Научная статья на тему 'Роль и инструменты публичной дипломатии РФ на Южном Кавказе'

Роль и инструменты публичной дипломатии РФ на Южном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
публичная дипломатия / Российская Федерация / МИД / фонд / Южный Кавказ / министерство / public diplomacy / Russian Federation / MFA / fund / South Caucasus / ministry

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Байрамлы Ниджат Садиг Оглы

Публичная дипломатия представляет собой комплекс мер, направленных на формирование благоприятного внешнеполитического имиджа страны и продвижение ее интересов на международной арене. В отличие от традиционной закрытый дипломатии, публичная дипломатия подразумевает непосредственное взаимодействие государства с зарубежной общественностью, использование различных коммуникативных каналов и механизмов влияния. Следует отметить, что публичная дипломатия играет важную роль в современной внешней политике, обеспечивая активное участие стран в глобальном информационном обмене, а также обеспечивая формирование благоприятных условий для реализации национальных интересов государств. Южный Кавказ, включающий в себя Армению, Азербайджан и Грузию, выступает важным геополитическим регионом, находящимся на «перекрестке» интересов многих мировых держав. Для Российской Федерации этот регион имеет особо важное значение, которое обусловлено историческими, культурными, экономическими и стратегическими факторами. Так, на фоне усиления влияния стран НАТО и ЕС в Закавказье, а также обострения региональных конфликтов, публичная дипломатия России на Южном Кавказе приобретает как никогда высокую степень важности. В связи с этим, изучение роли и инструментов публичной дипломатии Российской Федерации на Южном Кавказе представляет значительный интерес и практическую значимость для понимания внешнеполитического курса России и особенностей ее взаимодействия с этим регионом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role and Instruments of Public Diplomacy of the Russian Federation in the South Caucasus

Public diplomacy is a set of measures aimed at forming a favorable foreign policy image of the country and promoting its interests in the international arena. Unlike traditional closed diplomacy, public diplomacy implies direct interaction of the state with the foreign public, the use of various communication channels and mechanisms of influence. It should be noted that public diplomacy plays an important role in modern foreign policy, ensuring the active participation of countries in the global information exchange, as well as ensuring the formation of favorable conditions for the implementation of national interests of states. The South Caucasus, which includes Armenia, Azerbaijan and Georgia, is an important geopolitical region located at the “crossroads” of the interests of many world powers. For the Russian Federation, this region is of particular importance due to historical, cultural, economic and strategic factors. Thus, against the backdrop of the growing influence of NATO and EU countries in Transcaucasia, as well as the aggravation of regional conflicts, Russia’s public diplomacy in the South Caucasus is becoming more important than ever. In this regard, studying the role and instruments of public diplomacy of the Russian Federation in the South Caucasus is of considerable interest and practical significance for understanding Russia’s foreign policy and the specifics of its interaction with this region.

Текст научной работы на тему «Роль и инструменты публичной дипломатии РФ на Южном Кавказе»

5.5.4 Международные отношения,

глобальные и региональные исследования

(политические науки)

International Relations, Global and Regional Studies

DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-6-128-134 УДК: 327.7 ГРНТИ: 11.25.91 EDN: EHZWHV

Роль и инструменты публичной дипломатии РФ на Южном Кавказе

Н.С. Байрамлы ©

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация;

Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация;

Азербайджанский центр гуманитарного сотрудничества, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

E-mail: [email protected]

Аннотация. Публичная дипломатия представляет собой комплекс мер, направленных на формирование благоприятного внешнеполитического имиджа страны и продвижение ее интересов на международной арене. В отличие от традиционной закрытый дипломатии, публичная дипломатия подразумевает непосредственное взаимодействие государства с зарубежной общественностью, использование различных коммуникативных каналов и механизмов влияния. Следует отметить, что публичная дипломатия играет важную роль в современной внешней политике, обеспечивая активное участие стран в глобальном информационном обмене, а также обеспечивая формирование благоприятных условий для реализации национальных интересов государств. Южный Кавказ, включающий в себя Армению, Азербайджан и Грузию, выступает важным геополитическим регионом, находящимся на «перекрестке» интересов многих мировых держав. Для Российской Федерации этот регион имеет особо важное значение, которое обусловлено историческими, культурными, экономическими и стратегическими факторами. Так, на фоне усиления влияния стран НАТО и ЕС в Закавказье, а также обострения региональных конфликтов, публичная дипломатия России на Южном Кавказе приобретает как никогда высокую степень важности. В связи с этим, изучение роли и инструментов публичной дипломатии Российской Федерации на Южном Кавказе представляет значительный интерес и практическую значимость для понимания внешнеполитического курса России и особенностей ее взаимодействия с этим регионом.

Ключевые слова: публичная дипломатия, Российская Федерация, МИД, фонд, Южный Кавказ, министерство

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Байрамлы Н.С. Роль и инструменты публичной дипломатии РФ на Южном Кавказе // Социально-политические науки. 2024. Т. 14. № 6. С. 128-134. DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-6-128-134. EDN: EHZWHV V_/

Байрамлы Н.С.

DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-6-128-134

The Role and Instruments

of Public Diplomacy of the Russian Federation

in the South Caucasus

N.S. Bayramli ©

Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russian Federation

North-Western Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Saint Petersburg, Russian Federation

Azerbaijan Center for Humanitarian Cooperation, Saint Petersburg, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Abstract. Public diplomacy is a set of measures aimed at forming a favorable foreign policy image of the country and promoting its interests in the international arena. Unlike traditional closed diplomacy, public diplomacy implies direct interaction of the state with the foreign public, the use of various communication channels and mechanisms of influence. It should be noted that public diplomacy plays an important role in modern foreign policy, ensuring the active participation of countries in the global information exchange, as well as ensuring the formation of favorable conditions for the implementation of national interests of states. The South Caucasus, which includes Armenia, Azerbaijan and Georgia, is an important geopolitical region located at the "crossroads" of the interests of many world powers. For the Russian Federation, this region is of particular importance due to historical, cultural, economic and strategic factors. Thus, against the backdrop of the growing influence of NATO and EU countries in Transcaucasia, as well as the aggravation of regional conflicts, Russia's public diplomacy in the South Caucasus is becoming more important than ever. In this regard, studying the role and instruments of public diplomacy of the Russian Federation in the South Caucasus is of considerable interest and practical significance for understanding Russia's foreign policy and the specifics of its interaction with this region.

Key words: public diplomacy, Russian Federation, MFA, fund, South Caucasus, ministry

FOR CITATION: Bayramli N.S. The Role and Instruments of Public Diplomacy of the Russian Federation in the South Caucasus. Sociopolitical Sciences. 2024. Vol. 14. No. 6. Pp. 128-134. (In Rus.). DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-6-128-134. EDN: EHZWHV

ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ РОССИИ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ

Исторические предпосылки

публичной дипломатии России на Южном Кавказе

Южный Кавказ имеет многовековую историю взаимоотношений с Россией. Так еще в ХУШ-Х1Х вв. Российская империя активно расширяла свое влияние в регионе, в результате чего Грузия, Армения и Азербайджан вошли в состав Российской империи -данный период ознаменовался не только военно-политическим, но и культурным взаимодействием, что заложило прочные основы для дальнейшего сотрудничества стран.

В советский период Южный Кавказ являлся одним из ключевых регионов в составе СССР. При этом несмотря на идеологические различия активно проводилась политика интеграции региона, например, были реализованы многочисленные программы в сферах образо-

вания, науки, культуры, способствовавшие укреплению Советского Союза на мировой арене.

Исторически сложившиеся тесные связи с Россией и государствами Южного Кавказа создали благоприятные предпосылки для реализации эффективной публичной дипломатии, опирающейся на общность культурных, исторических и других традиций.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕЛИ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ РФ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ

Основными приоритетными направлениями публичной дипломатии России на Южном Кавказе выступают несколько факторов (табл. 1).

Достижение целей, рассмотренных в табл. 1, позволяют России укреплять свои геополитические позиции, позволяют противодействовать усилению влияния стран-конкурентов в этом стратегически важном регионе.

Таблица 1

Приоритетные направления и цели публичной дипломатии РФ на Южном Кавказе [Priority areas and goals ofpublic diplomacy ofthe Russian Federation in the South Caucasus]

Наименование направления публичной дипломатии России на Южном Кавказе [Name of the direction of Russian public diplomacy in the South Caucasus] Характеристика направления [Characteristics of the direction]

1. Укрепление позиций России как ключевого регионального игрока [StrengtheningRussia's position as a key regional player] Россия стремится сохранять и усиливать свое влияние в регионе, противодействуя попыткам других держав, таких как США, Турция и страны ЕС, вытеснить ее оттуда [Russia seeks to maintain and strengthen its influence in the region, countering attempts by other powers, such as the United States, Turkey and the EU, to push it out]

2. Поддержание стратегической стабильности и урегулирование посредника и гаранта мира в ряде региональных конфликтов [Maintaining strategic stability and settling mediation and guarantor of peace in a number of regional conflicts] Россия выступает в качестве посредника и гаранта мира в ряде замороженных конфликтов на Южном Кавказе (Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия) [Russia acts as a mediator and guarantor of peace in a number of frozen conflicts in the South Caucasus (Nagorno-Karabakh, Abkhazia, South Ossetia)]

3. Развитие культурно-гуманитарного сотрудничества [Development of cultural and humanitarian cooperation] Россия активно использует культурные, образовательные, научные, молодежные программы для укрепления своего влияния и формирования позитивного имиджа [Russia actively uses cultural, educational, scientific, and youth programs to strengthen its influence and form a positive image]

4. Обеспечение экономических интересов [Ensuring economic interests] Россия стремится к расширению торгово-экономических связей, реализации совместных инвестиционных и энергетических проектов в регионе [Russia strives to expand trade and economic ties and implement joint investment and energy projects in the region]

5. Противодействие «цветным революциям» и западному влиянию. [Counteracting "color revolutions" and Western influence.] Россия активно выступает против попыток смены политических режимов и переориентации стран Южного Кавказа в сторону Запада [Russia actively opposes attempts to change political regimes and reorient the countries of the South Caucasus towards the West]

КЛЮЧЕВЫЕ УРОВНИ РЕАЛИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ РОССИИ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ

Публичная дипломатия Российской Федерации на Южном Кавказе реализуется на нескольких ключевых уровнях (табл. 2):

На государственном уровне ключевую роль в реализации публичной дипломатии России на Южном Кавказе (табл. 2) играют следующие органы.

• Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИДРоссии)1:

- осуществляет диалог с государственными структурами стран Южного Кавказа;

- осуществляет общую координацию и выработку стратегии публичной дипломатии;

- организует визиты официальных лиц, международные форму и конференции.

• Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество):

- реализует культурно-гуманитарные программы, образовательные обмены и др.;

- курирует деятельность Российских центров науки и культуры в регионе;

- взаимодействует с диаспорами и соотечественниками.

1 Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 30.11.2016). URL: http://kremlin.ru/acts/ bank/41451 (дата обращения: 12.09.2024).

• Другие министерства и ведомства:

- Министерство обороны РФ2;

- Министерство энергетики РФ;

- Министерство экономического развития РФ.

Так, следует отметить, что государственные органы власти играют ключевую роль в координации, ресурсном обеспечении и реализации различных направлений публичной дипломатии России на Южном Кавказе.

Помимо государственных органов, важную роль в реализации публичной дипломатии России на Южном Кавказе играют различные государственные институты и общественные организации (см. табл. 2).

Функции фонда «Русский мир» по реализации публичной дипломатии России на Южном Кавказе:

• продвигает русский язык и российскую культуру за рубежом;

• содействует развитию публичной дипломатии России, поддерживая экспертные и информационные инициативы.

Научно-исследовательские и аналитические центры МГИМО, РСМД, Институт Кавказа и др. проводят экспертно-аналитическую работу, формируют повестку публичной дипломатии.

Общественные объединения и НКО - Институт Евразийских исследований, Международная ассамблея армян и др. организации - содействуют укреплению гуманитарных связей, реализуют просветительские и культурные проекты.

2 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015). URL: http://kremlin. ru/acts/bank/40391 (дата обращения: 18.10.2024).

Байрамлы Н.С.

Таблица 2

Уровни реализации публичной дипломатии России на Южном Кавказе [Levels of implementation of Russian public diplomacy in the South Caucasus]

Уровень реализации публичной дипломатии [Level of implementation of public diplomacy] Государственные структуры [Government structures]

1. Государственный уровень [State level] • Министерство иностранных дел РФ, осуществляющее общую координацию публичной дипломатии [The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, which carries out the overall coordination of public diplomacy] • Россотрудничество, отвечающее за реализацию культурно-гуманитарных программ [Rossotrudnichestvo, responsible for the implementation of cultural and humanitarian programs] • Другие профильные государственные структуры и ведомства [Other relevant government agencies and departments]

2. Уровень государственных институтов и общественных организаций [The level of state institutions and public organizations] • Российские фонды (фонд «Русский мир», Фонд поддержки публичной дипломатии им. A.M. Горчакова) [Russian funds (Russian World Foundation, A.M. Gorchakov Public Diplomacy Support Fund)] • Научные и аналитические центры (МГИМО, РСМД, Институт Кавказа) [Scientific and analytical centers (MGIMO, RIAC, Caucasus Institute)] • Общественные объединения и HKO (фонд «Русский мир», Институт евразийских исследований) [Public associations and NGOs (Russian World Foundation, Institute ofEurasian Studies)]

3. Уровень бизнес-сообщества [Business community level] • Российские компании, реализующее крупные инвестиционные и инфраструктурные проекты в регионе [Russian companies implementing large investment and infrastructure projects in the region] • Деловые ассоциации, содействующие экономическому сотрудничеству [Business associations promoting economic cooperation]

4. Межличностный уровень [Interpersonal level] • Обмены студентами, преподавателями, деятелями культуры [Exchanges of students, teachers, and cultural figures] • Туристические, молодежные и образовательные программы [Tourist, youth and educational programs] • Взаимодействие общественных деятелей, экспертов, журналистов [Interaction of public figures, experts, journalists]

Таким образом, государственные институты и организации выступают в качестве важных каналов реализации публичной дипломатии, способствуя формированию позитивного образа России и развитию сотрудничества со странами Южного Кавказа.

Помимо государственного уровня публичная дипломатия России на Южном Кавказе активно реализуется на уровне бизнес-сообществ (см. табл. 2).

Российские компании, реализующие крупные инвестиционные и инфраструктурные проекты:

• энергетические (Газпром, Роснефть, Лукойл);

• транспортные (РЖД);

• финансовые (Сбербанк) и др.

Российские компании способствуют укреплению экономических связей и формированию позитивного имиджа России.

Деловые ассоциации и объединения - Российско-армянский деловой совет; Российско-азербайджанский деловой совет и др. - содействуют развитию торгово-экономического сотрудничества, реализации совместных проектов.

Участие российского бизнеса в экономической жизни стран Южного Кавказа, а также деятельность деловых организаций позволяет усиливать влияние России в регионе, демонстрирую ее инвестиционную привлекательность и технологические возможности.

Таким образом, бизнес-сообщество выступает важным инструментом публичной дипломатии России на Южном Кавказе, способствуя укреплению позиций России и ее интересов в регионе.

Помимо государственного, институционального и бизнес-уровней, публичная дипломатия России на Южном Кавказе активно реализуется на межличностном уровне (см. табл. 2):

• Образовательные и молодежные обмены:

- программы студенческих и академических обменов между российскими и кавказскими вузами;

- организация летних лагерей, стажировок, форумов для молодежи.

• Культурные и туристические программы:

- гастроли российских творческих коллективов, выставки, фестивали;

- развитие туристических связей, организация поездок российских граждан в регион.

• Взаимодействие экспертов, общественных деятелей, журналистов, совместные исследовательские и аналитические проекты.

Рассмотренные выше формы межличностного взаимодействия способствуют укреплению гуманитарных, культурных и интеллектуальных связей между Россией и странами Южного Кавказа, обеспечивая положительное восприятие России в регионе. Реализация публичной дипломатии на этом уровне дополняет и усиливает эффективность усилий на государственном и институциональном уровнях, способствуя при этом достижению стратегических целей России на этом уровне.

По итогу изучения ключевых уровней реализации публичной дипломатии России на Южном Кавказе можно сделать вывод, что системное взаимодействие на всех этих уровнях позволяет России комплексно

реализовывать задачи публичной дипломатии создавая при этом благоприятные условия для продвижения своих интересов в регион.

ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ РОССИИ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ

Информационно-коммуникационные инструменты

Одним из ключевых направлений российской публичной дипломатии на Южном Кавказе является использование современных информационно-коммуникационных технологий и инструментов, благодаря которым обеспечивается эффективное продвижение интересов и позиций России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно выделить следующие информационно-коммуникационные инструменты:

• российские СМИ и информационные ресурсы: Телеканалы («Россия-Кавказ»); Информационные агентства, интернет-порталы («Российская газета», «Регнум»);

• присутствие в социальных сетях и мессенджерах: официальные аккаунты государственных структур, СМИ;

• мероприятия публичной дипломатии: пресс-конференции, брифинги, интервью представителей России.

Эффективное применение данных информационно-коммуникационных инструментов позволяет России оказывать влияние на общественное мнение, позволяет противодействовать антироссийской пропаганде и укреплять свои позиции на Южном Кавказе.

Культурно-гуманитарные инструменты

Важное место в арсенале российской публичной дипломатии на Южном Кавказе занимают и культурно-гуманитарные инструменты, которые направлены на укрепление культурно-цивилизационных связей и формирование позитивного образа России, и расширение ее влияния в регионе.

Можно выделить следующие культурно-гуманитарные инструменты:

• российские центры науки и культуры (РЦНК);

• проведение культурных мероприятий, фестивалей, выставок;

• академические обмены, стажировки;

• поддержка российского образования (предоставление стипендий, квот на обучение для иностранных студентов)

Экономические инструменты

Применение экономических инструментов направлено на расширение экономического сотрудничества, укрепление торгово-инвестиционных связей, а также усиление экономической зависимости стран региона от России.

Можно выделить следующие экономические инструменты:

• реализация крупных совместных инвестиционных проектов;

• предоставление кредитов, займов, государственных гарантий;

• содействие вступлению стран региона в ОДКБ, ЕАЭС;

• реализация совместных нефтегазовых, электроэнергетических проектов.

Комплексное использование экономических показателей позволяет России усиливать свое влияние на Южном Кавказе, расширять сферы экономического доминирования, а также формировать устойчивую модель торгово-инвестиционного партнерства со странами региона.

Социальные инструменты

Социальные инструменты направлены на укрепление социокультурных связей, поддержку русскоязычных общин, а также продвижение позитивного образа России среди широких слоев населения.

Можно выделить следующие социальные инструменты:

• правовая защита интересов и прав российских граждан на территории региона;

• содействие восстановлению инфраструктуры;

• сотрудничество в сфере здравоохранения и медицины (создание совместных медицинских проектов и программ);

• организация различных туристических проектов/ обменов.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ РОССИИ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ

Оценка эффективности российской публичной дипломатии на Южном Кавказе обладает противоречивыми результатами.

1. Положительныеаспекты:

• сохранение значительного влияния и «присутствия» России в регионе;

• поддержание и укрепление культурно-гуманитарных, образовательных связей;

• активное развитие торгово-экономического сотрудничества и инвестиционных проектов;

• участие в миротворческих усилиях и содействие региональной стабильности.

2. Проблемные аспекты:

• сохранение напряженности в отношениях с некоторыми странами региона (Грузия);

• ограничение влияния России на фоне усиления влияния других игроков на международной арене (Китай, Турция, ЕС);

• недостаточная эффективность информационно-коммуникационных инструментов, проблемы с контрпропагандой;

• сложности с интеграцией российских соотечественников в странах Южного Кавказа.

В целом, публичная дипломатия России на Южном Кавказе сохраняет важное значение, при этом сталкивается с растущими вызовами, поэтому необходимо дальнейшее совершенствование ее инструментов и механизмов, более эффективная координация и комплексный подход для достижения стратегических целей страны.

Достижения и успехи в реализации публичной дипломатии Росси на Южном Кавказе

Несмотря на определенные сложности и вызовы, публичная дипломатия России на Южном Кавказе демонстрирует ряд значимых достижений и успехов (табл. 3)

Байрамлы Н.С.

Таблица 3

Достижения и успехи реализации публичной дипломатии России на Южном Кавказе [Achievements and successes ofthe implementation ofRussian public diplomacy in the South Caucasus]

Достижения и успехи в реализации публичной дипломатии [Achievements and successes in the implementation of public diplomacy] Характеристика [Characteristic]

1. Сохранение влияния и присутствия России в регионе [MaintainingRussia's influence and presence in the region] • Удержание статуса ключевого игрока, наращивание политического и экономического взаимодействия [Maintainingthe status of a key player, increasing political and economic interaction] • Активное участие в урегулировании региональных конфликтов, миротворческая деятельность [Active participation in the settlement of regional conflicts, peacekeeping activities]

2. Укрепление культурно-гуманитарных связей [Strengthening cultural and humanitarian ties] • Расширение сети российских культурных центров, образова-тельныхучреждений [Expansion of the network ofRussian cultural centers and educational institutions] • Устойчивое продвижение русского языка и российского образования [Sustainable promotion of the Russian language and Russian education] • Активный культурный обмен, реализация совместных проектов [Active cultural exchange, implementation ofjoint projects]

3. Развитие торгово-экономического сотрудничества [Development of trade and economic cooperation] • Реализация крупных инфраструктурных и энергетических проектов [Implementation of large infrastructure and energy projects] • Рост товарооборота, инвестиций российского бизнеса в странах региона [Growth of trade turnover, investments ofRussian business in the countries of the region] • Расширение кооперации в высокотехнологичных отраслях [Expanding cooperation in high-tech industries]

4. Эффективное использование информационных инструментов [Effective use of information tools] • Активное присутствие российских СМИ, оперативное реагирование на повестку [Active presence ofRussian media, prompt response to the agenda] • Использование социальных сетей для коммуникации с местной аудиторией [Using social media to communicate with local audiences] • Продвижение позитивного образа России, противодействие антироссийской пропаганде [Promotinga positive image ofRussia, countering anti-Russian propaganda]

Важно отметить, что России удается сохранять свое доминирующее положение в странах Южного Кавказа, несмотря на попытки стран Запада усилить свое влияние.

Рассмотренные достижения свидетельствуют об успешной реализации комплексного подхода к публичной дипломатии России, обеспечивающего сохранение и укрепление ее позиций на Южном Кавказе.

Эффективность публичной дипломатии во многом обуславливает сохранение и укрепление ее положения в этом геополитически важном регионе, но в то же время российская публичная дипломатия на Южном Кавказе сталкивается с растущей конкуренцией со стороны других глобальных игроков, что ограничивает ее возможности развития и роста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Публичная дипломатия играет важную роль в реализации внешнеполитических интересов России на Южном Кавказе. Комплексное использование информационно-коммуникационных, культурно-гуманитарных, экономических и социальных инструментов способствует укреплению влияния страны в этом стратегически важном регионе.

Достигнутые Россией успехи дипломатии, такие как сохранение политического влияния,

развитие культурно-образовательных связей и расширение экономического сотрудничества, свидетельствуют об эффективности предпринимаемых усилий. Вместе с тем публичная дипломатия России в Закавказье сталкивается с серьезными вызовами -усилением геополитической конкуренции, информационными атаками и социально-гуманитарными ограничениями.

Для дальнейшего повышения эффективности публичной дипломатии России на Южном Кавказе требуется совершенствование инструментов и механизмов ее реализации. Необходимо более тесная координация действий различных государственных и негосударственных акторов, углубление взаимодействия с местными экспертными, общественными организациями. Повышение адаптивности и гибкости публичной дипломатии позволит России укрепить свои позиции в регионе, а также позволит противостоять возрастающим вызовам и рискам на всей международной арене.

В перспективе развитие публичной дипломатии России на Южном Кавказе должно быть направлено на упрочение ее статуса как «ключевого игрока», сохранение культурно-цивилизационного влияния, углубление экономической интеграции, а также содействие урегулированию региональных конфликтов и обеспечению стабильности во всем мире.

ЛИТЕРАТУРА

REFERENCES

1. Кортунов A.B. Публичная дипломатия России: поиск новых подходов // Вестник МГИМО Университета. 2012. Т. 20. № 1.С. 19-25.

2. Саркисян О.Л. Публичная дипломатия России на постсоветском пространстве // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2018. Т. 20. №1. С. 45-55.

3. Торкунов A.B., Мальгин A.B. Публичная дипломатия России на Южном Кавказе // Вестник МГИМО Университета. 2013. №6(33). С. 7-13.

4. Дегтерев Д.А., Дегтерева Е.А., Носова Т.П. Публичная дипломатия России на постсоветском пространстве // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17. № 2. С. 239-250.

5. Богаевская О.В., Разумовский В.М. Публичная дипломатия России на Южном Кавказе: особенности и направления // Управленческое консультирование. 2019. № 1. С. 125-134.

6. Фролов A.B. Публичная дипломатия России: приоритеты и инструменты // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61. № 5. С. 99-106.

1. Kortunov A.V. Public diplomacy of Russia: The search for new approaches. Bulletin ofMGIMO University. 2012. Vol. 20. No. 1. Pp. 19-25. (In Rus.)

2. Sargsyan O.L. Public diplomacy of Russia in the post-Soviet space. Bulletin ofRUDN. Series: Political Science. 2018. Vol. 20. No. 1. Pp. 45-55. (In Rus.)

3. Torkunov A.V., Malgin A.V. Public diplomacy of Russia in the South Caucasus. Bulletin of MGIMO University. 2013. No. 6(33). Pp. 7-13. (In Rus.)

4. Degterev D.A., Degtereva E.A., Nosova T.P. Public diplomacy of Russia in the post-Soviet space. Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: International Relations. 2017. Vol. 17. No. 2. Pp. 239-250. (InRus.)

5. Bogaevskaya O.V., Razumovsky V.M. Russia's public diplomacy in the South Caucasus: Features and directions. Management Consulting. 2019. No. 1. Pp. 125-134. (In Rus.)

6. Frolov A.V. Russia's Public Diplomacy: Priorities and Instruments. World Economy and International Relations. 2017. Vol. 61. No. 5. Pp. 99-106. (In Rus.)

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 83,06%

Рецензент: Погодин С.Н., доктор исторических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, член-корреспондент Международной академии наук высшей школы; директор; Высшая школа международных отношений Гуманитарного института; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Статья поступила в редакцию 06.11.2024, принята к публикации 26.11.2024 The article was received on 06.11.2024, accepted for publication 26.11.2024

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Байрамлы Ниджат Садиг оглы, аспирант; Высшая школа международных отношений Гуманитарного института; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; г. Санкт-Петербург, Российская Федерация; заведующий сектором; Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; г. Санкт-Петербург, Российская Федерация; председатель; Азербайджанский центр гуманитарного сотрудничества; г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. ORCID: 0009-0001-6709-836х; РИНЦ Author ID: 6866-0980; E-mail: [email protected]

ABOUTTHE AUTHOR

Nijat Sadiq oglu Bayramli, postgraduate student; Higher School of International Relations of the Institute of Humanities; Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University; St. Petersburg, Russian Federation; Head of the sector; North-Western Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation; St. Petersburg, Russian Federation; chairman; Azerbaijan Center for Humanitarian Cooperation; St. Petersburg, Russian Federation. ORCID: 0009-0001-6709-836x; RSCI Author ID: 6866-0980; E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.