При создании сервисного лизингового фонда приоритетным направлением становится гарантийное обслуживание используемой техники. Это означает, что сельскохозяйственная техника передается лизингополучателю с гарантией ее безотказной работы в течение действия договора лизинга. На протяжении всего гарантийного периода проводится планомерный осмотр техники и выявляются дефекты в ее работе. При выявлении дефектов возмещение расходов на ремонт может производиться как за счет лизингового фонда, так и за счет пользователя.
Важным моментом сервисного обслуживания объектов лизинга является снабжение арендатора запасными частями и эксплуатационными материалами. Наличие обменных фондов основных узлов и деталей позволит оперативно и в короткие сроки выполнять сервисный ремонт сельскохозяйственной техники.
Создание сервисного лизингового фонда в Тверской области решит ряд задач по улучшению материально-технического обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей, облегчит процесс приобретения сельскохозяйственной техники и обслуживания ее в период всей эксплуатации.
Предполагаемый состав услуг сервисного лизингового фонда Тверской области для сельскохозяйственных товаропроизводителей
Этапы обслуживания по договору лизинга Виды и организация сервисных услуг
Обучение кадров для эксплуатации техники и других объектов лизинга Консультирование производителем техники. Организация специальных курсов
Доставка объекта лизинга до лизингодателя Частичное или полное участие производителя в доставке
Регулировка, монтаж, подготовка техники к эксплуатации Надзор производителем или сервисной бригадой лизингового фонда
Обеспечение комплектующими и запасными частями Поставки: только отдельного изделия; части комплектующих; всех комплектующих
Техническое обслуживание объекта лизинга Оказание услуг лизингодателем
Все виды ремонтных работ Выполняет производитель в период гарантийного срока. По истечении гарантийного периода выполняет производитель по договорам с лизинговым фондом
Модернизация объекта лизинга у пользователя По запросу лизингополучателя выполняет производитель
Утилизация отслуживших свой срок объектов лизинга Повторное использование отдельных элементов техники. Продажа на запчасти отслужившей свой срок техники
Список литературы
1. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»: направления, механизмы и риски реализации (по итогам мониторинга проекта 2006 г.) / А.В. Петриков [и др.] // Науч. тр. ВИАПИ им. А.А. Никонова, вып. 20. — М.: ВИАПИ, 2007.
2. Мониторинг осуществления Госпрограммы (2008-2009 гг.) // Науч. тр. ВИАПИ им. А.А. Никонова, вып 31. — М.: ВИАПИ, 2010.
УДК 338.43:001.895
А.Л. Эйдис, доктор техн. наук
Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина
РОЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ПУТИ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Мировой экономический кризис, анализ современного состояния инновационной деятельности отрасли дал повод оценить имеющиеся недостатки и перспективы развития экономики, ускорения научно-технического прогресса в АПК, проблемы организации инновационного процесса и системы подготовки и переподготовки кадров высшего и среднего образования.
Оценки феномена Силикон-Вэлли — Кремниевой долины в США и реализации программы создания технополисов в Японии [1] созда-
ли предпосылки объединения всего комплекса проблем, стоящих перед АПК, в единую систему инновационных преобразований. Эта система должна содействовать решению системных и организационных задач в области формирования инновационной политики, научно-образовательного производственного комплекса и сокращения уровня отставания в управленческой, научной, технологической, технической и кадровой сферах, что обеспечит возможность успешной конкуренции отечественных организаций и фирм
на рынке инновационных технологий и технических средств.
Первостепенно необходимо четко сформулировать ответы на следующие вопросы:
♦ почему именно научно-технический прогресс и быстрая реализация его достижений в производство являются гарантом экономического процветания страны?
♦ почему не сырьевая база, не энергетика, а развитая инфраструктура научных и образовательных учреждений, работающих над научными проблемами среднесрочного и дальнесрочно-го прогноза развития сельскохозяйственного производства, — основа экономического развития?
♦ почему в основу стратегического планирования развития отрасли должны быть положены отечественные высокие технологии и инновационные проекты?
Ответы на эти вопросы может дать только новая научно-техническая и инновационная политика, которая обеспечит перевод АПК на новый уровень экономического развития и повысит уровень продовольственной безопасности страны.
Основой такой политики может стать только ориентация на структурную и экономическую перестройку системы «наука-образование—проектирование—производство—испытание и сертификация—сервисное обслуживание».
Известные события в конце XX в. и начале XXI в. привели к снижению устойчивости развития сельского хозяйства, что требовало принятия значительных усилий для сокращения темпов сползания экономики отрасли к застою. Все это обусловило необходимость поиска новых структурных схем реформирования сельского хозяйства за счет ускорения научно-технического прогресса, рационального проведения инновационной политики и использования результатов инновационной деятельности [2].
Анализ деятельности ведущих отечественных отраслей и крупных корпораций экономически развитых стран позволил выделить в качестве одного из основных направлений стратегического реформирования сельского хозяйства — формирование новой структуры. Важнейшая функция такой структуры заключается в создании условий для расширенного производства интеллектуального продукта. Именно поэтому необходимо выработать стратегию развития отрасли и осуществлять поиск таких форм организации инновационной деятельности, которые удовлетворяли бы законам и быстрому изменению требований рынков.
В основу отраслевой концепции новой стратегии должен быть положен приоритет инновационной деятельности, способный вдохновить разработчика на прорыв в определенной области и обес-
печить перевод экономики сельского хозяйства на более высокий уровень [3].
Особое значение приобретает проблема формирования правового поля и создания системы нормативно-правового обеспечения инновационного процесса с соблюдением требований защиты интеллектуальной собственности и интересов разработчиков и патентообладателей.
В этих условиях менеджменту федерального и регионального уровня в области сельского хозяйства отводится особая роль в системе управления инновационным процессом, освоения инноваций производством на основе глубокого анализа рынков, выработки стратегии инновационной политики, развития структуры управления всеми звеньями инновационного процесса и правил взаимодействия партнеров, что предопределяет наличие кадров высокой квалификации. В то же время обеспечить насыщение рынка высокими технологиями необходимого качества и в необходимом объеме можно только в случае если к обеспечению процесса производства и потребления интеллектуального продукта будет причастна вся инфраструктура АПК и смежных отраслей.
На современном этапе развитие сельскохозяйственного производства все больше связывается с проблемами разработки и освоения высоких технологий, позволяющих перевести экономику хозяйствующих субъектов на более высокий уровень экономического развития, с совершенствованием социальной, производственной и образовательной инфраструктуры. Решение этой комплексной, многофакторной и многоцелевой проблемы в такой многоотраслевой сфере деятельности человека, как сельское хозяйство, требует поиска новых организационных форм разработки и освоения инноваций.
Одновременно возникает вопрос о готовности центра и регионов к прогнозируемому научно-техническому и экономическому прорыву в сельском хозяйстве и перерабатывающих отраслях, чтобы претендовать на достойное место на отечественном и мировом рынках наукоемкой продукции. Наибольшая проблема заключается в кадровом обеспечении села высококвалифицированными кадрами, способными к восприятию и освоению инновационных проектов.
Ускоренный трансферт инноваций в производство в настоящее время требует создания и плодотворного функционирования информационных и внедренческих подразделений институтов и научных организаций, недостаточное развитие которых не способствует квалифицированной подготовки производства и приводит к увеличению «упущенной выгоды».
Функционируют структуры по созданию и опытному производству инноваций, способ-
ствующие развитию экономики АПК. Практически со дня образования вузов в их структурах осуществляли свою деятельность проблемные и отраслевые научно-исследовательские лаборатории и студенческие конструкторские бюро, что способствовало процессу подготовки научных и конструкторских кадров высокой квалификации.
К одной из определяющих проблем, стоящих перед отраслью, следует отнести проблему создания интегральной системы федеральных и региональных университетов — инновационных центров, в основу деятельности которых должны входить:
• проведение фундаментальных и прикладных исследований;
• подготовка научных кадров и специалистов высокой квалификации, способных подхватить и реализовать инновационные проекты;
• выполнение проектных, конструкторских и технологических проектов;
• производство инновационных продуктов опытными и малыми партиями;
• организация трансфертной, консультационной, испытательной, сертификационной и сервисной службы.
В перестроечный период практика выполнения сельскохозяйственными университетами и вузами только образовательной функции без тесной увязки с фундаментальной и прикладной наукой, проектными работами, производством, трансфертом и сервисным обслуживанием инновационных проектов показала необходимость радикального ее реформирования.
В России существовал опыт, когда учебные вузы пользовались большим авторитетом в мировом и отечественном научном и вузовском сообществе.
В силу перевода университетов в большой степени на самофинансирование их структура претерпела изменение и интегрированные подразделения — научно-исследовательские лаборатории, а также студенческое конструкторское бюро прекратили свое существование. Во многих случаях исчезли опытное производство инновационных проектов, испытание и сертификация инновационных технологий и технических средств, система производственной подготовки студентов на базе учхозов.
Такая ситуация требует становления федеральных и региональных научно-технических центров с полным циклом разработки инновационных продуктов, что будет способствовать сосредоточению капитала и интеллектуальных ресурсов, а также созданию условий для их наилучшего применения. Решение этой проблемы может быть обеспечено только при наличии в структуре АПК федеральных и региональных научно-технических и образовательных центров (комплексов) кадрового потенциала, способного решить такую системную задачу.
Перед менеджментом этих предполагаемых научно-технических, образовательных и производственных центров (комплексов) могут быть поставлены такие задачи.
Первая задача — повышение качества образовательного процесса. Необходимо уточнить формулировку понятия «образовательный процесс», которое должно включать отказ от методов «школярства», затрат лекционного времени на изложение прописных истин, предполагается самостоятельная работа студентов с литературными источниками. Необходим переход к методам ознакомления слушателей с новейшими достижениями науки и практики в выбранной области, добиваясь понимания сути рассматриваемых вопросов. Лекционный материал должен строиться на результатах, проводимых на кафедре научно-исследовательских работ под руководством ее профессорско-преподавательского состава. Лекции и практические работы в качестве дополнительного эффекта должны пробуждать у студентов стремление к логическому мышлению, принятию управляющего решения и научной деятельности. Необходим пересмотр образовательных программ и системы производственной подготовки студентов и аспирантов. Такой подход к образовательному процессу позволит действительно обеспечить качественное пополнение кадрами высокой квалификации научной и производственной сфер сельскохозяйственного производства.
Вторая задача — решение проблем, определяемых жизненной или государственной необходимостью. Прикладная наука всегда была направлена на реализацию научно-технических программ, в которых устанавливались сроки, материальные и финансовые ресурсы. Сегодня такой источник финансирования работ сокращен до минимума, а система конкурсного получения грантов по национальным и отраслевым проектам не всегда выполняет поставленные перед ним задачи ввиду отсутствия научно обоснованных критериев оценки заявок, направленных на решение проблем продовольственной безопасности страны.
Настала пора выходить университетской науки из зоны малоэффективной деятельности на реальные рыночные основы и новые формы управления проектами на основе интеграции научного потенциала, производства и трансферта для решения передовых инновационных достижений.
Третья задача — преемственность поколений научных школ и передача накопленных знаний молодым ученым. Несомненно, с уходом лидеров отечественной науки в области сельского хозяйства созданные ими научные школы свертывают свою деятельность либо, как это ни прискорбно, прекращают свое существование. Такая ситуация приводит к тому, что свертываются научно-ис-
следовательские работы, как правило, на приоритетных и принципиально новых направлениях, обеспечивающих интеллектуальный прорыв, основанный на достижениях научно-технического прогресса, и имеющих большую степень риска получения эффективности в прогнозируемом временном отрезке.
Такое положение с научными школами приводит к практической невозможности привлечения студентов, начиная с первых курсов обучения, к реальной научной и конструкторской работе. В свою очередь это приводит к низкой подготовке абитуриентов, поступающих в аспирантуру. Как правило, абитуриенты не обладают научно-практическим заделом и не ориентируются в каком направлении необходимо проводить исследования, что приводит к увеличению сроков подготовки научных кадров, моральному старению разрабатываемой тематики и к большим экономическим потерям государства в виде упущенной выгоды.
Требуются новые организационные формы, материально-техническое обеспечение научных направлений деятельности научно-образовательных и инновационных центров, испытательных и сертификационных подразделений, производственной базы, т. е. действенная интеграция науки, образования и опытного производства.
Отсюда появляется весьма важная четвертая задача — интеграция науки, образования и опытного производства через развитие современных организационных форм, как научно-технические, образовательные и производственные комплексы (университеты, технополисы, научные центры). Сегодня существует опыт создания наукограда в Мичуринске, научных центров — филиалов РАСХН в Новосибирске, Санкт-Петербурге и в других регионах. Однако этот опыт усеченный, где делается основной акцент на решение научных задач или на подготовку кадров, разрывая единый процесс развития науки и подготовки кадров высокой квалификации и создания инновационного продукта. Каждое из направлений деятельности научного и образовательного комплекса практически ориентировано на бюджетное финансирование и не предусматривает структурных изменений, направленных на создание действенного механизма интеграции науки, образования и производства, что содействовало бы обеспечению перехода этих комплексов к самофинансированию деятельности.
Создание научно-технических, образовательных и производственных комплексов или агротех-нополисов может быть осуществлено как на добровольном объединении региональных вузов, научных институтов и производства в единый комплекс, так и административным способом, который может быть осуществлен при наличии политической
воли администрации региона, осознающей свою ответственность за проведение кадровой политики и уровень развития производства.
Однако предложенные методы формирования научно-технических и образовательных комплексов (университетов) не позволят в полной мере обеспечить качество научно-технической, образовательной деятельности и производственного уровня проектов. Необходима государственная программа создания научно-образовательных производственных комплексов (университетов) с полной инфраструктурой, отвечающей современным требованиям. Такая программа требует привлечения больших финансовых ресурсов. В то же время при осознании важности и актуальности проблемы научно-технического прорыва в отраслях АПК и сельхозмашиностроении на федеральном уровне могла быть научная программа создания нескольких региональных научно-образовательных производственных комплексов (университетов), очередность и размещение которых в регионах должно быть определено конкурсом.
С учетом четырех направлений администрации регионов совместными усилиями могли бы сформулировать конструктивные предложения для организаторов научно-производственных комплексов в следующих направлениях:
• поддержание и развитие научных школ по совершенствованию системы подготовки производственных и научных кадров;
• укомплектование научных лабораторий современным оборудованием, которое повысит статус учхозов — основного звена производственной подготовки студентов и популяризации инновационных проектов;
• обеспечение непрерывности инновационного процесса на базе университетов или научных центров;
• включение в структуру научно-образовательных производственных комплексов научно-исследовательских и образовательных центров, конструкторских бюро, испытательных и производственных подразделений, трансфертных и сервисных подразделений, действующих на полном хозрасчете;
• создание социальных условий и необходимой инфраструктуры научно-исследовательских центров (университетов).
При реализации этих направлений можно с достаточной достоверностью прогнозировать развитие направлений научных исследований, углубленный интерес профессорско-преподавательского коллектива, аспирантов и студентов к научной, конструкторской и производственной деятельности, повышение уровня научной проработки проектов и эффективности деятельности научно-образовательных комплексов, а следовательно, переход
экономики сельского хозяйства на качественно новый уровень развития.
Список литературы
1. Тацуно, Ш. Стратегия-технополисы / пер. с англ. Ш. Тацуно; под общ. ред. В.И. Данилова-Данильяна. — М.: Прогресс, 1989. — 344 с.
2. Бунин, М.С. Управление инновационными процессами в агропромышленном комплексе / М.С. Бунин, Б.А. Нефёдов, А.Л. Эйдис. — М.: ФГНУ «Росинформаг-ротех», 2006. — 296 с.
3. Баутин, В.М. Проблемы закрепления и реализации прав на объекты интеллектуальной собственности в АПК / В.М. Баутин, В.Д. Костин. — М.: ФГНУ «Рос-информагротех», 2003. — С. 204—217.
УДК 338.43; 631.15:33
Н.А. Середа, канд. экон. наук И.А. Кочетков
Костромская государственная сельскохозяйственная академия
ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕАЛИЗУЕМОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Основным условием финансовой реализуемости проекта является положительное значение накопленного денежного потока проекта (рассчитанного нарастающим итогом) на каждом интервале планирования проекта. Выполнение данного условия обеспечивается подбором соответствующих источников финансирования, покрывающих дефицит денежных средств на этапе осуществления капитальных затрат и формирования первоначальных оборотных средств. Нехватка наличности в каком-либо из последующих интервалов планирования, как правило, означает «банкротство» проекта, т. е. его финансовую несостоятельность при данных условиях финансирования.
Экономическая эффективность проекта в соответствии с общепринятой методикой оценивается показателями чистого дисконтированного дохода, дисконтированным сроком окупаемости [1].
Таким образом, и финансовая реализуемость, и экономическая эффективность инвестиционного проекта в конечном счете обусловлены притоками и оттоками денежных средств по трем видам: инвестиционной, операционной и финансовой деятельности. Все инструменты государственного регулирования инвестиций можно классифицировать на три группы в зависимости от направленности их влияния на изменения потоков (рисунок).
На операционные потоки оказывают непосредственное влияние
субсидии на приобретаемые по проекту оборотные средства; дотации на продукцию; льготы по налогам.
К субсидиям на приобретаемые по проекту оборотные активы относятся субсидии на минеральные удобрения, средства защиты растений, комбикорма, дизельное топливо, покупку и создание страхового запаса семян. Подобные выплаты действуют на условиях софинансирования из федерального и областного бюджетов в настоящее время как отдельно взятые меры, не связанные с инвестиционной деятельностью. Однако первоочередное внимание, на взгляд авторов, следует уделять субсидированию текущих затрат, осуществляемых в рамках инвестиционных проектов. Аналогичный
Инструменты поддержки инвестиционных проектов
т
Влияющие на операционные потоки
Влияющие на инвестиционные потоки
Субсидии на приобретаемые по проекту оборотные средства. Дотации на реализуемую продукцию. Льготы по налогам
Субсидии на приобретаемые по проекту объекты основных средств (машины, оборудование, скот). Компенсация части затрат по страхованию приобретаемых объектов
Влияющие на финансовые потоки
Возмещение части процентной ставки по кредитам.
Субсидирование части собственных средств, необходимых для осуществления проекта
■Ч
Классификация инструментов государственной поддержки инвестиционной деятельности по влиянию на виды денежных потоков