ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ И РОЛЬ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ДИАСПОРЫ В ЕЕ ПРОДВИЖЕНИИ Байрамлы Н.С., Погодин С.Н.
5.5.4 Международные отношения,
глобальные и региональные исследования
(политические науки)
International Relations, Global and Régional Studies
DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-5-77-82 УДК: 327 ГРНТИ: 11.25 EDN:KUPXGV
Публичная дипломатия и роль азербайджанской диаспоры в ее продвижении
Н.С. Байрамлы1, 2' 3' а ©, С.Н. Погодин1' b ©
1 Высшая школа международных отношений Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
2 Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
3 Азербайджанский центр гуманитарного сотрудничества, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
a E-mail: [email protected] b E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена понятию и значимости «публичной дипломатии» в системе современных международных отношениях и роли азербайджанской диаспоры во внешней политике Республики Азербайджан. Целью статьи является раскрытие содержания понятия «публичная дипломатия» и проведение анализа функционирования политики азербайджанской диаспоры за рубежом. В работе использованы логический и сравнительный анализ, метод работы с нормативно-правовыми актами. Авторы раскрывают понятие и значимость «публичной дипломатии» в современной системе международных отношения и усилия руководства и правительства Республики Азербайджан, направленные на укрепление и продвижение азербайджанской диаспоры на международной арене. Можно сказать, что Азербайджан в последнее десятилетие активно инвестирует в формирование положительного международного имиджа республики, в популяризацию и распространение азербайджанской культуры, в публичную дипломатию. азербайджанская диаспора стала одним из главных инструментов популяризации Республики Азербайджанской на международной арене.
Ключевые слова: публичная дипломатия, Республика Азербайджан, Джозеф Най, президент, сотрудничество, глава государства, азербайджанская диаспора
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Байрамлы Н.С., Погодин С.Н. Публичная дипломатия и роль Азербайджанской диаспоры в ее продвижении // Социально-политические науки. 2023. Т. 13. № 5. С. 77-82. DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-577-82. EDN: KUPXGV
DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-5-77-82
Public Diplomacy
and the Role of the Azerbaijani Diaspora in its Promotion
N.S. Bayramli1, 2' 3' 3 ©, S.N. Pogodin1, b ©
1 Higher School of International Relations of the Institute of Humanities of the Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University,
Saint Petersburg, Russian Federation
2 North-West Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President
of the Russian Federation,
Saint Petersburg, Russian Federation
3 Azerbaijan Center for Humanitarian Cooperation, Saint Petersburg, Russian Federation
a E-mail: [email protected] b E-mail: [email protected]
Abstract. The article is devoted to the concept and significance of'public diplomacy" in the system of modern international relations and the role of the Azerbaijani Diaspora in the foreign policy of the Republic of Azerbaijan. The purpose of the article is to reveal the concept of'public diplomacy"and analyze the functioning of the policy of the Azerbaijan diaspora abroad. The work uses a logical and comparative analysis, a method of working with legal acts. The authors reveal the concept and significance of "public diplomacy" in the modern system of international relations and the efforts of the leadership and government of the Republic of Azerbaijan to strengthen and promote the Azerbaijani diaspora in the international arena. It can be said that in the last decade Azerbaijan has been actively investing in the formation of a positive international image of the republic, in the popularization and dissemination of Azerbaijani culture, and in public diplomacy. The Azerbaijani diaspora has become one of the main instruments for popularizing the Republic of Azerbaijan in the international arena.
Key words: public diplomacy, Republic of Azerbaijan, Joseph Nye, President, cooperation, head of state, Azerbaijan diaspora
FOR CITATION: Bayramly N.S., Pogodin S.N. Public Diplomacy and the Role of the Azerbaijani Diaspora in its Promotion. Sociopolitical Sciences. 2023. Vol. 13. No. 5. Pp. 77-82. (In Rus.) DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-5-77-82. EDN: KUPXGV
V_/
ВВЕДЕНИЕ
В современных международных отношениях наряду с традиционными взаимоотношениями между государствами, где основную роль играют профессиональные дипломатические связи, все большее значение приобретает публичная дипломатия.
Впервые появившееся в британской прессе в середине XIX в., это понятие стало широко использоваться в американском политическом лексиконе уже с 1940-х гг. после образования в США в 1948 г. Комиссии советников президента по публичной дипломатии (Advisory Comission on Public Diplomacy). Росту популярности термина способствовало стремление американских политических и журналистских кругов заменить им более одиозное понятие пропаганды [1]. По сути, это была облегченная версия пропаганды. Вскоре интерес к публичной дипломатии проявили и ведущие европейские страны, стремящиеся проводить свою внешнюю поли-
тику с опорой на культурный обмен, образовательные программы, научные и спортивные контакты и пр.
В современном мире публичная дипломатия в теории международных отношений рассматривается как инструмент «мягкой силы» государства. Автор концепции «мягкой силы» американский исследователь Джозеф Най так определяет смысл вводимого им понятия: «"Жесткая сила", или "жесткое могущество", - это способность к принуждению, обусловленная военной или экономической мощью страны. "Мягкое могущество" возникает, когда страна привлекает своей культурой, политическими идеалами и программами» [3]. Из этого определения можно сделать вывод, что «мягкая сила» предполагает не только использование официальных дипломатических каналов взаимодействия между государствами, но и вовлечение в международные контакты широкой общественности.
Термин «публичная дипломатия» является неологизмом, существенно отличающимся от традиционной
Байрамлы Н.С., Погодин С.Н.
дипломатии и обозначающим более широкие сегменты дипломатических усилий. По мнению ученых, в то время как традиционная дипломатия предполагает «государственные отношения», «мишенью публичной дипломатии, вооруженной различными формами международного общения, являются иностранные граждане и народы».
Публичная дипломатия определяется как «процесс выстраивания отношений с иностранной аудиторией посредством усилий правительств по продвижению идей и идеалов своего народа, а также национальных ценностей и текущей политики, их институтов и культуры». Можно сказать, что «мягкая сила» в современной мировой политике значительно активизировала публичную и народную дипломатии и способствовала их продвижению в международных отношениях. В этом направлении высказывается известный американский ученый-социолог М. Леонард, утверждая, что «сейчас в мире существует стремление держать культурно-гуманитарные связи как можно дальше от политических и государственных амбиций. Если общество будет стоять за политикой и дипломатией, будут достигнуты более значительные результаты, поскольку в международных отношениях все больше доверия завоевывают публичная дипломатия и дипломатия масс. В отношении традиционной политики и дипломатии такого доверия нет в силу их изолированности, своего рода цеховой замкнутости. Поэтому в их действиях зачастую люди ищут следы обмана и спекуляций, верят в народную дипломатию. Часто к ней прибегают в сложных, конфликтных ситуациях».
Обращаясь к прошлому, можно сказать, что на протяжении большей части истории человечества именно «жесткая сила» доминировала в международных отношениях. Однако после окончания холодной войны, распада Советского Союза и краха коммунистических режимов по всему миру начал постепенно укреплять свои позиции подход «мягкой силы». К ней апеллировали отдельные страны, союзы государств, в частности, Европейский союз и некоторые другие европейские организации. Все они выступали в роли пропагандистов «мягкой силы», не забывая при этом периодически прибегать и к силе «жесткой». В этом контексте публичная дипломатия как форма «мягкой силы» становилась важным средством продвижения национальных интересов, налаживания отношений и достижения взаимопонимания в международных отношениях.
Публичная дипломатия может реализоваться как государственными, так и негосударственными структурами - организациями гражданского общества и частными компаниями, СМИ, журналистами, НКО, отдельными людьми. Так, публичная дипломатия Великобритании осуществляется тремя основными органами: Министерством иностранных дел Великобритании, Британским советом и Би-Би-Си1. Между этими органами существует эффективное разделение труда: Министерство иностранных дел регулирует дипломатические отношения, Британский совет - культурные отношения, а Би-Би-Си1 - отношения со СМИ. Особенности китайской модели публичной дипломатии состоят в том, что основные задачи по ее реализации лежат
1 Би-Би-Си внесена Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов.
на КПК и госорганах, под контролем которых функционируют печатный орган ЦК КПК «Женьминь Жибао», крупнейшее правительственное информационное агентство «Синьхуа», глобальная сеть Институтов Конфуция. В России в этой сфере работают профильные федеральные структуры - «Россотрудничество», Фонд Горчакова, Российский совет по международным делам (РСМД), многочисленные НПО, что свидетельствует о динамичном развитии российской публичной дипломатии [5].
Структуры, близкие по своей функциональной нагрузке, можно найти и в других странах. В настоящей публикации мы собираемся остановиться на характеристике публичной дипломатии Азербайджана, одной из ключевых особенностей которой является использование огромного потенциала азербайджанской диаспоры.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ГЛУБИНА
ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ АЗЕРБАЙДЖАНА
Географическое, геополитическое и культурное положение Азербайджана2 показывает, что страна находится на одном из самых оживленных путей между Востоком и Западом: для народов Востока - это ворота на Запад, для западных народов через Азербайджан проходит путь на Восток. В древности через земли современного Азербайджана пролегал маршрут Великого шелкового пути. Сегодня с Азией и Европой Азербайджан связывают многочисленные политические, культурные, этнические и человеческие связи. Гигантское значение имеют и связи экономические, в которых огромную роль играют газо- и нефтепроводы (нефтепроводы: Баку-Новороссийск, Баку-Супса, Баку-Тби-лиси-Джейхан; Южно-Кавказский газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум).
Географическое положение страны привело к успешному культурному синтезу - Азербайджан имеет богатое культурное наследие, сочетающее в себе восточную и западную культуры.
Можно говорить и о синтезе политическом - Азербайджан активно действует на многих региональных и глобальных площадках: от Совета Безопасности ООН, Совета Европы и ОБСЕ до СНГ и Организации исламского сотрудничества. Вся эта политическая деятельность свидетельствует о многовекторности внешней политики Азербайджана и может быть проанализирована с точки зрения многовекторности его публичной дипломатии.
В проектах и программах, реализуемых Азербайджаном [1] в сфере публичной дипломатии, задейству-ются два типа структур:
1) структуры, спонсируемые и поддерживаемые государством, специализирующиеся в гуманитарной области (Государственный Комитет по работе с диаспорой, Азербайджанское международное агентство по развитию (Azerbaijan International Development Agency, AIDA), Центр азербайджанских врачей в Турции и многие другие);
2 URL: https://az.bccrwp.org/compare/difference-between-hard-
power-and-soft-power/ (дата обращения: 19.05.2022).
2) структуры неправительственные и некоммерческие. Среди них особое место занимает Фонд Гейдара Алиева, специализирующийся в области культурной дипломатии, которая является важным направлением народной дипломатии.
В настоящей публикации хотелось бы отметить некоторые мероприятия в области публичной дипломатии, проводимые Республикой Азербайджан.
Во-первых, Второй Бакинский международный гуманитарный форум, состоявшийся 5-6 октября 2012 г. под эгидой Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева. В центре внимания участников форума были вопросы межкультурного взаимодействия. Именно в выступлении Президента Ильхама Алиева на Форуме было подчеркнуто, что «будучи естественно-географическим мостом, мы пытаемся играть роль моста и в гуманитарной сфере». С момента своего возникновения в 2010 г. Бакинский международный гуманитарный форм стал площадкой регулярных встреч выдающихся представителей политической, научной и культурной элиты мирового сообщества, включая известных государственных деятелей и руководителей влиятельных международных организаций.
Во-вторых, это мероприятия, реализуемые Фондом Гейдара Алиева под руководством Мехрибан и Лейлы Алиевых, проведенные по случаю 20-летия франко-азербайджанских отношений в октябре 2012 г. В Баку была открыта выставка под названием «Жемчужины Франции». Более 400 экспонатов, представленных Французской государственной библиотекой и другими учреждениями культуры, были встречены в нашей стране с интересом. В свою очередь проведение Дней Азербайджана3 [2] по популяризации азербайджанской культуры в 10 разных городах Франции также стало значимым событием с точки зрения целей народной дипломатии, особенно нашей культурной дипломатии, поскольку позволило большому числу французов познакомиться с азербайджанской культурой.
В копилке Фонда Гейдара Алиева большое количество крупнейших мировых культурных событий, где Фонд выступал в качестве организатора или участника. Это открытие городка под названием «Осенние дары Азербайджана» в Москве в 2018 г., проведение Дней азербайджанской культуры в Каннах в 2018 и в 2019 гг., открытие азербайджанского павильона «Древние поселения» в парке культуры Китая в 2021 г., участие в 59-й Венецианской биеннале в 2022 г., где были представлены работы азербайджанских художников. Это далеко не полных перечень мероприятий с участием Фонда Гейдара Алиева, но даже эти мероприятия позволили многим тысячам людей в разных странах мира познакомиться с культурой и искусством Азербайджана.
АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ДИАСПОРА
КАК ПРОВОДНИК ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ:
РЕАЛИИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
Мировой опыт показывает, что фактор диаспоры играет важную роль в системе отношений государств
3 Azarbaycanda ke^irilan tadbirlar - Ölkanin beynalxalq nüfuzundan xabar verir. URL: http://atv.az/news/politics/95137-azerbaycanda-kecirilen-tedbirler (дата обращения: 18.05.2022).
и народов. Диаспора позволяет своим членам сохранять этнокультурную идентичность в чужой стране и, одновременно, является проводником экономического, политического и культурного влияния страны своего происхождения.
Поскольку Республика Азербайджан является неотъемлемой частью международного сообщества, фактор диаспоры важен для развития нашей государственности, роста авторитета и влияния Азербайджана в мире4.
Опыт ряда стран показывает, что наличие диаспоры существенно увеличивает возможности успешной реализации внешнеполитического курса государства. Представители диаспоры, которая длительное время существует в принимающей стране, глубоко интегрируются в ее экономическую, политическую и культурную жизнь. В силу этого, у государства-донора возникают определенные рычаги влияния на внутреннюю жизнь других государств, что, в свою очередь, помогает ему во внешней политике. Поэтому любое государство, имеющее свои диаспоры в других странах мира, всячески стараются проводить работу по их укреплению.
Благодаря глубоким корням азербайджанской государственности формирование азербайджанской диаспоры имеет древнюю историю.
Государственный комитет по работе с диаспорой Азербайджана (ГКДР) делит историю диаспоры на несколько этапов.
Первый этап формирования азербайджанской диаспоры в зарубежных странах относится к концу VII -началу VIII в. В этот период, в связи с распространением ислама, развитием арабоязычной науки и культуры, появлением десятков азербайджанских мыслителей в городах Ближнего Востока была заложена основа для создания диаспоры.
Второй этап в развитии нашей диаспоры охватывает X-XIX в. Именно в то время сотни ученых и студентов из Азербайджана приобретали знания в научных и культурных центрах Ближнего Востока.
Следующие этапы формирования нашей диаспоры связаны, во-первых, с вхождением азербайджанских земель в состав Российской империи, а затем и Советского Союза; во-вторых, с расселением новых поколений азербайджанцев в европейских странах после распада СССР.
На расширение азербайджанской диаспоры в западных странах повлияла Исламская революция в Иране в 1979 г., когда тысячи наших соотечественников были вынуждены покинуть родину и найти убежище в странах Запада. В последние десятилетия количество людей, эмигрировавших с территории современного Ирана, где исторически проживало около 30 миллионов азербайджанцев, превысило количество людей, выезжающих за пределы Азербайджанской Республики. Таким образом, они сформировали сильную азербайджанскую диаспору в западных странах. Более 10 миллионов азербайджанцев, численность которых во всем мире составляет около 50 миллионов, в настоящее время проживают в изгнании.
Усиление связи азербайджанской диаспоры с Азербайджанским государством становится заметным
4 Ugurlu letimai Diplomatiya. URL: http://www.anl.az/down/meqale/
ses/2012/dekabr/281281.htm (дата обращения: 09.06.2022).
Байрамлы Н.С., Погодин С.Н.
после распада Советского Союза, с возникновением независимого Азербайджана и последовавшим за этим приходом к власти во второй раз общенационального лидера Гейдара Алиева5. Именно после возвращения общенационального лидера к руководству Азербайджаном в 1993 г. была определена единая государственная стратегия в отношении диаспоры страны: диаспоро-строительство стало одним из приоритетов государственной политики Азербайджанской Республики.
Гейдар Алиев объявил 31 декабря Днем солидарности азербайджанцев всего мира. Это решение имело большое значение для единения наших соотечественников во всем мире и стало стимулом для реализации идеи единства.
После обретения независимости перед внешней политикой Азербайджана стояли две важные задачи: во-первых, гарантировать признание Азербайджана в качестве суверенного государства, а во-вторых, обеспечить будущее развитие экономики страны, используя возможности стратегического сотрудничества с Западом.
Общенациональный лидер Гейдар Алиев прекрасно понимал, что укрепление диаспоры сыграет важную роль в решении этих вопросов. Его дальновидная политика приводила к принятию необходимых решений в этом направлении. Делать это было необходимо, потому что на протяжении многих лет шла планомерная деятельность некоторых диаспор соседних государств по формированию у народов Запада негативного мнения об Азербайджане. Для этого использовались необъективные и предвзятые трактовки ситуации вокруг нагорно-карабахского конфликта. Критикам Азербайджана было важно, чтобы эти трактовки проникли в общественное мнение западных стран. Этому следовало что-то противопоставить с тем, чтобы устранить негативное общественное мнение, которое в любом государстве оказывает существенное влияние на его внешнюю политику.
В такой ситуации, принимая во внимание необходимость дальнейшего укрепления отношений с нашими соотечественниками, проживающими в разных странах мира, обеспечения единства и солидарности между ними, а также укрепления и координации деятельности азербайджанских общин, в 2001 г. общенациональный лидер Гейдар Алиев подписал распоряжение о проведении Первого съезда азербайджанцев мира.
9-10 ноября 2001 г., в Баку состоялся Первый Конгресс азербайджанцев мира, на котором присутствовало 406 делегатов и 63 гостя, представляющих более 200 различных организаций из 36 стран. Наряду с представителями диаспоры в съезде приняли участие 702 делегата и 844 гостя, представляющие более 130 государственных и общественных организаций, научных, образовательных, культурных и других творческих организаций Азербайджана, 25 политических партий. Это событие стало важным шагом в плане объединения наших соотечественников по всему миру вокруг единой идеологии.
На съезде была выдвинута идея создания специального государственного органа в целях организации системной работы с нашими соотечественниками за рубежом и обеспечения укрепления национального единства среди наших соотечественников. Эта идея,
5 Geosiyasat. URL: https://sesqazeti.az/news/analytics/387710.html (дата обращения: 20.06.2022).
принадлежащая общенациональному лидеру Гейдару Алиеву, послужила ускорению процесса формирования азербайджанской диаспоры. Свое воплощение в жизнь она получила с изданием Указа общенационального лидера от 5 июля 2002 г. «О создании Государственного комитета по работе с азербайджанцами, проживающими за рубежом».
Через несколько месяцев после съезда, 27 декабря 2002 г., общенациональный лидер Гейдар Алиев утвердил Закон Азербайджанской Республики «О государственной политике в отношении азербайджанцев, проживающих за рубежом». С принятием закона был заложен фундамент нового этапа в отношениях между государством и диаспорой. Осуществление полномочий соответствующих органов исполнительной власти, предусмотренных ст. 9.1 Закона Азербайджанской Республики «О государственной политике в отношении азербайджанцев, проживающих за рубежом», является наглядным примером внимательного отношения Президента к нашей диаспоре. С принятием закона были определены и регламентированы все отношения между Азербайджанским государством и азербайджанской диаспорой.
Создание Государственного комитета по работе с азербайджанцами, проживающими за рубежом (ныне Государственный комитет по работе с диаспорой) и принятие соответствующего закона способствовали укреплению взаимодействия и координации деятельности азербайджанской диаспоры и государства6. Такая координация самым положительным образом сказалась на эффективности и успехах внешней политики нашей страны.
Тот факт, что азербайджанцы, проживающие за рубежом, всегда находятся в центре внимания нашего государства, находит свое отражение и в словах Президента Ильхама Алиева: «Все наши соотечественники, проживающие за рубежом, независимо от их национальности, являются нашими братьями, и наша Родина готова принять вас в любой момент и время». Эти слова - наглядный пример того, насколько наше государство заботится о своих соотечественниках, проживающих за рубежом.
«Мы хотим, чтобы вы стали сильнее в странах, где живете, имели более сильные позиции. Ваши сильные позиции в политическом мире, деловой, культурной жизни этих стран означают, что имя Азербайджана поднимется еще выше. Посольство представляет интересы страны. Но члены диаспоры также являются послами Азербайджана. Многое зависит от вашей деятельности. Вы поддерживаете Азербайджан, а правительство и государство Азербайджана поддерживают вас», - сказал Президент Ильхам Алиев. Заявление Президента о том, что «члены диаспоры также являются послами Азербайджана» подчеркивают огромной значение, которое отводит государство в своей внешней политике диаспоре. Но в этих словах надо видеть и огромную ответственность, возлагаемую на диаспору и ее отдельных представителей, поскольку по каждому представителю диаспоры в стране ее пребывания будут судить об Азербайджане в целом.
6 Beynalxalq ictimai alaqalar diplomatiya vasitasi kimi. URL: http:// anl.az/down/meqale/xalqqazeti/2010/iyun/123341.htm (дата обращения: 15.06.2022).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно сказать, что цель публичной дипломатии -найти прямые точки соприкосновения между странами, народами, политическими лидерами, общественными деятелями и простыми гражданами, а также предоставить больше информации о политике и ценностях страны. Чтобы другие узнали и поняли вас, вы должны сначала попытаться услышать и понять другую сторону.
Опыт международных отношений показывает, что не всегда это легко сделать. К сожалению, в отношениях между странами и народами возникают периоды, когда никто не желает слышать и не стремится понять друг друга. Такое случается на переломных моментах истории, чреватых международными кризисами и конфликтами. В такие моменты происходит переструктурирование всей системы международных отношений
и передел сфер влияния между государствами, появление новых центров силы и уменьшение влияния старых. Борьба за влияние в меняющемся мире приводит к обострению международной обстановки в такой степени, что происходит перераспределение между «мягкой силой» и «жесткой» в пользу последней. Подобного рода «тектонические сдвиги» наблюдаются и в современном мире, который «ищет» новую модель мироустройства.
Сказанное вовсе не означает, что проблема «мягкой сила» утратила свою актуальность - речь идет о том, что современность требует корректировки соотношения мягкой и жесткой силы. При этом всегда надо помнить, что в публичной дипломатии заложен огромный потенциал, и она способна приносить больше пользы, чем дипломатия традиционная. И чем более стабильной будет становиться международная обстановка, тем больше будет раскрываться этот потенциал.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мамедов Н. Внешняя политика: реалии и видение будущего. Баку: Закон, 2013.
2. СШрп К. Миавк Аг^гЬаусашп 01оЬа11а§ап dunyada Ьеупэ1хаЦ mэdэni э^э1эп. Mэdэniyyэt dunyasl е1тьпэгэп тэстиа. Вак1, 2019. Б. 37.
3. НайДж. «Мягкая сила» и американо-европейские отношения // Свободная мысль -XXI. 2004. № 10.
4. Бахриев Б.Х. Публичная дипломатия в современном исследовательском дискурсе // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия: Общественные науки. 2017. № 1 (70). С. 133.
5. Боришполец К.П. Публичная дипломатия на пространстве ЕАЭС: осмысление феномена и тенденций развития // Вестник МГИМО-Университета. 2015. № 5 (44). С. 45.
REFERENCES
1. Mammadov N. Foreign policy: realities and vision of the future. Baku:Law, 2013.
2. Gulcin K. International cultural relations of modern Azerbaijan in the globalized world. World of Culture scientific-theoretical collection. Baku, 2019. P. 37.
3. Nye /. "Soft power" and US-European relations. Free thought -XXI. 2004. No. 10. (In Rus.)
4. BakhrievB.Kh. Public diplomacy in modern research discourse. Bulletin of the Tajik State University of Law, Business and Politics. Series: Social Science. 2017. No. 1 (70). P. 133. (In Rus.)
5. Borishpolets K.P. Public diplomacy in the EAEU space: Understanding the phenomenon and development trends. Bulletin ofMGIMO University. 2015. No. 5 (44). P. 45. (In Rus.)
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 79,54%
Рецензент: Вовенда А.В., кандидат политических наук; старший преподаватель; Высшая школа международных отношений Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ)
Статья поступила в редакцию 14.01.2023, принята к публикации 26.04.2023 The article was received on 14.01.2023, accepted for publication 26.04.2023
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Байрамлы Ниджат Садиг оглы, аспирант; Высшая школа международных отношений Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого; заведующий сектором; Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; председатель; Азербайджанский центр гуманитарного сотрудничества; Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Погодин Сергей Николаевич, доктор исторических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, член-корреспондент Международной академии наук высшей школы; директор; Высшая школа международных отношений Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого; Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHORS:
Nijat Sadiq oglu Bayramli, postgraduate student; Higher School of International Relations of the Institute of Humanities of the Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University; Head of the Sector; North-West Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation; Chairman; Azerbaijan Center for Humanitarian Cooperation; St. Petersburg, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Sergey N. Pogodin, Doctor of History, Professor, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, Corresponding Member of the International Academy of Sciences of Higher Education; Director; Higher School of International Relations of the Institute of Humanities of the Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University; St. Petersburg, Russian Federation. E-mail: [email protected]