ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИх СИСТЕМ (СЕТЕЙ)
И ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА ВЛАСТИ И БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ)
Б.Г. Хаиров,
старший преподаватель кафедры финансов и кредита Омского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,
кандидат экономических наук [email protected]
В статье отражена взаимосвязь логистических сетей, систем и соответствующей формы сотрудничества власти и бизнеса на примере лесопромышленного комплекса. Дана характеристика возможных форм сотрудничества властных и предпринимательских структур, таких как территориально-производственные комплексы и кластеры. Рассмотрено влияние различных этапов развития логистики на сотрудничество власти и бизнеса в лесопромышленном комплексе России.
Ключевые слова: логистическая сеть, система, лесопромышленный комплекс, территориально-производственный комплекс, территориально-инновационный кластер, инновации
УДК 334.7 ББК 65.40
Сотрудничество с государством, партнерами по бизнесу, потребителями и обществом с целью формирования взаимовыгодных отношений в логистической системе или сети должно стать основой предпринимательства с учетом мировых тенденций развития экономики.
Необходимость налаживания эффективного сотрудничества этих субъектов хозяйствования вызвана особенностями современного этапа развития мировой и отечественной экономики: глобализацией хозяйственных систем, возрастающей открытостью рынков, ограниченностью ресурсов, внедрением информационных технологий. Становление отношений сотрудничества способствует активизации потенциала бизнеса, его встраиванию в конкурентную среду, как путем реализации стратегий интеграции, так и путем формирования логистических сетей. Перечисленные задачи вряд ли будут решены без активного регулирующего участия государства в хозяйственной деятельности предпринимательских структур на условиях паритетного сотрудничества.
Стратегией развития отечественной промышленности являются инновации, и как следствие повсеместное развитие промышленных отраслевых кластеров, которые в мировой практике являются локомотивами перехода от индустриального уклада к постиндустриальному экономическому развитию.
В прошлом столетии точками роста российской экономики были территориально-производственные комплексы, функционировавшие на основе планирования и кооперации между отраслями промышленности. С переходом к рынку в России обозначился процесс ускоренной адаптации экономики к условиям глобализации, свободной конкуренции
и постиндустриальным требованиям развития. Так, на наш взгляд, в России получила развитие сфера услуг, имеется достаточный наукоемкий потенциал, но не наблюдается индустриализация промышленности, необходимая для перехода к постиндустриальной экономике (табл. 1).
Стратегическая проблема развития российских интегрированных предпринимательских структур в форме кластеров — несоответствие принципам функционирования конкурентной среды. Устоявшимися факторами такой динамики являются низкая эффективность взаимодействия предприятий внутри технологических цепей, высокий процент износа активной части основных фондов, неритмичность производства, низкая гибкость в отношении удовлетворения спроса на продукцию [1]. Появляется несогласованность в российской экономике принципов партнерства и конкуренции, в том числе с мировыми тенденциями сотрудничества предпринимательства с государством и эффективной формой постиндустриальных стран — кластерами.
Достижение стратегических целей бизнеса становится возможным при интеграции логистических систем на основе сети. Работа компании в рамках логистических сетей представляет ряд преимуществ, которые приводят к существенному снижению общих затрат с одновременным повышением качества функционирования всей системы. В современных условиях успех компании зависит не только от наличия собственных ресурсов, но и умения привлекать ресурсы и рыночные возможности других участников цепочки поставок на основе партнерского сотрудничества [9], т.е. паритетности, что позволит контролировать потоки в цепях поставок по новым целевым критериям.
Таблица 1
Сравнительная характеристика логистических систем и логистических сетей
Ключевые характеристики Логистическая система (системная форма) Логистическая сеть (сетевая форма)
Автономность сторон в рамках сотрудничества отсутствует присутствует
Методы управления административные рыночные
Интеграция вертикально-горизонтальная горизонтальная
Длительность взаимоотношений долгосрочные/среднесрочные среднесрочные/краткосрочные
Форма сотрудничества участников партнерство взаимодействие
Основа взаимодействия общие цели и взаимозависимость индивидуальные цели и независимость
Используемый ценовой механизм совместное ценообразование конкурентное ценообразование
Договорные отношения регламентируют партнерство регламентируют взаимодействие
Степень равноправности взаимоотношений Участники сосредотачивают усилия только на ключевых компетенциях Использование коллективных активов нескольких участников, расположенных на разных стадиях стоимостной цепочки
28 1
В современной практике развитие интеграционных процессов происходит в условиях образования логистических цепей. Как показывает опыт, они гораздо мобильнее, чем административные организации, и одновременно лишены недостатков нескоординированного рыночного обмена, который реализуется не путем дискретных операций обмена и не через административные процедуры, а на основе взаимосвязей между членами логистической цепи, базирующихся на принципах взаимопомощи, взаимной выгоды и доверия.
Логистическая сеть имеет горизонтальную направленность в отличие от логистической системы. На наш взгляд, отличительные характеристики логистических сетей позволят определить наиболее эффективную форму сотрудничества власти и бизнеса на современном этапе развития (табл.1). Сетевая форма организации логистики должна рассматриваться с точки зрения формирования достаточно гибкой полицентрической структуры, позволяющей входящим в нее юридически независимым компаниям, имеющим собственные цели, конкурировать между собой, привлекать новых партнеров и одновременно организовывать и координировать деятельность своих членов. При этом взаимодействие с партнерами строится на использовании рыночных механизмов, а не административных процедур [2].
В мировой экономике происходит трансформация взаимодействия экономических сфер воспроизводства и обращения, стимулированная общим сдвигом в развитии экономики в целом. Формирование макрологистических систем становится средством эффективного удовлетворения большого диапазона потребностей, в связи с чем создание систем, основанных на логистической концепции, в ряде регионов мира становится важной составляющей инновационного развития экономики этих стран.
Таким образом, для создания партнерства в рамках сетевого взаимодействия должна быть создана новая система на принципах паритетности, куда войдут существующие логистические сети, которые существовали как автономные структуры и осуществляли сотрудничество на конкурентных условиях своих участников (рис. 1).
Рис.1. Создание логистической системы на принципах паритетности
На первом уровне, в призме сотрудничества властных и предпринимательских структур, субъекты экономики выбирают сами внутриорганизационную форму в виде логистической сети или системы, ограничиваясь достижением своих первоочередных задач.
Второй уровень определяется конкурентным сотрудничеством в рамках единой логистической сети в форме частно-государственного или государственно-частного партнерства. Субъекты сети в отдельности не имеют конкурентных преимуществ, они независимы друг от друга и ими движет сотрудничество, ориентированное на новый результат. Происходит включение отдельных субъектов (организованных в форме систем или сетей) в единую сеть для достижения наилучшего результата, который был невозможен ранее.
Сотрудничество власти и бизнеса определяется вектором дальнейшего развития совместной логистической сети, где появляется учет интересов одной из сторон, чей социально-экономический потенциал сильнее другой. Таким образом, в целях достижения синергетического эффекта на
третьем уровне создается новый субъект экономики в форме многостороннего партнерства как логистическая система.
Высокий уровень эластичности логистических систем к колебаниям экономической конъюнктуры, зависимость от динамики целого комплекса факторов требуют выработки как адекватной модели государственного и предпринимательского сотрудничества, так и системы скоординированного управления, позволяющего системно адаптировать корпоративные структуры к изменениям внешней среды. Нелинейность логистических сетей ограничивает горизонт управления и, соответственно, определение тенденций развития. В свою очередь при необходимости сотрудничества и привлечения новых участников логистические системы могут создавать логистические сети более высокого уровня, которые могут сотрудничать с другими и формировать в дальнейшем качественно новые логистические системы.
Частно-государственное сотрудничество раскрывается через описание классификационных признаков участников. Совокупность признаков прослеживается из исследований определения предпринимательства, где проявляется ряд синергетических принципов, характерных для логистического подхода в управлении. Автором предлагается структура классификационных признаков участников частно-государственного сотрудничества (рис. 2), позволяющая дать объективную оценку рассматриваемого явления.
Данные характеристики признаков не являются полным перечнем всего многообразия специфических особенностей частно-государственного сотрудничества, поэтому существует определенная сложность и условность трактовки такого многогранного понятия.
Таким образом, выделенные признаки частно-государственного сотрудничества будут трансформированы в его основные функции при поиске новых возможностей для достижения наилучших результатов предпринимательских и властных структур в рамках логистической системы или сети на четко разработанных принципах паритетности или конкуренции [7].
Рассмотрим возможные характеристики форм сотрудничества властных и предпринимательских структур, таких как территориально-производственные комплексы и кластеры (см. табл.2).
В целях согласования действий и координации сотрудничества предпринимательских и властных структур в лесопромышленном комплексе, где большую роль играет реальный диалог между предпринимательскими структурами, профильными правительственными ведомствами, учеными и экологами, предлагается создать организационную структуру — логистический центр в форме логистической системы, который позволит всем заинтересованным лицам действовать на паритетных условиях.
Создание логистической системы или сети сотрудничества представляется как выбор имеющихся альтернатив и выстраивание цепочки участников рынка лесопромышленного комплекса. Выбор может осуществляться в рамках бизнес-процессов, определяющих развитие лесопромышленного комплекса, но в любом случае неотъемлемой составляющей стратегий выбора будет являться интеграция деятельности участников. Таким образом, логистический центр выступает координатором данного сотрудничества.
Сотрудничество логистического центра с возможными участниками рассматривается как открытая архитектура логистической системы или сети, позволяющая уточнить их функции применительно к новым условиям взаимоотношений, а также создать возможности к расширению круга партнеров.
Таким образом, созданный логистический центр позволит оптимизировать ресурсные потоки в лесопромышленном комплексе, что в свою очередь будет способствовать сочетанию интересов производителей и потребителей, фор-
Рис.2. Структура классификационных признаков участников частно-государственного сотрудничества
Таблица 2
Сравнительная характеристика территориально-производственных комплексов и кластеров при сотрудничестве властных и предпринимательских структур
Ключевые характеристики Территориально-производственные комплексы Кластеры
Базовые (территориально- производственные) Инновационные (территориально- инновационные)
1. Условия сотрудничества директивные взаимовыгодные паритетные
2. Цели сотрудничества общие цели и взаимозависимость индивидуальные цели и независимость общие цели и взаимозависимость
3. Принципы сотрудничества корпоративное взаимодействие партнерство конкурентов корпоративное партнерство
4. Автономность сторон отсутствует присутствует отсутствует
5. Методы управления плановые рыночные планово-рыночные
6. Интеграция вертикальная горизонтальная вертикально-горизонтальная
7. Период сотрудничества долгосрочный/среднесрочный среднесрочный/краткосрочный дол госроч н ы й/среднесроч ный
8. Степень равноправности взаимоотношений использование коллективных активов нескольких участников, расположенных на разных стадиях стоимостной цепочки участники сосредотачивают усилия только на ключевых компетенциях паритетность на всех стадиях стоимостной цепочки
9. Договорные отношения регламентировано нормативно-правовыми актами о создании субъекта регламентировано нормативно-правовыми актами о сотрудничестве регламентировано нормативно-правовыми актами о партнерстве
10. Организационно-экономический механизм плановый конкурентный согласованный
11. Ценовой механизм плановое ценообразование рыночное ценообразование рыночно-плановое ценообразование
12. Форма сотрудничества участников частно-государственное взаимодействие частно-государственное, государственно-частное партнерство многостороннее партнерство
Таблица 3
Влияние этапов развития логистики на тенденции в лесопромышленном комплексе России в условиях интеграции и применения современных подходов
Этапы формирования и развития логистики Формы сотрудничества власти и бизнеса Тенденции развития лесопромышленного комплекса
Развитые страны В ЛПК России Развитые страны В ЛПК России Развитые страны Россия
Становление (1960-1970) Становление (1960-1970) Частно-государственное взаимодействие — Территориально-производственные кластеры Территориально-производственные комплексы
Развитие (1970-1990) Развитие (1970-1990) Частно-государственное взаимодействие — Территориально-производственные кластеры Территориально-производственные комплексы
Интеграция (1990-2000) Переходный период (1990-2000) Государственно-частное партнерство Частно-государственное партнерство Территориально-производственные кластеры Территориально-производственные кластеры
Глобализация (2000 - по настоящее время) Индустриализация и интеграция (2000 по настоящее время) Многостороннее партнерство Государственно-частное партнерство Территориально-инновационные кластеры Территориально-производственные кластеры
Виртуализация (будущий период) Глобализация и виртуализация (будущий период) Многостороннее партнерство Многостороннее партнерство Территориально-инновационные кластеры Территориально-инновационные кластеры
мируя логистическую систему или сеть — соответствующую инфраструктуру институционально-функционального обеспечения сотрудничества предпринимательских и властных структур на определенном уровне.
В целях формирования многостороннего партнерства предпринимательских и властных структур предлагается рассматривать лесопромышленный комплекс России как единую макрологистическую систему, учитывающую всех участников независимо от формы собственности и нормативно-правовую базу, соответствующую рассматриваемой инфраструктуре рынка [7].
Рассмотрим влияние различных этапов развития логистики на сотрудничество власти и бизнеса в лесопромышленном комплексе России и предпосылки по внедрению соответствующей формы их сотрудничества (табл. 3).
Современные территориально-производственные кластеры в России необходимо строить с учетом опыта формирования территориально-производственных комплексов Советского Союза, применяя принципы системности и паритетности в условиях рыночной экономики.
На наш взгляд, территориально-производственный кластер целесообразно рассматривать как логистическую сеть, где совокупность независимых участников, между которыми установлены взаимосвязи по экономическим потокам, основаны на взаимных обязательствах и ответственности, которые функционируют за счет общей ресурсной базы.
Эмпирической предпосылкой развития интеграции в лесопромышленном комплексе является то, что большинство организаций не способны быть рентабельными за счет собственных оборотных средств. С формированием интегрированных корпоративных сетей с участием государства появляется возможность сохранить единую цепь технологически зависимых и взаимосвязанных предприятий и организаций, выполняющих различные функции в едином производственном процессе.
Актуальной задачей является нахождение оптимального сочетания параметров интеграционного сотрудничества субъектов государственно-частного партнерства, локализованных в правовой, экономической, экологической, технической и социальной плоскостях. Специфику концептуального решения характеризует наличие ряда проблем, препятствующих формированию интеграционных объединений:
-низкая инновационная активность и ограниченные финансовые возможности большинства участников лесопромышленного комплекса;
-ресурсные ограничения, связанные с недостаточными производственными мощностями многих предприятий промышленности.
Для преодоления отрицательного влияния перечисленных выше факторов и нахождения оптимальных форм скоординированной консолидации субъектов экономики в лесопромышленном комплексе следует обратиться к развитию территориально-производственных кластеров в сетевой форме и выделить инвестиционный проект в качестве системообразующего элемента.
Таким образом, использование инвестиционного проекта в качестве первоосновы сформирует необходимый импульс для оптимальной трансформации бизнес-процессов всех участников лесопромышленного комплекса на реализацию проекта. Для некоторых организаций интегрирование проектов со стратегией потребует преобразования всего процессауправления бизнесом, для других эта интеграция будет означать установление связей между уже имеющимися разрозненными подсистемами и перенос внимания на систему в целом [3].
Такая интеграция должна носить двуединый характер, обеспечивая синхронизацию и сочетание бизнес-процессов на уровне логистического и инвестиционно-промышленного циклов. Логистический цикл включает формирование цепи и сквозного скоординированного управления на этапах: производство — распределение — потребление. Инвестиционно-промышленный цикл включает интеграцию предприятий, функционально обслуживающих отдельные фазы жизненного цикла продукции: проектирование — производство — сервис — утилизацию.
Вокруг инвестиционного проекта происходит формирование внутрисистемных связей субъектов лесопромышленного комплекса. Их развитие, с точки зрения логистической концепции проектного управления, стихийно (или естественно-эволюционно) стимулирует интеграцию в процессе управления проектом, в которой можно выделить две ключевые области: интегрирование проектов со стратегическим планом организации и интеграция внутри процесса управления реальным проектом.
Особую значимость с точки зрения практической реализации данной концепции имеет интеграция внутри процесса управления реальным проектом, катализатором усиления которой может выступать именно кластерная политика, основанная на стимулировании укрепления взаимосвязей участников кластера, развитии отношений крупного, среднего и малого бизнеса, что особенно актуально в современных условиях [1].
Таким образом, составляющими развития лесопромышленного комплекса выступают участники инвестиционных проектов производства региональной продукции, взаимозависимые в удовлетворении индивидуальных интересов, а также поддерживающие институты, ассоциации и организации, позволяющие создать для них суммарный синергетический эффект.
Литература
1.Воронин А.В. Стратегический подход к управлению инвестиционно-строительным комплексом региона // Экономические науки. — 2008. — № 3(40). — С. 285-288.
2.Евтодиева Т.Е. Сравнительная характеристика системной и сетевой форм организации логистики // Проблемы современной экономики. — 2011. — № 1 (37). — С. 169-171.
3.Клиффорд Ф-Грей, Эрик У. Ларсон Управление проектами: Практическое руководство / Пер с англ. — М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2003. — 528 с.
4.Нуреев Р. Предпосылки новой экономической парадигмы: онтология и гносеология // Вопр. экономики. — 1993. — №4 — С. 1-15.
5.Олейников Д.А. Кластерный подход к организации инвестиционно-строительного комплекса региона: логистический аспект // Технологии управления и маркетинга — Ростов-на-Дону. — 2011. — №5(61)
6.Хаиров Б.Г. Вопросы формирования вертикальной интеграции предприятий лесопромышленного комплекса Омской области // Российское предпринимательство. — 2007. — №4. — С.3-6.
7.Хаиров Б.Г Формирование отношений властных и предпринимательских структур региона на принципах логистического администрирования // Вестн. СибАДИ. — Омск. — 2012. — Вып. 5 (27) — С. 148-152.
8. Хаирова С.М. Использование концепций логистики и инновационного подхода в управлении при формировании региональной транспортно-логистической системы // Вестник СибАДИ. — Омск. — 2011. — Вып. 4 (22) — С. 85-88.
9.Хаирова С.М. Маркетинговое и логистическое обеспечение услуг транспортно-экспедиционных организаций региона // Вестн. СибАДИ. — Омск. — 2012. — Вып.2 (24) — С. 136-140.
ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫЕ
транспортно-логистических центров
(НА ПРИМЕРЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Е.В. Шелег,
ассистент кафедры логистики и организации перевозок Санкт-Петербургского
государственного экономического университета,
В статье рассмотрены основные предпосылки формирования транспортно-логистического центра в Псковской области, а также влияние мирового экономического кризиса на развитие самой логистики. Дана характеристика развития сценариев логопарков в Псковской области.
Ключевые слова: региональный логистический центр; макрорегиональный кластер; транзит; таможенная логистика; контрактная логистика; специализированная логистика; логопарк.
УДК 656.078 ББК 65.050
Развитие транспортно-логистического комплекса (ТЛК) Псковской области в настоящее время играет важнейшую роль, как для самого региона, так и для всей страны в целом. Являясь связующим звеном между Россией и Европой, ТЛК Псковской области обеспечивает транспортировку международных грузов между Россией и странами Евросоюза, способствуя при этом развитию торговли и международных отношений (рис. 1).
Высокая значимость сектора для российской экономики предопределена приграничным положением Псковской области и большим объемом транзитного (экспортного и импортного) грузопотока (рис. 2). Псковская область граничит с тремя государствами — Эстонией, Латвией, Республикой Беларусь и имеет 6 международных пунктов пропуска (транзитный поток между Россией и Европой). Через Псковскую область проходят автомобильные трассы в Германию, страны Балтии и республику Беларусь. Автотрассы и железные дороги, связывающие область с двумя крупнейшими экономическими центрами России — Москвой и Санкт-Петербургом, расстояние от г. Пскова до которых составляет 742 км и 280 км соответственно и имеет высокие показатели транспортной доступности по отношению к российским и прибалтийским портам. Через Псковскую область проходит свыше 5% российского импорта и свыше 10% российского экспорта.
На территории области обрабатывается только 5% грузов — остальное отвозится в крупные распределительные центры Москвы и Санкт-Петербурга. В то же время в Смоленской области доля обработанных на территории региона грузов составляет до 30% и продолжает расти. [4]
Псковская область обладает большим потенциалом развития транспорта и логистических услуг. При этом на сегодняшний день инфраструктура региона развита недостаточно и неравномерно, вследствие чего область выполняет исключительно транзитную функцию. Приоритетом является превращение Псковской области в транспортнологистический центр, вовлеченный в обработку и глубокую переработку грузов. Для этого необходимо развитие автомобильного, железнодорожного и внутреннего водного транспорта, а также транспортных узлов. Интенсивное, опережающее развитие транспорта — необходимый шаг для преодоления неэффективной транзитной роли Псковской области и начала масштабного сотрудничества с ЕС. Реализация приоритета приведет к более эффективному обслуживанию возрастающих транзитных потоков, стимулированию роста других отраслей экономики и потокообразующего значения самой области.
В будущем динамика транзита грузов через территорию Псковской области будет определяться как внешнеторговой