образования и основной центр фундаментальной науки (Исследовательские университеты, 2013). Среди них Гарвардский, Йельский, Колумбийский, Висконсинский, Стэнфордский университеты, университеты Беркли, Миннесоты, МТИ и др., многие из которых занимают первые места в мировых рейтингах. Именно в них сосредоточены основные исследования в области фундаментальной науки и значительная часть прикладных исследований.
Помимо проведения исследовательских разработок и их коммерциализации ПУ выполняют и другие, не свойственные традиционным вузам функции, связанные с лицензированием научных разработок, содействием образованию компаний, развитию территорий и т.п. (табл. 1).
Важнейшим из приведенных признаков является, на наш взгляд, коммерциализация научных знаний, осуществляющаяся по схеме: исследования - открытие (изобретение) - оценка коммерческой привлекательности - защита интеллектуальной собственности - разработка бизнес-плана продвижения продукта - лицензирование. О результатах этого процесса можно судить по многочисленным индикаторам, связанным с лицензионной деятельностью, открыто публикуемых в отчетах каждого американского университета. К ним относятся: число изобретений, поданных патентных заявок и полученных патентов, действующих лицензий, величина дохода, полученного от различных видов коммерциализации, и т.п. (Организация инновационной..., 2011). Наличие данных по таким индикаторам позволяет судить о практических результатах инновационной деятельности университета.
Еще одним значимым признаком ПУ является, на наш взгляд, его вклад в региональное экономическое развитие. Первыми эту функцию стали выполнять «земельные» университеты, которые готовили необходимые кадры для развивающейся индустрии и сельского хозяйства конкретного штата. В настоящее время многие из них, сохранив прежние функции, превратились в крупные исследовательские центры, охватывающие практически все области науки.
Очевиден вклад предпринимательских университетов в концентрацию высокотехнологичных и наукоемких компаний на одной территории и формирование исследовательских и технологических парков, объединяющих потенциал университета, бизнеса и инвестиционных организаций. Результатом являются создание новых рабочих мест, новых
отраслей промышленности и производство новых продуктов. Так, например, в Стэнфорд-ском исследовательском парке сегодня представлены 150 компаний сферы высоких технологий (среди которых - Cisco Systems, Cypress Semiconductor, Google, Hewlett-Packard, Orbitz, Silicon Graphics, Yahoo! и др.), в которых занято примерно 23 тыс. человек. Привлечение множества инновационных компаний превратило южную территорию залива Сан-Франциско в Силиконовую Долину - мирового лидерам по производству современной техники, программного обеспечения и биотехнологий (Исследовательские университеты, 2013).
Другими яркими примерами исследовательских парков являются парк «Исследовательский треугольник» (основанный в 1958 г. на базе трех университетов в Северной Каролине), повлиявший на развитие этого штата, а также технопарк «Бостонский маршрут 128» (созданный на базе МТИ, Северо-Восточного и Гарвардского университетов), определивший инновационное развитие Бостона. Привлечение научного потенциала и инновационных компаний позволило превратить эти регионы в крупнейшие научно-исследовательские центры.
В заключение подчеркнем, что развитие и становление предпринимательских университетов США имеют давнюю историю и являются синтезом традиций, накопленных за долгие годы развития этой страны, и новейших тенденций в науке и образовании. Университеты превратились в мощные образовательные, исследовательские и научно-производственные комплексы, тесно связанные с бизнесом и новыми системами управления.
В развитых странах Западной Европы процесс становления предпринимательских университетов начался сравнительно недавно, и его развитие опирается, как правило, на реформирование существующих классических университетов. В целом можно сказать, что университеты не являются столь мощной научной базой, как в США, а представляют собой один из элементов общенациональной системы, включающей крупные НИИ, на-
Таблица 1
Предпринимательские университеты в инновационной системе США
Инновационные функции Инновационная деятельность и структуры
Генерация научных исследований Стэнфорд - исследовательский парк; университеты штата Северной Каролины - парк «Исследовательский треугольник»; университет Пурдью - парк открытий; Калтех - обсерватория Маунт-Уилсон, лаборатория реактивного движения; Принстон - 60 исследовательских институтов и центров; Пенсильванский университет - 164 исследовательских институтов и центров; МТИ - Линкольновская лаборатория
Коммерциализация научных разработок Университет штата Нью-Йорк - центр развития малого бизнеса; МТИ - бизнес-инкубаторы, «Университетский парк»; Питтсбургский университет - офис менеджмента технологий; университет Северной Каролины - офис трансферта технологий, технологический инкубатор; университет Дьюка - офис корпоративного и венчурного развития; университет Пурдью - исследовательский парк Пурдью; университет Хьюстона - центр предпринимательства им. Вольфа; Калтех - офис технологического трансферта
Содействие образованию и развитию компаний Стэнфорд - более 3 тыс. компаний; университет Бейлора - Центр предпринимательства им. Дж.Ф. Бау; институт технологического предпринимательства Мэриленда - программа промышленного партнерства MIPS
Патентование и лицензирование технологий Гарвард, Стэнфорд - отдел технологического развития; МТИ - управление технологического лицензирования; Калифорнийский университет - Отдел передачи технологий
Программы предпринимательского образования Стэнфорд - 90 программ дополнительного образования; Колумбийский университет - 30 образовательных программ; Питтсбургский университет - курс повышения квалификации «Научное предпринимательство: коммерциализация инноваций»; университет Пурдью - программа «Предпринимательство и инновации»; МТИ - программы «Инновации и глобальное лидерство», «Лидеры для промышленности»; университет Хьюстона - программа Wolffest; университет Нотр Дам - 37 курсов по предпринимательству
Содействие региональному развитию «Земельные» университеты Калифорнии; Гарвард, Бостонский университет - обеспечение занятости; Калифорнийский университет - «Программа совместных исследований»; университет Северной Каролины - Центр развития малого бизнеса и технологий, программы SBIR и STTR
Сост. по: (Исследовательские университеты, 2013; Организация инновационной..., 2011; Программа «ЭВРИКА», 2013).
циональные лаборатории, научные парки и прочие структуры. При этом в каждой стране имеется свой подход, учитывающий потребности и традиции экономического, культурного и социального развития.
Так, например, в Великобритании классические университеты с давней историей, такие как Кэмбридж, университет Йорка и др., уже начали реализовывать некоторые
функции ПУ (табл. 2). А с 2008 г. стали проводиться ежегодные конкурсы для выявления и признания тех вузов, которые «встроили предпринимательскую деятельность во все области деятельности университета таким образом, что их внутренняя среда и культура не только способствуют развитию предпринимательского мышления среди всех сотрудников и студентов, но также обеспечивают значитель-
Таблица 2
Предпринимательские университеты в инновационной системе Великобритании
Инновационные функции Инновационная деятельность и структуры
Генерация научных исследований Кембридж - центр обучения предпринимателей, офис по корпоративным связям; Ноттингем - Институт предпринимательства и инноваций; Хертфордшир - биохимическая лаборатория; Имперский Колледж Лондона - предпринимательский центр; Ковентри - Институт прикладного предпринимательства предприятий; Йорк - Научный парк Йорка (инновационный центр; биоцентр; 1Т-центр)
Коммерциализация научных разработок Кембридж - Кембриджский исследовательский центр (международные исследования в области нефтедобычи и нефтепереработки); Суррей - исследовательский парк, бизнес-инкубатор (информационные и коммуникационные технологии, мобильная телефония, программное обеспечение, в том числе компьютерные игры, биомедицина, био- и химические технологии, фармацевтика); Имперский колледж Лондона - кафедра трансфера технологий; Хертфордшир - студия игр; Плимут - студия интерактивных систем
Содействие образованию и развитию компаний Нортхемптон - создано 83 новых предприятия (2010-11гг.); Хертфордшир (Биопарк университета) - ежегодное взаимодействие с 250 тыс. малых и средних компаний, помощь в создании 10 тыс. новых предприятий; Эдинбург - создано 40 новых компаний (2009-2010 гг.); Плимут - сотрудничает с 5 тыс. компаний, поддержал создание 150 предприятий
Содействие региональному развитию Кембридж - малые и средние наукоемкие фирмы НТП обеспечивают около 20% занятости; Суррей - создание новых рабочих мест (3 тыс.), обеспечение товарами и услугами отечественного производства. Из 80 предприятий, покинувших парк с 1992 г., 50% остались в регионе; Плимут - участие в реализации региональных проектов, 250 выпускников стажируются в 111 компаниях и 73% выпускников остаются работать на постоянной основе; Хаддерсфилд - взаимодействие с региональными МСП, с местными властями по развитию предпринимательства среди молодежи, организация мастер-классов и конкурсов
Программы предпринимательского образования Нотингемский институт предпринимательства и инноваций - предпринимательское образование на всех кафедрах и факультетах, дополнительный курс для студентов первого курса; Хертфордшир - на всех факультетах и отделениях программы предпринимательства и предприимчивости; Ковентри - курс «Лидерство в предпринимательском университете»; первое место по числу консультаций представителям малого и среднего бизнеса; Эдинбург - группы обмена знаниями, идеями, сетевые мероприятия, семинары, мастер-классы и конкурсы, программы поддержки малых предприятий, создаваемых студентами, преподавателями и научными сотрудниками; Нортхемптон - внедрение социального предпринимательства в процесс обучения; Хаддерсфилд - программы предпринимательской стажировки для студентов, бакалаврская программа «Создание бизнеса»
Сост. по: http://www.cibfund.ru/files/uk_technoparks.pdf?t=fl&id=74; http://www.tpark.ru/19/index19.htm; http://www.metolit.by/ru/dir/in-dex.php/1865.
ное воздействие на региональном, национальном и международном уровнях». В первый год проведения конкурса победителем стал университет Ноттингема, ведущий исследовательский вуз Великобритании, который одним из самых первых внедрил предприниматель-
ское образование еще в 1980-е гг. Победителями следующих конкурсов стали университеты Хертфордшира, Ковентри, Хаддерсфилда, Восточной Англии, Стратклайда. Среди университетов, которые не один раз вошли в число финалистов, - университеты Эдин-
бурга, Нортхемптона и Плимута. Каждый из этих университетов внес свой существенный вклад в развитие научной и предпринимательской деятельности. По мнению зарубежных специалистов, статус предпринимательского университета в конечном счете определяется тем, каков вклад университета в достижение региональных и национальных предпринимательских целей, в том числе каким образом университет распространяет свои предпринимательские практики и оказывает политическое влияние (Программа «ЭВРИКА», 2013).
В Германии, с ее богатыми научными традициями развитие ПУ связано с особенностями формирования региональных инновационных кластеров, имеющих высокий инновационный потенциал, таких как земля Баден-Вюртенберг (14 исследовательских институтов, осуществляющих фундаментальные и поисковые исследования, 14 институтов прикладных исследований, более 60 исследовательских центров промышленных компаний, 9 университетов, 39 технических колледжей и т.д.), или средний инновационный потенциал, специализирующихся на трансфере технологий и размещении высокотехнологичных предприятий, как федеральная земля Саар (2 университета, 8 специализированных организаций, в том числе для поддержки инновационной деятельности, 5 центров, содействующих созданию новых, высокотехнологичных предприятий и предоставляющих льготные условия аренды) (Диваева, Мухамедьяров, 2011).
Другой уникальный научно-территориальный комплекс Германии - это так называемый Маас-Рейнский треугольник, или Еврорегион Маас-Рейн, который охватывает западную часть Германии (земля Северный Рейн-Вестфалия), южную часть Нидерландов (регион Южный Лимбург) и восточную часть Бельгии (регион Валлония). В этом регионе насчитывается семь ведущих технических и три медицинских университета, ряд государственных и частных исследовательских центров мирового уровня: Аахенский университет земли Северный Рейн-Вестфалия, университеты городов Льеж и Маастрихт,
Хассельтский университет, Международный университет города Лимбург, Открытый Нидерландский университет (Проект программы, 2011). Примеры некоторых немецких университетов, осуществляющих предпринимательские функции, представлены в табл. 3.
Сегодня федеральное правительство земли Северный Рейн-Вестфалия решает задачи ее превращения в лидера инновационной сферы, предполагающие, в частности, реализацию кластерной стратегии развития промышленности, трансферт технологий и стратегию патентной защиты. Уже образованы 16 кластеров по пяти рынкам: энергия; здравоохранение; логистика; инновационные материалы и технологии; услуги, основанные на знаниях. А для реализации права университетов, которые с 2002 г. согласно изменениям в законодательстве стали владельцами изобретений, в земле Северный Рейн-Вестфалия было создано специальное агентство Ргоуеп^, задачей которого является оценка патентоспособности новых знаний и решение вопросов коммерциализации инноваций, полученных в университетских лабораториях федеральной земли. В настоящее время агентство обслуживает более 20 тыс. ученых в 24 университетах, выполняя функцию внешнего офиса по лицензированию технологий (Проект программы, 2011).
Для оценки конкурентоспособности и научной эффективности университетов используется целый комплекс индикаторов: результаты конкурсов «выдающихся инициатив», участие в масштабных научных проектах, число выдающихся ученых (например, лауреаты премии Лейбница, Нобелевской премии), число публикаций в престижных изданиях, число иностранных профессоров и студентов, число международных договоров и проектов (Певзнер, Петряков, 2013). А с 2005 г. в рамках Инициативы качества стал проводиться конкурс университетов с целью выявления кандидатов на получение дополнительного финансирования на развитие научных исследований. Победителями конкурса стали: Свободный Берлинский
Таблица 3 Предпринимательские университеты в инновационной системе Германии
Инновационные функции Инновационная деятельность и структуры
Генерация научных исследований Бранденбургский технический университет - Центр BIEM an der BTU Cottbus; Университет прикладных наук Гельзенкирхена - Институт развития инноваций и предпринимательства
Коммерциализация научных разработок Мюнхенская высшая школа - бизнес-инкубатор; Потсдамский университет - Центр Potsdam Transfer; Бранденбургский технический университет - Центр BIEM an der BTU Cottbus; Университет прикладных наук Гельзенкирхена - Центр содействия предпринимательству и инновациям
Содействие образованию и развитию компаний Мюнхенская высшая школа - бизнес-инкубатор (ежегодный выпуск 15-20 стартапов); Бранденбургский технический университет - Центр BIEM an der BTU Cottbus, координация стартапов, трансферт технологий, помощь в расширении деловых связей; Частная высшая школа Гёттингена - лаборатории E-LAB при центре предпринимательства, сопровождение стартапов (поиск инвесторов и выхода на рынок); Университет Гельзенкирхена - бизнес-инкубатор, бесплатные услуги для предпринимателей; Лейпцигская высшая школа менеджмента - три кафедры предпринимательства по теории и ведению бизнеса, студенческая инициатива Accelerate@HHL для основания стартапа; Университет прикладных наук Гельзенкирхена - проведение исследований рынка; финансовая поддержка начинающих предпринимателей
Программы предпринимательского образования Люнебургский университет - семинар по основам предпринимательства; проект «Social Change Hub»; Университет Виттен-Хердеке - обязательная учебная программа по предпринимательству, занятия в мастерской стартапов GründerWerkstat; Университет прикладных наук Гельзенкирхена - общеуниверситетские программы предпринимательства, производственная стажировка и апробация выпускных проектов студентов на предприятиях, разработка и внедрение платных программ повышения квалификации и переподготовки работников фирм; обучение предпринимательской деятельности в рамках программы МВА «Руководство и управление инновациями»; консультации по разработке бизнес-планов
Сост. по: (Тараканов, 2007; Налетова, 2007); http://viperson.ru/wind.php?ID=425641; http://www.metolit.by/ru/dir/index.php/1865; http:// www.dwde/как-немецкие-вузы-стуцентам-путь-в-бизнес-проклацывают/a-17354808v.
университет, Технический университет Аа-хена, университеты Фрайбурга, Геттингена, Хайдельберга, им. Людвига-Максимилиана в Мюнхене, Технический университет Мюнхена, Технический институт Карлсруэ (Бережная, 2012). Кроме того, для оценки качества предпринимательского образования с 2001 г. составляются рейтинги вузов по следующим показателям: предлагаемые курсы по предпринимательству, маркетинг и коммуникации, стимулирующие и развивающие программы, деятельность по учреждению новых компаний и передаче технологий, мотивация целевых групп, сотрудничество и контакты (Тараканов, 2007).
Примером успешного взаимодействия бизнеса, государства и системы образования в формировании ПУ по типу «тройной спирали» может служить Швеция. Начиная с 1980-х гг. правительство Швеции стало последовательно реализовывать курс на превращение университетов из чисто образовательных в предпринимательские, существенно расширяя их государственное финансирование, а крупные компании, в свою очередь, становились спонсорами и заказчиками их научной продукции. Широкая поддержка университетов со стороны крупного бизнеса - отличительная черта шведской модели «тройной спирали». При этом почти во всех универси-
тетах были созданы системы практического предпринимательского образования, а также коммерциализации научных разработок.
В качестве примеров можно привести университет Лунда, который одним из первых реализовал курс на практическое предпринимательство и превратился в один из самых наукоемких университетов; Каролинский университет - один из крупнейших медицинских университетов Европы и самый крупный в Швеции медицинский учебный и исследовательский центр; Технический университет Чалмерс, университет Гетеборга, Королевский технологический институт - крупнейшие в области инновационных разработок и их внедрения. ПУ стали тем ядром, вокруг которого сформировались крупнейшие технопарки: технопарк Ideon (на базе университета Лунда), специализирующийся на разработке и внедрении наукоемкой и высокотехнологичной продукции, технопарк Kista Science City (на базе университета информационных технологий, образованного Королевским технологическим институтом и Стокгольмским университетом), который называют «Силиконовой Долиной Швеции» (Лучко, 2010).
Не все страны Западной Европы использовали единый подход к формированию ПУ. Неким особняком на этом пути стоит Франция, где большинство научных разработок осуществляется не в университетах, а в научных центрах и лабораториях, которые, как правило, входят в состав особых кластеров инновационного развития - так называемых полюсов конкурентоспособности.
В сфере инноваций задействованы Национальный центр научных исследований и его семь специализированных НИИ, Национальный институт математических наук, Национальный институт ядерных исследований и физики элементарных частиц, Национальный институт наук о Земле и астрономии и др. И только с начала 2000-х гг. для усиления роли университетов в разработке и коммерциализации научных исследований стали предприниматься шаги по трем направлениям: принятие ряда законодательных инициатив, формирование новых
институциональных структур, существенное расширение государственного участия в виде внедрения новых программ и проектов.
Начало этому процессу положило принятие закона об инновациях, позволяющего учебным заведениям создавать стартапы и коммерциализировать результаты исследований, проводимых за государственный счет. Этот процесс ускорился с принятием в 2006 г. закона о реформе научных исследований во Франции. Он сделал возможным создание новой институциональной структуры - центров исследований и высшего образования, которые объединяют вузы и научно-исследовательские учреждения (Галье, 2011). Создание такой структуры можно расценивать как промежуточный этап последовательного процесса объединения образовательных и научных функций в составе одного института и перехода от чисто фискальных мер поддержки инноваций к более системным.
Другой инновационной структурой, оказывающей финансовую поддержку малому и среднему бизнесу, стало Агентство (государственное учреждение) по финансированию и сопровождению малых и средних предприятий. Разделяя риски, эта структура оказывает содействие малым и средним компаниям на этапе создания, развития и передачи инновационных проектов, имеющих реальные коммерческие перспективы (Шансон, 2011).
Отметим также инициативу французского государства по усилению взаимодействия между частными компаниями и государственными научными учреждениями. В начале 2000-х гг. была принята государственная программа «Инициатива совершенствования», получившая в 2010 г. заем у национального банковского сектора. Цель программы - преодоление раздробленности системы высшего образования и научных исследований, а также стимулирование создания десятка муль-тидисциплинарных центров образования и исследований мирового уровня. Ее первыми участниками стали Парижский университет естественных и гуманитарных наук, имеющий в составе 13 вузов, университеты Страс-
бурга и Бордо (Галье, 2011). Дополнительно в пяти французских регионах были образованы так называемые общества по ускорению передачи технологий.
В заключение отметим, что французские университеты входят в состав полюсов конкурентоспособности, но решающее значение в проведении передовых научных разработок пока имеют научные институты. Среди самых выдающихся кластеров конкурентоспособности стоит отметить Sophia Antipolis (информационные технологии) в Ницце; Minalogic (нанотехнологии и встраиваемые системы) в Гренобле, который объединяет Minatec (уникальный парк инноваций в Европе, один из лучших в области микро- и нанотехнологий); «аэрокосмическую долину» (авиация) в Тулузе; Optitec (оптика и фотоника) в Марселе и Lyon Biopole (биотехнологии) в Лионе (Мон-сан, 2011). Доминирующая роль в формирование ПУ сохраняется за государством.
Таким образом, опыт формирования ПУ в странах Западной Европы свидетельствует о тесной взаимосвязи этого процесса с экономическими потребностями конкретной страны и соответствует ее культурным и национальным традициям. Разнообразие подходов говорит о том, что не существует (и не может существовать) универсальной схемы построения инновационной модели развития, а значит и ПУ. При этом в цепочке взаимосвязей модели «тройной спирали» (бизнес - государство -университеты) в ряде стран иногда преобладают взаимосвязи «бизнес - университеты» или «государство - университеты».
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ В РОССИИ
В России интенсивное развитие университетов нового типа как предпринимательских началось с принятием в 2009 г. государственной программы по поддержке ведущих российских вузов. Ее реализация предусматривает расширение системы высшего образования
посредством создания новых вузов - федеральных университетов (ФУ) и национальных исследовательских университетов (НИУ), а также развитие инновационной инфраструктуры вузов и их кооперации с производственными предприятиями.
Юридическим обоснованием этого процесса стали постановления Правительства РФ № 217, 218, 219, 220, в соответствии с которыми регламентировалось создание малых предприятий при вузах, проведение совместной исследовательской работы между университетами и корпорациями, создание инновационной инфраструктуры в вузах и привлечение ведущих ученых. Однако, как показала практика, эффективность этих постановлений оказалась невысокой.
Целью создания федеральных университетов является развитие системы высшего профессионального образования на основе оптимизации региональных образовательных структур и укрепления связей учреждений высшего образования с экономикой и социальной сферой федеральных округов. ФУ реализует эту миссию, организуя и координируя в федеральном округе работы по сбалансированному обеспечению крупных программ социально-экономического развития территорий квалифицированными кадрами, а также научными, техническими и технологическими решениями, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения. Первые ФУ были созданы в 2007 г. на базе действующих вузов и академических центров в Южном (Ростов-на-Дону) и Сибирском (Красноярск) федеральных округах. В 2009 г. был подписан Указ «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах», согласно которому было создано еще пять новых ФУ: Северный (Арктический), Казанский (Приволжский), Уральский, Дальневосточный и Северо-Восточный. К настоящему времени образовано девять ФУ (к перечисленным выше в 2012 г. присоединился Северо-Кавказский), в них внедряются новые
системы управления, а сами вузы являются интегрированными комплексами образования, науки и бизнеса, которые должны стать центрами инновационно-технологического развития и подготовки кадров международного уровня.
Национальный исследовательский университет - высшее учебное заведение, осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Важнейшими отличительными признаками НИУ являются: способность генерировать знания и обеспечивать эффективный трансферт технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ переподготовки и повышения квалификации.
В 2009-2010 гг. были проведены конкурсные отборы программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет». В результате первого конкурсного отбора этот статус получили 12 университетов, включая МГТУ им. Н.Э. Баумана, Высшую школу экономики (ВШЭ), Новосибирский государственный университет, Томский политехнический университет (ТПУ), Пермский государственный технический университет и др. В результате второго конкурсного отбора статус НИУ получили еще 15 вузов, в том числе: Московский государственный строительный университет, Иркутский государственный технический университет, Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, Южно-уральский государственный университет и др.
В настоящее время в России сформирована сеть ведущих российских вузов: два университета с особым статусом - МГУ им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет, 8 ФУ и 29 НИУ, среди которых 9 классических университетов, 17 вузов технического профиля, 1 университет медицинского профиля, 1 - экономиче-
ского, а также академический научно-образовательный центр Российской академии наук. Однако в настоящее время НИУ составляет достаточно ограниченный сектор в системе образовании (2,6% общего числа вузов страны и около 6% числа вузов, осуществляющих исследовательскую деятельность; 6,03% численности персонала, занятого исследованиями и разработками; около 5,3% общей численности студентов и аспирантов). При этом четверть численности зарубежных преподавателей, работающих в высших учебных заведениях РФ, приходится именно на НИУ. На исследования и разработки в НИУ из госбюджета выделяется лишь немного меньше, чем в целом по науке в России (54 против 65%), а доля исследований, проводимых по договорам с организациями предпринимательского сектора, почти вдвое выше (36,2%) среднего уровня по России (19,5%). В приоритетных направлениях НИУ (106 направлений) присутствуют стратегические информационные технологии (13 вузов); энергоэффективность и энергосбережение (13 вузов); космические технологии (5 вузов); медицинские технологии (5 вузов) и ядерные технологии (1 вуз) (Казанцев, 2012).
С целью развития кооперации российских вузов и производственных предприятий в соответствии с постановлением Правительства РФ № 218 в 2010 г. был проведен конкурс по отбору организаций на право получения субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, победителями которого оказались 57 предприятий.
Что касается развития инновационной инфраструктуры вузов, то в 2010 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ № 219 был проведен конкурсный отбор программ развития вузов на основе анализа их научного, образовательного и инновационного потенциала за последние три года. Победителями первого конкурса стали 56 из 199 вузов России, принявших участие в конкурсе, среди которых 14 московских учебных заведений, четыре вуза из Санкт-Петербурга, два - из Томска. Спустя год в результате про-
ведения второй очереди конкурса победителями стали еще 22 вуза страны.
В сентябре 2012 г. была создана Ассоциация предпринимательских университетов России, основной задачей которой является содействие эффективному сотрудничеству между университетами, бизнесом и государственными органами власти в рамках модели «тройной спирали». Кроме того, к задачам университетов - членов ассоциации относятся: формирование критериев предпринимательского университета; продвижение управленческих моделей и корпоративной культуры, наработанных университетами-участниками; организация и координация совместной работы с Фондом Сколково; распространение инструментов формирования пояса инновационных компаний вокруг университета как основного «интерфейса» его работы с государственными корпорациями и глобальным рынком (Конференция «Развитие.», 2012).
На данный момент участниками Ассоциации предпринимательских университетов являются семь университетов: Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Московский физико-технический институт (МФТИ), Национальный исследовательский ядерный университет (МИФИ), Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), Национальный исследовательский технологический университет МИСИС, Высшая школа экономики и Томский политехнический университет. Все университеты - члены этой ассоциации - поставщики технологий, решений, сервисов в инновационную систему страны, активно взаимодействуют с институтами развития, государственными корпорациями и компаниями, в их стенах готовятся кадры для инновационного развития экономики и социальной сферы.
В октябре 2012 г. на второй конференции «Развитие предпринимательских университетов как системообразующих элементов инновационных территориальных кластеров» были обозначены ключевые стратегические
направления развития ПУ до 2020 г., включающие:
• развитие российской модели ПУ, отвечающей специфике российских региональных, правовых, институциональных и политических условий;
• создание нормативно-правовой базы и механизмов для обеспечения успешного развития по модели ПУ, включая модернизацию федерального налогового кодекса, изменение текущего законодательства в области инноваций и инновационных территориальных кластеров,
• активное сотрудничество с Ассоциацией «Тройной спирали»2.
Перечень поставленных задач свидетельствует о том, что многие из них, в особенности задачи правого обеспечения и региональной адаптации, по-прежнему актуальны.
Анализируя результаты всех проведенных конкурсов, отметим, что только 10 российских вузов стали победителями и получили статус НИУ, одновременно выиграв конкурсы по развитию кооперации с организациями высокотехнологичного производства, а также развитию инновационной инфраструктуры и только три из них являются членами Ассоциации предпринимательских университетов. Это Высшая школа экономики, Московский физико-технический институт и Томский политехнический университет (рассчитано по данным Минобрнауки России).
Однако по данным Национального рейтинга 2013 г., который проводился среди 165 российских вузов, включая классические, ФУ и НИУ, лидерами оказались другие вузы страны. По впервые введенному критерию «Инновации и предпринимательство» ранг 1-2 получили Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана и Национальный исследовательский Томский политехнический университет; ранг 3 - Казанский национальный исследовательский технологический университет; ранг 4 - Национальный исследовательский ядерный университет
2 См.: http://triplehelixassociation.ru/.
МИФИ; ранг 5 - МГУ им. М.В. Ломоносова (Национальный рейтинг, 2013).
В целом рейтинг иллюстрирует результаты проводимой в последние годы реформы образования, отражающие формирование своеобразной иерархической пирамиды, вершиной которой являются два вуза - Московский и Санкт-Петербургский университеты. Далее следуют правительственные, ФУ и НИУ - победители конкурса программ стратегического развития и далее по нисходящей к основанию пирамиды - университеты по различным классификационным признакам подчиненности министерствам и ведомствам, территориям и отраслям. Помимо образовательной миссии, в ведущих российских вузах формируется миссия по развитию научных исследований, пояса инновационных компаний, содействию малому и среднему бизнесу, предпринимательской активности, участию в социально-экономическом развитии территорий (табл. 4).
Результаты проведенных конкурсов и рейтингов среди российских вузов свидетельствуют о том, что лидерами становятся различные вузы в зависимости от разных критериев оценки. Поэтому определить общее число предпринимательских университетов пока затруднительно, оно может меняться в пределах от 3 до 40. Это связано также с процессом расширения и совершенствования структуры и функций вузов, уже признанных предпринимательскими, и с появлением новых.
По-прежнему актуальными остаются вопросы повышения позиции российских вузов в мировых рейтингах. Эти задачи нашли отражение в Указе Президента РФ № 599 от 7 мая 2012 г. и распоряжении Правительства РФ № 2006-р от 29 октября 2012 г., согласно которым стратегической задачей является «вхождение к 2020 г. не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов» (проект 5-100). Принятый план мероприятий по развитию ряда российских университетов предусматривает активное продвижение российской системы высшего образования на ключевых
рынках, наращивание позиций и авторитета в мировых сообществах (в том числе рейтингах), составление «дорожной карты» повышения конкурентоспособности российских университетов.
В настоящее время российские вузы апробируют различные формы и схемы учебной и научно-производственной интеграции. Наиболее известны учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК), учебно-научно-производственные комплексы (УНПК) и научные парки.
В структуру УНИК обычно входят вузы, малые и средние инновационные предприятия (чаще всего формирующиеся на базе вузов), венчурный фонд для финансирования инновационной деятельности УНИК, а также бизнес-инкубаторы, студенческие и технологические инкубаторы, оказывающие содействие в разработке инновационной продукции. Инновационной продукцией УНИК являются новые специальности и направления для подготовки и переподготовки кадров, опытные образцы новых материалов, новые технологии, наукоемкая продукция. Финансирование деятельности УНИК осуществляется не только венчурным фондом, но также бюджетными источниками, международными и внебюджетными фондами поддержки инновационной деятельности и банковскими кредитами. В настоящее время формирование УНИК активно осуществляется во многих университетах России, таких как ПГТУ (Пермь), БГУ (Белгород), ДВФУ (Владивосток), АГТУ (Барнаул), ТРТУ (Таганрог), ТУСУР, ТПУ (Томск), СГТУ (Саратов), МИФИ (Москва), НГТУ (Новосибирск), УГТУ - УПИ (Екатеринбург) (Досужева, Лямзин, 2012).
УНПК представляют собой форму объединения образовательного, научно-технического и производственного секторов экономики. Основной их функцией является координация учебных программ для подготовки специалистов, способных работать с новыми технологиями, разрабатываемыми научно-производственным комплексом. В состав УНПК могут входить школы, профес-
Таблица 4
Предпринимательские университеты в инновационной системе России
Инновационные функции Инновационная деятельность и структуры
Генерация научных исследований ТУСУР - Институт инноватики; СПбНИУ ИТМО - ИКВО, ЛИМТУ, ИХиБТ; ЛЭТИ - 5 НИИ; ННГУ - 6 НИИ, Нижегородский объединенный УНЦ; ВШЭ - 107 НИИ и центров, 32 научно-учебных и проектно-учебных лабораторий, 16 международных лабораторий; МФТИ - учебно-научно-производственный комплекс, био-бизнес-инкубатор, лаборатория инновационных образовательных технологий; ТПУ - 11 научно-образовательных и учебных институтов, 9 инновационных научно-образовательных центров, 66 научно-исследовательских лабораторий
Коммерциализация научных разработок ТУСУР - студенческий бизнес-инкубатор, офис коммерциализации разработок; СПбНИУ ИТМО - технопарк; ЛЭТИ - технопарк, научно-образовательный центр, центр коммерциализации и трансфера технологий; ННГУ - инновационно-технологический центр; ВШЭ - Центр предпринимательства, инновационный центр; МФТИ - Центр развития молодежного предпринимательства; ТПУ - инновационно-технологический центр, центр трансферта технологий, студенческий бизнес-инкубатор, ОО «Технологический инкубатор ТПУ»
Содействие образованию и развитию компаний ТУСУР - учебно-научно-инновационный полюс, создано 135 компаний; СПбНИУ ИТМО - 33 малых инновационных предприятий; ВШЭ - отдел развития инновационных проектов; ТПУ - стратегическое партнерство с 252 предприятиями, создано 28 коммерческих предприятий
Патентование и лицензирование технологий ТУСУР - Агентство по защите интеллектуальной собственности; ЛЭТИ - правовая охрана объектов интеллектуальной собственности; ВШЭ - отдел по вопросам интеллектуальной собственности; МФТИ - центр трансферта технологий (правовая защита); ТПУ - отдел патентования и охраны
Программы предпринимательского образования ТУСУР - групповое проектное обучение, программы «Инноватика», «Управление инновациями в электронной технике», «Управление инновациями в мехатронике и робототехнике»; СПбНИУ ИТМО - программа «Инновационная система подготовки специалистов нового поколения в области информационных и оптических технологий»; ЛЭТИ - институт непрерывного образования, программы «УМНИК», «Стратегическое партнерство», «Маркетинг инноваций»; ННГУ - 16 образовательных проектов европейской программы ТЕМПУС-Тасис; ВШЭ - общеуниверситетские курсы «Основы инновационного предпринимательства», «Маркетинг инноваций»; МФТИ - обучение в центре корпоративного предпринимательства; ТПУ - программы по информационным технологиям, 678 инновационных образовательных учебно-методических ресурсов
Содействие региональному развитию ТУСУР - элемент Томской ОЭЗ по направлению «Электроника, информационные и телекоммуникационные технологии», НИР по федеральным и ведомственным целевым программам; СПбНИУ ИТМО - разработчик RUNNet; ЛЭТИ - включен в Реестр инновационных организаций и инновационных проектов Санкт-Петербурга; ННГУ - сотрудничество с ПФО и ЕС в области информационных и коммуникационных технологий; ТПУ - участие в федеральных целевых программах и 11 технологических платформах
Примечание. СПбНИУ ИТМО - Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики; ЛЭТИ - Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет им. В.И. Ульянова (Ленина); ННГУ - Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; остальные институты - см. текст. Сост. по: www.tusur.ru;www.ifmo.ru;www.eltech.ru;www.unn.ru;www.hse.ru;www.mipt.ru;www.tpu.ru.
сионально-технические училища, колледжи, НИИ, вузы, производственные структуры различных форм организации. В зависимости от этого структура УНПК может выглядеть как «вуз - НИИ - промышленное предприятие», «технический вуз - промышленное предприятие» и т.д.
Основными задачами, стоящими перед УНПК, являются научное обеспечение отраслевых структур, подготовка и повышение квалификации специалистов, интеграция высшего образования, науки и производства с целью повышения эффективности использования потенциала организаций, входящих в состав комплекса. Для решения этих задач УНПК проводит НИОКР, разрабатывает планы научно-исследовательских работ, контролирует их выполнение и решает вопросы финансирования, направляет преподавателей в организации для повышения квалификации специалистов, привлекает работников промышленных предприятий в учебные заведения УНПК на повышение квалификации, способствует трудоустройству студентов и выпускников. УНПК формируются на базе таких вузов, как УГТУ (Орел), НовГУ (Великий Новгород), МФТИ (Москва). Финансирование их инновационной деятельности происходит не только из бюджетных и фондовых средств, но также из прибыли от реализации инновационных продуктов и услуг.
Примером научно-производственной интеграции по схеме «технический вуз - промышленное предприятие» может служить сотрудничество между Дальневосточным федеральным университетом и ОАО «Приморские лесопромышленники» по реализации совместного проекта производства готовых домокомплектов для сборки малоэтажных деревянных домов, ориентированных на разные категории заказчиков. Технология предполагает высокую степень заводской готовности, высокую степень унификации элементов для различных проектов домов и является новой концепцией строительства жилых зданий. Для реализации проекта на базе университета был открыт технопарк «Инновационное домостроение», объединивший усилия специали-
стов различных направлений - архитекторов, строителей, деревообработчиков, энергетиков, механиков. Предполагается также организация научно-производственного объединения, включающего конвейерный завод на базе промышленных цехов «Приморсклеспрома» и инновационную площадку на базе университетского производственного модуля. Основными эффектами от реализации проекта станет создание условий и инфраструктуры для развития малого и среднего бизнеса, новых рабочих мест и занятости студентов (Наука и технологии, 2010). Но пока примеры сотрудничества ПУ и бизнеса единичны.
Попытка реализовать концепцию «тройной спирали» по взаимодействию государства, бизнеса и науки с «чистого листа» была предпринята в 2010 г. путем создания фонда «Сколково» (Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий). Его основная цель - сформировать пул инновационных проектов (компаний) и обеспечить их взаимодействие между собой и с ключевыми субъектами инновационной системы. Это предполагает решение многочисленных задач, основными из которых являются: формирование полного цикла инновационного процесса, включающего в себя образование и научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские разработки и коммерциализацию их результатов; консолидация передовых научных идей и исследовательских разработок мирового уровня, а также интеллектуально-творческих ресурсов, ориентированных на развитие технологий по пяти приоритетным направлениям.
В структуру Сколково входят инновационные кластеры, технопарк, образовательные учреждения и др., но на сегодняшний момент функционируют, хотя и не в полном объеме, только инновационные кластеры и технопарк. В Сколковском институте науки и технологии (СколТех) в июне 2012 г. был произведен первый набор студентов, а формирование университета планируется завершить к 2020 г. Это означает, что в основном развиваются лишь научные исследования, а участие бизнеса ограни-
чивается финансированием (включая венчурное) и формированием инновационного спроса и предложения. Новых функций, которые подразумевает концепция «тройной спирали», этот участник пока не приобрел. Поэтому говорить о каком-либо вкладе Сколково в развитие российской инновационной системы по типу «тройной спирали» еще преждевременно. Кроме того, по-прежнему не решены и другие проблемы, в частности проблема взаимодействия фонда с уже существующими технопарковыми инновационными структурами в технико-внедренческих зонах. Более того, функционирование фонда постоянно сопровождается сообщениями о финансовых и прочих нарушениях, выявленных в ходе многочисленных проверок.
Таким образом, в России процесс превращения традиционных вузов в предпринимательские только начался. Он охватывает в основном ведущие вузы страны, расположенные в крупных городах, и их число пока невелико. В структуре таких вузов стал появляться научно-исследовательский компонент, однако его развитие происходит в большей степени за счет создания инновационной инфраструктуры и в меньшей степени - за счет изменения программ подготовки специалистов и привлечения студентов к научной деятельности. Что касается взаимосвязи вузов с промышленностью, то пока наблюдается в основном линейная модель передачи знаний от университетов промышленности: университеты отвечают за функцию образования и исследований, промышленность - за производство и реализацию, а организации-посредники (при их наличии) - за процесс передачи.
Вместе с тем новая модель, свойственная ПУ, предполагает тесное взаимодействие всех участников процесса, начиная с постановки научной задачи до получения конечного результата. Ключевым понятием становится не передача, а взаимодействие. При этом университет более активно стремится к установлению различного рода взаимосвязей с другими учреждениями, производящими знания, и с возможными внешними заказчиками и потребителями его исследовательских услуг. В свою
очередь промышленные партнеры должны играть ведущую роль в определении направлений исследовательской работы, исходя из потребностей и перспектив развития своей отрасли. Они также выполняют обязательства по созданию благоприятных условий для коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности институтов. Учитывая это и ряд других обстоятельств, можно заключить, что пока еще преждевременно говорить о развитии тройных отношений в системе «государство - бизнес - образование». Мы разделяем точку зрения, что пока прослеживается цепочка парных связей: «государство - государственный сектор науки», «государство -сырьевые отрасли промышленности», «наука - бизнес» (Дежина, Киселева, 2008).
Доминирование государства практически во всех парных взаимосвязях по принципу вертикали, а также ограниченность спроса на инновационные товары существенно затрудняют становление модели «тройной спирали» в России.
Анализируя процесс формирования предпринимательских университетов в России в целом, отметим, что пока он больше генерирует новые проблемы, чем помогает решать уже существующие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мировой опыт свидетельствует о том, что ответом на новые инновационные потребности экономики и бизнеса в области образования становятся предпринимательские университеты - образовательные, научно-исследовательские и производственные центры. В процессе их функционирования активную роль играют бизнес и государство, реализуя тем самым новую концепцию инновационного развития - концепцию «тройной спирали». Кроме того, сегодня они решают широкий круг задач социального и регионального развития.
Формирование предпринимательских университетов происходит различными способами, соответствующими национальным особенностям. Чем выше уровень экономического развития и спрос на инновационную продукцию, тем совершеннее и эффективнее система предпринимательских университетов (и наоборот).
В России процесс формирования предпринимательских университетов находится на начальной стадии, по ряду позиций только около 40 вузов можно отнести к этой категории. К сожалению, недостаточное правовое обеспечение и несогласованность действий по формированию ПУ порождают множество проблем, среди которых:
• неразвитость правовой базы, регламентирующей функционирование предпринимательских университетов и их структур;
• невысокая эффективность инновационных инфраструктур, входящих в состав университетов, ограниченная прозрачность и доступность сведений о результатах их функционирования, включая данные о коммерциализации научной деятельности (число выданных патентов, лицензий, авторских свидетельств и пр.);
• отсутствие усилий по налаживанию деловых взаимосвязей между предпринимательскими университетами и другими организациями, осуществляющими научные разработки (включая институты Российской академии наук), а также коммерциализацию технологий (например, существующие технопарковые структуры в технико-внедренческих зонах).
От решения этих и многих других, смежных с ними проблем будет зависеть ответ на вопрос, сможет ли Россия войти в состав мировых инновационных экономик XXI в.
Литература
Акинфеева Е.В., Голиченко О.Г. Институты производства знаний и процессы функционирования
технопарков // Экономическая наука современной России. 2013. № 1 (60).
Бережная Г.С. Организация научных исследований в Германии // Балтийский регион. 2012. № 3.
Галье Э.-П. Каждый кластер конкурентоспособности составляет пятилетний план // Инновационные тренды. 2011. № 11.
Голиченко О.Г., Клейнер Г.Б., Самоволева С.А. Анализ реализации основных направлений государственной инновационной политики в России (2002-2010 гг.). М.: ЦЭМИ РАН, 2011.
Грудзинский А.О. Университет как предпринимательская организация // Социологические исследования. 2003. № 4.
Дежина И.Г., Киселева В.В. Государство, наука и бизнес в инновационной системе России. М.: ИЭПП, 2008.
Диваева Э.А., Мухамедьяров А. Зарубежный опыт формирования инновационной системы в регионах // Экономика и управление. 2011. №3.
Досужева Е.Е., Лямзин О.Л. О современных особенностях формирования инновационной инфраструктуры с участием вузов в Российской Федерации (часть 2) // Проблемы современной экономики. 2012. № 2 (42).
Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования / Под ред. В.Б. Супяна. М.: Магистр, 2013.
Ицковиц Г. ДНК инновационного развития. ОПЕК.ш. Экспертный портал Высшей школы экономики. URL: http;//www.opec.ru/1335337.html.
Ицковиц Г. Модель тройной спирали // Инновационная Россия. 2011. № 4.
Казанцев А.К. Инновационное развитие университетов: аналитический обзор ведущих российских вузов: научные доклады, № 6 (R)-2012. СПб.: ВШМ СПбГУ, 2012.
Катуков Д.Д., Малыгин В.Е., Смородинская Н.В. Институциональная среда глобализированной экономики: развитие сетевых взаимодействий. М.: Ин-т экономики, 2012.
Конференция «Развитие предпринимательских университетов как системообразующих элементов инновационных территориальных кластеров», октябрь 2012, г. Томск. URL: http:// community.sk.ru/events/1339.aspx.
Лучко М.Л. Развитие инноваций в Швеции: традиции, современность и будущее // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2010. № 1.
Монсан П. Финансовые гранты от исследовательских организаций постепенно исчерпывают себя // Инновационные тренды. 2011. № 11.
Налетова И.В. Метафундаментальный анализ предпринимательских университетов // Аналитика культурологии. 2007. Вып. 8.
Наука и технологии России. Деревянные инновации, 2010. URL: http://www.strf.ru/material. aspx?CatalogId=222&d_no=33900.
Национальный рейтинг университетов 2012/2013 гг. URL: http:// www.univer-rating.ru.
Организация инновационной деятельности в университетах США: Сборник учебно-методических материалов. Н. Новгород, 2011.
Певзнер М.Н., Петряков П.А. Новое общественное управление» в вузах Германии: путь к автономии или утрата академических традиций? // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 3.
Программа «ЭВРИКА». Университет - регион - бизнес: на путях интеграции. М., 2013.
Проект программы Европейской Комиссии ТЕМПУС-IV «Навстречу модели университета исследовательского и предпринимательского типа в системе высшего образования России, Украины и Молдовы» № 144855-TEMPUS-2008-DE-JPHES. Университет исследовательского и предпринимательского типа: европейский опыт для Молдовы, России и Украины, 2011.
Рубин Ю.Б. Высшее образование в России: качество и конкурентоспособность. М.: МФПА, 2011.
Тараканов В.В. Модернизация системы университетского управления: зарубежный опыт // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3: Экономика. Экология. 2007. Вып. 11.
Шансон Г. Центры конкурентоспособности - наиболее значительные элементы французской инновационной системы // Инновационные тренды. 2011. № 11.
Рукопись поступила в редакцию 17.06.2014 г.
ТРАНСФОРМАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЭТИКИ В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
Л.С. Черной
В статье рассмотрены трансформации массовой предпринимательской этики в Новое и Новейшее время. Показано, что социоэкономическое развитие рыночных экономик в эти эпохи последовательно ставило под сомнение как необходимость и возможность устойчивых ограничений предпринимательского активизма с позиций внутренней нравственной нормативности, так и способность институтов государства обеспечивать равные и справедливые правила рыночной конкуренции. Это создает проблему для всей системы институтов взаимного доверия между предпринимателями, а также между предпринимателями и государством, неизбежно сужая возможности планирования и прогнозирования экономического развития.
Ключевые слова: предпринимательская этика, предпринимательские мотивации, гражданские добродетели, нравственный закон, свободная конкуренция, негативные экстерналии, конфликты нормативности, социальная легитимность.
ВВЕДЕНИЕ
Этика предпринимательства, без сомнения, постоянно находится в сфере внимания экономической науки. Однако большинство исследований, которые рассматривают данную проблему с точки зрения теории мотиваций социального действия (Парсонс, 2000), разных форм оппортунистического поведения
© Черной Л.С., 2014 г.