Т.А. Евстратова,
канд. соц. наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и социальной инженерии, Российский государственный социальный университет, Москва.
T. A. Evstratova,
candidate of sociological Sciences, associate Professor at the state, municipal management and social engineering, Russian state social University, Moscow.
E-mail: [email protected]
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
The role of the state youth policy in modern society.
Аннотация: в статье анализируется своеобразие молодежи как социальной группы, задачи, цели государственной молодежной политики и необходимость объединения молодежи, развития организованного молодежного движения в стране. Автор рассматривает возрождение России через воспитание гражданственности и патриотизма молодежи, а также необходимость привлечения молодых людей к активному участию в жизни общества и государства.
Annotation: the article examines the uniqueness of youth as a social group, aim, objectives of the state youth policy and the need to unite youth, the development of organized youth movement in the country. The author examines the revival of Russia through the education of civilization and patriotism of youth, and the need to attract young people to actively participate in society and the state.
Ключевые слова: государственная молодежная политика, государственное управление, молодежь.
Key words: the state youth policy, public administration, youth.
Проблемы молодежи привлекают все большее внимание общественности и ученых, т.к. обществу не безразлично с каким человеческим потенциалом оно вошло в новое тысячелетие. Такое понимание стимулирует разнообразные проблемные социальные исследования, среди них наиболее актуальны вопросы выбора жизненных стратегий, ценностных ориентаций и социальных установок, социальной активности, политических предпочтений молодежи.
Социальная политика государства в отношении молодежи нуждается в качественном совершенствовании механизмов управления, в соответствии с современными задачами возрождения России [12]. Однако именно управленческий аспект государственной молодежной политики остается наименее изученным в современной социологии. Вместе с тем, ее эффективность на современном этапе как никогда зависит от умения предвидеть, предвосхитить поворот событий, что достигается как путем всестороннего социологического анализа закономерных изменений, происходящих в молодежной среде, так и применением социологических методов управления (маркетинга,
стратегического планирования и проектирования), социологического мониторинга, социальной экспертизы, социального эксперимента и др.
В литературе насчитывается множество различных определений понятия «молодежь». Так, И.С. Кон рассматривает молодежь как «социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость, по мнению автора, как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [2].
В.Т. Лисовский определяет молодежь как «поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [6]. В Энциклопедическом социологическом словаре определение молодежи выглядит следующим образом: «это большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления, формирования» [8].
Молодежь изучается целым рядом социальных наук - философией, психологией, педагогикой, социологией, демографией, историей и др. И каждая из них исследует какую-либо определенную грань объекта: психологию интересуют особенности поведения подростков, их возрастные изменения, педагогику - процессы обучения и воспитания, демографию - особенности демографического поведения молодежи. Социология же в первую очередь рассматривает молодежь как субъекта общественных отношений, выполняющего специфические общественные функции -воспроизводственную, трансляционную и инновационную. Наиболее важной из них является функция социального воспроизводства: молодежь участвует в передаче всей системы общественных отношений от поколения к поколению, причем дальнейшее воспроизводство происходит на более высоком качественном уровне за счет накопления социального опыта.
Своеобразие молодежи как социальной группы заключается в следующем:
• во-первых, в наличии значительной доли молодежи (учащиеся, студенты), не имеющей в полном смысле слова собственного социального положения и характеризующейся либо своим прошлым социальным статусом - социальным положением родительской семьи, либо своим будущим статусом, связанным с профессиональной подготовкой;
• во-вторых, в том, что социальные особенности различных групп молодежи определяются не только их формальной принадлежностью к различным структурам общества, но и непосредственно включенностью в массовые движения. Образуемые таким образом социокультурные модели сознания и поведения молодежи (неформальные, политические, когортные и т.д.) существенно различаются.
Социальное качество молодежи связывается с тем специфическим местом, которое она занимает в социальной структуре, и определяется способностью молодого поколения воспроизводить сложившиеся на момент ее становления общественные отношения. Во-вторых, молодежь как субъект общественного производства характеризуется особым содержанием личностной и предметной стороны конкретно-исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификой ее социального положения и определяется особенностями процесса социализации.
Таким образом, молодежь выступает как социальная группа, обладающая специфическими возрастными и психологическими особенностями и выполняющая важнейшую общественную функцию социального воспроизводства. Именно поэтому она должна принимать непосредственное участие в управлении государством. С одной стороны, это будет способствовать интеграции молодого поколения в общественные отношения, представительству ее интересов на уровне государства. С другой - это поможет создать новое поколение управленческих кадров из наиболее талантливых и инициативных и, тем самым, обеспечить преемственность в сфере политики и управления.
Однако на сегодняшний день в нашей стране молодежь практически не представлена в органах политической власти. Возможно, это обусловлено тем, что интересы этой социальной группы соблюдены, и отстаивать их на государственном уровне нет необходимости.
Снижаются возможности участия молодежи в экономическом развитии страны. Доля молодых людей в составе безработных остается высокой. Продолжается процесс перераспределения молодежи из сферы материального производства в сферу обслуживания и обращения.
Зарплата прочно утвердилась на первом месте в мотивах труда, оттеснив с ведущих позиций такие ценности, как содержание труда, возможность реализации своих знаний и способностей через труд. Мотив больших зарплат во многом определяет социально-профессиональные ориентиры молодежи. В глазах юношества первыми по престижности в списке из 20 профессий находятся юрист, владелец коммерческого банка, врач и профессор вуза; самый же низкий престиж у инженера, рабочего на предприятии, тракториста. Происходит рост удельного веса той части молодежи, которая не имеет профессии и существует на случайные заработки, которой присущ низкий социальный статус.
Материально-бытовое положение большинства молодых россиян продолжает ухудшаться. Усиливается «поляризация» групп молодежи по уровню их доходов. Сокращается «средняя группа», увеличиваются «крайние» (группа со сверхнизкими доходами растет особенно интенсивно, становится доминирующей). Наименее обеспеченными продолжают оставаться молодые семьи, молодые работники сельского хозяйства, науки, культуры и образования. Еще одной актуальной проблемой является «поляризации в условиях организации жизненного пространства городских и сельских поселений, определенного рода дискриминация по месту жительства сельской молодежи» [13].
Ослабление, а частью и разрушение механизмов социального контроля, с одной стороны, и новые возможности рынка - с другой, предопределили
38
стремительное развитие в молодежной среде различных социальных отклонений. Наиболее заметен рост числа потребляющих наркотики, доступность которых привела к тому, что огромное число молодых людей хотя бы однократно их пробовали (часто употребляют наркотики почти 2% молодых людей, пробовали наркотики еще 8%). Наркотизация молодежи - одна из проблем национальной безопасности России.
Действия государственной власти по реализации молодежной политики в нашей стране не были замечены даже самой молодежью. Лишь 10-17% молодых людей считают, что Правительство РФ проводит целенаправленную молодежную политику в ряде особо значимых для молодежи сфер жизнедеятельности, а 55-69% считают, что этого не делается.
Государственная молодежная политика, механизм ее разработки и реализации должны быть направлены на развитие инновационного потенциала молодежи в интересах общества и с должным общественным признанием деятельности молодых граждан и их объединений, на поддержку молодых людей в ситуациях риска, на формирование проектов и программ, обеспечивающих социальное творчество молодежи.
В этих условиях резко возрастает необходимость развития организованного молодежного движения. При этом самым оптимальным для организации такого движения мог бы стать местный уровень, как наиболее приближенный к жизненному миру молодого человека. Именно с образования молодежных комитетов при органах местного самоуправления можно начать создание всей структуры вовлечения молодежи в общественную и политическую жизнь страны. Целью деятельности этих комитетов являлось бы не только представительство интересов молодежи во властных структурах, но и активизация их деятельности в решении проблем того или иного муниципального образования.
В качестве одной из сущностных характеристик молодежи выступает мотивационная сфера сознания как направленность личности на репродуктивную и инновационную деятельность, производная условий жизнедеятельности в процессе социального становления молодого поколения как субъекта общественного производства и общественной жизни.
В процессе социализации молодежи, активного включения молодежи в деятельность, среду происходит формирование мотивационных установок личности. В условиях стабильного развития общества осуществляется воспроизводство социальной структуры общества, которая в своей основе отражается в молодежной среде. В условиях реформирования общества особая роль отводится социальному новаторству, зачастую полному отрицанию предшествующего опыта [4].
В оценке социального развития молодежи используются следующие критерии:
- социальные гарантии, предоставляемые обществом молодежи для компенсации ее дискриминации по возрастным признакам;
- возможности, предлагаемые обществом для осуществления молодыми гражданами своего выбора;
- условия для проявления индивидуальности и личной свободы;
- забота общества о молодежи как будущем России;
- уровень осознания молодежью стандартов и требований общественного развития.
Целостное изучение молодежи проявляется в рассмотрении всего многообразия ее связей с обществом, определяемого спецификой роли и места этой социальной группы в процессе общественного воспроизводства.
Реализация государственной молодежной политики направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, на развитие и поддержку молодежных и детских общественных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика отражает стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, любви к Родине, готовности к самопожертвованию ради своего Отечества [3], на соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
Государственная молодежная политика проводится в отношении граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет. Процесс активного социального становления, получения соответствующего образования, начала трудовой деятельности, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, создания семьи, рождения и воспитания детей, интенсивной адаптации к различным формам социальных отношений, т.е. начала активной реализации молодыми гражданами своих прав и обязанностей, жизненного потенциала, приходится на указанный возрастной период. Именно в данный период исключительно важна государственная поддержка и создание условий для активного проявления созидательного потенциала молодежи во всех сферах государственной и общественной жизни.
Субъектами реализации молодежной политики в Российской Федерации выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, работодатели, общественные объединения, другие юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по созданию необходимых и достаточных условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания и развития [1].
Исключительное значение имеет участие самих молодых граждан, молодежных и детских общественных объединений в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Молодежь - объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития российского государства и общества. Молодежь несет особую ответственность за сохранение и развитие своей страны, за преемственность исторического и культурного наследия, за возрождение своего Отечества.
Поддержка молодых людей, их привлечение к созидательному, активному участию в жизни общества и государства - это инвестиции в развитие стратегических ресурсов государства.
В настоящее время формируется всероссийский подход к молодежной политике, учитывающий особенности, возможности, специфику федерального, регионального и муниципального уровней. На современном этапе развития российского общества воспитание гражданственности и патриотизма является важнейшим условием возрождения России как великой державы.
В задачу государственной молодежной политики входит содействие правовой социализации, означающей осмысление основных прав и ответственности молодых граждан России. Молодежь не может нормально действовать на экономическом и политическом поле без ясного представления о государственном устройстве, политической, правоохранительной, налоговой системе и т.д.
Осуществление целостной государственной молодежной политики в Российской Федерации было признано одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства Указом Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики" от 16.09.1992 № 1075.
Документом предусматривалась реорганизация системы по охране прав несовершеннолетних, поручалось разработать предложения по льготному кредитованию молодых семей, запрещалось использование не по назначению спортивных, досуговых клубов, пионерских лагерей.
Система управления государственной молодежной политикой на федеральном уровне начала складываться с 1992 года. Утвержденные постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.1993 г. № 5090-1 "Основные направления государственной молодежной политики" определили ее как деятельность государства, направленную на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Было установлено, что государственная молодежная политика осуществляется государственными органами и их должностными лицами, молодежными объединениями и их ассоциациями; формулировалось понятие "государственная служба по делам молодежи"[5].
Проблема участия современной российской молодежи в местном самоуправлении на сегодняшний день является очень актуальной. В российском обществе назрела необходимость объединения молодежи, развития организованного молодежного движения. При этом самым оптимальным для организации такого движения мог бы стать местный уровень, как наиболее приближенный к жизненному миру молодого человека. Именно с образования молодежных общественно-политических организаций при органах местного самоуправления можно начать создание всей структуры вовлечения молодежи в общественную и политическую жизнь страны.
Литература
1 Атаманчук Г.В. Государственная служба Российской Федерации: Первые шаги и перспективы / Г.В. Атаманчук .-М .-1997. С. 56-61.
2 Иванов А.В . Социально-педагогическая работа с агрессивными подростками. ЦИТИСЭ. 2015. № 2. С. 26.
3 Кабанова Е.Е., Зубкова Н.В. Культура как одна из важнейших составляющих общества. В сборнике: Сборник научных трудов кафедры государственного, муниципального управления и социальной инженерии Москва, 2015. С. 106-110.
4 Кон И.С. Молодежь // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т.16. стр. 478.
5 Гончарук А.Ю. Общественно-образовательные основы инновационных подходов в нравственноэстетическом воспитании юношества в контексте системы социально-педагогической эмотивации. Ученые записки Российского государственного социального университета. 2013. № 1 (112). С. 64-71.
6 Гончарук А.Ю. Формирование эстетического идеала старшеклассников в процессе изучения основ эстетики и искусствознания (на материале факультативных и внеклассных занятий). диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Москва, 1984.
7 Медведева Н.В. Содержание и особенности социального партнерства в системе муниципального управления. Материалы Ивановских чтений. 2013. №3. С.141-145.
8 Молодежь России: тенденции, перспективы/ Под ред. И.М.Ильинского, А.В.Шаронова. - М., 1993.
9 Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.93 №5090-1// Ведомости Российской Федерации. -1993. -325. - Ст. 903.
10 Морозов А.В., Радченко Л.Е. Роль телевидения в обеспечении социально-психологической безопасности несовершеннолетних. Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2009. № 3. С. 119.
11 Энциклопедический социологический словарь. / Под общ. ред. Осипова Г.В. - М.: ИСПИ РАН. 1995. - стр. 421
12 Фролова Е.В. Управленческие практики и модель модернизации социальной инфраструктуры муниципальных образований России. Москва, 2014.
13 Фролова Е.В. Анализ методологических подходов в исследовании социальной инфраструктуры. - Социальная политика и социология. 2013. Т. 1. № 2 (92). С. 77-93.
14 Шкурко Н.М., Гончарук А.Ю. Психолого-педагогические основы культуры межнациональных отношений личности в социально-образовательном пространстве современной России. Журнал гуманитарных наук. 2015. № 10. С. 12-18.