Научная статья на тему 'Роль и значение стандартов бухгалтерского учета в государственном секторе России'

Роль и значение стандартов бухгалтерского учета в государственном секторе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1226
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / ACCOUNTING / PUBLIC SECTOR / INTERNATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мажажихов А. А., Меньшакова Ю. В.

Проанализировано влияние международных стандартов финансовой отчетности на эффективность государственного управления. Выявлены роль и значение стандартов бухгалтерского учета в государственном секторе России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND SIGNIFICANCE OF ACCOUNTING STANDARDS IN THE PUBLIC SECTOR IN RUSSIA

The influence of the international financial reporting standards on the efficiency of public administration was analyzed in the article. The authors displayed the role and significance of accounting standards in the public sector in Russia.

Текст научной работы на тему «Роль и значение стандартов бухгалтерского учета в государственном секторе России»

ЭКОНОМИКА, СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ РОССИИ

А.А. Мажажихов, кандидат экономических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. Ю.В. Меньшакова.

Арктический спасательный учебно-научный центр «Вытегра»

Проанализировано влияние международных стандартов финансовой отчетности на эффективность государственного управления. Выявлены роль и значение стандартов бухгалтерского учета в государственном секторе России.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, государственный сектор, международные стандарты

ROLE AND SIGNIFICANCE OF ACCOUNTING STANDARDS IN THE PUBLIC SECTOR IN RUSSIA

A.A. Mazhazhikhov. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia. Yu.V. Menshakova. Arctic rescue teaching and research center «Vytegra»

The influence of the international financial reporting standards on the efficiency of public administration was analyzed in the article. The authors displayed the role and significance of accounting standards in the public sector in Russia.

Keywords: accounting, public sector, international standards

Эффективное развитие российской экономики зависит от качества государственного управления. За период становления современного российского государства вопросы совершенствования государственного управления не теряют свою актуальность. На современном этапе одновременно реализуются административная и бюджетная реформы, реформа государственной службы. Практика их реализации показала, что синергетический эффект возможен только при сочетании мероприятий, подходов и идеологии этих реформ. Объектом реформирования выступает весь государственный сектор в России, в том числе организации государственного сектора, органы государственной власти, государственная служба, система государственного управления, государственные финансы и информационные ресурсы. Стратегические положения реформирования государственного управления определены в программных документах, в том числе в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Бухгалтерский (бюджетный) учет на основе информационного обеспечения управления органами государственной власти и подведомственными им организациями должен обеспечивать решение стратегических и тактических государственных задач экономического развития [1]. Во все времена одной из основных задач являлось повышение эффективности управления государственными активами и обязательствами.

Одобренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 «Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг.» положила начало современной реформе бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности в государственном секторе.

Во исполнение данной Концепции с 1 января 2005 г. вступила в силу первая «Инструкция по бюджетному учету», утвержденная Приказом Минфина России от 26 августа 2004 г. № 70 н, заложившая основу современной практики бухгалтерского (бюджетного) учета в государственном секторе. Новая система предусматривает единый план счетов для всех участников бюджетного процесса, который позволил объединить учет бюджетных средств на каждом этапе их поступления и расходования [2].

Сегодня действующая система нормативного правового регулирования бухгалтерского (бюджетного) учета в государственном секторе фактически находится на стыке реализации Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ФЗ № 402-ФЗ) (п. 2 ст. 2 и п. 1 ст. 30) и правил, утвержденных ранее.

Принятые в последние годы нормативные правовые акты в области учета и отчетности в бюджетной сфере России, определяют не только современный этап, но и тенденции его развития.

ФЗ № 402-ФЗ в качестве одного из основных принципов регулирования бухгалтерского учета определяет применение международных стандартов, как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов. Данный закон распространяется не только на экономические субъекты, но и на организации государственного сектора [3].

Модернизация бюджетного учета путем совершенствования законодательства в этой сфере проявляется в повсеместном внедрении программно-целевого принципа финансирования, и, следовательно, в усилении контроля над эффективностью использования бюджетных средств [4].

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2013 г. № 293-р была утверждена Государственная программа Российской Федерации «Управление государственными финансами», состоящая из девяти подпрограмм, одной из которых является «Нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса». Повышение эффективности и прозрачности бюджетной отчетности, совершенствование ее формирования является одной из сформулированных задач для достижения целей этой подпрограммы, ориентированных на международные стандарты.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) представляют собой общепринятые правила составления финансовой отчетности во всех странах мира, применение которых позволяет сделать финансовую отчетность максимально достоверной и прозрачной. МСФО носят рекомендательный характер, то есть не являются обязательными для принятия. На их основе в национальных учетных системах могут быть разработаны национальные стандарты с более детализированной регламентацией учета определенных объектов.

Международная практика показывает, что отчетность, сформированная согласно МСФО, отличается высокой информативностью, объективностью и полезностью для любых заинтересованных пользователей. Использование МСФО и внедрение их в национальную учетную практику позволяет значительно сократить время и ресурсы, необходимые для разработки национальных стандартов учета и отчетности.

Вопрос унификации бухгалтерского учета актуален во всем мире и не является уникальным лишь для России, то есть он носит глобальный характер.

В рассматриваемом аспекте в качестве основных направлений унификации выступают гармонизация и стандартизация учетной практики.

Суть гармонизации различных подходов к учетной практике сводится к тому, что каждый уполномоченный государством субъект регулирования вправе разрабатывать свои системы учета и положения, которые ее реализуют. Особенность заключается в том, что разрабатываемые положения не должны противоречить аналогичным, используемым уполномоченными другими государствами субъектами регулирования. Таким образом, внедряя единые подходы к субъектам регулирования по разработке соответствующих положений, достигается унификация учетной практики на уровне субъектов регулирования, что в конечном итоге экстраполируется на всю учетную практику. В качестве примера

практической реализации подходов, основанных на гармонизации, выступает Европейский союз (ЕС), который посредством директивного регулирования (директивы ЕС) учетной практики и аудиторской деятельности достигает их унификации в странах - членах ЕС.

В отличие от гармонизации стандартизация учетной практики реализуется негосударственными субъектами регулирования на сугубо профессиональной основе. Стандартизацией бухгалтерского (финансового) учета в рамках унификации занимается международная неправительственная некоммерческая организация - Совет по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Boards), которая разрабатывает и публикует МСФО (International Accounting Standards - IAS, International Financial Reporting Standards - IFRS). С момента своего основания в 1973 г. до реорганизации в 2000 г. она называлась Комитет по Международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Сommittee). Суть стандартизации заключается в создании стандартов, которые могут применяться в любой стране при любых условиях как субъектами, так и объектами регулирования, поэтому отсутствует необходимость разработки национальных стандартов.

Бухгалтерский (бюджетный) учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций государственного сектора традиционно развивались обособленно от учетной практики экономических субъектов. Это характерно практически для всех стран, но в последнее время появилась тенденция конвергенции учетной практики как в государственном, так и в частном секторах учета.

На современном этапе реформирование учетной практики государственного сектора осуществляется по аналогии с реализованной реформой учетной практики частного сектора, которая заключается в имплементации МСФО в систему регулирования бухгалтерского учета и отчетности экономических субъектов. В случае применения стандартов организациями государственного сектора, речь идет о международных стандартах финансовой отчетности общественного сектора (МСФООС, IPSAS - International Public Sector Accounting Standards). Эти стандарты разрабатываются другой международной неправительственной профессиональной организацией - Международная федерация бухгалтеров (МФБ, IFAC - International Federationof Accountants). В структуре МФБ разработкой МСФООС занимается Совет по международным стандартам финансовой отчетности общественного сектора (Совет по МСФООС, IPSASB - International Public Sector Accounting Standards Board).

Уполномоченный федеральный орган в области регулирования бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности - Министерство финансов Российской Федерации в 2011 г. инициировало процесс конвергенции с МСФООС и их применение в России как основы для разработки федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета в государственном секторе. В связи с этим представляет интерес рассмотрение вопросов, связанных с возможностями и ограничениями применения МСФООС организациями государственного сектора России.

Обе группы стандартов - МСФО и МСФООС при определении субъектов и сфер применения исходят из принципа преобладания экономического содержания перед юридической формой. Это позволяет квалифицировать организации государственного сектора для возможности применения МСФООС исключительно на основе цели деятельности организации, функций, реализуемых в экономико-социальной среде, в независимости от организационно-правовой формы собственности и структуры вложений со стороны государства.

Разработка и принятие стандартов учета в государственном секторе позволяет сделать бухгалтерскую (финансовую) отчетность организаций государственного сектора максимально достоверной, тем самым облегчает принятие государственных управленческих решений и их реализацию. Более того, это будет способствовать повышению качества и согласованности учетной практики во всем мире.

МСФООС в настоящее время не являются официально признанными документами на территории Российской Федерации, в отличие от МСФО для экономических субъектов, которые были утверждены Приказом Минфина Российской Федерации от 25 ноября 2011 г. № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации». Несмотря на это, МСФООС опубликованы на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации на русском языке. Кроме того, в марте 2012 г. начато и на сегодняшний день актуально общественное обсуждение федеральных стандартов бухгалтерского учета для государственного сектора, которые разрабатываются на основании МСФООС [5].

Таким образом, роль МСФООС заключается в том, что они являются составным элементом системы реформирования государственного управления. Их внедрение в национальный учет, основанное на передовой международной практике, неизбежно приведет к росту эффективности государственного управления. И, как следствие, их значение заключается в повышении объективности и достоверности информационного обеспечения государственного управления на основе международно-признанного подхода к формированию информации для предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями общественного сектора.

Литература

1. Мажажихов А. А., Гайдай П.И., Костарнова Е.В. Бухгалтерское дело: учеб. пособие. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2014.

2. Токарев И.Н. Развитие бюджетного учета в Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ. URL: http://www.auditfin.com/fin/2007/6/Tokarev/Tokarev%20.pdfp (дата обращения: 22.10.2015).

3. О бухгалтерском учете: Федер. закон от 6 дек. 2011 г. № 402-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., одобрена Постановлением Правительства Рос. Федерации от 22 мая 2004 г. № 249. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации: Приказ Минфина Рос. Федерации от 25 нояб. 2011 г. № 160н. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

References

1. Mazhazhihov A.A., Gajdaj P.I., Kostarnova E.V. Buhgalterskoe delo: ucheb. posobie. [Accounting: a tutorial]. SPb.: S.-Peterb. un-t GPS MChS Rossii, 2014. (in Russ.).

2. Tokarev I.N. Razvitie bjudzhetnogo ucheta v Rossijskoj Federacii // Audit i finansovyj analiz. [Development of budget accounting in the Russian Federation // Auditand financial analysis]. URL: http://www.auditfin.com/fin/2007/6/Tokarev/Tokarev%20.pdfp. (in Russ.).

3. O buhgalterskom uchete: Feder. zakon ot 6.12.2011 g. [Accounting: Federal Law of 6.12.2011]. № 402-FZ. (in Russ.).

4. Koncepcija reformirovanija bjudzhetnogo processa v Rossijskoj Federacii v 2004-2006 gg., odobrena Postanovleniem Pravitel'stva Ros. Federacii ot 22.05.2004 g. № 249. [The concept of reforming the budget process in the Russian Federation in 2004-2006., approved by Decree of the Russian Government dated 22.05.2004 № 249]. (in Russ.).

5. O vvedenii v dejstvie Mezhdunarodnyh standartov finansovoj otchetnosti i Raz'jasnenij Mezhdunarodnyh standartov finansovoj otchetnosti na territorii Rossijskoj Federacii: Prikaz Minfina Ros. Federacii ot 25.11.2011 g. № 160n. [On the introduction of International Financial Reporting Standards. Clarifications and International Financial Reporting Standards in the Russian Federation: Order of the Russian Finance Ministry of 25.11.2011 № 160n]. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.