86
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 2(24)
УДК 339.54.012.435
ВЫБОР ИНСТРУМЕНТОВ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
Н.Н. Щебарова, Н.Ю. Рашева
Исследование посвящено экономико-правовым основам выбора инструментов внешнеторговой политики России на современном этапе, связанным с введением запрета (ограничения) внешнеэкономических операций, предусматривающих с августа 2014 г ввоз в Россию отдельных видов продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских лиц или присоединившееся к такому решению.
Авторами отмечается, что в этих условиях ключевым направлением антикризисных действий в сфере внешнеэкономической политики должна быть поддержка импортозамещения и экспорта.
Ключевые слова: государственная экономическая политика; импортозамещение; внешнеэкономическая политика; протекционизм; компенсационные сборы, экспорт; таможенно-тарифная политика.
N.N. Shchebarova, N.Yu. Rashev^ SELECTION OF RUSSIAN FOREIGN POLICY TOOLS IN MODERN CONDITIONS: THE ECONOMIC AND LEGAL BASES
Research is devoted to the economical legal basis of the choice of tools of a foreign trade policy of Russia at the present stage connected with introducing prohibition (restriction) of the external economic transactions providing since August, 2014 import to Russia of some types of products, raw materials and food, the country of source of the goods is the state which has made the decision to impose economic sanctions on Russian persons or the states joined such decision.
The authors point out that in these conditions support of import substitution and export shall be the key directions of anti-recessionary actions in the sphere of the external economic policy.
Keywords: state economic policy; import substitution; foreign policy; protectionism; countervailing duties, export; customs and tariff policy.
Указом Президента РФ от 6.08.2014 г № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ» [2] запрещен (ограничен) ряд внешнеэкономических сделок по ввозу на территорию России некоторых видов сельхозпродукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, которое приняло решение о введении санкций в отношении нашего государства. Причина такого беспрецедентного решения - приоритетное развитие российского агропромышленного комплекса и обеспечение потребностей за счет собственных резервов.
Согласимся с мнением, что положительным для производителей России эффектом указанного запрета является открывающаяся возможность увеличить свое присутствие на рынке за счет расширяющихся каналов сбыта собственной аг-ропродовольственной продукции [9]. Очевидная задача для российских аграриев - удержать позиции на рынке с приходом новых торговых партнеров и при возвращении через некоторое время части игроков из санкционного списка [12].
В этих условиях ключевым направлением антикризисных действий в сфере внешнеэкономической политики должна быть поддержка импортозамещения и экспорта.
Вопросам импортозамещания в самых разнообразных сферах посвящены публикации ряда авторов [14; 15]. Об актуальности рассматриваемого вопроса свидетельствуют как имеющиеся законопроекты в исследуемой области, так и значительный массив нормативных актов, принятых за последнее время [1-6; 10-13], и их проектов [7].
В качестве поддержки импортозамещения средствами внешнеэкономической политики стало усиление протекционистских тенденций. Так, акценты российской таможенно-тарифной политики, начиная с 2008 г. и по настоящее время, сместились от выполнения традиционных регулирующей и фискальной функций в сторону проведения антикризисных мероприятий для защиты экономики России, поддержки конкурентоспособности отечественных производителей.
Следует отметить, что система применения тарифных мер позволяет государству опе-
ративно принимать решения в чрезвычайных ситуациях. Для этого нужен регулярный мониторинг рыночной доли импортных товаров на внутреннем рынке России. В этих целях организован еженедельный контроль внешней торговли и состояния внутреннего рынка в большей степени уязвимых для иностранной конкуренции «чувствительных» промышленных и сельскохозяйственных товаров. Этот механизм позволяет оперативно реагировать на сигналы и угрозы внешнего рынка, находить пути решения проблем, отвечающие интересам национальных потребителей и производителей.
Указом Президента РФ от 06.08.2014 г № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ» [2] в качестве ответной меры за экономические санкции зарубежных стран в 2014 г. по отношению к России дается указание Правительству РФ выявить перечень зарубежных товаров, страной происхождения которых выступают США, страны Евросоюза, Канада, Австралия и Королевство Норвегии, создать ограничения (запреты) осуществления внешнеэкономических операций по ним и обеспечить рост импортозамещения отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Подобные протекционные меры поддерживают отечественных производителей, вместе с этим требуют от антимонопольного органа конкурентного регулирования в целях недопущения установления монопольно высоких цен.
Координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций в целях реализации государственной политики в сфере импортозаме-щения, обеспечения снижения зависимости отраслей промышленности от импорта, а также оперативного решения вопросов, касающихся создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в продукции отраслей промышленности, является Правительственная комиссия по им-портозамещению [4].
Со дня вступления в силу статьи Федерального закона от 13.07.2015 г. № 249-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статью 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1] Комиссия является координационным органом Правительства РФ для целей исполнения статьи Фе-
дерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
С февраля 2016 г. установлен запрет закупать импортные товары легкой промышленности на всех заказчиков [3]. Если отдельные виды товаров легкой промышленности произведены в государстве, не входящем в ЕАЭС, то по новым правилам их нельзя закупать как для федеральных нужд, так и для потребностей субъектов РФ и муниципальных образований. Запрет распространяется и на закупку услуг по прокату такой продукции.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2016 г. № 41 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамеще-ния [6]. Правила устанавливают порядок, цели и условия предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения.
Субсидия предоставляется для создания и развития производственной кооперации участников промышленного кластера, а также для создания новых высокопроизводительных рабочих мест в рамках подпрограммы «Развитие промышленной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности» Государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [5].
В качестве перспектив развития импор-тозамещения представляет интерес работа Минкомсвязи России [7]. Минкомсвязь России предлагает установить Порядок определения приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
По итогам 2012 г. средневзвешенная ставка импортного тарифа, рассчитанная исходя из объема налогооблагаемого импорта из стран дальнего зарубежья (под процедурой выпуска для внутреннего потребления), составила 9,14 %. В дальнейшем она будет постепенно снижаться с учетом выполнения обязательств
в связи с присоединением к ВТО: на 0,91 процентного пункта в 2013 г. (в среднем до 8,23 %), на 0,63 процентного пункта в 2014 г. (в среднем до 7,6 %), на 0,54 процентного пункта в 2015 г. (в среднем 7,06 %) и на 0,44 процентного пункта в 2016 г. (в среднем 6,62 %) [11].
В целях применения мер селективного протекционизма в период 2008-2015 гг. принято более 100 постановлений Правительства РФ, корректирующих импортный тариф. Как отмечается в Прогнозе социально-экономического развития РФ на 2016 г. и на плановый период 2017-2018 гг., разработанном Минэкономразвития России [13], в среднесрочный период завершится постепенная либерализация импортного тарифа, связанная с необходимостью соблюдения тарифных обязательств в рамках ВТО. В 2017 г. планируется изменение доходной базы федерального бюджета, в связи с изменением законодательства РФ, на 44,5 млрд руб. В частности, снижение средневзвешенных ставок импортного тарифа (в 2017 г. с 6,61 % до 6,18 % в соответствии с основными направлениями таможенно-тарифной политики на 2015-2017 гг.).
Согласно Прогнозу долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года, разработанного Минэкономразвития России, основными направлениями институциональных преобразований в сфере развития конкуренции к 2030 г. станет в том числе либерализация импорта на рынки с ограниченной конкуренцией путем снижения импортных тарифов и отмены нетарифных ограничений [10].
Кроме того, в качестве защитных экономических мер возможно использование компенсационных сборов, акцизов, налогов и неналоговых ограничений в виде квот, административного регулирования и др. Это заставляет при относительно невысоких официальных таможенных пошлинах ставить непроходимые барьеры для импорта отдельных видов продовольствия и сырья для их производства.
Ставки таможенных пошлин на импортируемые товары не только увеличивались, но по ряду товаров и снижались, прежде всего на высокотехнологичное оборудование. Таким образом, протекционистские меры сопровождаются мерами повышения открытости экономики. В случаях, когда пошлины повышались, это касалось тех отраслей и товаров, где имеет место существенное давление импорта, создающее угрозу национальной безопасности, а также импорта с применением выявленного демпинга и субсидий. В условиях кризиса и экономических санкций во многих странах образовались значительные запасы готовой продукции, которые
производители готовы даже по заниженным ценам реализовывать в других странах. Поэтому защитные меры оправданы и вынуждены.
Среди важнейших отраслей, в отношении которых приняты меры избирательной протекционистской таможенно-тарифной защиты для улучшения отечественной конкурентоспособности, можно назвать черную металлургию, автомобильную промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение.
В целях поддержки отечественных сельхозпроизводителей в числе взаимных экономических санкций Правительством России приняты нормативные акты о повышении ввозных таможенных пошлин на ряд импортируемых сельскохозяйственных товаров (рис, сыры, молочная продукция, растительные масла и т.д.). Кроме того, согласно Указу Президента России от 06.08.2014 г. 560 [3] введено эмбарго в отношении США, стран Европейского союза, Канады, Австралии, Норвегии на ввоз мяса, пищевых субпродуктов домашней птицы, рыбы и ракообразных, моллюсков, молока и молочной продукции, овощей, фруктов и орехов, колбас, готовых продуктов, включая сыры и творог на основе растительных жиров, пищевых продуктов (молокосодержащих продуктов на основе растительных жиров).
Среди новых поставщиков, продукция которых поступила на российский рынок, следует отметить такие страны, как Аргентина, Бразилия, Уругвай - они, главным образом, стали осуществлять поставку различной продукции животноводства. Существенно увеличили объемы поставок Турция и Китай - в целом это касается фруктов и овощей.
Проведенный анализ показал, что для большинства перечисленных товарных позиций принятые меры сыграли свою положительную роль в защите отечественных производителей, однако для части из них пока трудно делать выводы до этапа восстановления экономического роста на соответствующую продукцию. Таким образом, в России есть все предпосылки для того, чтобы введенное продовольственное эмбарго и повышение таможенных пошлин стало толчком для развития внутреннего рынка страны, что обеспечено обоснованной государственной поддержкой.
Таким образом, сложная экономическая ситуация в России требует дополнительного изучения подходов к реализации внешнеэкономической политики. Принятые в экстренном и оперативном режиме антикризисные меры по защите отечественного рынка в целом дали положительные результаты. Очевидно, что с выходом на траекторию посткризисного развития
необходимо переосмысление подходов в части рациональной защиты внутренних рынков.
При наличии реальной угрозы потери национальной безопасности и вытеснения отечественных товаров отдельных секторов экономики с внутреннего рынка импортом в долгосрочной перспективе по-прежнему необходимо применять механизмы протекционистской защиты. Вместе с тем искусственное ограждение от иностранной конкуренции снижает стимулы для повышения эффективности отечественного производства, ущемляет интересы потребителя, ведет к усилению инфляционных процессов на внутреннем рынке.
В связи с этим необходимо углублять практику анализа конкурентной среды на товарных рынках, в отношении которых принимались меры протекционистской защиты. Для повышения конкурентоспособности российской экономики следует исходить из того, что изменение ставок таможенных пошлин является важным, но не единственным инструментом реализации политики импортозамещения. Этот механизм следует использовать с другими мерами внешнеэкономической политики.
Россия, в отличие от развитых индустриальных стран, применяет ограниченный набор мер внешнеэкономической политики, что неблагоприятно сказывается на конъюнктуре внутреннего рынка и снижает конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке. В связи с этим можно сделать вывод о целесообразности использования опыта других стран по защите внутреннего рынка, в полном объеме применяя весь арсенал защитных мер, традиционных для международной практики, признанной ГАТТ/ ВТО, в частности, на наш взгляд, антидемпинговые и компенсационные меры, количественные ограничения, требования лицензирования и изменяемые сборы, технические барьеры.
Следующим взаимосвязанным и взаимозависимым направлением антикризисных действий в сфере внешнеэкономической политики после поддержки импортозамещения является стимулирование отечественного экспорта. В условиях падения курса национальной валюты экспортные товары, становясь дешевле для иностранных покупателей, автоматически увеличивают спрос на продукцию экспорта. Девальвация рубля уже повысила ценовую конкурентоспособность продукции отечественного рынка, но в дальнейшем необходимо будет доказать и технологическую состоятельность. При этом нельзя недооценивать роль государства в этом процессе, особенно по регулированию структуры российского экспорта и ее стимулирования в отношении сложной ма-
шинотехнической продукции. В обязанность государства входит непосредственное содействие продвижению отечественных товаров на мировой рынок, что следует рассматривать, с одной стороны, как составную часть внешнеэкономической политики, а с другой - как элемент формирования конкурентоспособной и эффективной экономики.
Развитие системы поддержки экспорта тесно связано с необходимостью структурной модернизации экспортного потенциала нашей страны. С точки зрения стимулирования экспорта неотложной задачей может выступить выделение опорных экспортно-ориентированных отраслей и создание для этого благоприятных условий развития.
Как известно, основное место в российском экспорте занимает продукция топливно-энергетического комплекса, которому принадлежит ведущая роль в формировании доходной части бюджета. Конкурентоспособность нашего природного газа и нефти на внешнем рынке очевидна. Поддержка топливно-энергетического комплекса со стороны государства лежит в регулировании сферы налогообложения, привлечения внешних инвестиций, включая соглашения о разделе продукции и механизмы частно-государственного партнерства.
Иначе стоит проблема поддержки экспортного потенциала нашего машиностроения, особенно предприятий военно-промышленного комплекса, которые больше других отраслей находятся в зависимости от госзаказов и, следовательно, сильнее страдают от их сокращения. В этом секторе отраслей выпуск экспортной продукции мог бы поощряться помимо размещения госзаказов предоставлением низкопроцентных госкредитов, гарантий по привлекаемому предприятиями иностранному капиталу (там, где это возможно), выделением беспроцентных ссуд на технологическое обновление и перевооружение производств, финансовым участием государства в расширении ассортимента экспортной продукции, не исключая прямого государственного субсидирования.
В мировой практике основными рычагами поддержки экспортоориентированных производств выступает их кредитование, в том числе льготное, а также страхование и гарантирование экспортных кредитов со стороны государственных и частных институтов.
Ряд шагов в этом направлении уже принят. Меры господдержки конкурентоспособности российской продукции заложены в отраслевых программах, в том числе о межотраслевых субсидиях на НИОКР. С 2016 г. началась реализация Национальной технологической инициативы на
20 лет, направленной на перспективные рынки и создание современных прорывных технологий.
Кроме того, для решения этой государственной задачи функционируют отраслевые субсидии на техническое перевооружение и инновационные проекты, а также новый механизм специнвестконтрактов. Этот механизм вызывает интерес и отечественных, и зарубежных инвесторов. За счет него может динамично развиваться сфера высокотехнологичных совместных производств с разработкой и передачей современных инновационных технологий.
Среди инструментов поддержки отечественных экспортеров необходимо шире применять систему субсидирования процентных ставок по линии Внешэкономбанка. В настоящее время Минпромторгом поддерживаются заявки по проектам в сфере тяжелого и энергетического машиностроения, ракетно-космической и авиационной отрасли, предусматривающим поставки в страны СНГ, Монголию, Мексику, Кубу, Индонезию, Италию. Кроме того, имеются и новые возможности в рамках Российского экспортного центра.
В числе дополнительных направлений стимулирования отечественного экспорта можно рассматривать сегмент инжиниринговых услуг и лицензионных экспортных сделок, создание международной лизинговой компании для продвижения на внешние рынки высокотехнологической продукции. Особое внимание при этом следует обратить на механизм создания российских промышленных зон на территориях иностранных государств. При этом отечественные производители получат возможность выступать как экспортеры не только продукции, но и технологий. В частности, 20 октября 2015 г. на встрече министров промышленности стран БРИКС обсуждались указанные меры, а также общие вопросы по созданию и развитию инфраструктуры поддержки экспорта, которые в 2016-2020 гг. будут масштабированы на уровне Евразийского экономического союза и активно развиваться по линии БРИКС [8].
Не стоит ожидать мгновенных результатов от применения вышеперечисленных средств внешнеэкономической политики, сочетающей инструменты открытости с мерами протекционизма в сложных кризисных и санкционных условиях. Учитывая высокую инерционность адаптационных процессов (модернизация производственных мощностей и инфраструктуры, повышение квалификации производственного персонала), внешнеэкономическая политика в сфере поддержки отечественного экспорта и создания институтов импортозамещения должна иметь долгосрочный характер и опираться
на стратегию пространственного геоэкономического развития страны.
Немаловажным инструментом координации мер государственной поддержки в сфере внешнеэкономической политики может стать организация совместной работы федеральных и региональных властей по стимулированию товарного экспорта в субъектах РФ, предполагающей выделение экспортно ориентированных регионов и установление прямых контактов с экспортерами.
Применение данного подхода потребует сбалансированности на региональном уровне отраслевого и территориального планирования развития промышленности и в целом потребует корректировки существующих инструментов поддержки национальных производителей для повышения их конкурентоспособности на зарубежных рынках, создания сети региональных представительств, обеспечивающих единые информационное пространство и «точку входа» в систему поддержки экспорта для участников внешнеэкономической деятельности.
Общая направленность внешнеторговой реакции высших политических кругов российского руководства на международные события представляется достаточно ясной и прозрачной: переориентация импортных поставок продовольствия в случаях, когда импортоза-мещение невозможно (хотя, честно говоря, неясно, для чего отыскивать производителей товаров на зарубежных рынках, когда имеются отечественные производители), и развитие собственных сегментов сельскохозяйственного производства.
Изложенное позволяет сделать вывод, что современные интерпретации теорий внешнеэкономических связей объясняют, что политика покровительства отечественному товаропроизводителю и защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции может быть при определенных условиях как положительным, так и отрицательным фактором экономического роста. Государство должно сочетать в своей внешнеэкономической политике протекционистские меры и инструменты открытости.
Тщательно продуманная государственная экономическая политика в этой области поможет получить максимум выгоды. В этих условиях России необходимо осуществлять избирательную политику, заключающуюся в чётком определении ряда специфических преимуществ, которые позволят преодолеть экономический кризис с наименьшими негативными последствиями. К этим преимуществам можно отнести достаточно развитую научную базу, кадровый потенциал, высокую степень
обеспеченности сырьём и энергоресурсами и их относительную дешевизну.
Список литературы
1. О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статью 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: федер. закон от 13.07.2015 г. № 249-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 29 (ч. I), ст. 4375.
2. О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ: указ Президента РФ от 06.08.2014 г. № 560 (с изм. от 24.06.2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 32, ст. 4470.
3. О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 11.08.2014 г. № 791: постановление Правительства РФ от 17.02.2016 г. № 108 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 8, ст. 1129.
4. О Правительственной комиссии по им-портозамещению (вместе с «Положением о Правительственной комиссии по импортозаме-щению»): постановление Правительства РФ от 04.08.2015 г. № 785 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 32, ст. 4773.
5. Об утверждении государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 328 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 18 (ч. IV), ст. 2173.
6. Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения: постановление Правительства РФ от 28.01.2016 г. № 41 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 6, ст. 837.
7. О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к това-
рам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами: проект постановления Правительства РФ. URL: http://regulation.gov.ru/ projects#npa=44889 (дата обращения: 16.03.2016).
8. БРИКС Россия 2015. Административный циркуляр: полезная информация и рекомендации. Встреча министров промышленности (Москва, 20.10.2015 г.). URL: https://brics2015.org/ media/files.pdf.
9. Осинцев Д.В. Резервный потенциал внешнеторговых ограничений и запретов // Российский юридический журнал. 2014. № 6. С. 102-108.
10. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России) // Сайт Минэкономразвития России. URL: http://www. economy.gov.ru (дата обращения: 20.03.2016).
11. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов: разработан Минэкономразвития России // Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2013. № 11.
12. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (разработан Минэкономразвития России) // Сайт Минэкономразвития России. URL: http://www.economy.gov.ru (дата обращения: 20.03.2016).
13. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (разработан Минэкономразвития России) // Сайт Минэкономразвития России. URL: http://www.economy.gov.ru (дата обращения: 20.03.2016).
14. Рашева Н.Ю. Организационные и правовые проблемы импортозамещения в топливно-энергетическом комплексе России // Нефтяное хозяйство. 2015. № 5. С. 22-25.
15. Рашева Н.Ю. Правовые основы импор-тозамещения в нефтегазовой отрасли // Заочная Междунар. науч.-практ. конф. «Наука и образование - 2015» (30 октября 2015 г.). Мурманск: ФГБОУ ВПО МГТУ, 2015. С. 22-31.
ЩЕБАРОВА Наталья Николаевна - доктор экономических наук, профессор, ректор. Мурманская академия экономики и управления. Россия. Мурманск. E-mail: censey@mail. ru.
РАШЕВА Наталья Юрьевна - кандидат юридических наук, зав. кафедрой гражданского и корпоративного права. Мурманский государственный технический университет. Россия. Мурманск. E-mail: [email protected].
SHCHEBAROVA, Natalya Nikolaevna - Doctor of Economics, Professor, Rector. Murmansk Academy of Economics and Management. Russia. Murmansk. E-mail: [email protected].
RASHEVA, Natalya Yuryevna - Candidate of Legal Sciences, Head of the Department of Civil and Corporate Law. Murmansk State Technical University. Russia. Murmansk E-mail: address: anyta_us@ mail.ru.