Научная статья на тему 'Экономические механизмы импортозамещения в Российской Федерации'

Экономические механизмы импортозамещения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
462
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / СТРАТЕГИЯ-2020 / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / IMPORT SUBSTITUTION / ECONOMIC MECHANISMS / STRATEGY 2020 / FOOD SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шугаева Маргарита Анатольевна, Кузнецова Алефтина Ивановна

В статье рассмотрены понятия «экономические механизмы» и «импортозамещение», рассказано о концепции импортозамещения, разработанной на уровне государства РФ, освещены основные проблемы, с которыми сталкиваются производители

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic mechanisms of import substitution in the Russian federation

The article examines the concept of «economic mechanisms», and «substitution», told about the concept of import substitution developed at the state level of the Russian Federation, the main problems faced by manufacturers

Текст научной работы на тему «Экономические механизмы импортозамещения в Российской Федерации»

Typology of the economic crisis

Constantine L'vovich Tsvetkov, Ph.D., associate professor. Department of Accounting and Auditing, Moscow State Industrial Universityhttp

The article deals with the methodological problems and the historical pattern: the formation, development and resolution of economic crises; allocated hierarchical subordination crises at various levels; particular attention to the crisis of industrial relations.

Keywords: economic crisis, the hierarchy of economic crisis, a crisis of overproduction crisis of the productive forces, the crisis of industrial relations

УДК 338.27:338.431.7

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Маргарита Анатольевна Шугаева, магистрантка кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания, E-mail:[email protected], Алефтина Ивановна Кузнецова, д-р экон. наук, проф., профессор кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания, E-mail: [email protected], Московский университет им. С. Ю. Витте, http://muiv.ru

В статье рассмотрены понятия «экономические механизмы» и «импортозамещение», рассказано о концепции импортозамещения, разработанной на уровне государства РФ, освещены основные проблемы, с которыми сталкиваются производители.

Ключевые слова: импортозамещение, экономические механизмы, Стратегия-2020, продовольственная безопасность.

Ввиду изменившихся внешнеэкономических и геополитических реалий, для поддержки устойчивой работы механизма национальной экономики Россия была вынуждена взять на вооружение парадигму импортозамещения во всех отраслях. Данная концепция предполагает уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране такого или аналогичных товаров. Подобные товары называются импорто-заменяющими [8].

Отдельные отрасли российской экономики сильно зависимы от иностранных поставщиков, такое положение вещей не добавляет стабильности национальной экономике. Нужно отметить, что государственная стратегия по импортозамещению появилась не вдруг и не только в качестве ответа на санкции против РФ. Еще при разработке Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г., которую принято кратко называть Стратегия-2020, подготовленной по заказу российского правительства, вопросу импортозамещения уделялось большое внимание. Согласно Стратегии-2020 основной целью стратегического развития той или иной отрасли российской про-

мышленности является снижение доли импортируемой продукции на внутреннем рынке. [5]. При анализе состояния пищевой и перерабатывающей промышленности важно отметить, что в определенных секторах экономики, например, в масложировом, удалось за относительно небольшой период времени провести модернизацию оборудования на основе инновационных технологий, это позволило вырабатывать конкурентоспособную продукцию не только для внутреннего рынка, но и на экспорт. Остро стоит вопрос о значительном износе основных производственных фондов мукомольно-крупяной, хлебопекарной, сахарной, молочной и мясной промышленности и дефицитом сельскохозяйственного сырья. Отмечается также, что необходимая модернизация оборудования этих секторов экономики осуществляется за счет иностранного оборудования. Это, в свою очередь, создает дополнительные риски.

Процесс импортозамещения в сферах пищевой и обрабатывающей промышленности тесно связан с понятием «продовольственная безопасность». Продовольственная безопасность Российской Федерации - состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни - это определение сформулировано согласно «Доктрине продовольственной безопасности РФ», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 [1].

Считаем необходимым отметить, что политика импортозамещения - это догоняющая стратегия, основная цель которой вывести производство на более высокий уровень, соответствующий международным стандартам и требованиям. Можно классифицировать два подхода государства в проведении политики импортозамещения: упреждающий и оперативный. При упреждающем подходе, усилия государства направлены на недопущение иностранных поставщиков на внутренний рынок. При оперативном подходе делается все возможное для вытеснения иностранных производителей с внутреннего рынка. На данный момент в силу внешнеполитической обстановки, объявленными санкциями иностранных государств относительно РФ в ответ на события 2014 г. в Крыму и на Украине, государство вынуждено оперативно реагировать и в сжатые сроки разрабатывать меры по прекращению импорта определенных товаров и заменой этих товаров на отечественные [7].

Одним из механизмов поддержки отечественных производителей стала контрактная система, разработанная Минэкономразвития РФ. Суть механизма в том, что если в аукционе или конкурсе на закупку товаров для государственных или муниципальных нужд участвует хотя бы два отечественных поставщика, то заявки от иностранных производителей не принимаются.

Также в рамках этого механизма Минпромторгом России подготовлен проект постановления, регламентирующий ограничения допуска в Россию отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств. Данные ограничения допуска не будут распространяться на производителей стран Таможенного союза (Республики Беларусь и Казахстана). Для поддержки отечественных производителей отдельных видов товаров в рамках контрактной системы действуют 15-процентные преференции в отношении цены контракта для поставщиков товаров российского, белорусского и казахстанского происхождения [4]. Срок действия данного документа установлен два года - до 31 декабря 2015 года.

Согласно Постановлению Правительства от 07 августа 2014 г. № 778 сроком на один год введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию определенных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых

являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия.

Распоряжением от 27 января 2015 года № 98-р утверждён план с целью обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры, где первым номером в ключевых направлениях деятельности стоит поддержка импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре не сырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров [3]. К мерам по поддержки импортозамещения относятся:

■ формирование механизма предоставления из федерального бюджета предприятиям промышленности, реализующим проекты импортозамещения, субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на пополнение оборотных средств и (или) финансирование текущей производственной деятельности;

■ частичная или полная компенсация курсовых разниц, возникших при закупке предприятиями оборонно-промышленного комплекса импортных комплектующих в рамках государственного оборонного заказа;

■ компенсация расходов гражданам, связанных с изменением валютного курса при приобретении импортных лекарственных средств, медицинских изделий и расходных материалов;

■ совершенствование системы предоставления государственных гарантий Российской Федерации в целях поддержки экспорта: упрощение условий и процедур предоставления государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции; расширение действия государственных гарантий Российской Федерации по обязательствам нефинансового характера (исполнение экспортного контракта) [3].

Авторы считают, что в данной работе новыми являются следующие положения и результаты: говоря о результатах проводимой политики, об использовании экономических механизмов для импортозамещения в РФ, необходимо отметить, что процесс им-портозамещения не может быть быстрым. Для достижения положительных результатов необходимо от 2 до 5 лет. Бесспорно, проводимая политика служит стимулом для развития отечественного производства, но при этом возникают сложности. Задачей производства становится удовлетворение повышенного спроса, это в свою очередь вызывает необходимость запуска новых производственных мощностей, при этом возникает нехватка времени, нехватка финансовых и сырьевых ресурсов. Необходимо отметить, что на данный момент российские производители в большинстве своем очень зависимы от импортных поставок упаковки и комплектующих, и чтобы преодолеть эту зависимость понадобиться не один год.

Одна из отраслей хозяйства, которая успешно справилась с возникающими проблемами - масложировая. Руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин рассказал, что рост мясного производства в России продолжался все последние годы. Мясо птицы в 2014 г. достигло объёмов производства порядка 4 млн 150 тыс. тонн в убойном весе, это четвертое место среди мировых производителей. Сколько лет мы уже не вспоминаем пресловутые «ножки Буша». В сегменте мяса крупного рогатого скота доля импорта по-прежнему чрезвычайно высока, как и в рыбном, который до санкций составлял 46 %. В них импортозамещения не произошло, изменились только страны-поставщики. Нет особых успехов в импортозаме-щении садовых культур и овощных культур, например, зависимость России от импортных яблок сохраняется на уровне 60 %.

Авторы уверены, что проводимые государством мероприятия, использование экономических механизмов воздействия со временем позволят российскому производству в большей мере обеспечивать потребности национальной экономики и

стать достойными конкурентами на мировом рынке для иностранных производителей.

Литература

1. «Доктрина продовольственной безопасности РФ», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778 г. Москва «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации» от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

3. Распоряжение Правительства от 27.01.2015 г. № 98-р.

4. Приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5. Стратегия социально-экономического развития страны до 2020 г. URL: http://2020strategy.ru/

6. Баскакова И. Антисанкции: промежуточные итоги. URL: retail.ru

7. Нессебар Д.А. Импортозамещение - это... // URL: FB http://fb.ru/article/169121/impor tozameschenie—eto -programma-importozame scheniya

8. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 3-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 2006. 479 с.

9. Шишкин Д.Г. Сущность организационно-экономического механизма развития предпринимательских структур // Российское предпринимательство. 2013. № 2 (224). С. 27-33.

Economic mechanisms of import substitution in the Russian federation

Margarita Anatolyevna Shugaeva, master student, department of urban and service sector economics, Witte Moscow University

Aleftina Ivanovna Kuznetsova, Doctor of Economic Sciences, Professor, Professor of Municipal Economy and Service Sector Department, Witte Moscow University

The article examines the concept of «economic mechanisms», and «substitution», told about the concept of import substitution developed at the state level of the Russian Federation, the main problems faced by manufacturers

Keywords: import substitution, economic mechanisms, Strategy 2020, food security.

УДК 334.7

ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ РУССКОГО КУПЕЧЕСТВА XIX-XX ВЕКОВ

Юлия Евгеньевна Коробкова, канд. филос. наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга E-mail: [email protected] Московский университет имени С.Ю.Витте http://muiv.ru

Объектом исследования в статье является деловая этика русского дореволюционного предпринимательства и ее истоки. Предметом исследования является русское предпринимательство до Революции. Проблема социально ориентированного бизнеса как одного из основных условий создания деловой репутации актуальна в настоящее время. В статье рассматри-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.