Научная статья на тему 'Модель формирования готовности будущего учителя информатики к самообразованию в области информатики и ИКТ'

Модель формирования готовности будущего учителя информатики к самообразованию в области информатики и ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К САМООБРАЗОВАНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сажина Татьяна Сергеевна

В статье представлена необходимость и специфика подготовки будущего учителя информатики к самообразованию в области информатики и ИКТ, а также описана модель формирования готовности будущего учителя информатики к самообразованию в области информатики и ИКТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель формирования готовности будущего учителя информатики к самообразованию в области информатики и ИКТ»

УДК 378+004

Сажина Татьяна Сергеевна

Старший преподаватель кафедры информатики и информационных технологий Нижегородского государственного педагогического университета, [email protected], Нижний Новгород

модель формирования готовности будущего учителя

информатики к самообразованию в области информатики и икт

Аннотация. В статье представлена необходимость и специфика подготовки будущего учителя информатики к самообразованию в области информатики и ИКТ, а также описана модель формирования готовности будущего учителя информатики к самообразованию в области информатики и ИКТ.

Ключевые слова: учитель информатики, самообразование, готовность к самообразованию.

Sazhina Tafyana Sergeevna

Senior lecturer of the Department of Informatics and information technologies at the Nizhny Novgorod state pedagogical University, [email protected], Nizhny Novgorod

model of formation of preparedness of future teachers of computer science for self-education in the field of informatics and ict

Abstract. The article presents the need for and the specificity of the training of future teachers of computer science for self-education in the field of computer science and ICT, and describes the model of preparedness of future teachers of computer science for self-education in the field of computer science and ICT.

Key words: teacher of informatics, self-education, readiness for self-education

В соответствии с нормативными документами «Приоритетный национальный проект «Образование» (2005 г.), «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2009 г.) образование является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на совершенствование качества обучения и воспитания учащихся, которое напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более оно важно для профессии с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. В нормативных документах «Концепция модернизации образования на период до 2010 года », «Госу-

дарственный образовательный стандарт» (2005 г.), «Федеральный государственный образовательный стандарт» (2009 г.) четко отражена ориентация на подготовку будущего учителя к самообразовательной деятельности, что определяет одну из основных задач вузовского педагогического образования. Самообразование способствует формированию важнейших личностных и профессиональных качеств учителя и является значимой компонентой профессионального развития человека, одним из показателей сформированности личности.

Анализ исследований показал, что проблема подготовки будущего учителя к самообразованию, рассматривалась в исследованиях А. В. Быстровой [1], М. В. Дорофеева [2], Г. А. Лапшиной [3], Л. А. Ульяновой [4], С. В. Юдаковой [5] и других. В ходе анализа установлено, что среди различных групп умений и способностей, в рассмотренных работах названных авторов, можно выделить следующие общие умения и способно-

сти, необходимые для дальнейшего самообразования: потребности в самообразовании; умения, необходимые для организации самообразовательной деятельности (постановка цели, планирование, реализация познавательной деятельности, корректировка); творческие способности, личностные качества (уверенность в себе, позитивная самооценка). Вместе с тем, для учителя предметника важным и значимым является самообразование, связанное с предметом, который он преподает в школе. Учитель информатики должен быть компетентен в вопросах, связанных с информационными технологиями. А быстрый темп развития предмета информатики и ИКТ, диктует необходимость непрерывного пополнения своих знаний и умений в данной области. Обучаясь в педагогическом вузе, будущий учитель должен не только овладеть умениями и способностями, необходимыми для самообразовательной деятельности (умение ставить цель, планировать самообразовательную деятельность, анализировать свое исполнение и др.), но и получить представление о тех разделах области информатики и ИКТ, изучение которых потребует самообразования в профессиональной деятельности. Таким образом, специфика предмета информатики и ИКТ требует от будущего учителя информатики владение как общими, так и специфическими умениями и способностями, которые ему необходимы для непрерывного самообразования в области информатики и ИКТ. Нами выделены три компонента готовности будущего учителя информатики к самообразованию в области информатики и ИКТ: мотивационный, информационно-содержательный, организационно-рефлексивный компоненты.

Мотивационный компонент включает в себя: потребность в приобретении знаний и умений; осознание личной и общественной значимости самообразовательной деятельности учителя; наличие стойких познавательных и профессиональных интересов, побуждающих к расширению имеющихся и приобретению новых знаний; целеустремленность, самостоятельность.

Организационно-рефлексивный компонент включает в себя способности и умения, которые необходимы учителю-предметнику для самообразования.

Информационно-содержательный компонент содержит умения и способности, необходимые будущему учителю информатики для самообразования в области информатики и ИКТ.

Вместе с тем, экспериментальное исследование показало, что уровень готовности выпускников педагогического вуза к самообразовательной деятельности в области информатики и ИКТ находится на невысоком уровне. У будущих учителей информатики сформированы представления о способностях и умениях, необходимых для самообразования, студенты заинтересованы в самостоятельном пополнении знаний. Но они не готовы к самообразованию в области информатики и ИКТ, а именно к самостоятельному расширению узкоспециализированных технических знаний, не готовы стимулировать себя для изучения нового программного обеспечения, к самостоятельному изучению техники, используемой человеком в повседневной жизни, не могут свободно ориентироваться в развитии информационного развития общества. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что уровень готовности будущего учителя информатики к самообразованию является недостаточным.

Системно-деятельностный, личност-но-ориентированный и компетентностный подходы позволяют рассматривать подготовку студентов к самообразовательной деятельности как систему, направленную на формирование готовности будущего учителя информатики к самообразовательной деятельности, т. е. на овладение самообразовательной компетенции, а также направленную на личность студента. Названные подходы положены в основу разработки модели формирования готовности будущего учителя информатики к самообразованию. Ее структурными компонентами являются целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты. Целевой компонент включает комплекс целей, ориентированных на формирование готовности будущих учителей к самообразовательной деятельности. Содержательный компонент раскрывается через описание способностей и умений, входящих в мотивационный, организационно-рефлексивный и информационно-содержательный компоненты подготов-

Модель формирования готовности будущего учителя информатики к самообразованию в

области информатики и ИКТ

содержание

процесс

результат

формирование готовности будущего учителя информатики к самообразованию

мотивационныи компонент

организационно- информационно-

рефлексивный компонент содержательный компонент

• потребность в приобретении знаний и умений;

• осознание личной и общественной значимости самообразовательной деятельности учителя;

• наличие стойких познавательных и профессиональных интересов, побуждающих к расширению имеющихся и приобретению новых знаний;

• целеустремленность;

• самостоятельность

Профессиональные умения:

• умение ставить перед собой цель;

• умение создавать индивидуальную самообразовательную программу;

• умение организовывать и регулировать самообразовательную деятельность;

• умение анализировать самообразовательную деятельность;

• умение самостоятельно приобретать, представлять и транслировать новые знания;

• умение контролировать и оценивать самообразовательную деятельность;

• умение применять результаты самообразовательной деятельности в конкретной ситуации;

• умение формулировать выводы и видеть возможности практического применения полученных результатов. Личностные качества:

• способность порождать новые идеи;

• способность выявлять, осмысливать и оценивать возможности своего развития;

• ответственность;

• предприимчивость;

• настойчивость;

• инициативность;

• активность мышления.

Общие умения и способности учителя-предметника:

• умение отбирать из потока научных знаний информацию, значимую, для обучения учащихся;

• умение ориентироваться в потоке новых обновлений информационных технологий;

• способность не бояться ошибиться при изучении нового программного обеспечения;

• умение ориентироваться в потоке информационного развития общества;

• умение самостоятельно изучать технику, используемую современным человеком в повседневной жизни;

• умение искать альтернативу изучаемым информационным технологиям в школе. Специфические умения и способности учителя информатики:

• умение ориентироваться в содержании школьного курса «Информатика и ИКТ»:

• способность стимулировать себя к изучению новой версии программного продукта;

• способность поддерживать интерес к изучению новых информационных технологий;

• умение самостоятельно расширять узкоспециализированные технические знания.

Пропедевтический О Организационно- Инициативный этап

этап деятельностный этап

;

• знакомство студентов с • осуществление • осуществление

основными понятиями и самообразовательной самообразовательной

приемами организации деятельности в области деятельности на

самообразовательной информатики и ИКТ во инициативной основе во

деятельности; время подготовки к время педагогической

• осуществление различным видам практики, общественной

самостоятельной работы учебных занятий. деятельности на факультете,

во время учебно- выполнения дипломных и

воспитательного курсовых работ.

процесса в вузе.

• наличие действующих мотивов и личностных качеств (целеустремленность, самостоятельность, ответственность, инициативность, творческие способности);

• сформированность способностей к рефлексии и оценке собственной самообразовательной деятельности;

• сформированность умений и способностей самостоятельно организовывать и осуществлять познавательную деятельность в области информатики и ИКТ и творчески выходить из сложных ситуаций.

цель

Рис. Модель формирования готовности будущего учителя информатики к самообразованию в области информатики и ИКТ

ки. Процессуальный компонент включает формы, методы и средства подготовки будущего учителя информатики в соответствии с тремя этапами: пропедевтический, органи-зационно-деятельностный, инициативный.

Цель пропедевтического этапа подготовки будущего учителя информатики к самообразованию состоит в формировании потребности у студентов к самообразовательной деятельности в педагогическом вузе; в формировании направленности учебной деятельности студентов на самообразование. На данном этапе студенты первого курса знакомятся с основными принципами организации самообразовательной деятельности, с приемами рационального учения в педагогическом вузе.

Целью организационно-деятельностно-го этапа является формирование умений и способностей, включенных нами в информационно-содержательный компонент готовности будущего учителя информатики к самообразованию. На организационно-дея-тельностном этапе при изучении дисциплин специальной подготовки студенты включаются в самостоятельную (самообразовательную) деятельность по сбору информации и ее теоретическому и практическому осмыслению в тех областях информатики и ИКТ, в которых должен уметь ориентироваться учитель информатики.

Инициативный этап реализуется в ходе самостоятельной работы в школе. На этом этапе во время педагогической практики студенты в реальных педагогических условиях имеют возможность выявить трудности, с которыми сталкивается любой учитель информатики. Поэтому в ходе педагогической практики студенты, анализируя возможные профессиональные ситуации, включаются в

самообразовательную деятельность по собственной инициативе. Кроме этого, в ходе работы над дипломными и курсовыми работами и во время общественной занятости на факультете студенты могут принять участие в самообразовательной деятельности, которую они инициируют, оценивают и корректируют сами.

Результативный компонент модели состоит из показателей, которые определяют уровень готовности будущего учителя информатики к самообразованию в области информатики и ИКТ.

Внедрение в образовательный процесс модели формирования готовности будущего учителя информатики к самообразованию в области информатики и ИКТ будет способствовать повышению эффективности подготовки студентов к самообразовательной деятельности.

Библиографический список

1. Быстрова А. В. Формирование ценностного отношения к самообразованию у будущего учителя: на примере иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук: - М., 2009. - 220 с.

2. Дорофеев М. В. Формирование творческой самостоятельности у будущих учителей отечественной истории // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 6. - С. 300-304.

3. Лапшина Г. А. Формирование готовности к самообразованию у будущих учителей иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук. - Елец, 2004. - 194с.

4. Ульянова Л. А. Психолого-педагогические условия формирования готовности будущего учителя к профессиональному самообразованию: дис. ... канд. пед. наук - Калуга, 2001. - 178 с.

5. Юдакова С. В. Формирование готовности студентов вуза к профессионально-педагогическому самообразованию: дис. ... канд. пед. наук - Владимир, 2002. - 174 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.