5.5.4 Международные отношения,
глобальные и региональные исследования
(политические науки)
International Relations, Global and Régional Studies
5.1.5. Международно-правовые науки
International Law
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-1-83-89 УДК: 327.7 ГРНТИ: 11.25.91 EDN: CLPAUH
Международные связи с общественностью и фонд Гейдара Алиева как инструмент публичной дипломатии Азербайджанской Республики
Н.С. Байрамлы ©
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Азербайджанский центр гуманитарного сотрудничества, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
Аннотация. В настоящее время публичная дипломатия часто исследуется и анализируется в контексте международных общественных отношений. В данной статье рассматривается основные и значимые инструменты публичной дипломатии Азербайджанской Республики. В статье отмечены общие черты публичной дипломатии и международной общественности. Проанализирован деятельность фонда Гейдара Алиева как инструмента публичной дипломатии Азербайджана. В результате сделан вывод о том, что данные инструменты являются значимыми для публичной дипломатии Азербайджанской Республики. Работая с миллионной аудиторией, можно изменить парадигму сегодняшней публичной дипломатии. Альтернативы Интернету, Всемирной паутине нет. Потому что Интернет не знает границ. А также Фонд Гейдара Алиева демонстрирует яркий пример проводника публичной дипломатии Азербайджанской Республики. Проекты, реализованные за период деятельности, показывают, что Фонд добился большого успеха и репутации не только в Азербайджане, но и в международном мире. Фонд играет большую роль в популяризации Азербайджана за рубежом.
Ключевые слова: публичная дипломатия, Азербайджанская Республика, президент, фонд, глава государства, интернет, Гейдар Алиев
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Байрамлы Н.С. Международные связи с общественностью и фонд Гейдара Алиева как инструмент публичной дипломатии Азербайджанской Республики // Социально-политические науки. 2024. Т. 14. № 1. С. 83-89. DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-1-83-89. EDN: О.РАиН
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-1-83-89
International Public Relations and the Heydar Aliyev Foundation as a Tool of Public Diplomacy of the Republic of Azerbaijan
N.S. Bayramli ©
Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russian Federation
North-Western Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy a nd Public Administration under the President of the Russian Federation, Saint Petersburg, Russian Federation
Azerbaijan Center for Humanitarian Cooperation, Saint Petersburg, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Abstract. Currently, public diplomacy is often studied and analyzed in the context of international public relations. This article discusses the main and significant tools of public diplomacy of the Republic of Azerbaijan. The article notes the common features of public diplomacy and the international community. The activities of the Heydar Aliyev Foundation as an instrument of public diplomacy in Azerbaijan are analyzed. As a result, it was concluded that these tools are significant for the public diplomacy of the Republic of Azerbaijan. Working with an audience of millions can change the paradigm of today's public diplomacy. There is no alternative to the Internet, the World Wide Web. Because the Internet knows no boundaries. And the Heydar Aliyev Foundation demonstrates a vivid example of the conductor of public diplomacy of the Republic of Azerbaijan. The projects implemented during the period of activity show that the Foundation has achieved great success and reputation not only in Azerbaijan, but also in the international world. The Foundation plays a big role in popularizing Azerbaijan abroad.
Key words: public diplomacy, Republic of Azerbaijan, president, foundation, head of state, Internet, Heydar Aliyev
FOR CITATION: Bayramli N.S. International Public Relations and the Heydar Aliyev Foundation as a Tool of Public Diplomacy of the Republic of Azerbaijan. Sociopolitical Sciences. 2024. Vol. 14. No. 1. Pp. 83-89. (In Rus.) DOI: 10.33693/2223-0092-202414-1-83-89. EDN: CLPAUH
V_/
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы публичная дипломатия привлекает все больше внимания с точки зрения международных связей с общественностью. В эпоху глобализации страны мира придают большое значение установлению личных отношений между людьми на всех уровнях (народами, нациями, сообществами). Государства реализуют свои важные дипломатические цели посредством института связей с общественностью.
Цель публичной дипломатии - найти прямые точки соприкосновения между странами, народами, политическими лидерами, общественными деятелями и простыми гражданами, а также предоставить больше информации о политике и ценностях страны. Чтобы другие узнали и поняли вас, вы должны сначала попытаться услышать и понять другую сторону себя [1].
Шестнадцать лет назад - 30 сентября 1994 г. президент Азербайджана Гейдар Алиев впервые высту-
пил на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Великий лидер донес до всего мира истинный голос Азербайджана. Мировые организации услышали голос азербайджанской дипломатии в лице общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева. Позднее выступления великого политика Гейдара Алиева на 49-й и 50-й сессиях Генеральной Ассамблеи ООН и Саммите тысячелетия вписали яркие страницы в историю нашей дипломатии, донесли до мира приоритеты внешней политики нашего государства.
Объединив азербайджанцев мира вокруг идеи азер-байджанства, великий лидер перекинул миру мост народной дипломатии. Сегодня политика Гейдара Алиева продолжается во всех областях Азербайджана. Выступления президента Азербайджана Ильхама Алиева на 58-й и 59-й сессиях Генеральной Ассамблеи ООН подняли авторитет нашей страны на уровне международных общественных связей.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ -ЧАСТЬ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Социологи считают, что межобщественные и межобщинные отношения являются оружием международной публичной дипломатии. В публичной дипломатии интерактивность рассматривается как определяющее условие эффективной публичной дипломатии и деятельности национальных правительств в сфере международных общественных отношений. До сегодняшнего дня речь шла о построении «гражданского общества» в отдельных странах, а теперь речь идет о «глобальном гражданском обществе».
Американские ученые Джейкобсон и Янг в своих исследованиях глобального гражданского общества отмечают, что политические системы и уровень экономического развития мировых государств, а также уровень социальной свободы являются важными факторами, определяющими интерактивность публичной дипломатии в этих странах. Вот почему многие правительства приглашают специалистов по связям с общественностью присоединиться к ним в глобальной имиджевой деятельности за высокие зарплаты. Тенденция сближения публичной дипломатии и связей с общественностью в сегодняшнем процессе публичной дипломатии превращается в «мягкую силу». Сейчас на эту цель направлены глобальные коммуникационные усилия государств мира.
Значимость коммуникационных технологий в международных связях с общественностью очень востребована и известна. Развитие отношений с общественностью вносит уникальные изменения на арену международной дипломатии. Важную роль здесь играют средства массовой информации, в том числе каналы общественной коммуникации, в том числе интернет-технологии. Глобальная интерактивность активных государств мира означает интенсивность международных операций во многих сферах (информационной, финансовой, коммерческой и административной).
Азербайджан, являющийся инициатором крупных социально-экономических проектов, находится в центре международных общественных отношений, ведет активную общественную дипломатию. Все эти быстрые глобальные взаимодействия, основанные на новых коммуникационных технологиях, привели к появлению невиданной ранее на мировой дипломатической арене «мировой общественности». Растущее глобальное взаимодействие увеличивает влияние и важность новых медиа-технологий в публичной дипломатии [2].
Для достижения желаемых результатов в международных отношениях и межгосударственных отношениях необходимо постоянно изучать общественное мнение внутри страны, где представлено государство, а также на международном уровне, последовательно извлекать выгоду из связей с общественностью - технологий публичной дипломатии. Сегодня публичная дипломатия (народная дипломатия) иногда приносит больше пользы, чем традиционная дипломатия. Глобальные аспекты и последствия этого явления проявляются в создании единого глобального информационного общества и массовом применении технологий связей с общественностью (РИ) в международных отношениях.
По данным последних лет, более 1 миллиарда человек в более чем 200 странах, имеющих доступ к Интернету, могут мгновенно общаться друг с другом посредством «онлайн-линии». Это показывает, насколько велики возможности связей с общественностью для политической и дипломатической деятельности национальных правительств. Поэтому страны мира просто не могут не видеть влияния и потенциала Интернета, который является эффективным каналом публичной дипломатии для работы с глобальной аудиторией. В Азербайджане информационным технологиям во всех сферах предоставлены широкие возможности на государственном уровне.
Публичная дипломатия (публичная дипломатия), являющаяся превентивным политическим механизмом во внешней политике, требует активного участия в международных связях с общественностью и работы с мировой общественностью. Теперь на дипломатическую сцену неизбежно выходят корпорации, транснациональные НПО и даже отдельные граждане. Таким образом, сегодняшние национальные правительства не могут не слышать голос транснациональной общественности при принятии важных решений. Публичная дипломатия с привлечением крупных диаспор и корпораций, социальных групп и сообществ, организаций, отдельных общественных деятелей, творческих людей и простых граждан с целью донесения до мирового сообщества реальных причин конфликта, в который вовлечена наша страна, информирования мира о реалиях Азербайджана, гармонирует с дипломатическими шагами азербайджанского государства сегодня.
В ходе визитов руководителей государств и правительств, их встреч с соотечественниками в этих странах, прямых контактов отдельных общественных деятелей, групп депутатов, известных деятелей в области культуры с их коллегами в других странах вносят большой вклад в общественную дипломатия.
Традиционные ежегодные встречи, проводимые Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Министерстве иностранных дел с руководителями органов дипломатической службы Азербайджанской Республики, служат именно этой великой цели - развитию народной дипломатии. Все эти работы значительно повысили роль связей с общественностью - народной дипломатии во внешней политике Азербайджанского государства [3].
На первой встрече руководителей органов дипломатической службы Азербайджанской Республики (27 июля 2004 г.) Президент Ильхам Алиев сказал: «Азербайджан очень успешно реализует свою внешнюю политику. Конечно, сегодня азербайджанская дипломатия находится на новом этапе. <...> Сегодня в мире достаточно справедливой информации об Азербайджане. <...> Мы все должны работать, конечно, в первую очередь послы, представляющие Азербайджан за рубежом, другие сотрудники посольств должны работать над донесением фактов об Азербайджане до общественности, живущих в этих странах» [4].
Деятельность связей с общественностью в международных отношениях весьма актуальна с точки зрения информационной активности и публичной дипломатии. Поэтому азербайджанские общины стараются
более активно участвовать в общественно-политической жизни стран, где они живут.
Этот призыв главы государства Азербайджана, служащий долгосрочной стратегии внешней политики страны, значительно активизировал публично-дипломатическую активность. После очередных съездов азербайджанцев мира процесс организации наших соотечественников, проживающих за рубежом, получил еще больший импульс. Возрос уровень их участия в общественно-политической жизни стран, в которых они живут, достигнуто возрождение в направлении пропаганды нашего культурного наследия и развития связей с другими народами, особенно в Российской Федерации.
Американские ученые Сигнитцер и Куме отмечают, что термин «публичная дипломатия» представляет собой неологизм, по сути отличающийся от традиционной дипломатии. Это привлекает к дипломатии более широкие сегменты и аудитории. По мнению ученых, если традиционная дипломатия охватывает «правительственные отношения», то «мишенью публичной дипломатии, вооруженной различными видами международного общения, являются иностранные граждане и народы».
Другой исследователь определяет публичную дипломатию как: «Процесс установления отношений с зарубежной общественностью посредством усилий правительств по пониманию идей и идеалов своего народа, а также национальных ценностей и текущей политики, его институтов и культуры». Как мы уже говорили выше, возникающая в современной мировой политике «мягкая сила» существенно активизировала публичную дипломатию между национальными государствами и выдвинула ее на передний план в международных отношениях. Другой американский социолог М. Леонард подтверждает, что «сейчас в мире существует стремление сохранить культурно-гуманитарные связи как можно дальше от политических и властных амбиций, основанных на уважении целостности национальных культур. В международных отношениях народные массы все больше доверяют в публичную дипломатию. Люди, ищущие следы спекуляций в традиционной политике больше верят и доверяют народной дипломатии. Народная дипломатия вступает в игру в сложных конфликтах и отчаянных ситуациях».
На том же совещании глав органов дипломатической службы (27 июля 2004 г.) глава государства заявил: «Мы должны начать информационную активность. Иногда нас обвиняют в том, что Азербайджан ведет себя в этом отношении слишком воинственно. Это может быть, но наша воинственность пока только в сфере информации. У нас нет другого пути». Таким образом, в Азербайджане зарождается публичная дипломатическая сеть. Координационный совет азербайджанцев мира, Государственный комитет по работе с диаспорой ведут постоянную работу в сфере народной дипломатии [5].
По инициативе главы государства в ноябре 2007 г. в Баку состоялся XI Конгресс дружбы, братства и сотрудничества тюркских государств и обществ. На конгрессе, который был примером международной публичной дипломатии, обсуждались вопросы, связанные с сотрудничеством между тюркоязычными народами в области науки, техники, культуры, образования,
экономики, торговли, туризма и финансов, популяризации культурного наследия Тюркского мира, задачи, стоящие перед тюркской молодежью, и влияние современных глобализационных процессов на жизнь наших народов. Данные события значительно повысили эффективность публичной дипломатии Азербайджана в регионе и мире за счет мобилизации наших международных связей с общественностью.
Многие ученые отмечают, что существует фундаментальное единство между публичной дипломатией и международными связями с общественностью. Французский ученый Жак Л'Этан утверждает, что связи с общественностью могут стимулировать актуальные и новые идеи публичной дипломатии в будущем. Отмечая общие аспекты публичной дипломатии и международных связей с общественностью, ученый пишет: «И связи с общественностью (public relations), и дипломатия используют стратегию доверия и переговоров». По мнению ученого, публичную дипломатию можно рассматривать как форму международных связей с общественностью.
Обращает на себя внимание один аспект: как международные связи с общественностью, так и публичная дипломатия представляют собой управление отношениями. Публичная дипломатия служит установлению взаимовыгодных отношений в международном контексте и, следовательно, тесно связана с усилиями национальных государств по установлению международных общественных отношений. Например, создание администрацией Джорджа Буша-младшего в Соединенных Штатах Америки Управления глобальных коммуникаций после событий 11 сентября показало, какое большое значение правительство США придает публичной дипломатии для укрепления международных связей с общественностью. Это указывало на необходимость в большей степени управлять международными отношениями посредством публичной дипломатии.
В эпоху глобализации целенаправленная публичная дипломатия национальных правительств, рассчитанная с социальной и экономической точки зрения, служит созданию национального имиджа страны. Теперь возможности, созданные Интернетом для интерактивного общения, придают более полное и инклюзивное наполнение процессам публичной дипломатии. Глобальная сеть Интернет является очень удобным каналом распространения информации, знаний и идей.
Новые коммуникационные технологии сегодня стремительно применяются во внешней политике, создавая конкурентную среду в сфере публичной дипломатии среди мировых государств. Государства стараются более интенсивно воспользоваться этой возможностью. Не случайно глобальные средства массовой информации и технологии превратили публичную дипломатию в открытый коммуникационный форум.
РОЛЬ ФОНДА ГЕЙДАРА АЛИЕВА В ПРОДВИЖЕНИЕ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Сегодня неправительственные организации стали полноценным фактором общественной дипломатии. Профессионально используя в своей деятельности
средства «мягкой силы», они формируют положительный имидж страны в мировом масштабе и играют решающую роль в решении ряда внешнеполитических вопросов.
В этом плане важнейшим учреждением в Азербайджане является Фонд Гейдара Алиева. Благодаря последовательной и целенаправленной деятельности Фонда азербайджанский мугам был включен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, Ходжалинская трагедия включена в список нематериального культурного наследия Боснии и Герцеговины, Чехии, Иордании, Пакистана, Румынии, Судана, Джибути, Шотландия, а также ряд стран Латинской Америки и США [6].
Многочисленные проекты, реализуемые Фондом Гейдара Алиева в направлении дальнейшего укрепления имиджа Современного Азербайджана в международном мире, также раскрывают необходимость всестороннего научного исследования деятельности этой организации. Проекты, направленные на популяризацию исторического и культурного наследия нашей страны, регулярно изучаются на факультете административного управления Академии государственного управления при Президенте Азербайджанской Республики в рамках учебной дисциплины «Организация и управление связями с общественностью». В ходе лекций по этой теме студенты получают подробную информацию о многогранной деятельности Фонда Гейдара Алиева, а во время семинаров представляют свои работы по этой теме в виде научных работ. Фонд Гейдара Алиева, возглавляемый Первым вице-президентом Азербайджана Мехрибан Алиевой, проделал большую работу, направленную на популяризацию исторического и культурного наследия Азербайджана в международном мире. В академии также подробно проанализировали кампанию «Справедливость Ходжа-лы», созданную по инициативе вице-президента Фонда Гейдара Алиева Лейлы Алиевой [Там же].
Тот факт, что студенты ВУЗа, которая является одним из самых престижных высших учебных заведений нашей страны, выбрали деятельность Фонда Гейдара Алиева в качестве объекта научно-исследовательских работ, показывает, что азербайджанская молодежь очень интересуется этой темой. Следует подчеркнуть, что эту тему изучают не только в Азербайджане, но и в России.
Стать ведущей силой в общественно-политической и культурной жизни, заслужить высокую репутацию благодаря практической деятельности, стать примером - это результат большой ответственности и упорного труда. Конечно, патриотизм и привязанность к Родине побуждают человека служить великим делам для народа и нации. Исключительная роль Мехрибан Алиевой в общественно-политической и культурнойжизни Азербайджана обусловлена ее преданностью Родине. Многогранная деятельность Фонда Гейдара Алиева, продолжающего идеи общенационального лидера Гейдара Алиева в независимом Азербайджане и действующего в соответствии с существующими принципами и традициями, находит отражение в социальной, экономической и культурнойжизни Азербайджана. Масштабная деятельность Фонда, созданного с целью постоянного привития новым поколениям идей национальной
государственности, созданных Общенациональным Лидером Гейдаром Алиевым, привела к ее резонансу не только в Азербайджане, но и за его пределами. Поддерживая идеи Гейдара Алиева, он продолжает работать во имя социально-экономического и культурного прогресса страны, ее интеграции в цивилизованное мировое сообщество, улучшения материального благосостояния народа. Разные программы и проекты развиваются и реализуются в сфере образования, культуры, здравоохранения, спорта, экологии [7].
«Азербайджан - страна толерантности»
Проекты, реализуемые по инициативе Фонда Гейдара Алиева, отличаются своей значимостью в развитии сотрудничества между странами. Сегодня можно сказать, что отношение к проектам, реализуемым Фондом, высоко ценятся во всех странах мира. Тот факт, что Мехрибан Алиева была удостоена ряда престижных наград мира, является результатом ее отношения и деятельности по отношению к общечеловеческим ценностям. Помимо содействия диалогу между цивилизациями, первая леди Азербайджана также помогает в строительстве школ и восстановлении религиозных храмов. Не случайно последние годы способствовали межкультурному и межцивилизационному диалогу. Фонд Гейдара Алиева придает большое значение защите культурного наследия не только Азербайджана, но и мира. Реставрация памятников архитектуры Версальского дворца и витражей соборной церкви в рамках проекта «Азербайджан - адрес толерантности» в Европе, являющегося одним из проектов Фонда, в очередной раз содержит древние и крепкие корни толерантности, выносливости и уважения к разнообразию мировых культур в Азербайджане. По инициативе первой леди Азербайджана Мехрибан Алиевой велись важные работы по восстановлению около 60 катакомб, расположенных вокруг города Рима. Катакомбы Св. Марцеллиния и Пьетро являются одним из важнейших и интереснейших памятников христианского мира, и этот шаг вписан в историю как еще один яркий пример межрелигиозного и межкультурного диалога. Фонд Гейдара Алиева, внесший вклад в восстановление столь влиятельного археологического памятника Рима, выполнил свою историческую миссию. В рамках проекта также стала реальностью помощь Фонда Гейдара Алиева в реставрации 7 церквей Х-ХИ веков в жилых поселках Сантьи, Фресне-о-Соваж, Сен-Илер-ля-Жерар, Танвиль, Куржюст, Ревуайон и Маль.
«Восстановление, консервация и реконструкция наших святилищ в регионе будут осуществляться с участием местных и зарубежных специалистов»
Фонд Гейдара Алиева с первого дня своей деятельности реализует в Азербайджане проекты и программы, охватывающие различные сферы. Деятельность фонда по сохранению и реставрации памятников истории, культуры и религии известна каждому. Поэтому Фонд начал новый проект по восстановлению наших религиозных памятников, мечетей и храмов на древней земле Карабаха. Президент Фонда Мехрибан Алиева в своем сообщении на своей официальной странице в Instagram отметила, что каждая из нас с душевной болью наблюдает за происходящим на наших освобожденных от оккупации землях. Благодаря Фонду
Гейдара Алиева проводятся реконструкции исторических и религиозных памятников с участие иностранных специалистов. В городе Шуша и Агдамском районе уже начата соответствующая работа по восстановлению культовых сооружений, разрушенных в годы оккупации. Те или иные проекты, реализованные за период деятельности, показывают, что Фонд добился большого успеха и репутации не только в Азербайджане, но и в международном мире как неправительственная организация. Основой будущей деятельности Фонда Гейдара Алиева, который во многом способствует процветанию Азербайджана и повышению его международного авторитета, является реализация этих и других вопросов в еще более широком плане.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, можно сказать, что развитие коммуникационных технологий подключает неправительственные организации, в том числе активные общественные группы, и отдельных лиц к процессу публичной дипломатии, побуждая национальные государства и правительства к интерактивному сотрудничеству с этими силами. Национальные правительства все больше осознают важность получения конкурентного преимущества в политике и дипломатии путем внедрения новых коммуникационных технологий на современной арене публичной дипломатии.
Работая с миллионной аудиторией, можно изменить парадигму сегодняшней публичной дипломатии. Альтернативы Интернету, Всемирной паутине нет. Потому что Интернет не знает границ. Применение свя-
ЛИТЕРАТУРА
1. БайрамлыН.С., Погодин С.Н. Публичная дипломатия и роль Азербайджанской диаспоры в ее продвижении // Социально-политические науки. 2023. Т. 13. № 5. С. 77-82. DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-5- 77-82. EDN:KUPXGV
2. Сеидов У. Мягкая сила и публичная дипломатия Азербайджана в эпоху цифровых технологий. Екатеринбург: RIDERO - Издательские решения, 2019.
3. Aghazada R. Searching for a new foreign policy strategy for Azerbaijan - public diplomacy efforts // European Scientific Journal. 2013. Vol. 2.
4. Speech of President Ilham Aliyev at the meeting with the heads of diplomatic missions of the Azerbaijan Republic. July 27, 2004. (In Azerbaijani).
5. Байрамлы H.C. Понятие «мягкой силы» и ее значимость во внешней политике Азербайджанской Республики // Евразийский Союз: вопросы международных отношений. 2023. Т. 12. Вып. 7 (53). С. 980-991.
6. Heydar dliyev. Fondunun yaradilmasindan 17 il ötür. URL: https://sesqazeti.az/news/politics/868883.html (дата обращения: 09.01.2024).
7. Heydar dliyev. Fondu V9 ictimai diplomatiya. URL: https:// mehribanaliyeva.preslib.az/media-tlfz9aCr1V.html (дата обращения: 17.01.2024).
зей с общественностью в дипломатии должно учитывать диалогическую, двустороннюю и интерактивную природу Интернета. Когда индивидуальные и личные контакты трансформируются в глобальные общественные контакты, они становятся грозной силой, повышающей эффективность публичной дипломатии национальных государств.
Следует отметить, что системная деятельность Фонда Гейдара Алиева, основанная на принципе толерантности и мультикультурных ценностей, не ограничивается административно-географическими границами нашей республики, а охватывает многие страны. Эту реальность подтверждает проделанная работа по реставрации памятников религии и культуры во Франции, Италии, Болгарии, России и ряде других стран. Разумеется, эти действия, осуществленные Фондом Гейдара Алиева - проведенные работы оцениваются как вклад в развитие межцивилизационного диалога в международном масштабе Азербайджана, который играет роль морального моста между Востоком и Западом. Это положительно влияет на развитие двусторонних отношений в гуманитарной сфере нашей страны, укрепление ее положительного международного имиджа, укрепление международного сотрудничества. Это важно и с точки зрения пропаганды реалий Азербайджана, а также провала кампании черного пиара против нашего народа и нашего государства. Миссия Фонда Гейдара Алиева, его добрая деятельность, выходящая за пределы географических границ, высоко ценится на международной арене - на широкой глобальной платформе и является ярким примером инструмента публичной дипломатии Азербайджанской Республики.
REFERENCES
1. Bayramly N.S., Pogodin S.N. Public diplomacy and the role of the Azerbaijani diaspora in its promotion. Socio-political Sciences. 2023. Vol. 13. No. 5. Pp. 77-82. (In Rus.). DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-5-77-82. EDN:KUPXGV
2. Seidov U. Soft power and public diplomacy of Azerbaijan in the digital era. Ekaterinburg: RIDERO - Publishing solutions, 2019.
3. Aghazada R. Searching for a new foreign policy strategy for Azerbaijan - public diplomacy efforts. European Scientific Journal. 2013. Vol. 2.
4. Speech of President Ilham Aliyev at the meeting with the heads of diplomatic missions of the Azerbaijan Republic. July 27, 2004. (In Azerbaijani).
5. Bayramly N.S. The concept of "soft power" and its significance in the foreign policy of the Republic of Azerbaijan. Eurasian Union: Issues of International Relations. 2023. Vol. 12. Issue 7 (53). Pp. 980-991. (In Rus.)
6. Heydar dliyev. Fondunun yaradilmasindan 17 il otur. URL: https://sesqazeti.az/news/politics/868883.html (дата обращения: 09.01.2024).
7. Heydar dliyev. Fondu V9 ictimai diplomatiya. URL: https:// mehribanaliyeva.preslib.az/media-tlfz9aCr1V.html (дата обращения: 17.01.2024).
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 78,6%
Рецензент: Погодин С.Н., доктор исторических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, член-корреспондент Международной академии наук высшей школы; директор; Высшая школа международных отношений Гуманитарного института; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Статья поступила в редакцию 20.01.2024, принята к публикации 16.02.2024 The article was received on 20.01.2024, accepted for publication 16.02.2024
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Байрамлы Ниджат Садиг оглы, аспирант; Высшая школа международных отношений Гуманитарного института; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; г. Санкт-Петербург, Российская Федерация; заведующий сектором; Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; г. Санкт-Петербург, Российская Федерация; председатель; Азербайджанский центр гуманитарного сотрудничества; г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. ORCID: 0009-0001-6709-836х; Author ID: 6866-0980; E-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
Nijat Sadiq oglu Bayramli, postgraduate student; Higher School of International Relations of the Institute of Humanities; Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University; St. Petersburg, Russian Federation; Head of the sector; North-Western Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation; St. Petersburg, Russian Federation; chairman; Azerbaijan Center for Humanitarian Cooperation; St. Petersburg, Russian Federation. ORCID: 0009-0001-6709-836x; Author ID: 6866-0980; E-mail: [email protected]