УДК 37.033
Minaeva NА. THE FORMING OF READINESS OF FUTURE TEACHERS TO DEVELOP ECOLOGICAL CULTURE WITH SCHOOLPUPILS IN CONDITIONS OF APPLICATION OF FSES FOR COMPULSORY EDUCATION. The article justifies and characterizes the suggested content of study of humanitarian institute students in terms of the author's program of a special course on theory and method of education aimed at the students training in educational activity for the purpose to form environmental culture among pupils.
Key words: Higher professional education, environmental education, environmental culture, extracurricular activity, projecting, educational activity.
Н.А. Минаева, аспирантка НОЦ ТЭКО Московского гос. гуманитарного университета
им. М.А. Шолохова, ассистент каф. педагогики Московского гос. областного гуманитарного института,
г. Орехово-Зуево, E-mail:[email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАЗВИТИЮ У УЧАЩИХСЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье обосновано и охарактеризовано примерное содержание работы со студентами гуманитарного вуза в рамках авторской программы спецкурса по теории и методике воспитания, направленной на их подготовку к воспитательной деятельности в целях формирования у школьников экологической культуры личности.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, экологическое воспитание, экологическая культура, внеклассная работа, проектирование, воспитательная деятельность.
Человек стоит на самой высокой ступени развития жизни на Земле, но это не означает, что вся природа принадлежит ему. Человек должен осознавать, что он принадлежит природе, а также научиться рационально использовать ее богатства, и беречь ее несравненную красоту.
В современном педагогическом процессе гуманитарных вузов существуют большие возможности по профессиональной подготовке студентов к экологическому воспитанию школьников, так как это важная научно-педагогическая и социальная проблема. Ее актуальность обусловлена возрастающей ролью природы в жизни человека, которая является единственным средством существования всего живого, мощным каналом интеллектуального, духовно-нравственного, физического становления личности, важным условием социальной активности каждого человека.
Анохина С.В. подчёркивает, что ценностное отношение к природе один из важных аспектов формирования экологической культуры учащихся. Сущность понятия «культура» раскрывается в целесообразной деятельности людей, общепризнанных ценностях, исторически обусловленных нормах и правилах, которые формируются на протяжении всей жизни человека благодаря процессам обучения, воспитания [1].
Как пишет С.Н. Глазачев, культура это уникальный механизм самосохранения общества, средство его адаптации к окружающему миру, поэтому экологическая культура может рассматриваться как механизм, гарантирующий сохранение социальных и природных систем, их гармоничное совместное развитие [2].
Главными целевыми установками в реализации ФГОС ВПО третьего поколения являются компетенции, полученные обучающимся в процессе профессиональной подготовки, при этом под термином компетенция понимается способность применять знания, умения и личностные качества в практической деятельности в определенной области. Компетентностный подход предусматривает работу студентов с информацией, моделирование, рефлексию. Студент должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям.
В целях подготовки студентов к воспитательной деятельности по развитию у школьников экологической культуры нами был разработан курс по теории и технологии воспитания «Подготовка будущих учителей к экологическому воспитанию школьников». Реализацию содержания спецкурса предваряет диагностика, нацеленная на выявление у студентов уровня их экологической культуры и готовности к организации процесса экологического воспитания школьников [3].
Спецкурс «Подготовка будущего специалиста к экологическому воспитанию школьников» знакомит студентов с актуальной проблемой взаимодействия человека с природой, так как человечество привыкло больше пользоваться дарами природы,
чем думать о её восстановлении, бережном отношении к ней. Освоение программы данного спецкурса нацелено на подготовку студентов к формированию у подрастающего поколения, экологического мировоззрения, экологической культуры и ответственного отношения к окружающей природной среде.
Изучение спецкурса «Подготовка будущего специалиста к экологическому воспитанию школьников» способствует выполнению требований к профессиональной подготовке выпускников - будущих учителей, а именно: формирование умений осуществлять педагогический процесс обучения учащихся с ориентацией на задачи экологического воспитания и развития личности школьников; умений стимулировать развитие внеурочной и внеклассной деятельности учащихся; умений анализировать собственную деятельность в целях совершенствования педагогического мастерства.
В процессе преподавания данной учебной дисциплины (модуля) преподаватель решает следующие основные задачи:
• дать представление об основах, многообразии форм и методов экологического образования и воспитания обучающихся;
• выработать у студентов умения применять в педагогической деятельности полученные знания о разнообразных направлениях экологического воспитания;
• сформировать представления и понятия об особенностях работы классного руководителя по формированию экологической воспитанности подрастающего поколения;
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: общекультурные (ОК)
- способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
общепрофессиональные (ОПК):
- готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ОПК-6);
Усвоение дисциплины предполагает также самостоятельную систематическую работу студентов.
Знать:
- актуальные экологические проблемы современного мира;
- сущность экологического воспитания обучающихся;
- роль педагога в социально-педагогическом сопровождении экологического воспитания школьников;
- особенности экологического воспитания детей во время летней педагогической практики студентов в образовательнооздоровительных организациях;
- основные формы и методы экологического воспитания обучающихся во время прохождения студентами педагогической практики в общеобразовательных организациях.
Уметь:
- изучать возрастные особенности школьников, понимать их интересы, формировать их индивидуальность, творческие способности в процессе обучения и воспитания;
- рационально выбирать оптимальные формы, методы, средства экологического воспитания, изучать и накапливать профессионально-педагогический опыт;
- проектировать, реализовывать, корректировать воспитательный процесс;
- планировать, конструировать и анализировать организационно-воспитательный процесс (воспитательное занятие, КТД и пр.)
Владеть:
- системой знаний о сущности экологического образования и воспитания;
- системой знаний о развитии современного экологического образования;
- системой знаний о сфере предмета, содержании и структуре воспитательного процесса;
- знаниями об основных направлениях исследований по экологическому воспитанию.
Апробация курса проводилась в Московском государственном областном гуманитарном институте. Рассмотрим некоторые результаты констатирующего этапа эксперимента по апробации содержания подготовки студентов гуманитарных специальностей к экологическому воспитанию обучающихся. Была составлена анкета по экологическому воспитанию школьников.
На вопросы анкеты были получены следующие ответы:
1. «Как вы оцениваете свою готовность к экологическому воспитанию школьников?». Из всего числа опрошенных 16% высказали мнение о том, что готовы к экологическому воспитанию школьников, 40% оценивают свою готовность как «средняя», 34% «низкая», 10% затрудняются с ответом на вопрос.
Анализ ответов студентов позволяет констатировать, что большинство опрошенных не понимает сути и сущности готовности будущего педагога к экологическому воспитанию школьников, его значимости для их профессионального становления. При ответах студенты опираются на свой жизненный опыт и недостаточно понимают смысл экологической проблемы. Нехватка опыта и знаний мешает студентам считать деятельность по экологическому воспитанию школьников как ведущую в образовательном процессе. Такую ситуацию можно объяснить тем, что в общеобразовательной школе, семье, учреждениях дополнительного образования уделяется недостаточно внимания вопросам экологического воспитания, развитию и формированию экологически грамотного поведения у подрастающего поколения. Как следствие этого, у обучающегося не формируются экологическая культура, экологоценностные ориентации и отсутствует мотивация к экологической деятельности.
2. На вопрос «Какие вы знаете актуальные проблемы экологии в современном мире?». Ответы распределились следующим образом: 68% студентов не имеют чётких сведений по данной проблеме, 32% интересуются актуальностью проблемы. Таким образом, у большинства студентов был выявлен низкий интерес к проблемам экологии.
3. Своеобразные ответы были получены на вопрос: «Что Вы понимаете под экологическим воспитанием школьников?». 89% студентов отвечают, что это воспитание в детях положительного отношения к окружающему миру и не причинение вреда живому, не загрязнение природы. 11% не ответили на данный вопрос.
4. «Какие формы экологического воспитания целесообразно использовать в современной школе?». 62% называют уборку территорий, школьных участков, улиц, а также викторины, конкурсы, игры на экологические темы. 38% не справились с ответом.
5. «Что такое экология?; Каких учёных вы знаете, которые занимаются вопросами экологии?». 65% отвечают, что это наука об охране окружающей среды; Большее число студентов не могут назвать ученых, занимавшихся вопросами экологии. 35% не ответили на поставленный вопрос.
6. «Опишите, в чем заключается работа классного руководителя по экологическому воспитанию школьников?». 80% опрошенных не смогли раскрыть деятельность учителя по экологическому воспитанию школьников, а 20% - не чётко представляют содержание работы классного руководителя по данной проблеме.
Тенденция в рассмотренных выше вопросах такова: студенты не в полной мере представляют, что такое экологическое воспитание в школе. 80% респондентов показали не готовность к педагогической деятельности по экологическому воспитанию, 65% студентов не знают о такой специализированной отрасли экологии как экология человека. К примеру, не понимают как табакокурение, наркомания, алкоголизм, опасные заболевания связаны с экологией. Студенты не могут оценить роль субъект-субъектных отношений школы и семьи в экологическом воспитании личности, а также роль внеучебной и досуговой деятельности в формировании экологической культуры и здоровья обучающихся (75%). Большинство опрошенных не имеют представления о том, какие экологические организации и движения существуют в современном мире (60%).
После проведенного анкетирования студентам было предложено несколько заданий по экологической проблеме (подготовка доклада, сообщения, проекта, реферата).
На последующих занятиях выясняется, что студентам интересно составление ярких, красочных, богатых фото- и видеоматериалами презентаций по экологическим проблемам: «Исчезающие виды растений, животных»; «Загрязнение мирового океана»; «Антропогенное воздействие на окружающую среду», «Лесные пожары», «Парниковый эффект», «Демографическая проблема планеты Земля», «Загрязнение атмосферы» и т.д.
В ходе занятий каждый студент готов выступить со своей презентацией по какой-либо выбранной экологической проблеме. После того как каждый из группы выступил с данным заданием, педагог проводит дискуссию, беседу и другие формы занятий:
Например, обсуждение вопросов: 1. Что вы чувствуете, когда видите нашу планету такой? (страшно видеть убитых животных; я люблю рыбалку и мне страшно, что мы едим отравленную рыбу; я рад, что живу в деревне, где чистый воздух; ужасно видеть в наших городах такое количество мусора). 2. Когда я думаю о проблемах экологии, я думаю о ... (о вырубленных лесах, о грязных водоемах, о свалках мусора, о исчезнувших видах растений и животных.
Написание эссе «Что я знаю о проблемах экологии?»: Выразите своё отношение к проблеме в целом; Отразите все известные вам проблемы экологии; Какие из них, на ваш взгляд, наиболее важны для нашего региона; Какие из них вам наиболее интересны. Обсуждаем эссе и выбираем темы проектов: Загрязнение воды; Загрязнение воздуха; Исчезновение животных и растений. Проводим презентацию буклета Eco -Bubble. Формируем группы по интересам для проведения исследований.
Составляем план исследований: Назовите основные источники загрязнения; Укажите последствия данной проблемы; Что вы можете предложить для решения проблемы.
Большинство студентов на последующих занятиях предлагают в качестве решения экологической проблемы внеклассную деятельность по формированию у школьников экологической культуры, организованную учителями и классными руководителями. Проведение на классных часах разнообразных экологических мероприятий таких как:
«Поле чудес», где все задания связаны с животным и растительным миром, а также охране природы. Цель игры - раскрыть экологическую проблему, воспитывать уважение и любовь к природе, углублять знания детей в области природоведения; Развивать речь учащихся, повышать культуру, развивать познавательную культуру;
Проведение экологических троп: цель - природоведческий ликбез, расширение элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы, а также научить видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду; Способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе.
Создание экологического проекта - «Жизнь без мусора», «Посмотри на свой и мир и постарайся сделать его лучше!» ЦЕЛЬ: «Становление у школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде на основе единства чувственного ирационального познания природного и социального окружения». Задачи: Формирование начальных знаний об окружающей среде, о природе и обществе; Овладение экологически целесообразными способами деятельности; Принятие личноз-
начимой системы экологических ценностей. Принципы: Гумани-стичность, системность, преемственность.
Многие студенты для решения данной проблемы говорят о необходимости установления преемственности со школой, связь с социокультурными учреждениями города в области экологического воспитания, благодаря проведению регулярных ежемесячных мероприятий в течение года с сентября по апрель: Акция «Чистоту и благоустройство нашему городу»; конкурс-выставка «Природа и человек»; Изготовление кормушек; Строительство зимнего городка; Акция «Поможем птицам»; «Рисуем, лепим, конструируем»; «Познаем, исследуя»; «Нет мусору».
Результаты экспертного оценивания уровня профессиональной подготовленности студентов - будущих учителей к работе по экологическому воспитанию школьников свидетельствуют о том, что в начале учебного года ни один студент не обладал знаниями, умениями и навыками, комплексом профессиональной важных качеств и способностями, обеспечивающими успешность в данном виде деятельности.
Реализация разработанной технологии в процессе обучения студентов на занятиях по спецкурсу позволила развить
Библиографический список
у них интерес к работе по экологическому воспитанию школьников, сформировать систему знаний об особенностях, формах, методах экологического воспитания, отработать умения и навыки, что отразилось и на результатах повторного экспертного тестирования.
К концу опытно-экспериментальной работы только 38,60% студентов характеризовались низким уровнем профессиональной подготовленности к соответствующей деятельности, 33,33%
- средним, и 15,79% студентов имели, по мнению преподавателей вуза, все необходимые предпосылки для успешного осуществления экологического воспитания школьников, для выполнения своих профессиональных обязанностей и функций, а 12,28 % студентов характеризовались высоким уровнем профессиональной подготовленности к работе по экологическому воспитанию школьников.
Таким образом, в результате проведения занятий, самостоятельной работы, изучения специальной литературы, у студентов не только возникает интерес к экологической проблеме, но и формируются знания, умения и навыки по экологическому воспитанию школьников.
1. Анохина, С.В. Ценностное отношение к природе - необходимое условие формирования экологической культуры учащихся // Социально-экологическое образование учащейся молодежи: проблемы и перспективы: сборник науч. статей / отв. ред. проф. В.С. Шило-
ва. - Белгород, 2013. - Вып. 3.
2. Глазачев, С.Н. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии / С.Н. Глазачев, Е.А. Когай. - М., 1999.
3. Минаева, Н.А. Профессиональная подготовка будущих учителей к воспитанию экологической культуры школьников во внеклассной
работе // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. - 2013. - № 2. - Сер.: Социальноэкологические технологии.
Bibliography
1. Anokhina, S.V. Cennostnoe otnoshenie k prirode - neobkhodimoe uslovie formirovaniya ehkologicheskoyj kuljturih uchathikhsya // Socialjno-ehkologicheskoe obrazovanie uchatheyjsya molodezhi: problemih i perspektivih: sbornik nauch. stateyj / otv. red. prof. V.S. Shilova. - Belgorod, 2013. - Vihp. 3.
2. Glazachev, S.N. Ehkologicheskaya kuljtura i obrazovanie: ocherki socialjnoyj ehkologii / S.N. Glazachev, E.A. Kogayj. - M., 1999.
3. Minaeva, N.A. Professionaljnaya podgotovka buduthikh uchiteleyj k vospitaniyu ehkologicheskoyj kuljturih shkoljnikov vo vneklassnoyj rabote // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M.A. Sholokhova. - 2013. - № 2. - Ser.: Socialjno-ehkologicheskie tekhnologii.
Статья поступила в редакцию 05.02.14
УДК 37.013
Narzulayev S.B., Semenov V.N. VALEOLOGICAL ASSESSMENT OF ORGANIZATED FORMS AND METHODS OF CORRECTIONAL AND HEALTH IMPROVING WORK AMONG CHILDREN. Health of a nation is an invaluable capital and a political and economic category, that is why the problem of improving and saving health is brought to a level of prior tasks of the state policy in developed countries.
Key words: science of good health, rehabilitation, physical development of children, physical activity.
С.Б. Нарзулаев, д-р мед. наук, проф., в.н.с. Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Томск, Е-mail: [email protected]; В.Н. Семенов, канд. биол. наук, доц. каф. физической культуры Национально-исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск, Е-mail: [email protected]
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ КОРРЕКЦИОННОЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СРЕДИ ДЕТЕЙ
Здоровье нации является бесценным капиталом и категорией политико-экономической, поэтому в развитых странах проблема приумножения и сохранения здоровья возводится в ранг приоритетной государственной политики.
Ключевые слова: валеология, реабилитация, физическое развитие детей, двигательная активность.
В России в XX веке концептуальные подходы к здоровому образу жизни оказались несколько деформированными. Все это в совокупности с проблемой выживания человека в современных условиях отрицательного влияния окружающей среды, появления большого числа новых заболеваний и низкой продолжительности жизни привело к тому, что некогда здоровый генофонд России теряет необходимые атрибуты самосохранения, и уже возникает реальная угроза необратимости этого процесса. Такое состояние дел со здоровьем нации является тревожным, причем особую озабоченность вызывает то обстоятельство, что наиболее уязвимым звеном среди населения страны оказы-
вается подрастающее поколение, о чем говорят удручающие статистические данные. Так, по данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, 63% школьников имеют ослабленное здоровье [1].
Реабилитационная работа по восстановлению здоровья детей проводилась в течение года на валеологической площадке и дома при участии родителей. Комплекс валеологических мероприятий включал:
1. Регулярный (один раз в месяц) осмотр врача-педиатра, валеолога, инструктора физической культуры.