Карпова Г.А., Богданова И.М. РОЛЬ И МЕСТО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ
Аннотация. В публикации раскрыты основные направления развития предпринимательства в сфере туризма. Обоснованы основные формы предпринимательства и проблемы, которые возникают при осуществлении туристской деятельности. Раскрыты особенности инновационного туризма и перспектив его развития в нашей стране.
Ключевые слова. Предпринимательство, туризм, экономика региона, инновационный туризм.
Karpova G.A., Bogdanova I.M. THE ROLE AND PLACE OF ENTREPRENEURSHIP IN TOURISM SERVICES
Abstract. The publication reveals the main directions of development of entrepreneurship in the field of tourism. The main forms of entrepreneurship and problems that arise in the implementation of tourism activities are substantiated. The features of innovative tourism and its development prospects in our country are revealed.
Keywords. Entrepreneurship, tourism, economy of the region, innovative tourism.
Практика развитых стран показывает, что предпринимательство играет главную роль в решении социально-экономических проблем, таких как создание новых рабочих мест и сокращение уровня безработицы, подготовка квалифицированных кадров, что определяет расширение его возможностей и увеличение доли в экономике, особенно в отраслях, где высок его потенциал.
Научный интерес представляет исследование Е.А. Мавриной, которое с использованием статистических данных показывает взаимосвязь занятости населения и размера ВВП на душу населения. В странах Африки и Южной Америки наиболее распространена такая форма предпринимательства, как самостоятельная занятость, в российской практике данный термин возник недавно и еще не получил должного развития. В указанных странах процент самозанятого населения достигает 50-70%, при ВВП от 5 до 10 тыс. долларов на душу населения, тогда как в развитых странах величина самозанятых незначительна - не более 10% при размере среднедушевого ВВП до 50-60 тыс. долларов [6].
Достаточно интересной является точка зрения о роли предпринимательства в развитии инноваций, впервые сформулированная Й. Шумпетером, который связывал создание новых видов услуг, товаров и открытия рынков с формированием нового пласта предпринимателей, заинтересованных в «производительных» инновациях. Нельзя не согласиться с тем, что предпринимательство создает особую культуру формирования бизнеса, внося производительный вклад в общественную жизнь и развитие экономики. В научных источниках обращается особое внимание на необходимость создания государственных стимулов для развития предпринимательской инициативы, чем выше поддержка государства, тем сильнее концентрация предпринимательства.
ГРНТИ 06.52.13
© Карпова Г.А., Богданова И.М., 2019
Галина Алексеевна Карпова - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и управления в сфере услуг Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Индира Мусафендиевна Богданова - стажер кафедры экономики и управления в сфере услуг Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с авторами (Карпова Г.А.): 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21 (Russia, Saint-Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 (906) 482-52-22. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 01.04.2019.
Среди причин недостаточной популярности предпринимательства в России некоторые эксперты выделяют не только отсутствие благоприятных, стабильных экономических условий для ведения бизнеса, но и нехватку необходимых знаний и несформированность компетенций в области предпринимательства. Кроме этого, в России пока не сформировалась предпринимательская культура. В большинстве регионов России не существует площадок, на которых начинающие предприниматели могли бы получать актуальные знания и навыки, обмениваться информацией, разрабатывать собственные идеи, получать консультации экспертов, в результате чего инновационные идеи либо не появляются, либо не выходят на рынок, оставаясь в стенах вузов и научных лабораторий.
Опыт развитых стран показывает, что предпринимательство характеризуется различными типами занятости, отраслевой принадлежности и методов хозяйственной деятельности. Достаточно популярной формой хозяйственной деятельности, куда могут входить предприниматели, является кластер, как объединение ряда отраслей для создания однородных продуктов или услуг. Впервые понятие кластера было сформулировано М. Портером [8], где автор предложил связывать группы малых предприятий по географическому признаку. Анализ опыта кластеризации показывает целесообразность их разделения на два основных вида: отраслевой (внепространственный) и пространственный. Первый тип характеризуется родственностью отраслевой принадлежности компаний, второй тип - географической концентрацией [5].
Развитие туристских услуг во многом определяет формирование различных направлений предпринимательства, в т.ч. посредством объединения нескольких малых предприятий в единый туристский кластер. Следуя теории кластеризации, можно сказать, что туристский кластер представляет собой совокупность малых предприятий и предпринимателей, деятельность которых подчинена развитию индустрии туризма. Поскольку туристская индустрия, формируемая посредством особого многокомпонентного механизма, включает в себя различные направления деятельности для предпринимательства, она может образовывать различные кластеры, например: туристско-рекреационный кластер, кластер проектно-образовательного туризма и т.д.
Разразившийся в 2008 году мировой экономический кризис, а затем кризис «санкционный» в полной мере обнажили проблемы российской экономики, обусловленные ее сырьевым характером. Именно кризисные явления показали необходимость развития альтернативных форм регионального развития экономики, не связанных с основными отраслями, формирующими бюджет страны. Индустрия туризма является «локомотивом» для развития регионального бизнеса в условиях тотального дефицита региональных бюджетов. В некоторых странах международный туризм занимает до 30% в структуре экспорта и около 6% в общем объеме экспорта товаров и услуг, что определяет высокие инвестиции в развитие этого направления бизнеса [13]. Дополнительным фактором, обусловливающим необходимость развития предпринимательства в туристской сфере, становится тотальное недо-инвестирование отечественной экономики, где на долю производительного предпринимательства приходится не более 1-2% при условии, что такая деятельность носит инновационный характер.
Развитие в России рентоориентированной модели предпринимательства [1], в основе которой лежит доступ к природным ресурсам, деформирует структуру предпринимательства в целом. Это порождает проблемы непропорционального регионального развития, где на долю ресурсодобывающих регионов приходится основной вклад в наполнение федерального бюджета. Кроме того, доминирование рентоориентированного предпринимательства порождает отсутствие конкуренции в отдельных отраслях экономики и недостатки номенклатуры выпускаемой продукции.
Сегодня, отечественная индустрия туризма может в полной мере конкурировать с развитыми странами, что определяет необходимость активизации в отрасли предпринимательства и его экономической поддержки. Следуя мировой практике, можно отметить, что туризм, несмотря на низкую маржинальность, обладает существенным мультипликативным эффектом для экономики, поскольку данная сфера вовлекает в свое развитие различные сектора и направления бизнеса. Как следует из данных Всемирного совета путешествий и туризма [3], сфера туризма характеризуется высоким коэффициентом создания рабочих мест, на трех туристов приходится одно рабочее место, что в условиях безработицы особенно актуально для слаборазвитых регионов России.
По данным Всемирной туристской организации [4], сфере туризма принадлежит около 9% мирового ВВП (это порядка 7,2 трлн долларов США) и каждое 11-е рабочее место в мире. Только в 2015 году было создано 2,5 млн рабочих мест, связанных с обслуживанием туристов - в турагентствах, гости-
ничном и ресторанном бизнесе, авиаперевозках. Развитие туризма формирует синергетический эффект к развитию более пятидесяти отраслей экономики, в структуре мирового экспорта товаров и услуг уступая лишь топливной и химической промышленности, заметно опережая такие направления, как автомобилестроение и производство продуктов питания.
По данным Ростуризма [11], объем платных туристских услуг на территории РФ вырос в 2018 по сравнению с 2017 годом на 9%; среди регионов-лидеров оказались Пермский край (рост на 144%), Томская область (рост на 74%), Забайкальский край (рост на 52%). Также заметный рост продемонстрировал показатель объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения на территории РФ в 2018 году по сравнению с годом ранее (на 10%). Среди лидеров оказались Волгоградская область (рост на 155%) и Ненецкий автономный округ (рост на 97%). Развитие инфраструктурной поддержки туризма определяется необходимостью роста инвестиций и дальнейшего совершенствования законодательства в данной сфере. Для повышения доли въездного и внутреннего туризма необходимо создание инфраструктуры, повышающей доступность и безопасность отдыха в России, а также привлекательность путешествий как для россиян, так и для иностранных граждан.
В 2018 году завершилось действие Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Вместе с тем практические результаты реализации данной программы показали ее недостаточную эффективность по причине ненадлежащего контроля со стороны Ростуризма за реализацией бюджетных инвестиций в объекты обеспечивающей инфраструктуры создаваемых туристских кластеров. Из 30 объектов фактически введено в эксплуатацию только 22. Из 108 объектов туристской инфраструктуры, запланированных к созданию за счет средств частных инвесторов, не создано 52 объекта.
В мае 2018 года Правительством РФ была утверждена новая концепция ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2019-2025 годы» [12] с прогнозным объемом финансирования за счет средств федерального бюджета в размере около 70 млрд рублей. Как указано в концепции, конечным результатом программы будет являться рост совокупного туристского потока по России до уровня 93 млн человек (рост на 28%), что позволит достичь запланированного увеличения вклада туризма в валовой внутренний продукт РФ более чем на 70% к концу 2025 года.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны, определены основные цели, задачи, принципы и направления государственной политики в сфере туризма. Кроме того, разработана Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, определяющая принципы устойчивого развития внутреннего туризма в стране.
Несмотря на то, что в Российской Федерации проживают около 146 миллионов человек, большинство населения (около 50-60%) не являются потребителями туристских услуг, основным сдерживающим фактором выступает отсутствие или недостаточность денежных средств. Принимая во внимание сложившиеся социально-экономические и политические условия (повышение стоимости туристских услуг, ввиду обесценения национальной валюты, падение реальных доходов населения на протяжении последних пяти лет, низкое качество туристского сервиса на внутренних направлениях туризма), развитие государственных программ поддержки индустрии туризма приобретает особую актуальность.
Следуя по пути децентрализации и диверсификации ресурсов для развития туризма, на уровне государства необходимо создание качественной инфраструктуры, обеспечивающей переход от отдельных разрозненных предприятий к формированию туристских кластеров в регионах, в т. ч. на условиях государственно-частного партнерства. Такое направление развития туризма с привлечением средств государства и частных концессионеров обеспечит не только приток инвестиций, но и будет способствовать максимальному развитию туристских центров на всей территории России. Не менее заметной должна стать деятельность со стороны государства, направленная на обучение и консультации предпринимателей по всем направлениям ведения туристского бизнеса. Во многом этому будет способствовать развитие программ трудоустройства молодежи в сфере туризма с одновременным созданием обучающих программ. По этому пути идет развитие предпринимательства в сфере туризма в развитых странах.
По данным Всемирной туристской организации [14], Россия входит в десятку наиболее часто посещаемых туристами государств. Одним из перспективных направлений является активная работа по повышению конкурентоспособности России, как мировой туристской дестинации, созданию благоприятных условий для иностранных путешественников в нашей стране и продвижению туристского потенциала Российской Федерации за рубежом, в частности, в сотрудничестве с Российским экспортным центром в рамках национальной стратегии продвижения экспорта, бизнеса и культуры «Сделано в России». Необходимо отметить высокий потенциал дальневосточных регионов России с точки зрения привлечения въездного турпотока. Они обладают не только широким спектром туристских возможностей, но и удобным географическим расположением для туристов Азиатско-Тихоокеанского региона, который является наиболее динамично растущим туристским рынком.
В настоящее время, по информации Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО) [14], Китай находится на первом месте в мире по размеру расходов на отдых - 261 млрд долларов США за 2016 год. Это практически в два раза больше, чем расходы США, которые оцениваются в 122 млрд долл. США за 2017 год. Германия, Великобритания и Франция также входят в пятерку лидеров по затратам туристов. По данным ЮНВТО, в 2016 году по всему миру были совершены 1235 млн поездок, что на 46 млн больше, чем в 2015 году. ЮНВТО прогнозирует сохранение положительной тенденции и ожидает, что число поездок достигнет 1,8 млрд в год к 2030 году. Наибольший прирост показывают такие регионы, как Африка, Азия и Тихоокеанский бассейн. Из всего международного потока туристских поездок половина посещений (615 млн) приходится на Европейский континент, включая Россию. По статистике ЮНВТО, Франция лидирует среди наиболее привлекательных стран для туризма, далее следуют США, Испания, Китай и Италия.
При разработке поддерживающих мер развития как национального, так и регионального туризма, направленных на масштабное увеличение туристского потока, необходимо учитывать глобальные факторы потребительского выбора. Так в сентябре 2016 года крупнейшей туристской компанией-провайдером Booking.com [15] были собраны и проанализированы данные по отзывам и предпочтениям путешественников из 13 стран. Согласно полученным результатам, в туриндустрии прослеживаются следующие тенденции:
1. Усиление влияния информационных технологий, поскольку при планировании путешествий сегодня достаточно активно используются мобильные приложения смартфонов.
2. Увеличение потоков делового туризма (командировки, конференции, выставки), при котором происходит совмещение деловых целей и экскурсионных и развлекательных программ.
3. Формирование новой логистики маршрутов и изменение привычных туристических направлений становится главным трендом, характерным практически для всех стран, особенно заметно его проявление в Бразилии, Индии, США, Китае и Таиланде.
4. Развитие бюджетных вариантов туризма. Данный тренд включает в себя социальный туризм, где наряду со снижением стоимости поездок остаются востребованными оздоровительные туры, позволяющие укреплять физическое здоровье.
5. Развитие экологического туризма. Выбор наиболее экологичных туристских маршрутов, а также поиск новых направлений экотуризма, является сегодня трендом в развитии современной туристской индустрии и открывает перед ней совершенно новые направления.
Исследование зарубежного опыта государственного регулирования и инфраструктурной поддержки развития туризма показывает, что основные направления охватывают: государственное участие и развитие программ поддержки туризма; программы финансовой поддержки, включая субсидирование индустрии туризма; лицензирование и стандартизацию туризма; налоговое и таможенное регулирование сферы туризма. Опыт развитых европейских стран, с точки зрения предпринимательства, позволяет проанализировать различные концептуальные модели развития региональной системы предпринимательства в туризме.
Так, в Австрии организация туризма входит в компетенцию Федерального министерства науки, исследований и экономики. Особенностью государственного регулирования является интеграция туризма в экономику с целью решения общеэкономических проблем и урегулирования развития отдельных регионов, а также развития предпринимательства и снижения безработицы путем гармонизации регионального и федерального законодательства. С точки зрения финансовой поддержки, в Австрии получил развитие институт государственных гарантий в случае банкротства компаний, а также созда-
ние программ, обеспечивающих финансовую поддержку туристской индустрии, включая стартапы и микропредприятия в сфере туризма. Обеспечения финансирования происходит посредством предоставления грантов, субсидирования процентных ставок и выдачи льготных кредитов для предпринимателей. Особая роль в финансовой поддержке предпринимателей принадлежит Европейскому инвестиционному банку, оказывающему услуги финансирования государственных программ и программ развития туризма в Австрии. Финансирование из бюджета осуществляется посредством реализации федеральной программы, а также программы ЕС на период 2014-2020 гг., предусматривающей софи-нансирование проектов ЕС, имеющих особое значение для страны.
В Бельгии процесс организации туристской деятельности осуществляется в соответствии с Кодексом о туризме, принятым в 2010 году. Кодификация туризма определила полномочия органов управления и структуру его развития на региональном уровне. Стимулирование развития туризма происходит по принципу создания в каждом регионе федераций туризма с установленным лимитом расходов. Ежегодный размер субсидий из госбюджета не превышает 40-50 тыс. евро и устанавливается для каждой федерации или дома туризма. В Бельгии существует понятие социального туризма, под которым понимается деятельность, организованная для лиц с ограниченными финансовыми возможностями. Такой вид туризма не преследует цели извлечения прибыли, а осуществляется, главным образом, для поддержания активности наименее защищенных слоев населения, куда входят люди с ограниченными возможностями и пенсионеры.
В Великобритании регулирование туристской деятельности происходит на основе Закона о развитии туризма, принятого еще в 1969 году. Целевые ориентиры данного документа связаны не только с развитием туризма, но и обеспечением его государственного финансирования, строительства объектов инфраструктуры, содействия в регистрации малых предприятий и предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере туризма. Кроме того, посредством Закона осуществляется планирование национальной стратегии туризма, защиты прав потребителей услуг. Некоторые аспекты туристской деятельности регулируются нормативными актами ЕС.
Развитие туризма в Германии осуществляется главным образом посредством регулирования санаторно-курортной деятельности. Данный сегмент определяет самую большую долю на рынке туризма Германии и регулируется федеральными и земельными уровнями. В Германии существует более 350 курортов и центров реабилитации, часть из них принадлежит государству, а часть представлена частными курортными комплексами. Порядок регулирования сферы туризма в Германии преимущественно подчинен федеральному законодательству, но не имеет отдельного регулирующего органа, как это реализовано в других европейских странах. На уровне немецкого правительства осуществляется инвестирование в различные направления туристского бизнеса, но главным направлением остается лечебно-оздоровительный комплекс. Предпринимательство активно развивается в сфере туризма, однако основная доля принадлежит крупным компаниям, включая государственные. Для туристской сферы Германии характерно распределение ответственности и функционала между региональными и федеральными уровнями власти, что отражается не только на регулировании, но и финансировании программ туризма, включая курортный туризм.
Необходимо отметить, что регулирование туризма в Германии на региональном уровне осуществляется при поддержке земельных министерств экономики, созданных в конце 80-х гг. XX века, как Агентства регионального маркетинга. Данные структуры не входят в федеральный или региональный уровень власти, а являются обществами с ограниченной ответственностью, участниками или учредителями которых выступают предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере туризма. Несмотря на уже созданные структуры, регулирующие сферу туризма, местное законодательство предусматривает административную поддержку, главным образом, реализуемую за счет дополнительного налогообложения. Особые муниципальные налоги, собираемые с курортных и туристских объектов, позволяют поддерживать развитие внутреннего туризма, кроме того, за счет этих средств осуществляется развитие туристской инфраструктуры. Германия заинтересована не только в развитии коммерческого туризма, но и стимулирует развитие социального туризма, предоставляя наиболее незащищенным категориям населения (пенсионеры, студенты, инвалиды) скидки и льготные тарифы на транспортные, оздоровительные и экскурсионные услуги.
Развитие туризма в Испании, главным образом, определяется единым органом в туристской сфере, которым является Государственный секретариат по туризму Министерства промышленности, энерге-
тики и туризма Испании. Координация деятельности государственных и частных компаний в сфере туризма возложена на Институт туризма в Испании, входящий в структуру указанного министерства. Несмотря на наличие единого координирующего органа, в соответствии с Конституцией страны, создание инфраструктуры и законодательной базы относится к компетенции региональных властей. Несмотря на развитие внутреннего туризма, развитию внешнего туризма уделяется наибольшее влияние, что определяет и выбор программ поддержки предпринимателей, занятых в этой сфере.
Еще одна европейская страна, чей опыт развития туризма имеет чрезвычайное значение для адаптации в российской практике, это Италия. Сектор туризма в этой стране приносит до 10% от размера ВВП страны, создавая около 2 млн рабочих мест в экономике. Несмотря на высокий спрос со стороны въездного туризма, развитие внутреннего туризма является приоритетным направлением с точки зрения программной поддержки и вклада в финансирование. Именно на внутренний туризм приходится более 30% всех поездок по стране. Туристская индустрия за последние 35 лет пережила несколько этапов реформирования. Еще в 1983 году был принят Закон о туризме, целью которого стало развитие мер поддержки турбизнеса и создание управляющей структуры. Поскольку до 70% в турбизнесе занимают предприятия малого и среднего бизнеса, а также предприятия семейного бизнеса, в 2000 году появился Законодательный декрет, определивший создание «Фонда содействия молодым предпринимателям» от 18 до 35 лет. Фонд занимается активной поддержкой и продвижением предпринимателей, предоставляющих туристские услуги и услуги смежного характера. Несмотря на небольшой объем инвестиций фонда, составляющего всего 516 тыс. евро, его создание доказало свою эффективность, поскольку он предоставляет не только финансовую поддержку предпринимателям, но и распространяется на инвестиции и финансирование программ обучения и подготовки предпринимателей.
В 2001 году в Италии был принят не менее значимый Закон «О реформе национального законодательства о туризме», определяющий развитие туризма в наиболее экономически слабых и депрессивных регионах страны, действующий в рамках национальной конфедерации в различных направлениях туристской деятельности, включая инфраструктурное развитие, местный туризм, софинансирование программ малого предпринимательства в туризме и пр. В 2011 году Парламент Италии принял законодательный декрет, определяющий основополагающие вопросы регулирования туристской индустрии, в отдельных источниках именуемый «Кодекс туризма». Основная задача Кодекса состояла в снижении законодательных и административных барьеров для предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в сфере туризма. Кодекс был призван не только снизить бюрократические барьеры для предпринимателей, но и оказать стимулирующее воздействие на развитие экономики страны после затяжного европейского кризиса. Так, для молодых предпринимателей в возрасте до 35 лет открылась новая возможность получения беспроцентных кредитов при осуществлении туристской деятельности, а также налоговые вычеты до 30% при осуществлении гостиничного бизнеса и услуг, смежных с туристской деятельностью.
Фактически, в рамках данного Кодекса для молодых предпринимателей были открыты совершенно новые финансовые возможности, а также созданы дополнительные программы поддержки для специалистов в возрасте до 30 лет, имеющих специальность по развитию культуры и искусства для заключения гибких трудовых контрактов. В некоторых провинциях южной Италии для развития предпринимательства в сфере туризма в безвозмездное пользование были предоставлены объекты движимого и недвижимого имущества, закрепляющие за бизнесом не только широкие права, но и обязанности. Дело в том, что южные регионы страны являются наименее экономически развитыми, что определяет их дотационный характер и необходимость постоянной поддержки со стороны государства. Развитие туризма и поддержка предпринимательской инициативы способствуют не только выходу из кризисной ситуации, но и привлечению дополнительных инвестиций в экономику, включая инвестиции на реставрацию объектов культурного наследия.
Анализ государственного регулирования и инфраструктурной поддержки развития туризма в зарубежных странах показал, что меры, направленные на увеличение доли внутреннего или въездного туризма, должны происходить при одновременном развитии предпринимательства, которое является движущей силой для экономики. Наряду с созданием программ, директив и кодификацией туристской индустрии, важно активно развивать централизованное управление сектора с учетом скоординированного взаимодействия всех ведомств, отвечающих за качество туристских услуг.
Стимулирование развития наиболее экономически слабых и депрессивных регионов может происходить главным образом за счет развития туризма с учетом оказания поддержки малому бизнесу и развитию молодежного предпринимательства. Привлечение дополнительных инвестиций может происходить в рамках программ развития внутреннего и въездного туризма, что подтверждается успешным опытом ряда европейских стран. Программы стимулирования предпринимательства в сфере туризма должны содержать не только законодательные инициативы, но и конкретные шаги финансовой поддержки, включая предоставление налоговых вычетов и беспроцентного кредитования. Обучение предпринимателей и привлечение в профессию молодежи в сфере туризма должно входить в перечень обязательных направлений и программ по развитию внутреннего и въездного туризма.
Анализ различных форм стимулирования предпринимательства в сфере туризма показывает, что поддержка должна осуществляться в разных направлениях: финансовая, консалтинговая, информационная, инфраструктурная, образовательная. Вовлечение предпринимательства в туристскую деятельность дает не только положительный эффект на уровне развития экономики, но формирует качественно иные направления развития в условиях ограничения роста сырьевого сектора экономики и развития инвестиционного потенциала для малого бизнеса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова А.Ю. Кластеры в мировой индустрии туризма: региональная экономика и агломерация взаимозависимых фирм // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2007. № 5. С. 43-62.
2. Баумоль У. Предпринимательство: производительное, непроизводительное и деструктивное // Российский журнал менеджмента. 2013. Т. 11. № 2. С. 61-84.
3. Глава Ростуризма: туризм может стать локомотивом развития экономики РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ria.rU/tourism/20150204/1045880626.html#ixzz3ZJeuQayR (дата обращения 11.03.2019).
4. Доклад Всемирной туристской организации (UNWTO) за 2015 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://media.unwto.org/ru (дата обращения 11.03.2019).
5. Лимонина И.Г., Гузэль Н.И. Кластерный подход к туристско-рекреационному районированию // Страноведение и регионоведение в решении проблем устойчивого развития в современном мире. СПб.: СПбГУ, 2010. С. 269-274.
6. Маврина Е. Развитие предпринимательства не способствует росту экономики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://opec.ru/1818501.html (дата обращения 23.03.2019).
7. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. Москва-Смоленск: Ойкумена, 2005.
8. ПортерМ. Конкуренция. М.: Вильямс, 2005.
9. Постикэ Н.Б. Влияние туризма на экономику регионов, роль государства в развитии индустрии туризма // Проблемы и перспективы развития регионального туризма. 2013. № 14. С. 128-135.
10. Романцова Д.В., Денисевич Е.И. Проблемы развития молодежного предпринимательства // Молодой ученый. 2015. № 8. С. 614-618.
11. Ростуризм. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisti-cheskie-dannye-po-rf-2018 (дата обращения 01.04.2019).
12. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)».
13. Uguru О. International tourism exports rise to US $ 1.5 trillion // The Nation. Truth in Deference of Freedom. April 18, 2015.
14. Всемирная туристская организация. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://marketintelligence.un-wto.org/ ru/node/29659 (дата обращения 01.04.2019).
15. Официальный сайт Booking.com. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news.booking.com/booking-comdestinationsru (дата обращения 01.04.2019).
16. Карпова Г.А., Сигова М.В., Никифоров И.В. Воздействие процессов глобализации на формы и методы государственного регулирования развития туризма // Известия Сочинского государственного университета. 2012. № 4.
17. Карпова Г.А., Гришин С.Ю., Ткачев В.А. Социально-культурная среда и ее влияние на устойчивое развитие кластера детско-юношеского туризма // Детско-юношеский туризм: образовательные технологии. Сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции. СПб., 2018. С. 43-48.