ЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В СИСТЕМЕ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.032
О. Ю. Мацукевич1, И. А. Герасимова1, А. П. Герасимов2
Московский государственный институт культуры
2Московское военно-музыкального училище Министерства обороны Российской Федерации
Данная статья посвящена проблеме использования потенциала военно-музыкальных традиций как эффективного средства педагогического воздействия на личность с целью формирования военно-патриотического сознания и военно-патриотических качеств обучающихся. Военно-музыкальные традиции рассмотрены как компонент патриотического воспитания, предполагающий освоение личностью устойчивых, исторически сложившихся элементов культуры, олицетворяющих эстетику воинской службы, нормы поведения, нравственные установки и обычаи, связанные с выполнением воинского долга. Их изучение, пропаганда, а главное, продолжение и преумножение активно способствуют формированию необходимых ценностных ориентаций, нравственно-этических установок будущих защитников Отечества. Раскрывается практика воспитания патриотизма на основе военно-музыкальных традиций на примере организации социально-культурной деятельности суворовцев Московского военно-музыкального училища. Выделены и описаны факторы, влияющие на процесс патриотического воспитания. Ключевые слова: кадетское образование, патриотическое воспитание, военно-музыкальные традиции, воинские ритуалы.
O. Yu. Matsukevich1, I. A. Gerasimova1, A. P. Gerasimov2
Moscow State Institute (University) of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation 2Moscow military music school of the Ministry of Defence of the Russian Federation, Ministry of Defence of the Russian Federation, Leninsky district, settlement of Mosrentgen, Geroya St. of Russia Solomatina, 142771, Moscow, Russian Federation
THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF MILITARY MUSICAL TRADITIONS IN THE SYSTEM OF MILITARY EDUCATION
This article is devoted to the use of the capabilities of the military musical traditions as an effective means of pedagogical influence on the personality with the purpose of formation of military patriotic consciousness and patriotic qualities of students. Military music tradition is considered as a component
МАЦУКЕВИЧ ОЛЬГА ЮРЬЕВНА — доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры MATSUKEVITCH OLGA YURYEVNA - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of social and cultural activities, Moscow State Institute (University) of Culture
ГЕРАСИМОВА ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА — кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры GERASIMOVA IRINA ALEKSEEVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department of social and cultural activities, Moscow State Institute (University) of Culture 'ГЕРАСИМОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ — кандидат педагогических наук, начальник Московского военно-музыкального училища Министерства обороны Российской Федерации, заслуженный артист Российской Федерации
GERASIMOV ALEXANDER PETROVICH — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Head Moscow military music school of the Ministry of Defence of the Russian Federation, Honored artist of the Russian 182 Federation
e-mail: olgmats@yandex.ru1, muskadet@mail.ru2 © Мацукевич О. Ю., Герасимова И. А., Герасимов А. П., 2016
of Patriotic education, involving the development of a stable identity, historical cultural elements, embodies the aesthetics of military service, rules of conduct, moral attitudes and customs associated with the performance of military duty. Their study, propaganda, and most importantly, the continued and increasing actively contribute to the formation of the necessary value orientations, moral and ethical attitudes of future defenders of the Fatherland. Reveals the practice of patriotism based on military musical traditions for example, the organization of social and cultural activities of the Suvorov Moscow military music school. Allocated and describes the factors that influence the process of patriotic education.
Keywords: cadet education, patriotic upbringing, military musical traditions, military rituals.
Важным условием сохранения любой культуры являются традиции, которые являются особыми механизмами сохранения национального менталитета и передачи духовных ценностей от одного поколения к другому.
По определению А. Я. Флиера, традиции представляют собой «некий "культурный текст", существующий в устной форме и вбирающий в себя совокупность норм и образцов социально рекомендованного поведения, сложившиеся формы социальной организации, регуляции и коммуникации, нравы, обычаи, обряды и ритуалы» [8], модальность традиции обеспечивает устойчивость культуры в ходе её практического функционирования [9], поэтому закономерным является отражение проблематики социально-культурных традиций в государственной и культурной политике России: Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации до 2025 года; Федеральной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016-2020 годы; Федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)», Федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» и других. В данных документах подчёркивается, что обеспечение духовно-нравственного, патриотического воспитания личности гражданина России является первостепенной задачей и представляет собой важный компонент социального заказа современной образо-
вательной системе, в частности учреждениям кадетского (суворовского) образования. Государство и общество остро нуждаются в восстановлении духовных основ жизни, в воспитании личности, владеющей системой истинных ценностных ориен-таций, нравственно-этическими установками, отличающейся высокой гражданственностью и патриотизмом, особенно если это касается молодёжи, связывающей свою дальнейшую деятельность с военной или государственной службой.
Формированию духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств личности обучающихся в кадетских (суворовских) образовательных учреждениях, по нашему мнению, наилучшим образом способствует широкое использование в разработке программно-методического инструментария и при организации процесса жизнедеятельности суворовцев воинских атрибутов и символов, военно-исторических и военно-музыкальных традиций в контексте культурных традиций России. Заложенные предками, лучшими представителями военной, военно-музыкальной, научной и педагогической мысли, они стали своеобразным мостиком, соединившим накопленный опыт наших предков, культурные и национальные достижения всех предшествующих поколений государства с новой, постоянно совершенствующейся системой кадетского образования.
В культурологии, педагогике, истории имеются работы, связанные с изучением воспитательной роли военных традиций,
воинского этикета в традициях и ритуалах российской армии (А. А. Аронов, Л. А. Великородная, С. И. Волгин, Л. Г. Набиуллин, Г. А. Праслова и другие).
Отдельная группа работ посвящена роли воинских ритуалов в формировании морально-боевых качеств военнослужащих (В. Д. Карандашов, Л. Г. Набиуллин, О. А. Родинов).
Многоплановые аспекты формирования ценностного отношения к эстетическому и культурно-историческому наследию вызывали научный интерес у Л. А. Безбородовой, В. В. Васильевой, Е. В. Ве-ликановой, Е. И. Григорьевой, М. И. Дол-женковой, А. Н. Малюкова, О. Л. Моревой, Т. В. Чумаловой и Е. Ф. Яшенко.
В своей совокупности результаты и выводы указанных выше авторов имеют огромное теоретическое и практическое значение, однако они не ставили своей целью изучение педагогической целесообразности использования потенциала военно-музыкальных традиций в современном социально- культурном образовательном контексте.
Базовыми учреждениями, бережно хранившими традиции кадетского и суворовского образования, исторически были и остаются довузовские образовательные учебные заведения, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации. В настоящее время в этой системе довузовских образовательных учреждений функционируют:
• 7 президентских кадетских училищ (Оренбургское, Ставропольское, Краснодарское, Кызылское, Тюменское, Владивостокское, Севастопольское);
• 5 кадетских корпусов (Санкт-Петербургский, Кронштадтский морской, Московский (Пансион воспитанниц Минобороны России), Омский и Аксайский (Данилы Ефремова казачий кадетский корпус);
• 12 суворовских военных училищ (Ека-
теринбургское, Казанское, Московское, Санкт-Петербургское, Тверское, Ульяновское, Северо-Кавказское, Уссурийское, Пермское, Тульское); Нахимовское военно-морское (Санкт-Петербург), Московское военно-музыкальное училище;
• 3 кадетские школы (Кадетская спортивная школа Военного института физической культуры, Кадетская инженерная школа ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», Кадетская школа 1Т-технологий Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного) [5].
В качестве стратегической цели их деятельности выступает формирование личности настоящего гражданина, живущего в своей стране и относящегося к ней как к Отчизне, а частными задачами обучения и воспитания являются: интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие несовершеннолетних граждан; их адаптация к жизни в обществе; создание основ для подготовки к служению Отечеству на любом, в первую очередь военном, поприще.
Ключевым элементом в содержании современного кадетского образования является процесс воспитания, главная цель которого - формирование патриотизма, чести, доблести, благородства, справедливости. Воспитание обучающихся базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества и героических традициях российской армии и флота, Вооружённых сил Российской Федерации [6]. И это прямо отвечает требованиям сегодняшнего дня. Российское общество вновь обращается к традиционным ценностям и основам, которые на протяжении многих веков делали нашу нацию крепкой и жизнеспособной. В обновлённой Стратегии национальной безо-
пасности Российской Федерации, утверждённой 31 декабря 2015 года указом № 683 Президента России В. В. Путина, подчёркивается: «сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодёжи в духе гражданственности» является одним из важнейших условий национальной безопасности России [7].
В суворовских, нахимовских, президентских училищах, кадетских корпусах и школах активно поддерживается военно-профессиональная направленность через такие неотъемлемые атрибуты воинского быта, как уставы, распорядок дня, форма, руководство со стороны офи-церско-преподавательского состава, воинские ритуалы.
Воинские ритуалы, являясь высокоорганизованной формой совместной деятельности, несут в себе специфическую информацию, связанную со значительными событиями в жизни как отдельных людей, воинских коллективов, так и Вооружённых сил государства в целом, способствуют повышению социальной активности [4] суворовцев, воспитывают у них высокую гражданственность, патриотизм, чувства сопричастности к великой стране, верности, преданности, уважения, любви к истории России, её Вооружённым силам, военно-образовательному учреждению.
Следует перечислить те воинские ритуалы, которые реализуются в военно-образовательных учреждениях кадетского образования, в частности в Московском военно-музыкальном училище:
• смотры (лучшая строевая подготовка в составе подразделения, смотр строевой песни);
• торжественные мероприятия по вручению (очередных званий, знаков отличия, наград);
• празднование дней воинской славы;
• участие в мероприятиях, посвящённых государственным праздникам;
• торжественное шествие, посвящённое очередной годовщине военного парада на Красной площади 7 ноября 1941 года;
• парад войск Московского гарнизона Центрального военного округа на Красной площади 9 мая, посвящённый очередной годовщине Победы в Великой Отечественной войне;
• ритуал поминовения гренадер, павших в сражении под Плевной (Болгария);
• ритуал «Посвящение в суворовцы» (уже стала традицией торжественная церемония посвящения в суворовцы, которая ежегодно проходит на стилобатной площади Храма Христа Спасителя - главного Кафедрального собора Русской Православной Церкви, после чего совершается благодарственный молебен на успешное обучение наших воспитанников; эта традиция очень важна для тех, кто только стал суворовцем; клятва, которая по значимости приравнивается к принятию Военной присяги военнослужащими, произнесённая в строю своих товарищей, перед лицом родных и близких людей, является актом взросления, принятия самостоятельного решения, выбора и самоутверждения в жизни);
• церемония очередного выпуска (с 2011 года стала доброй традицией организация торжественной церемонии объединённого выпуска для воспитанников довузовских образовательных учреждений Москвы, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, -Московского суворовского и Московского военно-музыкального училища, Пансиона воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации; суворовцы и воспитанницы Пансиона прощаются со знаменем училища на Соборной площади Московского Кремля, где для гостей и
зрителей разворачивается поистине уникальное зрелище, сочетающее в себе воинские ритуалы и красочное концертное действие с пением строевых песен, Гимна Российской Федерации, Гимна училища, а также выступление выпускников с программой плац-концерта).
В пропаганде историко-культурного наследия военной музыки России важную роль играет информационная культурно-просветительская деятельность творческих коллективов училища на основе лучших образцов национальной культуры, отображающих многовековые нравственные устои России и военные традиции. Одной из форм концертно-просвети-тельской деятельности является проведение под руководством педагогов училища профориентационных концертов, музыкально-тематических вечеров и лекций-концертов в учебных заведениях города и области. Выступления перед аудиторией в музыкальных и общеобразовательных школах позволяют молодым музыкантам не только почувствовать себя настоящими артистами - носителями высокого искусства, но и убедиться в своей профессиональной состоятельности.
Истинный патриотизм неразрывно связан с культурой межнациональных отношений и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям [10]. В этом аспекте весьма значимым событием на протяжении последних лет можно считать участие сводного оркестра суворовцев училища в Международном военно-музыкальном фестивале «Спасская башня», поистине уникальном мероприятии, проходящем на главной площади страны.
Выступления творческих коллективов училища на крупнейших концертных площадках страны дополняют гастроли по странам Европы. С 1999 года традиционными стали ежегодные поездки суворов-
цев училища в Швейцарию в дни празднования годовщины легендарного перехода через Альпы русской армии под командованием Александра Васильевича Суворова. В глазах зарубежных зрителей наши суворовцы предстают наследниками великого военного прошлого и настоящего России, что вызывает в сердцах юных музыкантов чувство гордости за своё Отечество и помогает осознать сопричастность к великой истории страны.
Такое включение суворовцев в социально-культурную деятельность позволяет сформировать активную позицию, культивирует умение брать ответственность на себя, развивает творческий потенциал и исполнительские навыки, повышает уровень патриотических мотиваций, способствует самореализации, развивает межкультурные компетенции, ведёт к плодотворному сотворчеству, укреплению дружественных отношений между странами и народами.
Почти всё, что касается проведения воинских ритуалов, которые выступают в качестве организованного, эмоционально насыщенного действа, передающего сконцентрированный информационный посыл всем участникам события, тесно связано с военно-музыкальными традициями.
Военно-музыкальные традиции - это устойчивые, исторически сложившиеся элементы культуры, олицетворяющие эстетику воинской службы, отражающие нормы поведения, духовные ценности, нравственные установки и обычаи, связанные с выполнением воинского долга защитника Отечества, отражённые в воинских атрибутах, символах, преемственность которых проявляется при проведении государственных и общественных мероприятий, военных парадов, воинских ритуалов и церемоний, при проведении плац-концертов, дефиле оркестров
при активном использовании служебно-строевого репертуара [2]. Являясь элементом системы патриотического воспитания суворовцев, военно-музыкальные традиции формируют ценностные ориентации учащихся на основе эмоционально-психологического воздействия.
Пример организации жизнедеятельности суворовцев в Московском военно-музыкальном училище Министерства обороны Российской Федерации на основе военно-музыкальных традиций доказывает педагогическую эффективность комплекса следующих социально-культурных условий:
• на организационно-технологическом уровне:
•• суворовцы училища проходят обучение в закрытом специализированном образовательном учреждении, что позволяет в воспитательном процессе преобразовать историко-культурные знания в патриотические убеждения, предотвратить проявление девиантных форм поведения [3], сформировать гражданскую ответственность;
•• правила внутреннего распорядка, обеспечивающие учебно-воспитательный процесс и жизнедеятельность, строго подчинены уставу внутренней службы Вооружённых сил Российской Федерации, что, в свою очередь, способствует сохранению военных традиций и соответствующих воинских ритуалов;
••начальная военная подготовка, осуществляемая в рамках основной учебной программы, позволяет овладевать элементами воинских ритуалов, церемониалов, способствует бережному сохранению и преумножению военно-музыкальных традиций;
•• интеграция образовательной, военной, музыкальной, социально-культурной составляющих учебно-воспитательного процесса способствует всестороннему
развитию личности суворовцев, эффективному усвоению исторически сложившихся элементов культуры, олицетворяющих эстетику воинской службы, нормы поведения, нравственные установки и обычаи;
•• музыкальное образование даёт возможность познакомиться с лучшими образцами национальной культуры и искусства, воздействует на личность через эмоциональное восприятие музыкальных образов и ассоциаций, формирует духовно-нравственную потребность в творческом раскрытии, закономерный переход от сотворчества к творчеству;
• на мотивационно-деятельностном уровне:
•• внедрение проектной деятельности в учебно-воспитательный и культурно-досуговый процесс позволяет расширить рамки познания и усвоения знаний, приобретения умений и навыков;
•• в основе системы дополнительного образования лежат социально-культурные принципы и технологии, обеспечивающие широкий спектр для самообразования, саморазвития, самореализации личности суворовцев в различных областях культуры и искусства, а также полное изучение исторического наследия Отечества;
•• различные формы досуговой деятельности инициируют познавательную активность суворовцев, формируют высокую мотивацию к усвоению профессиональных модулей;
•• целенаправленное взаимодействие с внешней социально-педагогической средой: сотрудничество с международными, федеральными, региональными, муниципальными и общественными структурами; с Московским Патриархатом Русской православной церкви; с социокультурными и образовательными учреждениями; с ветеранскими организациями, а также участие суворовцев в проведе-
нии совместных социально-культурных мероприятий гражданско-патриотиче-ской и духовно-нравственной направленности - всё это позволяет успешно формировать не только патриотические знания, ценностные ориентации, но и включать суворовцев в социально значимые виды деятельности [1].
На основании представленного материала мы можем констатировать, что социально-культурная среда образова-
тельного пространства, созданная в стенах суворовских, нахимовских училищ и кадетских корпусов и школ, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, базирующаяся на огромном массиве накопленного опыта военно-исторических и военно-музыкальных традиций, как ничто другое формирует новые поколения граждан-патриотов своей страны, которые своими свершениями будут создавать будущее России.
Примечания
1. Герасимов А. П. Военно-музыкальные традиции как средство формирования гражданско-патриоти-ческих компетенций суворовцев // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарных наук. 2014. Вып. 6 (134). С. 113-117.
2. Герасимов А. П. Педагогические основы формирования патриотических качеств суворовцев средствами военно-музыкальных традиций в условиях образовательной среды училища // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (59). С. 179-185.
3. Герасимова И. А. Социально-культурная деятельность в процессе профилактики девиантного поведения детей и молодёжи // Вестник культуры: научно-аналитический журнал Научно-исследовательского института культуры и информации / отв. редактор К. Б. Буриев. Душанбе : Истедод, 2013. № 23. С. 30-34.
4. Мацукевич О. Ю. Педагогика ресоциализации личности: от средового к ситуационному подходу // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012. Т. 1 (29). С. 81-83.
5. Официальный сайт Министерства обороны РФ. Образование. Среднее общее [Электронный ресурс]. URL: http://www.mil.rU//http://stat.ens.mil.ru/education/secondary.htm (дата обращения: 09.09.2016).
6. Приказ Министра обороны РФ от 21 июля 2014 г. N 515 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус" и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием "военно-музыкальное училище", находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приёма в указанные образовательные организации» [Электронный ресурс] // Гарант.Ру : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http:// base.garant.ru/70746052/ (дата обращения: 07.09.2016).
7. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации : утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ 61a97f7ab0f2f3757fe034d11011c763bc2e593f/ (дата обращения: 07.09.2016).
8. Флиер А. Я., Полетаева М. А. Тезаурус основных понятий культурологии : учебное пособие / Московский гос. ун-т культуры и искусств. Москва : МГУКИ, 2008. 284 с.
9. Флиер А. Я. Будущее возврату не подлежит (о перспективах развития традиционной культуры) // Культурологический журнал. 2010. № 1. URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/4.html&j_id=2 (дата обращения: 08.09.2016).
10. Ярошенко Н. Н. Потенциал социально-культурной деятельности в процессе формирования национальной идентичности россиян // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4 (60). С. 70-78.
References
1. Gerasimov A. P. Military and musical traditions as means of formation of Suvorov military college cadets' civil and patriotic competences. Tambov University Review. Series: Humanities. 2014. Issue 6 (134), pp. 113-117. (In Russian)
2. Gerasimov A. P. Pedagogical bases of formation of Suvorov Military School students' patriotic qualities by means of military and musical traditions in the educational environment of the college. Vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 3 (59), pp. 179-185 . (In Russian)
3. Gerasimova I. A. Sotsial'no-kul'turnaia deiatel'nost' v protsesse profilaktiki deviantnogo povedeniia detei i molodezhi [Social and cultural activity in the prevention of deviant behavior of children and youth]. Vestnik kul'tury: nauchno-analiticheskii zhurnal Nauchno-issledovatel'skogo instituta kul'tury i informatsii, otvet. red. K. B. Buriev [Vestnik of culture: the scientific-analytical journal of the research Institute of culture and information, ed. by K. B. Buriev}]. Dushanbe, 2013, No. 23, pp. 30-34.
4. Matsukevich O. Yu. Pedagogika resotsializatsii lichnosti: ot sredovogo k situatsionnomu podkhodu [Pedagogics of resocialization of the personality: from environmental to situational approach]. Vestnik of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. 2012, Vol. 1 (29), pp. 81-83.
5. Official website of the Ministry of defense. Education. Secondary. Available at: http://www.mil.ru//http://stat. ens.mil.ru/education/secondary.htm (accessed: 09.09.2016).
6. Prikaz Ministra oborony RF ot 21 iiulia 2014 g. N 515 "Ob utverzhdenii Poriadka organizatsii i osushchest-vleniia obrazovatel'noi deiatel'nosti v federal'nykh gosudarstvennykh obshcheobrazovatel'nykh organizatsiiakh so spetsial'nymi naimenovaniiami "prezidentskoe kadetskoe uchilishche", "suvorovskoe voennoe uchilishche", "nakhi-movskoe voenno-morskoe uchilishche", "kadetskii (morskoi kadetskii) voennyi korpus" i v professional'nykh obra-zovatel'nykh organizatsiiakh so spetsial'nym naimenovaniem "voenno-muzykal'noe uchilishche", nakhodiash-chikhsia v vedenii Ministerstva oborony Rossiiskoi Federatsii, i priema v ukazannye obrazovatel'nye organizatsii" [The order of the Minister of Defence of the Russian Federation of July 21, 2014 N 515 "About the statement of the Order of the organization and implementation of educational activity in the federal state general education organizations with the special names "presidential cadet school", "Suvorov Military School", "Nakhimov naval Naval School", "cadet (sea cadet) military case" and in the professional educational organizations with the special name "military and musical school" which are under authority of the Ministry of Defence of the Russian Federation, and inclusion in the specified educational organizations"]. Available at: http://base.garant.ru/70746052/ (accessed: 07.09.2016).
7. Strategiia natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii: utverzhdena Ukazom Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 31 dekabria 2015 g. No. 683 [The national security strategy of the Russian Federation: Approved by decree of the President of the Russian Federation from December 2015 g. N 683]. Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_191669/61a97f7ab0f2f3757fe034d11011c763bc2e593f/ (accessed: 07.09.2016).
8. Flier A. Ya., Poletaeva M. A. Tezaurus osnovnykh poniatii kul'turologii [Thesaurus of the main concepts of cultural studies]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2008. 284 p.
9. Flier A. Ya. Budushchee vozvratu ne podlezhit (o perspektivakh razvitiia traditsionnoi kul'tury) [The Future of no return (on the prospects of development of traditional culture)]. Journal of Cultural Research. 2010, No. 1. Available at: http://cr-journal.ru/rus/journals/4.html&j_id=2 (accessed: 08.09.2016).
10. Yaroshenko N. N. Potential of welfare activity in the course of formation of national identity of Russians. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 4 (60), pp. 70-78. (In Russian)