человеком качеств, который должен впитать в себя чистых добросовестных, трудолюбивых, грамотных учеников. Он должен любить свою науку беззаветно, относиться к ученикам так же, как к родителям-бамисоли, а также любить знания в душе каждого человека [3]".
В заключение можно сказать, что в настоящее время в системе образования существует множество проблем, в том числе гуманизация и демократизация содержания, формы, методов педагогического процесса, цель, формы и методы воспитания в качестве главной цели перестроить на национальной основе. В таких условиях должны быть по - новому мыслящие, мастера своего дела, молодежный тренер, действительно самоотверженный, учитель, прежде всего, образованный человек. Такие учителя - педагоги формируются только в процессе деятельности. Потому что любое высшее педагогическое образовательное учреждение предоставляет такому учителью только информацию о педагогической науке, направлениях профессии, секретах. Мастер действительно педагогической профессии получает в образовательном учреждении, в процессе работы прямо и косвенно, работая не покладывая рук над своими профессиональными навыками. Впрочем, педагогическое мастерство - это "... результат квалификации, упражнений, обучения, знаний, навыков и интеллекта [4]".
Список литературы
1. Гоноболин Ф.Н. Укитувчи хасида кисса. Т., 1967. 66- бет.
2. Сластёнин В.А. "Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки". М.: Просвещение, 1976. 106-141 с.
3. Педагогика: Учебное пособие для пед. училищ. (С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, Т.В. Волива, В.А. Сластёнин. М.: Просвещение, 1981. 3 с.)
4. Йулдошев Ж.Г. Педагогика фани ва Узбекистонда таълимни ривожлантириш муаммоси. Т. «Маърифат», 1995 йил. 25 январ 2 - бет.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Бозоров А.А.
Бозоров Абдусодик Абдурайимович - преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрывается сущность информационно-коммуникационных технологий, определяется их роль при обучении английскому языку в условиях модернизации образования, предлагается классификация средств новых информационных технологий, применяемых в обучении английскому языку. Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать процесс обучения иностранному языку интересным для учащихся.
Ключевые слова: информационно-коммуникационная технология, модернизация образования, средства ИКТ, обучение английскому языку.
Изучение иностранного языка в современном мире - это один из важных составляющих моментов в жизни современного, успешного человека. Знание иностранного языка не просто желательно, оно необходимо [1]. Сегодня появляется все больше людей, желающих знать иностранный язык, соответственно возникает потребность качественному обучения иностранного языка.
Современное информационное общество, в котором мы живем, характеризуется, прежде всего, ведущим положением информации и исключительно быстрым темпом развития средств ее обработки - информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Заметные достижения в области информатики привели к внедрению средств вычислительной техники в различные сферы жизни человека. На сегодняшний день уже созданы предпосылки для эффективного использования ИКТ и в системе образования.
Ученые считают, что любой метод обучения обогащается за счет интеграции в него информационных технологий. Но если в процессе обучения информатике средства ИКТ выступают и как объект изучения, и как средство обучения, то в процессе преподавания иностранного языка они являются только средством обучения. Под средствами ИКТ следует понимать программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей [2]. К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:
• электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
• электронные энциклопедии и справочники,
• тренажеры и программы тестирования,
• образовательные ресурсы Интернета,
• DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
• видео- и аудиотехника,
• научно-исследовательские работы и проекты [3].
Практическое использование ИКТ предполагает новый вид познавательной активности обучаемого, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации. Средства ИКТ позволяют активизировать познавательную деятельность студентов; обеспечить положительную мотивацию обучения с помощью интерактивного диалогового гипертекста; обеспечить высокую степень дифференциации обучения; усовершенствовать контроль знаний, умений и навыков; рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность занятий; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Использование компьютерных программ при обучении иностранному языку позволяет предъявлять учебный материал более наглядно и доступно, чем в устной форме. Очень важно и то, что студент может работать на занятии в индивидуальном режиме, продвигаясь в постижении нового материала в своем темпе, возвращаясь к непонятому, если это требуется, или забегать вперед
Основной целью обучения иностранным языкам (ИЯ) является формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся, обучение практическому овладению иностранным языком. Овладеть же коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Реализовать данную цель лучше всего помогает использование информационных
технологий в обучении ИЯ. Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:
1. повышение мотивации к изучению языка;
2. развитие речевой компетенции;
3. увеличение объема лингвистических знаний;
4. расширение знаний о стране изучаемого языка;
5. развитие способности к самостоятельному изучению ИЯ.
Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения:
- они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях;
-помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности,
- создавать коммуникативные ситуации;
- автоматизировать языковые и речевые действия;
- а также обеспечивают возможность учета ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы ученика.
- компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал
Использование новых информационных технологий в преподавании английского
языка и помогает нам подобрать методические средства и приемы, которые позволяют разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для обучающихся. Они также позволяют коренным образом изменить организацию процесса обучения детей, сформировать у них системное мышление. В своей работе я часто использую разнообразные электронные ресурсы: мультимедийные программы, материалы, найденные в сети Интернет, интерактивные тесты. Они делают уроки разнообразными и интересными, учат детей пользоваться различными новыми технологиями. В Интернете можно найти необходимую для проектов информацию: о музеях, достопримечательностях, информацию о текущих событиях в разных странах, об экологической ситуации в различных уголках мира, о национальных праздниках и т.д. И эти материалы выступают в роли «реального «культурного носителя» в процессе межкультурной коммуникации. При этом моя роль, как учителя английского языка, состоит в том, чтобы адаптировать их к данному учебному курсу, изучаемой теме и языковому уровню учащихся. Использование ИКТ позволяет перейти:
- от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;
- от статической модели знаний к динамической системе умственных действий; от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
- от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции.
Положение о важной, определяющей роли учителя в педагогическом процессе
является общепризнанным во всех психо лого-педагогических науках. Профессия педагога принадлежит к числу так называемых коммуникативных профессий [4]. Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности происходит в формировании следующих составляющих:
- речевой компетенции (совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме; умение планировать свое речевое и неречевое поведение);
- дискурсивной компетенции (умение строить свое высказывание в соответствии с заданной ситуацией общения);
- языковой компетенции (фонетика, лексика, грамматика, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях);
62
- социокультурной компетенции (знания о социокультурной специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка);
- компенсаторной компетенции (умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации);
- учебно-познавательной компетенции (развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению АЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания).
Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно ли все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием. При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, репродукции картин изучаемых художников, видеоэкскурсии, видеофрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения - учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.
Можно с уверенностью сказать, что правильное использование ИКТ в обучении способствует качественному становлению межкультурной коммуникативной компетенции у учащихся.
Список литературы
1. Хонимкулова М.Х.К., Ибраимов Х.И. Необходимость изучения иностранных языков: теория и практика // Вопросы науки и образования, 2018. № 27 (39).
2. Словарь педагогического обихода / под ред. Л.М. Лузиной. Псков, 2003.
3. Сайков Б. П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. М., 2005.
4. Ибраимов Х.И. Коммуникативная компетентность как механизм профессионального саморазвития будущего педагога // Проблемы педагогики, 2018. №2 (34).