Формирование общекультурных компетенций у будущих тренеров..._13.00.00 - педагогические науки
дущих специалистов в области физической культуры ческая культура, спорт и здоровье в современном
и спорта // Теория и практика физической культуры. обществе: сб. науч. статей всерос. с междунар. уч.
2015. № 5. С. 99. науч.-практ. конф. / редколлегия: Г.В. Бугаев, О.Н. Са-
17. Маркин Э.В. Формирование коммуникатив- винкова. Воронеж, 2012. С. 406-409.
ной компетенции будущих специалистов по физиче- 19. Драндров Г.Л., Файзуллин И.Ф. Формирова-
ской культуре и спорту в вузе // Физическая культу- ние у студентов вузов физической культуры и спорта
ра, спорт и здоровье студенческой молодежи в со- общекультурных компетенций в процессе волонтёр-
временных условиях: сб. материалов всерос. науч.- ской деятельности на крупных спортивных меропри-
метод. конф. Орёл: Орловский государственный аг- ятиях // Современные проблемы науки и образова-
рарный университет, 2013. С. 219-223. ния. 2015. № 6-0. С. 396.
18. Читаева Ю.А. Ф°рмир°вание одного из кла- 20. Стратегия развития физической культуры и стеров ключевых компетенций «коммуникабель- спорта в Российской Федерации на период до ность» модели ключевых компетенций тренерско- 2020 года [Электронный ресурс] // http://minsport. преподавательского персонала в рамках кадрового gov.ru/activities/federal-programs/2/26363. обеспечения физической культуры и спорта // Физи-
DEVELOPING CULTURAL AWARENESS IN FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL EDUCATION:
CURRENT SITUATION, ISSUES, PROSPECTS
© 2017
Serper Sergey Aleksandrovich, candidate of economical sciences, doctoral candidate of SSUSSE
Samara State University of Social Sciences and Education (Samara, Russian Federation)
Abstract. The paper deals with the specifics of development of common cultural competence of students majoring in physical culture and sport. Federal state educational standard of the third generation, approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, involves development of common cultural competencies that are important for the implementation of the personality program development of a modern expert and a trainer. The value of common cultural competence in the system of modern education increases because of personality-oriented education paradigm, in which the society requires active, capable of self-development and self-education professionals, especially in areas that are vital for the development of Russian society and the state. The paper shows that the development of fitness has formed such a question as fitness pedagogy: it is necessary to determine a set of professional and general cultural competence, content and curriculum framework for future professionals in the field of fitness, to find necessary common cultural competences and how they contribute to the development of the future experts in fitness, how to interact with the professional and general cultural competence in the educational process. Solving this problem will allow to reform the system of experts training in a most optimal and efficient way and will help to realize national objectives to preserve the nation's health.
Keywords: general cultural competence; competence; competence approach; higher education; physical culture and sport; teacher education; coach; physical education teacher; physical culture and sports education.
УДК 371.21
Статья поступила в редакцию 04.10.2017
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2017
Стародубцев Михаил Павлович, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики непрерывного профессионального образования
Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Санкт-Петербург, Российская Федерация)
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, касающиеся роли и значения военно-педагогических традиций на современном этапе развития системы отечественного военного образования. Автором исследуются определения понятий «традиции», «педагогические традиции», «воинские традиции», предлагается авторская трактовка понятия «военно-педагогические традиции». Исследование военно-педагогических традиций проводится во взаимосвязи с достижениями военно-педагогической мысли предшествующих периодов и современными проблемами военной педагогики. Анализируются причины реформирования и модернизации, проводимых в настоящее время в системе военного образования, которые вызваны необходимостью соответствия европейским стандартам качества и новым требованиям действующего российского законодательства. В условиях перехода на многоуровневую систему подготовки и реализации компетентностного подхода в обучении, к выпускникам военных образовательных организаций предъявляются высокие требования как в части их профессиональной подготовки, так и нравственного воспитания. В этой связи, по мнению автора, особое значение приобретают формы, методы и способы такой подготовки, основанные на лучших достижениях военно-педагогической мысли, как традиционных, так и дополненных инновационными компонентами. Обращая внимание на специфику и особенности военно-педагогического процесса в современном вузе, обусловленные необходимостью включения обучающихся в реальную военно-профессиональную деятельность,
автор рассматривает как уже сложившиеся военно-педагогические традиции, так и традиции, формируемые в настоящее время с учетом проблем и вызовов современности.
Ключевые слова: система отечественного военного образования; воинские традиции; педагогические традиции; военно-педагогический процесс; достижения военно-педагогической мысли; военно-педагогические традиции; военная педагогика; воспитание и обучение воинов; реформирование; оптимизация и модернизация системы военного образования.
Современный этап развития системы военного образования в Российской Федерации можно охарактеризовать как сложный и многогранный процесс, связанный с поиском новых путей повышения эффективности и качества подготовки военных кадров. Являясь составной частью всей общегосударственной системы профессионального образования, военное образование тем не менее обладает собственной спецификой, которая обусловлена необходимостью подготовки специалистов в сфере обеспечения безопасности государства.
Военные образовательные организации призваны готовить не только профессионалов в деле защиты Отечества, но и граждан, обладающих высокими морально-нравственными качествами, патриотов своей страны, от которых в значительной степени зависит будущее российских вооруженных сил [1, с. 144].
Совершенствование системы военной подготовки невозможно без учета педагогических традиций и идей прошлого, способных оказать неоценимую помощь в решении современных проблем воспитания и обучения. В этой связи актуальным является исследование вопросов преемственности военно-педагогических традиций с момента возникновения армии как специфического социального явления до зарождения науки военной педагогики.
Следует заметить, что в современном гуманитарном знании нет единого общепринятого определения традиций. Указанное понятие может быть рассмотрено с позиций философии, культурологии, этики, педагогики, психологии и ряда других наук. В самом общем понимании традиции (от лат. traditio - передача, повествование) представляют собой передачу накопленного опыта от одного поколения к другому. Традиции - явление социальное, исторически изменяемое. Они вырабатываются в конкретных общественных условиях и не являются незыблемыми константами.
Традиции являются обязательным структурным элементом любой системы образования, и каждая система образования обладает своими собственными традициями. В педагогике под традициями понимаются «исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления» [2, с. 145]. Как любое социальное явление, педагогические традиции подвержены изменениям и могут со временем разрушаться, исчезать, трансформироваться или замещаться новыми. Так, в настоящее время (постсоветский период) педагогические традиции свободны от идеологического монополизма и развиваются на новых ценностных ориентирах: гуманизация и гуманитаризация образования, толерантность, свобода выбора, поликультурность, международное сотрудничество и пр.
Педагогика как наука изучает общие проблемы воспитания и обучения личности, особенностями указанных процессов в зависимости от характера профессиональной деятельности личности занимается педагогика профессионального образования [3, с. 8].
Важнейшей отраслью отечественной педагогической науки является военная педагогика, изучающая «закономерности военно-педагогического процесса, обучения и воспитания военнослужащих и воинских коллективов, их подготовки к успешному ведению боевых действий и военно-профессиональной деятельности» [4, с. 66].
Военно-педагогический процесс подготовки кадров в военных образовательных организациях носит специфический характер, обусловленный включенностью обучающихся в реальную военно-профессиональную деятельность, связанную с решением служебных и боевых задач. Воспитание и обучение в военной школе направлено на формирование у будущих выпускников не только необходимых профессиональных компетенций, но и высоких морально-нравственных качеств, выдержки, способности и готовности действовать в сложных ситуациях, связанных с риском для жизни. Необходимость совмещения обучения со службой, их неразрывная связь и единство, которые складывались на протяжении более чем трех столетий существования регулярной армии и флота, позволяют говорить о формировании определенных военно-педагогических традиций.
Анализ отраслевой педагогической литературы, диссертационных и монографических исследований в области военной педагогики позволяет сделать вывод об отсутствии четкого унифицированного определения понятия «военно-педагогические традиции».
Первоначально накопленные знания об обучении и воспитании воинов передавались от поколения к поколению в устной форме в виде заветов, сказаний, легенд. Зарождение государственности и усложнение военного дела требовали дальнейшего развития военно-педагогической мысли. Создание регулярной армии и флота при Петре I ознаменовалось закреплением имеющегося военного опыта в письменных источниках: уставах, наставлениях, приказах, инструкциях. Значительный вклад в формирование отечественных военно-педагогических традиций, не утративших своей актуальности и по сей день, внесли А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.А. Потемкин, М.В. Ломоносов, П.А. Румянцев, Д.Ф. Ушаков, С.О. Макаров, М.Г. Драгомиров, П.Ф. Лесгафт, К.Ф. Ушинский.
На всех последующих этапах становления и развития военной педагогики учитывались достижения военно-педагогической мысли предшествующих поколений. Опыт участия России в мировых и отечественных войнах внес неоценимый вклад в развитие
процессов воспитания и обучения воинов, послужил основой формирования современных военно-педагогических традиций. Развитию военной педагогики способствовали труды С.С. Каменева, Ф.Э. Дзержинского, М.В. Фрунзе, М.Н. Тухачевского. И.Э. Якира, А.Г. Базанова, Г.К. Жукова, А.В. Барабанщикова, Н.Ф. Феденко, В.П. Давыдова, В.Н. Герасимова, В.И. Вдо-вюка, В.Я. Слепова, В.И. Хальзова и др.
Исследованиям проблем военно-педагогической науки в настоящее время посвящены труды И.А. Алехина, Ю.Ф. Зуева, А.Г. Терещенко, С.В. Бордунова, О.Ю. Ефремова, С.В. Каменева, Н.Б. Саханского, С.В. Литвиненко, А.А. Кочина и др.
Современный период развития военной педагогики (с 1991 года по настоящее время) ознаменовался распадом советского государства, переходом от тоталитарного государственного режима, с его строгой идеологизацией, к демократическому режиму без всякой идеологии, постановкой экономики страны на «рыночные рельсы», сменой образовательной парадигмы. Указанные преобразования негативно отразились на системе отечественного военного образования. В 1990-е гг. в стране сложилась ситуация практически полной утраты обществом патриотического сознания. В условиях недостаточности государственного финансирования армии и флота снизилось качество военной подготовки в вузах, престиж военного образования и службы упал.
Изменившаяся политическая и социально-экономическая обстановка в стране потребовали от военно-педагогической науки поиска новых путей решения имеющихся проблем. Традиционные теоретико-методологические установки больше не отвечали реалиям нового времени. Требовалась модернизация всей системы отечественного образования.
Начало позитивных преобразований было положено в 2003 году, когда Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу [5]. С 2004 года в стране начался поэтапный процесс модернизации системы образования (процесс не завершен), связанный с переходом от моноуровневого (специалитет) к многоуровневому (бакалавриат, магистратура, спе-циалитет) образованию [6, с. 11]. Необходимость соответствия основным положениям Болонской декларации потребовали реформирования и модернизации системы военного образования.
Так, начавшийся в 2008 году процесс оптимизации системы военного образования (в частности, оптимизация численности и управления в Вооруженных Силах РФ, оптимизация военных кафедр) имеет своей целью достижение качественно нового уровня в подготовке высококвалифицированных военных кадров, обладающих профессиональной компетентностью, высокими морально-нравственными качествами, готовых эффективно решать современные боевые задачи и защищать права и интересы граждан, общества и государства от различных угроз, в том числе нового характера [7, с. 32].
К таким угрозам, как правило, относят глобальные проблемы современности: военные конфликты международного и регионального (локального) характера, гибридные войны [8, с. 294], международный терроризм, преступления в сфере высоких технологий [9, с. 275].
Следует заметить, что в основе любых преобразований системы военного образования должны лежать принципы бережного отношения к историческому наследию, многовековому опыту и положительным результатам предшествующих военных реформ, учитываться достижения военно-педагогических традиций предыдущих поколений.
В отсутствие единого понимания и трактовки военно-педагогических традиций, нами предложено следующее определение: «Военно-педагогические традиции - это исторически сложившиеся на основе достижений военно-педагогической мысли и длительного опыта воинской деятельности и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им нормы, правила, ценности, представления и обычаи».
К педагогическим традициям отечественной системы военного образования, являющимся безусловными достижениями военно-педагогической мысли и сохранившим актуальность на современном этапе ее развития, можно отнести следующие: единство и неразрывная связь процессов обучения и воспитания; опора на традиционные духовные и нравственные ценности; патриотическое воспитание военнослужащих; необходимость систематической военной подготовки в мирное время; сочетание индивидуальной и групповой подготовки; обязательность самостоятельной подготовки в процессе обучения; соблюдение воинской дисциплины; уважительное отношение к героическому прошлому страны; формирование у военнослужащих готовности к самопожертвованию в интересах защиты граждан, общества, государства.
В условиях модернизации системы российского образования в целом, характеризующейся интеграцией России в мировое образовательное пространство, переходом на двухуровневую систему подготовки, изменением действующего законодательства в области регулирования образовательных отношений, принятием новых образовательных стандартов (третьего и четвертного поколения), преобладанием компетентностного подхода в обучении и усилении воспитательного воздействия на обучающегося, система военного образования также претерпевает значительные изменения. Это приводит к тому, что уже сложившиеся военно-педагогические традиции дополняются новыми компонентами.
Так, в педагогический процесс военной школы активно внедряются инновационные методы, формы и технологии обучения, в учебных планах увеличивается количество часов, отводимых на самостоятельную подготовку обучающихся в целях формирования у них основ самоорганизации и самоконтроля. Наряду с компетентностным, активно развиваются индивидуализированный и персонифицированный подходы к обучению. Акцент с ведущей роли преподавателя смещается в сторону активности на учебных занятиях самих обучающихся.
Достижения научно-технического прогресса, позволяющие осуществить переход от постиндустриального общества к информационному, а также новые требования российского законодательства направлены на формирование информационной и компьютерной грамотности военных специалистов.
От системы военных образовательных организаций в настоящее время требуется создание единой информационно-образовательной среды, обеспечивающей свободный доступ к любым имеющимся отечественным и мировым образовательным ресурсам [10]. Однако при этом должны соблюдаться нормы действующего законодательства в сфере защиты сведений, составляющих военную и (или) государственную тайну [11].
Еще одним нововведением в сформировавшейся системе военно-педагогических традиций можно считать необходимость системного построения образовательного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса (научно-педагогических кадров, обучающихся, учебно-вспомогательного и административного персонала, органов управления и самоуправления и др.).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование военно-педагогических традиций системы отечественного военного образования строится на мощном фундаменте военно-педагогической мысли, которая прошла сложный и неоднозначный путь своего становления и развития - от петровских времен до настоящего времени. Педагогические традиции военного образования вбирают в себя лучшие достижения военно-педагогической практики дореволюционной России, советского государства и мирового педагогического опыта. Вышеозначенные достижения и традиции, дополненные инновационными компонентами, служат основой для развития теории и практики воспитания и обучения военнослужащих в настоящее время и создают прочную основу для дальнейшего совершенствования отечественной системы военного образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Стародубцев М.П. Военно-учебные заведения как высшая форма военного образования в России во
второй половине XVIII века // Казанский педагогический журнал, № 2, 2016. С. 141-144.
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
3. Кузнецов В.В. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ЭГВЕС, 2012. 140 с.
4. Военная педагогика: учебник для военных вузов / под ред. О.Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2015. 755 с.
5. Приказ Минобрнауки РФ от 15.02.2005 № 40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» // Бюллетень Министерства образования и науки РФ, 2005 г., № 4.
6. Ильинский И.М. О российских образовательных реформах // Высшее образование для XXI века: VI междунар. науч. конф. / под ред. И.М. Ильинского. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. С. 8-26.
7. Кобылецкий О. Модернизация военного образования // Ориентир. 2012. № 9. С. 32-33.
8. Романова В.А. Информационная составляющая гибридных войн современности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 2. С. 293-299.
9. Понарина Н.Н. Глобальные проблемы современности в контексте будущего человечества // Общество и право. 2012. № 1 (38). С. 274-276.
10. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25 октября 2016 г. № 9).
11. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (ред. от 08.03.2015) // Собрание законодательства РФ, 13.10.1997, № 41. С. 8220-8235.
ROLE AND IMPORTANCE OF MILITARY-PEDAGOGICAL TRADITIONS AT THE PRESENT STAGE OF DOMESTIC MILITARY EDUCATION SYSTEM DEVELOPMENT
© 2017
Starodubtsev Mikhail Pavlovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, professor of Theory and Methodology of Continuing Professional Education Department
Saint Petersburg Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation (Saint Petersburg, Russian Federation)
Abstract. The paper deals with the issues concerning the role and importance of military pedagogical traditions at the present stage of national military education system development. The author studies the concepts «traditions», «pedagogical traditions», «military traditions», offers his own interpretation of the notion «military pedagogical traditions». A study of the military-pedagogical traditions is organized in conjunction with the achievements of the military pedagogic thought of the previous periods and modern problems of military pedagogy. The author analyzes the reasons for the reform and modernization ongoing in the military education system, which is caused by need of compliance with European quality standards and new requirements of existing Russian legislation. In conditions of a multilevel system of education and a competence approach in training special attention, in the author's opinion, should be paid to special forms, methods and means of training, based on the best achievements of the military pedagogic thought, both traditional and complemented with innovative components. The author considers existing military-pedagogical traditions as well as traditions generated at the present time, taking into account present problems and challenges.
Keywords: domestic system of military education; military traditions; pedagogical traditions; military and educational process; achievements of military pedagogy; military-pedagogical traditions; military pedagogy; education and training of soldiers; reform; optimization and modernization of military education system.