ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Попова С. А., Колпакова Е. А. Роль государственной поддержки в развитии АПК Волгоградской области // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). -ART 15304. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15304.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15304
УДК 332.025
Попова Светлана Александровна,
кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Экономиче ская теория и социально-экономические проблемы АПК» ФГБОУ ВПО «Вол гоградский государственный аграрный университет», г. Волгоград Popova s a@mail.ru
Колпакова Екатерина Александровна,
аспирант, старший преподаватель кафедры «Экономическая теория и социальноэкономические проблемы АПК» ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет», г. Волгоград Katva200611 @mail.ru
Роль государственной поддержки в развитии АПК Волгоградской области
Аннотация. Рассмотрены действующие в настоящее время на территории региона виды государственной поддержки агропромышленного комплекса (АПК). Проанализированы размеры государственной поддержки по основным направлениям в динамике за 3 года. Представлены финансово-экономические показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий, полученные в результате реализации мер государственной поддержки сельского хозяйства и АПК Волгоградской области. Ключевые слова: государственная поддержка, субсидирование, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, бюджетное финансирование, растениеводство, животноводство.
Раздел: (04) экономика.
Государственная поддержка является составной частью аграрной политики и позволяет существенно смягчить последствия неэквивалентности в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями экономики, а также обеспечить эффективное функционирование агропромышленного производства России в целом. Развитые страны, где государственные органы управления выделяют значительные финансовые средства на поддержку сельского хозяйства, стимулируя модернизацию техники и технологий агропромышленного производства, добились высоких результатов в продовольственном обеспечении населения.
В настоящее время в России сложилась достаточно развитая система государственной поддержки, направленная на содействие сельхозтоваропроизводителям в осуществлении производственной и коммерческой деятельности. Растут объемы выделенных средств, появляются новые направления государственного участия, совершенствуются его формы и инструменты.
Необходимость еще большего регулирования и поддержки сельского хозяйства со стороны государства определяется специфическими особенностями и условиями функционирования данной отрасли. Государственная поддержка, вследствие существования неустранимых особенностей аграрного сектора, не позволяющих ему конкурировать с другими сферами народного хозяйства и в целом обеспечить продовольственную безопасность страны, является неотъемлемым механизмом функционирования сельского хозяйства на современном этапе развития экономики страны, что подтверждается опытом развитых стран мира, где активная политика аграрного протекционизма и всемерной поддержки сельхозтоваропроизводителей рассматривается в качестве приоритетной.
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Попова С. А., Колпакова Е. А. Роль государственной поддержки в развитии АПК Волгоградской области // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). -ART 15304. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15304.htm. - ISSN 2304-120X.
Социально-экономические реформы в стране, в том числе и в аграрном секторе, не привели к устойчивому развитию сельскохозяйственного производства, многие базовые отрасли которого находятся до сих пор в кризисном состоянии. Цены на сельскохозяйственную продукцию, сложившиеся на рынке, диспаритет цен между продукцией промышленности и сельского хозяйства не позволяют достичь необходимого уровня рентабельности производства и не обеспечивают возможности расширенного воспроизводства основных фондов и повышения плодородия земли. Труд на земле, жизнь сельских жителей на сегодня остаются тяжелыми, непривлекательными, оплата труда у большинства работников, занятых в сельском хозяйстве, остается низкой, сокращаются объемы внедрения новых технологий в данном секторе экономики страны, т. е. в целом падает производственный потенциал отрасли.
Вместе с тем уровень развития АПК определяет уровень продовольственной безопасности и независимости государства, т. е. его независимость от импорта, уровень его самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией. Вопрос об обеспечении продовольственной независимости и безопасности любой страны выдвигается в качестве одной из приоритетных целей государственной политики, поскольку государство, игнорирующее развитие собственного сельского хозяйства и производящее недостаточно продовольствия, попадает в экономическую зависимость от других государств, а там, где нет продовольственной независимости, нет и политической свободы, суверенитета государства. Национальная продовольственная безопасность является важной составляющей национально-государственной безопасности и в этом качестве характеризует экономическую устойчивость и политическую независимость существующей системы, ее способности обеспечивать потребности своих граждан без ущерба национально-государственных интересов. На современном этапе развития государство не способно гарантировать продовольственную независимость своим гражданам (почти 60-70% сельхозпродуктов на рынках в крупных городах составляет импортная продукция), а усиление зависимости от импорта продовольствия, как следствие, создает угрозу экономической безопасности России.
Помимо объективных отличительных свойств агропроизводства и рынка сельхозпродукции, присущих данной отрасли народного хозяйства различных стран, сельское хозяйство России имеет ряд субъективных особенностей, которые ставят отечественного товаропроизводителя в худшие условия на рынке сельскохозяйственной продукции по сравнению с сельхозтоваропроизводителями развитых стран, не обеспечивают конкурентоспособность российской аграрной сферы и, как следствие, диктуют целесообразность и интенсивность государственного вмешательства в развитие отрасли. Вместе с тем в последние годы деятельность государства в регулировании аграрного сектора экономики явно активизировалась.
Бюджетное финансирование агропромышленного комплекса Волгоградской области в 2013 г. осуществлялось в рамках реализации двух долгосрочных областных целевых программ: «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» и «Социальное развитие села» на 2009-2013 гг., а также девяти ведомственных целевых программ:
«Поддержка начинающих фермеров на территории Волгоградской области на 2013-2015 годы»;
«Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Волгоградской области на 2013-2015 годы»;
«Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей Волгоградской области, осуществляющих строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем на 2013 год»;
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Попова С. А., Колпакова Е. А. Роль государственной поддержки в развитии АПК Волгоградской области // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). -ART 15304. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15304.htm. - ISSN 2304-120X.
«Развитие мясного скотоводства Волгоградской области на 2013-2015 годы»;
«Развитие молочного скотоводства Волгоградской области на 2013-2015 годы»;
«Развитие логистических центров и предприятий по переработке плодоовощной продукции на территории Волгоградской области на 2013-2015 годы»;
«Развитие производства по убою свиней и глубокой переработке мясосырья на территории Волгоградской области на 2013-2015 годы»;
«Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов и индивидуальных предпринимателей, занимающихся закупкой и реализацией животноводческой продукции, на территории Волгоградской области на 2013-2015 годы»;
«Обеспечение реализации мероприятий государственной аграрной политики на территории Волгоградской области на 2013-2015 годы» [1].
В целом финансовое обеспечение АПК Волгоградской области в 2013 г. составило 3613,2 млн рублей, из них 2269,3 млн рублей федеральных средств и 1343,9 млн рублей областных средств. Доля федеральных средств в общей бюджетной поддержке увеличилась с 44% в 2012 г. до 63% в 2013 г.
За счет дополнительного привлечения из средств федерального бюджета 947,6 млн рублей общий размер бюджетной поддержки увеличился к уровню 2012 г. на 20%. При этом размер средств из областного бюджета уменьшился на 350,9 млн рублей, или на 21%.
На государственную поддержку сельскохозяйственного производства в 2013 г. направлено 3007,2 млн рублей, что составило 147% к уровню 2012 г. При сохранении размера областной составляющей размер федеральной составляющей увеличился на 84% или на 970,1 млн рублей.
На условиях софинансирования с федеральным бюджетом поддержка сельского хозяйства в регионе осуществляется по 23 направлениям. На реализацию экономически значимых программ, прошедших в 2013 г. конкурный отбор в Минсельхозе России, из средств федерального бюджета получено 92 млн рублей, в том числе 48,9 млн рублей - на мелиорацию, 32,2 млн рублей - на мясное скотоводство, 10,9 млн рублей - на развитие логистических центров [2].
Кроме того, за счет средств областного бюджета осуществлялись следующие виды государственной поддержки:
возмещение части затрат на проведение фитосанитарных мероприятий против особо опасных вредителей;
возмещение части затрат на приобретенную электроэнергию, используемую на орошение сельскохозяйственных культур и сельскохозяйственное водоснабжение;
эксплуатация и ремонт внутрихозяйственных оросительных систем, находящихся в государственной собственности Волгоградской области;
поддержка научных исследований в АПК;
поддержка садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан;
государственная поддержка руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций.
Мероприятия господдержки систематизированы с учетом необходимости создания точек роста производственного потенциала сельского хозяйства и направлены на развитие отраслей растениеводства и животноводства, на развитие мелиоративного комплекса, малых форм хозяйствования, а также на поддержку кредитования субъектов АПК и привлечения инвестиций. Наибольший удельный вес в структуре субсидирования занимает производство растениеводческой продукции. Связано это с тем,
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Попова С. А., Колпакова Е. А. Роль государственной поддержки в развитии АПК Волгоградской области // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). -ART 15304. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15304.htm. - ISSN 2304-120X.
что данный вид продукции в структуре валовой продукции сельскохозяйственного производства занимает лидирующее положение. В рейтинге АПК регионов Российской Федерации Волгоградская область по производству плодов и ягод занимает 2-е место; по производству овощных - 3-е место; подсолнечника - 4-е место; зерновых - 9е место [3].
Таблица 1
Размеры государственной поддержки АПК Волгоградской области в 2013 г.
Направления Сумма, тыс. рублей Структура в%
Всего в том числе
областной бюджет федеральный бюджет
ВСЕГО 3 007 188,7 887 707,3 2 119 481,4 100,0
в том числе:
растениеводство 1 508 812,6 337 432,7 1 171 379,9 50,2
животноводство 434 017,2 184 619,6 249 397,6 14,4
поддержка кредитования 756 894,4 161 949,4 594 945,0 25,2
мелиорация 126 169,1 77 413,2 48 755,9 4,2
малые формы 124 480,0 69 477,0 55 003,0 4,1
прочие 56 815,4 56 815,4 - 1,9
Благодаря государственной поддержке в регионе создаются условия для восстановления и повышения плодородия почв, земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса гидромелиоративных, агрохимических, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.
Оказываемая в рамках Государственной программы поддержка способствовала повышению урожайности сельскохозяйственных культур, повышению продуктивности сельскохозяйственных животных. Наряду с этим субсидирование приобретения минеральных удобрений оказало положительное влияние на качественные показатели получаемой продукции.
Результатом реализации мер по поддержке сельского хозяйства и АПК Волгоградской области стало увеличение объемов производства сельского хозяйства в натуральном и стоимостном измерении, а также рост производства пищевых продуктов [4].
По данным Росстата, в 2013 г. стоимость валовой продукции сельского хозяйства составила 92 млрд рублей, в том числе растениеводства - 61,3 млрд рублей, животноводства - 30,7 млрд рублей. К уровню 2012 г. прирост производства продукции сельского хозяйства составил 9,2%, в том числе продукции растениеводства - 16,3%. При этом в животноводстве произошло сокращение производства на 2,9%, что было вызвано угрозой распространения вируса африканской чумы свиней и мероприятиями по борьбе с АЧС.
В 2013 г. выпуск производства пищевых продуктов увеличился на 4% и составил 56 млрд рублей.
В целом по итогам 2013 г. обеспечен рост производственных и финансовых показателей.
Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных предприятий в 2013 г. составил 79% в общем количестве сельскохозяйственных предприятий, что на 6% больше 2012 г.
В целом по области показатели эффективности сельскохозяйственного производства сложились на уровне 2012 г.: сельскохозяйственными предприятиями получено 2,9 млрд рублей прибыли при рентабельности в размере 14,6% [5].
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Попова С. А., Колпакова Е. А. Роль государственной поддержки в развитии АПК Волгоградской области // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). -ART 15304. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15304.htm. - ISSN 2304-120X.
Таблица 2
Финансово-экономические показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий Волгоградской области
Наименование показателя Ед. изм. 2011 год 2012 год 2013 год
Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции, работ и услуг Млн руб. 19 938,7 26 282,9 24 792,3
В том числе:
растениеводства Млн руб. 13 020,0 18 254,0 16 817,2
животноводства Млн руб. 6 094,9 6 926,0 6 691,0
Прибыль от всей деятельности до налогообложения, включая чрезвычайные доходы и расходы Млн руб. 2 061,3 3 493,2 2926,3
Уровень рентабельности по всей деятельности, включая чрезвычайные доходы и расходы % 12,4 16,5 14,6
Удельный вес прибыльных предприятий % 76 73 78
Наивысший уровень рентабельности в размере 25% получен в степной зоне черноземных почв, в которой хозяйства специализируются на производстве высокорентабельных культур (зерна и подсолнечника).
В сухостепной зоне темно-каштановых почв уровень рентабельности составил 15%, в полупустынной зоне светло-каштановых почв - 9%, а в сухостепной зоне - 5%.
В структуре прибыли сельскохозяйственных предприятий наибольший удельный вес составляет прибыль от реализации продукции: зерна (42%), подсолнечника (42%) и кукурузы на зерно (8%).
В 2013 г. возросли социальные выплаты работникам сельского хозяйства. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, в 2013 г. среднемесячная заработная плата работников в сельском хозяйстве по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, составила 14 425 рублей, что на 13% выше уровня 2012 г. (12,2 тыс. рублей) и на 35% - 2011 г. (10, 4 тыс. рублей).
Эффективность предоставления бюджетных средств на реализацию программных мероприятий оценивается достижением соответствующих целевых индикаторов.
Однако, несмотря на оказываемую государственную поддержку, в настоящее время основная проблема сельскохозяйственных товаропроизводителей России заключается в безудержном росте цен на промышленные средства производства и услуги, особенно на ГСМ, электроэнергию и т. д., которые за последние пять лет увеличились на 40-60%. Низкий платежеспособный спрос на сельскохозяйственное сырье и технику сделал произведенную продукцию неконкурентоспособной.
Государственная поддержка позволяет существенно смягчить последствия неэквивалентности в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями экономики, обеспечить эффективное функционирование аграрного производства, преодолеть негативные тенденции в развитии отрасли. Управление конкурентоспособностью должно стать основным направлением регулирования сельскохозяйственного производства на всех иерархических уровнях: государство, регион, предприятие. Его следует рассматривать как системный специфический фактор и ресурс, использование которого может ускорить или замедлить развитие сельского хозяйства. Однако приоритетную роль в этом регулировании на стадии становления рынка должно играть государство, задачей которого является создание на рынке условий, позволяющих всем хозяйствующим субъектам рынка вести добросовестную, справедливую и открытую конкуренцию.
5
Попова С. А., Колпакова Е. А. Роль государственной поддержки в развитии АПК Волгоградской области // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). -ART 15304. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15304.htm. - ISSN 2304-120X.
научно-методический ~ электронный журнал
Ссылки на источники
1. Стратегия по комплексному развитию сельских территорий Волгоградской области и эффективному функционированию агропромышленного комплекса в условиях ВТО с учетом социально-экономических, природно-климатических особенностей. - URL: http://ksh.volganet.ru/f_05
2. Там же.
3. Попова С. А., Рудкова Т. А., Косицина Ф. П. Развитие сельских территорий Волгоградской области на основе государственного регулирования // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2014. - № 1. - С. 55-57.
4. Попова С. А., Рудкова Т. А., Карпова А. А., Колпакова Е. А. Стратегические основы развития сельских территорий Волгоградской области // Институты и механизмы инновационного развития в экономике, проектном менеджменте, образовании, юриспруденции, экологии, биологии, политологии, психологии, медицине, философии, филологии, социологии, химии, математике, технике, физики: сб. науч. ст. по итогам междунар. науч.-практ. конф. 27-28 декабря 2013 г. - СПб., 2013. - С. 121122.
5. http://ksh.volganet.ru/curre nt-activity/re po rts/
О ISSN 2Э04-12С
ниепт
Svetlana Popova,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the chair of Economic Theory and SocioEconomic Problems of Agriculture, Volgograd State Agricultural University, Volgograd Popova s a@mail.ru Ekaterina Kolpakova,
Postraduate student, senior lecturer at the chair of Economic Theory and Socio-Economic Problems of Agriculture, Volgograd State Agricultural University, Volgograd Katya200611 @mail.ru
The role of governmental support in development of agro-industrial complex in the Volgograd region Abstract. The paper deals with types of the state support of agro-industrial complex currently in force on the territory of the Volgograd region. The authors analyze the size of state support in key areas within 3 years; present the financial results of agricultural enterprises resulting from the implementation of measures of state support for agriculture and agro-industrial complex of the Volgograd region.
Keywords: governmental support, subsidies, agriculture, agro-industrial complex, governmental funding, plant breeding, animal husbandry.
References
1. Strategija po kompleksnomu razvitiju sel'skih territorij Volgogradskoj oblasti i jeffektivnomu funkcion-irovaniju agropromyshlennogo kompleksa v uslovijah VTO s uchetom social'no-jekonomicheskih, pri-rodno-klimaticheskih osobennostej. Available at: http://ksh.volganet.ru/f_05 (in Russian).
2. Ibid.
3. Popova, S. A., Rudkova, T. A. & Kosicina, F. P. (2014) “Razvitie sel'skih territorij Volgogradskoj oblasti na osnove gosudarstvennogo regulirovanija”, Jekonomika sel'skohozjajstvennyh i pererabatyvajushhih predprijatij, № 1, pp. 55-57 (in Russian).
4. Popova, S. A., Rudkova, T. A., Karpova, A. A. & Kolpakova, E. A. (2013) “Strategicheskie osnovy razvitija sel'skih territorij Volgogradskoj oblasti”, Instituty i mehanizmy innovacionnogo razvitija v jekonomike, proektnom menedzhmente, obrazovanii, jurisprudencii, jekologii, biologii, politologii, psihologii, medicine, filosofii, filologii, sociologii, himii, matematike, tehnike, fiziki: sb. nauch. st. po itogam mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 27-28 dekabrja 2013 g., St. Petersburg, pp. 121-122 (in Russian).
5. http://ksh.volganet.ru/current-activity/reports/ (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 20.07.15 Получена положительная рецензия 23.07.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 23.07.15 Опубликована 28.09.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Попова С. А., Колпакова Е. А., 2015
www.e-koncept.ru
6