щем и практическом отношении к миру и к самому себе, что позволяет нам расценивать деятельностный характер возможностей неформального педагогического образования. Такое понимание способствует организации неформального педагогического образования в основе повышения квалификации через взаимодействие преподавателей ПЦ СПО с применением эффективных методов, приемов и форм, когда учатся у всех в процессе организации и проведения коллективного дела. При этом осуществляя апробацию непосредственно на рабочем месте, реальную деятельность при организации образовательного процесса на учебных занятиях по дисциплине, междисциплинарноБиблиографический список
му курсу на основе полученных знаний, умений, опыта практической деятельности.
Таким образом, предложенные нами возможности неформального педагогического образования как комплекс условий отражают зависимость неформального педагогического образования преподавателей ПЦ СПО от внешних и внутренних условий, направляя неформальное педагогическое образование в сторону решения профессионально - педагогических проблем преподавателей ПЦ, предоставляя возможность выбора способов освоения неформального педагогического образования.
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 201З-2020 годы (в новой редакции): офиц. текст. -М., 201З.
2. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»: офиц. текст. - М., 2010.
3. Полякова, А.В. Организационно-педагогические условия повышения квалификации специалистов начального профессионального образования в регионе: дис. ... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2004.
4. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: офиц. текст. - М., 2012.
5. Кондратьев, М.Ю. Психологический лексикон. Словарь. - М., 2006.
6. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособ. для студентов педагогических учеб. заведений I В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов.
- М., 2004.
7. Щебельская, Э.Г. Организационно-педагогические условия формирования культуры потребностей студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2011.
8. Яковлева, Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис. ... д-ра пед. наук.
- Челябинск, 1992.
9. Галкина, О.В Роль и место понятия «организационно-педагогические условия» в терминологическом аппарате педагогической науки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2009.
10. Бордовская, Н. Педагогика I Н. Бордовская, А. Реан. - М., 2011.
Bibliography
1. Gosudarstvennaya programma Rossiyjskoyj Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 201З-2020 godih (v novoyj redakcii): ofic. tekst. -M., 201З.
2. Edinihyj kvalifikacionnihyj spravochnik dolzhnosteyj rukovoditeleyj, specialistov i sluzhathikh, razdel «Kvalifikacionnihe kharakteristiki dolzhnosteyj rabotnikov obrazovaniya»: ofic. tekst. - M., 2010.
3. Polyakova, A.V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya povihsheniya kvalifikacii specialistov nachaljnogo professionaljnogo obrazovaniya v regione: dis. ... kand. ped. nauk. - Nizhniyj Novgorod, 2004.
4. FZ «Ob obrazovanii v Rossiyjskoyj Federacii»: ofic. tekst. - M., 2012.
5. Kondratjev, M.Yu. Psikhologicheskiyj leksikon. Slovarj. - M., 2006.
6. Slastenin, V.A. Pedagogika: ucheb. posob. dlya studentov pedagogicheskikh ucheb. zavedeniyj I V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.H. Shiyanov. -M., 2004.
7. Thebeljskaya, Eh.G. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya kuljturih potrebnosteyj studentov vuza: dis. ... kand. ped.nauk.
- SPb., 2011.
8. Yakovleva, N.M. Teoriya i praktika podgotovki buduthego uchitelya k tvorcheskomu resheniyu vospitateljnihkh zadach: dis. ... d-ra ped. nauk.
- Chelyabinsk, 1992.
9. Galkina, O.V Rolj i mesto ponyatiya «organizacionno-pedagogicheskie usloviya» v terminologicheskom apparate pedagogicheskoyj nauki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Samara, 2009.
10. Bordovskaya, N. Pedagogika I N. Bordovskaya, A. Rean. - M., 2011.
Статья поступила в редакцию 11.09.13
УДК 373.3
Kocharian L.B. THE ROLE AND FUNCTIONS OF EXTRACURRICULAR WORK IN FORMING THE ECOLOGICAL CULTURE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN. The article gives the analysis of ways to improve extracurricular activities Soviet teachers is determined by its role, tasks and functions in the formation of ecological culture of the younger students. Environmental culture is a part of human culture, which should be put in a human from a very early age.
Key words: ecological culture,research (Gnostic), the constructive,diagnostic,developmental, educational, organizing,communicative, value-orientation, смыслообразующая functions.
Л.Б. Кочарян, аспирант ФГБОУ ВПО «Московский гос. университет им. М.А. Шолохова», г. Москва, Е-mail: [email protected]
РОЛЬ И ФУНКЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье дается анализ путей совершенствования внеклассной работы советскими педагогами, определяется ее роль, задачи и функции в формировании экологической культуры младших школьников. Экологическая культуры - это часть общечеловеческой культуры, которая должна быть заложена в человеке с самого раннего возраста.
Ключевые слова: экологическая культура, исследовательская (гностическая), конструктивная, диагностическая, развивающая, воспитательная, организующая, коммуникативная, ценностно-ориентационная, смыслообразующая функции.
На протяжении всей истории развития отечественной школы шел поиск путей совершенствования внеклассной работы, а именно поиск содержания направлений, форм, методов, условий проведения.
Как известно, основоположником советской концепции внеклассной работы является Н.К. Крупская, которая внесла большой вклад в направления работы, принципы, формы, методы, роль самоуправления в школе. Н.К. Крупская выдвинула основное положение педагогики: чтобы воспитывать ребенка, надо очень хорошо знать ребят вообще и тех ребят, которых воспитываешь в частности. Без такого знания ребят нельзя по-настоящему организовать не только воспитательной, но и учебной работы, без знания ребят легко скатиться на путь шаблона, уравниловки в подходе к детям [1].
Великий педагог А.С. Макаренко большую часть своих трудов посвятил роли внеклассной работы в становлении личности ребенка. В своей работе он опирался на интересы и потребности детей, которые завлекали ребенка в деятельность, помогали педагогам организовать работу. А.С. Макаренко указывал на необходимость учета индивидуальных особенностей воспитанников. Он писал: «Каким бы цельным ни представлялся для нас человек в порядке широкого отвлечения, все же люди являются очень разнообразным материалом для воспитания...» [2].
Проблемой внеклассной работы в школе занимался С.Т. Шацкий, который развивая и осуществляя идеи связи школы с окружающей средой, разработал теоретические положения о внеклассной работе в школе как системе клуба, где организуется детская жизнь на основании требований из детской природы. С.Т. Шацкий считал, что сочетание всех видов деятельности определяет полноту жизни детей, ее разносторонность, содержательность, обеспечивает всесторонне развитие детей. Оригинальная концепция С.Т. Шацкого, в основе которой лежит идея «выращивания» человека, опиралась на традиции, обычаи, нормы микросреды, используя ценное из культуры семьи, детских неформальных групп, общественных организаций [3]. Такие педагоги-исследователи как Ю.Б. Бабанский, Т.А. Ильина, Э.Г. Костешкин рассматривали внеклассную работу как воспитательную деятельность, которую осуществляли классные руководители и учителя-предметники с учащимися после уроков.
В своих трудах Н.И. Болдырев определил внеклассную работу как «организационные и направленные занятия с учащимися воспитательного и образовательного характера, проводимые школой во внеурочное время» [4].
Понятие внеклассная работа рассматривается нами как воспитательная работа, осуществляемая классными руководителями, социальными педагогами, педагогами-организаторами, учителями-предметниками с учащимися школы вне рамок классно-урочных занятий [5].
Во многих педагогических исследованиях выделены основные признаки внеклассной работы как специально-организованного, целенаправленного процесса, имеющего воспитательноорганизационный характер и проводимого во внеурочное время.
В конце ХХ века выполнен ряд диссертаций, посвященных внеклассной работе. Исследования велись по различным направлениям: воспитание и развитие интересов и знаний (Д.И. Водзинский, Т.П. Калечиц, И.А. Шапошникова).
1. Повышение качества знаний, эффективности обучения и воспитания в процессе взаимосвязи учебно-воспитательного процесса (В.М. Медведев, В.Х.Фирсов) [6].
2. Внеклассная работа как средства повышения эффективности учения и преодоление неуспеваемости (А.Д. Алферов, Г.Д. Победоносцев) [7; 8].
В исследования последних лет наблюдаются разнообразные подходы к пониманию внеклассной работы: взгляды Г.П. Орлова, И.Л. Гришай объединяет идея представления внеклассной работы в качестве средства организации свободного времени учащихся. Е.В. Мещарикова рассматривает внеклассную работу как совокупность видов и форм, проводимых во вне-учебное время. По ее мнению, внеклассная работа призвана совершенствовать знания по учебным предметам, приобретенных на уроках учащимися, расширять кругозор, активизировать познавательную деятельность в неформальной обстановке [9].
Внеклассная воспитательная работа обеспечивает необходимые условия для социализации личности ребенка, в том числе для повышения уровня его экологической культуры. В настоящее время ведется активная работа по созданию благоприятных условий по формированию экологической культуры у де-
тей. Многие педагоги вносят большой вклад в развитие внеклассной работы по данному направлению.
Мы согласны с мнением А.В. Хуторского о том, что в первую очередь «педагог должен быть компетентным, так как он в данном случае является носителем экологической культуры. А компетентность - это качество личности, предполагающее владение человеком определенной совокупностью знаний, умений, навыков, способов деятельности, т.е. компонентов экологической культуры, необходимых для эффективного выполнения деятельности по отношению к определенному кругу процессов» [10].
Педагог, осуществляющий процесс формирования экологической культуры, должен сочетать в себе необходимые нравственные качества, способность к творческой организации педагогического процесса, высокий уровень эрудированности в вопросах экологического воспитания и организации различных форм внеурочной деятельности, знание современных образовательных технологий в области воспитания, ориентироваться в экологической обстановке в России и основных направлениях государственной политики в области охраны природы, уметь анализировать и обобщать передовой педагогический опыт в области воспитания экологической культуры, диагностировать результативность общения в процессе экологической деятельности, обладать общими педагогическими способностями, относиться к природе как ценности, стремиться повышать уровень экологической культуры, т.е. быть готовым к решению задач экологического образования и воспитания школьников. Для того чтобы педагогическая система формирования экологической культуры работала успешно, необходимо совершенствовать культуру учителя, обогащать его знания в области природы, экологических проблем. Этому способствует проведение конференций, круглых столов, заседаний методических объединений учи-телей-предметников и классных руководителей.
Эффективность воспитания экологической культуры у учащихся во многом обусловлена тем, насколько экологические ценности воспринимаются педагогом как жизненно необходимые и какие мотивы им движут в работе с детьми. Если учитель в своей деятельности руководствуется мотивом «вынужден», то эффект следует ожидать низкий, если же он движим мотивом «хочу» или «не могу иначе», то и результативность воспитания экологической культуры возрастает. Реализация этого условия предполагает насыщенность содержания педагогического процесса, разнообразие форм, средств и методов организации деятельности, плодотворность взаимодействия в среде единомышленников, систематичность и действенность способов мониторинга экологических знаний, умений и навыков детей.
Внеклассная воспитательная работа по формированию экологической культуры младшеклассников ориентирована на выполнение пяти основных функций, которые были предложены Б.Т. Лихачевым:
- просветительская функция заключается в осознании ребенком природы как среды своего обитания, как эстетического феномена, а также в усвоении мысли о том, что необходимо использовать знания о природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого нарушения ее целостности;
- развивающая функция основана на формировании у детей умения понимать изменения в природе, выстраивать причинно-следственные связи, делать обобщения и заключения;
- воспитательная функция опирается на формирование у младших школьников нравственного и эстетического отношения к природе: возникает чувство восхищения величием природы, ее красотой, при этом развивается чувство долга и ответственности за сохранение прекрасного в природе, что побуждает учащихся к осуществлению природоохранной деятельности;
- организующая функция предполагает стимулирование активной деятельности учащихся по охране природы, выстраивание системы реализации побудительных мотивов личности к природоохранной деятельности;
- прогностическая функция базируется на развитии у младших школьников умения предсказать возможные последствия тех или иных действий человека в природе, предусмотреть, к чему ведет нарушение биологических связей в природе, какие действия являются биологически нейтральными, какие экологические мероприятия будут полезными природе [11].
В свою очередь мы считаем, что необходимо расширить ряд функций в воспитательной работе по формированию экологической культуры добавив функции педагогической деятельности:
- коммуникативная функция ставит своей целью ознакомление учащихся с правилами поведения в природе, организацию целенаправленного общения учащихся с окружающей средой, формирование у них потребности постоянного общения с миром животных и растений;
- ценностно-ориентационная функция реализуется в ходе ознакомления учащихся с процессом коэволюции, экологическим императивом, проблемами взаимодействия человека и природы, формирования ценностных экологических ориентаций;
- смыслообразующая функция способствует постижению учащимися путей и средств оптимизации взаимодействия человека и природы, личной причастности к решению экологических проблем;
- исследовательская (гностическая) функция реализуется в эколого-педагогической деятельности, направленной на осознание учащимися познавательной ценности природы, использование природы как средства развития мышления, творчества учащихся, организацию познавательной деятельности учащихся по изучению причинно-следственных связей взаимодействия человека и природы;
- конструктивная функция направлена на отбор содержания, средств, технологий педагогического процесса по развитию экологической культуры учащихся;
- диагностическая функция изучает и определяет уровень развития экологической культуры учащихся [12].
Соответственно, в воспитании экологической культуры школьников ставятся следующие общие для учебно-воспитательного процесса задачи:
- формирование знаний об основных законах природы, понимания необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всех видах своей деятельности;
- принятие на личностном уровне требований охранять и развивать природную среду;
- развитие стремления соотносить свою деятельность с состоянием и потребностями окружающей среды, невоспри-
Библиографический список
имчивости к аморальному поведению в различных видах деятельности;
- формирование понимания разносторонней ценности природы как источника удовлетворения разнообразных потребностей общества в целом и каждого человека в отдельности (материальных, практических, познавательных и эстетических потребностей);
- готовность к участию в общественно полезной деятельности по охране природы, преодолению негативного влияния на природу, то есть выработка умений и навыков этой деятельности.
В рамках общих задач формирования экологической культуры в школе, можно конкретизировать специфические задачи для младших школьников во внеклассной работе:
- развитие уже имеющихся на момент поступления в школу знаний о природе;
- выработка потребности в системном изучении природной среды;
- осознание необходимости охраны природы;
- развитие экологически ориентированных нравственных ценностей;
- усвоение норм поведения в окружающей среде и навыков элементарных экологически грамотных действий.
Экологическая культуры - это часть общечеловеческой культуры. Основными вариантами взаимодействия взрослых и детей с природой и социальной средой является стремление использовать эти среды в собственных интересах, ассимилироваться с ними, а в ряде случаев и искать возможности защититься от агрессивного воздействия среды. Показано, что при этом уже в детском возрасте формируются экологические ценности. В первую очередь: бережное отношение к природе, связанные с этим самоограничения, потребность в охране окружающей среды, на основе чего происходит становление и развитие детей как охранителей и созидателей культуры, через развитие когнитивной, креативной, интеллектуальной, чувственной и этической сторон личности, а внеклассная работа это эффективный путь воспитания экологически культурной личности.
1. Крупская, Н.К. Избранные педагогические произведения. - М., 1965. - Т. 3.
2. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса: соч. - М., 1978. - Т. V.
3. Шацкий, С.Т. Опыт педагогической деятельности: сб. статей / сост. Ю.В. Новикова; под ред. В.Н. Шацкой и Л.Н. Скаткина. - М., 1976.
4. Болдырев, Н.И. Методическое воспитание работы в школе. - М., 1974.
5. Журлова, И.В. Педагогика. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Организация свободного времени учащихся: курс лекций для студентов днев. и заоч. от-ний пед. ун-та. - Мозырь, 2008.
6. Медведев, В.М. Исследование взаимосвязей классных и внеклассных занятий в общеобразовательной средней школе: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1968.
7. Алферов, А.Д. Система мер по воспитанию у учащихся ответственного отношения к учению. - Ростов-на-Дону, 1978.
8. Победоносцев, Г.А. Повышение эффективности учения средствами внеклассной работы // Пути повышения эффективности обучения. - М., 1973.
9. Мещерякова, Е.В. Внеаудиторная работа в педвузе как фактор подготовки будущих учителей к проведению внеклассной работы со школьниками: дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 1994.
10. Хуторской, А.В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования / А.В. Хуторской,
Л.Н. Хуторская // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: меж-
вуз. сб. науч. трудов / под ред. А.А.Орлова. - Тула, 2008. - Вып. 1.
11. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания. - М., 1985.
12. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М., 1998.
Bibliography
1. Krupskaya, N.K. Izbrannihe pedagogicheskie proizvedeniya. - M., 1965. - T. 3.
2. Makarenko, A.S. Metodika organizacii vospitateljnogo processa: soch. - M., 1978. - T. V.
3. Shackiyj, S.T. Opiht pedagogicheskoyj deyateljnosti: sb. stateyj I sost. Yu.V. Novikova; pod red. V.N. Shackoyj i L.N. Skatkina. - M., 1976.
4. Boldihrev, N.I. Metodicheskoe vospitanie rabotih v shkole. - M., 1974.
5. Zhurlova, I.V. Pedagogika. Osnovih obtheyj pedagogiki. Teoriya i metodika vospitaniya. Organizaciya svobodnogo vremeni uchathikhsya:
kurs lekciyj dlya studentov dnev. i zaoch. ot-niyj ped. un-ta. - Mozihrj, 2008.
6. Medvedev, V.M. Issledovanie vzaimosvyazeyj klassnihkh i vneklassnihkh zanyatiyj v obtheobrazovateljnoyj sredneyj shkole: dis. ... kand.
ped. nauk. - M., 1968.
7. Alferov, A.D. Sistema mer po vospitaniyu u uchathikhsya otvetstvennogo otnosheniya k ucheniyu. - Rostov-na-Donu, 1978.
8. Pobedonoscev, G.A. Povihshenie ehffektivnosti ucheniya sredstvami vneklassnoyj rabotih II Puti povihsheniya ehffektivnosti obucheniya. -M., 1973.
9. Metheryakova, E.V. Vneauditornaya rabota v pedvuze kak faktor podgotovki buduthikh uchiteleyj k provedeniyu vneklassnoyj rabotih so shkoljnikami: dis. ... kand. ped. nauk. - Volgograd, 1994.
10. Khutorskoyj, A.V. Kompetentnostj kak didakticheskoe ponyatie: soderzhanie, struktura i modeli konstruirovaniya I A.V. Khutorskoyj, L.N. Khutorskaya II Proektirovanie i organizaciya samostoyateljnoyj rabotih studentov v kontekste kompetentnostnogo podkhoda: mezhvuz. sb. nauch. trudov I pod red. A.A.Orlova. - Tula, 2008. - Vihp. 1.
11. Likhachev, B.T. Teoriya ehsteticheskogo vospitaniya. - M., 1985.
12. Mitina, L.M. Psikhologiya professionaljnogo razvitiya uchitelya. - M., 1998.
Статья поступила в редакцию 18.09.13