КОЛОНКА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА
УДК 374.1
Д. В. Смирнов
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ РЕСУРСОВ, СРЕДСТВ И ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
В статье рассматриваются вопросы использования ИКТ как ресурсов развития дополнительного туристско-краеведческого образования. Подробно показаны информационно-коммуникативные средства и технологии, используемые в деятельности общественной организации. Раскрыта роль ИКТ в системе дополнительного туристско-краеведческого образования детей и некоммерческих социально ориентированных организаций.
The article considers the issues of using the information and communication technology as a resource of development of additional tourism-regional lore education. Detail showing information and communication tools and technologies used in the activity of public organization. The role of the information and communication technology in the system of additional tourist-regional lore education for children and non-profit social organization is disclosed.
Ключевые слова: дополнительное образование, неформальное образование, информационно-коммуникационные технологии, общественные организации, социально ориентированные организации, педагог, ребенок, деятельность.
Keywords: additional education, informal education, information and communication technologies, public organizations, social performanced organization, the teacher, the child, activity.
Уважаемые читатели!
Данный номер Вестника Академии посвящается проблемам использования педагогами и общественными организациями, прежде всего самой Академией, информационно-коммуникативных ресурсов, средств и технологий, которые сегодня все шире и активнее внедряются в организацию процессов дополнительного туристско-краеведческого образования детей и дополнительного про-
фессионального туристско-краеведческого образования специалистов, общественных и научно-педагогических кадров сферы образования, социальной работы, туризма, спорта и физической культуры, краеведения, музееведения, экологии, безопасности жизнедеятельности и др.
Современная студенческая молодежь, старшие школьники и даже младшие подростки, сегодня активно применяют информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), используя их как ресурс и как средство при организации и выполнении учебно-исследовательских и проектных работ, создании и представлении общественности презентационных просветительских, отчетных и рекламных материалов, а также при подготовке к самодеятельным по форме туристским путешествиям, походам и экспедициям, при проведении краеведческих и социологических исследований и т. п.
Причем подрастающее поколение по эффективности и продуктивности использования ресурсов и средств ИКТ далеко обогнало своих педагогов-наставников. Сегодня стало не редкостью, что школьники, а порой и продвинутые дошкольники, сами нередко обучают своих родителей, бабушек и дедушек, педагогов «премудростям» в освоении ИКТ [1].
В ХХ1 веке информационно-коммуникативные ресурсы, средства и технологии стали занимать особое место не только в неформальном (в нашем случае, дополнительном туристско-краеведчес-ком образовании детей [2]) и информальном образовании, но и в формальном образовании в организации учебного процесса в организациях постдипломного, высшего и среднего профессионального образования, общеобразовательных школах. Все активнее Интернет используется на уроках; для самообразования; в организации разнообразных социально ориентированных форм внеучебной деятельности; в организации поисковой, краеведческой, учебно-исследовательской деятельности и др. ИКТ стали незаменимыми для межличностной коммуникации подрастающего поколения в социальных сетях. Невозможно сегодня себе представить ребенка, особенно подростка - жителя городского поселения, без мобильного телефона или планшета, без контакта со своим удаленным (по доступу), но неформальным, социальным окружением. Без электричества и без работающего приемного устройства (телефона) при невозможности выхода в Интернет «цивилизационная жизнь» современной молодежи «прекращается». Они в лучшем случае впадают в панику и де-
прессию. Поэтому нам, педагогическому сообществу, необходимо брать на вооружение ИКТ и как средство и как ресурс педагогически целесообразного воздействия на подрастающее поколение. Необходимо не только самим освоить ИКТ, но и адаптировать ребенка, подростка к жизнедеятельности без «благ ИКТ» современной цивилизации в социокультурной среде неформального объединения детей и педагогов - туристско-краеведческом объединении в условиях природной среды, при этом получать эмоциональное удовольствие от межличностной коммуникации и рационального взаимодействия с природой, чувства удовлетворенности в преодолении и познании себя и собственных ресурсов, восторга от преодоленных естественных препятствий и походных маршрутов, сделанных открытий при продуктивном освоении окружающего и мира!
Прежде всего, в современных социокультурных условиях реализации педагогом программ дополнительного туристско-крае-ведческого образования предполагается овладение воспитанниками (обучающимися) практическими умениями и навыками ориентироваться в информационном пространстве, использовать социальные сети и другие информационные ресурсы для развития своей творческой активности и одаренности. Это в итоге позволяет существенно расширить возможности детей и подростков в развитии личностного потенциала к инновационной, познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, межличностной коммуникации, продуктивном и рациональном природосообразном преобразовании самого себя [3].
Однако при этом не следует забывать, что дополнительное образование детей является всего лишь частью системы непрерывного образования личности, которое и трактуется в XXI веке учеными как образование «шириной в жизнь» или «длиной в жизнь».
Дополнительному туристско-краеведческому образованию по функциональному предназначению отводится «роль» компенсации недостатков и упущений формального образования, «предшествующего профессиональной подготовке, либо пополнение профессиональных знаний в связи с новыми требованиями жизни, профессии» [4 с. 354-350].
При проектировании содержания дополнительного туристс-ко-краеведческого образования педагогу сегодня следует учитывать, ту объективную реальность, что использование средств ИКТ в образовательной деятельности туристско-краеведческих объединений должно проектироваться, прежде всего, на идеях:
- доступности (возможность каждого, кто хочет приобщиться к миру природы, здоровья, физической культуры или спорта, красоты, дружбы, туризма и пр., выбрать для себя посильный педагогически целесообразный образовательный маршрут, посильную -персонифицированную форму участия);
- последовательности (шаг за шагом, от простого к сложному, на каждом году занятий идет приращение, расширение и углубление знаний, приобретение новых умений и навыков, освоение новых компетенций);
- коллективности (формирование «ответственной зависимости» каждого ребенка от коллектива объединения в целом);
- творческой инициативы в деятельности (каждому ребенку дается возможность проявить и испытать себя, свой потенциал в разных социально-профессиональных ролях от исполнителя и организатора до неформального лидера, способного не только проявлять инициативу, но и брать ответственность за деятельность и ее результаты);
- формирования здорового образа жизни подрастающего поколения (вовлечение воспитанников в различные природосообраз-ные виды освоения норм и форм физического, психического и социального благополучия).
Организация дополнительного туристско-краеведческого образования без опоры на ресурсы и средства ИКТ в современной образовательной системе не позволит педагогу успешно реализовать и обеспечить «пролонгированность образования», т. е. «образование через всю жизнь» или «образование на всю жизнь», не только воспитанника, но и собственное. Для этого средства ИКТ должны позволять педагогу сопровождать ребенка в дополнительном туристско-краеведческом образовании и непрерывно обеспечивать процесс неформальной переработки, преобразования и реализации знаний индивидом в качестве основной характеристики его социально активной жизни [5].
ИКТ позволяют, по нашему мнению, в дополнительном туристско-краеведческом образовании:
- охватить неформальным образованием ребенка (подростка) на всех этапах развития и жизнедеятельности;
- запустить механизмы вертикальной интеграции (преемственность между отдельными формами, этапами, уровнями образования) и горизонтальной интеграции (образовательное воздействие
школы, семьи, неформального окружения, учреждения дополнительного образования, СМИ и т. д.);
- активизировать процессы развития «пространства детства» и включения большего числа детей в целостную систему внеинсти-туциональных и неформальных форм образования, в наиболее приемлемое для самих детей и их родителей время;
- обеспечить взаимодействие и преемственность содержания общего, дополнительного и профессионального образования;
- обеспечить открытость и гибкость реализации содержания программ обучения, воспитания, развития и оздоровления личности;
- создать разнообразие содержания, средств и методик, времени и места самообразования;
- создать возможность свободного выбора и проектирования персонифицированного образовательного маршрута;
- обеспечить адекватную, объективную и комплексную оценку, признание социумом результатов (продуктов) образования не по способам его получения, а по фактическому результату (продуктам);
- включить механизмы стимулирования мотивации личности к самообразованию и саморазвитию через влияние культуры, доминирующих в обществе духовно-нравственных ценностей.
Однако ИКТ играют важную роль и в обеспечении деятельности общественных объединений. Это, прежде всего, возможности оперативного информирования членов общественных объединений о ее деятельности, решении уставных задач организации и проведении различных мероприятий размещением информации на сайте и в социальных сетях; использование ИКТ в электронном документообороте (Системе ЭДО) с территориальными органами Пенсионного фонда, Федеральной налоговой службы, Росстата, Фонда социального страхования и Министерства юстиции России.
Сегодня, с вступлением в силу поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации (редакция от 01.10.2013), имеющий приоритет перед другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в сфере гражданского права, в современной России для общественных объединений появилась возможность активно использовать ресурсы ИКТ при обеспечении их жизнедеятельности. Прежде всего, стало возможно при проведении общих собраний использовать Интернет для заочного голосования.
Например, при организации выборов руководящих органов, принятии важнейших решений с привлечением как можно большего числа членов общественной организации.
Сегодня стало реальностью использование Интернета при организации и проведении дистанционных форм образования, научно-практических конференций, семинаров и других форм. Тем не менее не все педагоги старших поколений, члены нашей Академии владеют ИКТ на достаточном «пользовательском» уровне, что становится препятствием для использования в быту, профессиональной и общественной жизнедеятельности. К сожалению, больше половины членов Академии не имеют собственной электронной почты (E-mail). Это существенно, по нашему мнению, затрудняет оперативность в общении между органами управления Академии, в том числе председателей филиалов с членами Академии на местах. На оперативность работы почты России, увы, не приходится надеяться, так, доставка письма из Минюста России на юридический адрес Академии (ул. Челябинская, д. 5Б) по городу Москве осуществлялась больше 40 календарных дней!
Академия имеет свой Сайт (www:madutk.ru), но он требует постоянного обновления информации. Особенно информации с мест, из филиалов, что, к сожалению, не представлено на сайте. Председатели филиалов и члены Академии не проявляют активности в использовании ресурса сайта как средства информации в пропаганде социальной значимости своей деятельности, в продвижении детско-юношеского туризма и краеведения, в создании общественного мнения о работе Академии в целом и каждого филиала в частности!
С ноября 2013 г. в социальной сети «В-контакте» создана группа «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения». Целью создания группы преследуется активизация участия членов Академии в обмене информацией по деятельности филиалов, коллективных членов и их партнеров, освещение работы непосредственно членов Академии и ее руководящих органов, оперативное размещение информации (положений, протоколов результатов конкурсов, экспертных заключений, информационных писем, фотоотчетов, презентаций и пр.), раскрывающих социально ориентированное содержание деятельности Академии.
Полагаю, что, безусловно, использование ИКТ необходимо шире внедрять в практику дополнительного туристско-краеведчес-
кого образования детей и деятельность МОО АДЮТК, не забывая при этом, что они (ИКТ) являются лишь одним из средств, одним из ресурсов, обеспечивающих достижение педагогических в процессе образования и уставных целей деятельности Академии!
Примечания
1. Инякин Ю. С., Смирнов Д. В. Использование средств информационных технологий в объединениях дополнительного образования турист-ско-спортивного профиля // Дополнительное образование: науч.-метод. журн. 2002. № 4(19). С. 50-52.
2. Смирнов Д. В. Взаимодействие основного и дополнительного образования детей (из опыта работы гимназии № 278 Адмиралтейского района Санкт Петербурга): монография / под ред. В. П. Голованова, Д. В. Смирнова, Г. Н. Ищук, В. М. Шутовой. СПб., 2013. 235 с.
3. Смирнов Д. В. Неформальное образование как среда развития инновации в учреждениях дополнительного образования детей туристско-крае-ведческого профиля // Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Уфа, 26 ноября 2010 г.) / Мин-во образования Республ. Башк., Ин-т развития образования Республ. Башк. Уфа: Изд-во Ин-т развития образования Республ. Башк., 2010. С. 14-21.
4. Осипов Г. В. Социология: Основы общей теории. М.: Норма: ИНФРА-М, 2003. 912 с.
5. Ермакова Л. И. Непрерывное образование: социальная практика дополнительного профессионального образования: дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д., 2005. 256 с.