Научная статья на тему 'К проблеме новации, инновации и инновационной деятельности в формальном и неформальном образовании'

К проблеме новации, инновации и инновационной деятельности в формальном и неформальном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1212
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА / INNOVATION / INNOVATION PROCESS / PERSONALIZED EDUCATIONAL PATH / EDUCATIONAL ORGANIZATION / NON-FORMAL EDUCATION / ADDITIONAL EDUCATION / ADDITIONAL TOURIST AND LOCAL HISTORY EDUCATION / EXPERIMENTAL PLATFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов Дмитрий Витальевич, Власова Юлия Юрьевна

Раскрыты особенности формального, неформального и информального образования. Дана характеристика персонифицированного образовательного маршрута как сложной, многоуровневой, открытой, самоорганизующейся системы, позволяющей в состоянии динамического равновесия генерировать новые формы педагогической практики. Представлен анализ научных исследований инновационной дельности образовательных организаций. На примере дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности представлен цикл инновационной деятельности, включающий этапы создания и апробации новации, подтверждения нового результата, распространения нового продукта. Показано, что длительный процесс инновационной деятельности в образовательных организациях сопряжен с рисками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнов Дмитрий Витальевич, Власова Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of innovation, innovation and innovation in both formal and informal education

The features of a formal, non-formal education and informlalnogo. The characteristic of a personalized educational route as a complex, multi-level, open, self-organizing system that allows in a dynamic equilibrium to generate new forms of teaching practice. The analysis of research-similarity of innovative educational organizations. For example, additional education of children of tourist and local lore orientation represented innovation cycle, comprising the steps of creating and testing innovations, confirm the new result, the spread of a new product. It is shown that a long process of innovation in educational institutions risk.

Текст научной работы на тему «К проблеме новации, инновации и инновационной деятельности в формальном и неформальном образовании»

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 001.83; 001.895; 06.048.6; 303.833.73; 330ю342.2

Д. В. Смирнов, Ю. Ю. Власова

К ПРОБЛЕМЕ НОВАЦИИ, ИННОВАЦИИ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМАЛЬНОМ И НЕФОРМАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Раскрыты особенности формального, неформального и информального образования. Дана характеристика персонифицированного образовательного маршрута как сложной, многоуровневой, открытой, самоорганизующейся системы, позволяющей в состоянии динамического равновесия генерировать новые формы педагогической практики. Представлен анализ научных исследований инновационной дельности образовательных организаций. На примере дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности представлен цикл инновационной деятельности, включающий этапы создания и апробации новации, подтверждения нового результата, распространения нового продукта. Показано, что длительный процесс инновационной деятельности в образовательных организациях сопряжен с рисками.

The features of a formal, non-formal education and informlalnogo. The characteristic of a personalized educational route as a complex, multi-level, open, self-organizing system that allows in a dynamic equilibrium to generate new forms of teaching practice. The analysis of research-similarity of innovative educational organizations. For example, additional education of children of tourist and local lore orientation represented innovation cycle, comprising the steps of creating and testing innovations, confirm the new result, the spread of a new product. It is shown that a long process of innovation in educational institutions risk.

Ключевые слова: новация, инновация, инновационный процесс, персонифицированный образовательный маршрут, образовательная организация, неформальное образование, дополнительное образование, дополнительное туристско-краеведческое образование, экспериментальная площадка,

Keywords: innovation, innovation, innovation process, personalized educational path, educational organization, non-formal education, additional education, additional tourist and local history education, experimental platform, innovation.

Изменение роли системы образования в информационном обществе XXI в. обусловило большую часть инновационных процессов. Из социально пассивного, рутинизированного, реализующегося в традиционных социальных институтах и формах, образование в XXI в., веке глобализации информационных ресурсов, становится активным, личностно-ориентированным, базирующимся на персонифицированном подходе, обеспечивающем практико-ориентированность вектора и тактики проектирования содержания персонифицированного образовательного маршрута, ориентированного на удовлетворение необходимого, квалификационно-требуемого уровня образования и компетентности с учетом специфики профессиональной деятельности [1]. Персонифицированный подход, по мнению Т. Э. Галкиной, постулирует понимание субъекта обучения в системе образования как сложной, многоуровневой, открытой, самоорганизующейся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и генерировать новые формы организации своей жизнедеятельности [2]. Данный подход выражает требование предоставлять обучаемым для выбора варианты видов и форм образования (формальное, неформальное, информальное), образовательных программ, осуществлять обучение по образовательным маршрутам в соответствии с индивидуальным возможностями личности, их изменяющимися потребностями и карьерными перспективами. Однако до сего дня при определении стратегии развития, государственной политики Российской Федерации в области образования учитывалось лишь формальное образование, а неформальному и ин-формальному видам образования ни на федеральном, ни на региональном, ни на муниципальном уровнях не уделялось и практически не уделяется значимого внимания.

В информационном обществе актуализируется образовательный потенциал как социальных институтов, так и личностный. Активно внедряется в научный оборот категория «образование длиною в жизнь», которая выделяет временной фактор непрерывного образования. Термин «образование шириною в жизнь» (lifewide learning) акцентирует не только постоянство процесса обучения, но и разнообразие его форм - формальное, неформальное и информальное [3]. Образование шириною в жизнь предполагает, что процессы обучения, воспитания и развития личности, ее самореализация и профессиональное самоопределение могут быть одно-

временно приятным и полезным занятием и происходить как в образовательной организации, так и в семье, в компании друзей, на рабочем месте или в клубе или неформальном объединении по интересам.

Три вида образовательной деятельности - формальное, неформальное и информальное - имеют сущностные отличия [4]:

• формальное образование, завершающееся выдачей общепризнанного (государственного или установленного образца) диплома, удостоверения или аттестата. «Формальное образование» подразумевает, во-первых, деятельность в обществе специальных учреждений и организаций, осуществляющих процесс обучения и воспитания; во-вторых, система образования, господствующая в экономически развитых странах мира, подчиняется определённому законодательно установленному и нормативно предписанному образцу (стандарту), «задающему» объём (параметры) приобретаемых личностью «новообразований» - получаемых знаний, приобретаемых умений и действий, формируемых навыков, которые должны соответствовать:

а) нормативному канону личности (гражданина), законодательно определенному в данном обществе;

б) нормативным требованиям исполнения распространённых в обществе социальных ролей;

• неформальное образование (Non-formal learning), как правило, не завершается при выдаче документа на каком-то этапе (уровне), его осуществляют образовательные или общественные организации, клубы и объединения, также его реализуют индивидуальные репетиторы, консультанты или тренеры. Неформальное образование по своей сути является персонифицированной формой обучения, воспитания и личностного развития, которая может быть встроена в общий план учебно-воспитательного процесса как индивидуальный образовательный маршрут. Неформальное образование априори не определяет жестких рамок (границ) процесса обучения (например, в терминах и задачах образования, периоде и теме обучения, параметрах фиксации результатов и оценки качества), однако содержит личностно значимый образовательный компонент. Неформальное образование является для обучаемого осознаваемым и неспонтанным процессом, не преследующим своей целью получение документа или свидетельства об образовании, а преследующим удовлетворение познавательного, творческого ин-

тереса, формой самовыражения и самоутверждения, социализации и самоопределения (идентификации). Проектирование содержания программ неформального образования, как правило, хотя и находится в компетенции образовательной организации, однако в реальной практике реализуется при совместном творчестве педагога и его воспитанников (обучающихся), базисом которого выступает общий интерес - процесс совместной деятельности - ближние результаты - перспективы;

• информальное образование (Informal learning) - индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь личности и не обязательно носящая целенаправленный характер. Информальное образование также называют «спонтанным», которое по форме формирования «новообразований» в процессе «обучения» (приобретения знаний и умений, формирования навыков) не структурирован в дидактических единицах, не ориентирован по целям и задачам, периоду обучения и формам оценки качества. Информальное образование не осознаётся индивидом и не предполагает формального признания достигнутых в конечном итоге результатов в виде дипломов, сертификатов и пр. Спонтанно приобретаемые знания и умения, формируемые навыки и компетенции есть результат повседневного взаимодействия индивида с социальными окружением (на работе, дома, в результате общения со сверстниками, старшими и другим окружением) на протяжении всей жизни.

Если в предыдущие исторические периоды развития общества, до XXI в., содержание формального и неформального образования было ориентировано на формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность личности к жизни», что, в свою очередь, обеспечивало способность личности приспосабливаться к общественным обстоятельствам и безопасной жизнедеятельности в природной среде, то сегодня, в новых социально-культурных условиях (глобальные информационные системы и сети, урбанизация и ее влияние на общественный уклад жизни и другие факторы) система образования всё более ориентируется на создание таких методических систем, обучающих технологий и способов воспитательного воздействия на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями. В этих системах, в конечном счете, «стартером», мотивирующим запуск меха-

низма личностного саморазвития, самосовершенствования и самообразования, обеспечивающих готовность личности к реализации собственной индивидуальности и мобильности в условиях глобальных социокультурных и морально-нравственных изменений, происходящих в современном обществе, особое место отводится неформальному образованию [5].

Неформальное образование, прежде всего такая его форма, как дополнительное образование детей, расширяет образовательное пространство формального образования и обеспечивает не только и не столько реализацию компенсаторной его функции, сколько более широкое и продуктивное использование в педагогической практике творческих находок - различных новшеств, инноваций, методик и технологий. Многие организации дополнительного образования детей, различных направленностей, сегодня не только декларируют, но и активно внедряют некоторые новые элементы в свою деятельность [6]. Однако исследования практики реализации этих преобразований, внедрения инноваций в образовательных организациях столкнулись с серьёзным противоречием между имеющейся потребностью в инновационном развитии и неумением, а чаще некомпетентностью (прежде всего, некорректным использованием в педагогическом «обиходе» сущности категории инновационной деятельности) как руководителей образовательных организаций, так и методистов, педагогов дополнительного образования, как это делать на практике [7]. Чтобы грамотно, педагогически целесообразно на научно-методологической основе развивать систему образования в целом и дополнительного образования детей в частности по инновационному пути, необходимо, прежде всего, свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые отнюдь не однозначны, как это может показаться на первый взгляд.

В зарубежной и отечественной научной литературе проблема инноваций в XX в. рассматривалась в системе экономических исследований. Однако в конце столетия встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений и в других сферах общественной жизнедеятельности, в том числе и педагогике, но корректно определить эти изменения только в рамках экономических теорий не представлялось возможным. Необходимо применение комплексного подхода к организации исследования инновационных процессов, при котором анализ инновационных

проблем включал в себя использование современных достижений не только в области науки и техники, но и в сферах управления, образования, права и др. [8]

Активность исследователей в конце XX - начале XXI в. как в России, так и во всем мире характеризовалась интенсивным развитием инновационных процессов в сфере образования и управления образованием. Ориентиром для них были идеи гуманизации, гуманитаризации, личностно-ориентированного образования. Поиски решения педагогических проблем инноватики были, прежде всего, связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования.

На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема педагогических нововведений нашла отражение с позиций системно-деятельностного подхода в работах, опубликованных исследователями: В. А. Горский [9], В. И. Загвязин-ский [10], Л. И. Лазарева [11], П. С. Лернер [12], Г. В. Мухаметзя-нова [13], М. М. Поташник [14], Н. Б. Пугачёва [15], М. В. Рыжаков [16], А. В. Хуторской [17] и др., - что позволяет комплексно анализировать все стадии инновационного процесса в образовательных системах, организациях.

Проблема организации инновационной деятельности подробно исследована в менеджменте образования С. В. Наумовым [18], в дополнительном туристско-краеведческом образовании детей -Д. В. Смирновым [19], инновационный «взрыв» в образовании исследован В. И. Андреевым [20], который отмечал, что данный процесс требует адекватной организации.

Сегодня, во втором десятилетии XXI в., инновационный поиск вошёл в «спокойное русло», стал частью имиджа любой образовательной организации, претендующей на статус передовой в сфере образования, при этом являясь элементом «штатной ситуации» в системе жизнедеятельности многих образовательных организаций дополнительного образования. Анализ результатов исследования Е. А. Бабий [21], Е. О. Головиной [22], А. Г. Гостева [23], О. Г. Грохольской [24], З. И. Губогло [25], В. В. Лихолетова [26], Е.М. Михайловой [27], Б. И. Мишина [28], А. А. Муратова [29], Н. А. Петровской [30], В. Ю. Переверзева [31], Н. Н. Сабиной [32], Е. А. Сивицкой [33], Ю. В. Шаронина [34] и др. показывает, что существует огромное множество нововведений, применимых к об-

разованию вообще и неформального образования в частности, которые играют огромную роль в поступательном развитии системы дополнительного образования детей.

Система дополнительного образования детей, становление которой началось в 1992 г. с модернизации системы внешкольной работы, по своей сути и сегодня является новой по всем основным параметрам сферой в образовательных системах России и ряда зарубежных стран (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Украина и ряд др.). В связи с этим инновационность является имманентной характеристикой образовательных организаций, не зависящей от отношения его субъектов-организаторов и педагогов-исследователей к инновационной деятельности и, на более высоком научно-методологическом уровне, опытно-экспериментальной работы.

То, что инновации в неформальном образовании сами по себе не возникают, сегодня очевидно. Очевидно и то, что они являются результатом научных поисков, обобщения и распространения передового педагогического опыта отдельных педагогов-исследователей и целых коллективов. Руководители уже осознали, что процесс разработки и внедрения инноваций в педагогическую практику образовательных организаций дополнительного образования детей не может быть стихийным, он нуждается в управлении и научно-методологическом сопровождении.

В минувшем 2015-2016 учебном году нам довелось принять участие в экспертизе заявок, присланных из 38 субъектов России на конкурс РАО «Лучшая инновационная площадка» [35]. На конкурс было подано 388 заявок от дошкольных, общеобразовательных, организаций дополнительного, профессионального и высшего образования всех федеральных округов России. Наибольшее количество заявок поступило от образовательных организаций г. Москвы, Московской, Новосибирской, Воронежской, Ленинградской областей и Республики Башкортостан [36].

Ознакомившись с содержанием конкурсных заявок, представленных образовательными организациями, эксперты, обменявшись мнениями, пришли к неутешительному выводу: термин «инновация» стал в сфере образования настолько «модным», что руководители и методисты образовательных организаций и органов управления образования зачастую безосновательно и/или некорректно используют его в качестве убедительности доказательной базы эф-

фективности своей работы и/или деятельности своей образовательной организации. Перефразируя известное утверждение Декарта, сегодня приходится утверждать, что к числу педагогических лозунгов современной России добавился еще один - «Я инноватор -следовательно, я существую!»

В ситуации, когда практически любое изменение в сфере образования, по мнению ряда руководителей образовательных организаций, претендует (объективно или субъективно) на инновационный статус [37], содержание термина «инновация» размывается до неузнаваемости. За инновационные разработки сегодня выдают любые нормативно-правовые документы и/или локальные акты -программы развития образовательных организаций, программы объединений дополнительного образования, кружков и секций реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС, программы волонтерской или добровольческой деятельности и т. п.

Конечно, в истории российской (советской) педагогики немало славных имен учителей-новаторов, однако неправильно было бы ожидать от учителей, педагогов и преподавателей массового создания педагогических новаций в сфере как формального, так и неформального образования. Творческое отношение педагога к своей профессиональной деятельности, как правило, часто сопровождается озарениями, но их далеко не всегда можно назвать новациями. Образовательная программа или программа развития образовательной организации, организации досуга в летнем оздоровительном лагере, объединения дополнительного образования и пр. могут предполагать использование нестандартных для образовательного процесса средств обучения, инструментов, схем взаимодействия, но от этого сам документ не становится инновационным продуктом.

Полный цикл инновационной деятельности включает этапы создания и апробации новации, подтверждения нового результата, распространения нового продукта. Это длительный процесс, сопряженный со многими рисками. Поэтому применительно к общему образованию и дополнительному образованию детей корректнее было бы, с нашей точки зрения, употреблять такую категорию, как «элементы инновационной деятельности».

Применительно к педагогическому процессу в неформальном образовании, например дополнительном туристско-краеведческом образовании, инновация предполагает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, развития лич-

ности, профессиональное самоопределение, процессы социализации и, что немаловажно, в оздоровительный (!) процесс, на духовно-нравственном, психологическом и физическом уровнях, в совместной и сотворческой организованной продуктивной деятельности педагога дополнительного образования и воспитанника.

Инновации и инновационные процессы в российской образовательной системе активно обсуждаются с 80-х гг. XX в. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.

Педагогическая инновация рассматривалась как нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности [38].

Следовательно, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия «новация» и «инновация». Для выявления сущности этих понятий сравним их содержание (см. таблицу) по критериям: масштабу цели и задачам; методологическому обеспечению; научному контексту; характеру действий (качество); характеру действий (количество); типу действий; реализации; результату, продукту; новизне и последствиям.

Сущность понятий «новация» и «инновация»

Критерии Новация Инновация

Масштаб целей и задач Частный Системный

Методологическое обеспечение В рамках существующих теорий Выходит за рамки существующих теорий

Научный контекст Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки

Критерии Новация Инновация

Характер действий (качество) Экспериментальный (апробирование частных нововведений) Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат

Характер действий (количество) Ограниченный по масштабу и времени Целостный, продолжительный

Тип действий Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества Проектирование новой системы деятельности в данной практике

Реализация Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией) Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности

Результат, продукт Изменение отдельных элементов в существующей системе Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы

Новизна Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности

Последствия Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок

Таким образом, новация в неформальном образовании - это именно средство - новый метод, методика, технология, образовательная программа и т. п. Инновация - это процесс освоения этого средства, целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного качественного состояния в другое.

Нововведение в неформальном образовании следует рассматривать как результат инновации, а инновационный процесс - как развитие трёх основных этапов (по Ю. С. Тюнникову):

- генерирование идеи (в определённом случае - научное открытие),

- разработка идеи в прикладном аспекте;

- реализация нововведения в практике [39].

В связи с этим инновационный процесс необходимо рассматривать как процесс доведения научной идеи до практического использования и реализации связанных с этим изменений в конкретной социокультурной педагогической среде (образовательной организации, объединении дополнительного образования детей). Педагогическая деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, также является инновационной деятельностью.

Имеет место и другая характеристика этапов развития инновационного процесса, так, В. С. Лазарев [40], выделяет:

- определение потребности в изменениях;

- сбор информации и анализ ситуации;

- предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;

- принятие решения о внедрении (освоении);

- собственно сам процесс внедрения, включая возможные пробные эффекты от внедрения новшества (как положительные -позитивные, так и негативные);

- институализация, или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной образовательной практики в организации дополнительного образования детей.

Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл неформального образования, в нашем случае - дополнительного туристско-краеведческого образования детей. При этом педагогическую инновацию в образовательной организации следует рассматривать как изменения, направленные на качественные изменения (повышение эффективности, продуктивности и/или качества) обучения, воспитания и развития личности, психолого-педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения детей, подростков и юношества средствами туризма и краеведения, а также их ОЗДОРОВЛЕНИЯ!

Инновационную деятельность образовательной организации в целом и отдельного педагога в частности необходимо рассматривать и как значимый фактор становления и развития неформального образования, который нами исследуется в ходе опытно-экспериментальной деятельности, организуемой совместно педагогами-ис-

следователями и учеными. Целью этой деятельности являются, прежде всего, изменения содержания, способов и форм дополнительного туристско-краеведческого образования. По сути, организации туристско-краеведческой деятельности, мотивации творческой учебно-исследовательской деятельности воспитанников и педагогов, разработка новых образовательных технологий, поиск методов обучения, воспитания и развития личности, его оздоровления, социализации и профессионального самоопределения в системе должностно-ролевого самоуправления [41]. Эти изменения и должны привести к появлению новых свойств и качеств, характеристик и структуры, организационного механизма и способов деятельности, каким-либо другим новым результатам педагогически регламентированных процессов в формальном образовании во внеурочной деятельности и нерегламентированных процессов в неформальном образовании на персонифицированных образовательных маршрутах.

Тем более интересным представляется опыт ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», создающего реальные педагогические новации в содружестве с образовательными организациями и органами управления образования на сети экспериментальных площадок в различных регионах Российской Федерации.

Наиболее актуальной сегодня инновационной разработкой ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» и его партнеров, в том числе МОО «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А. А. Остапца-Свешникова», на наш взгляд, является создание инструментария оценки качества (продуктивности) неформального (дополнительного) образования детей.

Так, инновации в дополнительном туристско-краеведческом образовании детей мы рассматриваем как новшества, специально спроектированные, разработанные или случайно открытые в порядке педагогической инициативы, в результате опытно-экспериментальной деятельности. В качестве содержания инновации могут выступать:

- научно-теоретическое знание определённой новизны,

- новые эффективные образовательные методики и технологии,

- выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению, прежде всего, непосредственно для массового педагога.

Таким образом, нововведения - это новое качественное состояние образовательного процесса, формирующееся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.

В развивающихся системах образовательных организаций России сегодня инновационные процессы реализуются в следующих направлениях:

- формирование нового содержания образования,

- разработка и внедрение новых педагогических технологий,

- создание новых видов учебных заведений [42].

Всякий процесс (особенно обучение, и/или воспитание, или развитие, или социализация) представляет собой сложное динамическое (подвижное и нестатичное) образование - полиструктурную систему [43]. Таким образом, полагаем, что и сам инновационный процесс (как и всякая система) полиструктурен.

Деятельностная структура инновационной и/или опытно-экспериментальной работы в образовательной организации представляет собой совокупность следующих компонентов: мотивы - цель - задачи - содержание - формы - методы - результаты.

Действительно, всё начинается с мотивов (побудительных причин) субъектов инновационного или экспериментального процесса (руководителя, методистов, педагогов дополнительного образования, воспитанников и др.), определения целей нововведения, преобразования целей в «древо целей» [44] - «веер» задач, разработки содержания инновации и т. д. Все названные компоненты деятельности реализуются в определённых условиях (социокультурных, материальных, финансовых, гигиенических, морально-психологических, временных и др.), которые в саму структуру деятельности, как известно, не входят, но при игнорировании которых инновационный процесс в образовательной организации был бы просто парализован или протекал бы неэффективно.

Субъектная структура развития образовательной организации учитывает функциональное и ролевое взаимодействие всех субъектов на каждом из этапов инновационного процесса: директора, его заместителей, учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, методистов, научных консультантов, психологов, медицинский персонал, воспитанников, родителей, спонсоров, преподавателей вузов, консультантов, экспертов, работников органов управления образования, аттестационной службы и социальных партнеров, общественности.

Особенностью инновационного процесса является, как собственно и дополнительного туристско-краеведческого образования детей, его циклический характер, по типу расширяющейся гносеологической спирали (по А. А. Остапцу) [45], выражающийся в следующей структуре этапов, которые проходит каждое нововведение:

- возникновение (старт);

- динамичное поступательное развитие - рост (в борьбе с оппонентами, рутинёрами, консерваторами, скептиками);

- зрелость - стабильность (воспроизводимость);

- освоение (апробация и внедрение);

- диффузия (проникновение, распространение);

- насыщение (освоенность многими педагогами дополнительного образования, проникновение во все отделы образовательной организации, объединения дополнительного образования, походные группы, клубы, части учебно-воспитательного, тренировочного, соревновательного и управленческого процессов);

- рутинизация (имеется в виду достаточно длительное использование новшества - в результате чего оно становится обычным явлением в образовательной системе, нормой - традиционной формой);

- кризис (имеется в виду исчерпанность возможностей его применения, например в других образовательных организациях);

- финиш (нововведение перестаёт быть таковым или заменяется другим, более эффективным, или же поглощается более общей эффективной системой, новацией).

Некоторые нововведения проходят ещё одну стадию, иррадиацию, когда с рутинизацией новшество не исчезает как таковое, а модернизируется и воспроизводится, нередко оказывая ещё более мощное влияние на процесс развития образовательной организации.

Академик В. И. Загвязинский исследовавший жизненные ЦИКлы разных инновационных процессов, отмечал, что очень часто, получив положительные результаты от освоения новшества, педагоги необоснованно стремятся его универсализировать, распространить на все сферы педагогической практики, что нередко кончается неудачей и приводит к разочарованию, охлаждению к инновационной деятельности [46].

Следует обратить внимание на то, что инновационный процесс в образовательной организации в какой-то момент может

стать стихийным (неуправляемым) и существовать за счёт внутренней саморегуляции (то есть всех элементов приведённой структуры как бы нет; но могут оказывать мощное влияние и самоорганизация, и саморегулирование, и самоконтроль) [47].

Инновационная деятельность выросла из многолетних фундаментальных научно-педагогических исследований путей и форм взаимодействия формального, неформального и информального образования [48]. Результат интеллектуальной деятельности образовательной организации, педагога - это положенный в основу инновационной разработки критерий оценки качества образования.

Создаваемый ФГБНУ «Института стратегии развития образования РАО» и его партнерами инструментарий должен без особых усилий применяться педагогами, методистами и руководителями любых образовательных организаций и/или специалистами органов управления образованием, он должен давать объективные и сопоставимые на локальном и на региональном уровнях результаты оценки качества формального или неформального образования (достижений обучающихся).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особое внимание нами уделяется влиянию инновационных изменений в образовательных организациях дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности, оказываемому на здоровье обучающихся (воспитанников). Так, физические и психологические нагрузки, режим тренировок, занятия на местности, графики проведения походов должны включать достаточно продолжительный перерыв, необходимый для восстановления и рекреации как обучающихся, так и педагогов. Выбирая и самостоятельно разрабатывая варианты нового содержания, методик и технологий дополнительного туристско-краеведческого образования, коллектив и руководитель образовательной организации обязаны учитывать недельную загруженность воспитанников.

Сегодня инновационный поиск в образовательных организациях дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности, по мнению Л. В. Алиевой [49], В. П. Голованова [50] и Ю. С. Константинова [51], осуществляется, прежде всего, в таких направлениях:

- организационные преобразования (изменение статуса образовательной организации дополнительного образования детей как открытого социально-образовательного института, режима работы

образовательной организации, функций администрации, привлечение педагогов и специалистов нового типа и т. д.);

- введение модульного учебно-тематического плана;

- комплексный характер программ дополнительного турист-ско-краеведческого образования;

- интеграция учебных групп;

- целевой отбор содержания обучения и воспитания в соответствии с проблемами глобального образования и возможностями, и индивидуальными особенностями каждого воспитанника.

Активно ведется опытно-экспериментальная проверка новых образовательных технологий туристско-краеведческой, учебно-исследовательской и поисковой деятельности, оптимизация базовой образовательной матрицы образовательной организации (объединения детей), новые диагностические методики, позволяющие детально, объективно и полно получить своевременную информацию о различных сторонах педагогического процесса и его результатах - личностных и достижения воспитанников и их коллективов (поисковых отрядов, походных групп, экспедиционных звеньев и пр.).

Инновационные поиски педагогов-исследователей направлены на создание территории опережающего развития воспитанников, их способов мышления и образа жизни. Инновационная деятельность педагога дополнительного образования - руководителя походного коллектива - выражается, прежде всего, в создании авторских программ дополнительного образования различного уровня сложности, а также в сочетании различных педагогических технологий, позволяющих реализовать новое содержание образовательного процесса в условиях детско-юношеского самодеятельного походного коллектива [52]. При этом новизна носит главным образом субъективный характер, зависящий от самого педагога и условий реализации содержания дополнительного туристско-краевед-ческого образования детей.

В ходе методологического обеспечения инновационной деятельности решаются два типа задач:

- во-первых, задачи проблематизации процессов дополнительного туристско-краеведческого образования детей, суть которой сводится к выявлению разрывов в системе деятельности педагога (между поставленными целями и полученными результатами, между педагогическими системами и особенностями современных детей и подростков, между современными возможностями образо-

вательной организации дополнительного образования детей тури-стско-краеведческой направленности и запросами к нему современного общества);

- во-вторых, задачи проектирования новых форм и методов дополнительного образования детей, в состав которого входят организация способов и средств туристско-краеведческой деятельности, выявление дефицита знаний и компетенций, которые необходимы для осуществления процесса проектирования, построение процесса проектирования, выбор «материала», из которого будет строиться проектируемый объект, проектирование процесса реализации или внедрения спроектированного нововведения [53].

Инновации в дополнительном образовании детей мы рассматриваем как имманентную характеристику туристско-краевед-ческой деятельности, вытекающую из его основного смысла, сущности и значения. Новизна любого средства относительна как в личностном, так и во временном плане. То, что ново для одного учреждения дополнительного образования детей туристско-крае-ведческого профиля, одного педагога, может быть пройденным этапом для других. Новизна всегда носит конкретно-исторический характер. Не имеет значения, являются ли в настоящее время идея, концепция, технология объективно новыми или нет, можно определить время, когда они были объективно новыми. Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи определённого этапа, новшество быстро может стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой или отжить, устареть, стать тормозом развития в более позднее время. Поэтому организаторам дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля нужно постоянно следить за новшествами и осуществлять инновационную деятельность. К основным функциям инновационной деятельности педагога дополнительного образования относятся прогрессивные (так называемые бездефектные) изменения педагогического процесса и его компонентов: изменение в целях, в содержании дополнительного образования детей, новые образовательные и туристско-краеведческие технологии, новые идеи воспитания, новые способы и приёмы обучения, развития и т. д.

Однако следует отметить, что в последние десятилетия на педагога дополнительного образования «обрушился» вал видов работ, не связанных в исполнением им основных его функциональных педагогических задач - обучения и воспитания подрастающего

поколения. Сегодня педагог больше занят «бумаготворчеством», а не реальным педагогическим Со-творчеством со своими воспитанниками, поиском новаций и их реализацией в практику.

Все меньше времени имеет педагог и для своего творческого роста и саморазвития, за массой отчетов и заполнением электронного (бумажного) документооборота забыт не только ребенок, но и необходимость апробации результатов инновационной деятельности, творческого поиска на семинарах и конференциях различного уровня и масштаба. Огромная масса «заочных» конференций, организуемых в последние годы, свидетельствует о том, что забыты такие важнейшие компоненты научной истинности, как валидность и репрезентативность, которые проверяются в научных обсуждения и дискуссиях при непосредственном взаимодействии (живом эмоциональном контакте) педагогов-исследователей (практиков) и ученых (теоретиков). Создаваемая сеть экспериментальных площадок ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» в образовательных организациях призвана обеспечить достоверность и обоснованность получаемых результатов, а также позволить неформально (внутрифирменно, в стенах своей образовательной организации, «без отрыва» от педагогического процесса) повысить уровень своей квалификации.

Таким образом, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» создается действительно инновационный продукт: который будет характеризоваться новизной, востребованностью, тиражируемостью; а его применение будет содействовать развитию образовательных организаций.

Примечания

1. Смирнов Д. В. Система дополнительного профессионального тури-стско-краеведческого образования педагогов на основе кластерного подхода : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Д. В. Смирнов. Шуя, 2012. С. 344-369.

2. Галкина Т. Э. Персонифицированный подход в системе дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Т. Э. Галкина; ГОУ ВПО Рос. гос. соц. ун-т. М., 2011. 37 с.

3. Горский В. А., Смирнов Д. В. Взаимодействие и преемственность формального и неформального образования в современном муниципальном образовательном пространстве // Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Уфа, 26 ноября 2010 г.) / Мин-во образования Республ. Башк., Ин-т разви-

тия образования Республ. Башк. Уфа : Изд-во Ин-т развития образования Республ. Башк., 2010. С. 11-14.

4. Смирнов Д. В., Тымко Н. В. Географическое образование: взаимодействие и преемственность формального и неформального образования // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова : сер. психол. науки «Акмеология образования». 2009. Т. 15. № 1. С. 166-171.

5. Смирнов Д. В. Неформальное образование как среда развития инновации в учреждениях дополнительного образования детей туристско-крае-ведческого профиля // Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Уфа, 26 ноября 2010 г.) / Мин-во образования Республ. Башк., Ин-т развития образования Республ. Башк. Уфа : Изд-во Ин-т развития образования Республ. Башк., 2010. С. 14-21.

6. Смирнов Д. В. Неформальное образование: проблемы инноваций в дополнительном образовании детей туристско-краеведческой направленности // Пути развития и совершенствования детско-юношеского, молодежного и спортивно-оздоровительного туризма : сб. науч. ст. и материалов Всерос. науч.-практ. конф. (г. Москва, 4-5 дек. 2010 г.) / Учрежд. РАО Ин-т семьи и воспитания, Рос. гос. ун-т ФКСиТ, МосгорСЮТур, Союз краеведов России. М. : МАТГР, 2010. С. 96-102.

7. Смирнов Д. В. Взаимодействие формального, неформального и ин-формального образования в многокомпонентной системе обеспечения качества (на примере дополнительного образования детей туристско-краеведчес-кого профиля) // Физическая культура, туризм и спорт : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Сургут, 13-14 февр. 2009 г.) / Сургут. гос. ун-т. Ханты-Мансийск : Ред.-изд. отдел БУ ДПО ХМАО-Югры Ин-т развития образования, 2009. С. 243-251.

8. Лернер П. С. Субъектные поиски смысла содержания образования как инновационная задача педагогики сотрудничества // Инновации в образовании: человекосообразный ракурс : сб. науч. тр. / Рос. акад. образования, Центр дистанц. образования «Эйдос», Науч. шк. А. В. Хуторского. М. : Эй-дос, 2009. С. 95-98.

9. Горский В. А., Мартиросян Б. П. Инновации в дополнительном образовании // Доп. образование. 2003. № 4. С. 7-17.

10. Педагогические инновации на современном этапе развития образования : сб. ст. преподавателей науч.-пед. шк. акад. РАО В. И. Загвязинско-го / [под ред. А. Ф. Закировой]. Тюмень : Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2010; За-гвязинский В. И., Строкова Т. А. Как снять инновационные барьеры : [из опыта работы директора Онохин. сел. шк. Тюмен. обл. Н. Н. Янчук] // Народное образование. 2014. № 5. С. 18-25.

11. Лазарева Л. И. Информационная культура и инновационная деятельность учителя : монография / Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Кемер. гос. ун-т культуры и искусств». Кемерово : НМЦ, 2013. 143 с.

12. Лернер П. С. Инновационный потенциал, ресурсы и риски профильного образования учащихся старших классов // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования : сб. науч. тр. / Рос. акад. образования, Ин-т общего сред. образования ; под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М. : ИОСО РАО, 2003. С. 84-93.

13. Методология и опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования: [кол. моногр.] / [Г. В. Мухаметзянова, Н. Б. Пугачева, Г. А. Шайхутдинова и др.]. Казань : Медицина, 2011. 405 с.; Мухаметзянова Г. В. Состояние и перспективы научно-методического обеспечения инновационного развития системы среднего профессионального образования // Педагогическая наука Поволжья : науч. журн. 2005. № 1. С. 19-38.

14. Поташник М. М., Хомерики О. Г. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении // Магистр. 1994. № 5. С. 27-32.

15. Пугачева Н. Б. Управление общеобразовательным учреждением инновационного типа: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : (13.00.01) / Н. Б. Пугачева. Казань, 2004. 39 с.

16. Рыжаков М. В. Содержание образования и нелинейная динамика // Современное образование как открытая система : кол. моногр. / [В. И. Андреев, Г. А. Андрианова, В. П. Андрущенко и др.] ; Рос. акад. образования. М. : ЮНИТИ-ДАНА : ЮРКОМПАНИ, 2012. С. 375-407.

17. Хуторской А. В. Эвристические методы как инструмент инновационного обучения // Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения : сб. науч. тр. / Рос. акад. образования, Гос. науч. учреждение «Ин-т содержания и методов обучения». М. : ГНУ ИСМО РАО, 2006. С. 108-118.

18. Наумов С. В. Теория системного управления инновационным развитием регионального образования : монография / Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО «Нижегор. гос. пед. ун-т». Н. Новгород : Нижегород. ин-т развития образования, 2008. 168 с.

19. Смирнов Д. В. Комплексное сопровождение инновационной деятельности педагога-исследователя в условиях экспериментальной площадки // Духовно-нравственное развитие школьников средствами военно-патриотического воспитания личности : [сб. материалов из опыта работы педагогов в режиме эксперимент. площадки] / Учреждение Рос. акад. образования «Институт содержания и методов обучения», Киров. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования. М. : УРАО ИСМО; Киров : Киров. ИПК и ПРО, 2011. С. 18-30.

20. Андреев В. И. Проблемы глобализации и парадигмальные принципы конкурентоспособности, инновационности и творческого саморазвития высшего образования в ХХ1 века // Педагогическая наука Поволжья : науч. журн. 2005. № 1. С. 38-46.

21. Бабий Е. А. Инновации сегодня - стандарт завтра // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 5. С. 46-50.

22. Головина Е. О. Инновации в современном образовании // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 74-75.

23. Гостев А. Г., Лихолетов В. В. Сущность и структура педагогических инноваций // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 12. С. 26-34.

24. Мишин Б. И., Грохольская О. Г. Анализ системы индикаторов, используемых при оценке деятельности образовательного учреждения // Сервис в России и за рубежом. 2008. № 5. С. 20-25.

25. Сивицкая Е. А., Губогло З. И. Дистанционное сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности на основе сетевого взаимодействия // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 6. С.26-27.

26. Гостев А. Г., Лихолетов В. В. Указ. соч.

27. Михайлова Е. М. Педагогические риски в исследовательской и экспериментальной деятельности: прогнозирование и минимизация // МНКО. 2010. № 3. С. 98-100.

28. Мишин Б. И., Грохольская О. Г. Указ. соч.

29. Муратов А. А. К вопросу о взаимодействии традиций и новаторства в педагогике // Известия ПГУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 890892.

30. Петровская Н. А., Шаронин Ю. В. Экспериментальная деятельность в сфере дополнительного образования детей // Сервис в России и за рубежом. 2008. № 5. С. 77-82.

31. Переверзев В. Ю., Шаронин Ю. В. Экспериментальная деятельность в сфере образования // Сервис в России и за рубежом. 2008. № 5. С.33-40.

32. Сабинина H. H. Риски в инновационной деятельности педагога и их профилактика // МНКО. 2011. № 6-1. С. 96-100.

33. Сивицкая Е. А., Губогло З. И. Указ. соч.

34. Переверзев В. Ю., Шаронин Ю. В. Указ. соч.; Петровская Н. А., Шаронин Ю. В. Указ. соч.

35. Информационное письмо о проведении Конкурса Российской академии образования «Лучшая инновационная площадка» / Конкурс Российской академии образования «Лучшая инновационная площадка» / Российской академии образования. URL: http://rusacademedu.ru/news/konkurs-rossijskoj-akademii-obrazovaniya-luchshaya-innovacionnaya-ploshhadka/ (дата обращения 10.03.2016)

36. Конкурс РАО «Лучшая экспериментальная площадка». URL: http://rusacademedu.ru/news/konkurs-rao-luchshaya-innovacionnaya-ploshhadka/ (дата обращения 15.11.2016)

37. Игнатьева Г. А., Слободчиков В. И. Методология экспертизы инновационных образовательных проектов. URL: http://pandia.ru/text/78/224/ 51005.php (дата обращения 19.05.2016)

38. Рапацевич Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия. Минск: Современное слово, 2005. С. 198.

39. Тюнников Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 5. С. 10.

40. Лазарев В. С. Понятие педагогической и инновационной системы школы // Сельская школа. 2003. № 1. С. 4.

41. Смирнов Д. В., Кононова С. В. Развитие самодеятельности в туристской походной группе посредством системы должностно-ролевого самоуправления // Экологическое воспитание детей и молодежи средствами туризма и краеведения : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 3 дек. 2006 г.) / ФЦДЮТиК, ГосНИИ семьи и воспитания. М.: ФЦДЮТиК, 2006. С. 58-60.

42. Орлова А. И. Возрождение образования или его реформа? // Преподавание истории в школе. 2006. № 1. С. 37.

43. Рыжаков М. В. Указ. соч.

44. Смирнов Д. В. «Древо целей» физкультурно-оздоровительной работы // Дополнительное образование : науч.-метод. журн. 2005. № 9(71). С. 10-11.

45. Остапец А. А. Цикл-программа // Детско-юношеский туризм и краеведение в воспитании гражданственности и патриотизма, оздоровлении подрастающего поколения России : материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Москва, 4-6 дек. 1998 г. М.: ЦДЮТур РФ, 1998. С. 11-12.

46. Загвязинский В. И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании : сб. науч. трудов. Тюмень, 1990. С. 8.

47. Педагогические инновации на современном этапе развития образования.

48. Смирнов Д. В. Неформальное образование как среда развития инновации в учреждениях дополнительного образования детей туристско-крае-ведческого профиля; Смирнов Д. В. Взаимодействие формального, неформального и информального образования в многокомпонентной системе обеспечения качества (на примере дополнительного образования детей тури-стско-краеведческого профиля); Лернер П. С. Субъектные поиски смысла содержания образования как инновационная задача педагогики сотрудничества. С. 95-98; Горский В. А. Инновации в дополнительном образовании.

49. Алиева Л. В. Система научно-методического обеспечения турист-ско-краеведческой деятельности в педагогическом наследии А. А. Остапца // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2015. № 4. С. 6-19.

50. Голованов В. П. Развитие полисферности дополнительного образования детей : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. Тамбов, 2006. С. 244; Он же. Мифы и реалии развития детско-юношеского туризма в современных социокультурных условиях России в свете реализации концепции развития дополнительного образования детей // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2015. № 3. С. 17-25.

51. Константинов Ю. С. Педагогические возможности детско-юношеского туризма // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2014. № 4. С. 6-15.

52. Смирнов Д. В., Холодцова И. И. Социально-педагогические предпосылки саморазвития и самореализации подростков и молодежи средствами учебно-исследовательской деятельности // Образование и саморазвитие : науч. журн. Казань, 2008. № 2(8). С. 166-171; Смирнов Д. В. Организация инновационной деятельности и управлению ею в организациях дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля // Инновационные технологии в детском туризме : сб. ст., посв. 90-летию отечественной системы дополнительного (внешкольного) образования детей / сост. В. В. Казанцев. М. : Изд-во ООО «Ритм», 2008. С. 4-26.

53. Смирнов Д. В. Организация инновационной деятельности и управлению ею в организациях дополнительного образования детей турист-ско-краеведческого профиля.

УДК 378.046.4; 371.8; 379.8

М. П. Нечаев

СОДЕРЖАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ШКОЛА СОВРЕМЕННОГО ВОЖАТОГО»

В статье представлена программа повышения квалификации по теме «Школа современного вожатого». Дано её описание и краткое содержание. Программа разработана и апробирована на базе Молодежного центра «Ивановское» Восточного округа г. Москвы.

The article presents a training program on «School of the modern leader ». Its description and summary. The program was developed and tested on the basis of the Youth centre «Ivanovo» Eastern district of Moscow.

Ключевые слова: вожатый, программа, повышение квалификации, школа современного вожатого.

Keywords: the leader, program, training, school of the modern leader.

Ведущая цель программы повышения квалификации по теме «Школа современного вожатого» состоит в профессиональной подготовке педагогов-организаторов детского оздоровительного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.