Об итогах реализации ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в
Российской Федерации (2011-2018 годы)» в 2016 году THE RESULTS OF special federal programme «the development of domestic and international tourism in Russian federation (2011-2018)» in 2016
Ь Л московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 327.82+379.83
Дехтярь Галина Максовна, доктор экономических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва
Калмыков Николай Николаевич, кандидат социологических наук, Экспертно-аналитический центр РАНХиГС, г. Москва Попченко Елена Леонидовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры,
Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина - филиал РАНХиГС , г. Саратов
Орлянская Анна Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск
Мусин Ильдар Умярович, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России по спортивно-зрелищным мероприятиям, г. Москва
Dehtjar' Galina Maksovna, candidate of Economic Sciences, professor Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow
Kalmykov Nikolay Nikolaevich, candidate of Sociological Sciences, Head of Expert Analytical Center of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow
Popchenko Elena Leonidovna, candidate of Economic Sciences, Associate Professor Povolzhsky institute of management named after P.A. Stolypin, Saratov
Orljanskaja Anna Aleksandrovna,
candidate of Economic Sciences, Associate Professor
North Caucasian institute of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Pjatigorsk
Musin Il'dar Umjarovich, vice-president of "International Center of Wine and Gastronomy by sports and spectacular actions, Moscow
Аннотация
В статье подробно анализируются проблемы отечественного внутреннего и въездного видов туризма и выделяется ряд ограничивающих рост внутреннего туризма факторов. Авторами демонстрируется влияние социальных и экономических проблем на развитие внутреннего и въездного туризма в России. В статье представлены возможные варианты решения имеющихся проблем в данной отрасли.
Исследование основывается на результатах экспертного опроса, проведенного с целью выявления ключевых проблем в сфере туризма, а также мер по их преодолению, проводимого Экспертно-аналитическим центром РАНХиГС. Также детально были проанализированы результаты федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)» за 2015-2016 год, что позволило сделать выводы об эффективности и результативности применяемых мер по развитию внутреннего и въездного туризма государственной властью.
На основании всего комплекса аналитических работ авторами выдвигаются рекомендации и предложения, выполнение которых позволит решить актуальные проблемы и ускорить развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации в ближайшие годы.
Summary
The article analyzes in details the issues of Russian domestic and inbound tourism. This paper also investigates a number of factors, which constrain the growth of domestic tourism. The authors argue that the social and economic problems affect the development of domestic and inbound tourism in Russia. Some possible solutions of the current problems in the industry are presented in the paper.
The analysis of this article is based on the results of an expert survey. In order to identify the key issues in the field of tourism and measures for overcoming them, the Expert-Analytical Centre of the RANEPA initiated the poll. Moreover, this paper scrutinizes the results from the year 2015 of the Federal policy paper "Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation", which allowed to evaluate the efficiency of the implementation of the program.
In the conclusion the authors propose the possible solutions and methods, which could help to achieve the future development of the Russian tourism in the next several years.
Ключевые слова: внутренний туризм, въездной туризм, федеральная целевая программа, Ростуризм.
Keywords: domestic tourism, inbound tourism, Federal target programs, Federal Agency for tourism.
Введение
В настоящий момент туризм является одним из важных направлений оживления экономики, оказывая стимулирующее воздействие на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля,
производство сувенирной продукции, общественное питание, сельское хозяйство, строительство, а также выступает катализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации [1].
На рынке туристических услуг выделяют три основных направления туризма: выездной туризм, въездной туризм и внутренний туризм.
Однако, даже при имеющихся возможностях России, туристическая отрасль имеет ряд проблем, которые требуют оперативных решений:
1) Проблемы развития внутреннего туризма.
Внутренний туризм является наименее развитым сегментом рынка туристических услуг. Число реализованных туристских путевок по зарубежным странам более чем в 4 раза превышает числе поездок по территории России. Такие показатели демонстрируют отток денег в зарубежные страны, что уменьшает доходы государства, в том числе и общий показатель ВВП Российской Федерации.
Рост внутреннего туризма ограничивается:
- низким уровнем сервиса, который включает уровень обслуживания, качество обслуживания, недостаток квалифицированных кадров;
- отсутствием политики в регионах по созданию устойчивых региональных брендов, которые включали бы не только туризм, но и индустрию, и инвестиционную политику;
- низким уровнем доходов населения, обуславливающим доминирование в потребительских расходах затрат на приобретение продуктов питания и промышленных товаров при незначительных расходах на оздоровление и отдых;
- высокой стоимостью внутренних пассажирских перевозок, снижающая доступность туризма;
- недостаточностью информации о потенциале туристического прибытия;
- неэффективной системой продвижения национального туристического продукта на рынки, слабой политикой в области формирования имиджа туристских дестинаций и их продвижения на внутреннем и внешнем рынках.
И это далеко не полный список проблем. В настоящее время крайне необходимо поддерживать тенденцию нарастания внутреннего туризма. Это связано с возрастающим уровнем культурных запросов россиян, со снижением курсом рубля по отношению к иностранным валютам, что сдерживает спрос на зарубежные туристические поездки.
2) Рекламное и маркетинговое продвижение туристического продукта.
Страны, привлекающие туристов, тратят на рекламно-информационное продвижение от 30 до 100 млн. евро в год. В России это значение значительно меньше, а эффективность расходов остается на низком уровне. Отечественные потребители лучше осведомлены о местах и достопримечательностях других стран, при этом плохо зная географию, историю и туристические места у себя на родине.
В целом на развитие внутреннего и въездного туризма влияет множество как социальных, так и экономических нерешенных проблем:
- если речь идет о въездном туризме, большой проблемой выступает дефицит позитивной информации о стране, что усугубляется политическими факторами, отсутствием рекламы на зарубежных туристических рынках;
- недостаточная развитость туристской инфраструктуры: недостаточно гостиничных комплексов, нехватка крупных массовых объектов развлечений, изношенность транспортной базы, низкое качество дорог, что существенно понижает интерес ко многим туристическим достопримечательностям;
- сложности реализации туристических инвестиционных проектов, которые сопровождаются сложными бюрократическим процедурами, высокими сроками окупаемости, а, следовательно, являются достаточно рискованными;
- несоответствие соотношения уровня цен и качества на предлагаемые туристские услуги и другие.
В современных условиях, когда государство проявляет особый интерес к туриндустрии, решение таких проблем становится реальным. Прежде всего, государство в этом случае может служить неким гарантом успешной реализации инвестиционных проектов. Так, для того, чтобы получить финансовую поддержку инвесторы должны предоставить проработанный бизнес-план, который должен пройти государственную экспертизу, что снижает риски реализации неэффективных проектов. В этом случае использование программно-целевого подхода в рамках государственно-частного партнерства видится весьма актуальным.
Кроме того, весьма перспективным видится создание туристско-рекреационных кластеров в регионах. Кластерный подход к региональному развитию туристической отрасли подразумевает под собой невозможность рассмотрения отраслей региона отдельно друг от друга, а наоборот их представление в виде комплекса взаимосвязанных секторов экономики региона, функционирующих как единое целое. Таким образом, кластеризация отрасли позволит усилить синергетический эффект туризма.
Важным условием развития внутреннего туризма выступит также формирование у населения представления о том, что российский туризм обладает массой преимуществ. Для этого необходимо развивать просветительский туризм, детско-юношеский туризм в рамках самодеятельного, спортивного, походного и познавательного туризма; активно внедрять туристский продукт и туризм выходного дня; повышать удельный вес экскурсий в программах познавательного внутреннего туризма; увеличивать популярность экологического и сельского туризма и путешествий по малым городам России; популяризировать комбинированные туры «отдых--лечение», упрочить тенденции клубного отдыха и путешествий, привить интерес к событийному и паломническому туризму.
Сделанные выводы подтверждают, в том числе, и результаты экспертного опроса[1], проведенного с целью выявления ключевых проблем в сфере туризма, а также мер по их преодолению. Респонденты указали, какие проблемы, по их мнению, актуальны в данный момент в сфере внутреннего туризма. 23% респондентов оказались недовольны высокими
транспортными расходами. Также большое количество экспертов указали проблему недостаточного развития инфраструктуры (21%). Значительная часть опрошенных (19%) считает, что уровень обслуживания в России также не является сильной стороной. 10% опрошенных считает, что внутренний туризм недостаточно рекламируется. В то время как 6% экспертов говорят о том, что цена и качество не соотносятся между собой. Также и были и другие мнения: респондентов, недостаток средств у населения (финансовые барьеры) -4%; недостаточное внимание к сфере туризма со стороны государства - 3%; неблагоприятные экономические условия - 2%.
Также респондентам было предложено оценить, какие действия могут оказать значимое влияние на развитие внутреннего туризма.
[11 Экспертный опрос был проведен Экспертно-аналитическим центром РАНХиГС в 2016 г.
Эксперты «ЗА». (Мера, которая может оказать влияние) Эксперты «Против>>. (Мера, которая не будет иметь успеха)
Создание приемлемой по качеству и разнообразию инфраструктуры 77 24
Доступные ятя большинства цены 85 16
Снижение стоимости транспорта 75 25
Усиление соответствующей пропаганды 29 71
Расширение разнообразия туристического отдыха 52 49
Воспитание интереса к своей стране с раннего детства 59 41
Расширение необходимых товаров по доступным ценам 25 75
Таблица 1. Факторы, влияющие на развитие внутреннего туризма в % по
столбцу
Можно сказать, что такие показатели как качество и стоимость, по мнению респондентов, являются достаточно слабой позицией во внутренней системе туризма России и требуют реорганизации. Мнения относительно "воспитания интереса к своей стране с раннего детства" разделились, что говорит о неоднозначности данного метода.
Экспертам также было предложено высказать предложения по мероприятиям, которые могли бы оказать положительное влияние на развитие внутреннего туризма. Почти шестая часть опрошенных высказалась за развитие туристической инфраструктуры. Чуть
меньше респондентов заявили, что именно улучшение качества и расширение разнообразия туристического отдыха будут способствовать развитию внутреннего туризма. Ещё 13% проголосовали за более активную рекламу и пропаганду туризма в стране. Далее эксперты ратовали за гибкую ценовую политику. Около 10% опрошенных хотели бы снижения цен на транспортные услуги, возможно в виде акций или льгот. Очень интересно, что лишь 8% за поддержку со стороны власти. В целом данная диаграмма наглядно иллюстрирует, что в данной сфере существуют недоработки во всех направлениях. Наиболее значимы и ощутимы они именно в инфраструктуре (рис. 1).
Рисунок 1. Мероприятия, оказывающие положительное влияние на развитие
внутреннего туризма в Российской Федерации
На заседании Президиума Правительства Российской Федерации[1] утверждена федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)». Реализация Программы позволит повысить конкурентоспособность отечественного туристского рынка, создать условия для развития туристской инфраструктуры, привлечь инвестиции в отрасль. Мероприятия Программы направлены также на повышение эффективности продвижения национального туристского продукта на внутреннем и международном рынках, совершенствование системы подготовки кадров. Целью Программы является повышение конкурентоспособности российского туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах. Выделенные бюджетные ассигнования 2015 г. были значительно сокращены, бюджет последней редакции Программы - 31,7 млрд рублей, при этом должно быть привлечено не менее 100 млрд внебюджетных средств. В рамках ФЦП уже профинансировано около 18 млрд рублей из
бюджета и привлечено более 50 млрд руб. инвестиций (данные Ростуризма). Достижение цели Программы будет обеспечиваться решением следующих основных задач:
Задача 1 «Развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации»;
Задача 2 «Повышение качества туристских услуг»;
Задача 3 «Продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках».
Начиная с 2014 года в России проявились тенденции, значительно изменившие структуру отечественного туризма: отмечается активный рост внутреннего турпотока в России, увеличение въездного потока составляет около 16%, а выездной туризм уже сократился на 31,4% (данные Ростуризма) из-за снижения курса рубля.
В 2015-2016 гг. произошло изменение структуры турбизнеса: значительно уменьшился спрос на поездки за рубеж, при этом количество путешествующих по России только за 2016 год увеличилось почти на 30% (данные Росутризма). По состоянию на 1 января 2016 г. в единый федеральный реестр туроператоров внесены сведения о 4244 туроператорах, гражданская ответственность которых перед туристами застрахована на сумму более 25 млрд. рублей.
В рамках реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года Ростуризмом и Министерством Культуры РФ проводилась работа в соответствии с Планом мероприятий по реализации Стратегии (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 г. № 2246-р).
В рамках Задачи 1. «Развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации» Программой в 2015 году предусмотрены субсидии из всех источников финансирования в размере 20,6 млрд. руб., в том числе: из средств федерального бюджета - 4,05 млрд. руб., из средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 1,68 млрд. руб., а также внебюджетных источников - 14,82 млрд. руб.
По итогам реализации программных мероприятий 2015 года по созданию туристских кластеров введено в эксплуатацию 18 объектов обеспечивающей инфраструктуры в 12 субъектах Российской Федерации, общей стоимостью 2 533,6 млн. рублей и 13 объектов туристской инфраструктуры в 8 субъектах Российской Федерации. Общая площадь номерного фонда введенных объектов составила 873,796 тыс. кв. метров, общее количество койко-мест - 186,596 тыс. единиц.
Эффективная работа по освоению бюджетных средств и строительству объектов обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров в 2015 году осуществлялась в таких субъектах Российской Федерации как:
• Алтайский край, Кемеровская, Псковская, Рязанская, Свердловская, Тверская, Ярославская области, Чувашская Республика - 100 процентов кассовое исполнение федерального бюджета;
• Оренбургская область, Республика Бурятия - более 90 процентов.
Вместе с тем необходимо отметить, что в настоящее время уровень финансирования мероприятий Программы является критически низким по отношению к изначально установленным лимитам и реальной потребности отрасли, которая оценивается в среднем в 20 млрд. рублей в год. Это не позволяет полноценно включать в Программу новые инвестиционные проекты. Объем бюджетных ассигнований был сокращен и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 г. № 1407 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)», а также с учетом Федерального закона от 20.04.2015 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» сейчас утвержден в сумме:
- на 2015 год - 3 784,1 млн рублей (первоначальный объем бюджетных ассигнований был утвержден в сумме 11 600,0 млн рублей);
- на 2016 год - 3 613,0 млн рублей (первоначальный объем бюджетных ассигнований был утвержден в сумме 19 500,0 млн рублей);
В целях перераспределения средств федерального бюджета на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований на указанный период Федеральное агентство по туризму представило в Минэкономразвития России обоснование по распределению средств федерального бюджета по укрупненным мероприятиям, направленным на создание обеспечивающей инфраструктуры туристских кластеров. Учитывая высокую готовность регионов Российской Федерации к реализации мероприятий Программы в 2016 году и плановом периоде 2017 и 2018 годов, дополнительно были отобраны 19 проектов, создание которых предполагается финансировать из федерального бюджета в рамках Программы.
В настоящее время в Российской Федерации, по различным оценкам создано или создается до 400 кластеров, в том числе при поддержке федеральных и региональных органов исполнительной власти. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2014 г. №1605 было создано к 2015 г. 27 центров кластерного развития. Общее количество кластеров, курируемых ЦКР, составило более 70(данные Ассоциации кластеров и технопарков). Согласно рассматриваемой ФЦП, 23 туристско-рекреационных кластера уже реализованы, до конца 2018 должны быть реализованы еще 40.
В рамках задачи 2:
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 17 августа 2015 г. № Пр-1893ГС, поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2015г. № ОГ-П44-6673 и поручением Министерства культуры Российской Федерации от 1 октября 2015 г. № 15-34445, в том числе, Ростуризмом разработаны, однако до сих пор не приняты предложения, внесенные в Проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях
совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников». Во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также в целях реализации законодательства и осуществления полномочий по развитию сферы туризма в 2015 году разработано 16 нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Минкультуры России, из них 9 принято, 7 из которых находятся на разных стадиях согласования.
При этом необходимо отметить последнюю редакцию Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", где в Ст. 5.указано: «Классификация объектов туристской индустрии рассмотрен вопрос классификации. Классификация объектов туристской индустрии осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Из данной статьи и из самого текста ФЗ исключены понятия «стандартизация», «стандарт», «сертификация», таким образом, исключена из использования туристской отрасли все база Национальных Государственных стандартов ГОСТ Р, исключено значение Технического комитета 199 Федерального агентства по Метрологии. Необходимо отметить, что в рамках деятельности Технического комитета по стандартизации ТК 119 «Туристские услуги и услуги средств размещения» совместно с ВНИИСС разработаны национальные стандарты, устанавливающих общие требования к предоставлению гостиничных и туристских услуг. Теперь они не представляют никакого значения для отрасли туризма и гостеприимства.
В 2015-2016 г.г. введены в действие следующие национальные стандарты ГОСТ:
1. «Услуги средств размещения. Доступные средства размещения для туристов с ограниченными физическими возможностями. Общие требования»;
2. «Услуги пляжей. Общие требования»;
3. «Общие требования к услугам горнолыжного туризма»;
4. «Общие требования к хостелам»;
5. «Туристские информационные центры. Туристская информация и услуги приема. Требования», разработанный на основе международного стандарта ISO 14785.
6. «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов»;
7. «Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования»;
8. «Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования».
9. «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования».
10. «Туристские услуги. Круизы речные. Общие требования».
11. «Услуги средств размещения. Общие требования к индивидуальным средствам размещения».
Разработаны следующие проекты национальных стандартов по вопросам:
- личной безопасности туриста;
- указателям туристской навигации;
- экологического туризма;
- деятельности усадьб;
- деятельности сельских гостевых домов;
- услуг средств размещения для детей и юношества;
- организации детского туризма;
- деятельности горнолыжных курортов
Помимо этого, разработаны и активно продвигаются совместно и Ростуризмом программы China Friendly и Halal Friendly. Одной из целей работы над проектами является продвижение национального туристского продукта России на международном рынке и внутреннем рынках, содействие развитию въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации. Проекты призваны создать комфортную среду пребывания для конфессиональных туристов и направлены на повышение интереса к России как туристской дестинации. В рамках реализации проектов глобально можно выделить три стратегических направления работы — это:
- программа по присвоению статуса Halal friendly и China friendly - средствам размещения, а также другим предприятиям туристической индустрии и других сопутствующих сфер;
- программа по продвижению российского туристического продукта;
- международное сотрудничество и взаимодействие с органами власти.
Halal friendly и China friendly - это системы добровольной сертификации услуг (СДС) предприятий туристической индустрии на соответствие потребнотям туристов из различных стран мира. Сертификат соответствия Halal friendly и China friendly -официальное независимое подтверждение того, что предприятие туристической индустрии соответствует критериям программы Halal friendly и China friendly.
Критерии программы Halal friendly и China friendly - набор услуг, применяя которые предприятие туристической индустрии повышает качество сервиса для приема туристов. Кроме того, это перечень показателей, по которым проходит добровольную сертификацию предприятие туристской индустрии на соответствие системам добровольной сертификации[2].
В рамках задачи 3:
Наиболее важным законодательно закрепленным средством защиты гражданских прав и интересов потребителей туристских услуг является договор о реализации туристского продукта, конструкция которого была введена в специальное законодательство о туристской деятельности в 2007 г. и на протяжении всего срока существования вызывает обоснованную критику в правоприменительной и туристской практике. По своей конструкции договор о реализации туристского продукта представляет договор возмездного оказания услуг, регулируемый нормами гл. 39 ГК РФ. Следовательно,
наиболее значимых изменений требуют нормы, касающиеся договорного регулирования туристской деятельности субъектов рынка.
Основная проблема функционирования действующей системы правового регулирования туристской деятельности связана с тем, что договор о реализации туристского продукта, закрепляемый в качестве единственно возможного туристского договора в специальном законодательстве, не может эффективно выполнять свою главную функцию - выступать в качестве гражданско-правового средства защиты прав и интересов потребителей туристских услуг, так как понятие «реализация туристского продукта» неизвестно ни зарубежному, ни отечественному праву, что затрудняет толкование такого договора, а также квалификацию всех вытекающих из него правоотношений.
В 2015 г. Ростуризм провел широкомасштабную информационную кампанию по продвижению туристского потенциала Российской Федерации внутри страны и за рубежом «Visit Russia/Время отдыхать в России». В 2015 году начал работу национальный маркетинговый центр по туризму «Visit Russia\Время отдыхать в России», который стал эффективным инструментом для реализации стратегии продвижения туристского потенциала России, реализации государственно-частного партнерства. После 15-летнего перерыва открылись национальные туристские офисы России за рубежом: в Финляндии, Германии, в Объединенных Арабских Эмиратах, в Китае и в Италии. Уникальность системы-ее построение на принципах государственно-частного партнерства, взаимодействия федеральных ведомств, регионов и частного туристского, транспортного и иного заинтересованного бизнеса.
Во исполнение Стратегии развития туризма работают информационные порталы: национальный туристский портал Russia.travel; Национальный календарь событий, объединившие информацию об объектах показа во всех без исключения регионах России и о крупнейших событийных мероприятиях. С целью привлечения иностранных туристов проведены в 2015 году 17 информационных туров по субъектам Российской Федерации для более чем 250 представителей туриндустрии и СМИ из России, Германии, ОАЭ, Китая, Кувейта и других стран. В 15 регионах России прошел пилотный межрегиональный проект обмена наружной рекламой. В наиболее крупных мегаполисах - Москве и Санкт-Петербурге - проект дополнительно реализуется в виде изображений на городском транспорте.
Ростуризм совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отраслевыми туристскими объединениями провел 3-й Всероссийский конкурс профессионального мастерства в сфере туризма «Лучший по профессии в индустрии туризма», для выпускников профильных образовательных организаций.
Для продвижения путешествия по России на внутреннем рынке Минкультуры и Ростуризм совместно с туристской отраслью продолжают формировать новые межрегиональные туристские маршруты федерального масштаба: «Серебряное ожерелье России», «Русские усадьбы», «Шелковый путь», «Красный маршрут». Во всех регионах
страны развиваются событийные программы и мероприятия: в Москве и Санкт Петербурге (программа праздника Алые паруса получила 1 место на Европейском конкурсе Event мероприятий в 2016г.), в Ярославской, Мурманской, Тверской, Свердловской областях, Республиках Карелия, Татарстан, в Крыму, фестиваль «Туристическая песня на Домбае» и т.д. Список проведенных мероприятий по регионам представлен на сайте Ростуризма
Ростуризмом совместно с туристскими предприятиями были проведены всероссийские мероприятия, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: 9-10 мая 2015 года Ростуризмом была организована и проведена Всероссийская историко-патриотическая акция «Линейка памяти», для учащихся 5-11 классов средних общеобразовательных учреждений из 21 города - героя (Москва, Ленинград, Волгоград, Тула, Мурманск, Смоленск, Севастополь, Новороссийск) и города Воинской Славы (Старый Оскол, Курск, Владивосток, Малоярославец, Козельск, Воронеж, Грозный, Ростов-на Дону, Архангельск, Полярный), города тыла (Томск, Ижевск, Йошкар-Ола.
В рамках Всероссийской патриотической программы «Дороги Победы» Ростуризмом совместно с Минкультуры России и РВИО проводилась плановая работа по организации бесплатных автобусных экскурсии по 37 маршрутам, по объектам военно-исторического наследия Москвы, Московской, Тверской, Тульской и Калужской областей. По данным Ростуризма в 2015 году в программе приняло участие 151 340 человек из которых:
• Москва - 92 178 чел.;
• Московская область 30 776 чел.;
• Санкт-Петербург 10 761 чел.;
• Другие регионы России 13 405 чел.;
• В рамках мероприятий РВИО 4 220 чел.
За истекший период по программе были приняты учащиеся из 20 регионов: Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Тверской, Калужской, Самарской, Мурманской, Ленинградской, Нижегородской, Архангельской, Ульяновской, Владимирской, Ярославской, Курской, Ростовской, Иркутской и Калининградской областей, а также из Республики Татарстан, Бурятия и Приморского края. Однако, необходимо отметить, что нельзя развивать детский или детско-юношеский туризм, так как терминов и определений данного вида деятельности туристских организаций нет в Федеральном законодательстве РФ. Эти определения присутствуют только в национальном государственном стандарте ГОСТ Р 54605-2011 Туристские услуги. Услуги детского и юношеского туризма. Общие требования.
Необходимо также отметить, что для студентов программы патриотического воспитания- организация туров по стране не реализуются.
Рекомендации и предложения
1. Необходимо активизировать работу по внесению изменений в нормативно-правовую базу Российской Федерации по:
- внесению терминологии-определений по детскому и юношескому туризму в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»;
- введению обязательной классификации средств размещения в РФ;
- введению стандартизации туристского продукта;
Особого внимания требует проблема определения перечня существенных условий договора о реализации туристского продукта, в который в настоящее время входят девять условий. Полагаем, что такой перечень может носить как императивный характер, так и диспозитивный. В ст. 10 Закона о туризме в связи с этим необходимо внести изменения, где представить иной перечень таких условий, применительно к туристскому продукту:
- место назначения путешествия;
- средства, признаки и категории подлежащего использованию транспорта для отправления и возвращения из путешествия;
- даты и пункты отравления и возращения из путешествия;
- место, категория или степень комфортности жилого помещения, основные черты, вид питания в месте предоставления жилого помещения;
- маршрут путешествия;
- специальные требования, которые потребитель сообщил лицу, осуществляющему туристскую деятельность.
При этом базовыми (императивными) условиями остаются такие существенные условия договора оказания туристских услуг как его предмет, цена и срок предоставления комплекса туристских услуг. Остальные условия следует отнести к договорным (диспозитивным), утверждаемым по соглашению сторон. В ст. 10 Закона о туризме можно закрепить правило о поименовании всех существенных условий договора, касающихся конкретного туристского продукта, в туристской путевке, которой необходимо придать статус неотъемлемой части договора оказания туристских услуг.
Следует дополнить Закон «Об организации туристической деятельности в России» статьей 4.2 «Условия осуществления турагентской деятельности. Единый федеральный реестр турагентов», в которой предусмотреть нормы, предусматривающие: а) исчерпывающий перечень условий осуществления турагентской деятельности (обязательная государственная регистрация, наличие офиса, квалифицированных кадров, обязательное заключение агентских договоров с туроператорами); б) перечень разрешенных форм и видов деятельности (названный принципал и неназванный принципал) с обязательным запретом работы по системам «нераскрытый принципал», «турорганизатор», «турброкер»; в) перечень оснований наступления ответственности турагентов (непредоставление или предоставление недостоверной информации о турпродукте при отсутствии вины туроператора; отсутствие факта перевода денежных средств туроператору; внесение в договор условий, не предусмотренных туроператором и т. д.); г) условия и порядок формирования Единого федерального реестра турагентов.
2. Необходимо активизировать работу по принятию Постановление Правительства РФ «Санитарных норм и правил для средств размещения туристов».
3. Необходимо разработать программу экскурсий, посещения городов героев для студентов- бюджетников.
4. Во избежание составления профессиональных стандартов в области туризма с некорректными формулировками, внести формулировки по всем новым видам туризма в ФЗ.
5. Важным для отечественного туриста (и туроператора) является информированность о туристических возможностях региона, нужно чтобы регион освещали по телевизору, по интернету. Важно освещение существующих и создание новых событий, мероприятий, стимулирующих туристическую привлекательность. Без этой активной деятельности в информационном поле страны, а в дальнейшем и мира все усилия, направленные на развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации, могут не принести желаемых результатов. Для работы в этом направлении, полагаем, нужна отдельная рабочая группа. Необходим операционный маркетинговый бюджет.
6. В рамках Задачи 2 продвигаемые совместно и Ростуризмом программы China Friendly и Halal Friendly необходимо сделать Национальными стандартами в ТК199 и давать возможность более широкого применения в индустрии гостеприимства. В свою очередь ТК199 может создавать с аналогичными ТК в других странах МТК (международные) для взаимопризнания стандартов и более широкого продвижения информации об услугах в России.
7. В рамках проектов Visit Russia, Visit Tatarstan, в рамках создаваемого проекта Российского гостеприимства планировать большее информационное продвижение данных программ в мире. Создавая благоприятный имидж России, как страны с удобной инфраструктурой гостеприимства для различных конфессиональных туристов.
Список литературы
1. О Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)». Распоряжение Правительства РФ от 19 июля 2010 г. № 1230-р [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.government.ru
2. Андрианов В.И. Проблемы развития внутреннего и въездного туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. №3. С. 5-11.
3. Тютюшева А.Г. Оценка реализации кластерного подхода в программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в российской федерации (2011-2018)» // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского Института Бизнеса. 2015. №3(32). С.161-166.
4. Курченков В.В., Фетисова О.В., Матина Е.С. Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ: возможности и проблемы // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: экономика. 2014. №5(37). С.49-54.
5. Климова Н.В., Кочиева Ю.С. Туризм в Краснодарском крае: потенциал, экономическое значение и перспективы развития // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. №100. С 988-1004
6. Балабанова А.В., Шкарин А.Ю. Предпринимательские аспекты образовательной деятельности // Путеводитель предпринимателя. Научно-практическое издание: Сб. научных трудов. Вып. XXI. 2014. С. 23-30.
7. Орлова Е.Р., Кошкина Е.Н., Кошкин М.В. Проблемы системы подготовки кадров для туристской отрасли в России // Путеводитель предпринимателя. 2017. №33. С.148-159.
8. Хлуткова С.Л. Использование кластерного подхода для развития современного горнолыжного курорта // Петербургский экономический журнал. 2017. №1. С.173-178.
9. Кульгачёв И.П., Лепешкин В.А., Христов Т.Т. Национальный туризм России: новые реалии или временная адаптация туристского бизнеса // Вестник академии. 2016. №4. С.155-165.
10. Фролова Е.В., Кабанова Е.Е. Развитие туристической привлекательности Российских территорий: современные тенденции и управленческие практики // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. №1(43) С.153-169.
11. Кабанова, Е.Е. Туристическая привлекательность муниципальных образований как предмет междисциплинарных исследований // Вестник национальной академии туризма. 2015. №1(33). С. 15-19.
12. Максимова Н.Н., Нелина Н.С. Особенности новой государственной программы Краснодарского края по развитию туризма // Экономика и предпринимательство. 2014. №1-3(42-3). С.205- 209.