ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ИНФОРМАТИКА
РОЛЬ И МЕСТО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
А.В. Головенко
Кафедра методики преподавания информатики и информационных технологий Курский государственный университет ул. Радищева, 33, Курск, Россия. 305000
Одним из направлений модернизации российского образования является увеличение роли самостоятельной учебной деятельности в области информатики и ИКТ.
Ключевые слова: методическая система обучения, самостоятельная учебная деятельность, непрерывное профессиональное образование, информационные технологии.
Методическая система обучения курса «Информатика и ИКТ» представляет собой структурное единство и механизм взаимодействия инвариантных компонентов: целевой (цели системы), содержательный, и процессуально-управленческий (методы, формы, средства, используемые в процессе обучения информатике) [12]. Системообразующим компонентом является цель. Стимулирование сил саморазвития обучающихся, их опыта самоорганизации в области информационной культуры может выступать в качестве цели педагогического процесса на наиболее высоких этапах его развития [9; 6].
Прежде всего необходимо осознать роль самостоятельной учебной деятельности в формировании динамичной, быстро адаптирующейся к условиям деятельности личности, в развитии ее познавательной активности, саморазвития и самосовершенствования. Можно выделить два фактора, оказывающих влияние на развитие современной российской образовательной системы в связи с повышением роли самостоятельной учебной деятельности.
1. Реформирование системы профессионального образования на основе лич-ностно ориентированной концепции и теории непрерывного образования. Основной отправной точкой становится гуманистическая идея, которая ставит в центр
всех образовательных начал человека, которому следует создавать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни.
Социально-экономические основы, теория и практика непрерывного профессионального образовании в России отражены в нормативных документах [6], а также в работах А.В. Батаршева, В.А. Ермоленко, С.Г. Матвеева, А.М. Новикова, В.Н. Скворцова и др. Новая парадигма образования переходит от конструкции «образование на всю жизнь» к конструкции «образование через всю жизнь» [8].
Непрерывное образование для общества — это средство расширенного воспроизводства его интеллектуального и культурного потенциала, для государства — фактор ускорения социального и научно-технического прогресса, обеспечения стабильного развития производства, для каждого человека — условие готовности к профессиональной деятельности при постоянном изменении технологий. Развитие непрерывного образования повлечет за собой немалые изменения в традиционной методической системе обучения, которые определяют новые факторы и создают новые условия реализации принципа преемственности в обучении.
Неизбежное увеличение продолжительности и «удельного веса» этапов самообразования в общей системе непрерывного образования отмечает О.Л. Филатова [13]. Речь идет не только о самообразовании как виде образовательной деятельности, характерном для удовлетворения индивидуальных познавательных интересов, системы повышения квалификации или дополнительного образования, но и о существенном возрастании объема самостоятельной учебной работы школьников и студентов. Особенную значимость самостоятельная учебная деятельность приобретает при переходе учащегося средней школы в систему профессионального образования. Учащийся становится студентом, и возникает противоречие между новыми требованиями учебы и его недостаточным опытом, т.е. возникает проблема адаптации выпускника школы.
В основе специфики адаптации к вузовской среде лежит общепризнанный факт несовпадения дидактической ситуации в средней школе и вузе (Д.А. Андреева, В.П. Кондратова, А.В. Коржуев, В.А. Попков, О.Л. Филатова и др.). В первую очередь это касается неизбежной перестройки у студентов-первокурсников сложившегося за годы обучения в школе стереотипа методов обучения, а также отсутствия у первокурсников навыков самостоятельной работы.
Таким образом, при переходе к непрерывному образованию актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучающихся. Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающихся, что невозможно реализовать без опоры на дидактически грамотно выстроенную самостоятельную учебную деятельность. Большими ресурсами подготовки к непрерывному профессиональному образованию обладает профильное обучение. Его идеологи настаивают на том, что профильное обучение создает дополнительные возможности для удовлетворения запросов учащихся и их родителей в получении ранее недоступных в рамках школьной системы знаний, умений и повышает доступность образования.
На необходимость включения этапа допрофессионального, профильного образования в общую систему непрерывного профессионального образования указывают Е.В. Воронина, С.Ю. Маурина, Т.И. Петрачкова, Л.А. Полякова, В.Ю. Сомова, Л.О. Филатова и др. В средней общеобразовательной школе малого города, поселка и села практически отсутствует инструментарий для реализации профильного обучения в полной мере [1]. Профориентация носит формальный характер, не учитывает потребности и намерения учащихся. Существенные затруднения педагогов-практиков связаны с отсутствием у них полных знаний о возрастной и социальной психологии, анализа новых проблем и т.д. Необходимость приобщения обучающихся к самообразованию в связи с массовым характером профильного обучения приобретает важнейшее значение.
Здесь речь идет также о всех категориях школ, так как невозможно предоставить всем учащимся равный доступ и возможности для дифференциации и проектирования индивидуальных образовательных траекторий без оптимизации и интенсификации самостоятельной учебной деятельности. Отсюда возникает также необходимость формирования готовности учащихся к самостоятельной учебной деятельности, что является важной ступенью формирования у них навыка самообразования.
Подводя промежуточные итоги, мы можем охарактеризовать роль формирования готовности учащихся профильных классов к самостоятельной учебной деятельности в системе непрерывного профессионального образования:
— формирование надежной опоры для развития новой парадигмы «образование через всю жизнь», самообразования;
— смягчение дидактического барьера между средней школой и высшей, адаптация первокурсников;
— развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающихся;
— проектирование индивидуальных траекторий развития, широкая дифференциация в системе профильного обучения.
2. Глобальная информатизация общества. Формирование новой информационно-коммуникационной среды и экономики («экономики знаний») — все это также в полной мере требует во многом новой системы образования, основанной на единстве методов научного познания и методов обучения [4]. Можно также говорить о единстве обучения и производства: большую часть своего рабочего времени человек будет учиться, хотя и учебная деятельность изменяет свои формы: становится дистанционной, мультимедийной, интерактивной, корпоративной, диалогической, гипертекстовой и др. Главное же приобретение эпохи информатизации — усиление позиции обучающегося как субъекта образования. Ему предоставляется больше возможностей в планировании содержания, форм, технологий получения образования.
В учебном процессе преобладает характерная для общества в целом инновационно-творческая деятельность, носящая проектировочный характер и предполагающая альтернативность и многовариантность решений, системное мышление. Ученик становится субъектом не только учебной, но и обучающей деятельности. Творческий аспект самообразования подчеркивается как в исследованиях ушедшей
эпохи (Т.А. Юденко), так и информационной (Г.Р. Ахмадеева, Г.Е. Зборовский). Однако именно бурное развитие информационных технологий способствовало появлению «нового уровня духовной свободы» личности [2]. В этих условиях существенно увеличивается роль средств обучения, особое значение приобретают средства информационных и телекоммуникационных технологий обучения. Фактически надо говорить о необходимости создания новой среды обучения, ориентированной на самостоятельную учебную деятельность, развитие творческих способностей обучаемых [13].
Самообразование начинает доминировать над образованием. Информационно-коммуникационные технологии способствуют развитию индивидуализированной деятельности [5], таким образом, институциональное образование и самообразование взаимодополняют друг друга, предоставляя личности все более широкие возможности для удовлетворения индивидуальных и профессиональных познавательных потребностей.
Современное образование призвано сформировать у обучаемых определенный уровень культуры работы с информацией, что обусловлено спецификой становления информационного общества, возрастанием роли информационной деятельности личности как основы любого вида деятельности современного человека, ее интегративным, полифункциональным, метапредметным характером. Обучение и самообучение новым знаниям и умениям в области информационных технологий становятся постоянными составляющими профессиональной деятельности [14]. Дисциплины информационного цикла, и прежде всего информатика, могут сделать этот процесс целенаправленным и систематизированным [10].
Специфика изучения информатики в вузе в первую очередь предполагает значительный объем самостоятельной работы во внеаудиторное время: подготовка к лекциям, выполнение практических заданий, лабораторных работ, написание рефератов, работа с периодическими научными изданиями, подготовка к олимпиадам и т.д. (О.В. Виштак, Е.В. Гнатышина, С.И. Михаэлис). Изучение теоретических вопросов сочетается с выработкой умений и навыков работы с ЭВМ.
Помимо этого в процессе изучения информатики необходимо уделять большое внимание формированию специфических умений и навыков работы со средствами новых информационных технологий, развивающих культуру учебной деятельности и способствующих развитию информационной культуры:
— самостоятельная работа дает процессу формирования информационной культуры практическую направленность;
— навыки восприятия, отбора и поиска, анализа, преобразования и использования информации формируются и закрепляются быстрее в процессе самостоятельной работы;
— самостоятельная работа максимально приближена к реальным условиям профессиональной деятельности, в которой будущему специалисту придется решать информационные задач самостоятельно и в кратчайшие сроки [3].
Задача формирования самостоятельности учащихся как важнейшего элемента учебной деятельности, как одной из ведущих функций личности в современных условиях имеет большое значение при обучении информатике также и старшеклассников. Такие качества выпускников общеобразовательной школы, как умение
оперировать информацией и самостоятельно организовывать учебную деятельность на основе широкого применения средств информатики и ИКТ становятся определяющими, повышают эффективность подготовки, способствуют профориентации (А.П. Гришаева, Г.А. Жаркова, М.Л. Золотайко, А.В. Никитин).
В частности, активное использование самостоятельной работы при изучении информатики и ИКТ позволяет решать также и важные методические и психологические задачи допрофессиональной подготовки в условиях дефицита учебных пособий и крайнего недостатка учебного времени.
Как показывают проведенные психолого-педагогические и дидактические исследования (Я.А. Ваграменко, С.Г. Григорьев, А.А. Кузнецов, В.В. Гриншкун, И.В. Левченко, Е.С. Полат, И.В. Роберт и др.), необходимым потенциалом в полной мере обладают средства информационных технологий (мультимедиа, Интернет, виртуальная реальность и др.). Именно эти технологии смогут обеспечить индивидуализацию обучения, адаптивность к способностям, возможностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творческих способностей, доступ к новым источникам учебной информации, использование информационного моделирования изучаемых процессов и объектов. Фактически речь идет о необходимости использования этого огромного потенциала средств ИКТ при изучении профильных дисциплин, создании условий для самостоятельной учебной деятельности, развития творческих способностей и личности старшеклассников.
Мы используем в своем исследовании понятие «образовательные электронные издания и ресурсы» [7], так как данное понятие в полной мере отвечает условиям формирования готовности учащихся профильных классов к самостоятельной учебной деятельности. В качестве компонента образовательных электронных изданий и ресурсов нами был разработан модульный электронный учебный курс на основе технологии гипертекста, которая предоставляет обучающемуся многоуровневую динамическую систему для развития самостоятельной учебной деятельности.
Содержательную часть электронного учебного курса следует строить с помощью технологии мультимедиа, лежащей в основе интенсификации и повышения мотивации обучения. Немаловажным средством формирования готовности учащихся профильных классов к самостоятельной учебной деятельности в области информатики и ИКТ является метод информационного ресурса, позволяющий осуществлять относительно автономную познавательную деятельность обучающихся по заранее спроектированным индивидуальным траекториям. Все описанные средства способствуют подготовке учащихся профильных классов к продолжению обучения в вузе, обеспечивают преемственность содержания и методов обучения.
Таким образом, в условиях модернизации образования, его информатизации и дифференциации определена ведущая роль самостоятельной учебной деятельности и самообразования в процессе формирования информационной культуры студента и специалиста, равно как и формирование готовности к самостоятельной учебной деятельности учащихся профильных классов является одним из ведущих направлений совершенствования методической системы обучения информатике и ИКТ.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Афонина М.В. Формирование готовности старшеклассников к самостоятельной деятельности при профильном обучении: Дисс. ... канд. пед. наук. — Ижевск, 2006.
[2] Ахмадеева Г.Р. Образование и самообразование в условиях постиндустриального общества // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2005. — № 83. — С. 87—90.
[3] Гнатышина Е.В. Технология формирования информационной культуры будущего специалиста в процессе самостоятельной работы: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — Челябинск, 2005.
[4] Данильчук Е.В. Информационная культура педагога: методологические предпосылки и сущностные характеристики // Педагогика. — 2003. — № 1. — С. 34—39.
[5] Зборовский Г.Е., Шуклина Е. Самообразование парадигма XXI века // Высшее образование в России. — 2003. — № 5. — С. 25—32.
[6] Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 годы (Утв. распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р).
[7] Кузнецов А.А., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Образовательные электронные издания и ресурсы: Метод. пособие. — М.: Дрофа, 2009.
[8] Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе // Парадоксы наследия, векторы развития. — М.: Эгвес, 2000.
[9] Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. — Кн. 1. — М.: ВЛАДОС, 1999.
[10] Ракитина Е.А. Построение МСО информатики на деятельностной основе: Дисс. ... д-ра пед. наук. — М., 2002.
[11] Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.».
[12] Саранцев Г.И. Методическая система обучения как объект исследования // Педагогика. — 2005. — № 2. — С. 30—36.
[13] Филатова Л.О. Развитие преемственности школьного и вузовского образования в условиях введения профильного обучения в старшем звене средней школы. — М.: Бином: Лаборатория знаний, 2005.
[14] Юдина О.В. Формирование профессиональной компетентности студентов экономического вуза средствами информационных технологий: Дисс. ... канд. пед. наук. — Самара, 2002.
ROLE AND PLACE OF INDEPENDENT EDUCATIONAL ACTIVITY OF PUPILS OF PROFILE CLASSES IN PERFECTION OF METHODICAL SYSTEM OF EDUCATION TO COMPUTER SCIENCE AND ICT
A.V. Golovenko
Chair of a technique of teaching of computer science and information technology Kursk state university
Radishchego str., 33, Kursk, Russia, 305000
The article reflects the basic directions of the russian educational system's development towards the increasing role of the independent educational activity in and around Information Science and ICT.
Key words: methodical system of education, independent educational activity, continuous vocational training, information technology.