УДК 657. 01
08.00.00 Экономические науки
О ПРОБЛЕМАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МСФООС В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ
Маничкина Маргарита Владимировна кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы», РИНЦ БРШ-код автора: 3926-1767
Купина Виктория Валерьевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры
«Экономика и финансы»
РИНЦ БРМ-код автора 2306-5166
Краснодарский филиал Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации, Россия
Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора повышают качество финансовой отчетности организаций государственного сектора, что приводит к более обоснованным решениям в сфере распределения общественных ресурсов, повышая прозрачность и подотчетность органов государственной власти. В статье охарактеризован смысл применения МСФО ОС, дана оценка методов бюджетного учета, вывод о преимуществах и трудностях внедрения МСФО ОС
Ключевые слова: МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР, СТАНДАРТЫ, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, ОТЧЕТЫ, БУХГАЛТЕРСКИЕ ОТЧЕТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ФИНАНСИРУЕМЫХ ГОСУДАРСТВОМ
Рок 10.21515/1990-4665-129-005
UDC 657. 01 Economic sciences
ABOUT THE PROBLEMS OF USING THE INTERNATIONAL PUBLIC SECTOR ACCOUNTING STANDARDS AS A TOOL FOR REFORMATION OF ACCOUNTING AND REPORTING OF THE BUDGETARY SPHERE
Manichkina Margarita Vladimirovna Candidate of Economical Sciences, Associate Professor at the Department of Economy and Finance, RSCI SPIN-Code: 3926-1767
Kupina Victoria Valeryevna Candidate of Economical Sciences, Associate Professor at the Department of Economy and Finance RSCI SPIN-Code:2306-5166
Krasnodar branch of Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia
International Financial Reporting Standards of public sector increase quality of financial statements of the organizations of a public sector that leads to more reasonable decisions in the sphere of distribution of public resources, increasing transparency and the accountability of public authorities. In the article the sense of application of IFRS public sector is characterized, the assessment of methods of the budgetary account and the conclusion about advantages and difficulties of introduction of International Financial Reporting Standards public sector are given
Keywords: INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS, PUBLIC SECTOR, STANDARDS, ACCOUNTING, REPORTS, ACCOUNTING REPORTS OF STATE FINANCED ORGANIZATIONS
Законодательство в сфере бухгалтерского учета организаций госсектора в Российской Федерации претерпевает изменения, которым в наши дни положено лишь начало. В течение нескольких десятилетий бюджетные учреждения применяли план счетов, по структуре очень схожий с аналогом для коммерческих организаций. Введение же ряда новых планов счетов бухгалтерского учета с 2011 г. было вызвано разделением бюджетных учреждений на три организационно-правовые формы: автономные, бюджетные и казенные.
Как известно, для каждого типа бюджетных учреждений был организован бухгалтерский учет, учитывающий специфику каждого типа учреждений. И на сегодняшний момент абсолютно все государственные и муниципальные учреждения ведут бухгалтерский учет, используя единый план счетов, но с учетом особенностей своей деятельности.
Традиционно 11 бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях рассматривался как система отражения кассовых доходов и расходов государства. Другими словами, все операции были сгруппированы в две группы: первая группа операций была связана с поступлением доходов и сумм, полученных путем заимствований; вторая группа объединяла операции, связанные с расходованием средств. В настоящее время, как показывает международная практика, описанная выше традиционная система учета и отчетности, не дает возможности I для эффективного анализа налоговой и бюджетной политики не позволяет оценивать и проводить мониторинг воздействия на экономику бюджетно-налоговой политики, поскольку кассовые операции не отражают ни момент осуществления операции, ни реальный финансовый результат.
Но бюджетные учреждения одновременно являются частью современной экономической системы государства, где решая социально-значимые вопросы, рынок и государство постоянно вступают во взаимодействие.
В условиях рыночной экономики общественный сектор включает государственный сектор со всем многообразием его экономических, административных и других ресурсов, инструментов (бюджет, налоги, государственное предпринимательство государственные расходы, государственная собственность), сектор местного самоуправления (местные финансы, местная собственность и т.п.), а также некоммерческие организации.
Реализация разнообразных направлений реформирования http://ej .kubagro.ru/2017/05/pdf/05 .pdf
бюджетной системы в Российской Федерации включает в себя и вопросы дальнейшего реформирования бухгалтерского учета в бюджетной сфере. Вопросы реформирования учета и отчетности, следует отметить, являются на современном этапе едва ли не самыми дискуссионными.
Мировой финансовый кризис показал необходимость ведения бухгалтерского учета участниками общественного сектора, руководствуясь стандартами самого высокого качества.
В международной практике система бухгалтерского учета и отчетности общественного сектора организуется так, чтобы получить информацию:
- о соблюдении осуществляемых операций действующему законодательству;
- о соответствии направлений расходования средств публично-правовым образованием определенным бюджетным ограничениям;
- о возможности органов власти выполнять обязательства по финансированию социально значимых услуг [5].
Финансовая отчетность общего назначения, как правило, носит перспективный характер благодаря информации, полезной для прогнозирования необходимых для продолжения деятельности, ресурсов, которые могут или должны накапливаться и нарастать в результате продолжения деятельности с учетом рисков и неопределенностей, сопутствующих этому.
Объектами бухгалтерского учета в контексте отчетности общего назначения являются долгосрочные и краткосрочные активы, финансовые и нефинансовые активы, долгосрочные и краткосрочные обязательства, прочие пассивы, к которым могут относиться источники финансирования деятельности субъектов сектора государственного управления, доходы, расходы и чистая стоимость активов сектора государственного управления. При этом активы и обязательства не группируются по
признаку длительности нахождения в обороте [1].
Конечно, для восприятия специальной информации в значительных объемах требуется знания в области и методологии бухгалтерского учета и отчетности, и государственных и муниципальных финансов, и международных стандартов отчетности для общественного сектора
Внедрение международных стандартов финансовой отчетности в общественном секторе является длительным и непростым процессом, включающим в себя несколько этапов и одновременно, требующим создания достаточных и необходимых условий. Во-первых, речь, конечно, идет о разработке и принятии соответствующей нормативно-правовой базы, во-вторых, требуется совершенствование методологии бухгалтерского учета в общественном секторе, ну и наконец - наличие квалифицированных кадров. И даже изучение базовых концептуальных понятий - ответственный и важный этап реформирования бухгалтерского учета и отчетности общественного сектора, который также требует определенное время.
Среди основных трудностей, связанных с внедрением, а, главное, с применением МСФООС, можно назвать такие:
- поиск баланса между внутренними и внешними ресурсами, вовлеченными в выполнение проекта;
- недостаточный объем знаний и опыта в области перехода на новые стандарты и знания самих стандартов;
- длительные сроки перехода на новые принципы учета и подготовки отчетности;
- сопротивление изменениям внутри самого учреждения;
- отсутствие необходимых ресурсов и информационно-технологической инфраструктуры для сбора и представления информации в соответствии с новыми стандартами учета и составления отчетности.
Всестороннее понимание трудностей, связанных с переходом на
новые принципы учета и отчетности, позволит подготовиться к переходу на новые стандарты составления финансовой отчетности и успешно
Список литературы
1. http://www1 .minfin.ru/ru/budget/sfo/msfo/
2. http://www.ifac.org
3. http://vestnik.guu.ru/wp-content/uploads/sites/
4. Болдырева Л.В. Концептуальные аспекты анализа региональной финансовой системы// Региональные проблемы преобразования экономики. 2009. № 1. С. 239-245.
5. Гусева Н.М., Кузенкова Т. А. Управленческий аспект внедрения международных стандартов финансовой отчетности в общественном секторе в Российской Федерации. Государственный финансовый контроль в условиях внедрения МСФООС// Вестник университета.2013. № 4. С.102-108
6. Добрунова М.А. Выбор метода построения аудиторской выборки в условиях неопределенности /Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 8 (80). С. 12.
7. Игонина Л.Л., Мамонова И.В. Стимулирующие налоговые льготы как инструмент бюджетно-налогового регулирования: особенности применения и оценка эффективности на региональном уровне // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 37 (319). С. 45-60.
8. Маркарян В.Р., Заема Е.М., Внешнеэкономическая политика Российской Федерации в период глобального кризиса и ее влияние на состояние платежного баланса// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 31. С. 44-50.
9. Матвиенко К.В. Проблемы расчетов субъектов Российской Федерации по долговым обязательствам перед федеральным бюджетом.//В сборнике: Инновационные вопросы развития экономики, права, социологии и педагогики.//Сборник научных статей по итогам Всероссийской конференции. Региональный центр «Общественное содействие»; Под редакцией И. Е. Бельских. 2015. С. 81-85
10.Тимошенко Н.В. К вопросу о государственном регулировании региональной экономики // В сборнике: Проблемы достижения экономической эффективности и социальной сбалансированности: Императивы, правовые и хозяйственные механизмы Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию Финансового университета. Ответственный редактор: Сорокожердьев В.В.. 2014. С. 200-203.
References
1. http://www1 .minfin.ru/ru/budget/sfo/msfo/
2. http://www.ifac.org
3. http://vestnik.guu.ru/wp-content/uploads/sites/
4. Boldyreva L.V. Konceptual'nye aspekty analiza regional'noj finansovoj sistemy// Regional'nye problemy preobrazovanija jekonomiki. 2009. № 1. S. 239-245.
5. Guseva N.M., Kuzenkova T.A. Upravlencheskij aspekt vnedrenija mezhdunarodnyh standartov finansovoj otchetnosti v obshhestvennom sektore v Rossijskoj Federacii. Gosudarstvennyj finansovyj kontrol' v uslovijah vnedrenija MSFOOS// Vestnik universiteta.2013. № 4. S.102-108
6. Dobrunova M.A. Vybor metoda postroenija auditorskoj vyborki v uslovijah neopredelennosti /Upravlenie jekonomicheskimi sistemami: jelektronnyj nauchnyj zhurnal. 2015. № 8 (80). S. 12.
7. Igonina L.L., Mamonova I.V. Stimulirujushhie nalogovye l'goty kak instrument bjudzhetno-nalogovogo regulirovanija: osobennosti primenenija i ocenka jeffektivnosti na regional'nom urovne // Finansovaja analitika: problemy i reshenija. 2016. № 37 (319). S. 4560.
8. Markarjan V.R., Zaema E.M., Vneshnejekonomicheskaja politika Rossijskoj Federacii v period global'nogo krizisa i ee vlijanie na sostojanie platezhnogo balansa// Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2010. № 31. S. 44-50.
9. Matvienko K.V. Problemy raschetov sub#ektov Rossijskoj Federacii po dolgovym objazatel'stvam pered federal'nym bjudzhetom.//V sbornike: Innovacionnye voprosy razvitija jekonomiki, prava, sociologii i pedagogiki.//Sbornik nauchnyh statej po itogam Vserossijskoj konferencii. Regional'nyj centr «Obshhestvennoe sodejstvie»; Pod redakciej I. E. Bel'skih. 2015. S. 81-85
10.Timoshenko N.V. K voprosu o gosudarstvennom regulirovanii regional'noj jekonomiki // V sbornike: Problemy dostizhenija jekonomicheskoj jeffektivnosti i social'noj sbalansirovannosti: Imperativy, pravovye i hozjajstvennye mehanizmy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 95-letiju Finansovogo universiteta. Otvetstvennyj redaktor: Sorokozherd'ev V.V.. 2014. S. 200-203.