УДК 378+004
Сажина Татьяна Сергеевна
Старший преподаватель кафедры информатики и информационных технологий Нижегородского государственного педагогического университета, [email protected], Нижний Новгород
модель формирования готовности будущего учителя
информатики к самообразованию в области информатики и икт
Аннотация. В статье представлена необходимость и специфика подготовки будущего учителя информатики к самообразованию в области информатики и ИКТ, а также описана модель формирования готовности будущего учителя информатики к самообразованию в области информатики и ИКТ.
Ключевые слова: учитель информатики, самообразование, готовность к самообразованию.
Sazhina Tafyana Sergeevna
Senior lecturer of the Department of Informatics and information technologies at the Nizhny Novgorod state pedagogical University, [email protected], Nizhny Novgorod
model of formation of preparedness of future teachers of computer science for self-education in the field of informatics and ict
Abstract. The article presents the need for and the specificity of the training of future teachers of computer science for self-education in the field of computer science and ICT, and describes the model of preparedness of future teachers of computer science for self-education in the field of computer science and ICT.
Key words: teacher of informatics, self-education, readiness for self-education
В соответствии с нормативными документами «Приоритетный национальный проект «Образование» (2005 г.), «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2009 г.) образование является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на совершенствование качества обучения и воспитания учащихся, которое напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более оно важно для профессии с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. В нормативных документах «Концепция модернизации образования на период до 2010 года », «Госу-
дарственный образовательный стандарт» (2005 г.), «Федеральный государственный образовательный стандарт» (2009 г.) четко отражена ориентация на подготовку будущего учителя к самообразовательной деятельности, что определяет одну из основных задач вузовского педагогического образования. Самообразование способствует формированию важнейших личностных и профессиональных качеств учителя и является значимой компонентой профессионального развития человека, одним из показателей сформированности личности.
Анализ исследований показал, что проблема подготовки будущего учителя к самообразованию, рассматривалась в исследованиях А. В. Быстровой [1], М. В. Дорофеева [2], Г. А. Лапшиной [3], Л. А. Ульяновой [4], С. В. Юдаковой [5] и других. В ходе анализа установлено, что среди различных групп умений и способностей, в рассмотренных работах названных авторов, можно выделить следующие общие умения и способно-
сти, необходимые для дальнейшего самообразования: потребности в самообразовании; умения, необходимые для организации самообразовательной деятельности (постановка цели, планирование, реализация познавательной деятельности, корректировка); творческие способности, личностные качества (уверенность в себе, позитивная самооценка). Вместе с тем, для учителя предметника важным и значимым является самообразование, связанное с предметом, который он преподает в школе. Учитель информатики должен быть компетентен в вопросах, связанных с информационными технологиями. А быстрый темп развития предмета информатики и ИКТ, диктует необходимость непрерывного пополнения своих знаний и умений в данной области. Обучаясь в педагогическом вузе, будущий учитель должен не только овладеть умениями и способностями, необходимыми для самообразовательной деятельности (умение ставить цель, планировать самообразовательную деятельность, анализировать свое исполнение и др.), но и получить представление о тех разделах области информатики и ИКТ, изучение которых потребует самообразования в профессиональной деятельности. Таким образом, специфика предмета информатики и ИКТ требует от будущего учителя информатики владение как общими, так и специфическими умениями и способностями, которые ему необходимы для непрерывного самообразования в области информатики и ИКТ. Нами выделены три компонента готовности будущего учителя информатики к самообразованию в области информатики и ИКТ: мотивационный, информационно-содержательный, организационно-рефлексивный компоненты.
Мотивационный компонент включает в себя: потребность в приобретении знаний и умений; осознание личной и общественной значимости самообразовательной деятельности учителя; наличие стойких познавательных и профессиональных интересов, побуждающих к расширению имеющихся и приобретению новых знаний; целеустремленность, самостоятельность.
Организационно-рефлексивный компонент включает в себя способности и умения, которые необходимы учителю-предметнику для самообразования.
Информационно-содержательный компонент содержит умения и способности, необходимые будущему учителю информатики для самообразования в области информатики и ИКТ.
Вместе с тем, экспериментальное исследование показало, что уровень готовности выпускников педагогического вуза к самообразовательной деятельности в области информатики и ИКТ находится на невысоком уровне. У будущих учителей информатики сформированы представления о способностях и умениях, необходимых для самообразования, студенты заинтересованы в самостоятельном пополнении знаний. Но они не готовы к самообразованию в области информатики и ИКТ, а именно к самостоятельному расширению узкоспециализированных технических знаний, не готовы стимулировать себя для изучения нового программного обеспечения, к самостоятельному изучению техники, используемой человеком в повседневной жизни, не могут свободно ориентироваться в развитии информационного развития общества. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что уровень готовности будущего учителя информатики к самообразованию является недостаточным.
Системно-деятельностный, личност-но-ориентированный и компетентностный подходы позволяют рассматривать подготовку студентов к самообразовательной деятельности как систему, направленную на формирование готовности будущего учителя информатики к самообразовательной деятельности, т. е. на овладение самообразовательной компетенции, а также направленную на личность студента. Названные подходы положены в основу разработки модели формирования готовности будущего учителя информатики к самообразованию. Ее структурными компонентами являются целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты. Целевой компонент включает комплекс целей, ориентированных на формирование готовности будущих учителей к самообразовательной деятельности. Содержательный компонент раскрывается через описание способностей и умений, входящих в мотивационный, организационно-рефлексивный и информационно-содержательный компоненты подготов-
Модель формирования готовности будущего учителя информатики к самообразованию в
области информатики и ИКТ
содержание
процесс
результат
формирование готовности будущего учителя информатики к самообразованию
мотивационныи компонент
организационно- информационно-
рефлексивный компонент содержательный компонент
• потребность в приобретении знаний и умений;
• осознание личной и общественной значимости самообразовательной деятельности учителя;
• наличие стойких познавательных и профессиональных интересов, побуждающих к расширению имеющихся и приобретению новых знаний;
• целеустремленность;
• самостоятельность
Профессиональные умения:
• умение ставить перед собой цель;
• умение создавать индивидуальную самообразовательную программу;
• умение организовывать и регулировать самообразовательную деятельность;
• умение анализировать самообразовательную деятельность;
• умение самостоятельно приобретать, представлять и транслировать новые знания;
• умение контролировать и оценивать самообразовательную деятельность;
• умение применять результаты самообразовательной деятельности в конкретной ситуации;
• умение формулировать выводы и видеть возможности практического применения полученных результатов. Личностные качества:
• способность порождать новые идеи;
• способность выявлять, осмысливать и оценивать возможности своего развития;
• ответственность;
• предприимчивость;
• настойчивость;
• инициативность;
• активность мышления.
Общие умения и способности учителя-предметника:
• умение отбирать из потока научных знаний информацию, значимую, для обучения учащихся;
• умение ориентироваться в потоке новых обновлений информационных технологий;
• способность не бояться ошибиться при изучении нового программного обеспечения;
• умение ориентироваться в потоке информационного развития общества;
• умение самостоятельно изучать технику, используемую современным человеком в повседневной жизни;
• умение искать альтернативу изучаемым информационным технологиям в школе. Специфические умения и способности учителя информатики:
• умение ориентироваться в содержании школьного курса «Информатика и ИКТ»:
• способность стимулировать себя к изучению новой версии программного продукта;
• способность поддерживать интерес к изучению новых информационных технологий;
• умение самостоятельно расширять узкоспециализированные технические знания.
Пропедевтический О Организационно- Инициативный этап
этап деятельностный этап
;
• знакомство студентов с • осуществление • осуществление
основными понятиями и самообразовательной самообразовательной
приемами организации деятельности в области деятельности на
самообразовательной информатики и ИКТ во инициативной основе во
деятельности; время подготовки к время педагогической
• осуществление различным видам практики, общественной
самостоятельной работы учебных занятий. деятельности на факультете,
во время учебно- выполнения дипломных и
воспитательного курсовых работ.
процесса в вузе.
• наличие действующих мотивов и личностных качеств (целеустремленность, самостоятельность, ответственность, инициативность, творческие способности);
• сформированность способностей к рефлексии и оценке собственной самообразовательной деятельности;
• сформированность умений и способностей самостоятельно организовывать и осуществлять познавательную деятельность в области информатики и ИКТ и творчески выходить из сложных ситуаций.
цель
Рис. Модель формирования готовности будущего учителя информатики к самообразованию в области информатики и ИКТ
ки. Процессуальный компонент включает формы, методы и средства подготовки будущего учителя информатики в соответствии с тремя этапами: пропедевтический, органи-зационно-деятельностный, инициативный.
Цель пропедевтического этапа подготовки будущего учителя информатики к самообразованию состоит в формировании потребности у студентов к самообразовательной деятельности в педагогическом вузе; в формировании направленности учебной деятельности студентов на самообразование. На данном этапе студенты первого курса знакомятся с основными принципами организации самообразовательной деятельности, с приемами рационального учения в педагогическом вузе.
Целью организационно-деятельностно-го этапа является формирование умений и способностей, включенных нами в информационно-содержательный компонент готовности будущего учителя информатики к самообразованию. На организационно-дея-тельностном этапе при изучении дисциплин специальной подготовки студенты включаются в самостоятельную (самообразовательную) деятельность по сбору информации и ее теоретическому и практическому осмыслению в тех областях информатики и ИКТ, в которых должен уметь ориентироваться учитель информатики.
Инициативный этап реализуется в ходе самостоятельной работы в школе. На этом этапе во время педагогической практики студенты в реальных педагогических условиях имеют возможность выявить трудности, с которыми сталкивается любой учитель информатики. Поэтому в ходе педагогической практики студенты, анализируя возможные профессиональные ситуации, включаются в
самообразовательную деятельность по собственной инициативе. Кроме этого, в ходе работы над дипломными и курсовыми работами и во время общественной занятости на факультете студенты могут принять участие в самообразовательной деятельности, которую они инициируют, оценивают и корректируют сами.
Результативный компонент модели состоит из показателей, которые определяют уровень готовности будущего учителя информатики к самообразованию в области информатики и ИКТ.
Внедрение в образовательный процесс модели формирования готовности будущего учителя информатики к самообразованию в области информатики и ИКТ будет способствовать повышению эффективности подготовки студентов к самообразовательной деятельности.
Библиографический список
1. Быстрова А. В. Формирование ценностного отношения к самообразованию у будущего учителя: на примере иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук: - М., 2009. - 220 с.
2. Дорофеев М. В. Формирование творческой самостоятельности у будущих учителей отечественной истории // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 6. - С. 300-304.
3. Лапшина Г. А. Формирование готовности к самообразованию у будущих учителей иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук. - Елец, 2004. - 194с.
4. Ульянова Л. А. Психолого-педагогические условия формирования готовности будущего учителя к профессиональному самообразованию: дис. ... канд. пед. наук - Калуга, 2001. - 178 с.
5. Юдакова С. В. Формирование готовности студентов вуза к профессионально-педагогическому самообразованию: дис. ... канд. пед. наук - Владимир, 2002. - 174 с.