Научная статья на тему 'Роль и место сельского хозяйства в экономике современной Украины'

Роль и место сельского хозяйства в экономике современной Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
379
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / Экономика / УКРАИНА / аграрное производство / инновационное развитие / agriculture / Economy / Ukraine / agrarian production / innovative development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саблук П. Т.

Обоснована ведущая роль сельского хозяйства в экономике Украины. Показана необходимость инновационного развития аграрного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The leading part of agriculture in economy of Ukraine is reasonable. Necessity of innovative development of agrarian sector is shown.

Текст научной работы на тему «Роль и место сельского хозяйства в экономике современной Украины»

Экономика

РОЛЬ И МЕСТО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ЭКОНОМИКЕ СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ

П.Т. САБЛУК,

доктор экономических наук, профессор, академик УААН, заслуженный деятель науки и техники Украины, директор, ННЦ «Институт аграрной экономики»

Ключевые слова: сельское хозяйство, экономика, Украина, аграрное производство, инновационное развитие.

Сельское хозяйство всегда являлось системообразующей отраслью для общества в аспекте обеспечения его жизнедеятельности. Экономика Украины в силу географического расположения страны всецело зависит от развития аграрного сектора.

Даже сегодня, в условиях кризиса, эта отрасль демонстрирует прирост, особенно по экспорту, что говорит о её конкурентоспособности. Но не следует всё же забывать о проблемах, которые в ней остаются.

В постсоветском периоде развития сельского хозяйства Украины можно выделить два этапа, связанных с реформированием отношений собственности и форм хозяйствования. На первом этапе (1990-1999 годы) в связи с неурегулированностью межотраслевых отношений значительно уменьшилась покупательская способность сель-

ского хозяйства, что привело к ухудшению его материально-технического обеспечения и, как следствие этого, значительному сокращению объёмов производства. На следующем этапе (с 2000 года), после формирования новых организационно-хозяйственных структур рыночного типа, произошло постепенное увеличение объёмов производства, но по многим показателям уровня 1990 года достичь так и не удалось. При этом аграрная экономическая наука в своё время (в начале 90-х годов XX века) разработала схему институционального обеспечения проведения аграрной реформы (рис. 1).

В основе этой схемы лежит решение одной из важных задач современного агропромышленного производства - заинтересованности общества и людей в увеличении объёмов сельскохозяйственной продукции для обеспечения

03127, Украина, г. Киев, ул. Героев Обороны, 10; тел. +38 (044) 526-05-28

продовольственной безопасности государства, построение с этой целью рыночного по содержанию экономического механизма, значительное повышение прибыльности и конкурентоспособности отрасли на базе эффективного использования экономического потенциала агроэкосистем, генофонда сельскохозяйственных растений и животных, материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

В это же время была разработана постиндустриальная модель развития экономики Украины, в которой аграрный сектор стартово поставлен в одинаковые экономические условия функционирования и вместе с другими сферами деятельности направлен на решение проблем социума и развития территорий. В соответствии с этой моделью Украина рассматривается не как индустриальная или аграрная, а как социально ориентированная страна, в которой развитие аграрного сектора экономики невозможно без индустрии, в равной мере как последняя не будет эффективно развиваться без агропромышленного производства. Подобная модель развития давно утвердилась в странах «золотого миллиарда», в которых наивысший уровень жизни людей (рис. 2).

При разработке схемы реформ и модели развития экономики было определено, что отрасль должна функционировать в соответствии с всеобъемлющим межотраслевым паритетом, в основе которого - обеспечение справедливого ценообразования. При этом исходили из общепринятого постулата о том, что цена любого вида изделия (продукта, услуг) определяется по единой формуле. Применительно к агропромышленному производству этой формулы не придерживаются почти 100 лет, в том числе на протяжении 18 лет независимости. При расчёте цены норма прибыли не учитывается, капитал земли игнорируется. Отсюда - ценовой диспаритет, отсутствие экономического интереса к аграрной деятельности.

Цн = Сп + ШК (А>,

100

где Цн - цена производства;

СП - среднеотраслевая себестои-

Agriculture, economy, Ukraine, agrarian production, innovative development.

Блоки реформы Направление и содержание реформы

I. Формирование экономической платформы аграрной реформы 1. Определение собственника: земли, имущества, труда 2. Построение на основе собственности производственных отношений 3. Формирование организационно-правовых структур рыночного типа 4. Создание инфраструктуры рынка

II. Построение рыночного по содержанию экономического механизма 1. Формирование ценового механизма 2. Создание благоприятной финансовой и кредитной системы 3. Обеспечение стимулирующей налоговой политики 4. Построение адекватной рыночной экономики системы управления

III. Наполнение новым содержанием конструкционной схемы экономической реформы 1. Внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий 2. Интенсификация и решение проблемы материально-технического снабжения 3. Кооперация, специализация и интеграция производства 4. Информатизация и компьютеризация производства 5. Кадровое обеспечение 6. Решение социальных проблем

IV. Законодательное обеспечение осуществления аграрной реформы 1. Принятие законодательных актов общего назначения (рамочного содержания) по основным параметрам проведения реформ и экономической деятельности 2. То же в развитии рамочных законов прямого действия

Рисунок 1. Составляющие аграрной реформы

■ Объединение капитала земли с капиталом индустрии

■ Сосредоточение усилий на применении достижений науки, прогрессивных и информационных технологий с целью обеспечения высокоприбыльного функционирования объединённого капитала

■ Направление подавляющей массы полученной прибыли на решение проблем социума и сельского развития

Рисунок 2. Постиндустриальная модель развития экономики Украины (проект)

мость продукции;

НП - норма прибыли, обеспечивающая процесс воспроизводства на среднегосударственном уровне;

К - капитал (актив) отрасли.

По этой причине, по приблизительным оценкам, производители аграрной продукции ежегодно недополучают 180200 млрд грн (табл. 1).

Исходя из изложенного, рассмотрим, как это влияет на фактическое состояние сельскохозяйственного производства страны. В 2008 году собран наибольший для Украины урожай зерновых и зернобобовых культур - свыше 53 млн тонн; а средняя урожайность зерновых культур достигла 34,7 ц/га; сахарной свёклы - 354,7; подсолнуха - 15,2; рапса - 20,0; картофеля - 138,7; овощей -

174,0 ц/га. Производительность труда в сельском хозяйстве с 1990 года увеличилась на 66,8% и ныне составляет 42,7 тыс. грн на одного работающего. В основном это достигнуто за счёт освоения организационно-экономических резервов хозяйствования и внедрения инновационных технологий выращивания сельскохозяйственных культур. Всё это дало возможность полностью обеспечить годовое потребление соответственно физиологическим нормам таких видов продукции, как хлеб и хлебобулочные изделия, картофель, сахар, масло и т.п., а также значительно сократить разрыв между нормами и фактическим душевым потреблением других продуктов питания.

Объёмы инвестиций в сельское хозяйство составили 9,3 млрд грн, что на 18% больше уровня предыдущего года. Возросли экспортные возможности сельского хозяйства, прежде всего относительно зерна, масла и других видов сельскохозяйственной продукции. Их экспорт по сравнению с 1999 годом увеличился почти в 7 раз и ныне составляет 8,62% экспортных поступлений государства.

Однако экономические показатели сельскохозяйственной деятельности не стимулируют сельхозпроизводителей к развитию этого вида бизнеса. Наоборот, как свидетельствуют данные таблицы 2, наблюдается неадекватный увеличению объёмов производства уровень прибыльности в сельскохозяйственных предприятиях. В 2008 году рентабельность сельскохозяйственного производства не повысилась, как ожидалось, а, по предварительным данным, уменьшилась по сравнению с 2007 годом на 23 процентных пункта и составила приблизительно 2,5%. С 1990 года основной капитал отрасли уменьшился в 11,6 раза. При этом доля сельского хозяйства в основном капитале национальной экономики снизилась с 24,6 до 3,4% (по состоянию на начало 2008 года).

С точки зрения бизнеса этот вид деятельности характеризуют замедленное движение капитала, низкая хозяйственная маневренность, что отражается на уровне прибыльности. Например, даже в наиболее благоприятный для хозяй-

Экономика

ствования 2007 год норма прибыли на вложенный в сельское хозяйство капитал (с учётом стоимости земли) равнялась 3,1%. Вместе с тем в среднем по экономике страны она составляла 10,9%, а в сфере торговли — 13,9%. Это свидетельствует об отсутствии даже подобия эквивалентности и паритетности межхозяйственных экономических отношений, что продуцирует инвестиционную непривлекательность отрасли.

Если же анализировать аграрное производство Украины с точки зрения полезности для общества, прежде всего, экономической базы для обеспечения жизнедеятельности трети населения страны, незаменимого производителя продуктов питания и сырья для промышленности, то ситуация складывается по-другому - отрасль даёт возможность организовать около 10 млн рабочих мест; сельские территории являются местом оздоровления, а сельское население - оберегом национальных обычаев и традиций. В странах с развитой рыночной экономикой именно эти факторы учитывают при распределении бюджетных поступлений в пользу сельского хозяйства. В нашем же обществе, как и в органах государственной законодательной и исполнительной власти, понимания всей важности и приоритетности развития аграрной отрасли пока что не наблюдается.

При этом сельскохозяйственная отрасль имеет достаточно резервов повышения конкурентоспособности и выполнения социальной миссии. Например, очевидно, что невозможным следует считать конкурентоспособность без формирования крупнотоварного производства и налаживания межотраслевых связей через механизм кооперации и интеграции.

Отечественная практика развития интеграционных процессов свидетельствует, что в кооперации, прежде всего обслуживающей, заинтересованы преимущественно личные крестьянские и фермерские хозяйства. Однако, учитывая небольшие финансовые возможности этой группы землепользователей, развитие кооперации без финансовой поддержки государства видится проблематичным.

Представляется необходимым также сформировать законодательную и нормативную базу аграрного землепользования, в том числе по вопросам усовершенствования арендных земельных отношений путём создания конкурентной среды среди потенциальных арендаторов, защиты и гарантирования прав крестьян-арендодателей. Первоочередное значение для обеспечения конкурентоспособности отрасли имеет внедрение рынка сельскохозяйственных земель. Особая роль отводится решению комплексной проблемы материальнотехнического обеспечения и формирования полноценного рынка инноваций в АПК. Ведь в рыночных условиях этот рынок может выполнять как функцию

Таблица 1

Расчёт недополученных сельским хозяйством средств в связи с игнорированием формулы цены

Фактор ценообразования (активы деятельности) Стоимость и процентное соотношение «Присутствие» в формуле ценообразования

нормативное соотношение, % грн

Ресурсы земли 40 500 млн отсутствует

Основные фонды 40 500 млн присутствует

Оборотные фонды 20 200 млн присутствует

Стоимость капитала (активов) в аграрной деятельности 100 1,2 трлн X

Норма прибыли (обеспечивающая процесс воспроизводства) 15 180 млрд отсутствует

Таблица 2

Эффективность сельскохозяйственного производства

Показатели 9 СО СО г. 2 О 0 01 г. 2007 г. 2 О о 00 г.

Все категории хозяйств

Валовая продукция, млрд грн.** 71,0 92,6 88,8 101

В том числе:

растениеводства 35,4 54,0 49,7 61

животноводства 35,6 38,6 39,1 40

Сельскохозяйственные предприятия

Прибыль от реализации продукции (с учётом -2,5 2,4 6,9 1,7

государственных дотаций), всего, млрд грн.

В том числе:

растениеводства 0,4 0,9 6,3 1,0

животноводства -2,9 1,5 0,6 0,7

Объём государственных дотаций, млрд грн. - 1,2 2,6 2,5

Уровень рентабельности сельскохозяйственной продукции,% -22,1 13,1 25,5 2,5

В том числе:

растениеводства 8,0 7,9 37,3 3,5

животноводства -46,6 21,4 5,7 1,8

* Предыдущие данные.

** В сравнительных ценах 2005 г.

снабжения агропромышленного производства новой техникой и технологиями, так и функции, которые в плановой экономике успешно выполняли системы повышения квалификации и внедрения достижений науки и техники. То есть определяющая роль в его формировании здесь отводится не только мощностям отечественного машиностроения, но и аграрной науке.

Комплексной является проблема развития аграрного рынка и внешних экономических связей в условиях членства в СОТ, что обусловливает наличие перспектив для формирования мотивов конкурентоспособности. Однако следует приложить ещё много усилий для того, чтобы отечественная продукция из года в год имела соответствующее место в перечне конкурентоспособного предложения для иностранных переработчиков и конечных потребителей. На этом этапе большое значение приобретает активность отечественного агробизнеса в освоении рыночных экспортных каналов, формировании постоянных цепей продвижения продукции совместно с иностранными партнерами или за счёт образования собственных представительств.

Успешная деятельность агропромышленного производства в значительной мере зависит также от формирования и функционирования внутреннего аграрного рынка и его инфраструктуры, создания эффективной маркетинговой сети движения сельскохозяйственной продукции от производителя к потребителю, которое обеспечивало бы паритетность экономических интересов производителей, переработчиков и потребителей.

Актуальной является проблема ценообразования на сельскохозяйственную продукцию и финансовое обеспечение регулирования аграрного рынка и развития агропромышленного производства. Основа формирования цен в рыночных условиях - соотношение спроса и предложения продукции. Вместе с тем опыт развитых стран мира и отечественная практика свидетельствуют, что рыночная экономика не может обеспечить такое саморегулирование цен на аграрном рынке, которое бы создавало условия для постоянного развития сельского хозяйства. С целью устранения несовершенства рынка объективно необходимо вмешательство государства в механизм рыночного ценообразования, причём очевидно, что результативность такого вмешательства зависит прежде всего от уровня обоснованности цен купли-продажи сельскохозяйственной продукции. В ННЦ «Институт аграрной экономики» осуществлены калькуляционные расчёты (сметы) по всем видам сельскохозяйственной продукции, которые учитывают общественно необходимые затраты на их производство. В соответствии с этими сметами цена формируется исходя из нормативов активов в части основного и оборотного капитала (включая стоимость земли), которые бази-

руются на среднеотраслевых затратах производства продукта, по методологии эквивалентной цены. Эти сметы должны быть положены в основу определения объёмов государственной поддержки сельхозпроизводителей через механизмы государственного регулирования аграрного рынка.

Трансформационные процессы в аграрном секторе экономики сказались на механизме кредитного обеспечения. Актуальность указанных проблем усиливается тем обстоятельством, что в подавляющем большинстве сельскохозяйственных предприятий современное состояние материально-технической базы характеризуется низким уровнем ликвидности, значительным превышением амортизационного срока над нормативами и высоким уровнем изношенности и наряду с этим отсутствием необходимых собственных средств для финансирования воспроизводственных процессов и низкой инвестиционной привлекательностью. Несмотря на определённые сложности на протяжении последних лет постепенно увеличивается сумма поступления банковских кредитов в сельское хозяйство страны. Так, динамика развития банковского кредитования сельскохозяйственных предприятий за последние семь лет характеризуется возрастанием его объёмов в 15 раз, снижением процентной ставки в 3,7 раза (с 57,4% в 2000 году до 15,6% по состоянию на конец 2006 года), увеличением части долгосрочных кредитов в структуре кредитов области с 24 до 58%. Подпочвой таких положительных изменений стали такие факторы, как повышение эффективности функционирования и прибыльности сельскохозяйственных товаропроизводителей, повышение их кредитоспособности, внедрение государством специального механизма частичной компенсации процентных ставок коммерческих банков, приобретённый опыт кредитования, практика страхования, высокий уровень возвращения кредитов.

Тем не менее банковский механизм в Украине пока что не направлен на развитие кредитования долгосрочных проектов сельскохозяйственных предприятий, прежде всего из-за проблем с формированием долгосрочных кредитных ресурсов, низкой капитализации и ликвидности банковской системы, высокого размера процентных ставок и сложных условий и процедур предоставления кредитов, которые в значительной мере перекрывают доступ большому количеству предприятий области на рынок ссудных капиталов.

Важной составной частью отечественной системы кредитного обеспечения аграрного сектора экономики Украины является поддержка сельскохозяйственных и других предприятий АПК через механизм удешевления кредитов. За 2000-2007 годы функционирования её основными результатами стали увеличение объёмов льготного кредитования

Экономика

предприятий АПК в 5,6 раза, а сельскохозяйственных предприятий - в 4,6 раза; расширение направлений кредитного обеспечения области через коммерческие банки и кредитные союзы; удлинение сроков пользования кредитами на условиях удешевления до трёх лет и возрастание количества среднесрочных кредитов, предоставленных предприятиям АПК, с 9,1 до 46,3%, а сельскохозяйственным предприятиям - с 4,7 до 32,4%; увеличение среднего размера кредита, предоставленного одному заёмщику - предприятию АПК, с 1086,8 до

1750,0 тыс. грн, а сельскохозяйственному предприятию - с 118,1 до 1304,3 тыс. грн; снижение (по состоянию на начало 2007 года) реальной процентной ставки, уплаченной сельскохозяйственным заёмщиком, до 8% в национальной валюте и 6-7% - в иностранной.

Вместе с тем в условиях трансформационных сдвигов для сельскохозяйственных предприятий может формироваться специальная кредитная система, для усовершенствования которой следует применить особые методы государственного регулирования. Первая составляющая этой системы - государственный аграрный банк - может быть институтом проведения финансово-кредитной политики в агарном секторе экономики, центром сосредоточения всех финансовых ресурсов области и осуществлять координацию кредитно-финансовых потоков. Второй составляющей может быть внебанковская система, в которую должны входить лизинговые компании, финансовый и товарный рынок и поставщики материально-технических ресурсов. Лизинговые компании должны предоставлять технические средства на условиях финансового лизинга. Финансовый рынок может предоставлять возможность привлекать дополнительные денежные ресурсы через продажу ценных бумаг заёмщиков. Товарный рынок может предоставлять возможность получать дополнительные финансовые ресурсы на форвардных или фьючерсных условиях. Третьей составляющей кредитной инфраструктуры должны быть гарантийные учреждения, в том числе общества взаимного гарантирования, механизмы гарантирования возвращения кредитов и действенная система страхования сельскохозяйственного производства. Четвёртой составляющей может быть фонд страховых и кредитных гарантий, который может формироваться на основе государственных программ удешевления кредитов и страхования. Отдельной подсистемой должны быть институциональные рамки, которые осуществляют нормативно-законодательное регулирование отношений между кредиторами и заёмщиками, рейтинговое агентство предприятий АПК, бюро кредитных историй сельскохозяйственных заёмщиков, развитый инструментарий кредитных операций (ипотека, вексель, лизинг, факторинг и т.п.). Таким образом, кре-

Экономика

дитное обеспечение сельскохозяйственных предприятий может формироваться на рыночной основе, но с элементами государственного регулирования.

Малозаметное место в общей системе страхования занимает страхование сельскохозяйственных рисков. В последние годы объёмы ежегодных страховых платежей по добровольному страхованию урожая сельскохозяйственных культур и животных равнялись лишь 4-7 млн грн, что составляло 0,21-0,25% общего объёма собранных страховых премий.

Итак, ныне сельскохозяйственные предприятия не воспринимают страхование как действенный инструмент минимизации своих рисков. Основные причины этого: несовершенство страхового законодательства относительно осуществления обязательного страхования сельскохозяйственных рисков; высокая стоимость страховой премии для страхователя; использование системы налогового кредита относительно компенсации части уплаченной страхователем страховой премии; низкая страховая культура страхователей и недостаточный уровень квалификации работников страховых компаний; недоверие потенциальных страхователей к страховым компаниям; отсутствие постоянной прозрачной и доступной информации относительно их деятельности. Уже разработанная Концепция развития страхового обеспечения сельскохозяйственных предприятий даст возможность создать основу надёжной и эффективной системы агрострахования.

В Украине сложились определённые

предпосылки и для формирования кооперативной кредитной системы. Сформированы и развиваются такие организации базового уровня, как кредитные союзы и их ассоциации. Тем не менее они предоставляют ограниченный спектр финансовых услуг. Доля кредитных союзов в обеспечении аграрного сектора составляет около 6% объёма привлечённых денежных ресурсов и 8% - кредитных. Поэтому первым шагом в решении проблемы завершения создания кредитной кооперативной системы является формирование соответствующей государственной целевой программы, разработчиком которой должны быть Министерство финансов и Министерство аграрной политики, а на региональном уровне - областные и районные государственные администрации. В этой программе может быть предусмотрен ряд мероприятий. На первом этапе развития кооперативной кредитной системы необходимо сформировать кредитные кооперативы и укрепить сельские кредитные союзы, а также расширить спектр осуществляемых ими операций, превратив их в базовый уровень банковской системы. На втором этапе надо создать региональные кооперативные банки, а на третьем - сформировать центральный кооперативный банк. Такая модель построения кредитной кооперации в Украине создаст системное гармоничное единство всех составляющих кредитной кооперации.

Заканчивая далеко не полный перечень проблем и возможных путей развития социально-направленного агро-

промышленного производства, скажем, что успех дела смогут обеспечить только высокопрофессиональные управленческие кадры, и потому формированию и эффективному использованию кадрово-управленческого потенциала отрасли также следует уделить надлежащее внимание. Подбор кадров управления, в особенности руководителей - способных менеджеров, и в рыночной среде может быть объектом влияния органов государственного управления. Учитывая то, что в новых условиях подбор руководящих кадров хозяйственного управления является исключительным правом собственника (собственников) предприятия, а неэффективное управление порождает социальные проблемы, государственная кадровая политика может осуществляться опосредованно путём формирования кадрово-управленческого потенциала и создания условий для его эффективного использования.

Часть из перечисленных выше проблем можно решить в результате выполнения утверждённой правительством Государственной целевой программы развития украинского села на период до 2015 года. Большая же часть поднятых, а также не упомянутых из-за ограниченного объёма статьи вопросов, на наш взгляд, может стать предметом широкого общественного обсуждения, с тем чтобы по его результатам сформировать в обществе стратегическое видение путей будущего инновационного развития отрасли в интересах как общества в целом, так и в особенности сельского населения.

Литература

1. иР1_: http://health.unian.net/rus/detail/186932

2. иРІ_: ЬіПр:/Лм\«\«.кти.доу.иа/соп^оІ/риЬ^Ьі/агіісІе?агі^=92321514

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.