УДК 631.173.339.187.62/470.331 А.С. Шувалов
Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова Россельхозакадемии
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СЕРВИСНОГО ЛИЗИНГОВОГО ФОНДА В АПК ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Процесс восстановления материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей в последние годы не носил комплексного характера. Задачи государственной политики на макроуровне не были связаны с проектами развития отдельных территорий, что явилось одной из важных причин неудач в реформировании аграрного сектора экономики.
Одним из основных источников обеспечения сельскохозяйственных предприятий техникой и оборудованием в последние годы были поставки по федеральному лизингу. Однако лизинг столкнулся с проблемой невозможности дальнейшего развития из-за ограниченного финансирования. При создании федерального лизингового фонда единственным источником были федеральные средства из бюджета. Как известно, в целях ускоренной модернизации отечественного сельского хозяйства было принято решение в рамках Приоритетного национального проекта и позднее Гос-программы о значительных бюджетных вложениях в ОАО «Росагролизинг», которое должно было стать одним из основных каналов снабжения хозяйств новой техникой и племенными животными. Федеральный лизинг должен был решать проблемы, связанные с государственной необходимостью обеспечить продовольственную безопасность страны за счет создания благоприятных условий для технического перевооружения и модернизации отраслей сельского хозяйства. В течение ряда лет компания получала государственные средства в виде взноса в свой уставный капитал. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 122-р уставный капитал ОАО «Росагролизинг» был увеличен на 25 млрд р. в дополнение к уже ранее произведенным взносам. Однако данные действия не привели к желаемым результатам. Предлагаемые ОАО «Росагролизинг» условия в большинстве случаев не устраивают сельскохозяйственных производителей, снижается масса потенциальных лизингополучателей. Так, в 2006 г. 37 % опрошенных выразило намерение в ближайшие 2 года взять технику в лизинг, при этом сумма предполагаемой лизинговой сделки в среднем равнялась 6 млн р. для СХО и около 3,5 млн р. для КФХ. В 2009 г. уже только 20 % всех хозяйств выборки выразили желание в ближайшие 2 года взять технику в лизинг, при этом ее пример-
ная стоимость в среднем может составить 7,4 млн р. на одно хозяйство [1, 2].
Племенной скот в лизинг в 2006 г. собирались брать 20 % респондентов. Средняя стоимость лизинговой сделки, по мнению респондентов, могла составить 3 млн р. для СХО и 1 млн р. для КФХ. К 2009 г. доля желающих взять племенной скот в лизинг уменьшилась до 8 % [1, 2].
Такие результаты проведенного обследования говорят о том, что возникли серьезные проблемы, которые тормозят процесс модернизации сельскохозяйственного производства. Одной из причин такого положения можно назвать отсутствие конкуренции на рынке лизинговых услуг. Поэтому важнейшим направлением для обеспечения процесса модернизации сельскохозяйственного производства должно стать создание региональных лизинговых компаний, которые смогут составить конкуренцию ОАО «Росагролизинг» и тем самым улучшить условия лизинговой деятельности в сельском хозяйстве.
Создание регионального лизингового фонда имеет свои преимущества.
Во-первых, снижается риск непогашения долга по договору лизинга, так как сам предмет лизинга выступает в качестве залога, а права собственности на него сохраняются за лизинговым фондом. Для сравнения ОАО «Росагролизинг» обычно требует дополнительных гарантий при заключении договора лизинга.
Во-вторых, товаропроизводителю будет даваться отсрочка по лизинговым платежам с учетом сезонности сельскохозяйственного производства, что позволяет без сильного финансового напряжения обновить и пополнить сельскохозяйственное оборудование и технику.
В-третьих, лизингодателям предоставляется возможность за более короткий срок получить технику. Это связано, во-первых, с территориальной близостью лизингового фонда, и, во-вторых, срок рассмотрения заявки будет происходить намного быстрее, так как количество сделок будет намного меньше, чем в ОАО «Росагролизинг».
В-четвертых, договор лизинга между товаропроизводителем и лизинговым фондом, позволит вырабатывать более удобную схему выплат лизинговых платежей.
Развитие лизинга в Тверской области позволит уменьшить диспаритет цен на сельскохозяйствен-
ную продукцию и технику, расширить сбыт сельскохозяйственных машин и оборудования. Это направление повысит спрос на сельскохозяйственную технику со стороны всех аграрных предприятий.
В целях удешевления стоимости технических средств, приобретаемых по лизингу, предлагается организационная модель сервисного лизингового фонда (рисунок). Учредителями могут выступать региональные власти Тверской области совместно с товаропроизводителями, которые объединяют свои средства на кооперативных началах для получения спецтехники по лизингу. Экономический эффект, полученный по каждому направлению деятельности лизингового фонда, делится между участниками данного кооперативного объединения.
Поставщики техники и лизингополучатели образуют с лизинговым фондом «основную вертикаль» лизинговой сделки. Финансовые кредитные организации обеспечивают финансирование лизингового механизма. Основными субъектами в данной организационной модели являются: предприятия АПК (лизингополучатели Тверской области), лизинговые компании, кредитные организации, производители сельскохозяйственной техники и их дилеры, страховые компании, региональные продовольственные фонды.
Основными принципами создания и функционирования сервисного лизингового фонда должны быть: добровольность вступления товаропроизводителей Тверской области; распределение прибыли и убытков среди членов фонда; взаимопомощь по решению материально-технических вопросов. Источниками финансирования лизингового фонда будут взносы лизингодателей и привлеченные кредитные ресурсы, а также платежи, поступающие от сдачи сельскохозяйственной техники в лизинг и аренду. Основные направления деятельности сервисного лизингового фонда следующие:
• заключение лизинговых договоров на поставку техники и оборудования;
• помощь в составлении бизнес-планов для обоснования лизинговых сделок;
• оценка перспектив получения новых машин и оборудования по экспорту;
• привлечение машин временно свободных у товаропроизводителей;
• ремонт и восстановление изношенных машин;
• заключение договоров по поставке техники в рамках национальных проектов;
• заключение договоров аренды на получение машин во временное пользование;
• предлизинговая подготовка техники и организация ее хранения.
При покупке сельскохозяйственной техники составляются списки клиентов-лизингополучате-лей, проводятся встречи с потенциальными клиентами, определяется ассортимент необходимой сельскохозяйственной техники. Заключение договоров сводится к оформлению лизинговых сделок на поставку и обслуживание техники и оборудования.
Организационно-экономический механизм деятельности сервисного лизингового фонда обеспечит комплексную программу обслуживания техники по лизинговому договору. В функции сервисного лизингового фонда будут входить обеспечение тесного сотрудничества с производителем сельскохозяйственной техники, контроля за правильным режимом обслуживания техники, поставка комплектующих запчастей.
Главное преимущество лизингового фонда Тверской области будет заключаться в полном сервисном обслуживании и предоставлении широкопрофильного спектра услуг на протяжении всего времени действия договора лизинга (таблица). Такая форма взаимоотношений обеспечивает улучшение эксплуатационных возможностей сельскохозяйственной техники и сокращение издержек на ее содержание. На каждом этапе обслуживания по договору лизинга могут быть предоставлены различные виды услуг по ремонту техники.
В зависимости от условий обслуживание объекта лизинга может производиться:
• лизинговыми кооперативами, которые имеют специализированные ремонтные службы;
• предприятиями-производителями сельскохозяйственной продукции;
• пользователями имущества;
• специализированными сервисными компаниями, которые контролируются лизинговым фондом.
Финансово-кредитные
организации
Организационная модель сервисного лизингового фонда
Предполагаемый состав услуг сервисного лизингового фонда Тверской области для сельскохозяйственных товаропроизводителей
Этапы обслуживания по договору лизинга Виды и организация сервисных услуг
Обучение кадров для эксплуатации техники и других объектов лизинга Консультирование производителем техники. Организация специальных курсов
Доставка объекта лизинга до лизингодателя Частичное или полное участие производителя в доставке
Регулировка, монтаж, подготовка техники к эксплуатации Надзор производителем или сервисной бригадой лизингового фонда
Обеспечение комплектующими и запасными частями Поставки: только отдельного изделия; части комплектующих; всех комплектующих
Техническое обслуживание объекта лизинга Оказание услуг лизингодателем
Все виды ремонтных работ Выполняет производитель в период гарантийного срока. По истечении гарантийного периода выполняет производитель по договорам с лизинговым фондом
Модернизация объекта лизинга у пользователя По запросу лизингополучателя выполняет производитель
Утилизация отслуживших свой срок объектов лизинга Повторное использование отдельных элементов техники. Продажа на запчасти отслужившей свой срок техники
При создании сервисного лизингового фонда приоритетным направлением становится гарантийное обслуживание используемой техники. Это означает, что сельскохозяйственная техника передается лизингополучателю с гарантией ее безотказной работы в течение действия договора лизинга. На протяжении всего гарантийного периода проводится планомерный осмотр техники и выявляются дефекты в ее работе. При выявлении дефектов возмещение расходов на ремонт может производиться как за счет лизингового фонда, так и за счет пользователя.
Важным моментом сервисного обслуживания объектов лизинга является снабжение арендатора запасными частями и эксплуатационными материалами. Наличие обменных фондов основных узлов и деталей позволит оперативно и в короткие сроки выполнять сервисный ремонт сельскохозяйственной техники.
Создание сервисного лизингового фонда в Тверской области решит ряд задач по улучшению материально-технического обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей, облегчит процесс приобретения сельскохозяйственной техники и обслуживания ее в период всей эксплуатации.
Список литературы
1. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»: направления, механизмы и риски реализации (по итогам мониторинга проекта 2006 г.) / А.В. Петриков [и др.] // Науч. тр. ВИАПИ им. А.А. Никонова, вып. 20. — М.: ВИАПИ, 2007.
2. Мониторинг осуществления Госпрограммы (2008—2009 гг.) // Науч. тр. ВИАПИ им. А.А. Никонова, вып 31. — М.: ВИАПИ, 2010.
УДК 338.43:001.895
А.Л. Эйдис, доктор техн. наук
Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина
РОЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ПУТИ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Мировой экономический кризис, анализ современного состояния инновационной деятельности отрасли дал повод оценить имеющиеся недостатки и перспективы развития экономики, ускорения научно-технического прогресса в АПК, проблемы организации инновационного процесса и системы подготовки и переподготовки кадров высшего и среднего образования.
Оценки феномена Силикон-Вэлли — Кремниевой долины в США и реализации программы создания технополисов в Японии [1] созда-
ли предпосылки объединения всего комплекса проблем, стоящих перед АПК, в единую систему инновационных преобразований. Эта система должна содействовать решению системных и организационных задач в области формирования инновационной политики, научно-образовательного производственного комплекса и сокращения уровня отставания в управленческой, научной, технологической, технической и кадровой сферах, что обеспечит возможность успешной конкуренции отечественных организаций и фирм