3. В настоящее время в России в туристической отрасли сложилась достаточно неблагоприятная с точки зрения перспектив развития ситуация, при которой наиболее действенным инструментом в конкурентной борьбе оказывается политика снижения цен, а не наращивание долгосрочных конкурентных преимуществ.
Литература:
1. Тарасова Т.Н. Проблема управления конкурентоспособностью микропредприятия туризма / Т.Н. Тарасова // Сибирский торговоэкономический журнал. 2012. №16. С.53-57
2. Всё о туризме и путешествиях [Электронный ресурс]. [сайт]. [2012]. URL: http://profi.travel.ru/stats/inout.html (дата обращения: 25.11.2012).
3. Создание и развитие бизнес-модели [Электронный ресурс]. [сайт]. [2012]. URL: http://www.danilenko.info/tourstat.htm (дата обращения: 25.11.2012).
УДК 332.1
ХАИРОВ Б.Г.
кандидат экономических наук Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, г. Омск
ail: [email protected]
РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ЛОГИСТИКИ В СТАНОВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ МНОГОСТОРОННИХ ПАРТНЕРСТВ
В статье рассмотрены предпосылки внедрения инновационной логистики при формировании региональных кластеров. Становление кластеров многосторонних партнерств властных и предпринимательских структур возможно при внедрении инновационных моделей.
Ключевые слова: инновационная логистика, кластер, инновационная модель, властные и
предпринимательские структуры, многостороннее партнерство.
ROLE OF INNOVATIVE LOGISTICS IN THE REGIONAL CLUSTERS MULTILATERAL PARTNERSHIP
BARI G. HAIROV
Omsk Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation Omsk
In article preconditions of introduction of innovative logistics are considered when forming regional clusters. Formation of clusters of multilateral partnership of power and enterprise structures possibly at introduction of innovative models.
143
Keywords: innovative logistics, cluster, innovative model, power and enterprise structures, multilateral partnership.
Необходимость устойчивого инновационного развития экономики России диктуется принципиальными особенностями страны. Появление предпосылок становления многосторонних партнерств в последние годы, расширение внутренней и международной торговли, а также интеграция России в глобальный мировой рынок формируют необходимость логистики с использованием инновационного подхода.
Экономическая политика России ориентирована на увеличение числа инновационных предприятий и повышение социального уровня развития страны. При анализе качества развития используем концепцию теории стадий роста, согласно которой экономическое развитие проходит три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Доминирующими отраслями доиндустриального развития являются добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыбная, лесная, горно-добывающая промышленность. В индустриальной стадии доминируют перерабатывающие отрасли: машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность и пр. В постиндустриальной стадии основными отраслями, на которых базируется экономическое развитие, становятся отрасли нематериального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение и др. Характерными чертами постиндустриального общества становятся относительное снижение производства товаров и увеличение оказания услуг рост наукоемкости производства, повышение уровня квалификации персонала, опережающая интернационализация производства. Однако в России в настоящее время происходят два противоположных по направленности процесса: деиндустриализация и рост удельного веса сектора услуг Падение удельного веса перерабатывающих отраслей, с одновременным укреплением добывающих, является вынужденным и негативно сказывается на развитии российской экономики. Данный тренд смещает отечественную экономику с преимущественно индустриальной на доиндустриальную стадию развития, что свидетельствует не о прогрессе, а о регрессе. В то же время в российской экономике происходит рост удельного веса услуг торговли и финансовых учреждений, что характерно в целом для постиндустриальной стадии развития общества [1].
Таким образом, главным фактором для внедрения современных инструментов управления экономикой России, в том числе инновационной логистики, становится не наличие ресурсов, а эффективность их использования, что возможно при взаимодействии властных и предпринимательских структур в форме многостороннего партнерства. Появляется необходимость определения вектора условий и направлений развития многостороннего партнерства.
В последние годы укрепилась зависимость государственного бюджета РФ и соответственно российской экономики от курса американской валюты, что объясняется экспортной ориентированностью нашей страны на минеральное сырье. Так, наблюдается прямая зависимость стоимости нефтепродуктов на мировых рынках, доллара США и бюджета РФ. Желание укрепить позиции на мировых рынках и усилить политическое влияние требует от руководства США постоянного взаимодействия, точнее конкурентной борьбы с ведущими странами, к которым относится и Россия.
144
Различные доктрины и программы США послевоенного времени середины прошлого столетия направлены на консервацию собственных ресурсов и поиск новых источников за рубежом за счет усиления собственных ТНК в других странах и разработки более эффективных методов по добыче и переработке полезных ископаемых не на территории своей страны. Угроза, исходящая от такой консервации ресурсов для России велика, поскольку, если США увеличит добычу и экспорт на мировой рынок полезных ископаемых и продуктов их переработки, то это снизит их стоимость, что будет способствовать снижению поступлений в бюджет РФ от экспорта минерального сырья. Данная ситуация определяет постоянную угрозу для отечественной экономики, но современные мировые посткризисные явления отдаляют американскую внешнеэкономическую политику от реализации подобных сценариев, так как снижение цен на минеральное сырье на мировых рынках повлечет за собой и снижение курса доллара США, что совершенно не будет способствовать укреплению экономики Запада в ближайшее время.
В целях ликвидации посткризисных явлений в России существует Стабилизационный фонд, который в целях диверсификации рисков размещается в большинстве своем в западных ценных бумагах и составляет 4,7 трлн. рублей.
Решение задач, стоящих перед российской экономикой, возможно при использовании средств данного фонда, вывод средств из западной экономики в полном объеме невозможен, так как снижение курса доллара США негативно скажется на бюджете РФ, а также при выводе всей суммы сразу снизит реальную стоимость на 30-40%.
Перед властными структурами РФ стоит задача по оперативному и эффективному распределению бюджетных средств Стабфонда по отраслям экономики России, достижение рентабельного производства к 2015 году в целях минимизации рисков дальнейшего внешнеэкономического взаимодействия и стабилизации экономики страны.
Программа развития России до 2020 года определяет приоритетными такие товарные отрасли, как машиностроение, медицинская, деревообрабатывающая и пищевая промышленность, ресурсные - черная и цветная металлургия, лесная и рыбная промышленность, сельское хозяйство, инфраструктурные - транспорт, информационные системы и технологии, энергетика. Достижение необходимого уровня индустриализации требуетотвластныхструктурнаправлениябольшейдолисредствфондавтоварныеотрасли промышленности. Это целесообразно, однако ресурсные отрасли также необходимы и открыты для участия в них предпринимательским структурам, соответственно. инфраструктурные остаются приоритетом государства, поскольку требуют больших капиталовложений, что не всегда является возможным для предпринимателей. Таким образом,снизитсячислоучастниковбанковскогосекторавсвязисоснижениемдоходности самих банков, однако останутся такие регуляторы, как Сбербанк и другие конгломераты, работающие на принципах многостороннего партнерства.
Многостороннее партнерство может стать эффективной формой взаимодействия властных и предпринимательских структур, учитывая существующие и предстоящие тенденции мировой и отечественной экономики.
Уровень логистизации партнерств не отвечает современным требованиям. Имеет место принципиальная проблема развития инновационной конкурентоспособной инфраструктуры, методов и механизмов многосторонних партнерств.
Важным и перспективным направлением при внедрении логистики многосторонних партнерств является применение современных логистических
145
методов и инновационно-ориентированных технологий, экспертиза инновационных проектов, экспертная экономическая оценка издержек и оптимизация функциональных объектов транспорта, их экономический мониторинг, прогноз и оценка уровня экономических и технологических рисков.
На современном этапе отсутствуют соответствующие элементы внедрения инноваций в элементы логистики, являющихся базовыми элементами системы поддержки принятия экономически и технологически обоснованных решений при функционировании многосторонних партнерств, предопределяющих стратегический курс инновационного развития России. Очевидно, что такое положение дел негативно влияет на развитие региональных кластеров [2].
По мере глобализации экономических отношений различных хозяйствующих субъектов, в динамике среды многосторонних партнерств присутствует неопределенностьинепредсказуемостьееизменений,чтоопределяетдополнительные требования к экономико-математическому аппарату логистизации процессов.
Предлагаемые инновационные механизмы и технологии, их информационноаналитический инструментарий с гармонизацией экономических, инновационных, логистических, экологических и других должны обеспечивать жизненный цикл многосторонних партнерств, разрешать в инновационном контексте задачи различных процессов в рамках стратегических программ регионального развития с целью формирования инновационных кластеров в регионе.
Многосторонние партнерства как многофункциональные системы должны решать задачи выбора наиболее рациональных, экономически и технологически обоснованных базовых процессов, возможных инновационных траекторий их развития с оценкой прогноза, экономических рисков и результативности хозяйственной деятельности, достаточности ресурсного обеспечения, понятных государственным и предпринимательским структурам.
Выбор логистики построений инновационных процессов многосторонних партнерств должен учитывать специфику, глобализацию и интеграцию, геоэкономический, социальный, демографический, организационно-экономический и технологический уровни, степень прогноза и управления рисками каждого участника.
Такимобразом,построениеинновационныхмоделейявляетсянеобходимостью внедренияуникальныхноваторскихтехнологийипринципиальноновыхпроизводств, диктуемых современными тенденциями экономики.
Возникновение рисков определяет соответствующие принципы построения инновационных моделей, возрастает необходимость в их практическом применении. Появляется потребность в своевременном определении риска устаревания продукции и соответствующих экспертов в данном вопросе. Таким образом, особенности и различия инновационных моделей диктуют необходимость построения и применения существующих методов социально-экономического анализа, определения новизны и возможности адаптации совместных инновационных проектов властных и предпринимательских структур, что возможно при рассмотрении идентичных проектов.
Наличие неопределенности в инновационных проектах многосторонних партнерств способствует корректировке на ранних стадиях разработки и, соответственно, логистизации.
При построении инновационных моделей инвестиционных проектов появляется необходимость в правильности определения новизны и соответствующего информационногопотока,чтохарактеризуетвысокуюнеопределенностьсоциально-
146
экономического результата на всех стадиях инновационного цикла. Присутствие вариантов модификации при построении инновационных моделей на всех стадиях жизненного цикла инвестиционного проекта определяет условия адаптации и оперативной переоценки и пересмотра на следующих стадиях. Прогнозирование в инновационном моделировании характеризуется альтернативностью, неопределенностью и многовариантностью.
Определения вектора инновационной модели в различных проектах характеризуется непрерывным совершенствованием на всех этапах деятельности: изменение продукта по мере накопления опыта его производства, внесение изменений в конструкцию на стадии диффузии в другие производства в целях более успешного применения и перманентная модернизация первого образца при совершенствовании технологических процессов и организационных структур.
По мере внедрения новшества обнаруживаются новые качества, а также новые возможности, что не должно являться случайным при построении инновационных моделей, те. выделение индивидуального нововведения как единицы наблюдения и анализа должно быть системным и массовым для инвестиционных проектов. Это объясняется сложностью процедуры на современном этапе, где вычленение одного новшества и взаимосвязанных множественных элементов инновационной деятельности сложно как с позиций организационной последовательности, так и альтернативности и динамичности трансформаций. Интенсивные исследования отдельного вида инноваций вызывают преломление вектора поиска и сложную гамму сопутствующих частичных, менее радикальных, новшеств. Таким образом, опыт и множество вариантов выстроят инновационную модель и потребуют постоянного управления.
Анализ особенностей инновационных моделей показывает необходимость единого результативного управления, т.е. необходимые и достаточные условия: принципиальная новизна, адаптация, различные эффекты. Так,
многокритериальность может требовать в процессе реализации проекта частичного или полного пересмотра ряда критериев в течение всего цикла жизни инновации. Инновационная модель должна ориентироваться на наибольшее число критериев.
Инновационное моделирование должно основываться на анализе влияния на изменения доходности и риска всей совокупности активов и пассивов инвестиционного проекта, поскольку возможные сочетания этих решений могут значительно изменять характеристики всей модели. Совокупность элементов модели позволит эффективно проводить анализ возможностей и оптимизацию параметров экономических рисков. Результатом внедрения инновационной модели можно считать достижение наилучших эффектов при проектных изменениях и подстановке различных элементов [3].
Непрерывный характер развития экономики определяет необходимость изменения способов и форм организации бизнеса и использования новых концепций его реализации. Современная экономика базируется на инновациях, информационных технологиях, мобильности факторов производства и имеет экологизированную основу и сущность.
Динамизм рыночного окружения требует радикальной реструктуризации компаний, формирования системы равноправного взаимодействия производителя (продавца) и клиента на основе высококомплементарных отношений между участниками рыночного пространства и управления этими отношениями, базирующегося на инициативной стратегии активного роста. Ее ключевыми
147
характеристиками являются: увеличение рыночных долей и прибыли, непрерывное улучшение качества труда и новых продуктов, высокая производительность труда, низкие затраты ресурсов, ускоренная реакция на изменения потребностей рынка, минимальный объем запасов и потерь, предельно ориентированные на потребителя организация и управление с минимальным числом его уровней, что указывает на неизбежность трансформации иерархических образований в плоские структуры, отличающиеся прозрачностью, меньшим временем принятия управленческих решений и большей адаптивностью.
Мировой опыт свидетельствует об освобождении от неэффективных форм и методов организации деятельности хозяйствующих субъектов. В мире происходит постоянныйростчислановаторскихмалыхорганизаций,болееполноудовлетворяющих требования сегодняшнего дня. Крупные компании, занимающие приоритетные рыночные позиции, в свою очередь, активно перестраивают свои производственные процессы, решительно сокращают лишние звенья управленческой иерархии и активно сосредотачивают свои усилия на реализации ключевых компетенций.
Анализ особенностей инновационных моделей, формируемых инновационной логистикой, используемых в становлении региональных кластеров показывает необходимость единого результативного управления, т.е. необходимые и достаточные условия: принципиальная новизна, адаптация, различные эффекты, что позволит из альтернативных вариантов выбирать лучший.
Литература:
1. Метелёв И.С. Конкурентоспособность субъекта предпринимательской деятельности: сущность, методы, факторы и критерии оценки // Проблемы современной экономики. 2011. №1.
2. Хаирова С.М. Маркетинговое и логистическое обеспечение услуг транспортноэкспедиционных организаций региона // Вестник СибАДИ. 2012. № 24.
3. Хаиров Б.Г Экономико-математическая модель эффективного взаимодействия органов государственной власти и предпринимательских структур в лесопромышленном комплексе России // Проблемы современной экономики. 2008. №2.
УДК 366.54: 342.25
ШУВАРАКОВ А.С.
аспирант
Сибирский университет потребительской
кооперации
г. Новосибирск
e-mail: [email protected]
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ФОРМИРОВАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПРАВА
В статье представлен взгляд на роль органов местного самоуправления в структуре национальной системы защиты прав потребителей и формировании потребительского права. Исследуется
148