Научная статья на тему 'К вопросу внедрения международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора в национальную систему бюджетного учета и отчетности'

К вопросу внедрения международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора в национальную систему бюджетного учета и отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
472
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР / FINANCIAL CHECKING / BUDGETARY ACCOUNT AND REPORTING / INTERNATIONAL STANDARDS OF FINANCIAL REPORTING / PUBLIC SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Такмазян А. С.

В условиях продолжающегося реформирования бюджетного процесса и бюджетного учета, повышения эффективности управления в общественном (государственном и муниципальном) секторе, нарастающих процессов финансовой глобализации особую актуальность приобретают вопросы прозрачности, доступности и сопоставимости финансовой отчетности. Основной задачей трансформации национальной системы бюджетного учета является обеспечение прозрачности учета и отчетности в целях повышения эффективности бюджетных расходов и качества управления государственными финансами в целом. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы по созданию национальной системы бюджетного учета и отчетности, соответствующей международным требованиям и стандартам. В статье рассмотрены теоретические вопросы использования международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора (МСФООС) в качестве инструмента реформирования национальной системы учета и отчетности, возможные подходы к внедрению МСФООС, их преимущества и недостатки. Так, вариант соответствия принципов учета, отчетных форм, правил учета и отчетности в России международным стандартам финансовой отчетности общественного сектора наиболее оптимален с точки зрения соотношения затрат и результатов реформы для отечественной системы учета. Сделан вывод о том, что органами государственной власти предпринимаются меры по созданию национальной системы бюджетного учета, соответствующей международным подходам и стандартам; представление отчетности внешним пользователям на основе международных стандартов, основанных на обширной и успешной международной практике бюджетного учета, будет способствовать открытости для общества операций с государственными финансовыми ресурсами.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Такмазян А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the course of continuous reform of the budgetary process and the budgetary account, improving the management efficiency in the public (state and municipal) sector, the issues of transparency, accessibility and comparatability of financial statements acquire great importance. The main objective of transformations of the national system of the budgetary account is to provide the transparency of the account and reporting aimed at the efficient using of the budgetary expenses and quality of public finance management as a whole. There fore the problem of creating an effective national system of the budgetary account and reporting, controlling to the international requirements and standards become quite urgent. The article considers theoretical questions of the use of International Financial Reporting Standards of the public sector as the instrument of reforming of the national system of the account of reporting, possible approaches to introduction MSFOOS their advantages and imperfections. So, the option of compliance of the principles of the account, the forms of the account, rules of the account and the reporting in Russia to international standards of financial reporting of the public sector is the most optimum from the point of view of a ratio of expenses and results of the reform for domestic system of the account. It is concluded that public authorities undertake measures for creation of the national system of the budgetary account, corresponding to the international approaches and standards; the presentation of the reporting to external users on the basis of the international standard founded on extensive and successful international practice of the budgetary account, will promote openness for society of operations with the state financial resource.

Текст научной работы на тему «К вопросу внедрения международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора в национальную систему бюджетного учета и отчетности»

Такмазян А. С.,

доцент кафедры «Финансы» Ростовского государственного экономического университета «РИНХ» E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУВНЕДРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА В НАЦИОНАЛЬНУЮ СИСТЕМУ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ

В условиях продолжающегося реформирования бюджетного процесса и бюджетного учета, повышения эффективности управления в общественном (государственном и муниципальном) секторе, нарастающих процессов финансовой глобализации особую актуальность приобретают вопросы прозрачности, доступности и сопоставимости финансовой отчетности.

Основной задачей трансформации национальной системы бюджетного учета является обеспечение прозрачности учета и отчетности в целях повышения эффективности бюджетных расходов и качества управления государственными финансами в целом. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы по созданию национальной системы бюджетного учета и отчетности, соответствующей международным требованиям и стандартам.

В статье рассмотрены теоретические вопросы использования международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора (МСФООС) в качестве инструмента реформирования национальной системы учета и отчетности, возможные подходы к внедрению МСФООС, их преимущества и недостатки. Так, вариант соответствия принципов учета, отчетных форм, правил учета и отчетности в России международным стандартам финансовой отчетности общественного сектора наиболее оптимален с точки зрения соотношения затрат и

результатов реформы для отечественной системы учета.

Сделан вывод о том, что органами государственной власти предпринимаются меры по созданию национальной системы бюджетного учета, соответствующей международным подходам и стандартам; представление отчетности внешним пользователям на основе международных стандартов, основанных на обширной и успешной международной практике бюджетного учета, будет способствовать открытости для общества операций с государственными финансовыми ресурсами.

Ключевые слова: финансовый контроль, бюджетный учет и отчетность, международные стандарты финансовой отчетности, общественный сектор.

Takmazyan A. S.

TO THE ISSUE OF THE INTRODUCTION OF INTERNATIONAL

STANDARDS OF FINANCIAL REPORTING OF THE PUBLIC SECTOR IN THE NATIONAL SYSTEM OF THE

BUDGETARY ACCOUNT AND REPORTING

In the course of continuous reform of the budgetary process and the budgetary account, improving the management efficiency in the public (state and municipal) sector, the issues of transparency, accessibility and comparatability of financial statements acquire great importance.

The main objective of transformations of the national system of the budgetary account is to provide the transparency of the account and reporting aimed at the efficient using of the budgetary expenses and quality of public finance management as a whole. There fore the problem of creating an effective national system of the budgetary account and reporting, controlling to the international requirements and standards become quite urgent .

The article considers theoretical questions of the use of International Financial Reporting Standards of the public sector as

the instrument of reforming of the national system of the account of reporting, possible approaches to introduction MSFOOS their advantages and imperfections.

So, the option of compliance of the principles of the account, the forms of the account, rules of the account and the reporting in Russia to international standards of financial reporting of the public sector is the most optimum from the point of view of a ratio of expenses and results of the reform for domestic system of the account.

It is concluded that public authorities undertake measures for creation of the national system of the budgetary account, corresponding to the international approaches and standards; the presentation of the reporting to external users on the basis of the international standard founded on extensive and successful international practice of the budgetary account, will promote openness for society of operations with the state financial resource.

Keywords: financial checking, budgetary account and reporting, international standards of financial reporting, public sector

В соответствии с бюджетными посланиями Президента РФ последних лет целью реформы бюджетного процесса является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными и муниципальными финансами. В Бюджетном послании на 2014-2016 гг. также отмечено, что приоритетным направлением бюджетной политики является решение задач, направленных на повышение эффективности государственных расходов [1].

Мы согласны с мнением некоторых авторов [2], что переход организации бюджетного процесса в России на принципы результативности бюджетных расходов наполняет систему государственного финансового контроля в РФ качественно новым содержанием и требует создания адекватных методов и инструментов государственного финансового контроля, позволяющих определять степень достижения

запланированных социально-экономических результатов.

Вместе с тем считаем, что первостепенная роль в проведении контрольных мероприятий за эффективным использованием бюджетных средств принадлежит бюджетному учету и отчетности, который должен отражать движение финансовых потоков в общественном секторе с учетом эффективности их использования.

В течение последних лет в России происходит трансформация национальной системы бюджетного учета, главной задачей которой является обеспечение прозрачности учета и отчетности в целях повышения эффективности бюджетных расходов и качества управления государственными финансами в целом. Органами государственной власти предпринимаются активные меры по созданию национальной системы бюджетного учета и отчетности, соответствующей международным требованиям и стандартам.

Ярко выраженная необходимость внедрения международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора обусловлена спецификой общественного сектора, усилением роли управления в общественном (государственном и муниципальном) секторе; обеспечением максимального уровня доступности и прозрачности представленной отчетности о деятельности субъектов в рассматриваемой сфере. Более того, процесс финансовой глобализации усиливает такой фактор, как сопоставимость отчетности в международном сообществе.

Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора -это документы, регулирующие процесс составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям, другими словами, это требования к финансовой отчетности. Применение данных стандартов должно способствовать значительному повышению качества финансовой отчетности общественного сектора и сопоставимости информации. Другими словами, внедрение МСФООС - это применение унифицированных форм бюджетной от-

четности, понятной и доступной внешним пользователям.

Использование международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора в качестве инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере было закреплено в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, где отмечено, что «основным инструментом реформирования бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере должны стать Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (МСФООС)» [3]. Позже в Федеральном законе от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что одним из принципов регулирования бухгалтерского учета является применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов (ст. 20) [4].

В последние годы проделана значительная работа в этом направлении и представлен официальный перевод текста международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора [5]. В обсуждении качества перевода МСФООС принимали участие Департамент бухгалтерского учета и отчетности Банка России, Счетная палата Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации, представители компаний «большой четверки» (крупнейших в мире компаний, предоставляющих аудиторские и консалтинговые услуги: Pricewaterhouse Coopers, Deloitte, Ernst&Young, KPMG), крупнейшие российские аудиторские компании.

Первыми из обсуждаемых и предполагаемых к введению в нашей стране были следующие проекты стандартов: «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления»; «Основные средства»; «Аренда»; «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»; «Обесценение активов».

Особо необходимо отметить проект стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления», где планируется рассмотреть следующие вопросы: цели финансовой отчетности в общественном секторе; качественные характеристики информации финансовой отчетности отчитывающегося субъекта; элементы финансовой отчетности, а также оценка (измерение) элементов финансовой отчетности [6,7].

Государства имеют различную мотивацию для внедрения МСФООС, в этой связи возможны как различные пути перехода к новым стандартам - полное их принятие (как это сделали Австрия и Швейцария) или адаптация стандартов к национальной специфике, так и различные подходы к внедрению МСФООС. Новая финансовая отчетность может быть внедрена сразу на всех уровнях или поэтапно -сначала на федеральном, а потом на местных, обязательна к применению на отдельных территориях, и если успешно пройдет апробацию, будет внедрена на территории всей страны.

Уровень соответствия МСФООС в отдельных странах Европы представлен на рисунке. К преимуществам перехода на МСФООС можно отнести следующие: обеспечение сопоставимости финансовой информации; повышение прозрачности процессов - как учета, так и подготовки отчетности в общественном секторе; улучшение качества статистической информации о финансовом состоянии общественного сектора, а также усиление контроля за результатами деятельности государственных и муниципальных учреждений и, как следствие, повышение качества предоставляемых ими услуг [8].

Вместе с тем широкое общественное обсуждение внедрения МСФО общественного сектора связано с недостатком необходимых ресурсов, отсутствием информационно-технологической инфраструктуры для сбора и представления информации в соответствии с новыми стандартами учета и с достаточно высокой стоимостью данного процесса.

Великобритания

100%

80%

60%

40%

Италия Швеция

20%

0%

Испания Франция

Рис.1. Уровень соответствия МСФООС в странах Европы

По данным Совета по МСФО общая стоимость внедрения МСФО только на уровне государственных органов власти Франции достигла 1,5 млрд евро, информационно-технологическое обеспечение одной из немецких федеральных земель -Гессен (территория - 21 115 кв.км, население - более 6 млн чел.) составило 240 млн евро, в Чехии общая стоимость интегрированной информационной системы - 100 млн евро. Объем затрат обусловлен как размером и структурой государственного сектора, так и особенностями существующих национальных систем учета.

На рисунке 2 представлены возможные подходы к составу отчетности субъектов общественного сектора в процессе внедрения МСФООС.

Возможна реализация следующих подходов к составу отчетности субъектов общественного сектора: отчетность, полностью соответствующая МСФООС; отчетность, частично соответствующая МСФООС; отчетность, соответствующая МСФООС, дополненная уже существующими формами отчетности.

В применении к отечественной системе бюджетного учета и отчетности данные подходы можно представить следующим образом (рис. 3.) [9].

Вариант соответствия принципов учета, отчетных форм, правил учета и отчетности национальной системы учета МСФООС наиболее сбалансирован и рационален с точки зрения соотношения затрат и результатов реформы. Необходимо отметить, что на начальных этапах реформы затраты будут весьма значительными при недостаточной очевидности преимуществ.

В дальнейшем формирование отчетности на основе международных стандартов даст возможность представлять необходимую информацию о секторе государственного управления в тех объемах и формах., в каких это будет способствовать обеспечению прозрачности деятельности органов власти и администраторов бюджетных средств, а также открытости для общества операций с государственными финансами, повышению ответственности власти за результаты проводимой ею бюджетной политики [10]. Более того, МСФООС основаны на обширной и успешной международной практике бюджетного учета и, несомненно, могут служить ориентиром для разработки прогрессивных методов учета и формирования качественной бухгалтерской отчетности в секторе государственного управления [11].

Рис. 2. Подходы к составу отчетности субъектов общественного сектора

Рис. 3. Преимущества и недостатки к составу отчетности субъектов общественного сектора в России в условиях реализации различных подходов к внедрению МСФООС

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Карепина О.И. Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля //Финансовые исследования 2014. № 2.

2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации «О Бюджетной политике в 2014 - 2016 годах». URL: http://www.consultant.ru

3. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в ред. ФЗ от 28.12.2013 N 425-ФЗ URL: http://www.consultant.ru

4. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Одобрена приказом Министра финансов Российской Федерации от 1 июля 2004 г. № 180. URL: http://www.consultant.ru.

5. Сборник «Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора» Официальный перевод на русский язык. URL: http://www. minfin.ru.

6. Проект стандарта Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе URL: http://www.consultant.ru/obj/file/doc/pr_st_c oncept.rtf

7. Дружиловская Т. Ю., Дружилов-ская Э. С. Новые концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности субъектов сектора государственного управления. // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014 9 (345) май.

8. Табалина С. А. Международные стандарты отчетности организация сектора государственного управления //Вопросы государственного и муниципального управления. 2011 №3

9. Табалина С. А., Радуцкий А. Г. Развитие бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления //Бюджетный учет. 2012 № 8 август [Электронный ресурс] //http://b-uchet.ru

10. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации «О Бюджетной политике в 2003 году» URL.: http://2002.kremlin.ru

11. Качкова О. Е. Сближение бухгалтерского учета в секторе государственного управления и МСФО

общественного сектора //Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях 2014 № 3.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1 Karepina O.I. Audit efficiency in system of the state financial checking //Financial studies 2014 № 2.

2. The Budgetary message of the President to Russian Federation "About Budgetary politician in 2014 - 2016. URL: http://www.consultant.ru

3. The Federal law from December 6 2011 № 402-FZ "About accounting URL: http://www.consultant.ru

4. The Concept of the development of the accounting and reporting in Russian Federation on среднесрочную prospect. The Approved order Minister of finance to Russian Federation from July 2004 180. URL: http://www.consultant.ru.

5. The Collection "International standards to financial reporting of the public sector" Official translation on Russian language. URL: http://www minfin.ru.

6. Project of the standard Conceptual bases accounting and reporting in state sector URL.: http://www.consultant.ru/obj/file/ doc/pr_st_concept.rtf

7. Druzhilovskaya T. YU., Druzhilovskaya E. S. New conceptual bases of the accounting and reporting subject sector state upravleniya. //Accounting in budgetary and nonprofit organization. 2014 9 (345) May.

8. Tabalina S. A. International standards to reporting organization sector of state management //Questions state and municipal management. 2011 № 3.

9. Tabalina S. A., Raduckiy A. Development of the accounting and reporting in sector of state management //Budgetary account. 2012 №8 August [Electronic mode of the access] //http://b-uchet.ru.

10. The Budgetary message of the President RF Federal Meeting to Russian Federation "About Budgetary politician in 2003" URL: http://2002.kremlin.ru.

11. Kachkova O. E. Rapprochement of the accounting in sector of state control and MSFO public sector //Accounting and taxation in budgetary organization 2014 № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.