ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Голиков В. В. Изменение цен и соотношения доходов и расходов населения России в связи с введением международных санкций //Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15302. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-
cept.ru/2015/15302.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15302
УДК 330.101.54
Голиков Вячеслав Владимирович,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и социально-экономических проблем АПК ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет», г. Волгоград
Изменение цен и соотношения доходов и расходов населения России в связи с введением международных санкций
Аннотация. В статье проводится анализ изменения цен и дается оценка динамики изменения соотношения доходов и расходов населения России в связи с введением международных санкций против России и ее ответными действиями, а также мероприятиями по сглаживанию последствий данных санкций.
Ключевые слова: доходы населения, расходы населения, международные санкции, государственная политика, рост цен, инфляция, индекс цен, доходы бюджета, расходы бюджета.
Раздел: (04) экономика.
В середине марта 2014 г., после того как Россия, вопреки американским предупреждениям, признала итоги референдума в Крыму, поддержала одностороннее провозглашение независимости Республики Крым и приняла ее предложение о вхождении в состав России, США и Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада ввели в действие первый пакет санкций [1]. Эти меры предусматривали замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включенных в специальные списки ЕС и США, а также запрет компаниям стран, наложившим санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включенными в эти списки [2]. Помимо указанных в специальных списках ограничений, было также предпринято прекращение контактов и сотрудничества с Россией и российскими организациями в различных сферах бизнеса.
Инициатором введения санкций стало руководство США с целью международной изоляции России. Под сильным давлением руководства США, рискуя понести огромный экономический ущерб, к санкциям присоединились страны Европейского союза [3]. Санкции поддержали также государства Большой семерки и некоторые страны, являющиеся партнерами США и ЕС [4]. Было высказано мнение, что по вопросу наложения санкций руководство США оказывало давление не только на Евросоюз.
Последующее расширение санкций в апреле - мае 2014 г. было напрямую связано с резким обострением ситуации на востоке Украины. Организаторы антироссийских санкций обвинили Россию в действиях, направленных на подрыв территориальной целостности Украины, и, в частности, в поставке оружия террористам в ДНР и ЛНР.
Следующий этап санкций был связан с катастрофой 17 июля 2014 г. самолета Boeing 777 в Донецкой области, причиной которой, по навязанному США мнению руководству ряда европейских государств, стали действия повстанцев, финансируемых Россией.
Эффект от введения санкций против России для ее экономики будет иметь как отрицательные, так и положительные последствия.
По мнению некоторых российских экспертов, санкции не носят катастрофический характер, но могут нанести достаточно существенный удар по экономике России. По оценкам экспертов, в долгосрочной перспективе наиболее негативные последствия будут иметь ограничения, наложенные на экспорт в Россию высоких технологий и доступ российских банков к дешевым кредитным ресурсам из Европы.
Как заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, из-за санкций сложились «не самые лучшие условия» для внешних заимствований, ситуация также «не способствует» притоку иностранных инвестиций.
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Голиков В. В. Изменение цен и соотношения доходов и расходов населения России в связи с введением международных санкций //Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15302. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-
cept.ru/2015/15302.htm. - ISSN 2304-120X.
По оценке ряда российских экспертов, санкции Запада способны стать стимулом для развития российской экономики, прежде всего для аграрного сектора. Также санкции Запада могут переориентировать Россию на рынки Азии и Латинской Америки.
6 августа 2014 г., в ответ на введенные против России санкции, Указом Президента РФ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» на территорию Российской Федерации был запрещен ввоз некоторых видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, произведенных в государствах, принявших решение о введении экономических санкций в отношении российских компаний и/или даже физических лиц или присоединившихся к такому решению [5]. Под действие данного эмбарго попали США, страны ЕС, Австралия, Канада, Норвегия. В перечень товаров, в отношении которых вводятся ограничения по ввозу на территорию РФ, определенный правительством РФ, входят мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и орехи. Суммарный годовой объем экспорта «под запретом» из стран, которые ввели санкции против России, оценивается в 9 млрд долларов США [6].
11 августа 2014 г. также были ограничены государственные закупки товаров легкой промышленности у иностранных поставщиков. В перечень товаров попали: ткани, одежда верхняя, спецодежда, белье нательное, а также одежда из кожи и меха. Данные ограничивающие меры касаются всех государств, за исключением государств - членов Таможенного союза. Решение вступило в силу с 1 сентября 2014 г. [7]
Правительство Российской Федерации 20 августа 2014 г. исключило из списка санкций молоко, мальков лосося и форели, картофель семенной, лук, гибридную сахарную кукурузу и лук, биологически активные добавки.
Россия является вторым по величине рынком сбыта продовольствия Европейского союза. Объем экспорта сельскохозяйственных продуктов и сырья в Россию составил в 2013 г. 12,2 млрд евро [8]. При этом экспорт продовольствия в Россию составил менее 1% общего экспорта ЕС.
Европейский союз для снижения потерь от введенных Россией внешнеторговых ограничений создал специальную группу. На это предлагалось, в частности, использовать средства антикризисного фонда в размере 400 млн евро. В частности, 125 млн евро было выделено Европейским союзом на компенсации фермерам, пострадавшим от российского эмбарго, однако выделенная сумма не сможет покрыть все потери фермеров [9]. На ноябрь 2014 г. из этой суммы оказались востребованы лишь около 37 млн евро.
По данным представителя министерства сельского хозяйства США Гвен Спаркс, в 2013 г. США экспортировали в Россию сельскохозяйственной продукции на 1,2 млрд долларов. Среди основных статей экспорта сельхозпродукции в РФ были: мясо и птица (310 млн долларов), орехи (172 млн долларов), соевые бобы (157 млн долларов) [10]. Экспорт США в Россию составляет менее чем 1 % всего экспорта сельскохозяйственной продукции.
Россия значительную часть пищевых продуктов импортирует в том числе из стран, на которые наложено продовольственное эмбарго. В 2013 г. 40% ввезенной в Россию сельскохозяйственной продукции было произведено в странах Европейского союза, еще 4% - в США [11]. В Калининградской области около 80% всего продовольственного импорта поступало из стран Европейского союза.
За 2013 г. (на основе данных ФТС), по расчетам газеты «Ведомости», на долю Европейского союза приходилось: российского импорта мяса - 37%, рыб и моллюсков -13%, продуктов животного происхождения (молока, яиц, меда) - 33%, овощей - 30%, фруктов - 24%, готовой продукции из мяса и рыбы - 39%, напитков - 25%. На долю США: импорт масличных и прочих семян и плодов - 18%, импорт мяса - 12% [12].
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Голиков В. В. Изменение цен и соотношения доходов и расходов населения России в связи с введением международных санкций //Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15302. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-
cept.ru/2015/15302.htm. - ISSN 2304-120X.
По мнению многих специалистов, существует вероятность, что продовольственное эмбарго может положительно сказаться на развитии агропромышленного комплекса России благодаря вытеснению зарубежных конкурентов и расширению рынков сбыта [13]. Так, например, несмотря на прогнозы экономистов о стагнации, в сентябре 2014 г. промышленное производство в России выросло на 2,8%, рост отраслей, производящих сыры и мясо, стал результатом введения эмбарго в отношении соответствующих продуктов, ввозимых из стран Европейского союза [14].
До введения санкций на долю импортных продуктов питания приходилось до 40% расходов россиян. Однако существует вероятность, что в связи с санкциями существенно повысятся цены на отечественные аналоги, что ударит по бюджету россиян, и в первую очередь беднейших слоев населения. По оценке директора Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Натальи Шагайды, из-за эмбарго 30% российских семей не смогут обеспечить себя минимальным набором продуктов питания, и связывает это с исчезновением отдельных дешевых продуктов, которыми питались бедные семьи, а также с общим повышением цен на продовольствие [15].
По данным Росстата, инфляция по состоянию на 27 октября 2014 г. в годовом выражении выросла до 8,4%. Рост цен на продукты с начала 2014 г. составил 7,1% [16]. В связи с этим Министерство экономического развития РФ изменило прогноз по росту цен на продовольственные товары в 2014 г. до 12-13% вместо 7,4%, прогнозируемых до введения санкций.
Санкции против Запада ударили бумерангом по самым незащищенным слоям населения России, что привело к снижению уровня потребления, а российскому производителю необходимо как минимум 2-4 года, чтобы воплотить в жизнь стратегию импортозамещения [17-18].
Рассмотрим показатели по ключевым позициям экономики, а также проанализируем изменение соотношения доходов и расходов населения за время действия двусторонних санкций.
Импорт России в январе - августе 2014 г. составил 192,5 млрд долларов США и по сравнению с январем - августом 2013 г. снизился на 5,5%. В общем объеме импорта на долю стран дальнего зарубежья в январе - августе 2014 г. приходилось 88,5%, на долю стран СНГ - 11,5% [19].
Вместе с тем экспорт России в январе - августе 2014 г. составил 342,9 млрд долларов США и по сравнению с январем - августом 2013 г. возрос на 0,6%. В общем объеме экспорта на долю стран дальнего зарубежья в январе - августе 2014 г. приходилось 87,0%, на долю стран СНГ - 13,0%.
Основу российского экспорта в январе - августе 2014 г. в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 75,1 % (в январе - августе 2013 г. - 74,8%) [20].
В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский союз как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского союза в январе - августе 2014 г. приходилось 49,2% российского товарооборота (в январе - августе 2013 г. - 50,0%). На страны СНГ в январе - августе 2014 г. приходилось 12,5% российского товарооборота (в январе - августе 2013 г. - 13,3%), на страны Таможенного союза - 6,6% (7,0%), на страны ЕврАзЭС - 6,9% (7,4%), на страны АТЭС - 26,3% (24,5%) [21].
Основными торговыми партнерами России в январе - августе 2014 г. среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 59,1 млрд долларов США (103,4% к январю - августу 2013 г.), Нидерланды - 52,0 млрд долларов США (102,8%), Германия - 46,7 млрд долларов США (97,9%), Италия - 34,3 млрд долларов
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Голиков В. В. Изменение цен и соотношения доходов и расходов населения России в связи с введением международных санкций //Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15302. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-
cept.ru/2015/15302.htm. - ISSN 2304-120X.
США (97,5%), Турция - 21,1 млрд долларов США (101,2%), Япония - 20,8 млрд долларов США (98,1%), США - 20,5 млрд долларов США (117,7%), Республика Корея - 18,5 млрд долларов США (116,3%), Польша - 16,5 млрд долларов США (93,2%), Соединенное Королевство - 14,1 млрд долларов США (92,2%) [22].
Индекс потребительских цен внутри страны в августе составил 100,2%, за период с начала 2014 г. - 105,6% (в августе 2013 г. - 100,1%, за период с начала года - 104,5%).
При этом индекс потребительских цен на продовольственные товары в России в августе 2014 г. составил 110,3% по сравнению с августом прошлого года. Сильнее всего в августе 2014 г. в РФ подорожали мясо и птица, рыба и морепродукты, а также молоко и молочные продукты. Цены на мясную продукцию с начала года поднялись на 13,8%, на рыбную - на 8,6%, а молочную - на 9,2%.
В 2014 г. наблюдается рост производства сельскохозяйственной продукции относительно 2013 г., что обусловлено хорошими показателями по уборке сельскохозяйственных культур, а также стабильным ростом производства продукции мясного животноводства. По данным Росстата, прирост объема производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составил в августе 2014 г. 4,6% к августу 2013 г. В результате за январь - август производство сельскохозяйственной продукции возросло на 4,9% к уровню соответствующего периода прошлого года [23].
Цены на непродовольственные товары также пошли вверх: в августе они поднялись на 0,4%, тогда как в июле рост был 0,3%, в июне - 0,2% [24].
По итогам января - августа 2014 г. промышленное производство в целом по Российской Федерации превысило уровень аналогичного периода 2013 г. (101,3%).
По оценке Минэкономразвития России, инвестиции в основной капитал с исключением сезонного фактора в августе снизились на 1,7%
Динамика промышленного производства в целом, с исключением сезонной и календарной составляющих, после роста в июле, в августе вновь стала отрицательной (-0,2%). В добыче полезных ископаемых после сокращения в июле, в августе рост восстановился (1,0%), в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в августе рост продолжился (0,4%). В обрабатывающих производствах после восстановления роста в июле, в августе вновь произошло сокращение (-0,7%).
В отчете за август Росстатом уточнена помесячная динамика реальных располагаемых доходов населения за апрель - июль 2014 г. к соответствующему периоду предыдущего года. В связи с этим Минэкономразвития России повысило оценку роста реальных располагаемых доходов населения с исключением сезонного фактора за июль с 2,3% до 2,6%. В августе, по оценке Минэкономразвития России, реальные располагаемые доходы населения с исключением сезонного фактора замедлились до 1,4% по отношению к предыдущему месяцу.
Росстат также уточнил динамику реальной заработной платы за июль, понизив её прирост к июлю 2013 г. до 1,4% против 1,8% по предыдущей оценке. Минэкономразвития России скорректировало в сторону понижения сезонноочищенную оценку июля с 0,2% до -0,2%. Прирост с исключением сезонного фактора в августе составил 0,3%. Динамика оборота розничной торговли с исключением сезонного фактора по отношению к предыдущему месяцу в августе замедлилась до 0,2% против 0,4% в июле.
В связи с уточнением Росстатом роста платных услуг населению за июль текущего года в годовом исчислении до 0,8% с 0,6% Минэкономразвития России повысило оценку данного показателя (с исключением сезонности) с -0,3% до 0,2%. В августе рост ускорился до 0,4%.
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Голиков В. В. Изменение цен и соотношения доходов и расходов населения России в связи с введением международных санкций //Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15302. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-
cept.ru/2015/15302.htm. - ISSN 2304-120X.
Минэкономразвития 26 августа 2014 г. представило новый макропрогноз роста экономики России на 2015 г. Базовый показатель - темпы роста ВВП - был снижен вдвое, с 2 до 1 % роста [25].
Однако рост в 1 % в 2015 г. также может быть не достигнут, так как скажутся отложенные эффекты санкций, а многие инвесторы потеряют интерес к инвестированию в Россию.
По мнению Минэкономразвития, инфляция в 2015 г. составит 6,5% (ранее прогнозировались 5%).
Ускорение роста цен на продовольствие, вызванное контрсанкциями России, добавит инфляции 0,5% в 2014 г., кроме того, в 2015 г. еще 1% инфляции добавит введение налога с продаж.
Ускорение роста цен негативно повлияет на доходы населения и на потребление. Прогноз роста реальных зарплат на 2015 г. понижен почти на порядок (с 1,9 до 0,2%), реальных доходов - втрое (с 1,3 до 0,4%), что ведет к резкому замедлению роста розницы (до 0,6% в 2015 г. с 1,9% в 2014 г.).
Отток капитала ожидается на уровне 40 млрд долларов за 2015 г., причем официальный прогноз на этот год - 100 млрд долларов, в 2016 г. - 20 миллиардов - с 10 миллиардов, а в 2017 г. - 10 миллиардов - с нулевой динамики [26].
Инфляция в 2015 г. вырастет на 6,5% (предыдущий вариант прогноза - 5,5%). Существенно ухудшен прогноз по росту розничного товарооборота на 2015 г., а также по росту реальных располагаемых доходов населения [27-28].
Вместе с ухудшением основных макроэкономических параметров предполагается сокращение экспорта нефти, нефтепродуктов и газа - основных статей, формирующих доходы бюджета, - как в объемах, так и в стоимостном выражении. Если в 2013 г. поставки нефти, нефтепродуктов и газа в страны дальнего зарубежья составляли $323,4 млрд, то в текущем - $313,56 млрд (при цене на нефть $105). Уже в 2015 г. объемы составят $292,5 млрд (прогноз цены - $100), в 2016 г. - $288,3 млрд, в 2017 г. - $288,5 млрд. Объемы поставок на ближнее зарубежье также снижаются.
По мнению главы ЦБ РФ Э. С. Набиулиной, Банк России располагает необходимыми инструментами для смягчения последствий западных санкций, а финансовый и корпоративный секторы вполне могут справиться с имеющимися долгами.
По ее словам, объемы рефинансирования под инвестпроекты, которое запускает ЦБ, будут небольшими и не приведут к смягчению денежно-кредитной политики в нынешних условиях.
1 июля 2014 г. Минфин России понизил оценку дефицита федерального бюджета в 2015 г. с 1% ВВП, заложенных в трехлетнем бюджете, до 0,4% ВВП.
Дефицит в 2016 и 2017 гг. оценивается в 0,6% ВВП.
Оценка доходов бюджета в 2015 г. повышена с 14 трлн 564,9 млрд рублей до 14 трлн 923,9 млрд рублей, то есть на 359 млрд рублей. Это увеличение должны обеспечить нефтегазовые доходы: прогноз по ним увеличен на 702 млрд рублей, с 6 трлн 818 млрд рублей до 7 трлн 520,6 млрд рублей.
При этом оценка ненефтегазовых доходов снижена на 343 млрд рублей - до 7 трлн 403,3 млрд рублей с 7 трлн 746,3 млрд рублей.
В результате оценка ненефтегазового дефицита выросла с 7 трлн 615,2 млрд рублей до 7 трлн 849 млрд рублей, или с 9,6% до 10,3% ВВП против ожидаемых 10,1 % ВВП в 2014 г.
Таким образом, ненефтегазовый дефицит (именно этот показатель в первую очередь используют международные институты для оценки стабильности бюджетной системы РФ) может вернуться к показателю 2013 г. Максимум был зафиксирован в кризисном 2009 г., когда ненефтегазовый дефицит бюджета увеличился до 13,7% (6,5% в 2008 г.) [29].
5
о
Huem
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Голиков В. В. Изменение цен и соотношения доходов и расходов населения России в связи с введением международных санкций //Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15302. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-
cept.ru/2015/15302.htm. - ISSN 2304-120X.
Оценка предельных расходов с учетом бюджетного правила на 2015 г. сокращена с 15 трлн 361,5 млрд рублей до 15 трлн 252,3 млрд рублей, при этом доля этого показателя в ВВП увеличена до 20% с 19,3% за счет сокращения прогнозного ВВП в денежном выражении.
Как сказал глава Минфина, возможности государства финансировать расходы бюджета дошли до предела. «Нам придется в следующем году использовать условно утвержденные расходы, и мы вынуждены будем корректировать наши предельные расходы за счет уменьшения условно утвержденных расходов. Дальше мы предложили сократить расходы в 2016-2017 гг. для балансировки бюджета еще на 2%. Это дает 306 млрд рублей», - сказал он [30].
Резюмируя проведенный выше анализ, следует заметить, что введенные двухсторонние санкции и снижение объемов экспорта из страны нефти и газа не могут благотворно влиять ни на российскую экономику, ни на экономику стран, поддержавших санкции против России. Однако они могут помочь развитию российской экономики за счет внутренних резервов, хотя для этого потребуется много усилий и финансовых вложений государства.
Ссылки на источники
1. Попова С. А., Рудкова Т. А., Горбачева А. С., Колпакова Е. А. Устойчивое развитие сельских территорий волгоградской области: проблемы и пути решения // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование / Волгоградский ГАУ. -2013. - Вып. № 3 (31). - С. 235-239.
2. Би-би-си: «США и ЕС вводят санкции против чиновников РФ и Украины». - BBC, 14.03.2014 г. -URL: http://www.bbc.co.uk /russian/russia/2014/03/140317_eu_sanctions_russia.shtml.
3. Вице-президент США: страны ЕС пошли на введение санкций против РФ под давлением Вашингтона. - ТАСС, 3.10.2014 г. - URL: http://itar-tass.com/mezhdunarodnaya-panorama/1483693.
4. Австралия отменила ряд визитов в Россию из-за ситуации на Украине // Газета. Ru. - 2014. - 4 марта. - URL: http://www.gazeta.ru /politics/news/2014/03/04/n_5989653.shtml.
5. Указ о применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации: официальный сайт Президента России. - Кремлин.ру, 06.08.2014 г. - URL: http://kremlin.ru/ news/46404 .
6. Россия запретила импорт продовольствия на $9 млрд в ответ на санкции (рус.). - ИТАР-ТАСС, 07.08.2014 г. - URL: http://itar-tass.com/ ekonomika/1367515.
7. Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд»
8. Горбачева А. С., Ахманова С. И., Попова С. А., Рудкова Т. А. Организация службы внутреннего контроля в структурах АПК // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: Наука и высшее профессиональное образование / Волгоградский ГАУЭ. - 2013. - Вып. № 4(32). - С. 237-245.
9. Попова С. А., Рудкова Т. А., Горбачева А. С., Колпакова Е. А. Указ. соч.
10. Горбачева А. С., Ахманова С. И., Попова С. А., Рудкова Т. А. Указ. соч.
11. Указ о применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации: официальный сайт Президента России.
12. Экспорт-импорт важнейших товаров за январь - август 2014 года. - customs.ru, 07.10.2014 г. - URL: http://www.customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=19985&Itemid=1981.
13. Российские аграрии готовы полностью заменить импортные продукты // Роосийская газета. - 2014. - 11 авг. - URL: http://www.rg.ru/2014/08/11/produkti-site.html.
14. Указ о применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации: официальный сайт Президента России.
15. Продуктовые санкции заставят 30% россиян недоедать. - Экономика - Slon.ru - URL: http://slon.ru/economics/ produktovye_sanktsii_zastavyat_30_rossiyan_nedoedat-1140697.xhtml.
16. Росстат: инфляция в годовом выражении достигла 8,4%. - Экономика и бизнес, 29.10.2014 г. -URL: http://tass.ru/ekonomika/1540357.
17. В России заметно ускорился рост цен на продукты. - URL: http://www.taminfo.ru/tambov_novosti/economics/print: page,1,28627-v-rossii-zametno-uskorilsya-rost-cen-na-produkty.html.
6
18.
19.
20. 21.
22.
23.
24.
25.
26. 27.
28.
29.
30.
Голиков В. В. Изменение цен и соотношения доходов и расходов населения России в связи с введением международных санкций //Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15302. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-
cept.ru/2015/15302.htm. - ISSN 2304-120X.
научно-методический ^ электронный журнал
Разин А. С. Институализация экономической этики в современной гуманитарной науке // Этические ценности в современном социокультурном пространстве: коллективная монография / под общ. ред. А. С. Разина. - Волгоград: ФГБОУ ВПО Волгоградский ГАУ, 2014.
Экспорт-импорт важнейших товаров за январь - август 2014 года.
Там же.
Голиков В. В. Специфика конкурентоспособности промышленных предприятий в России // Вестник Волгоградского института бизнеса «Бизнес. Образование. Право». - Волгоград, 2008. - Вып. 5. -С. 23-28.
Экспорт-импорт важнейших товаров за январь - август 2014 года.
Там же.
Алексей Кудрин увидел цену // РГ. - 2014. - 20 дек. - URL: http://www.rg.ru/2010/09/09/tovary.html. Жизнь после санкций: что ждет россиян в 2015 г. // РБК. - 2014. - 26 авг. - URL:
http://top.rbc.ru/economics/ 26/08/2014/945209.shtml.
Там же.
Голиков В. В. Государственное регулирование ценовой политики в регионах России (на примере Волгоградской области) // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2009. - Вып. № 1(8). -С.4-6.
Кабанов В. И., Голиков В. В., Рубцова В. Н. Анализ и оценка динамики изменения социальных показателей в рамках проводимой социальной политики в России в период кризиса 2008 года // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. - 2012. - № 1. - С. 182-187.
Кислицына В. В. Роль преподавания экономических дисциплин в социальном развитии школьников старшего возраста // Концепт. - 2012. - № 1 (январь). - URL: http://e-koncept.ru/2012/1205.htm. Голиков В. В. Необходимость дополнения категорий, определяющих уровень жизни населения в России в условиях инновационного развития страны // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 10: Инновационная деятельность. - 2014. - № 4. - С. 12-18.
О ISSN 2304-Ш
ниегтг
Vyacheslav Golikov,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the chair of Economic Theory and Socio-Economic Problems of Agro-industrial Complex, Volgograd State Agricultural University, Volgograd Price changes and ratios of income and expenses of Russian population in connection with international sanctions
Abstract. The paper analyzes price changes and the estimation of dynamics of income-expenses ratio of Russian population in connection with international sanctions against Russia and its response, as well as measures to mitigate the effects of these sanctions.
Keywords: income, expenditures of population, international sanctions, government policy, rising prices, inflation, price index, budget revenues, budget expenditures.
References
1. Popova, S. A., Rudkova, T. A., Gorbacheva, A. S. & Kolpakova, E. A. (2013) “Ustojchivoe razvitie sel'skih territorij volgogradskoj oblasti: problemy i puti reshenija”, Izvestija Nizhnevolzhskogo agrouni-versitetskogo kompleksa: nauka i vysshee professional'noe obrazovanie / Volgogradskij GAU, vyp. № 3 (31), pp. 235-239 (in Russian).
2. Bi-bi-si: “SShA i ES vvodjat sankcii protiv chinovnikov RF i Ukrainy”, BBC, 14.03.2014 g. Available at: http://www.bbc.co.uk /russian/russia/2014/03/140317_eu_sanctions_russia.shtml (in Russian).
3. Vice-prezident SShA: strany ES poshli na vvedenie sankcij protiv RF pod davleniem Vashingtona, TASS, 3.10.2014 g. Available at: http://itar-tass.com/mezhdunarodnaya-panorama/1483693.
4. “Avstralija otmenila rjad vizitov v Rossiju iz-za situacii na Ukraine”, Gazeta. Ru, 04.03.2014 g. Available at: http://www.gazeta.ru /politics/news/2014/03/04/n_5989653.shtml (in Russian).
5. Ukaz o primenenii otdel'nyh special'nyh jekonomicheskih mer v celjah obespechenija bezopasno-sti Ros-sijskojFederacii. Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossii, Kremlin.ru, 06.08.2014 g. Available at: http://kremlin.ru/ news/46404 (in Russian).
6. Rossija zapretila import prodovol'stvija na $9 mlrd v otvet na sankcii (rus.), ITAR-TASS, 07.08.2014 g. Available at: http://itar-tass.com/ ekonomika/1367515 (in Russian).
7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 11 avgusta 2014 g. № 791 “Ob ustanovlenii zapreta na dopusk tovarov legkoj promyshlennosti, proishodjashhih iz inostrannyh gosudarstv, v celjah osushhestvlenija zakupok dlja obespechenija federal'nyh nuzhd”.
7
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Голиков В. В. Изменение цен и соотношения доходов и расходов населения России в связи с введением международных санкций //Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15302. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-
cept.ru/2015/15302.htm. - ISSN 2304-120X.
8. Gorbacheva, A. S., Ahmanova, S. I., Popova, S. A. & Rudkova, T. A. (2013) “Organizacija sluzhby vnu-trennego kontrolja v strukturah APK”, Izvestija Nizhnevolzhskogo agrouniversitetskogo kompleksa: Nauka i vysshee professional'noe obrazovanie / Volgogradskij GAUJe, vyp. № 4(32), pp. 237-245 (in Russian).
9. Popova, S. A., Rudkova, T. A., Gorbacheva, A. S. & Kolpakova, E. A. (2013) Op. cit.
10. Gorbacheva, A. S., Ahmanova, S. I., Popova, S. A. & Rudkova, T. A. (2013) Op. cit.
11. Ukaz o primenenii otdel'nyh special'nyh jekonomicheskih mer v celjah obespechenija bezopasnosti Ros-sijskoj Federacii: oficial'nyj sajt Prezidenta Rossii.
12. Jeksport-import vazhnejshih tovarov za janvar'- avgust 2014 goda, customs.ru, 07.10.2014 g. Available
at: http://www.customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=19985&Itemid=1981 (in
Russian).
13. “Rossijskie agrarii gotovy polnost'ju zamenit' importnye produkty”, Rossijskaja gazeta, 11.08.2014 g. Available at: http://www.rg.ru/2014/08/11/produkti-site.html (in Russian).
14. Ukaz o primenenii otdel'nyh special'nyh jekonomicheskih mer v celjah obespechenija bezopasnosti Ros-sijskoj Federacii: oficial'nyj sajt Prezidenta Rossii.
15. Produktovye sankcii zastavjat 30% rossijan nedoedat', Jekonomika - Slon.ru. Available at:
http://slon.ru/economics/ produktovye_sanktsii_zastavyat_30_rossiyan_nedoedat-1140697.xhtml (in
Russian).
16. Rosstat: infljacija v godovom vyrazhenii dostigla 8,4%, Jekonomika i biznes, 29.10.2014 g. Available at: http://tass.ru/ekonomika/1540357 (in Russian).
17. VRossiizametno uskorilsja rost cen na produkty. Available at: http://www.taminfo.ru/tambov_novosti/eco-nomics/print: page,1,28627-v-rossii-zametno-uskorilsya-rost-cen-na-produkty.html (in Russian).
18. Razin, A. S. (2014) “Institualizacija jekonomicheskoj jetiki v sovremennoj gumanitarnoj nauke”, Jetiche-skie cennosti v sovremennom sociokul'turnom prostranstve: kollektivnaja monografija, FGBOU VPO Volgogradskij GAU, Volgograd.
19. Jeksport-import vazhnejshih tovarov za janvar' - avgust 2014 goda.
20. Ibid.
21. Golikov, V. V. (2008) “Specifika konkurentosposobnosti promyshlennyh predprijatij v Rossii”, Vestnik Vol-gogradskogo instituta biznesa “Biznes. Obrazovanie. Pravo”, Volgograd, vyp. 5, pp. 23-28 (in Russian).
22. Jeksport-import vazhnejshih tovarov za janvar' - avgust 2014 goda.
23. Ibid.
24. “Aleksej Kudrin uvidel cenu”, RG, 2014, 20 dek. Available at: http://www.rg.ru/2010/09/09/tovary.html.
25. “Zhizn' posle sankcij: chto zhdet rossijan v 2015 g.”, RBK, 2014, 26 avg. Available at: http://top.rbc.ru/eco-nomics/ 26/08/2014/945209.shtml (in Russian).
26. Ibid.
27. Golikov, V. V. (2009) “Gosudarstvennoe regulirovanie cenovoj politiki v regionah Rossii (na primere Volgograd-skoj oblasti)”, Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii, vyp. № 1(8), pp. 4-6 (in Russian).
28. Kabanov, V. I., Golikov, V. V. & Rubcova, V. N. (2012) “Analiz i ocenka dinamiki izmenenija social'nyh pokazatelej v ramkah provodimoj social'noj politiki v Rossii v period krizisa 2008 goda”, Izvestija Nizhnevolzhskogo agrouniversitetskogo kompleksa: nauka i vysshee professional'noe obrazovanie, № 1, pp. 182-187 (in Russian).
29. Kislicyna, V. V. (2012) “Rol' prepodavanija jekonomicheskih disciplin v social'nom razvitii shkol'nikov starshego vozrasta”, Koncept, № 1 (janvar'). Available at: http://e-koncept.ru/2012/1205.htm (in Russian).
30. Golikov, V. V. (2014) “Neobhodimost' dopolnenija kategorij, opredeljajushhih uroven' zhizni naselenija v Rossii v uslovijah innovacionnogo razvitija strany”, Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universi-teta. Serija 10: Innovacionnaja dejatel'nost', № 4, pp. 12-18 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 24.06.15 Получена положительная рецензия 27.06.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 27.06.15 Опубликована 28.09.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Голиков В. В., 2015
www.e-koncept.ru
8