РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ
ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
Е.П. Жук, О.Д. Апурина
ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE PROCESS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Zhuk H.P., Apurina O.D.
At the elaboration of technologies for teaching foreign languages it is necessary to take the specifics of contemporary means of information acquisition and organization into account. Contemporary firmware educational mean are considered as effective facilities of realizing the technologies of teaching foreign languages.
При разработке технологий обучения иностранным языкам необходимо учитывать специфику современных средств получения и переработки информации. В качестве эффективных средств реализации технологий обучения иностранным языкам рассматриваются современные программно-аппаратные средства обучения.
Ключевые слова: Информационные технологии, компьютерные телекоммуникации, программно-аппаратные средства обучения иностранному языку.
УДК 378.1:681.3
В настоящее время мы являемся свидетелями качественных, сложных и противоречивых изменений, происходящих в обществе. В том числе бурно развиваются зарубежные контакты нашей страны в различных сферах, появляется необходимость в изучении иностранных языков и поисках новых подходов, методик и технологий преподавания.
Однако сегодня наблюдается смешение понятий «технология» и «методика преподавания» и, таким образом, подмена инновационных технологий новыми приемами и методами обучения. По сравнению с методикой преподавания технологию обучения можно охарактеризовать следующими специфическими особенностями:
1) нацеленностью на охват гораздо большего количества процессов;
2) целенаправленным обучением, воспитанием профессионально-значимых качеств личности;
3) научностью, т.е. методологическим и теоретическим обоснованием процессов, с которыми технология имеет дело;
4) способностью в результате этого вызвать новые процессы;
5) более целенаправленным, значимым и эффективным управлением процессом обучения.
Становление инновационных технологий обучения иностранным языкам вызвано необходимостью преодоления кризиса в образовании, что способствовало бы подготовке специалистов новой формации. Внедре-
ние новых технологий крайне важно еще и в связи с тем, что наступивший XXI век предъявляет иные требования к выпускникам вузов, чем технократическое общество XX века. Технология обучения прошлого столетия, основанная на логике науки, на принципе «от знаний к умениям» должна превратиться в технологию, базирующуюся на закономерностях познавательной деятельности студентов, на достижении выпускниками вершин профессиональной, творческой и духовно-нравственной деятельности.
Под информационной технологией в одних случаях понимают способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте, в других - совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами.
Следует заметить, что в каком-то смысле все педагогические технологии являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс невозможен без обмена информацией между педагогом и обучаемым. Однако в современном понимании информационная технология обучения -это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией. И смысл информатизации образования заключается в создании, как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации.
Интенсивное развитие информационных технологий в современном обществе находит отражение в учебном процессе вузов, которые уже сегодня имеют возможность использовать средства новых информационных технологий - электронную почту (e-mail), чат-конференции, видеоконференции, электронные рассылки и другие возможности сети Интернет. Этот факт обусловлен тем, что применение компьютерных телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет в обучении английскому языку позволяют расширить обучающую среду английскому языку, обеспечивая доступ к мировым, научным и куль-
турным ресурсам, предлагая возможность общения с людьми по всему миру. Вместе с тем эффективное решение общеобразовательных задач с использованием телекоммуникационных средств в учебном процессе еще не достаточно обеспечено из-за отсутствия дидактики и методики проработанных педагогических технологий дистанционного образования в области преподавания английского языка.
Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс новых средств и методик, которые помогают «открыть» себя, раскрыть свою личность. Другими словами, речь идет о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении ИЯ. О личностно-ориентированном обучении в последнее время говорят практически все, но, как это часто бывает, понимают этот термин по-разному. Личностно-
ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания.
Компьютерные телекоммуникации позволяют организовать живое общение на иностранном языке, а именно с носителями языка. Это дидактическое свойство телекоммуникаций представляет уникальные возможности для создания естественной языковой среды.
Использование иностранного языка на уровне реальной коммуникации и решения коммуникативных задач. В этом случае иностранный язык выступает в роли межкультурного общения в учебно-познавательной совместной деятельности обучаемых. Телекоммуникации можно использовать в целях обучения отдельным аспектам языка и видам речевой деятельности.
Основная идея подобного подхода к обучению английскому языку, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления
владения определенными языковыми средствами.
Говоря о дидактических свойствах и функциях компьютерных телекоммуникаций в обучении английскому языку необходимо подчеркнуть важность двух факторов. Первый фактор - обязательное наличие в системе дистанционного образования учителя, а, следовательно, необходима разработка функции управления им процессом обучения. Второй - построение дистанционной системы обучения английскому языку на основе определенной дидактической концепции, которая и определяет отбор содержания, методов, организационных форм, средств обучения на современном этапе развития образования. В то же время разработка и внедрение в образование педагогических технологий может привести к получению качественно нового образовательного результата, именно благодаря существенному изменению форм, содержания и целей образования английскому языку. Непрерывно развивающиеся средства и возможности компьютерных телекоммуникаций без разработки соответствующих педагогических технологий создают реальную опасность подмены творческого учебного процесса передачей и усвоением информации.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует: совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей; совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в совре-
менных условиях информатизации общества; создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации; создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.
Информатизация образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, развивающаяся на основе реализации возможностей средств новых информационных технологий, поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивая тем самым, синергизм педагогического воздействия.
Одним из важнейших критериев профессиональной компетенции будущего специалиста является его готовность к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности. Таким образом, перед системой высшего профессионального образования стоит важнейшая задача - формирование высокого уровня информационной культуры будущих специалистов.
Часто разработка новых образовательных технологий приравнивается к применению техники, оборудования, машин в учебном процессе. Но такое понимание технологии представляется слишком узким. Под понятием «технологии образования» необходимо понимать всю совокупность методов, средств и систем, которые участвуют в учебном процессе и способствуют функционированию системы образования. Лекции и семинары, диалог, групповые и индивидуальные упражнения, учебники и методический пособия, учебный материал, зачеты и экзамены и так далее - все это неотъемлемые компоненты образовательной технологии.
Нужно решить, представляется ли необходимым, желательным и возможным коренным образом изменить всю технологию, применяемую в обучении, и создать новую, единую систему преподавания и обучения, объединяющую в себе то лучшее, что можно взять из прошлого и настоящего, - систему, способную на каждой ступени обучения дать наилучшие результаты. Сопротивление разработке и внедрению новых технологий обучения огромно. Частично оно объясняется тем, что во все времена каждое техническое усовершенствование учебного процесса наталкивалось на противодействие. В настоящее время использование и внедрение новых информационных технологий позволяет претворить в реальность идеи образования и рассматривать этот процесс как очередную образовательную революцию. Это объясняется тем, что сутью современной информационной революции является не технологическое развитие, а радикальное совершенствование интеллектуальных способностей людей. Новые технологии предоставляют мощные средства развития ум -ственных способностей. Они позволяют эф -фективно обрабатывать огромные массивы информации, хранить и находить информацию в базах данных, осуществлять связь посредством современных телекоммуникаций - и это очень полезно в учебном процессе.
Однако революционные изменения в системе образования связаны главным образом с тем, что новые информационные технологии изменяют саму природу мышления, а значит и суть процесса образования. Новые информационные технологии радикально изменяют способы осуществления ментальных операций. Во-первых, они изменяют способы представления информации, а значит, и восприятие проблемы; во-вторых, они изменяют способы анализа, исследования проблем; в-третьих, поскольку они влияют на постановку и методы исследования проблемы, постольку они могут изменить способы принятия решения. Таким образом, новые информационные технологии предстают как новые интеллектуальные средства, тем самым, затрагивая саму суть образования.
Быстрый доступ к любой необходимой информации вместе с развитием способов ее обработки и усвоения с образовательными целями революционизирует учебный процесс. Наиболее важной характеристикой новых технологий, определяющих их революционизирующее воздействие на сферу образования, является образность представления информации. Образность является новым языком современных информационных технологий. Представляя информацию не в виде текста, а в виде образов, новые технологии революционизируют сферу образования. Это связано с тем, что образы оказывают принципиально более сильное воздействие на человека, его чувства и эмоции, чем текст, а значит, информация лучше усваивается. Визуализация информации в виде образа позволяет более эффективно, чем в случае текста, отслеживать связи идей и тенденции развития. А это приучает всесторонне рассматривать явления и процессы, воспитывает более глобальный подход к жизни, который так необходим в современном мире. Образность - это мощный инструмент мышления, и его радикальному совершенствованию способствуют современные информационные технологии.
Использование наряду с традиционной технологией обучения возможностей новых информационных технологий может помочь преподавателю в подборе более интересного и разнообразного учебного материала, осуществить дифференцированный подход к каждому из учащихся, и тем самым способствовать лучшему усвоению учащимися необходимых знаний и навыков. Реализация ведется в двух направлениях:
1) использование ИКТ для создания материальной базы уроков;
2) использование ИКТ в процессе учебной деятельности, т. е. на уроке.
Какие же формы работы преподаватель использует для работы с ПК?
По 1 направлению.
Разработка раздаточного и дидактического материала для введения и закрепления учебного материала, материала для контроля и самоконтроля, материалов для чтения, письма и перевода. Материал для таких раз-
работок можно получить из таких источников, как:
а) учебно-методическая и дополнительная литература;
б) учебные мультимедийные компакт-диски;
с) Интернет-ресурсы.
По 2 направлению.
1) Использование готовых программных средств. На сегодняшний день очень много учебных дисков, рассчитанных и на обучение чтения, письма, аудирования, говорения, объяснение и повторение различного грамматического материала с соответствующими заданиями и упражнениями. И преподаватель должен правильно подобрать нужный ему материал и использовать его в доступной для учащихся форме. Но есть один нюанс: такие программы обычно рассчитаны для работы с ПК один на один, т. е. невозможно работать со всем классом вместе. В таком случае ученик может приобрести эти учебные диски для самостоятельного изучения английского языка, а учитель — использовать отдельные фрагменты материала дисков для самостоятельной разработки программных средств, возможных для работы в классе.
2) Создание мультимедийных средств обучения.
3) Программные средства для разработки и проведения компьютерных тестов. В разработке таких программных средств преподаватель также может пользоваться ресурсами Интернета, где он способен найти бесплатные и условно-бесплатные программные средства.
Создание и накопление материальной базы для проведения уроков осуществляется по тематическому и лексико-грам-матическому распределению материала, использование которых возможно в любом классе с учетом их возрастных и познавательных способностей.
Хочется еще раз подчеркнуть, что учебный процесс должен строиться по традиционной методике обучения иностранным языкам, а ИКТ преподаватель использует только для облегчения своей работы, для обогащения учебного материала, для повы-
шения познавательной активности студентов, а также усиления мотивации. ПК является одним из технических средств, который преподаватель может использовать в своей деятельности.
Создание качественно иной системы обучения ИЯ в техническом вузе невозможно без учета потенциала новых технологий обучения.
При разработке технологий обучения иностранным языкам необходимо учитывать специфику современных средств получения и переработки информации, в силу чего неотъемлемой основой таких технологий должна стать современная информационно-коммуникационная среда. Как следствие, в качестве эффективных инструментов реализации технологий обучения иностранным языкам должны рассматриваться современные программно-аппаратные средства обучения. Новая среда обучения, создаваемая совокупностью программно-аппаратных средств, подразумевает более независимую самоуправляемую учебную деятельность студента, непосредственную обратную связь, непрерывное обновление содержания учебных материалов и более быстрый доступ к ним, больше возможностей для индивидуальных форм обучения (вариативность содержания и маршрутов учения). В то же время новая среда обучения не исключает, а предполагает общение между студентами, преподавателями и студентами, совместные формы работы в группах и командах, предоставляет возможность опосредованного компьютером аутентичного межкультурного общения.
При построении современной системы обучения ИЯ необходимо рассматривать средства обучения в качестве относительно независимого исходного элемента системы, влияющего как на все другие элементы, так и на систему в целом. С учетом этого, комплексное использование новейших средств обучения рассматривается как необходимый компонент системы, влияющий на ее структурно-функциональные особенности. Таким образом, неотъемлемым компонентом системы обучения ИЯ является информационно-коммуникационная технология обучения,
базирующаяся на комплексе программно-аппаратных средств.
Схематично взаимосвязь методов, средств, форм и технологии обучения выглядит следующим образом:
Методы + Средства + Формы ^ Технология
Именно технологии определяют способы использования средств обучения, реализуют предусмотренный всей системой обучения характер взаимодействия преподавателя со студентами, студентов между собой и со средствами обучения.
Следуя принципу учета индивидуальных особенностей и принципу единства обучения и развития студента, при создании программно-аппаратных средств обучения иностранным языкам (ПАСО ИЯ) необходимо учитывать индивидуальные особенности различных студентов, определяющие характер их учебной деятельности, предусмотреть возможность развития студента, ставя перед ним задачи, находящиеся в зоне его ближайшего развития.
Применение программно-аппаратных средств обучения иностранным языкам способно обогатить содержание принципа наглядности обучения за счет новых способов предъявления информации. Научно-обоснованное применение компьютера в курсе иностранного языка можно рассматривать как один из способов реализации принципа профессиональной направленности обучения или как необходимое условие его реализации с учетом современных условий использования иностранного языка специалистами, особенно в области технических направлений подготовки. Системное использование программно-аппаратных средств в процессе обучения иностранному языку является перспективным резервом развития личности студента как автономного субъекта деятельности учения и будущей профессиональной деятельности.
Под программно-аппаратными средствами обучения иностранным языкам понимается совокупность компьютерных аппаратных и программных средств, используемых в обучении иностранным языкам и составляющих необходимый элемент тех или
иных информационно-коммуникационных технологий обучения.
Хотя программно-аппаратные средства обучения представляют собой неотъемлемый элемент информационно-коммуникационных технологий обучения, без которого такие технологии реализованы быть не могут, в то же время они не определяют однозначно характер технологии, то есть одни и те же программно-аппаратные средства могут стать основой различных информационно-коммуникационных технологий обучения.
Особенность программно-аппаратных средств обучения состоит в том, что они постепенно берут на себя функции других средств обучения, иногда полностью вытесняя их, при этом компьютер приобретает статус комплексного, интегративного и универсального технического средства обучения. В контексте обучения ИЯ в техническом вузе программно-аппаратные средства обучения следует рассматривать как предмет (источник тематики текстов); среду освоения опосредованных компьютером форм чтения и письма, отвечающих современным условиям профессиональной коммуникации; среду моделирования иноязычного профессионального общения; источник иноязычных профессионально ориентированных аутентичных учебных материалов разного уровня сложности (Интернет); среду создания и обновления профессионально значимых продуктов учебной деятельности в виде банков информации (словарей, таблиц, схем, текстов, компьютерных презентаций и пр.).
Современная система обучения ИЯ должна не только ориентироваться на наиболее перспективные подходы и методы обучения ИЯ, но органично интегрировать наиболее продуктивные положения разных подходов и методов на основе единой системы обучения в рамках единого учебного процесса с учетом конкретных условий обучения.
Социальный заказ общества влияет на постановку конечной цели обучения иностранным языкам как непосредственно, так и опосредованно, через систему высшего инженерно-технического образования, кото-
рая базируется на определенных представлениях о требованиях к современным специалистам технического профиля и их иноязычной коммуникативной готовности. В соответствии с конечной целью определяются принципы и подходы к обучению. Кроме того, в соответствии с современной образовательной парадигмой, новая система обучения иностранным языкам должна опираться на компетентностную модель подготовки профессионала, в рамках которой цели и результаты образовательного процесса формулируются на основе интегрированных характеристик выпускника. Сопоставление различных трактовок компетентностного подхода выявило, что владение ИЯ и процесс овладения им представляют собой основу для формирования ряда компетенций специалиста технического профиля. При этом существенно то, что способность к иноязычному общению и владение непрерывно развивающимися информационно-коммуникационными технологиями, которые входят в ряд ключевых профессиональных компетенций специалиста, рассматриваются в комплексе, точно так же, как интеллектуальная и коммуникативная компетенции, что диктует необходимость формирования указанных компетенций в неразрывной взаимосвязи.
В связи с повышенной значимостью в современной информационно-коммуникационной среде письменной формы коммуникации сказанное касается, прежде всего, чтения и письма. Повышается актуальность трех подвидов информативного чтения в их единстве, при этом особенную актуальность приобретает создающе-информативное чтение, которое подразумевает творческую переработку присвоенной информации, формулировку собственных выводов, заключений, оценок и пр. Владение данным видом чтения для современных специалистов имеет особую важность. Успешная реализация создающе-информативного чтения требует умения формулировать и словесно выражать устно или письменно вновь созданную собственную информацию. В основе этого процесса лежит присвоение текста, превращение воспринятой при чтении информации в
знания и создание на основе этих знаний новой информации в виде письменного или устного текста. Как правило, присвоение текста сопровождается графическим выделением (пометки, подчеркивания, заключение в скобки и пр.) тех или иных его элементов. Достаточно часто специалисты используют письменные продукты создающе-информативного чтения и в качестве средства подготовки к устному общению. В этих условиях повышенную значимость приобретает моделирование печатного текста в электронной форме с целью создания на его базе нового печатного текста либо как такового, либо как основы устного монологического высказывания.
При обучении создающе-инфор-мативному чтению плодотворным представляется обращение к положениям конструктивизма о самостоятельном конструировании знаний студентом. В компьютерной среде обучения облегчается техническая сторона фиксации результатов присвоения воспринимаемой в процессе чтения текста информации. Помимо указанных выше операций графического выделения, в компьютерной среде возможно выделение элементов текста цветом, изменение шрифта. Более того, компьютерная среда чтения делает доступными копирование, удаление, расширение, структурирование, комбинирование, что приводит к сближению процессов чтения и письма и облегчает создание студентами собственных текстов на основе прочитанного.
Поскольку текст по современным представлениям являет собою не только лингвистическую, но и экстралингвистическую сущность, то овладение студентами полноценной текстовой деятельностью невозможно без осознания ими экстралингвистических факторов, влияющих на порождение и интерпретацию текстов в процессе профессионального общения.
Программно-аппаратные средства обучения иностранным языкам можно использовать: для формирования как рецептивных, так и репродуктивных навыков; для формирования умений в любых видах речевой коммуникации; на любом этапе обуче-
ния; на основе различных форм работы (внеаудиторной и аудиторной: индивидуальной, парной, групповой, в присутствии преподавателя и без него); для любого уровня обученности (от начального до продвинутого); в рамках различных подходов к обучению (от программированного обучения с жестким управлением до свободной навигации обучаемого в учебной виртуальной электронной среде).
В настоящее время программно-аппаратные средства обучения все чаще разрабатываются в соответствии с конструктивистскими взглядами на обучение, перемещая акцент на студента (learner-centered approach - подход, сосредоточенный на учащемся) и опираясь на идею автономности студента. В рамках теории конструктивизма были предложены и реализованы подходы к обучению ИЯ, которые способствуют возникновению нового, интегративного подхода к применению программно-аппаратных средств обучения иностранным языкам в учебном процессе.
Основное достоинство системы программно-аппаратных средств обучения иностранным языкам состоит в том, что такая система средств обучения может оперативно обновляться в соответствии с меняющимися целями, задачами и условиями обучения. Гибко подстраиваясь к меняющимся целям, задачам и условиям обучения, система программно-аппаратных средств обучения повышает гибкость адаптационного механизма системы обучения в целом.
Достижение конечной цели обучения иностранному языку в неязыковом вузе требует разных типов программно-аппаратных средств обучения, соответствующих формируемым компетенциям профессионально ориентированной вторичной языковой личности. Системное применение программно-аппаратных средств в процессе обучения предполагает создание обучающей среды смешанного типа, в которой должно быть обеспечено представление знаний, формирование навыков и умений, а также постепенный переход студента к самостоятельной учебной деятельности. Это потребовало создания классификации программно-
аппаратных средств обучения иностранным языкам.
Классификация программно-аппаратных средств обучения иностранным языкам учитывает три группы классификационных признаков: системные, технические и методические.
В соответствии с принципом системной интеграции, описанная выше методическая система реализуется в учебном процессе посредством информационно-коммуникационной технологии обучения, которая должна отвечать следующим требованиям.
Психолого-педагогические требования:
1) опора на расширенную номенклатуру дидактических принципов, учет новых компонентов их содержания;
2) сосредоточенность на студенте; нацеленность на развитие личности студента, его автономности на базе рефлексивных умений; обеспечение перехода от обучения под управлением преподавателя (непосредственного и опосредованного ПАСО) к автономной деятельности учения; открытость для студентов всех этапов учебного процесса; единство обучения и развития; наглядность обучения;
3) профессиональная ориентированность, учет современных условий научно-профессионального общения, обеспечение профессионального контекста и развитие профессиональной мотивации обучения ИЯ, учет и моделирование в учебном процессе ситуаций профессиональной коммуникативно-познавательной деятельности, учет современной среды коммуникации;
4) сочетание индивидуальной, парной и групповой аудиторной работы (студент -студент, преподаватель - студент, преподаватель - группа, студент - группа) и самостоятельной внеаудиторной работы на основе системы программно-аппаратных средств обучения иностранным языкам.
Методические требования:
1) формирование основ профессионально ориентированной вторичной языковой личности, обладающей иноязычной профессиональной коммуникативной компетенцией, профессиональной межкультур-
ной компетенцией и иноязычной профессиональной рефлексивной компетенцией;
2) опора на расширенную номенклатуру методических принципов;
3) обеспечение взаимосвязанного обучения различным видам речевой коммуникации;
4) обеспечение подготовки к общению;
5) опора на обучение двум видам общения: учебному и учебно-профессиональному / квазипрофессиональному / имитационному;
6) обеспечение продуктивного характера учебной деятельности студентов (создание ими в процессе обучения таких продуктов, как доклады на конференциях, компьютерные презентации, тезисы, Web-сайты, аннотации, программы, информационные письма о конференции, базы данных, словари и пр).
7) учет условий обучения в техническом вузе, а именно: интереса студентов к другим предметам, достаточного уровня владения компьютером, интереса к его использованию в обучении;
8) ориентация на идею научно-технической конференции;
9) создание условий для активизации навыков и умений на основе обильного аутентичного языкового материала из сети Интернет;
10) обеспечение умения создавать собственный текст на основе материала, найденного в Интернете: изменение модальности текста, превращение научной статьи или abstracts в конспект/тезисы монологического высказывания/доклада на конференции.
Технологические требования:
1) базирование на комплексе современных методов обучения, таких, как метод проектов, лекционный метод, метод рефлексивных бесед, объяснение, показ, организация тренировки, оценка, самооценка, коррекция, самокоррекция;
2) базирование на двух организационных формах обучения в вузе: аудиторной и внеаудиторной;
3) учет особенностей реализации дидактических принципов в условиях использования программно-аппаратных средств в
рамках информационно-коммуникационных технологий обучения ИЯ;
4) следование специальным принципам обучения ИЯ в условиях использования программно-аппаратных средств в рамках информационно-коммуникационных технологий обучения ИЯ;
5) базирование на системном применении широкого спектра программно-аппаратных средств, используемых в разных функциях: как источник информации, средство обучения, инструмент деятельности учения и обучения;
6) опора на реализацию всех функций компьютера для решения различных задач обучения;
7) применение таких программных средств, как Word, Power Point, Excel и др. для развития умений создания собственного речевого произведения;
8) применение электронных учебных/когнитивных форматов (заданных преподавателем, созданных преподавателем в сотрудничестве со студентами в виде подстановочных таблиц, схем, сайтов).
Реализация информационно-
коммуникационной технологии, отвечающей указанным выше требованиям, предполагает наличие соответствующей системы программно-аппаратных средств обучения. Поиск таких средств обучения путем исследования ресурсов сети Интернет выявил, что использование в учебном процессе готовых, предназначенных для обучения языкам средств обучения, представленных в сети Интернет, не отвечает профессионально ориентированным целям и задачам обучения в неязыковом вузе, что ставит проблему разработки системы программно-аппаратных средств обучения иностранным языкам для вузов различного профиля.
При этом необходимо найти способ сочетания обучающих программ, основанных на идеях отечественного направления программированного обучения, с иными средствами обучения, возникшими благодаря новым техническим возможностям компьютера, а также обеспечить возможность обучения различным видам речевой коммуникации в их взаимосвязи.
Обучение различным видам речевой коммуникации включает в себя два аспекта:
а) формирование языковых навыков;
б) формирование речевых умений.
Что касается навыков, то все они поддаются обучению в условиях жесткого управления. Что же касается умений, то среди них можно выделить такие, которые связаны с восприятием и порождением текстов, строящихся по некоторым строгим правилам (стандартам) и предполагающих однозначное понимание, что во многом характерно и для научных текстов. Соответственно, некоторые умения построения и понимания таких текстов могут формироваться при жестком управлении.
В связи с вышеизложенным, были разработаны программно-аппаратных средства обучения двух типов: 1) программно-аппаратные средства обучения иностранным языкам, обеспечивающие формирование языковых навыков и некоторых речевых умений (на основе жесткого опосредованного программой управления), 2) программно-аппаратные средства обучения иностранным языкам, обеспечивающие формирование речевых умений (на основе гибкого управления при непосредственном контакте с преподавателем или при опосредованном общении с ним, например, с помощью электронной почты).
Электронные форматы, в отличие от аналогичных форматов на бумажном носителе, допускают дополнение, расширение, уточнение, редактирование, копирование. Это делает их гибкими и мобильными средствами обучения и расширяет спектр их возможного применения. Такие средства обучения отличаются тем, что они создаются не только преподавателем, но и студентами. Это открытые средства обучения, которые позволяют и предполагают их последующее пополнение новым учебным материалом. Их можно отнести к средствам развивающего обучения, так как они способствуют развитию когнитивных и метакогни-тивных умений обучаемого, нацеливают его на непрерывное последующее самообучение и саморазвитие в области иностранного языка, создавая условия для повышения его по-
знавательной активности и формирования у него черт автономного учащегося.
Таким образом, в качестве необходимого элемента современной системы обучения научно-профессиональному общению в техническом вузе и основы информационно-коммуникационной технологии обучения была разработана система программно-аппаратных средств обучения, включающая в себя:
1) обучающие программы в зрительной модальности с жестким опосредованным программой управлением, опирающиеся на алгоритмические правила и обеспечивающие формирование языковых навыков и некоторых речевых умений чтения и письма;
2) аудиовизуальные средства обучения с жестким опосредованным управлением, предполагающие однозначные ответы и обеспечивающие формирование языковых навыков и некоторых речевых умений программно-аппаратных средств обучения иностранным языкам;
3) аудиовизуальные средства обучения, допускающие неоднозначные ответы и возможность гибкого управления (либо при непосредственном контакте студента и преподавателя, либо путем отсроченной проверки и коррекции преподавателем результатов самостоятельной работы студента, записанных и сохраненных программой) и обеспечивающие формирование умений чтения, письма, аудирования и говорения;
4) электронные учебные форматы типа, обеспечивающие развитие умений иноязычного профессионального общения.
Опираясь на приобретенные навыки и умения, обучаемый способен работать более самостоятельно/автономно с аутентичными материалами сети Интернет, самостоятельно подбирать необходимый материал и готовить доклады на конференциях в рамках проекта, создавать компьютерные презентации в качестве наглядного сопровождения своих сообщений, пополнять персональные базы языковых и речевых средств.
Обучаясь с помощью описанной выше системы программно-аппаратных средств, студент в процессе обучения переходит от уровня минимальной самостоятельности на
первом этапе обучения через промежуточный уровень на втором этапе к уровню максимальной самостоятельности/ автономности на третьем этапе обучения. Данная система ПАСО ИЯ позволяет вынести формирование языковых навыков и речевых умений за пределы аудиторной работы и посвятить большую часть аудиторного времени интеграции этих навыков и умений в практику общения в процессе подготовки и проведения конференций в рамках метода проектов.
Опытное обучение подтвердило перспективность предлагаемой методической системы для формирования иноязычных профессиональных компетенций студента как профессионально ориентированной вторичной языковой личности; возможность на ее основе развития автономности студента как субъекта учебной деятельности и субъекта межкультурной профессиональной коммуникации; эффективность сочетания проектного метода и комплексного использования разных типов программно-аппаратных программных средств обучения в рамках единой технологии обучения.
Таким образом, основным результатом является система обучения ИЯ в техническом вузе, отличающаяся тем, что конечные цели обучения в рамках этой системы учитывают характер современной информационно-коммуникационной среды и необходимость дальнейшего саморазвития выпускника как профессионально ориентированной вторичной языковой личности; иноязычные профессиональные компетенции специалиста формируются с опорой на социокультурный контекст профессии, в качестве элемента которого рассматривается репрезен-
тация деятельности профессиональных сообществ в виртуальной/сетевой среде; на уровне организационных форм обучения акцент перемещен на самостоятельную внеаудиторную работу; в качестве ведущей технологии обучения рассматривается информационно-коммуникационная технология на основе метода проектов и системы программно-аппаратных средств обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Наумов А.И. Анализ результатов реализации дистанционного обучения // Социально-педагогические проблемы поиски и модели решения: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2 / Под ред. М.В. Шакуровой. — Воронеж: Воронежский гос. пед. ун., 2004. — С. 124-126.
2. Румянцева Л.Н. Акмелингвистика в преподавании иностранных языков // Акмеология-98: Сб. ст. — СПб., 1998.
3. Фомина Т.Н., Зеленова Т.Г. Инновационные технологии преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. — Ярославль, 2005.
Об авторах
Жук Елена Павловна, ассистент кафедра ОиТ-ЗИ, Ставропольского государственного университета. Сфера научных интересов - педагогические условия формирования гуманистической установки у будущих специалистов в области защиты информации. a1jona@ya.ru
Апурина Ольга Дмитриевна, заведующая кафедрой иностранных языков, Ставропольского военного института связи ракетных войск. Сфера научных интересов - эффективность применения инновационных информационных технологии в процессе обучения иностранным языкам. OlgaApurina@mail.ru