УДК 372.851
ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАССОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ
© 2011 А. В. Головенко
ст. преподаватель каф. методики преподавания информатики и информационных технологий e-mail: agolovenko@,yandex. ru
Курский государственный университет
Одним из факторов, повышающих эффективность профильного обучения, является формирование готовности учащихся старшеклассников профильных социальноэкономических классов к самостоятельной учебной деятельности в области информатики и ИКТ. В статье рассматриваются возможности метода конкретных ситуаций в управлении самостоятельной учебной деятельностью учащихся профильных социально-экономических классов в области информатики и ИКТ на основе деятельностного и компетентностного подходов.
Ключевые слова: компетентностный подход, непрерывное профессиональное образование, профильное обучение, социально-экономический профиль, информатика и ИКТ, самостоятельная учебная деятельность, деятельностный подход, метод конкретных ситуаций, образовательная технология.
Фундаментальное профессиональное образование должно базироваться на компетентностном подходе [Хуторской 2002]. Современная профессиональная адаптация специалиста состоит не столько в освоении определенной технологической цепочки деятельности, сколько в умении применить имеющиеся знания и опыт в конкретной ситуации. Формирование компетенций предполагает некую практическую ситуацию, где компетенции и разворачиваются. Именно поэтому одним из наиболее эффективных методов профессионального экономического образования является кейс-метод (Case Study), или метод конкретных ситуаций. Как указывает О. Г. Смолянинова, кейс-метод развивает аналитические, практические, творческие, коммуникативные и социальные навыки [Смолянинова 2001].
Целью использования кейс-метода в обучении информационным и телекоммуникационным технологиям является достижение информационной и коммуникативных компетентностей, а также профессиональных компетенций в области предметного образования за счет введения соответствующих содержательнометодических аспектов и использования активных методов обучения.
Глобальная тенденция реформирования системы профессионального образования связана с переходом к концепции непрерывного образования, основанной на парадигме «образование через всю жизнь» [Новиков 2000].
Большими ресурсами подготовки к непрерывному профессиональному образованию обладает профильное обучение (С. Ю. Маурина, Т. И. Петрачкова, Л. А. Полякова, В. Ю. Сомова, Л. О. Филатова и др.). Преемственность общего и профессионального образования в профильной школе будет эффективной, если вариативное содержание и технологии воспитательно-образовательной деятельности профильной школы (во всех ее компонентах) для индивидуализации обучения будут разработаны с учетом научно-образовательных, научно-исследовательских и научно-
производственных программ начального, среднего и высшего профессионального образования [Петрачкова 2008: 4].
В связи с этим необходимым компонентом преемственности профильного и профессионального социально-экономического образования считаем пропедевтическое использование активных методов обучения старшеклассников, в частности метода конкретных ситуаций.
При переходе к непрерывному образованию актуализируется также и задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучающихся [Филатова 2005]. Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами самостоятельного усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающихся [Рыблова 2004].
Проведенное нами исследование позволяет выявить роль формирования готовности учащихся профильных классов к самостоятельной учебной деятельности в системе непрерывного профессионального образования:
- формирование надежной опоры для развития новой парадигмы «образование через всю жизнь», самообразования;
- смягчение дидактического барьера между средней школой и высшей, адаптация первокурсников;
- развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающихся;
- проектирование индивидуальных траекторий развития, широкая дифференциация в системе профильного обучения.
Современный учебно-методический комплект по курсу информатики и ИКТ социально-экономического профиля должен содержать не только традиционные вопросы для теоретических занятий, лабораторные работы, тесты и т.д., но и сборник профессионально-ориентированных кейсов, адаптированных для применения в работе со старшеклассниками, нацеленный на формирование готовности к самостоятельной учебной деятельности.
В целях повышения эффективности образовательного процесса нами использован технологический подход, целью которого является гарантированное достижение обучаемыми запланированных результатов обучения [Кларин 1989]. В связи с тем что в последнее время под термином «педагогическая технология» стали пониматься вопросы технологии воспитания, примем более однозначный термин -«образовательная технология». Современное развитие образовательных технологий основано на стохастической парадигме, признающей вероятностный характер образовательного процесса [Гузеев 2000]. Таким образом, ядром образовательного процесса выступает личностно ориентированная педагогическая ситуация, в которой имеет место свободное принятие деятельности, рефлексия, имитация конфликтного развития событий и собственных возможностей влиять на них, состязание и стресс -словом, игра [Сериков 1994: 61].
Личностный и деятельностный подходы являются универсальными объяснительными и проектировочными принципами всех наук, изучающих человека через главные его проявления - деятельность, личность.
Сущность деятельностного подхода, его использование в педагогике и дидактике всесторонне обосновано в трудах П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной и др.
Усвоение содержания исторического опыта людей осуществляется не путем передачи информации о нем человеку, а в процессе его собственной активности, направленной на предметы и явления окружающего мира, которые созданы развитием человеческой культуры. Процесс деятельности одновременно является процессом
формирования человеческих способностей и функций, единицей деятельности выступает предметное действие (А. Н. Леонтьев, А. А. Вербицкий).
Таким образом, деятельность рассматривается как целенаправленный процесс преобразования действительности и специфический для человека способ отношения к окружающему миру [Ангеловски 1991: 157]. Только на основе включения человека в реальную деятельность можно сформулировать у него необходимые мотивы, цель деятельности, личностно значимые ценности, чувства, убеждения и другие необходимые психологические основы деятельности.
Оптимален вариант, когда структура учебной деятельности подобна обобщенной структуре деятельности человека в изучаемой области действительности. Деятельностный подход целесообразно использовать на всех этапах построения методической системы: при определении целей обучения, отборе содержания,
определении основных принципов построения методики обучения, выборе форм представления материала, построении системы учебных задач, выборе форм и средств обучения, организации контроля результатов обучения [Ракитина 2002: 4].
Из психологии известно, что побудительными силами, причинами деятельности человека являются мотивы - совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность, то есть определяет ее цели и задачи.
Таким образом, исходя из обобщенной структуры деятельности [Маклаков 2001: 124], можно представить структуру самостоятельной учебной деятельности учащихся профильных классов.
Самостоятельная учебная деятельность учащихся профильных классов основана на мотивах профессиональной направленности и личностного самоопределения.
Благодаря верно сформированным мотивам возможно предъявление комплекса целей самостоятельной учебной деятельности:
- формирование техники организации учебного труда;
- развитие критического мышления;
- готовность к самостоятельной профильной деятельности.
Исходя из конкретной цели формируются действия. Суть ключевого принципа теории деятельности - принципа активности - может быть выражена через понятие действия как сознательного проявления активности. Активность есть свойство самого субъекта, то есть характеризует человека. Источник активности находится в самом субъекте в форме цели, на достижение которой направлено действие. Таким образом, ключевым является принятие целей самостоятельной учебной деятельности обучающихся как своих собственных. Только целенаправленная, добровольная и побуждаемая глубокими внутренними мотивами учебная деятельность может считаться самостоятельной.
Самостоятельные учебные действия могут быть выполнены по-разному, то есть с помощью различных способов. Способ выполнения действий называется операцией. В свою очередь, способ выполнения самостоятельных учебных действий зависит от условий. При этом под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности самого действующего субъекта. Цель, данная в определенных условиях, называется задачей [Маклаков 2001]. В зависимости от задачи операция может состоять из разнообразных действий, которые могут подразделяться на еще более мелкие (частные) действия. Таким образом, операции - это более крупные единицы деятельности, чем действия. Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Уровень операций - это уровень автоматических действий и навыков, формируемых в результате более или менее длительного
упражнения. Таким образом, если в процессе самостоятельной учебной деятельности какие-то процедуры обработки информации обучающийся производит не задумываясь, автоматически, - это операция, но если начинается контроль и стремление оптимизировать процесс, то происходит столкновение с выполнением целого ряда действий, в этом случае данные процедуры превращаются в цель.
Исходя из этого условием выполнения качественной и быстрой деятельности должен быть либо единый уровень подготовки обучающихся, что позволило бы учителю основываться на единых операциях, известных обучающимся и производимым автоматически (базовый курс информатики), либо наличие информационного ресурса, позволяющего обучающимся в индивидуальном темпе упражняться в совершенствовании операций.
Цели формируются на основе потребностей и мотивов. Мотив определяется как предмет потребности. Человеку свойственна полимотивированность действий, однако один из мотивов является ведущим, а другие второстепенными, которые дополнительно стимулируют данную деятельность. И здесь важным является осознаваемость мотивов самостоятельной учебной деятельности, преимущественный переход мотива в цель. Признавая ведущую роль конкретной учебной деятельности, мы не должны забывать, что истинно учебная деятельность даже учащихся старших классов редко бывает истинно продуктивной.
В связи с этим целью учебной деятельности учащихся профильных классов в большей степени может считаться формирование готовности к самостоятельным учебным и познавательным действиям и их отработка, нежели конкретные результаты учебной деятельности, тогда как подобные же процедуры самостоятельной обработки информации будут считаться операциями у студентов и специалистов. В ходе обучения необходимо вычленять и разделять учебную цель в форме конкретной учебной задачи и формирование готовности к самостоятельным учебным действиям. Таким образом, решение конкретной задачи будет являться лишь средством (стимулом).
Здесь мы подходим к различной трактовке понятия «задача». Для нас существенным является то, что понятие учебной задачи распадается на учебное задание и познавательную учебную задачу. Усвоение познавательной учебной задачи отрабатывается как понимание школьниками конечной цели и назначения данного учебного задания [Маркова 1983]. По А. Н. Леонтьеву, задача - это цель, данная в определенных условиях (см.:[Зимняя 1997: 177]).
Мы принимаем следующую логику рассмотрения формирования цели: на основе постановки учебного задания (профессионально-ориентированный кейс) формируется осознаваемый мотив по формированию определенной компетенции в области самостоятельной учебной деятельности, на основе которого ставится конкретная познавательная учебная задача в виде цели самостоятельной учебной деятельности.
Таким образом, цель и результат всякого учебного задания состоят в изменении самого субъекта, а не предметов, с которыми действует субъект (Д. Б. Эльконин).
Причем можно считать, что в процессе самостоятельной учебной деятельности возможно формирование новых мотивов и потребностей. Но еще более важным для нас является механизм сдвига мотива на цель. В случае успешного достижения цели, сопровождающегося положительными эмоциями, цель сама приобретает побудительную силу, то есть становится мотивом [Эльконин 1989: 245].
Структура самостоятельной учебной деятельности в области информатики и ИКТ учащихся профильных классов:
- мотивы, формируемые на основе профессионально ориентированных кейсов;
- эмоционально-волевые переживания;
- операционно-технический состав.
Таким образом, в структуре формирования готовности к самостоятельной учебной деятельности в области информатики и ИКТ учитель будет придерживаться следующей технологии:
1. Определение стимула деятельности - профессионально-ориентированный
кейс.
2. Формирование мотива - вычленение сути кейса, которая может состоять в необходимости формирования компетенций в области: интеллектуальных действий (мыслительных операций); профессиональной направленности; знаний умений и навыков в области информатики и ИКТ; техники самостоятельных учебных действий.
3. Принятие цели деятельности - самостоятельное построение информационной модели (алгоритма) кейса.
4. Создание алгоритма (последовательности) построения информационной модели (действия).
5. Построение информационной модели на основе известных ранее информационно-коммуникационных технологий (операции).
Таким образом, учебное задание выступает стимулом формирования готовности к самостоятельной учебной деятельности учащихся профильных классов, а мотивом является формирование средств самостоятельной учебной деятельности.
В процессе формирования цели самостоятельной учебной деятельности проявляется ее главное отличие от учения (например, по типу проб и ошибок, где нет программы действий), так как в качестве приоритетной цели самостоятельной учебной деятельности обучающегося в области информатики и ИКТ должно быть формирование общих способов информационного моделирования, что предваряет собственно решение задач.
Причем отличие профессиональной самостоятельной деятельности от учебной будет проявляться на уровне сдвига всей системы вправо, с добавлением новых стимулов (повышение благосостояния, репутации, самовыражение и пр.).
Таким образом, можно считать, что данная технология также способствует и формированию профессионального самоопределения, так как желание и стремление к самостоятельному построению информационных моделей (алгоритмов) профессионально ориентированных ситуаций может в дальнейшем стать мотивом для продолжения профессионального образования в этом направлении. Таким образом, увеличение числа учащихся профильных классов, стремящихся к продолжению образования в области исследования информационных моделей и систем в экономике, может также подтверждать успешность спроектированной методической системы обучения.
Технология управления самостоятельной учебной деятельностью учащихся профильных классов с использованием метода конкретных ситуаций
Пример технологии управления самостоятельной учебной деятельностью с использованием кейсов
Кейс «Бабушкин пирог» [Мур, Уэдерфорд 2004] - тип тренировочный
Подготовительный этап. Педагог подготавливает ситуацию, дополнительные информационные материалы, определяет место урока в системе предмета, задачи урока.
Ознакомительный этап. На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации.
Введение в ситуацию. Действие разворачивается на вновь открывшейся фирме «Бабушкин пирог». Директор фирмы - Иванов И.И.
Описание ситуации. Вновь созданная компания «Бабушкин пирог» специализируется на том, что делает из двух закупаемых компонентов (фруктов и замороженного теста) яблочные пироги, обрабатывает их (выпекает, упаковывает, доставляет) и продает местным бакалейным магазинам. Директор компании хочет построить модель в электронной таблице Excel, чтобы изучить возможности дальнейшего расширения своей компании.
Информационный материал.
Прибыль = Доход - Общие затраты,
Доход = Цена пирога * Спрос,
Общие затраты = Затраты на обработку + Затраты на продукты + Постоянные издержки,
Затраты на продукты = К-во начинки * Удельные затраты на начинку + К-во теста * Удельные затраты на тесто.
Значения входных параметров для модели Иванова И.И.
Основной (аналитический) этап. Обучаемые получают «кейс» на занятии, знакомятся с информационными материалами. Получают предварительно построенную заготовку модели.
Совместно с учителем коллективно изучают среду, структурируют ситуацию, проводят формализацию модели.
Самостоятельно индивидуально представляют полученную модель недельной прибыли на основании значения параметров, предложенных Ивановым И.И.
Итоговый этап. Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений); обобщающее выступление учителя - анализ ситуации; оценивание учащихся; предложение по развитию ситуации.
Библиографический список
Ангеловски К. Учителя и инновации. М.: Педагогика, 1991. 159 с.
Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. 240 с.
Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. 480 с.
Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989. 180 с.
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001. 592 с.
Мур Д., Уэдерфорд Л. И др. Экономическое моделирование в Microsoft Excel. 6 изд.: пер. с англ. М.: Издат. дом «Вильямс», 2004. 1024 с.
Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. 272 с.
Петрачкова Т. И. Организационно-педагогические условия преемственности общего и профессионального образования в профильной школе: автореферат дисс. ... канд. пед. наук. Томск, 2008. 20 с.
Ракитина Е. А. Построение МСО информатики на деятельностной основе: дисс. ... докт. пед. наук. М., 2002. 311 с.
Рыблова Л. Н. Система управления профессионально ориентированной самостоятельной познавательной деятельностью студентов вуза: автореф. дисс. . канд. пед. наук. Тольятти, 2004. 44 с.
Сериков В. В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология. Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.
Смолянинова О. Г. Кейс-метод обучения в подготовке педагогов и психологов // Информатика и образование. 2001. №6. С. 60-62.
Филатова Л. О. Развитие преемственности школьного и вузовского образования в условиях введения профильного обучения в старшем звене средней школы. М.: Бином: Лаборатория знаний, 2005. 192 с.
Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002 [Cайт] URL:http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 23.04.2010).
Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М: Педагогика. 1989.