Научная статья на тему 'Регулирование доверительных рыночных отношений в аграрном секторе экономики'

Регулирование доверительных рыночных отношений в аграрном секторе экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНТЕГРАЦИЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОХОЛДИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фазлаев И. Т.

Высокий уровень доверия является одним из условий роста инвестиционной привлекательности, развития интеграционных форм в рамках совместного предпринимательства, что обусловливает привлечение инвестиций и повышение эффективности сельскохозяйственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирование доверительных рыночных отношений в аграрном секторе экономики»

УДК 631.1

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ

РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

И. Т. ФЛЗЛАЕВ,

аспирант института экономики E-mail: [email protected] Уральский государственный университет физической культуры

Высокий уровень доверия является одним из условий роста инвестиционной привлекательности, развития интеграционных форм в рамках совместного предпринимательства, что обусловливает привлечение инвестиций и повышение эффективности сельскохозяйственной деятельности.

Ключевые слова: доверие, инвестиции, интеграция, сельское хозяйство, агрохолдинг.

Многочисленные исследования показывают, что процветание западных фирм обусловлено высоким уровнем доверия в этих странах. Подчеркивая это, некоторые авторы ведут речь о кризисе доверия в нашей стране, о том, что проблема доверия не только не утратила своей актуальности, но и стала оказывать все большее влияние на экономическое развитие.

По мнению авторов работы «Россия: укрепление доверия. Развитие финансового сектора в России» [3], экономическое доверие — это ключ к развитию рыночного финансового посредничества; оно позволяет владельцам финансового ресурса доверять его финансовым учреждениям, а финансовым учреждениям предоставлять его (ресурс) предприятиям и институтам, не находящимся под их контролем и не являющимся их собственностью.

Известно, что инвестиции являются главным источником развития. При этом большую роль играет уровень доверия к отрасли, предприятиям, в которые направлены инвестиционные ресурсы. Они направляются прежде всего в отрасли, тер-

ритории, объекты, где понятно ведение бизнеса, больше выгода, меньше риски.

По данным Росстата [2], объем инвестиций в агропромышленный комплекс по сравнению с другими отраслями национальной экономики находится на низком уровне (рис. 1).

Как видно из представленных данных, объем финансовых средств, идущих в сельское хозяйство, незначителен и составляет в среднем 3—5 % в общем объеме инвестиций отраслей национальной экономики России. В связи с этим происходит снижение доли основного капитала сельского хозяйства. Низкий уровень финансирования инвестиций в основной капитал сельского хозяйства негативно отражается не только на предприятиях отрасли, но и на сельскохозяйственном машиностроении, на химической промышленности, производящей минеральные удобрения, перерабатывающей отрасли и т. д.

Доверительные отношения имеют принципиальное значение для всех объектов и субъектов производственных отношений, а не только для их отдельных категорий. Так, на современном этапе общественного развития наиболее остро стоит проблема развития финансовой инфраструктуры, обусловливающей нормальное функционирование воспроизводственных и финансовых процессов в экономике. Одним из основныхусловий функционирования рыночной системы является существование взаимосвязанной системы организаций, которые обслуживают потоки товаров, услуг, денег, рабочей силы, перемещающихся в пределах рыночной системы под воздействием рыночных стимулов [4].

20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

ге,1

/ 16,4 _ к 16,4 15,6 15,6

14,8^^ 16,3 15,9 —^ 15Т -л __

14,2 13,9 14,Ь 13,8 14,1

3 7 -»4.1 4,1 3.9- - - 4,8.- ---.4,4

-----г-'"

0^ 0^2_ «- - Л1- 0,1 — ---— °о1 _0^05

1995 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

— - — Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

— о- - Рыболовство, рыбоводство

— Л— Добыча полезных ископаемых --Обрабатывающие производства

Рис. 1. Доля инвестиций в основной капитал отраслей национальной экономики России, % [2]

Под развитием доверительных рыночных отношений следует понимать формирование устойчивых всесторонних связей между предприятиями и организациями, расширение и углубление производственно-технологического взаимодействия, совместное использование ресурсов, объединение капитала при создании друг другу благоприятных условий деятельности, снятии барьеров при реализации продукции и т. д.

Развитие доверительных отношений может идти в рамках интеграционных процессов, происходящих в настоящее время в сельском хозяйстве. При этом сотрудничество между производителями, переработчиками сельскохозяйственной продукции и прочими структурами, имеющими отношение к агропромышленному комплексу, в любой форме, основанной на уважении интересов друг друга, приводит к значительному усилению позиций всех сторон на рынке и росту их экономической эффективности. В целом нарастание интеграционных процессов оценивается как ключевой фактор, позволяющий остановить спад производства в сельском хозяйстве и создать предпосылки для его роста.

Этим, по мнению автора, и обосновывается целесообразность и эффективность интеграционного процесса. На основе анализа показателей эффективности использования ресурсов обосновываются направление и объем инвестирования на предприятиях агропромышленного комплекса, обусловливающие выбор партнера. Данная взаимосвязь отражена в табл. 1.

Как видно из анализа данных табл. 1, для успешного ведения производственной деятельности и повышения деловой активности сельскохозяйс-

Таблица 1

Взаимосвязь объектов инвестирования с направлением, партнерами и мотивами по интеграции хозяйствующих субъектов сельского хозяйства

Объект инвестирования Мотив (основание) для интеграции Партнер по интеграции Направление инвестирования Показатель

Основные средства Ускоренное выбытие основных средств, моральный и физический износ; снижение качества выпускаемой продукции Предприятия фондо-создающих отраслей, проектные институты, инвестиционные организации Техническое перевооружение производства, новое строительство, реконструкция, модернизация основных средств Фондоотдача основных средств, фондорента-бельность

Нематериальные активы Недостаточное использование в деятельности ноу-хау, патентов, лицензий, технологий НИИ, вузы Работа с объектами интеллектуальной собственности Фондоотдача нематериальных активов

Трудовые ресурсы Необходимость повышения производительности труда, усиление заинтересованности работников в конечных результатах Центры переподготовки кадров, вузы Совершенствование системы организации и мотивации труда, повышение уровня квалификации персонала Производительность труда, рентабельность персонала, прибыль (выручка) на 1 руб. заработной платы

Материальные ресурсы Уменьшение совокупного расхода без потерь в качестве продукции, совершенствование системы нормирования ресурсов Поставщики материально-технических ресурсов Совершенствование системы материально-технического снабжения предприятия Материалоемкость, ма-териалоотдача продукции, прибыль на 1 руб. материальных затрат

твенному предприятию необходимо строить деловые отношения с различными производственными, научными, финансовыми институтами. Участники агропромышленной интеграции при вступлении в объединительное движение преследуют определенные цели:

- сельскохозяйственные предприятия — устранить монопольные действия перерабатывающих предприятий, снизить риск производства, зависящий от природно-климатических факторов и стихийности рынка, повысить финансовую устойчивость предприятия;

- перерабатывающие и обслуживающие предприятия — обеспечить надежную сырьевую базу и возможность более полной загрузки производственных мощностей, удешевить продукцию и завоевать рынки сбыта. Необходимо заметить, что интеграционные

процессы носят не одномоментный характер, апред-ставляют собой длительные деловые отношения, обеспечивающие взаимовыгодное сотрудничество. Поэтому основными целями развития доверительных рыночных отношений в сельском хозяйстве являются привлечение инвестиций и создание благоприятных условий для осуществления инвестиционного процесса. При этом комбинирование ресурсов взаимодействующих и взаимозависимых предприятий в рамках интеграции приносит поло-

жительный синергетический эффект, а именно — прирост совокупного эффекта, полученного от совместной деятельности.

Основные проблемы и методы их решения, связанные с развитием инфраструктуры партнерства и осуществлением на ее базе взаимовыгодного сотрудничества, отражены в табл. 2.

Решение проблем, представленных в табл. 2, и постоянное развитие и совершенствование инфраструктуры партнерства должны способствовать росту экономического доверия, что приведет к повышению деловой активности, инвестиционной привлекательности, развитию интеграционных процессов в отрасли сельского хозяйства.

Преодоление аграрного кризиса невозможно без объединения интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, финансово-кредитных структур, научно-исследовательских, промышленных и торговых институтов на основе корпоративных образований. В свою очередь необходимо осознать, что при партнерских отношениях между предприятиями на первый план выступает уровень доверия друг к другу, являясь специфичным ресурсом, активом, который способен повысить привлекательность предприятия в отношении реализации совместных проектов и, следовательно, повысить экономическую эффективность сельскохозяйственного производства.

Таблица 2

Современные проблемы становления инфраструктуры партнерства [1]

Hin проблемы Суть проблемы Метод решения

Низкий уровень экономического доверия Со стороны потенциальных партнеров присутствует скорее надежда на благополучный исход совместной деятельности, чем уверенность в возврате и преумножении средств Развитие системы гарантий и поручительств со стороны государства

Отсутствие безопасных и эффективных «связующих» мостов Между производственным ресурсом и точкой его применения существуют разнообразные барьеры и нет надежного связующего звена для переброски ресурсов от источника к потребителю Развитие эффективной сети производственных агентов, деятельность которых контролировалась бы государственными институтами в совокупности с рыночными регуляторами

Недостаток грамотных специалистов Малое количество профессионалов с опытом работы и управления; круководителям предъявляются формальные требования при этом никакого контроля и гарантий их компетентности Развитие системы грамотной подготовки кадров, ориентированной на практическую сторонудела и осуществление консультационной деятельности; развитие системы повышения квалификации

Слабая степень раскрытия информации финансового и иного характера Информация раскрывается строго в пределах, установленных законодательством, предприятия боятся публичности, что затрудняет повышение доверия к ним со стороны потенциальных инвесторов и партнеров Процесс раскрытия информации следует подкрепить разумными законодательными и фискальными действиями властей

Низкое качество работы инфраструктуры Плохая обеспеченность средствами связи, низкая пропускная способность линий, слабая степень внедрения ГГ-технологий Выделение достаточного количества средств на финансирование развития инфраструктуры; введение новых технологий и замена устаревшего оборудования на новое

Значительную роль в объединении интересов множества сельскохозяйственных товаропроизводителей на первоначальном этапе, по мнению автора, может сыграть информационно-консультационная служба, заключающаяся в построении между сельскохозяйственными предприятиями экономических взаимоотношений, которые должны приобрести в будущем системный характер. Так как отрасли сельского хозяйства необходимо привлечение инвестиций, то главным объединяющим фактором может послужить поиск инвесторов информационно-консультационной службой.

Обладая мощной информационной базой данных о новых технологиях производства сельскохозяйственной продукции, состоянии сельскохозяйственного рынка, имея в своем штате состав высококвалифицированных специалистов не только в области растениеводства, животноводства, переработки сельскохозяйственной продукции, но и в области решения финансовых и юридических вопросов, информационно-консультационная служба способна выступать в качестве посредника между инвестором и сельскохозяйственным товаропроизводителем, а в отдельных случаях являться инвестором (рис. 2).

Информационно-консультационная служба на основе мониторинга и анализа деятельности сельскохозяйственных предприятий может предложить инвестору, исходя из его целей и задач, наиболее приемлемый объект для инвестирования. Более того, кроме консультирования и информирования сельскохозяйственного товаропроизводителя о новых технологиях, позволяющих существенно повысить эффективность производства, инфор-

мационно-консультационная служба будет контролировать и освоение инвестиций.

Финансирование самой информационно-консультационной службы должно осуществляться из прибыли сельскохозяйственного предприятия, поэтому информационно-консультационная служба напрямую заинтересована в прибыльности сельскохозяйственного товаропроизводителя, для которого она привлекает инвестиции и которому оказывает информационно-консультационные услуги. Также информационно-консультационная служба может получать процент от прибыли, полученной субъектом инвестирования от осуществления инвестиционной деятельности. При такой схеме у субъекта инвестирования снижаются риски потери финансовых средств, так как они, по сути, находятся в доверительном управлении у информационно-консультационной службы.

Таким образом, информационно-консультационная служба, выступая гарантом и партнером как объекта, так и субъекта инвестирования, связывает их в одну систему, из которой в перспективе может образоваться агропромышленная корпорация.

Активизация экономических процессов в агропромышленном комплексе возможна посредством оптимизации межхозяйственных связей. При этом необходимо развитие доверительных рыночных отношений при межфирменной интеграции, обеспечивающей устойчивые взаимовыгодные связи участникам экономического процесса в рамках инвестиционной и производственной деятельности. Чем чаще и интенсивнее такой компонент качества сотрудничества, как экономическое доверие, взаимодействует с финансовым (ценой

Субъект инвестиционной деятельности

Информационно-консультационная служба

Поиск источника инвестирования

Определение целей и условий инвестирования

Экономическая оценка инвестиций

> к

Объект инвестирования

А к

Осуществление финансирования

Поиск (мониторинг) потенциальных объектов инвестирования

Оценка инвестиционной привлекательности

Количественная оценка доверительности рыночного сотрудничества

Выбор объекта

инвестирования + -

Принятие решения о целесообразности инвестирования

Рис. 2. Роль информацион-но-консультаци-онной службы в активизации инвестиционного процесса в сельском хозяйстве

сотрудничества), тем прочнее и эффективнее партнерские отношения и больше масса взаимного доверия между участниками.

Автором предлагается схема взаимодействия между хозяйствующими субъектами на примере менеджмента агрохолдинга, решающего вопросы производства, реализации и финансирования, включая маркетинговые исследования и рекламные мероприятия (рис. 3).

При такой схеме, по мнению автора, существенно повышается устойчивость аграрного сектора национальной экономики. Обусловлено это главным образом тем, что все решения, касающиеся производства, реализации и финансирования, принимаются одним структурным подразделением, в данном случае менеджментом агрохолдинга. Менеджмент агрохолдинга включает в свой состав высококвалифицированных специалистов в области производства, переработки, маркетинга, безопасности и т. д.

Сельскохозяйственные предприятия, перерабатывающие предприятия и торговые предприятия, входящие в агрохолдинг, являются соответственно базами для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и по большому счету в своей деятельности ориентируются на решения менеджеров агрохолдинга.

Менеджмент агрохолдинга разрабатывает план производства сельскохозяйственной продукции с учетом современных технологий, повышающих эффективность. Также он готовит проекты, связанные с модернизацией производства, поиском финансовых средств и осуществляет мероприятия по реконструкции системы предприятий, будь то ремонт или строительство ферм, закупка новых пород скота, элитных семян, новой сельскохозяйственной техники, модернизация перерабатывающего предприятия и т.д., вплоть до стимулирования работников агрохолдинга. Также менеджмент агрохолдинга берет на себя отношения,

касающиеся уплаты налогов, поиска финансовых средств для осуществления инвестиционных проектов, расширения производства, продвижения продукции на рынок, осуществления маркетинговых исследований и т. д.

Сельскохозяйственным, перерабатывающим и торговым предприятиям остается лишь деятельность по производству, переработке и реализации продукции, выражающейся в следовании указаниям менеджмента агрохолдинга.

Следует признать, что при таком подходе сельскохозяйственные предприятия в чем-то теряют самостоятельность, но взамен приобретают современные технологии, стабильность в получении заказов на производство продукции, которую они передают на переработку. У перерабатывающих предприятий не возникает вопросов по поиску сырья, необходимого для полной загрузки оборудования. Торговые предприятия обеспечиваются продукцией, которая пользуется спросом, так как менеджмент агрохолдинга берет на себя маркетинговые исследования, рекламные мероприятия и т. д. В совокупности у всех участников агрохолдинга исключаются издержки на ведение бухгалтерского учета, стратегическое, финансовое планирование, разработку бизнес-планов и т.д.

Все финансовые потоки регулируются менеджментом агрохолдинга через финансовый центр, в качестве которого может выступать банк или любое

Рис. 3. Производственно-финансовые потоки между участниками агрохолдинга: 1 — передача произведенной сельскохозяйственной продукции на переработку; 2 — финансирование производства сельскохозяйственной продукции; 3 — выдача планового задания на производство сельскохозяйственной продукции; 4 — передача готовой продукции на реализацию; 5 — передача выручки от реализации продукции в финансовый центр; б— финансирование затрат на реализацию продукции; 7— выдача нормативных показателей по величине цен и объемах реализации продукции; 8 — выдача поручения на распределение финансовых средств; 9— финансирование затрат по переработке сельскохозяйственной продукции; 10 — вознаграждение менеджеров

финансово-кредитное учреждение, не обязательно входящее в агрохолдинг. От финансового центра требуется лишь точность и оперативность в исполнении поручений менеджмента агрохолдинга.

Вся выручка от реализации продукции концентрируется в руках менеджмента, который занимается перераспределением финансовых средств, исходя из потребностей всех участников агрохолдинга, что позволяет направить финансовые средства именно туда, где они необходимы. Помимо финансирования инвестиционных проектов менеджмент ответственен за начисление заработной платы работникам агрохолдинга. Так как все решения принимаются в одном центре, то все участники агрохолдинга справедливо предъявляют высокие требования к уровню доверия к менеджменту. Это объясняется тем, что управленческая команда определяет успех реализации поставленных задач, именно от ее квалификации зависит эффективность агрохолдинга в целом.

При осуществлении интеграционных процессов государство не должно сдерживать предпринимательской инициативы. Оно должно создавать условия для предпринимательской активности и экономического подъема, связанных с широким освоением новых перспективных технологий на началах рыночной конкуренции.

В Республике Башкортостан была апробирована схема взаимодействия между хозяйствующими субъектами на примере менеджмента агрохолдинга, заключавшаяся в организации молочного агрохолдинга ЗАО «Учалы-Молоко». При реализации этого проекта стояла задача построения цепочки производства, переработки и реализации молочной продукции в рамках одной структуры по принципу «от поля до прилавка». По проекту предполагалось освоение молочно-товарного комплекса на 1 250 голов стада (строительство новых производствен-

ных корпусов, закупка оборудования и племенного скота) и доведение к 2010 г. собственного производства молока до 12тыс. т и мяса до 123 т/год. Общая стоимость проекта — 280 млн руб. (из них 210 млн руб. — заемные).

Освоение инвестиций происходило в течение двух лет (2005—2006 гг.) и сопровождалось ремонтом и строительством новых помещений, закупкой и монтажом оборудования, закупкой скота, приобретением вспомогательного оборудования и т.д. Кредит был предоставлен на период 2005—2012гг. Такой срок кредитования позволяет своевременно рассчитываться по кредиту, нести оптимальные расходы по выплате кредита и его обслуживанию. По расчетам, при процентной ставке Банка России в 11,5 % и процентной ставке кредита в 14% срок окупаемости проекта составляет шесть лет.

Планом развития ЗАО «Учалы-Молоко» предусмотрена закупка голландских красно-пестрых коров. Производство продукции скотоводства происходит по мере закупки скота. В первую и вторую лактацию планировалось получение от импортных коров 8 300 кг и 8 650 кг молока соответственно.

Основные показатели развития агрохолдинга «Учалы-молоко» на перспективу представлены в табл. 3.

Для обеспечения агрохолдинга сырьем было выбрано сельхозпредприятие ОАО «Красный партизан» и ряд других сельскохозяйственных предприятий Учалинского района Республики Башкортостан, а в качестве молокоперерабатыва-ющего предприятия было выделено ЗАО «Учалы-Молоко». В итоге проект реализации был размещен в Учалинском районе Республики Башкортостан. Равномерное производство продукции происходит с 2009 г.

Проект развития агрохолдинга ЗАО «Учалы-Молоко» позволяет решить следующие задачи:

Таблица 3

Основные показатели развития агрохолдинга ЗАО «Учалы-молоко» на 2007—2012гг.

Наименование показателей 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Объем реализации молока, т 4 400 10 000 11 045 12 000 12 000 12 000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цена 1 т молока без НДС, тыс. руб. 11,45 12,22 13,92 14 14 14

Выручка, тыс. руб. 50 367,6 122 188,79 153 726 168 052 168 052 168 052

Объем реализации мяса, т 0 120 123 123 123 123

Цена 1 т без НДС, тыс. руб. 82,5 92 101 110 110 110

Выручка, тыс. руб. 0 11 040 12 423 13 530 13 530 13 530

Общая выручка, тыс. руб. 50 367,6 133 228,79 166 149 181 582 181 582 181 582

Затраты,тыс. руб., всего 15 006,2 80 659,61 87 376,4 93 149,6 93 149,6 93 149,6

В том числе на переработку 10 120 23 000 25 403,5 27 600 27 600 27 600

Амортизация 13 153,8 16 793,8 16 793,8 16 793,8 16 793,8 16 793,8

Прибыль, тыс. руб. 35 361,4 52 569,18 78 772,6 88 432,4 88 432,4 88 432,4

Рентабельность, % 235,65 65,17 90,15 94,94 94,94 94,94

- обеспечение укрепления продовольственной безопасности на региональном и федеральном уровнях;

- обеспечение удешевления затрат на производство сырья для выпускаемой продукции (цельномолочной продукции, масла, сыров, нежирной молочной продукции, мясных полуфабрикатов и т. д.), повышение эффективности за счет применения высокотехнологичных производств;

- обеспечение сокращения импорта молока и молочных продуктов до минимума. Отмечая положительный аспект деятельности

агрохолдингов, следует подчеркнуть их связь с притоком в сектор долгосрочных инвестиций. Вследствие этого выстраиваются новые системы связей с сельскохозяйственными товаропроизводителями, происходит установление более высокого уровня цен для привлечения сырья на переработку, переСписок литературы

оборудование ферм, покупку скота и обновление техники на фермах. Существенно улучшается управление производством на сельскохозяйственных предприятиях, попадающих в поле деятельности агрохолдинга. Кроме того, агрохолдинги берут на себя решение социальных вопросов на местах (финансирование социальной инфраструктуры, строительство дорог, переподготовка кадров и пр.). Создание и функционирование агрохолдинга предполагает построение системы производственных и перерабатывающих предприятий.

Расчеты по выбору предприятий, которые планируется включить в состав агрохолдинга, должны отражать не только финансовое и производственное состояние, но и потенциал развития предприятия, обусловленный синергетическим эффектом вхождения предприятия в агрохолдинг. При этом немалую роль играет уровень доверия к руководству и персоналу агрохолдинга.

1. Желтоносое В. М. Экономическое доверие в системе рынка финансовых услуг / В. М. Желтоносов, И. В. Рындина// Финансы и кредит, 2007. № 34.

2. Россия в цифрах. 2009: стат. сб. М.: Росстат, 2009.

3. Россия: укрепление доверия. Развитие финансового сектора в России / пер. с англ. М.: Весь мир, 2002.

4. Федъко В. П. Инфраструктура товарного рынка / В. П. Федько, Н. Г. Федько. Ростов-н/Д: Феникс, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.