Научная статья на тему 'Государственная поддержка в формировании инвестиционного климата на сельскохозяйственных предприятиях Сумской области'

Государственная поддержка в формировании инвестиционного климата на сельскохозяйственных предприятиях Сумской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка в формировании инвестиционного климата на сельскохозяйственных предприятиях Сумской области»

ции не может функционировать без специфических вспомогательных институтов, о чем убедительно свидетельствует мировой опыт.

По нашему мнению, функционально целевая модель перестройки финансово-кредитной инфраструктуры, должна состоять из четырех подсистем. При этом Государственный аграрный банк может выступать как институт проведения финансово-кредитной политики в аграрной сфере, быть центром сосредоточения всех финансово-кредитных ресурсов отрасли и осуществлять координацию кредитнофинансовых потоков. Именно этим путем страны -Бельгия, Дания, Нидерланды, Россия, Франция. Такой специализированный банк в Украине должен стать, также, разработчиком методик, инструкций, стандартных требований, унифицированных форм кредитных карточек и документов, как ориентиров для банковской практики, относительно предоставления и обслуживания сельскохозяйственных и ипотечных (земельных) кредитов, инициатором разработок и внедрения новых гарантийных и финансовокредитных инструментов в плоскости увеличения сроков, упрощения процедуры и снижения стоимости кредитования. Второй составляющей предложенной модели должна быть парабанковская система. Ее слагаемыми должны быть лизинговые, страховые, финансовые, инвестиционные, факторинговые компании, пенсионные фонды, кредитные союзы. Третьей составляющей кредитной инфраструктуры должны быть Фонд страховых и кредитных гарантий, который должен формироваться на основе государственных программ удешевления кредитов и страхования, другие гарантийные учреждения, в том числе взаимного гарантирования, механизмы гарантирования кредитов и действенная система страхования сельскохозяйственного производства. И четвертым, важным звеном функционально-целевой модели финансово-кредитной инфраструктуры должны быть институциональные

составляющие, которые осуществлять информационно-финансовое посредничество и нормативно законодательное регулирование отношений между кредиторами и заемщиками. Таким образом, развитие финансово-кредитных отношений в аграрной сфере должно базироваться на рыночных принципах, но с элементами государственного регулирования, а принципами построения финансовокредитной инфраструктуры должны быть: последовательность, целесообразность, полезность, значимость, специализация, равноправие и свобода выбора, конкуренция, защита прав субъектов, доступность информации о функционировании инфраструктурных составляющих, оперативность.

Подытоживая, можно отметить, что преодоление существующих препятствий относительно улучшения и расширения финансово-кредитного обеспечения сельхозпроизводителей нуждается в комплексном решении проблемы на качественно новом подходе. Именно множественность вариантов сценариев перестройки финансово-кредитной инфраструктуры и их конструктивного соединения является определяющим фактором развития сельхозпроизводителей, а также принципов и методов их экономической модернизации, а, соответственно, и полифонии их стратегий.

Предложенное методологическое измерение относительно перестройки финансовокредитной инфраструктуры приобретает особое значение при определении важнейших факторов и ориентиров устойчивого долговременного развития финансово-кредитного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это особенно важно в контексте поиска самостоятельного неповторимого пути экономического продвижения, в условиях кризисных и глобализационных процессов, в котором все еще нуждается современный украинский аграрный сектор.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА В ФОРМИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ СУМСКОЙ ОБЛАСТИ

Н.В. Клецова, асп. Сумского национального аграрного университета

Последствия аграрных реформ, которые происходят в последнее десятилетие лет в агропромышленном комплексе Украины, доказали необходимость коренной диверсификации всей системы экономических отношений, что одновременно охватывает и производство, и оборот, и потребление сельскохозяйственной продукции. Сегодня в аграрной сфере начинают активно развиваться формы ведения бизнеса в виде агрохолдингов, консорциумов и других слияний предприятий, которые обуславливают особенности инвестиционной деятельности развития разных форм хозяйствования. Таким образом, ускоренное развитие экономики Сумщины, благодаря привлечению иностранных инвестиций в сельскохозяйственные предприятия области, выступает одной из неотложных проблем экономической реформы региона. И, конечно же, поддержка государства в привлечении иностранного капитала в Украину - является неотъемлемым условием иностранного инвестора. Вопрос иностранного инвестирования постоянно интересует многих ученых, политиков, практиков, в особенности таких, как П.В. Беамиш, Л.И. Бровко, П.И. Гайдуцкий, Ю.В. Герасименко, Б.В.Губ-ский, А.С. Ин-кпен, М.И. Кисиль, С.В. Козловский, Н.Б. Кузнецов, Т.В.

Мацибора, И.И. Сталев, В. Узун, Х. Штанге, С.Ю. Евст-ратов и др.. Поэтому актуальным дальнейшие исследования относительно государственной поддержки иностранному инвестированию как Сумской области, так и Украины в целом.

Учитывая теоретические и практические исследования ученых, собственные наработки и анализ, мы пришли к классическому выводу, что под инвестиционным климатом региона и страны в целом, необходимо понимать комплекс политических, социально-экономических, организационно-право-вых, социально-культурных, финансовых и географических факторов, благодаря которым иностранные инвесторы имеют возможность определить границу риска совместной деятельности, рассчитать уровень прибыли собственных капиталовложений, что в последствии будет влиять на окончательное решение инвестирования в определенную отрасль или же в регион. Именно поэтому, по мнению В.Я. Узуна [1], привлечение государством иностранных инвесторов для финансового оздоровления предприятий, объективно обусловлено необходимостью решения таких задач, как погашение долгов; пополнение оборотных средств; повышение занятости и доходов сельского населения; эффектив-

ного использования сельскохозяйственных угодий и основных средств. В то же время Л.И. Бровко и И.И. Сталев [2] говорят, что современный рыночный механизм формирования инвестиционного климата в сельском хозяйстве формируется не как природный процесс эволюции, а на «обломках» административно-командной системы хозяйствования, именно поэтому этот фактор учитывают при формировании особенностей инвестиционного климата в сельскохозяйственных предприятиях Сумской области.

Возникает вопрос, почему же именно государственная поддержка так необходима при формировании инвестиционного климата области? Дело в том, что благоприятный инвестиционный климат как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях экономики страны, является первым условием экономического развития ее регионов. Однако решения, которые принимает Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, Национальный банк Украины, государственные комитеты, министерства, ведомства, очень часто не просто несогласованны, а даже противоречат друг другу. Постоянные изменения в законодательной базе Украины и ее несоответствие нормам международного права, усиливает риск осуществления любой хозяйственной операции на территории нашей страны. Например, Т.В. Мацибора [3] подчеркивает, что международным стандартом в сфере правового регулирования иностранных инвестиций в законодательстве стран-реципиентов предусматривается наличие так званого «условия стабилизации», которое гарантирует сохранение для иностранного инвестора на определенный срок (например, на период окупаемости капиталовложений в сельское хозяйство) тех условий хозяйственной деятельности, которые были бы на момент начального инвестирования. Именно поэтому, на современном этапе, остро стоит вопрос приспособление законодательства нашей страны к международным стандартам. Кроме того, реформы в налоговой системе путем сокращения общего количества налогов и уменьшения налоговых ставок, ликвидация экономически необоснованных льгот мы рассматриваем как способы улучшения инвестиционного климата области. Например, льгота по таможенному ввозу усиливает импорт некачественной сельскохозяйственной продукции для ее переработки, потому что эту льготу необходимо предоставлять только по тем видам продукции, которые не производятся в Украине. А снижение льгот по таможенному ввозу рационально было бы компенсировать налоговыми льготами инвесторам.

Особенно следует отметить, что на Сумщине в последнее время в области иностранного инвестирования сельскохозяйственных предприятий наблюдается тенденция, когда прямые инвестиции содействуют привлечению дополнительного прямого иностранного капитала. Процесс инвестирования в сельское хозяйство - это своего рода «голосование» за экономику определенного региона. Распределение прямых инвестиций в отрасли агропромышленного комплекса Сумской области (рис. 1) подтверждает теорию «голосования» внешних капиталовложений на привлечение дополнительных инвестиций в будущем. Так, на начало 2008 г. в Сумской области было зафиксировано наибольшее количество прямых иностранных инвестиций в сельское хозяйство в объеме 9,1 млн долл. США (т.е. 1,7% от объема инвестиций в сельское хозяйство страны), что, безусловно, больше, по сравнению с 2007 г., на 6 млн долл. США (0,9%) и составляет 22,8 долл. США ино-

странных инвестиций на одну душу сельского населения.

Мировая практика показывает, когда приплыв иностранного капитала недостаточно регулируется государством, то это не способствует решению отраслевых и региональных структурных проблем в русле выбранных ею приоритетов. А иногда даже приводит к ущемлению интересов отечественных производителей, создает нездоровую дифференциацию в оплате аналогичного труда.

Более того, для усиления значимости регионов в управлении экономикой государства, а также осуществлении приоритетных направлений социально-экономического развития агропромышленного комплекса, необходимо активно привлекать обоснованные региональные инвестиционные программы. В Сумской области такие программы имеют место, потому что агропромышленный комплекс области в 2008 г. по государственным целевым программам развития аграрного сектора получил 101,3 млн грн., что на 30% больше, чем в 2007 году. Наибольший объем государственной финансовой поддержки использовано по программе «Бюджетная животноводческая дотация и государственная поддержка производства продукции растениеводства» - 63 млн грн., а также «Осуществление финансовой поддержки предприятий агропромышленного комплекса через механизмы погашения кредитов» - 20,5 млн грн. Кроме денежных средств государственного бюджета, осуществлялась и поддержка предприятий агропромышленного комплекса по региональным целевым программам. Соответственно в 2008 г. было проведено финансирование по трем программам на сумму 653,7 тыс. грн., что превышает показатель 2007 г. почти в два раза. Так, на поддержку товарного молочного скотоводства было направлено 208 тыс. грн., на развитие картофелеводства и овощеводства - 150 тыс. грн., развитие селекции картофеля - 150 тыс. грн., приобретение доильного оборудования для собственного использования сельских хозяйств населения - 45 тыс. грн.

Рисунок 1 - Динамика прямого иностранного инвестирования в отрасли агропромышленного комплекса Сумской области (на начало года, тыс. долл. США)

Таким образом, даже при условиях экономического и финансового кризиса, который охватил и Украину, рынок сельскохозяйственной продукции остается привлекательным для западных иностранных инвесторов благодаря недостаточной насыщенности и высокому потенциалу развития. Поэтому мы можем утверждать, что агропромышленный комплекс

Сумской области до сих пор интересует иностранных инвесторов, частично это обусловлено тем, что развитые рынки перенасыщены, а долгосрочные инвестиционные вложения в поисках мест на рынках, которые развиваются. Мы считаем, что рынок сельскохозяйственной продукции Сумской области есть довольно-таки молодым, а потенциал дальнейшего развития есть высоким, прежде всего в сегментах долгосрочного иностранного капиталовложения, что способствует привлечению иностранных инвесторов в нашу область. А мировой финансовый кризис и поддержка государства будут способствовать раз-

витию украинского рынка сельского хозяйства на пользу сообразительных инвесторов.

Источники

1. Узун В. Механізми участі інвесторів у фінансовому оздоровленні неплатоспроможних сільськогосподарських підприємств Росії // Економіка України. - 2002. - № 6. - С. 59-69.

2. Бровко Л.И., Сталев И.И. Экономическое обоснование инвестиций в аграрный сектор АПК под ред.В.В. Радченко. - Днепропетровск: Пороги, 1999. - 134 с.

3. Мацибора Т.В. Іноземні інвестиції в АПК України: Монографія. - К.: ННЦ ІАЕ, 2008. - 186 с.

Доклады

Пленарного заседания международной научно-практической конференции «РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В РАЗВИТИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»

21 октября 2008 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК: КОНЦЕПЦИИ, ФОРМЫ, РЕСУРСЫ

Л.С. Орсик, д.э.н., дир. Департамента научно-технической политики и образования Министерства сельского хозяйства РФ

По поручению руководства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации разрешите мне поздравить Вас с открытием Международной Конференции «Никоновские чтения-2008» и пожелать Вам успешной и плодотворной работы.

Никоновские чтения проводятся регулярно с 1996 г. и сегодня они проходят в тринадцатый раз. Эта конференция овеяна прославленным именем академика Александра Александровича Никонова и поэтому она традиционно собирает лучшие умы аграрной науки, а также молодежь, которая решила связать свою жизнь с очень нелегким делом - аграрной наукой и аграрным производством. Здесь открыто обсуждаются самые насущные проблемы агропромышленного комплекса. И сегодня программой конференции предусмотрено рассмотрение одной из самых злободневных тем - инновационное развитие АПК.

Слово инновации, которое мы сейчас слышим из средств массовой информации чуть ли не каждый день и по любому поводу, может быть и не совсем понятно для кого-то, но только не для тех, кто собрался в этом зале. В этом зале присутствуют ученые, которые всю жизнь посвятили решению этих вопросов, которые знают все тонкости и нюансы по этой проблематике. (Мне хотелось бы предоставить следующее слово для выступления Вячеславу Филипповичу Федоренко директору «Росинформагротеха»).

Комплекс мероприятий по реализации инновационной политики в АПК в значительной мере определяется преобразованиями, обеспечивающими развитие новых прогрессивных форм инновационной деятельности с учетом особенностей агропромышленного производства.

По своему характеру методы реализации инновационной политики направлены на реализацию

поставленной цели - создание на всех уровнях АПК условий для эффективной инновационной деятельности. Такие методы разработаны для реализации инновационной политики на всех стадиях инновационного цикла от создания, насыщения рынка и освоения инноваций.

Инновационная политика является сложной управляющей системой, поэтому для ее реализации необходимо располагать организационными, экономическими, законодательно-правовыми и социально-психологическими методами.

Успешная реализация инновационной политики невозможна без формирования законодательных и нормативно-правовых механизмов, регламентирующих инновационную деятельность в АПК. Для этого необходимы разработка и принятие федеральных и региональных законов и законодательных актов, других нормативных документов, в которых необходимо определить отношение государства к развитию инновационных процессов в АПК и ответственность государственных организаций, направления и меры государственной поддержки, а также предусматривающие благоприятные условия для инвестирования средств в инновационную деятельность.

1. Основные направления правового обеспечения инновационной деятельности в АПК

осуществляются путем законодательного оформления необходимых и достаточных регуляторов инновационной деятельности в сфере АПК, формированием условий экономической, хозяйственной и юридической самостоятельности субъектов инновационной деятельности, законодательным оформлением соблюдения социальной и экологической направленности инновационной деятельности в отраслях АПК, созданием действенного механизма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.