Роль импортозамещения в экономике России The role of import substitution in the Russian economy
Кудряшов В. С.
V. Kudryashov
С 2014 года после введения санкций и резкого изменения валютного курса, российская экономика взяла новый курс развития, нацеленный на импортозамещение. В настоящей статье автор рассматривает основные принципы, цель и задачи импортозамещения, а также проводит анализ отраслевой структуры импортозамещения в России и раскрывает вопросы правового регулирования процессов импортозамещения в Российской Федерации. В заключение исследования делается вывод о том, что сложная экономическая ситуация, сложившаяся в России за последнее время не лишена позитивных последствий, заключающихся в решительном развороте страны в сторону роста собственного производства и внедрение новых технологий.
Since 2014, after the introduction of sanctions and a sharp change in the exchange rate, the Russian economy has taken a new course of development aimed at import substitution. In this article, the author reviews the main principles, purpose and objectives of import substitution, and also analyzes the structure of import substitution in Russia and discloses the legal regulation of import substitution processes in the Russian Federation. The conclusion of the study concludes that the difficult economic situation that has developed in Russia lately has not been deprived of the positive consequences, which consist in a decisive turn of the country towards the growth of its own production and the introduction of new technologies.
Ключевые слова: импортозамещение, торговля, экономика, конкурентоспособность, Россия.
Keywords: import substitution, trade, economy, competitiveness, Russia.
Введение
Импортозамещение в России стало актуально, когда начали проводиться активные действия по введению санкций против России. В средствах массовой информации, начиная с 2014 года, все чаще стало звучать это слово. В Советском союзе такого слова не существовало, потому что в те времена было все свое, начиная от сырья и заканчивая готовыми продуктами. После того, когда прошла приватизация заводов и фабрик, отменился запрет на ввоз товаров из-за рубежа в нашу страну пошел поток иностранных товаров, которые ничем не сдерживались. Уже потом для урегулирования товарооборота были введены законодательные таможенные акты и пошлины. Когда более половины товаров в России стали импортными, российские производители ушли с рынка, потому что конкурировать с иностранными производителями стало невозможно. И вот сейчас, возникла необходимость стать конкурентоспособными производителями, наладить свое производство и заменить импортные товары товарами своего производства.
Итак, импортозамещение - это уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране того же или аналогичных товаров. Подобные товары называются импортозамещающими. Другими словами, это производство необходимой продукции силами производителей своего государства. Таким образом, российские производители из своего сырья производят российские продукты, тем самым вытесняют с рынка иностранных игроков и возмещают растущий спрос на товары, которые поставляются из-за рубежа.
Для замещения импортных товаров отечественными товарами используются защитные (протекционистские) методы - тарифные и нетарифные. Тарифные меры регулирования внешней торговли создаются путем образования зон свободной торговли или таможенных союзов. Таможенный союз предполагает установление единого таможенного тарифа и беспошлинную торговлю между странами участниками. К нетарифным
мерам относятся методы количественного ограничения импорта -квотирование, лицензирование, ограничения на импорт, торговый запрет.
Идею импортозамещения впервые выдвинула Джейн Джекобс, она трактовала это понятие, как тенденцию городского свободного рыночного хозяйства к замещению ввозимых в город товаров, товарами, произведенными в городе [5].
После введения многочисленных санкций против России правительство остро отреагировало и запретило ввоз некоторых иностранных товаров из-за границы. Многие потребители, привыкшие к иностранным товарам, были недовольны падением предложения, поэтому спрос на такие товары возрос, что повлекло за собой необходимость его удовлетворения аналогичными товарами российского производства[6].
Таким образом, российские производители начали производить свой товар, но из-за проблем в недоработке технологий данный товар пока еще не совсем достигает уровня качества иностранного товара. С другой стороны, это цель, к которой стремятся наши производители и возможно в ближайшем будущем российские товары по качеству во многом превзойдут импортные. В следствие импортозамещения возобновили работу многие заводы и фабрики, что привело к увеличению рабочих мест и снижению безработицы в стране. Итак, импортозамещение повышает уровень ВВП в стране, и делает экономику устойчивой.
Санкции - это проблема для страны, но благодаря этой проблеме решился ряд многочисленных вопросов, которые необходимо было решить еще раньше. Поэтому можно сделать вывод, что импортозамещение возникает по двум причинам:
1. Естественная причина - российские производители в жесткой конкурентной борьбе выигрывают у иностранных производителей, что приводит к выбору российского продукта, то есть происходит естественный отбор.
2. Искусственная причина - под влиянием политических неурядиц страна закрывает ввоз импортных товаров, тем самым стимулирует свое производство.
Основная часть
На сегодняшний день политика импортозамещения в России поддерживается со стороны государства различными льготами, субсидиями, сниженными процентными ставками по кредитам. Не исключается возможность привлечения технологий и локализации производства с привлечением иностранных инвестиций. Усиливается сотрудничество со странами, не зависящими от США и Европы - это Юго-Восточная Азия, Китай, Южная Корея, Малайзия. В этих странах хорошо развит рынок технологий и техники. Взамен Россия предлагает сотрудничество в области вооружения, атомной энергетики и космических технологий.
Проблема импортозамещения периодически уже поднималась правительством Российской Федерации, например, в кризис 2008 года, однако доля импорта все равно присутствует в большом количестве на внутреннем рынке страны. Та программа, которую озвучил Президент в 2014 году, должна привести к увеличению доли отечественных товаров на внутреннем рынке страны за счет требуемого качества товаров и низких цен.
Для того, чтобы добиться перспектив необходимо понимать, что успех данной программы заключается в повышении уровня жизни россиян и обеспечения будущего поколения получением государства с сильной экономикой. Для этого необходимо провести ряд мер:
• для граждан России - увеличить рабочие места в регионах развития, повысить заработную плату работникам на предприятиях, привлекать специалистов к производству;
• для малого и среднего бизнеса - увеличить долю предпринимателей в сельском хозяйстве, развить субсидии и налоговые льготы от государства, проводить выдачу кредитов по низким ставкам. В результате банки увеличат прибыль за счет роста количества заемщиков,
увеличится рост ВВП за счет налоговых отчислений, снизится зависимость от Запада, получит развитие внутренний рынок страны.
Таким образом, импортозамещение в России направлено на развитие национального продукта, оно позволит повысить конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынках, что улучшит благосостояние и качество жизни жителей страны.
За период с 2014 года заметны улучшения в плане импортозамещения. Импорт товаров снизился, что является положительным моментом в программе импортозамещения. Учитывая то, что процесс импортозамещения долгий и ждать сиюминутных результатов не стоит, можно с уверенностью сказать, что Россия находится на правильном пути[8].При этом экспорт товаров так же снизился, что является отрицательным моментом для экономики страны. Для сильной экономики необходимо наращивание экспорта и снижение импорта, это является главной задачей внешнеэкономической деятельности страны. Поэтому необходимо приложить все усилия, для производства конкурентоспособной продукции.
Развитие основных отраслей, где присутствует большая доля импорта, необходима. К таким отраслям в России относятся станкостроение, тяжелое машиностроение, сельское хозяйство, легкая промышленность, фармацевтическое производство. Импортозамещение в данных отраслях возможно за счет создания производственных мощностей и создания конкурентоспособных предприятий.
Первая отрасль, которая подлежит импортозамещению - это сельское хозяйство. В 2014 году Россией был введен запрет на ввоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции из стран, которые наложили санкции на Россию, и тех стран, которые присоединились к такому решению[1]. Этот запрет стимулирует российские сельхозпредприятия на развитие и импортозамещение огромного перечня сырья и сельскохозяйственной продукции. Для того, чтобы полностью удовлетворить спрос в этих товарах, необходимо очень широко развить данную отрасль в России. Поэтому, на
сегодняшний день импортозамещение сельскохозяйственной продукции является самым приоритетным направлением развития.
Для этого сельскохозяйственные регионы России получили возможность дополнительного финансирования в виде субсидий на приобретения поголовий скота, оборудования и строительства ферм. Для успеха реализации программы импортозамещения в сельском хозяйстве государство должно позиционировать это дело в степени особой важности, результатом которого должна стать продовольственная безопасность страны, и тем самым она должна обеспечить мощный толчок в развитии, как крупного сельского хозяйства, так и среднего и мелкого фермерства.
Вторая отрасль - промышленность. Проблема импортозамещения в промышленности образовалась с падением курса рубля. Падение курса рубля увеличило цены на импортные товары и способствовало подорожанию российских товаров. В данном случае импортозамещение носит естественный характер. Считается, что падение курса рубля, в некоторой степени, положительно повлияло на экономику страны в целом. Например, производственные затраты и заработная плата работников чаще всего выражаются в долларах, соответственно падение курса существенно снизило затраты. Это привело к вложению инвестиций в Российскую промышленность[7]. Особенно подлежит импортозамещению отрасль промышленности - станкостроение и машиностроение, так как они в большей степени была зависимы от внешних поставок, доля импорта в станкостроении составляла 90%.
Также необходимо создание конкурентоспособной отечественной инструментальной базы, замена импортного инструмента на отечественный. Остро стоит вопрос с импортозамещением в легкой промышленности и фармацевтике. По мнению правительства уже к 2020 году, при поддержки государства, возможно, наладить импортозамещение в промышленности и снизить долю импорта до 50 %.
Третья отрасль - 1Т-индустрия. Эта отрасль в России динамично развивается, но 70 % софта является импортным, хотя есть множество хорошего российского программного обеспечения не хуже импортного. Главным фактором развития российской 1Т-индустрии является информационная безопасность, поэтому экономическая ситуация в нашей стране требует немедленного решения данного вопроса, хотя при решении данной проблемы могут возникнуть некоторые трудности.
Основной задачей импортозамещения в 1Т - индустрии является замена западного программного обеспечения российским и отказ платить за иностранное обеспечение лицензионные отчисления. России важно создать меры, при которых программное обеспечение будет создаваться на территории России, интеллектуальная собственность на продукт будет принадлежать нашим юридическим лицам. При этом команда разработчиков может состоять из граждан любых стран, однако не менее половины из них должны быть гражданами Российской Федерации. Таким образом, граждане России получат возможность занять лидирующие позиции на предприятиях наших отраслей.
На сегодняшний день Россия уже добилась некоторых успехов в импортозамещении. Россия заместила топливные насосы для авиации. Тюмень полностью обеспечивает себя хлебом, картофелем и яйцом. В Амурской области открылся тепличный комплекс на 3 гектара. На Урале начали импортозамещение для металлургии. Доля российских лекарств на российском рынке превысила три четверти, импортозамещение в фармацевтике достигло 76 %.Во Владимирской области запустили производство тракторов. Импорт овощей в Россию снизился на 50%. Россия обеспечена овощами на 90 %. Кубань поставило рекорд по производству сахара. Российские трубные предприятия полностью обеспечили Газпром. Тюменские специалисты разработали уникальную систему для нефтедобычи. Томские ученые разработали катализатор для переработки нефти. Калининградская область на 70% увеличила площадь садов и ягодников. Ростовская область перешла на российское программное обеспечение.
Индустриальный парк импортозамещения открылся в Ленинградской области. В Екатеринбурге производство машин и оборудования выросло в 3 раза. Завод Форд в Ленинградской области установил на машины российские двигатели. Автокомпоненты для «Рено» теперь производят в России.
Итак, можно сделать вывод, что программа импортозамещения на сегодняшний день продолжает развиваться, что является хорошей предпосылкой для установления конкурентоспособной экономики России. Основные отрасли, которые нуждаются в импортозамещениии - сельское хозяйство, промышленность и 1Т-индустрия. Необходимо обратить особое внимание на машиностроение, станкостроение, химическую промышленность, продовольственные товары и их сырье[9].
С 2015 года работа по импортозамещению ведется по двум направлениям - стимулируется национальная промышленность, и разрабатываются ограничительные меры по ввозу продукции из-за рубежа. Падение курса рубля так же способствует закупке отечественных товаров. Рассмотрим политику по сокращению импорта в документах по отраслям: 1. Сельское хозяйство.
Программа импортозамещения в сельском хозяйстве опирается на несколько ключевых законодательных документов, принятых в основном в 2014-2015 годах. Основные функции данных документов выражаются в обеспечении государству потребности в отечественной сельскохозяйственной продукции; в предоставлении государственной преференции отечественным хозяйствам; введении запрета на импорт продукции. Документами, которые регулируют импортозамещение в сельском хозяйстве являются:
• Указ Президента России от 30.01.2010 об утверждении Доктрины продовольственной безопасности российской Федерации. Цель документа сформировать государственную стратегию обеспечения продовольственной безопасности России до 2020 года. Обеспечение продовольственной безопасности, по материалам данного документа, будет производиться за
счет собственного производства и сокращения доли импорта. Это первый документ, который дал возможность сельскому хозяйству получить поддержку государства в развитии. В 2014 году после введения санкций в Доктрину были внесены многочисленные изменения, которые увеличили минимальные доли отечественных продуктов до 95%;
• Государственная программа развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы. Программа регулируется постановлением Правительства № 717 от 14.07.2012 года, разработана Минсельхозом России;
• Постановление от 19 декабря 2014 г. № 1421 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы». Цель данного постановления в обеспечении продовольственной независимости страны в параметрах Доктрины продовольственной безопасности. Это постановление призывает повысить конкурентоспособность российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках; повысить финансовую устойчивость товаропроизводителей агропромышленного комплекса иобеспечить устойчивость развития сельских территорий;
• Постановление Правительства РФ № 608, продляющее запрет на ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с 6 августа 2016 года по 31 декабря 2017 года. Запрещен ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, странами, происхождения которых являются Соединённые Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн;
• План мероприятий по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2017-2020 годы по регионам страны.
2. Отрасль промышленности.
• Закон «О промышленной политике в РФ» №488-ФЗ от 31.12.14;
• Приказ министра Минпромторга России: № 648 от 31.03.2015«Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в автомобильной промышленности Российской Федерации»;
• 20 отраслевых планов импортозамещения, которые содержат приказы Минпромторга от 31.03.15;
• Постановление правительства №708 от 16.07.15 «О специнвестконтрактах для отдельных отраслей промышленности»;
• Региональные программы содействия импортозамещению (разработки правительств субъектов РФ).
Цель всех этих документов общая и заключается в формировании высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности,
обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития; обеспечение обороны страны и безопасности государства; обеспечение занятости населения и повышение уровня жизни граждан Российской Федерации[2].
3. Отрасль IT-технологий.
Приказ Министерства связи «Об утверждении плана по импортозамещению программного обеспечения» от 01.02.2015 №96.Целью данного документа является сокращение доли импортного программного обеспечения в российских государственных и коммерческих предприятиях. В документе указаны три сегмента, по которым необходимо провести импортозамещение.
Первым сегментом является корпоративное программное обеспечение, которое уже имеет задел конкурентоспособности отечественных разработок, к ним относятся антивирусы, браузеры, бизнес-приложения типа CRM, сервисы обмена мгновенным сообщениями. Со стороны государства для этого сегмента разработаны преференции для осуществления государственных закупок.
Вторым сегментом является корпоративное программное обеспечение, по которому отсутствуют заделы отечественных конкурентоспособных
аналогов, например, мобильные операционные системы, системы управления базами данных. В данном сегменте со стороны государства оказывается помощь в коллективной разработке программного обеспечения.
Третий сегмент включает программное обеспечение, которое связанно с отраслевой спецификой. Эти системы обеспечивают развитие здравоохранения, финансового сектора, транспорта и т.д. Со стороны государства в этом сегменте разрабатываются совместные взаимодействия с ответственными министерствами и ведомствами.
Остановимся на импортозамещении в России в рамках Федерального закона № 44. При осуществлении государственных и муниципальных закупок импортных товаров применяется «национальный режим», имеющий одинаковые условия с российскими продуктами на условиях предусмотренными международными договорами [3]. Такое же правило применяется к иностранным работникам. Однако, в той же статье, сказано, что Правительство России имеет право установить ограничения или полный запрет на поставку иностранных товаров и оказания услуг иностранными гражданами. Эти ограничения вводятся для защиты российского рынка, оказания содействия развитию внутренней экономике страны и поддержания отечественных товаропроизводителей [4]. Министерство экономического регулирования может регулировать данные условия. Согласно этому закону были введены ограничения на закупку следующих категорий товаров: оборудования для нужд обороны и безопасности, продуктов питания, товаров машиностроения, легкой промышленности, фармацевтики, программного обеспечения. На каждую категорию составлены подзаконные акты, в которых указывается перечень продукции с ограничением закупки и поставки. Госзаказ считается мощным инструментом стимулирования производства и является главным инициатором импортозамещения в России. Импортозамещение в государственных закупках регламентируют следующие документы:
1. Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, выполняемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ для нужд обороны страны и безопасности государства». Этот документ говорит о том, что закупка товаров из-за границы для целей обеспечения обороноспособности Государства возможна только в том случае, если производство таких товаров на территории России отсутствует. Данное постановление не накладывает полный запрет, но гарантирует дополнительные проверки чистоты сделки.
2. Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данный документ полностью накладывает запрет на закупку, вне зависимости от наличия в стране налаженного производства аналогов. Если нужный товар попал в список Постановления, товар можно купить в России, Армении, Казахстане, Белоруссии.
3. Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд». Это Постановление действительно с 1 сентября 2014 г. Все товары указанные в списке запрещены к импорту. Документ состоит из двух самостоятельных частей: «Запрет на допуск иностранных товаров легкой промышленности» и «дополнительные требования к участникам закупки товаров легкой промышленности». Основные отличия между документами в том, что Запрет на допуск иностранных товаров легкой промышленности должны учитывать только государственные заказчики федерального уровня, «Дополнительные требования» определяют круг остальных участников программы.
4. Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Принцип работы данного ограничения прост: если при выполнении заявки по закупке в торгах создается конкуренция, как среди импортеров, так и среди производителей, то компании с иностранными предложениями к сделке просто не допускаются. Перечень, относящийся к Постановлению, регламентирует список данных производных фармацевтической и медицинской промышленности.
Заключение
Подводя итоги, можно сделать вывод, вспомнив пословицу: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Внешнеполитическая ситуация в России, которая сложилась в последнее время в стране, вроде должна была повлечь за собой губительные последствия, а получилось наоборот, она развернула экономику страны на рост производства и внедрение новых технологий.
Программа по импортозамещению разработана до 2020 года, в 2017 году она является самой актуальной. Значительная часть существующих сегодня стран мира на пути своего развития уже проходила процесс ограничения импорта с целью стимулирования спроса на отечественные товары, однако многие специалисты расходятся в оценках эффективности данной меры.
Положительные стороны импортозамещения заключается в том, что во времена, когда существует низкий уровень доходов населения и слабые позиции национальной валюты, банковская система более концентрированно поддерживает национальное производство, возрастает количество рабочих мест, увеличивается экспорт национального продукта. Импортозамещение помогает уменьшить или прекратить импорт товаров посредством производства, выпуска в стране аналогичных товаров. Для импортозамещения используются тарифные и нетарифные методы, которые регулируют внешнюю торговлю с разных сторон.
Тарифные меры создаются путем образования зон свободной торговли или таможенных союзов, которые предполагают установление единого таможенного тарифа и беспошлинную торговлю между странами участниками. К нетарифным мерам относятся методы количественного ограничения импорта - квотирование, лицензирование, ограничения на импорт, торговый запрет.
Импортозамещение повышает уровень ВВП в стране, и делает экономику устойчивой. Импортозамещение возникает по естественным и искусственным причинам. Естественная причина возникает в жесткой конкурентной борьбе с иностранными производителями, что приводит к выбору российского продукта, то есть происходит естественный отбор. Искусственная причина складывается под влиянием политических неурядиц, когда страна закрывает ввоз импортных товаров, тем самым стимулирует свое производство.
На сегодняшний день политика импортозамещения в России поддерживается со стороны государства различными льготами, субсидиями, сниженными процентными ставками по кредитам и направлено на развитие национального продукта, что позволит повысить конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынках, и улучшит благосостояние и качество жизни жителей страны.
Анализ товарной структуры импорта из дальнего зарубежья показал, что большую долю импорта занимают машины и оборудование, далее идет продукция химической промышленности, продовольствие и сырье, текстиль и обувь, металлы и изделия из них. В целом, за 2016 год доля импорта, по сравнению с 2015 , снизилась на 0,4%.
Анализ общей структуры внешней торговли РФ показал, что внешняя торговля в России снизилась с Евросоюзом и Странами АТЭ из-за введенных санкций, за счет этого увеличилась внешняя торговля со странами СНГ и ЕАЭС. Основными торговыми партерами России считаются: Китай, Германия, Нидерланды, Япония, Италия, Турция, Южная Корея, Франция, Польша. Большая часть импорта в РФ приходит именно из этих стран. В 2016
году товарооборот с этими странами значительно снизился. За период с 2014 года заметны улучшения в плане импортозамещения. Импорт товаров снизился, что является положительным моментом в программе импортозамещения. Учитывая то, что процесс импортозамещения долгий и ждать сиюминутных результатов не стоит, можно с уверенностью сказать, что Россия находится на правильном пути. При этом экспорт товаров так же снизился, что является отрицательным моментом для экономики страны. Для сильной экономики необходимо наращивание экспорта и снижение импорта, это является главной задачей внешнеэкономической деятельности страны. Поэтому необходимо приложить все усилия, для производства конкурентоспособной продукции. Развитие основных отраслей, где присутствует большая доля импорта, необходима. К таким отраслям в России относятся станкостроение, тяжелое машиностроение, сельское хозяйство, легкая промышленность, фармацевтическое производство.
Импортозамещение в данных отраслях возможно за счет создания производственных мощностей и создания конкурентоспособных предприятий.
Основными законодательными актами, которые регулируют импортозамещение в России, являются Указы Президента, Постановления Правительства, программы по импортозамещению, планы мероприятий. В каждой отрасли действуют свои документы. Цель всех этих документов общая и заключается в формировании высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития; обеспечение обороны страны и безопасности государства; обеспечение занятости населения и повышение уровня жизни граждан Российской Федерации. Особое внимание уделяется
Федеральному закону № 44, который регулирует государственные и муниципальные закупки импортных товаров.
Литература
1. Указ Президента РФ от 06.08.2014 N 560 (с изм. от 29.06.2016) "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации"
2. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации"
3. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция). Часть 1. Статья 14.
4. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция). Часть 3. Статья 14
5. Дорощенко Г.И. Правовые и экономические аспекты импортозамещения: российский и зарубежный опыт// Правовая Инициатива». 2015. №3, Режим доступа: http://49e.rU/ru/2015/3/12 (дата обращения: 05.08.18)
6. Кудряшов В.С. Теоретические и методические аспекты анализа платежеспособности финансовой устойчивости предприятий// Стратегии бизнеса. 2016. № 12 (32). С. 11-19.
7. Кудряшов В.С., Туранова М.В. Теоретические аспекты инвестиций и оценки инвестиционной деятельности предприятий// Инвестиции в России. 2016. № 10 (261). С. 29-32.
8. Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Импортозамещение: теоретические основы и перспективы реализации в России// Экономика и управление. 2014. № 11 (109). С. 38-47.
9. Яловенко Я.В. Импортозамещение как фактор обеспечения устойчивого развития национальной экономики// Экономика и эффективность организации производства. 2015. № 22. С. 35-37.