5.http://omsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ omsk/ru/statistics/organizations/ (дата обращения: 06.04. 2013)
PECULIARITIES OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN THE OMSK REGION
I. A. Teterina
Considered are the peculiarities of the development of small and medium-sized businesses in the Omsk region. Particular features of the business environment in Omsk and Omsk region.
Key words: Entrepreneurship, micro-enterprise, a small enterprise medium enterprise, business climate of the region, the specificity of the region.
Bibliographic list
1. Lapysta M, Small business [Text]: a textbook / M, Лапуста, Yu. L. Starostin, 2007. - 7 p.
2. http://www. nisse. ru/business/article/article_1998 .html (reference date: 12.04.2013)
3. http://ecpol. ru/index. php/2012-04-05-13-39-38/2012-04-05-13-40-11/511-predprinimatelskij-klimat-v-strane-zeleneet (reference date: 11.04.2013)
4.http://www.finansy.ru/publ/macro/002asaul.htm (reference date: 03.04. 2013)
5.http://omsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ omsk/ru/statistics/organizations/ (reference date: 06.04. 2013)
Тетерина Ирина Алексеевна - аспирант Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ). Основные направления научной деятельности: Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства России. e-mail: Teterina_ia@sibadi. org
УДК 334
ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ЛОГИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА
ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ПРИ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ВЛАСТНЫХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
Б. Г. Хаиров
Аннотация. В статье отражается формирование инновационных потоков в отраслях экономики России, что требует применения соответствующих инструментов и форм при сотрудничестве властных и предпринимательских структур. Это возможно при организации инновационного логистического кластера, в том числе в лесопромышленном комплексе.
Ключевые слова: кластерный подход; сотрудничество властных и предпринимательских структур; инновационный логистический кластер; логистическая сеть, система.
Введение
Становление цивилизованной
инновационной экономики России требует развития логистических сетей с их дальнейшим преобразованием в системы, основанные на партнерских отношениях. Процесс глобализации диктует необходимость развития инновационной модели в стране, что является важнейшим условием перехода на более конкурентоспособный
постиндустриальный этап развития экономики, где формируется «экономика знаний» и утрачивает значение ресурсный фактор.
Происходящие изменения структуры воспроизводства обусловлены
интенсификацией процессов отраслевой и территориальной интеграции. Национальные хозяйства развиваются как все более открытые системы. В этих условиях стабильность и сбалансированность общественного
воспроизводства все в большей мере определяются масштабами (широтой) рынка, развитием территориальной структуры воспроизводства. В этой связи возникает вопрос относительно направлений развития структуры общественного воспроизводства.
Концепция кластеров фокусируется на связях и взаимозависимостях между участниками цепочки ценностей, возникающих в процессе производства продукции, услуг и инноваций, и выходит за рамки обычных горизонтальных сетевых структур, рассматриваемых в отраслевом анализе. Кластерный подход позволяет выявить потенциальных участников экономических кластеров, а также наиболее целесообразные формы их взаимоотношений. Близкое расположение и неофициальные локальные связи участников обусловливают большую гибкость и эффективность функционирования
кластерных образований. Кластерный подход показывает, как формируется сеть сотрудничества властных и
предпринимательских структур,
принадлежащих одной или нескольким отраслям в рамках определенной территории в целях эффективной реализации конкурентных преимуществ. Взаимосвязи и обмен в кластере сильнее влияют на рост производительности, чем масштабы работ отдельных субъектов. Таким образом, территориально-производственному кластеру характерна сетевая форма, а территориально-инновационному - системная.
Основная часть
Кластерный механизм предлагается как инструмент повышения инновационного потенциала сотрудничества властных и предпринимательских структур. Для экономики кластеры играют роль точек роста. Когда один или несколько экономических субъектов достигают конкурентоспособности на рынке, они распространяют свое влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей, конкурентов. В свою очередь, успехи окружения оказывают положительное влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данного
экономического субъекта. Таким образом, формируется сеть или система более высокого уровня [5].
Кластерный подход позволяет более полно использовать сырьевой, кадровый и трудовой потенциалы. Кроме того, такая модель производства, как кластер, дает возможность снизить издержки за счет ряда системных преимуществ, к которым можно отнести, в первую очередь, совместное использование объектов инфраструктуры, услуг, складских площадей, кадровых ресурсов и оптимальных логистических схем; комплексное планирование сырьевых ресурсов и сбыта готовой продукции; эффективное получение, накопление и использование знаний [4].
Отличительной особенностью
инновационного логистического кластера является эффект синергии между участниками кластера, основанного на паритетном партнерстве [2].
В кластеризации предпринимательских сетей или систем необходимым условием является частно-государственное
сотрудничество, в рамках которого внимание уделяется повышению конкурентоспособности не только отдельных организаций, но и всей производственной цепи, что способствует рационализации производственно-рыночных
процессов, а при системе - совершенствование инновационных процессов [3].
Существуют две модели кластерной политики: англо-саксонская, предложенная М. Портером (основана на самоорганизации экономических агентов; роль государства сводится к устранению барьеров на пути их развития и не предполагает прямого государственного вмешательства),
и континентальная (активное участие
государства в выделении кластеров, финансировании программ их развития и т. п.).
На сегодняшний день концепция развития кластеров используется как ключевой элемент стратегий экономического развития многих стран мира. Так, в частности, полностью кпастеризированы датская, финская, норвежская и шведская промышленность. Успешно функционируют отдельные кластеры в Германии (химия и машиностроение) и во Франции (производство продуктов питания, косметики), в Сингапуре (нефтехимия), в Японии (автомобилестроение) и в ряде других стран мира. В процессе развития находятся многоотраслевые территориальные кластеры в США и КНР. Например, ведущие предприятия в «Шанхайской зоне» КНР работают по специальной модели производства, когда предприятия кластера находятся в одном регионе, но при этом максимально используют природный, кадровый и интеграционный потенциалы соседних регионов [1].
Для этого в современных условиях экономического развития на базе кластеров должен достигаться консенсус
стимулирования кластеров между властными и предпринимательскими структурами.
Особой проблемой остается развитие инновационного потенциала в отраслях и регионах Российской Федерации. Принимаемые региональные программы и коммерческие проекты инновационного развития наталкиваются на существенные трудности. В России, регионы, обладая богатейшими запасами минерально-сырьевых, лесных и рекреационных ресурсов, имея большое количество инновационных проектов, разрабатывают комплексные программы поддержки и развития предпринимательства во всех сферах хозяйственной деятельности. Но, несмотря на сложившуюся ситуацию в регионах развитие предпринимательства сдерживается множеством различных факторов, совокупность которых формирует ту хозяйственную среду, которая в настоящее
время является неблагоприятной для развития инновационного
предпринимательства. В числе этих факторов следует выделить, в первую очередь, те из них, которые связаны с недостатками в области государственной поддержки предпринимательства. Важным недостатком в организации государственной поддержки малого предпринимательства является фрагментарность сложившейся в регионах инфраструктуры для малого и среднего предпринимательства, отсутствие в ней или слабое развитие ряда ее основных звеньев - стимулирование спроса, эффективное сотрудничество бизнеса, власти и общества, лишающее ее свойств системности. Таким образом, в целях формирования инновационной экономики необходимо использование кластерного подхода при сотрудничестве властных и предпринимательских структур, основанного на развитии инновационных проектов.
Кластеры в их организационно-экономическом взаимодействии играют большую роль в устойчивом развитии отрасли или региона.
В Концепции стратегии долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации до 2020 г. выявление и стимулирование развития возникающих территориально-производственных кластеров рассматривается как одно из важнейших направлений, которое целесообразно для дальнейшего формирования
территориально-инновационных (инновационных логистических) кластеров.
Опыт различных стран свидетельствует об отсутствии единых унифицированных механизмов по созданию, развитию и стимулированию кластеров. Поэтому для реализации вектора модернизации лесопромышленного комплекса на базе кластерных принципов необходима разработка обоснованной организационной кластерной политики, включающей детальный механизм формирования и государственной поддержки кластеров применительно к российским условиям.
Кластерная структура экономики и создание системы ее развития являются промежуточным шагом на пути становления современной инновационной экономики. В условиях все более усложняющейся конкурентной борьбы участники кластера объединяют свои ресурсы и ресурсы
финансовых институтов для создания новой продукции, достижения большей
экономической эффективности и получения доступа к новым технологиям и новым рынкам. Результатом деятельности кластера является диффузия инновационной активности от одного субъекта хозяйственных отношений к другому, поэтому кластеры, как инновационные точки роста, могут стать той основой, на которой может быть сформирован лесопромышленный комплекс и национальная инновационная система в целом.
Механизм формирования сотрудничества предпринимательских и властных структур в инновационном логистическом кластере лесопромышленного комплекса должен быть построен на основе совокупности конкретных форм, методов управления, организационных структур и правовых норм. Формулировку основополагающих условий и направлений формирования инновационного логистического кластера определяет организационно-экономический механизм частно-
государственного сотрудничества в лесопромышленном комплексе (рис. 1.).
Автором выделены составляющие механизма формирования сотрудничества предпринимательских и властных структур в инновационном логистическом кластере лесопромышленного комплекса: формы (сервисные контракты, управляющие контракты, аренда и временная передача прав, концессионные соглашения, участие в капитале); методы (административно-законодательные, финансово-
экономические); структура; нормативно-правовая база.
Формирование кластеров в
лесопромышленном комплексе позволяет решать не только отраслевые задачи, но и способствует многополярному распределению точек роста по территориальному признаку, и тем самым обеспечивает равномерность и сбалансированность пространственного
развития.
В целях согласования действий и координации сотрудничества
предпринимательских и властных структур в инновационном логистическом кластере лесопромышленного комплекса, предлагается создание организационной структуры -логистический центр, который позволит всем заинтересованным лицам действовать на паритетных условиях (рис. 2.).
Основополагающие условия формирования инновационного сотрудничества предпринимательских и властных структур в лесопромышленном комплексе
Создание структуры на принципе паритетности -Логистический центр лесопромышленн ого комплекса
Формирование и совершенствование нормативно-правовой базы сотрудничества предпринимательских и властных структур в лесопромышленном комплексе
Применение форм
сотрудничества власти и бизнеса в лесопромышленно м комплексе на
принципе паритетности
Использование административно-законодательных и финансово-экономических методов, направленных на развитие лесопромышленног о комплекса
Направления развития сотрудничества предпринимательских и властных структур
т.
Разработка Формирование рыночных Выработка единой политики, Создание
мероприятии структур, содействующих направленной на развитие льготных
и программ, функционированию лесопромышленного условии
направленных логистического центра комплекса представителями для
на развитие лесопромышленного сотрудничества предприя-
сбыта комплекса предпринимательских и тии
продукции властных структур
Рис.1. Основополагающие условия и направления развития инновационного логистического кластера лесопромышленного комплекса
Законодательное Собрание Омской области
Правительство Омской области
Банки, лизинговые компании, другие финансовые коммерческие структуры
Управление дорожного хозяйства по Омской области
ВУЗы, средние специальные учебные заведения, колледжи Омской области
Логистический центр лесопромышленн ого комплекса
Предпринимательские
структуры лесопромышленного комплекса Омской области
Ассоциации, союзы лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий Омской области
ОАО «Банк закладных логистического центра лесопромышленного комплекса
Закрытый паевой инвестиционный фонд «Лесные дороги»
ОАО «Омсклесэкспо»
Участники Азиатского рынка сбыта
Рис. 2. Сотрудничество в инновационном логистическом кластере лесопромышленного комплекса Омской области
Создание логистической системы инновационного логистического кластера представляется как выбор имеющихся альтернатив и выстраивание цепочки участников рынка лесопромышленного комплекса. Выбор может осуществляться в рамках бизнес-процессов, определяющих развитие лесопромышленного комплекса, но в любом случае неотъемлемой составляющей стратегий выбора будет являться интеграция деятельности участников. Таким образом, логистический центр выступает
координатором данного сотрудничества.
Определены функции логистического центра применительно к лесопромышленному комплексу Омской области: учреждение и управление ОАО «Омскпесэкспо», ЗПИФ «Лесные дороги», ОАО «Банк закладных логистического центра лесопромышленного комплекса»; лоббирование бизнес-проектов предпринимательских структур Правительства Омской области в Правительстве и Инвестиционном фонде Российской Федерации; участие в разработке единой политики развития лесопромышленного комплекса Омской области; организация привлечения дополнительных инвестиций; изучение рынков сбыта, труда, инноваций и т.д.
Существующие предпринимательские и властные структуры лесопромышленного комплекса будут сотрудничать в институциональной структуре инновационного логистического кластера в рамках своих функциональных полномочий. Сотрудничество логистического центра с названными участниками автор представил как открытую архитектуру, позволяющую уточнить их функции применительно к новым условиям партнерства, а также создать возможности расширения круга партнеров.
Таким образом, созданный логистический центр позволит оптимизировать ресурсные потоки в лесопромышленном комплексе, что в свою очередь будет способствовать сочетанию интересов производителей и потребителей, формируя соответствующую инфраструктуру институционально-
функционального обеспечения
инновационного логистического кластера.
Обеспечение системности сотрудничества предпринимательских и властных структур в лесопромышленном комплексе автор рекомендует реализовать на принципе паритетности, отличающегося от
существовавших централизованного
управления и стихийного рынка, в рамках функциональных возможностей нового
организационно-экономического механизма -инновационного логистического кластера.
Заключение
Современное стремление российской экономики к отраслевым преобразованиям логистических сетей и систем требует постоянного мониторинга и модернизации, так как аспекты постиндустриальной экономики порой не совместимы с реальной деятельностью экономических субъектов в России.
Поставленные в концепциях и программах развития российской экономики задачи требуют создание соответствующих организационно-экономических условий по созданию и совершенствованию логистических сетей и систем, где территориально-производственному кластеру характерна сетевая форма, а территориально-инновационному - системная.
Таким образом, кластерный подход способствует повышению инновационного потенциала отрасли, которое возможно при паритетном сотрудничестве властных и предпринимательских структур, при наличии соответствующих форм; методов; структуры; нормативно-правовой базы.
Библиографический список
1. Дворцов В. И. Пространственное развитие территорий на основе кластерных технологий // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - №2.
2. Хаиров Б. Г. Формирование отношений властных и предпринимательских структур региона на принципах логистического администрирования // Вестник СибАДИ. - 2012. -№ 5 (27). - С. 148-152.
3. Хаиров Б. Г. Логистические потоки взаимодействия власти и бизнеса в развитии многосторонних партнерств // Российское предпринимательство. - 2013. — № 7 (229). — С. 18-24.
4. Хаирова С. М. Развитие маркетингового и логистического подходов в управлении материальными потоками// Российское предпринимательство. -2005. - № 5 (65). -С. 67-72.
5. Хаирова, С. М., Формирование логистической сети образовательных учреждений для инновационной экономики региона. -Официальная ежегодная конференция Российско-Германского Научного Логистического сообщества. 11-14 мая 2011 г. - г. Бремен, С.461-471
ORGANIZATION OF INNOVATIVE LOGISTICS CLUSTER TIMBER INDUSTRY IN COOPERATION AUTHORITIES AND BUSINESS STRUCTURES
B. G. Khairov
The article reflects the formation of innovation flows in the sectors of the Russian economy, which requires the use of tools and forms of cooperation with the authorities and business organizations. This is possible in the organization of innovative logistics cluster, including the timber industry.
Keywords: cluster approach, collaboration and business structures of power, an innovative logistics cluster, logistics network system.
Bibliographic list
1. Dvorcov V. I. The spatial development of the regions based on cluster technology // Management in Russia and abroad. - 2008. - № 2.
2. Hairov B. G. Formation of government relations and business organizations in the region on the principles of logistics management // Vestnik SibADI. -
2012. - I№ 5 (27) -P. 148-152.
3. Hairov B. G. Logistics flows of interaction between business and government in the development of multi-stakeholder partnerships // Russian Entrepreneurship. -
2013. - № 7 (229). - P. 18-24.
4. Hairova S. M. The development of marketing and logistics approaches to materials management // Russian Entrepreneurship. - 2005. - № 5 (65). -P. 67-72.
5. Hairova, S. M., Formation of the logistics network of educational institutions for the innovation economy of the region. - The official annual conference of the German-Russian Scientific Logistics community. 11-14 May 2011 - Bremen, P.461-471
Хаиров Бари Галимович - кандидат экономических наук, заместитель директора по научной работе Омского филиала Финуниверситета. Основное направление научных исследований - предпринимательство, логистика, инновации; общее количество публикаций - 71; адрес электронной почты [email protected]
УДК 336
МЕСТО РИЕЛТОРА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Т. В. Чибикова
Аннотация. Статья содержит анализ риелторской деятельности как элемента общей предпринимательской системы. В статье рассматриваются факторы, обуславливающие спрос на риелторские услуги с точки зрения особенностей рынка недвижимости. Делается вывод о необходимости использования компетентностного подхода в риелторской деятельности.
Ключевые слова: предпринимательство, риелтор, атрибуты физической материи, экономическая система, компетентностный подход.
Введение
Предпринимательство (enterprise) - это 1. Предпринимательская организация, частная или государственная (общественная). 2. Сочетание инициативности, предвидения и желания рисковать, которое необходимо для успешной предпринимательской деятельности [1].
Риелтор (англ. realtor, от realty — недвижимость), агент или фирма, специализирующаяся по продаже и покупке недвижимости. В обязанности риелтора входят юридические консультации, оценка недвижимости, подбор нужного клиенту варианта, проведение расчетов через банк и оформление всей необходимой
документации [1].
Риетлорство можно рассматривать как вид предпринимательской деятельности, специализирующийся на предоставлении услуг по организации сделок на рынке недвижимости, где риелторы выступают посредниками.
Основная часть
Предпринимательство является частью экономической системы, которая в свою
очередь существует как составной элемент общей пространственно-временной системы: физического материального мира.
Обратимся к физическому пониманию «материи» (в русло которого попадает в том числе предпринимательство), лежащей в основе любого физического процесса. Основными атрибутами материи являются общепризнанные: качество, количество, пространство, время, движение (рис.1.), которые не существуют вне материи.
Рис. 1. Атрибуты материи
Материальное физическое пространство преобразовывается в экономическую систему и происходит усложнение атрибутов,